Проект мероприятий по увеличению прибыли предприятия

Проект мероприятий по увеличению прибыли предприятия.

Статьи по теме
Искать по теме

Прибыль предприятия, ее сущность и порядок учета

Прибыль – это важнейшая экономическая категория и основная цель деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль показывает чистый доход, созданный в сфере материального производства.

В условиях рыночной экономики значительно меняется отношение к прибыли в сторону возрастания ее роли в хозяйственном механизме, так как в рыночных условиях прибыль не только выступает главным источником развития любого предприятия, но и становится стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

Прибыль – заключительный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий, и в общем мнении представляет различие между ценой производства и его главной стоимостью, и в целом на предприятии различие между доходами от продаж производства и главной стоимостью реализованного производства.

В упрощенном взгляде прибыль – различие между валовым доходом и расходами на сбыт товарного предприятия. Это, как принимают, называет такую прибыль бухгалтерской (общее количество), это показывает финансовый результат определенной деятельности предприятия. Однако, как мы знаем, не, все расходы торгового предприятия участвуют в расходах на сбыт.

Одна из самых важных особенностей финансового состояния предприятия – размер полученной прибыли. Деятельность руководящего предмета может быть характеризована от различных сторон, однако в наиболее общем случае, это может быть представлено как набор чередования притоков и оттоков денег. Часть потоков наличности принадлежит особенности деятельности предприятия от положения краткосрочной перспективы, другая часть характеризует эту деятельность в долгосрочном аспекте. Последнее связано, прежде всего, с однородной финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Деятельность любой коммерческой организации связана с извлечением прибыли. При этом объем получаемой прибыли оказывает прямое воздействие на формирование организации в целом. Чем больше полученная прибыль, тем больше возможностей у организации добиться дальнейшего развития и коммерческих возможностей. Поэтому роль прибыли в деятельности организации представляет значительный интерес не только для внутренних пользователей, но и для внешних.

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, однако приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Часть затрат предприятия осуществляется за счёт прибыли, и поэтому не включает их в издержки обращения.

Все затраты предприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и относимые на прибыль, в сумме образуют экономические издержки, так как они характеризуют совокупность реальных затрат торгового предприятия. Экономические издержки по количеству и объёму больше издержек обращения. Соответственно издержкам прибыль может быть экономической.

Прибыль наравне с суммой амортизационных отчислений считается главным источником финансирования капитальных вложений, осуществления воспроизводства основных средств, пополнения собственных оборотных средств, а также финансирования затрат на социальное развитие и материальное стимулирование работников.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

- характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

- играет стимулирующую роль, являясь сразу финансовым результатом так и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью;

- считается одним из источников формирования бюджетов различных уровней.

Различают прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль, валовую прибыль и чистую прибыль.

Прибыль от реализации продукции – финансовый результат производства и маркетинговой деятельности предприятия, главной или доминирующей части общего количества (баланс) прибыль. Прибыль (или потеря) от производственной реализации (работы, услуги) определена как различие между доходами от продаж производства (работы, услуги) без налога на добавленную стоимость, акцизов и подобных обязательных платежей и затрат его производства и реализации, включенной в стоимость продукта (работы, услуги).

Из вышеупомянутого письменного определения следует за ним, происхождение прибыли от реализации связано с получением валового дохода предприятием от производственной реализации (работа, обслуживание) по ценам, развивающимся на основе спроса и предложения. Валовый доход предприятия утверждает, что доход с производственных продаж (работа, обслуживание) минус материальные входы – представляет форму чистого производства предприятия, которое включает компенсацию и прибыль.

Общая сумма полученной прибыли находится в зависимости, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, установленного на производстве, и с другим от того, насколько уровень затрат производства соответствует социально неизбежным расходам. Объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, создавать рекламу, сбыт, сформировывать ценовую и товарную политическую деятельность и т.д.

Уровень затрат производства находится в зависимости от эффективности организации производства и работы, выбранной технологии, технического оборудования предприятия.

В то же самое время прибыль в предприятии находится в зависимости не только от производственной реализации, но также и от других видов деятельности, которая или увеличьте его или уменьшите. Поэтому в теории и практически ассигнуют так называемую прибыль баланса. Это состоит из прибыли от производственной реализации (доходы от продаж производства без косвенных налогов минус затраты (расходы) производственной и производственной реализации) плюс другой доход (доход на ценных бумагах, от отдельной акции в деятельности других предприятий, от имущественной поставки в арендной плате, и т.д.) минус другой расходы (затраты производства, не данного производству, на обслуживании сохраненных мощностей, потерь от списания со счета долгов, и т.д.).

Кроме того, ассигнуйте валовую прибыль, которая представляет прибыль баланса позади минус или плюс финансового следствия операций с основными фондами (средства), нематериальные активы и другая собственность. Валовая прибыль предприятия может отличаться от балансовой прибыли в силу ряда причин:

- валовая прибыль увеличивается для предприятий, осуществляющих непосредственный обмен либо реализацию продукции по ценам никак не выше себестоимости;

- при осуществлении прямого обмена по основным средствам и другому имуществу либо реализации данных видов имущества по ценам ниже их балансовой стоимости, сумма сделки определяется по рыночной стоимости имущества за вычетом остаточной стоимости реализованного либо выбывшего имущества;

- выручка в валюте переводится в рубли по курсу на день оформления таможенных документов для налогообложения прибыли по этим операциям;

- налогообложению подлежат денежные средства, получаемые безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности;

- по имуществу, полученному безвозмездно, его стоимость оценивается не ниже балансовой, по которой оно числится у передающего предприятия;

- валовая прибыль учитывает также уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пеней, перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды).

Исчисленная в установленном выше изложенном порядке валовая (общая) прибыль является базой для определения налогооблагаемой (расчетной прибыли, расчет которой происходит в следующем порядке.

Валовая прибыль уменьшается на последующие виды доходов (прибыли):

- доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды, проценты, полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим этому предприятию; от проведения глобальных концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах; от работы казино, видеосалонов, игровых автоматов. Данные виды доходов (прибыли) являются объектом самостоятельного обложения налогом;

- доходы от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также от посреднических операций и сделок. Расчет налога по этим видам доходов осуществляется в другом порядке;

- доходы юридических лиц по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам, а также доходы от оказания услуг по их размещению. Данные виды доходов никак не подлежат обложению налогом;

- суммы прибыли, по которым установлены налоговые льготы.

После всех перечисленных исправлений валовой прибыли там налогооблагаемая прибыль, которой заплачен налог прибыли.

Распределение прибыли понято как руководство прибыли в бюджете и для статей использования в предприятии.

Согласно законодательству валовую прибыль минус все налоги прибыли, полученные от различных форм экономической деятельности, называют как чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия, используется им независимо и нацеливается на предстоящее развитие предпринимательской деятельности.

В размере чистая прибыль представляет часть прибыли баланса, являющейся в команде предприятия после оплаты налогов и других обязательных платежей в бюджете, включенных финансовых санкциях для нарушений налогового законодательства (рис. 1.1.1). Чистая прибыль – однородный источник средств для оплаты дивидендов в акционерных обществах, распределениях между участниками это пропорционально их акциям в компаниях с ограниченной ответственностью.

Проект мероприятий по увеличению прибыли предприятия

Рис. 1.1.1. Схема формирования прибыли хозяйствующего субъекта

Чистая прибыль направляется:

- на финансирование производственного развития предприятия;

- удовлетворение потребительских и социальных нужд;

- финансирование социально-культурной сферы;

- отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы;

- благотворительные нужды и другие цели.

