Управление коммерческой деятельностью в области закупок

Управление коммерческой деятельностью в области закупок.

Статьи по теме
Искать по теме

Каждое предприятие – это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Его задача состоит в том, чтобы воспринять "на входе" факторы производства (затраты), переработать их и "на выходе" выдать продукцию (результат). Такого рода трансформационный процесс называется "производство". Его цель – в конечном итоге улучшить уже имеющиеся показатели, чтобы увеличить, таким образом, запас средств, пригодных для удовлетворения потребностей.

Предприятие выступает в роли потребителя, когда покупает товары, услуги с целью получения прибыли путем использования покупки для производства других продуктов или путем использования покупки в своих операциях. Такими товарами могут быть как сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, вспомогательное оборудование, разнообразные услуги, так и рабочая сила.

Поведение потребителей промышленных товаров зависит от условий, которые должны выполняться при осуществлении закупок, структуры и особенностей их использования, влияния на процесс закупок. Обычно наиболее важные условия осуществления закупок – доступность товаров, надежность продавцов, стабильное качество товаров, их цена и условия поставок.

В качестве одного из наиболее важных условий, влияющих на поведение потребителей, является доступность товаров, то есть возможность получать необходимую продукцию в любой требуемый момент времени. Это обеспечивает ритмичность работы предприятий-потребителей, позволяет эффективнее планировать свою деятельность. Цель покупки у любого предприятия – увеличение прибыли через снижение затрат или увеличение продаж.

В сфере товарного рынка успешно функционируют те предприятия, которые соблюдают следующие принципы и условия:

- поддержание коммерческой политики с помощью целевых инвестиций, льготных кредитов и норм амортизации;

- изготовление товаров (оказание услуг) высокого качества и необходимых покупателям;

- производство товаров при затратах, позволяющих продать их по ценам, обеспечивающим платежеспособность покупателей и получение прибыли;

- усиление конкуренции, направленной на развитие экономических процессов рынка.

Сущность и содержание закупочной деятельности

Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С нее по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю (потребителю) и получить прибыль, необходимо располагать (владеть) товаром.

По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров.

Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый ассортимент товаров розничной торговой сети для снабжения населения, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, а также обеспечивают эффективную работу торгового предприятия [14, с.94].

В условиях рыночной экономики организация и технология закупочной работы в Российской Федерации претерпела коренные изменения: на смену фондовому распределению товаров при административно-командной экономике, системе централизованного прикрепления покупателей к поставщикам, твердых государственных цен, неравенства действующих субъектов, жесткой регламентации поставок товаров, отсутствия самостоятельности, инициативы, предприимчивости коммерческих работников пришла эпоха. Свободных рыночных отношений, характеризующихся:

- свободой выбора партнера, контрагента по закупке (поставщиков) товаров;

- множественностью источников закупки (поставщиков);

- равноправием партнеров;

- возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров;

- саморегулированием процессов поставки товаров;

- свободой ценообразования;

- конкуренцией поставщиков и покупателей;

- экономической ответственностью сторон;

- инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью коммерсанта при закупке товаров.

Коммерческая работа по оптовым закупкам складывается из следующих этапов:

- изучение и прогнозирование покупательского спроса;

- выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

- организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представление заказов и заявок поставщикам;

-организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, у импортеров и других поставщиков;

- организация учета и контроля за оптовыми закупками.

Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров и рыночным условиям должна базироваться на принципах современного маркетинга. С помощью методов маркетинга коммерческие работники, руководители, менеджеры торговых предприятий получают необходимую информацию о том какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, и каких регионах спрос на данные изделия (то есть емкость рынка) наиболее высокий, где сбыт или закупка продукции может принести наибольшую прибыль [15, с.328].

Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым условием эффективного использования маркетинга для успешной коммерческой работы по закупкам товаров. Теория и практика маркетинга выработали целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации оптовых закупок товаров. Поэтому оптовые закупки следует начинать с изучения спроса, потребностей покупателей на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос. Оптовые торговые предприятия, обслуживая определенный территориально-экономический район и конкретных покупателей, изучают как объем покупательского спроса на те или иные виды (группы) товаров, так и ассортиментную структуру спроса. Для этого торговыми предприятиями используются различные методы изучения и прогнозирования спроса. К ним следует отнести оперативный учет продажи товаров и движение товарных запасов за истекший период, изучение и обобщение заявок и заказов покупателей на приобретение и поставку товаров, учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей, проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями, (экономико-математические методы прогнозирования спроса).

Для изучения и прогнозирования спроса на крупных и средних торговых предприятиях создаются маркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых является изучение как общего объема спроса (емкости рынка), так и внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары [22, с.307].