Однако не вся чистая прибыль используется предприятием по собственному усмотрению. За счет чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил, а также в случае утаивания прибыли от налогообложения и другие платежи.

В условиях рыночных взаимоотношений предприятие должно стремиться если не к получению наибольшей прибыли, то, по крайней мере, к тому размеру прибыли, который позволял бы не только крепко удерживать позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и гарантировать динамичное развитие производства в условиях конкуренции. В конечном результате это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов рационального их применения.

В условиях рыночных взаимоотношений, как свидетельствует мировая практика, имеются два главных источника получения прибыли.

Первый источник – это монопольное состояние предприятия по выпуску той либо другой продукции либо по уникальности выпускаемого продукта. Поддержание данного источника на относительно приподнятом уровне подразумевает проведение неизменной новации продукта. Тут следует учесть такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны остальных предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его применения находится в зависимости от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

- от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (отбор товаров, пользующихся стабильным и высоким спросом);

- создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и предложения услуг (стоимость, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);

- объемов производства (чем больше размер продаж, тем больше масса прибыли);

- ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Однако, получение прибыли в условиях рынка постоянно связывается с риском по предприятию опасность потерять инвестированный капитал полностью или частично висит. По этой причине в теории и практически понятие прибыли предприятия, которая в собственном размере должна быть больше, чем интерес, продвинутый депозиты в банке, используется.

Согласно содержанию понятие "риск" принадлежит довольно экономическое, коммерческое, и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два главных метода: статистический и квалифицированный. В основе статистического метода приемы математической статистики (вычисление изменения, дисперсии и стандартного отклонения для индикаторов финансовой и экономической деятельности находится: доходность производства, производства, инвестиций, продаж, и т.д.).

Полностью, чтобы избежать риска в предпринимательской деятельности это почти нереально, однако есть система методов уменьшения ее отрицательных последствий. Их удовольствие, например, самострахование (создание запасных фондов), и т.д.

Непрерывную прибыль получения считают необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому проблема доминирования для предприятия максимизирует прибыль, которая означает развитие стратегии относительно систематического увеличения прибыли и минимизации потерь. Эта универсальная задача, именно поэтому для решения это требует системный подход.

Для принятия решения довольно часто это требуется, чтобы называть сумму прибыли, которая получает предприятие, рассчитывающее на единицу производства в этом объеме реализации и цены, продиктованной требованием.

На любом предприятии обязаны учитываться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем виде это могут быть следующие мероприятия:

- увеличение выпуска продукции;

- улучшение качества продукции;

- продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

- снижение себестоимости продукции за счет наиболее оптимального применения материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

- диверсификация производства;

- расширение рынка продаж и др.

Для всех предприятий обязательным условием деятельности является максимизация прибыли: прибыль максимальна в пределах между точкой безубыточности и точкой, в которой предельный доход равен предельным издержкам.

Правило максимизации прибыли заключается в выборе такого объема производства я реализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным предельным издержкам. При этом предельные издержки представляют собой дополнительные переменные издержки, связанные с производством и реализацией каждой дополнительной единицы продукции. Предприятия, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которые вплотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Предприятия, работающие в конкурентных условиях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первостепенных значений.

Факторы, влияющие на прибыль

Уровень суммы и прибыли сформирован под влиянием различных факторов, которые отдают на них обоих положительное, и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих размер прибыли и доходности, едва, возможно ограничить точно, это очень большое.

Весь набор факторов может быть разделен на внутреннем и внешнем. Они тесно связаны между собой.

К внутренним факторам, влияющим на прибыль и доходность, факторы ресурса (размер и структура ресурсов, условие ресурсов, условия их действия), введение современного оборудования и технологии на предприятии, ведущем уровне, компетентности управления и менеджеров принадлежат, к конкурентоспособности производства, уровню организации производства и работы.

Предприятия не могут отдельно работать. Они постоянно находятся в отношениях с окружающей средой: покупатели, производители и продавцы товаров; инвесторы; кредиторы; общественные организации и государственные учреждения. Набор этих отношений непосредственно влияет на эффективность работы превосходства предприятий, суммы их прибыли, доходности деятельности.

К внешним факторам, предприятия не в зависимости от деятельности, принадлежите: состояние рынка, уровень цен на потребляемых материальных ресурсах, нормах обесценивания, системы налогообложения. Основные факторы роста прибыли представлены в табл. 1.2.1.

Таблица 1.2.1

Факторы, ведущие к изменению прибыли

Фактор

Пояснение

Объем продаж

При высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции

Рост цен

В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора

Снижение себестоимости

Снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой продукции. достигается за счет большей управляемости и контроля в области расходов

Обновление ассортимента и номенклатуры реализуемой продукции

Прибыль в рыночной экономике – движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции

В условиях задержки инфляционных процессов роль ценового фактора для достижения роста уменьшений прибыли. Метод уменьшения в расходах прибывает в поворот.

В практике предпринимательской деятельности применены различные способы уменьшения в главной стоимости. Конечно, такие приемы как экономия топливных ресурсов сырья, материальных и трудозатрат, уменьшения в доле обвинений в обесценивании в главных затратах, сокращении административных расходов, и т.д. должны предназначаться, используются, что у сокращения главной стоимости есть предел, после которого это невозможно без уменьшения в качестве производства. То же самое принадлежит и административным и хозяйственным расходам, Которые не могут быть принесены ни к чему как без них, организации (предприятие) не будут в состоянии обычно функционировать, и производство не будет осуществлено.

Распределение состоит в том, что предприятие должно участвовать прибыль в формировании государственного бюджета и осталось, его часть должна быть распределена между владельцем предприятия и владельцем капитала ссуды (и другие финансовые ресурсы) согласно подписанным контрактам.

Распределение и использование прибыли

Распределение прибыли основано на соблюдении трех принципов:

1) обеспечение материального интереса рабочих в достижении самых высоких результатов за самые маленькие счета;

2) накопление собственного капитала;

3) внедрение обязательств перед государственным бюджетом.

Поскольку все распределение предприятий прибыли баланса к следующим целям стандартное: платежи в бюджете; формирование фондов накопления, потребления и запасного фонда, и т.д. (рис. 1.3.1).

В рыночной экономике значительная часть прибыли забрана в форме налогов. Теперь в России налог прибыли согласно упрощенной системе налогообложения (различие) делает 15%, которые государство направляет на пополнении дохода бюджета.

Проект мероприятий по увеличению прибыли предприятия

Рис. 1.3.1. Распределение балансовой прибыли предприятия (управленческий аспект)

Распределение прибыли предопределяет процесс своего использования. Цель анализа распределения прибыли состоит в том, чтобы установить, прибыль от положения само увеличения капитала и самофинансирования торгового предприятия то, как рационально общая и используется. Таким образом указания использования прибыли, являющейся в команде предприятия, конечно, исследованы.

Законодательство Российской Федерации предоставляет предприятиям независимо от организационной и правовой формы собственности право быстро, чтобы удалить прибыль, прибывающую в их заказ после оплаты налоговых выплат в бюджете.

Фонд накопления создан, чтобы финансировать производственное развитие предприятия: капиталовложения, модернизации оборудования, новое строительство, реконструкция, приобретение оборудования, для оплаты долгосрочных кредитов и процента на них, пополнении собственного оборотного капитала, оплате расходов, и т.д.

Фонд потребления – источник средств, зарезервированных руководящим предметом для внедрения действий для социального развития и материального поощрения коллектива, и идет, в частности на следующих целях:

- оплата единственных вознаграждений после результатов работы через год;

- оплата грантов;

- оплата поездки;

- выпуск беспроцентных кредитов;

- учреждение наценок к пенсиям рабочих пенсионеров;

- единственная поддержка рабочих;

- учреждение трудовых и социальных привилегий;

- оплата дивидендов, процента на действиях и ценных бумагах.