Для успешного выполнения коммерческих операций по скупкам товаров, оптовые базы должны систематически заниматься выявлением и изучением источников закупки, поставщиков товаров. Коммерческие работники должны хорошо знать свой экономический район и его природные богатства, промышленность, сельское хозяйство, производственные возможности и ассортимент вырабатываемых изделий на промышленных предприятиях.

Важная роль в коммерческой работе отводится изысканию дополнительных ресурсов из местного сырья, продукции кооперативной промышленности, подсобных, фермерских хозяйств, продукции индивидуальной трудовой деятельности. Коммерческий аппарат оптовых баз, должен выявлять возможности развития новых видов производства восстановления старых забытых промыслов, вести учет и повседневно регистрировать производителей товаров, еще не связанных договорными отношениями с базой, готовить предложения по вопросам увеличения производства нужных товаров, расширения ассортимента, улучшения качества.

Коммерческим работникам следует посещать производственные предприятия (поставщиков-изготовителей) с целью ознакомления с производственными возможностями предприятия, объемом и качеством выпускаемой продукции, а также участвовать в совещаниях с работниками промышленности, в работе оптовых ярмарок, выставок – просмотров новых образцов изделий [7, с.117].

Коммерческим работникам необходимо постоянно следить за рекламными объявлениями в средствах массовой информации, специализированных изданиях, за биржевыми сведениями, проспектами, каталогами. В рыночных условиях формы и методы этой работы претерпели существенные изменения. Главные изменения заключаются в том, что на смену методам централизованного распределения товарных ресурсов пришла рыночная практика свободной купли-продажи товаров по ценам спроса и предложения. Поэтому коммерческая инициатива торговых работников по вовлечению в товарооборот максимальных товарных ресурсов с целью получения необходимой прибыли должна сочетаться с заботой о конечных покупателях, учетом их платежеспособности, недопущением неоправданного роста цен, предоставлением населению возможности приобрести товары по доступным ценам.

Учитывая большое многообразие поставщиков товаров, иx можно классифицировать на несколько групп по различным признакам (функциональным, территориальным, формам собственности, ведомственной принадлежности).

В обобщенном виде всех поставщиков товаров можно подразделить на две категории: поставщиков-изготовителей и поставщиков – оптовых предприятий.

Поставщики-изготовители – производственные предприятия, фирмы, частные предприниматели, выпускающие товары потребительского назначения различного ассортимента для удовлетворения спроса потребителей.

Поставщики – оптовые предприятия закупают товары у поставщиков-изготовителей, а также у оптовых посредников и реализуют их оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным торговцам).

Поставщиками – оптовыми предприятиями, могут быть оптовые предприятия общенационального (федерального) и регионального уровней различного товарного ассортимента (специализации), составляющие основу оптовой структуры на потребительском рынке, оптовые посредники (предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры) а также организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады).

Оптовые посредники в условиях рыночной экономики приобретают самостоятельное значение в сфере закупочной (оптовой) деятельности.

По территориальному признаку поставщики товаров могут быть местными (внутриобластными), вне областными, республиканскими и внереспубликанскими. Оптовые предприятия чаще всего закупают товары у внеобластных и внереспубликанских поставщиков, учитывая, что не во всех областях и республиках развито производство тех или иных товаров и их приходится завозить. Местные поставщики-изготовители зачастую поставляют товары непосредственно розничным торговым предприятиям, минуя оптовые базы.

По принадлежности к той или иной хозяйственной системе различают внутрисистемных (относящихся к той же системе, в которую входят и оптовые покупатели) и внесистемных (все остальные) поставщиков.

По форме собственности поставщики могут быть частными, государственными, муниципальными, кооперативными и иных форм собственности.

Изучая источники закупок товаров, коммерческие работники составляют на каждого поставщика специальные карточки, причем их целесообразно группировать по местным, межобластным и межреспубликанским поставщикам. В карточках указываются данные о производственной мощности предприятия, количестве и ассортименте выпускаемой продукции, возможности производства других товаров условиях поставки товаров и другие сведения, интересующие оптовые базы [19,с.104].

Организация хозяйственных связей в области закупок

С поставщиками товаров должны быть налажены рациональные хозяйственные связи, предпочтительно прямые и долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяющие закупать товары как у поставщиков-изготовителей на стабильной договорной основе, так и у оптовых посредников при экономической и организационной выгодности этих закупок.

Основной формой хозяйственных связей с поставщиками является, договор поставки товаров. В системе хозяйственных взаимоотношений с поставщиками могут также использоваться заявки и заказы покупателей. При эпизодических поставках товаров или разовых закупках единовременных партий товаров закупки могут осуществляться путем выдвижения оферты, ее акцепта и оформления товарно-транспортных документов без составления единого письменного договора поставки.