Резервный фонд имеет возможность быть создан на случай остановки деятельности предприятия для покрытия кредиторской задолженности. Он употребляется на выплату дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности для данных целей чистой прибыли.

По экономическому содержанию фонды представляют собой чистую прибыль отчетного года либо прошлых лет, распределенная по фондам для ее целевого применения: на приобретение новой техники и оборудования, на события социальной направленности, материальное поощрение в остальные нужды.

Совет учредителей имеет право направлять средства фондов на покрытие убытков, делить средства фондов меж ними, направлять часть средств на повышение уставного капитала и финансирование остальных событий.

2. Анализ деятельности предприятия

Общая характеристика предприятия

Малое предприятие ООО "Паркет-холл", занимающееся розничной продажей напольных покрытий и сопутствующих товаров, образовано в Санкт-Петербурге в 2006 году и с тех пор активно развивается.

Следует отметить удобство расположения предприятия, поскольку оно находится практически в центре города, не далеко от станции метро. Такое месторасположение предприятия обеспечивает ему значительный поток потенциальных покупателей.

Основными целями деятельности ООО "Паркет-холл" являются внедрение и использование прогрессивных методов, передовой технологии, современного оборудования и управленческого опыта в различных отраслях российской экономики с целью получения прибыли.

Предметом деятельности ООО "Паркет-холл" являются:

- торговля (розничная) напольными покрытиями и сопутствующими товарами;

- оказание консультационных и посреднических услуг;

- создание и эксплуатация складского хозяйства;

- создание и эксплуатация демонстрационных залов и магазинов розничной торговли;

- посредническая, торгово-закупочная деятельность;

Предприятие создано в виде общества с ограниченной ответственностью. Финансы обществ с ограниченной ответственностью характеризуются особенностями формирования уставного капитала, распределения прибыли, внесения вкладов в имущество и др., установленными Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Участником общества с ограниченной ответственностью "Паркет-холл" является физическое лицо, гражданин России.

Участник общества имеет, в частности, следующие права:

- участвовать в распределении прибыли;

- уступить свою долю в уставном капитале либо ее часть одному или нескольким третьим сторонам;

- получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Участник общества утверждает устав общества, избирает или назначает исполнительные органы. При внесении в уставный капитал не денежных вкладов участник утверждает их денежную оценку.

Основным достоинством данной организационно-правовой формы является возможность аккумулировать значительные средства в относительно короткие сроки. К ее недостаткам можно отнести то, что общество не очень привлекательно для кредиторов, так как его члены несут ограниченную ответственность. Однако для малых и средних предприятий, к которым относится и ООО "Паркет-холл", данная организационно-правовая форма является оптимальной.

Основные поставщики ООО "Паркет-холл" находятся в Санкт-Петербурге и Москве. Длительный срок безукоризненной работы с дилерами обеспечивает еще большее снижение ценового диапазона и возможность приобретать напольные покрытия на условиях товарного кредита. При условии постоянного сотрудничества ООО "Паркет-холл" имеет скидки на приобретаемые товары в размере – до 20%.

Все поставщики ООО "Паркет-холл" предоставляют подробную техническую информацию, сертификаты и удостоверения качества, а также квалифицированные консультации по использованию напольных покрытий.

ООО "Паркет-холл" не имеет собственного автотранспорта. Предприятие пользуется услугами частного предпринимателя, имеющего в собственности грузовой автомобиль, позволяющий перевозить грузы длиной до 5 м. Как правило, поездки рассчитываются таким образом, чтобы груз предприятия был попутным с тем, чтобы оплачивать только половину дороги.

Одним из основных факторов стимулирования сбыта является коммуникационная политика фирмы, интенсивность которой соизмеряется с объемами продаж товаров и требуемыми затратами. Среди целей коммуникационной политики можно выделить следующие:

- информирование потенциальных потребителей о работе предприятия;

- информирование потребителей о преимуществах, выгодах, которые они получат, обсуживаясь у ООО "Паркет-холл";

- формирование и закрепление образа ООО "Паркет-холл" как солидного, обязательного и надежного партнера.

Ввиду того, что рынку юридических лиц для принятия решений о покупке напольных покрытый важна четкая техническая и экономическая информация о предлагаемых товарах (например, для детских садов показатель горючести линолеума не может быть ниже Г2), информация о них доводится при помощи личного контакта.

Рынок индивидуальных потребителей имеет значительно большую емкость, поэтому доведение информации до них производится через средства массовой информации: городские и областные газеты, сеть радиовещания, телевидения.

Наряду с доведением информации, безусловно, важным является формирование и поддержка имиджа ООО "Паркет-холл". Основным его лозунгом является предложение товаров высокого качества по средним ценам.

Факторами, составляющими имидж предприятия, а значит и определяющими ее место в рыночных условиях, являются:

- квалификация персонала;

- надежность;

- различные условия продажи товаров.

Одним из основных элементов рекламы является создание индивидуального интерьера в оформлении торгового зала.

Оплата за товары может производиться как наличными деньгами, так и в безналичном порядке. Срок оплаты во втором случае установлен в размере 5 банковских дней.

Применяемая система налогообложения – общая система налогообложения.

Анализ товарооборота предприятия

Объем товарооборота определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Товарооборот является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства.

Анализ осуществляется на основании материалов годовых отчётов, оперативного и статистического учёта, отчётов звеньев предприятия. При этом учитывается также результаты личных исследований и наблюдений.

Основными задачами анализа товарооборота предприятия являются:

- определение динамики роста и степени выполнения плана по ассортименту товарооборота;

- выявление факторов и причин отклонений фактических значений показателей от плановых и предшествующего периода;

- Анализ показателей товарооборота начинается с выявления отклонений фактических величин по каждому виду деятельности (или ассортиментной группе) от плановых (или предшествующего периода).

Таблица 2.1

Показатели динамики изменения объема товарооборота (тыс. руб.)

п/п

Показатели

2013 г.

2014 г.

% выполнения

1

Линолеумы

3593

2921

81,3

2

Ковровые покрытия

3877

6011

155

3

Паркетная доска + ламинированный паркет

3972

5312

134

4

Сопутствующие товары

4318

6922

160,3

Итого:

15760

21166

134

Как видно из таблицы объем товарооборота в этом году возрос примерно в 1,34 раза относительно прошлого года.

Далее проводится оценка выполнения плана по ассортименту продукции. Оценка производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не зачитывается в выполнение плана по ассортименту).

Таблица 2.2

Анализ выполнения плана по ассортименту продукции

п/п

Ассортиментная группа

Товарооборот, тыс. руб.

%

выполнения плана

Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.

2013г.

2014г.

1

Линолеумы:

10779

13186

122,3

10779

1

- коммерческие

4715

5986

127

4715

- полукоммерческие

3614

4516

124,9

3614

- бытовые

2450

2684

109,5

2450

2

Ковровые покрытия:

2868

4530

157,9

2868

- синтетические

2126

3095

145,5

2126

- натуральные

742

1435

193,3

742

3

Ламинированный паркет:

1177

1774

150,7

1475

- клеевой

683

837

122,5

683

- сборный

494

937

189,6

494

Паркетная доска

455

873

191,8

455

4

Сопутствующие товары

489

804

164,4

488

5

Итого

15760

21166

134,3

15760

Таким образом, ООО "Паркет-холл" в целом перевыполнило план по реализации продукции на 34,3%. При этом по всем товарным позициям наблюдается перевыполнение плана.