Успешному проведению закупочной работы способствуем разработка коммерческим аппаратом оперативных планов закупок, предусматривающих объемы товаров, подлежащих закупке, сроки заключения договоров, согласования и уточнения спецификаций и отгрузки товаров, ответственных лиц за проведение закупок.

Хозяйственные связи по поставкам продукции – неотъемлемая часть коммерческой деятельности, представляющая собой экономические, организационно-правовые и финансовые отношения между сторонами.

При рассмотрении вопроса организации хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов на предприятии, необходимо уделить особое внимание ее составным элементам – постановка проблемы, поиск поставщиков, анализ поставщиков, договорно-претензионная работа и другие, которые в последние годы приобретают новое содержание. При административно-командной системе управления экономикой организация хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов подвергалась детальному госрегулированию и регламентированию. Новые условия хозяйствования, связанные с переходом к рыночной экономике, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров, устранения изменений регламентации, повышения роли хозяйственного договора. В связи с этим, актуальным вопросом является организация хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов.

Понятие хозяйственные связи – довольно широкое и включает в себя совокупность экономических, организационных, коммерческих, правовых, административных, финансовых и других отношений, складывающихся между изготовителями, потребителями и организациями производственной инфраструктуры в процессе поставок товаров по поводу закупок или продаж. С поставщиками товаров должны быть налажены рациональные хозяйственные связи, предпочтительно прямые и долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяющие закупать товары как у поставщиков-изготовителей на стабильной договорной основе, так и у оптовых посредников при экономической и организационной выгодности этих закупок.

Основной формой хозяйственных связей с поставщиками является, договор поставки товаров. В системе хозяйственных взаимоотношений с поставщиками могут также использоваться заявки и заказы покупателей. При эпизодических поставках товаров или разовых закупках единовременных партий товаров закупки могут осуществляться путем выдвижения оферты, ее акцепта и оформления товарно-транспортных документов без составления единого письменного договора поставки [9,с.104].

Организация учета и контроля за оптовыми закупками – важная часть коммерческой работы. Целью оперативного учета и контроля оптовых закупок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества.

Успешному проведению закупочной работы способствуем разработка коммерческим аппаратом оперативных планов закупок, предусматривающих объемы товаров, подлежащих закупке, сроки заключения договоров, согласования и уточнения спецификаций и отгрузки товаров, ответственных лиц за проведение закупок [16,с.640].

Хозяйственные связи по поставкам продукции – неотъемлемая часть коммерческой деятельности, представляющая собой экономические, организационно-правовые и финансовые отношения между сторонами.

Мнения по поводу сущности хозяйственных связей в системе материально-технического обеспечения у представителей науки и практиков не слишком расходятся, по крайней мере, по ключевым позициям. Рациональные хозяйственные связи являются условием динамичного развития экономики и стабильности спроса и предложения, своевременной поставки материальных ресурсов предприятия.

При рассмотрении вопроса организации хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов на предприятии, необходимо уделить особое внимание ее составным элементам – постановка проблемы, поиск поставщиков, анализ поставщиков, договорно-претензионная работа и другие, которые в последние годы приобретают новое содержание.

Новые условия хозяйствования, связанные с переходом к рыночной экономике, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров, устранения изменений регламентации, повышения роли хозяйственного договора.

В связи с этим, актуальным вопросом является организация хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов.

Система хозяйственных связей торговли с промышленностью представляет собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей экономики с потребителями продукции.

Система хозяйственных связей включает в себя, в частности:

1. участие торговых организаций в разработке промышленными предприятиями планов производства товаров посредством предоставления заказов и заявок;

2. хозяйственные договоры;

3. контроль над соблюдением договорных обязательств;

4. применение экономических санкций;

5. участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок;

6. проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров;

7. установление оптимальных финансовых взаимоотношений.

Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставки товаров народного потребления и продукции производственного назначения покупателям.

Формирование хозяйственных связей, их общее количество и сложность находятся под влиянием множества разнообразных факторов.

Наиболее существенные факторы:

1. масштабы общественного производства и сложность его отраслевой структуры;

2. процесс углубления специализации и производственной кооперации в промышленности;

3. ассортимент, объемы и качество производимой и потребляемой продукции.

От того, каким образом сформированы хозяйственные связи, от их структуры и организации во многом зависят экономические показатели сферы обращения.

Сложность проблемы организации хозяйственных связей между поставщиками и потребителями состоит в том, что в стране имеются сотни тысяч предприятий и организаций, находящихся в деловых многообразных контактах друг с другом, связанных обязательствами по взаимным поставкам продукции [8, с.122].

Если потребность в товарах систематическая, то предпочтение отдают прямым длительным связям, так как они гарантируют большую стабильность. Длительный характер хозяйственных связей позволяет поставщикам и потребителям согласовывать сроки производства, поставок и потребления продукции, ее качество и ассортимент и на этой основе повышать эффективность производства, снижать себестоимость и повышать качество производимой продукции[4,с.176].

Применительно к отраслевой структуре экономики все возникающие между поставщиками и потребителями хозяйственные связи можно подразделить на два основных типа:

1. межотраслевые (межсистемные);

2. внутриотраслевые.

При межотраслевых (межсистемных) связях взаимоотношения по поставкам устанавливаются между предприятиями различных систем, министерств, ведомств (промышленное предприятие оптовая или розничная торговля).

Внутрисистемными хозяйственными связями называют договорные отношения между предприятиями и организациями одной системы (оптовая торговля – розничная торговля).

На основе территориального признака хозяйственные связи подразделяются на:

1. межрегиональные и региональные хозяйственные связи по поставкам и перепоставкам товаров;

2. территориальные хозяйственные связи по реализации излишков товаров.

По формам организации поставок следует различать хозяйственные связи, организуемые при транзитной форме поставок, то есть, когда продвижение продукции происходит от изготовителей к потребителям, минуя какие-либо промежуточные посреднические звенья, и хозяйственные связи, организуемые при складской форме снабжения, то есть, через склады посреднических организаций.

Договор поставки – один из наиболее распространенных видов обязательств, используемых в предпринимательстве. Договор поставки охватывает практически весь товарооборот в хозяйственной деятельности предпринимателей. Заключение этого договора очень удобно как для предприятий (юридических лиц) так и для индивидуальных предпринимателей.

Наиболее оптимален договор поставки, к примеру, для регулирования взаимоотношений между производителями товаров и поставщиками сырья, материалов либо комплектующих изделий; между изготовителями товаров и оптовыми организациями, специализирующимися на реализации товаров. Указанные отношения должны отличаться стабильностью и иметь долгосрочный характер. Поэтому в правовом регулировании поставочных отношений преобладающее значение имеют не разовые сделки по передаче партии товаров, а долгосрочные договорные связи [9,с.104].

Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями могут устанавливаться:

1. На основе прямых договоров между ними;

2. Путем централизованных закупок продукции, товаров организациями материально-технического обеспечения;

3. С помощью оптово-посреднических фирм.

Таким образом, договорные связи могут быть с участием промежуточных звеньев и без участия промежуточных звеньев. В первом случае- простая связь, во втором- сложная.

В зависимости от основания возникновения договорных отношений по поставкам различают:

1. поставки, основанные только на соглашение между поставщиком и покупателем;

2. поставки, которые имеют своим основанием совокупность юридических фактов в виде договора и заказа товаров на поставку для государственных нужд.

Договор поставки имеет такую же экономическую сущность (возмездная передача товара от одного субъекта к другому) как и договор купли-продажи. ГК РФ определил договор поставки как разновидность договора купли-продажи, и отсюда просматривается единство экономического содержания и юридических признаков этих договоров:

- они призваны обеспечить переход права собственности (иного вещного права) на имущество;

- заключение этих договоров происходит в результате свободного волеизъявления сторон, которые выступают как свободные товаровладельцы;

- они имеют возмездный эквивалентный характер, где встречным предоставлением являются деньги.

Договору поставки присущи квалифицирующие признаки, выделяющие его в отдельный вид договора купли-продажи и обуславливающие его особое правовое регулирование:

1. Передача товаров продавцом (поставщиком) покупателю должна осуществляться в обусловленный договором срок. Применительно к договору поставки срок (сроки) передачи товаров приобретает характер существенного условия договора;

2. По договору поставки подлежат передаче не любые товары, а только производимые или закупаемые поставщиком. Таким образом, в качестве поставщика выступает коммерческая организация, специализирующаяся на производстве соответствующих товаров либо профессионально занимается их закупками;

3. Имеет существенное значение, для какой цели покупателем приобретаются товары у поставщика, либо договором поставки признается только такой, в силу которого покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Данный признак свидетельствует о том, что и в качестве покупателя по договору поставки должна выступать, как правило, коммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью.

Кроме того, договор поставки имеет и другие существенные отличия. Например:

1. Система договорных связей при поставке зачастую сложная, и поэтому поставщик не всегда собственник (производитель) поставляемого имущества, им может быть и посредник, реализующий покупателю товары с целью получения прибыли;

2. В договоре поставки момент заключения договора отдален во времени от момента исполнения, так как товара, подлежащего поставке, может не быть на момент заключения договора;

3. Договор поставки создает длительные отношения между сторонами;

4. Исполнение договора поставки, как правило, осуществляется по частям;

5. В объем прав и обязанностей сторон входит не только продажа поставляемого товара, но и его доставка;

6. Само содержание договора определяет письменную форму его заключения.