Товарооборот ООО "Паркет-холл" в разрезе ассортиментных групп

в 2013-2014 гг.

Проект мероприятий по увеличению прибыли предприятия

Рис. 2.3. Товарооборот ООО "Паркет-холл" в разрезе ассортиментных групп в 2013-2014 гг.

В 2013-2014 гг. наблюдается рост доли товарооборота ковровых покрытий в общем объеме товарооборота с 18,2% до 21,4%, то есть на 3,2%, доли товарооборота ламината и паркетной доски – с 10,3% до 12,5%, то есть на 2,2%, доли товарооборота сопутствующих товаров – с 3,1% до 3,8%, то есть 1,7%. При этом доля товарооборота линолеумов сократилась на 6,1% – с 68,4% до 62,3%.

В структуре товарооборота ассортиментных групп также произошли изменения. Так, в группе линолеумов наблюдается смещение акцентов с бытового линолеума на коммерческий и полукоммерческий (рис. 2.4).

Проект мероприятий по увеличению прибыли предприятия

Рис. 2.4. Структура объема продаж линолеумов в ООО "Паркет-холл" в 2013-2014 гг.

В группе ковровых покрытий наблюдается смещение акцентов с синтетических ковровых покрытий на натуральные (рис. 2.5).

Проект мероприятий по увеличению прибыли предприятия

Рис. 2.5. Структура объема продаж ковровых покрытий

в ООО "Паркет-холл" в 2013-2014 гг.

В группе ламинированного паркета наблюдается смещение акцентов с клеевых ламинатов на сборные (рис. 2.6).

Проект мероприятий по увеличению прибыли предприятия

Рис. 2.6. Структура объема продаж ламинированного паркета

в ООО "Паркет-холл" в 2013-2014 гг.

Таким образом, проанализировав товарооборот в разрезе ассортиментных групп можно сделать выводы об изменении предпочтений потребителей: покупатели в 2014 году по сравнению с 2013 годом предпочитали приобретать более качественные и экологически чистые напольные покрытия.

Далее можно определить количественное значение резервов увеличения предоставления услуг. Расчёт влияния количественных и качественных факторов, влияющих на объём реализации услуг может быть выполнен методом цепных подстановок на базе данных следующих таблиц.

Таблица 2.7

Расчет динамики показателей, влияющих на объем товарооборота

п/п

Показатели

Ед. измер.

2013г.

2014г.

Отклонение

% выполнения

1

Товарооборот

Тыс. руб.

15760

21166

5406

134,3

2

Выработка на одного

работающего

Тыс. руб.

927

1176

249

126,9

3

Среднесписочная

численность

работающих

Чел.

17

18

1

106

Из таблицы видно, что за год выпуск продукции увеличился в среднем в 1,34 раза, а выработка одного рабочего увеличилась на 26%.

Таблица 2.8

Расчет влияния трудовых факторов на товарооборот

п/п

Показатели

2013г.

2014г.

Отклонения

% выполнения

1

Отработано всеми работающими:

а) человеко-дн.;

б) человеко-часов.

5406

56817

5796

61032

390

4215

107

107

2

Среднее число дней, отработанных одним работающим.

318

322

4

101

3

Продолжительность рабочего дня в часах.

10,51

10,53

0,02

100

4

Выработка одного работающего в тыс. руб.:

- среднегодовая

- среднедневная

- среднечасовая.

927

2,91

0,27

1176

3,65

0,35

249

0,74

0,08

126,9

125,4

129,6

Таблица показывает, что было отклонение в количестве отработанных рабочих дней, по независимым от компании причинам (таким, как: болезнь, прогулы и т.д.).

Вывод: в отчетном году перевыполнен план по объемам реализованной продукции.

Анализ качества обслуживания и конкурентоспособности организации

Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические свойства продукции, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения: удельный вес новой продукции в общем ее выпуске; удельный вес продукции высшей категории качества, средневзвешенный балл продукции; средний коэффициент сортности; удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции; удельный вес сертифицированной продукции; удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; удельный вес экспортируемой продукции.

Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: полезность; надежность; технологичность; эстетичность изделий, эргономичность и др.

Анализ показателей уровня обслуживания населения на предприятии предусматривает изучение: внедрения новых видов услуг и прогрессивных форм обслуживания населения; сроков исполнения заказов; качества обслуживания; комплексности обслуживания; культуры обслуживания населения и прочее. Проанализируем некоторые из них.

Анализ внедрения новых видов услуг выполняется на основе коэффициента освоения новых видов услуг к общему количеству услуг, оказанных данным предприятием в соответствующем периоде.

В ООО "Паркет-холл" за 2014 год была введена только одна новая услуга – доставка напольных покрытий покупателям. Выполняет эту работу наемный водитель с собственным автотранспортом, с которым у ООО "Паркет-холл" заключен договор гражданско-правового характера.

Внедрение прогрессивных форм обслуживания населения. ООО "Паркет-холл" использует прогрессивные методы обслуживания – по карте Сбербанка можно провести платеж безналичным способом. Установлен аппарат для чтения информации с карты.

Также установлен банкомат в вестибюле магазина. Покупатели могут получить наличные деньги после принятия решения о покупке.

Кассовый аппарат оснащен сканером для считывания штрих – кода с товара, электронный охранник не позволяет случаев воровства в магазине.

Среднее время обслуживания одного покупателя – 15 минут, сюда входит время на консультацию товара, предложения по выбору ассортимента и оплата покупки. Около 30% пришедших в магазин приобретают товар.

Анализ оценки качества обслуживания.

Качество торгового обслуживания населения – обширное и емкое понятие. Данный показатель является интегральным, включающим ряд частных показателей, таких, как культура обслуживания покупателей, скорость торгового обслуживания, спектр услуг предоставляемых покупателям и т. д.. Кроме того, оно включает степень удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, соблюдение ассортиментного минимума, широту ассортимента, завершенность покупки, развитие прогрессивных форм торгового обслуживания населения, время их обслуживания и т.п.

Степень удовлетворенности качеством обслуживания можно отследить по наличию постоянных покупателей.

Анализ дизайна торгового зала. Магазин имеет двойные двери, стены окрашены приятной для глаз краской бледно-зелёного цвета. Светильники расположены по периметру зала и в центре площади. Стеллажи – современные с металлическими включениями.

Анализ конкурентоспособности ООО "Паркет-холл".

Конкуренция – это неотъемлемая часть рыночных отношений, способствующая обогащению предложения на рынке, внедрению новых форм продуктов и сервиса в рамках конкурентной борьбы за предпочтения потребителей.

Проведем ранжирование конкурентов по нескольким важным для нас признакам: всем участвующим в сравнении предприятиям по каждому факторов успеха приписывается определенное количество баллов с использованием механизма ранжирования, это может быть, например, числовая шкала, значения на которой выполняются в пределах от 1 ("очень плохо") до 5 ("очень хорошо").

В результате получим набор профилей возможностей предприятия. В данном случае ООО "Паркет-холл" сравнивается с двумя конкурентами по шести ключевым факторам успеха.

Таблица 3.1

Анализ конкурентоспособности ООО "Паркет-холл"

п/п

Факторы

ООО "Паркет-холл"

ООО "АКРОПОЛЬ"

ООО

"НеваПол"

1

Уровень осведомленности у покупателей

5

4

5

2

Качество обслуживания и широта ассортимента

5

2

4

3

Квалификация рабочей силы

4

3

5

4

Наличие современного торгового оборудования

4

2

4

5

Наличие торговых площадей и их размер

5

4

5

Согласно проведенному анализу следует, что основным конкурентом по оказанию торговых услуг является ООО "НеваПол".