Договор поставки имеет несколько разновидностей:

а) договор на поставку продукции по прямым длительным хозяйственным связям;

б) договор на поставку товаров производственно-технического назначения;

в) договор на поставку сырья и материалов для переработки;

г) договор на поставку товаров широкого потребления;

д) договор на поставку товаров через посреднические организации;

е) контракты на поставку товаров для государственных нужд.

Договор поставки, как правовой документ, регулирует взаимоотношения поставщика и покупателя по поставке товаров и является единственным юридическим фактором, на основании которого возникает обязательство по поставке. Как правило, это единый документ, подписанный сторонами. Но также существует возможность заключения договора поставки путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. С одной стороны это создает возможность оперативного заключения договора, а с другой стороны, нежелательно ввиду неопределенности взаимоотношений сторон.

Независимо от предмета договора поставки, состава его участников, а также оснований, в соответствии с которыми, он заключается, существенными условиями договора поставки являются: условия о товаре (ассортимент, количество, качество), сроки и порядок поставки, сроки и порядок оплаты. При отсутствии хотя бы одного из этих условий в договоре он считается незаключенным. Существенными признаются также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение [1, с.432].

Структура отдела закупок является одним из главных инструментов достижения целей любой торговой компании. Прежде чем будет разработана структура отдела закупок, необходимо сформулировать задачи, которые будут стоять перед отделом закупок в целом, а также перед каждым его сотрудником конкретно. В больших торговых компаниях структура отдела закупок сложная и многоуровневая, при этом сам отдел закупок может иметь в своем составе собственные подразделения или подотделы, что еще больше усложняет организационную структуру отдела закупок.

Структура отдела закупок выстраивается в зависимости от того, с каким количеством поставщиков, ассортиментных групп и артикулов будет работать, или уже работает компания, и какого темпа оборачиваемости компании необходимо достичь. Эти показатели являются определяющими при формировании структуры отдела закупок, определении численности его сотрудников, и их квалификации. Обычно структура отдела закупок строится таким образом, чтобы на одного сотрудника – менеджера по закупкам, приходилось от трех до пяти или больше поставщиков, либо на отдельного менеджера возлагается обязанность организации закупки определенных групп товаров. Здесь все зависит от величины оборота и количества закупаемого товара. В обязанности рядовых сотрудников отдела закупок входит организация и отслеживание поставок товаров, оплат поставленных партий товара, отслеживание движения товарных запасов, планирование следующих закупок. Структура отдела закупок предполагает обязательное наличие руководителя, который будет следить за выполнением плана закупок, темпом продаж, оборачиваемости, контролировать работу менеджеров по закупкам и руководить ею. В обязанности руководителя отделом закупок входит и обеспечение непрерывности и стабильности поставок товаров. Административно директор по закупкам или начальник отдела закупок обычно подчиняется директору компании, имеет одного или нескольких заместителей, между которыми распределяет обязанности. Структура отдела закупок, его состав и штатная численность утверждаются директором компании.

Организация доставки товаров

В условиях формирования рыночных отношений особую роль в деятельности фирмы играет активизация коммерческой деятельности, важной частью которой является эффективное осуществление закупок товаров.

Наиболее важным моментом является выбор поставщиков и размещение заказов. Выбор поставщиков зависит, в первую очередь от цены и качества выпускаемой продукции, от длительности связей с изготовителем, стабильности его экономического положения, географического местоположения. Последний фактор немаловажен, потому что независимо от того, входят транспортные издержки в цену продукции или нет, отдаленность поставщиков от потребителей влияет на скорость доставки им грузов и возможность оперативного регулирования грузопотока.

Критериями при отборе поставщиков могут быть следующие показатели:

- сроки доставки;

- готовность к доставке;

- обязательность при доставке;

- качество доставок;

- гибкость;

- информационная готовность.

Источниками получения необходимых предприятию товаров могут быть как предприятия-изготовители, так и различные коммерческие и посреднические организации. При этом одни товары могут иметь одного поставщика, другие – двух и более поставщиков, у третьих в качестве поставщика может выступать и оптовая база, и производственное предприятие.

Способы получения товаров также разнообразны. Это может быть получение товаров на складах поставщика, на складах и базах оптовых фирм, на станциях отправления или назначения, на складах отдела снабжения предприятия-потребителя.

Доставка грузов на склады отдела материально-технического снабжения предприятия осуществляется различными видами транспорта, каждый из которых имеет свои особенности, определяющие сферу его применения. Крупные, массовые грузы от иногородних поставщиков доставляются, как правило, железнодорожным транспортом. Мелкие партии грузов обычно доставляются автомобильным транспортом. При этом может использоваться транспорт изготовителя, потребителя либо специализированной транспортной организации [23,с.210].

С переходом России к рыночной системе хозяйствования произошли коренные изменения в системе управления организацией. Компании самостоятельно разрабатывают стратегию своего развития и реализуют ее в практической деятельности. При этом неизбежно возникают ситуации, при которых появляется риск понести убытки. Причины высокой рискованности деятельности компаний носят не только внутренний характер, но и внешний.

Исследование рисков в процессе доставки товаров показало, что рисковая составляющая имеет большое значение, ее следует рассматривать как обязательную составляющую в расчетах эффективности доставки товаров в России.

Наиболее часто встречающиеся рисковые ситуации, возникающие при доставке товаров, отражены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Возможные варианты возникновения неблагоприятных событий при перевозке грузов.

Путь развития событий

Возможный ущерб

Меры снижения/поощрения

Получение (поступление) скоропортящегося груза частично/полностью неудовлетворительного качества

Убытки для компании-грузополучателя/

грузоотправителя

Выбор надежного поставщика и транспортной компании, подвижной состав которой оборудован холодильной установкой. Выяснение причин прихода испорченного груза: применение штрафных санкций к виновнику. Страхование груза.

Попадание транспортного средства с грузом в дорожно-транспортное происшествие

Человеческие жертвы, порча товара, повреждение транспортного средства

Страхование груза, транспортного средства. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Тщательный подбор персонала

Влияние неблагоприятных природных условий (шторм, снегопад, ураган).

Человеческие жертвы, порча товара, повреждение транспортного средства

Учет погодного фактора при выборе вида транспорта и подвижного состава.

Тщательный подбор персонала.

Кража товара в пути

Недополученные прибыли компанией-грузополучателем

Применение штрафных санкций к водителям. Страхование груза.

Неправильное оформление документов на транспортировку

Простои транспортных средств на таможне, порча груза

Тщательное оформление документов, информационное взаимодействие со всеми участниками транспортного процесса

Приход груза раньше планируемого (заявленного) срока

Порча товара в связи с его ранним приходом в пункт назначения и невозможностью его моментальной разгрузки и реализации (договоренности на поставку, контракты, графики поставок)

Договоренность с транспортной компанией о строгом соблюдении сроков поставки. Взыскание ущерба с организации-виновника.

Загрязнение окружающей среды транспортом

Убытки компаний-участников доставки в связи с загрязнением транспортным средством окружающей среды

Штрафные санкции к участникам транспортного процесса, прохождение сертификации транспортных средств. Изучение норм и требований к транспорту при оказании международных перевозок.

Риски, возникающие при доставке товаров, достаточно разнообразны и включают, помимо общих для всех видов грузов, также специфические. Рисковая составляющая должна учитываться при составлении рациональных схем доставки грузов [3,с.48-53].

Решения относительно транспортировки товаров оказывают решающее влияние на издержки управления запасами в каналах распределения. От транспортной организации, услугами которой будет пользоваться фирма, зависит уровень цен на ее товары, своевременность их доставки и состояние товаров в момент их прибытия в пункт назначения. В конечном счете, все эти факторы влияют на удовлетворенность покупателя.

В процессе доставки товаров потребителям необходимо организовать перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками.

Для доставки товаров можно использовать следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный. Каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную эффективную работу всех отраслей народного хозяйства.

На выбор вида транспорта влияют следующие характеристики:

- характер груза (вес, объем, консистенция);

- количество отправляемых партий;

- срочность доставки груза заказчику;

- местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных характеристик;

- расстояние, на которое перевозится груз;

- ценность груза;

- близость расположения точки доставки к транспортным коммуникациям.

Торгово-технологический процесс в розничной торговле представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых коммерческих и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.

Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.

Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации.

Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно подразделить на три основные части: операции с товарами до предложения их покупателям; операции непосредственного обслуживания покупателей; дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

Более четкое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основных Функциональных обязанностей. При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения. К важнейшим преимуществам централизованной доставки относят возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, сокращение простоя автомашин под погрузкой-разгрузкой, возможность оптимального построения маршрута, наиболее эффективно используется специализированный транспорт, широкое применение находит тара-оборудование. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча [21,c.647].

При централизованной доставке завоз товаров в розничную торговую сеть может осуществляться собственным транспортом поставщика или транспортом общего пользования. Если завоз товаров осуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.