Таблица 3.2

Расчет показателей конкурентоспособности продукции

№ п/п

Показатель

"НеваПол"

"АКРОПОЛЬ"

gi

ai

G

1

2

3

4

5

6

Технические параметры:

качество продукции

удобство размещения

степени доверия клиентов

Экономические параметры:

Цена, руб.

Наличие предоплаты, руб.

6

7

8

10000

5000

95%

8,5

7

7

8000

4000

100%

0,7

1

1,14

1

0,33

0,95

0,2

0,15

0,15

0,2

0,05

0,1

0,14

0,15

0,171

0,461

0,2

0,0165

0,095

0,7725

Оценку конкурентоспособности лучше проводить путем расчета.

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (ai), определяемых экспертным путем:

G = ai х gi

Интегральный показатель (J) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gm) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):

G = Gm / Gэ

В данном случае по техническим параметрам "АКРОПОЛЬ" уступает "НеваПол", но превосходит "НеваПол" по экономическим параметрам, что делает "АКРОПОЛЬ" конкурентоспособной:

J = 0,461/ 0,7725 = 1,63.

Завершает данный раздел анализ взаимодействия предприятия с внешней средой по вопросам качества и конкурентоспособности. Этот раздел предусматривает изучение следующих основных работ:

- изучение рынка и анализ взаимодействия с потребителями и заказчиками для определения требований к качеству продукции и услуг;

Наша фирма ежегодно заказывает исследования, которые отражают потребность клиентов в необходимом уровне качества предоставляемой продукции, на основе которого производятся планирование уровня качества продукции на будущий год.

- оценка степени взаимодействия с поставщиками трудовых ресурсов и услуг;

Ежегодно проводится анализ, который выявляет насколько тот или иной поставщик трудовых ресурсов справился со своей задачей и не пора ли его заменить на более перспективного.

- оценка выполнения существующего законодательства в области качества;

На протяжении всего периода проводится контроль над предоставлением необходимого уровня качества для клиентов компании

- анализ проведения рекламной деятельности;

Ежеквартально подводим итог успешных и безуспешных рекламных ходов, их отражение на уровень продаж и общую привлекательность для клиентов фирмы.

- сбор и анализ информации о достижения конкурентов.

Идет постоянный мониторинг действий конкурентов с привязкой к ситуации на рынке и планированием запуска контрмер для предотвращения потери доли рынка.

Указанные выше направления работ важны не только с точки зрения качества, но и вообще для успешной деятельности предприятия.

Анализ эффективности использования основных фондов

Данные о наличии, износе и движении основных средств служат основным источником информации для оценки производственного потенциала предприятия (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Движение и наличие основных фондов в ООО "Паркет-холл" в 2014 г.

№№ п/п

Показатель, тыс. руб.

Наличие на 1.01.2013

Поступило

Выбыло

Наличие на 1.01.2014

1

Стоимость ОС в первоначальной оценке

479,1

-

8,9

470,2

в том числе новых

-

-

-

-

2

Износ ОС

12,4

-

8,9

3

Остаточная стоимость ОС

466,7

-

-

442,6

Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование.

Структура основных фондов предприятия представлена в табл. 4.2.

Таблица.4.2

Стоимость и структура основных производственных фондов

ООО "Паркет-холл" в 2014 г.

№ п/п

Наименование основных фондов

Стоимость основных фондов, тыс. руб.

Структура основных фондов

Первичная

Остаточная

Коэффициент износа

Активная часть

Пассивная часть

тыс.

руб.

%

тыс.

руб.

%

1

Здания и сооружения:

в том числе:

- здание склада

350,3

350,3

340,5

340,5

2,8

-

-

350,3

75,6

2

Машины и оборудование:

в том числе:

- компьютер

- компьютер

- кассовый аппарат

- стеллажи

- мебель

- светильники

99,1

25,2

23

13,4

20,6

10,1

6,8

93,7

25

22,5

12,8

15,3

12,7

5,4

3,9

92,2

19,9

-

-

3

Прочие

20,8

18,4

11,5

20,8

4,5

-

-

4

Итого

470,2

442,6

113,0

24,4

350,3

75,6

Показатели движения основных фондов (табл. 4.3):

Коэффициент роста производственных фондов:

Кр = Fк.г. / Fн.г. (4.1)

Кр = 470,2/479,1 х 100% = 98,1%.

Коэффициент обновления:

Коб = Fвв. / Fк.г. (4.2)

Коб = 0 / 442,6 = 0.

Коэффициент замены.

Кзам = Fвыб. / Fвв.

Кзам = 8,9/0 = 0.

Коэффициент выбытия основных фондов:

Квыб = Fвыб. / Fк.г.

Квыб = 8,9/470,2 х 100% = 1,9%.

Таблица 4.3

Коэффициенты движения ОФ

Коэффициенты

Уровень показателя %

Поступления

-

Обновления

-

Выбытия

1,9

Замены

98,1

Из анализа стоимости и структуры основных производственных фондов выявлено значительное превышение пассивной части основных фондов над активной.

На предприятии нет обновления активной части основных фондов, что ведет к их старению, ухудшению технической оснащенности предприятия.

Обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондоотдача:

Fо = N / Fоп,

где f – фондоотдача,

N – объем продаж,

Fоп – основные производственные фонды.

Fо2014 = 19060 / 442,6 = 43,06.

Fо2013 = 13654 / 466,7 = 29,26.

Другим показателем эффективности использования средств является фондоемкость.

Fе = S/N.

Fе2014 = 442,6 / 19060 = 0,023.

Fе2013 = 466,7 / 13654 = 0,034.

Фондовооруженность:

Fв = Fоп / Ч,

где Ч – среднесписочная численность работающих.

Fв2014 = 442,6 / 18 = 24,58.

Fв2013 = 466,7 / 17 = 27,45.

Фондоотдача возросла на 45,6%, фондоемкость и фондовооруженность снизились на 32,4% и 9,4% соответственно.

Также в розничной торговле определяют показатели:

1) Нагрузка на 1 кв. м. площади Площадь торгового зала

№п/п

Показатель

Усл.обозн.

2013г.

2014г.

1

Площадь торгового зала, кв.м.

Пт.з.

235,60

240,60

2

Нагрузка на 1 кв.м., тыс. руб.

Нs

57,95

79,22

2) Коэффициент установочной площади:

Ку = площадь, занятая крупногабаритным товаром/площадь торгового зала

в 2014 году – 113,8/240,60=0,47.

Нормативное значение для данного вида товаров составляет 0,27-0,45, то есть наблюдается небольшое превышение за счет крупногабаритного товара.

3) Коэффициент экспозиционной площади:

Кэ = Площадь выкладки товара/площадь торгового зала

Кэ в 2014 году = 144,4 / 240,6 = 0,6.

Норматив 0,7. Свободные площади на входе в магазин – 6 кв. м., их можно использовать для выкладки товаров, организации дополнительного места торговли.

Анализ эффективности использования оборотных средств

Устойчивость финансового положения предприятия зависит от эффективного использования оборотных средств, которая характеризуется их оборачиваемостью.

Замедление оборачиваемости оборотных активов вызывает необходимость в увеличении массы оборотных средств. Ускорение оборачиваемости позволяет, либо при том же размере оборотных средств увеличить объем производства, либо при том же объеме производства высвободить из оборота часть оборотных средств. Задача анализа состоит в выявлении путей ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Скорость оборота средств – это комплексный показатель организационно-технического уровня и производственно-хозяйственной деятельности. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства.

На длительность нахождения средств в обороте влияют факторы внешнего и внутреннего характера.