Оптовые предприятия и другие поставщики, осуществляющие централизованный завоз товаров, проводят следующие подготовительные мероприятия:

1. анализируют расположение торговой сети, группируют предприятия розничной торговли по типам и объему товарооборота;

2. рассчитывают грузооборот, оптимальные размеры поставки и частоту завоза товаров, потребность в транспортных средствах и многооборотной таре и разрабатывают рациональные маршруты доставки товаров;

3. осуществляют подготовку механизмов, транспортных средств и оборудования экспедиционных складов и предприятий розничной торговли для рационального выполнения операций, связанных с доставкой товаров;

4. устанавливают систему материальной ответственности сторон на выполнение условий централизованной доставки;

Анализируя дислокацию розничной торговой сети, обращают внимание на данные: наименование, типы розничных торговых предприятий, среднемесячный розничный товарооборот, площадь торгового зала и помещений для хранения товаров, численность работников, режим работы магазина, расстояние от магазина до оптовой базы или другого поставщика.

Частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов.

При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы.

Количество заказываемых товаров должно полностью обеспечивать устойчивость ассортимента и бесперебойную их продажу до очередного завоза и вместе с тем исключать образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.

Товары-новинки, которыми магазин ранее не торговал и возможная среднедневная реализация которых неизвестна, рекомендуется для начала заказывать небольшими пробными партиями.

Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени отборки и доставки товаров в магазины.

При составлении графиков учитывают размещение розничной торговой сети, объем завозимых товаров и периодичность их завоза, особенности эксплуатации используемого транспорта.

Централизованная доставка может осуществляться двумя видами маршрутов – маятниковыми и кольцевыми. При использовании маятниковых или линейных маршрутов автомашина за каждый раз доставляет товары в одно торговое розничное предприятие. Эффективность в этом случае достигается при загрузке автомашины до ее максимальной грузоподъемности.

При кольцевых маршрутах полно-грузная автомашина доставляет за один рейс товары в несколько предприятий, находящихся на пути ее движения. Маршруты доставки товаров разрабатывают с учетом территориального размещения сети розничных торговых предприятий. С этой целью составляют карту-схему размещения обслуживаемых розничных торговых предприятий и по ней определяют возможные транспортные связи между несколькими населенными пунктами, в которых расположены предприятия розничной торговли. Сначала составляют линейные маршруты, а затем формируют кольцевые. Маршруты составляются с учетом обеспечения оптимальных показателей работы транспортных средств.

В основе расчетов потребности в транспортных средствах лежат данные об объемах заявок розничных торговых предприятий, грузоподъемности транспортных средств и среднем количестве рейсов.

В системе мероприятий, направленных на обеспечение рациональной организации централизованного товароснабжения розничной торговой сети, важная роль принадлежит разработке технологических схем товароснабжения, основанных на применении взаимоувязанных транспортных систем. Схемы с использованием тары оборудования предусматривают выполнение следующих основных операций:

1. комплектование ассортимента товаров для каждого магазина и укладка их в контейнер;

2. пломбирование контейнера;

3. доставка и передача опломбированных контейнеров и сопроводительных документов в экспедицию оптовой базы;

4. группировка контейнеров по принятым маршрутам;

5. оформление передачи загруженных контейнеров водителям транспортных средств;

6. погрузка и крепление контейнеров в кузове транспортного средства;

7. доставка контейнеров с товарами на розничное торговое предприятие выгрузка контейнеров и перемещение их в зону приемки, хранения или в торговый зал магазина;

8. оформление сдачи-приемки контейнеров с товарами;

9. прием, погрузка и доставка на базу порожних контейнеров.

Маршруты, в которые включены магазины, снабжаемые по технологической схеме с использованием тары оборудования, должны обслуживаться автомобилями, оснащенными борт-подъемниками. Соответствующим образом должны быть оборудованы места для приемки грузов в магазинах.

Использование контейнерной доставки товаров в магазины позволяет существенно сократить численность работников, занятых переноской и перемещением товаров, упрощает организацию товароснабжения магазинов и облегчает перемещение товаров внутри магазина, создает условия для более эффективной эксплуатации автотранспорта и торговой площади магазинов.

Наряду с тарой оборудованием для доставки товаров в розничную торговую сеть используется специальная многооборотная ящичная и текстильная тара.

Для упрощения управления процессом товароснабжения могут использоваться технологические карты, которые являются детальной разработкой важнейших составных элементов централизованной доставки товаров в розничные предприятия торговли. В них указывается день, время доставки товаров в магазин, номер автомашины, обслуживающей маршрут, фамилия водителя, размер партии товара и другие данные.