К факторам внешнего характера относятся сфера деятельности предприятия, отраслевая принадлежность, масштабы предприятия, экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйствования предприятия.

Внутренние факторы – ценовая политика предприятия, структура активов, методика оценки запасов.

Задача анализа эффективности использования оборотных средств состоит в выявлении путей ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Важное место в имуществе предприятия занимает оборотный капитал- часть капитала, вложенного в текущие активы.

Проведем анализ состава и структуры оборотных средств в ООО "Паркет-холл" за 2013 и 2014 годы. Для этого составим две расчетные таблицы по значениям суммы оборотных средств и удельным весам каждой группы в общем итоге по годам (табл. 5.1 и табл. 5.2).

Таблица 5.1.

Анализ состава и структуры оборотных средств ООО "Паркет-холл" за 2013 г.

№ п/п

Статья оборотных средств

на 1.01.12

на 31.12.12

изменение

сумма т.р.

уд. вес

сумма т.р.

уд. вес

сумма т.р.

в %

1

Товары на складе

5004,80

79,96

6256,00

81,68

1251,20

1,72

2

Денежные средства

575,00

9,19

674,00

8,80

99,00

-0,39

3

Дебиторская задолженность

652,00

10,42

684,00

8,93

32,00

-1,49

4

Расходы будущих периодов

27,00

0,43

45,00

0,59

18,00

0,16

5

Итого

6258,80

100,00

7659,00

100,00

1400,20

0,00

Таблица 5.2

Анализ состава и структуры оборотных средств ООО "Паркет-холл"

за 2014 г.

п/п

Статья оборотных средств

на 1.01.2014

на 31.12.2014

изменение

сумма тыс.руб.

уд. вес

сумма тыс.руб.

уд. вес

сумма тыс.руб.

в %

1

Товары на складе

6256,00

81,68

7461,20

89,29

1205,20

7,61

2

Денежные средства

674,00

8,80

654,00

7,83

-20,00

-0,97

3

Дебиторская задолженность

684,00

8,93

213,00

2,55

-471,00

-6,38

4

Расходы будущих периодов

45,00

0,59

28,00

0,34

-17,00

-0,25

5

Итого

7659,00

100,00

8356,20

100,00

697,20

0,00

Анализ данных показал, что общая сумма оборотных средств за 2013 год увеличилась на 1400,2 тыс. руб., а за 2014 год – на 697,2 тыс. руб.

Снижение оборотных средств в 2014 году произошло за счет уменьшения денежных средств (закупили оборудование); сокращения дебиторской задолженности (это положительный фактор).

Эффективность использования оборотных средств характеризуется оборачиваемостью – продолжительностью прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения.

Анализ оборачиваемости оборотных средств в ООО "Паркет-холл" проведен в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Анализ оборачиваемости оборотных средств в ООО "Паркет-холл"

в 2013-2014 гг.

п/п

Показатели

2013 год

2014 год

Абсолютное отклонение показателей

1

Товарооборот, тыс. руб.

15760

21166

5406

2

Количество дней анализируемого периода

365

366

1

3

Однодневная выручка, тыс. руб.

43,1

57,9

14,8

4

Средний остаток оборотных средств, тыс. руб.

7659,00

8356,20

697,20

5

Продолжительность одного оборота, дни

177,7

144,3

-33,4

6

Коэффициент оборачиваемости, обороты

2,05

2,53

0,48

Анализ данных показал, что оборачиваемость оборотных средств увеличилась с 2,05 до 2,53 оборотов.

Это положительный фактор в деятельности предприятия. При этом продолжительность одного оборота оборотных средств сократилась с 177 дней до 144 дней, то есть на 33 дня или 18,6%.

Анализ структуры управления предприятием

Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Анализ структурных и поведенческих взаимосвязей помогает установить цели организации и определить возможность достижения этих целей.

С позиции удобства анализа, проектирования и управления в составе структуры предприятия выделяют организационную и производственную структуры.

Производственная структура предприятия – состав входящих в него производственных единиц, вспомогательных и обслуживающих производств, а также формы их взаимосвязей в процессе производства продукции.

Производственная структура предприятия формируется с учетом многих факторов. К главным из них относятся:

- размер организации, численность занятых работников;

- отраслевая принадлежность предприятия (производственный, коммерческий или финансовый бизнес);

- масштаб производства изготовляемой продукции (массовый, серийный, единичный) и степень ее постоянства;

- характер производимой продукции (номенклатура выпускаемой продукции, используемые материалы и полуфабрикаты, а также способы их получения, конструктивные особенности продукции, трудоемкость ее изготовления и применяемая технология, уровень механизации труда, требования к квалификации кадров);

- уровень специализации предприятия и его кооперирования с другими предприятиями;

- состав оборудования и технологической оснастки (универсальное, специальное, нестандартное оборудование, конвейерные или автоматические линии);

- централизованная или децентрализованная организация обслуживания оборудования, текущего ремонта оборудования и технологической оснастки;

- способность производства оперативно перестраиваться на выпуск новой продукции;

- характер производственного процесса в основных, вспомогательных, побочных и подсобных подразделениях.

Производственная структура предприятий различных отраслей имеет свои особенности, вытекающие из характера основного производства. В зависимости от функционального назначения производственных подразделений, их величины и территориального расположения строится внутрипроизводственная система управления.

Следует также рассмотреть состав основных подразделений (отделы, управления), на которые организационно разделяются подсистемы (блоки), и связи между ними. При этом сами подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

Организационная структура – это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей.

Сущность организационной структуры в делегировании прав и обязанностей для разделения труда. Организационная структура является отражением полномочий и обязанностей, которые возложены на каждого ее работника.

Целью организационной структуры являются:

1. Разделение труда;

2. Определение задач и обязанностей работников;

3. Определение ролей и взаимоотношений.

Анализ общей структурной схемы аппарата управления позволяет определить основные характеристики предприятия, выявить основные направления, по которым должно проводиться совершенствование организационной структуры, а также обосновать ряд других важных аспектов производственной системы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения). К принципиальным характеристикам организационной структуры, подлежащим рассмотрению относятся цели производственно-хозяйственной системы и проблемы, подлежащие решению; перечень функциональных и программно-целевых подсистем (маркетинг, финансы, снабжение, кадры, учет, производство), обеспечивающих их достижение; число уровней в системе управления; степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях; основные формы взаимоотношений данной организации с окружающей средой (государство, отрасль, сфера деятельности: местный, национальный, внешний рынок); требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.

Сложившаяся организационная и производственная структуры предприятия служат объективной основой для определения накладных расходов предприятия, связанных с реализацией общих функций управления и содержанием отдельных подразделений и служб, выполняющих ряд общих задач. К накладным относят общехозяйственные расходы и расходы по управлению предприятием.

Организационная структура управления – характеризует состав органов управления и их функциональное предназначение в обеспечении эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

На предприятии используется линейная структура управления (рис. 2.6.1).

Проект мероприятий по увеличению прибыли предприятия

Рис. 2.6.1. Организационная структура управления ООО "Паркет-холл"

Линейная структура образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Во главе каждого подразделения находится руководитель, осуществляющий руководство подчиненными ему работниками. Сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня.

Производственная структура предприятия характеризует состав входящих производственных единиц, вспомогательных и обслуживающих производств, а также формы их взаимосвязей в процессе производства продукции. Основными структурными единицами предприятия являются: производственный участок (рис. 2.6.2).

Проект мероприятий по увеличению прибыли предприятия

Рис. 2.6.2. Производственная структура управления ООО "Паркет-холл"

Главной задачей организационной структуры предприятия ООО "Паркет-холл" является установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются посредством делегирования, которое означает передачу полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Для эффективной работы руководство должно распределить среди сотрудников все те задачи, которые необходимы для достижения цели предприятия.