Оперативное управление доставкой товаров в розничные предприятия осуществляется диспетчерскими службами. Они собирают и обобщают информацию, поступающую от магазинов, и оперативно передают ее коммерческим службам предприятий, для принятия необходимого решения о завозе товаров [2,с.352].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Гражданский Кодекс РФ. Часть I // Собрание законодательства РФ. -2009. – № 9. – 331 с.

2. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле [Текст]: Учебник. для торг. вузов. -М.: Экономика, 2010. – 352 с.

3. Брагина и Т.П. Данько. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация [Текст]: Учебник. / под ред. Л.А. – М.: ИНФРА-М, 2011 – 115 с.

4. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-176 с.

5. Гордон М.А. Снабжение и сбыт //Риск.-2010.- № 3-4 – 48-53 с.

6. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2011. – 94 с.

7. Дак Д.Д. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований – "Альпина Бизнес Букс", 2008. -152 с.

8. Дрофа В.В., Половинко В.С. Управление персоналом научно-производственных организаций. – М.: Информ- Знание; Омск: Изд-во Наследие. Диалог-Сибирь, 2010. – 121 с.

9. Егоров В.Ф. "Организация торговли" [Текст], учебник для вузов – СПб.: Питер, 2009г.- 214 с.

10. Ильин А. И. "Планирование на предприятии" [Текст], учебник для экономических специальностей ВУЗов, третье издание, стереотип, Минск: Новое знание, 2011.- 122 с.

11. Коммерческие договоры: Сборник образцов. Правовое регулирование. Бухгалтерское оформление.- М.: ДИС.- 2011.- 104 с.

12. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке /Под ред. А.В. Зырянова. – Екатеринбург: Солярис,2009. – 406 с.

13. Крук Д. М. "Организация, планирование и управление предприятием" [Текст], учебник для экономических специальностей ВУЗов, Экономика, Москва: 2011. – 315 с.

14. Материально-техническое обеспечение / Под ред. В.А. Спектора.- М.: Стройиздат.-2010.- 285 с.

15. Медведев А.Н. Сделки и договоры: учет текущих обязательств // Досье бухгалтера. – 2008.- №20.- 4-64 с.

16. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности [Текст]: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 623 с.

17. Панкратов Ф.Г., Серегина Г.К. Коммерческая деятельность [Текст]: Учебник. -М.: ИВЦ "Маркетинг",2011. – 328 с.

18. Памбухчиянц О.В. организация и технология коммерческой деятельности [Текст]: Учебник/ О.В. Памбухчиянц.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К" 2009. – 640 с.

19. Рогожин М.Ю. Управление персоналом.- М.: Индекс медиа, 2010. – 130 с.

20. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебное пособие / Г.В. Савицкая.– 7-е изд., испр.- Мн.: новое знание, 2011.- 704 с.

21. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. Наталья Самоукина.- М.: Вершина, 2008. – 210 с.

22. Семенов В.М. Издержки предприятия и цены. – М.: Центр экономики и маркетинга. – 2010. – 276 с.

23. Семь нот менеджмента / Под общей ред. В.К. Красновой, А.Б. Привалова. -М.: ЗАО "Журнал Эксперт",2010. – 424 с.

24. Слуцкин М.Л. Сегментарный анализ как инструмент управления затратами // Финансовый менеджмент. – 2010. – №5. – 3 – 9 с.

25. Современный супермаркет. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Жигулъского, 2010. – 280 с.

26. Справочник по материально-техническому снабжению и сбыту.- М.: Экономика, 2009. – 647 с.

27. Стерлигова А.Н. "Управление запасами в целях поставок" Гриф УМО МО РФ-М.: Инфа-М, 2009. – 224 с.

28. Толкачева Е.В. Разработка подсистемы контроля в рамках финансового менеджмента // Финансовый менеджмент. – 2012. – №1. – 17 с.

29. Туговец П.М. Организация логистики закупок на предприятиях / П.М. Туговец // Риск и страхование. – 2011. – №1. – 61 – 67 с.

30. Управление системой закупок на промышленном предприятии / П.П. Гончаров. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2010. – 229 с.

31. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов Т.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 302 с.

32. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 686 с.

33. Черняк В.З. Бизнес-планирование. – М.:ЮНИТИ. – 2010. – 470 с.

34. Шуремов Е. Согласование планов поставок и поставок // Экономика и жизнь. – 2010. – № 6. – 10 – 18 с.

35. Экономика предприятия / Под ред. Е.Л. Клантора. – СПб.: Питер, 2010. – 145 с.

36. Экономика предприятия: Учеб. Для вузов / И.Э. Берзинь, С.А. Пикунова, Н.Н. Савченко, С.Г. Фалько; Под ред. С.Г. Фалько. – М.: Дрофа, 2010. – 270 с.