Но если существующие задачи не будут делегированы, значит, руководитель должен будет выполнять их сам.

На предприятии четко распределены полномочия и меры ответственности по каждой должности. Каждый понимает, что от него ждут, и кто на него опирается. Структура управления на предприятии – линейно-функциональная. Линейное управление подкреплено вспомогательными службами.

В ООО "Паркет-холл" к целевым функциям можно относиться:

- Сбыт продукции (напольные покрытия и сопутствующие товары);

А, к функциональным можно отнести:

- Обеспечение безопасности;

- Административную деятельность.

Важной проблемой формирования структуры управления является создание не только структуры в целом, но и ее органов управления:

- Руководства;

- Функциональной структуры;

- Вспомогательной структуры.

Анализ достоинств и недостатков структур управления позволяет найти критерии их оптимального использования.

Производственная структура анализируемого предприятия состоит из трех подразделений: бухгалтерии, отдела торговли и хозяйственно-обслуживающего персонала.

В бухгалтерию входят: главный бухгалтер и бухгалтер по зарплате. Главный бухгалтер осуществляет составление всех предусмотренных законодательством отчетов для разных служб и организаций (отчет о прибылях и убытках). Бухгалтер по заработной плате занимается начислением заработной платы, составлением штатного расписания и выдачей заработной платы работникам предприятия.

В отдел торговли входят менеджер по продажам, продавцы, консультанты, кассиры-операционисты. Продавцы занимаются непосредственно продажей напольных покрытий в торговом зале.

Хозяйственно-обслуживающий персонал играет также большую роль в работе предприятия. В него входит уборщица, грузчик.

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями, навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции, повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Благодаря хорошо прописанным должностным инструкциям и четком разграничении обязанностей между сотрудниками, в нашей фирме люди всегда обеспечены работой. Когда возникает надобность в персонале, то предпочтение отдается сотрудникам своей фирмы, которые хотят пойти на повышение, что благоприятно сказывается на лояльность работников к компании.

Структура трудовых ресурсов ООО "Паркет-холл" в 2014 г. представлена на рис. 7.1.

Проект мероприятий по увеличению прибыли предприятия

Рис. 7.1. Структура трудовых ресурсов ООО "Паркет-холл" в 2014г.

Как видно из рис. 7.1, основную долю (89%) в структуре трудовых ресурсов составляют специалисты и 11% приходится на руководителей.

Далее необходимо проанализировать качественный состав персонала по возрасту, стажу работы, образованию и т.д., поэтому в процессе анализа изучают изменения в составе работников по этим признакам (табл. 7.1).

Структура трудовых ресурсов по возрастному признаку представлена на рис. 7.2, по уровню образования – на рис. 7.3.

Таблица 7.1

Качественный состав трудовых ресурсов ООО "Паркет-холл" в 2013-2014 гг.

№ п/п

Показатель

Численность на конец года

Удельный вес, %

2013 г.

2014 г.

2013 г.

2014 г.

1

Группы работников

по возрасту, лет

1.1

от 20 до 30

8

9

44,5

48,2

1.2

от 31 до 40

6

6

33,7

35,4

1.3

от 41 до 50

2

2

13,7

10,5

1.4

от 51 до 60

1

1

8,1

5,9

Итого

17

18

98,7

98,4

2

по уровню образования

2.1

высшее

9

12

54,7

64,1

2.2

среднее специальное

5

5

25,1

26,2

2.3

среднее

3

2

20,2

9,7

Итого

17

18

100

100

Основную часть персонала ООО "Паркет-холл" как в 2013 г., так и в 2014 г. составляют работники в возрасте от 20 до 40 лет, их суммарная доля в общей совокупности персонала в 2013 г. равнялась 78,2%, в 2014 г. увеличилась – до 83,6%. 56,7% в 2013 г. и 68,1% в 2014 г. в общей структуре персонала занимали работники с высшим образованием. Совокупная доля работников с высшим и средним специальным образованием в 2013 г. составила 80,8%, в 2014 г. – 88,3%.

Изменения качественного состава персонала происходят в результате его движения (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Данные о движении персонала ООО "Паркет-холл" в 2013-2014 гг.

№ п/п

Показатель

2013 г.

2014 г.

Отклонение (+, -)

1

Численность персонала на начало года, чел.

16

17

1

2

Приняты на работу, чел.

2

3

1

3

Выбыли, чел.

1

2

1

4

В том числе: по собственному желанию, чел.

1

2

1

5

Численность персонала на конец года, чел.

17

18

1

6

Среднесписочная численность персонала, чел.

17

18

1

7

Коэффициент оборота по приему работников.

0,12

0,17

0,05

8

Коэффициент оборота по выбытию работников

0,06

0,11

0,05

9

Коэффициент текучести кадров

0,06

0,11

0,05

10

Коэффициент постоянства кадров

0,88

0,83

0,05

Для характеристики движения рабочей силы рассчитываются следующие показатели:

1) Кпр = Рпрср (7.1)

2) Кв = Руср (7.2)

3) Ктк = Руснср (7.3)

4) Кп = Рпср (7.4)

где Кпр – коэффициент оборота по приему работников;

Кв – коэффициент оборота по выбытию работников;

Ктк – коэффициент текучести кадров;

Кп – коэффициент постоянства кадров;

Чср – среднесписочная численность персонала;

Рпр – количество принятого на работу персонала;

Ру – количество уволившихся работников;

Русн – количество уволившихся работников по собственному желанию и за нарушение дисциплины;

Рп – количество постоянных работников.

Из полученных данных видно, что в 2014 г. по сравнению с 2013 г. несколько увеличилось выбытие работников и текучесть кадров на фоне роста оборота по приему работников.

Таблица 7.3

Анализ динамики и структуры фонда оплаты труда ООО "Паркет-холл" в 2013-2014 г.

№ п/п

Показатели численности, чел.

2013г.

2014г.

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

1

Товарооборот, тыс. руб.

15760

21166

5406

34,3

2

Численность работников, чел.

17

18

1

5,9

3

Производительность труда 1 работника, тыс. руб. / руб.

927

1175,8

248,8

26,8

4

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

3162

3888

726

23

5

Среднемесячная заработная плата 1 работника, тыс. руб.

15,5

18

2,5

16,1

Производительность труда 1 работника ООО "Паркет-холл" выросла в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 248,8 тыс. руб. или 26,8%, среднемесячная заработная плата прибавила 2,5 тыс. руб. или 16,1%. Таким образом, темп прироста среднемесячной заработной платы незначительно отстает от темпа прироста выработки одного работника, что свидетельствует о не слишком эффективном управлении трудовыми ресурсами предприятия.

Таблица 7.4

Данные баланса рабочего времени на одного рабочего на

ООО "Паркет-холл" в 2013 и 2014 годах

п/п

Наименование показателя

2013г.

2014г.

Отклонения от базы, %

План

Отчёт

План

Отчёт

1

Календарный фонд рабочего времени.

365

365

365

-

-

2

Количество выходных и праздничных дней.

118

118

118

-

-

3

Номинальный фонд рабочего времени

247

247

247

-

-

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

Неявки на работу, в т.ч.:

по болезни, в т.ч.:

по уходу за ребёнком.

отпуска по учебе

командировки

целодневные и сменные простои.

прогулы.

26,4

20,0

5,0

0,9

0,5

-

24,9

20,0

3,0

0,9

1,0

-

29,4

26,2

2,2

0,7

0,3

-

1,11

0

-0,6

0

2

-

1,18

1,31

-0,44

0,78

-0,6

-

5

Полезный фонд рабочего времени

222,6

223,1

222,6

По данным этой таблицы выясняется, что работник слишком много пропустил рабочего времени из-за болезней, в т.ч. по уходу за ребенком.

Анализ издержек обращения

Издержки обращения представляют собой выражение текущих затрат, связанных с процессом обращения товаров. Анализ издержек обращения проводится путем сравнения удельных весов фактических затрат по экономическим элементам отчетного года с аналогичными показателями предыдущих годов и позволяет изучить структуру издержек обращения.

В настоящее время в ООО "Паркет-холл" принята следующая группировка затрат по их экономическим элементам.

1. Материальные затраты.

2. Затраты на оплату труда;

3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и отчисления на страхование от несчастных случаев;

4. Амортизация основных фондов;

5. Прочие затраты.

Для анализа динамики структуры затрат на производство продукции (работ, услуг) по экономическим элементам составляется аналитическая таблица 8.1.

Фактическая себестоимость товаров в 2014г. на 5196 тыс. руб. выше значения этого показателя 2013 г. При этом увеличились все составляющие себестоимости продаж, однако наибольший прирост дала стоимость приобретенных товаров – 3498 тыс. руб., материальные затраты (расходы на продажу) увеличились на 1698 тыс. руб.

В 2013 и 2014 году общая величина тарифа страховых взносов равна максимальной ставке ЕСН= 30%. Переменные затраты увеличились в 2014 г. по сравнению с аналогичным показателем 2013 г. на 4405 тыс. руб., их доля в полной себестоимости продаж выросла на 1,5%. Постоянные затраты увеличились не так значительно – на 791 тыс. руб., вследствие чего потеряли 1,5% в себестоимости продаж.( табл. 8.1)

Анализ издержек обращения

Таблица 8.1.

Элементы

затрат

Сумма, тыс. руб.

Структура затрат,%

2013 г

2014 г

прирост

2013 г

2014 г

прирост

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Стоимость напольных

покрытий

9631

13129

3498

100

136,3

36,3

2

Издержки

обращения,

в том числе:

5056,1

6754

1698

100

133,5

33,5

2.1.

-заработная плата

3162

3888

726

100

123

23

2.2.

- отчисления с ФОТ

948,6

1166,4

217,8

100

122,9

22,9

2.3.

-амортизация

12

16

4

100

133

33

2.4.

- аренда

503,5

890,4

386,9

100

176,8

76,8

2.5.

- транспортные

расходы

140

312

172

100

222,8

122,8

2.6.

-банковское обслуживание

38

77

39

100

202,6

102,6

2.7.

- охрана и инкассация

60

98

38

100

163,3

63,3

2.8.

-коммунальные услуги

88

122

34

100

138,6

38,6

2.9.

- электроэнергия

32

58

26

100

181,2

81,2

2.10.

- интернет

30

58

28

100

193,3

93,3

2.11.

- телефон

26

40

14

100

153,8

53,8

2.12.

- хозяйственные

товары

5

8

3

100

160

60

2.13.

-канцелярские товары

4

6

2

100

150

50

2.14.

-списание в пределах норм естественной убыли

7

14

7

100

200

100

2.15.

Полная себестоимость, в

том числе:

14687,1

19883

5196

100

135,3

35,3

Переменные расходы

11631

16036

4405

100

137,8

37,8

Постоянные расходы

3056

3847

791

100

125,8

25,8

Доля затрат в структуре себестоимости в %

Вид расходов

2013 г

2014 г

Прирост,%

1

Переменные расходы

79,1

80,6

1,5

2

Постоянные расходы

20,8

19,3

-1,5

Планируемый уровень снижения себестоимости, и уровень рентабельности товарной продукции характеризует показатель затрат на 1 руб. товарной продукции. Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции определяется исходя из уровня затрат на производство товарной продукции по отношению к стоимости продукции в оптовых ценах предприятия.

Анализ финансовых результатов и эффективности финансово-хозяйственной деятельности

Анализ динамики и структуры финансовых результатов

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса.

Оценка и анализ изменения прибыли ООО "Паркет-холл" и источников ее формирования за отчетный и предыдущие периоды производятся в таблице 9.1.1.

Основным источником формирования прибыли ООО "Паркет-холл" является прибыль от продажи товаров и услуг, то есть это предприятие сконцентрировано на основном виде деятельности, и не участвует в рисковых, но обещающих быстрые и большие прибыли, операциях.

Доля прочих расходов в структуре выручки незначительна, следовательно, данные расходы не оказывают существенного влияния на изменение финансового результата деятельности предприятия.

Таблица 9.1.1

Анализ состава и динамики прибыли ООО "Паркет-холл" в 2013-2014 гг.

№ п

/п

Показатели

2013

2014

Изменение, (+, -)

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

11-10

11-10

1

Товарооборот без НДС

15760

100

21166

100

5406

-

2

Стоимость товара в закупочных ценах

9631

61,1

13129

62

3498

0,9

3

Наценка

6129

38,8

8037

37,9

1908

-0,9

4

Издержки обращения

5056,1

32

6754

31,9

1698

-0,1

5

Прибыль от продаж

1072,9

6,8

1283

6

210,1

-0,8

6

Внереализац. доходы

1

-

-

-

-1

-

7

Внереализац. расходы

25

0,15

31

0,14

6

-0,01

8

Балансовая прибыль

1048,9

6,65

1252

5,9

203,1

-0,75

9

Налог на прибыль 20%

209,7

1,33

250,4

1,18

40,7

-0,14

10

Чистая (нераспределенная) прибыль

839,2

5,32

1001,6

4,7

162,4

-0,58

11

Рентабельность продаж, %

5,32

-

4,73

-

-

-0,58

Рентабельность продаж – коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.

Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. На основании таблицы 9.1.1. очевидно, что рентабельность продаж в 2014 году уменьшилась на 0,58 и составила 4,73%. Соответственно издержки обращения увеличились на 1698 тыс. руб. и составили 6754 тыс. руб. в 2014 году. Увеличение товарооборота на 5406 тыс. руб. привело к увеличению чистой прибыли. По сравнению с 2013 годом чистая прибыль возросла на 162,4 тыс. руб. и составила 1001,6 тыс. руб. в 2014 году.

Анализ показателей рентабельности работ и услуг

Для оценки результатов финансовой деятельности предприятия применяют показатели рентабельности. Рентабельность товарам измеряется отношением прибыли к затратам или к объему товарооборота и характеризует эффективность производства и реализации вложенных в себестоимость продукции средств.

Динамика показателей рентабельности за 2013-2014 гг. проиллюстрирована на рис.9.2.1.

Анализ данных таблицы 9.1.1 позволяет сделать вывод о снижении эффективности реализации товаров в течение анализируемого периода, поскольку наблюдается уменьшение всех рассчитанных показателей рентабельности.

Таблица 9.2.1

Расчёт и анализ показателей рентабельности товаров

ООО "Паркет-холл" в 2013-2014 гг., %

№ п/п

Показатели

Алгоритм расчёта показателей

2013

2014

Изменение (+,-)

1

Рентабельность продаж по бухгалтерской прибыли ( до н/о)

(Пр/Вр)-100

6,6

5,9

-0,7

2

Рентабельность продаж по чистой прибыли

(Пчп/Вр)-100

5,3

4,7

-0,6

3. Технологическая часть

Для увеличения прибыли на предприятии ООО "Паркет-холл" предлагается ряд мероприятий:

1) Технология обслуживания с использованием ППП (приобретение и адаптация специальной программы SweetHome3D, позволяющей "примерить" напольные покрытия к дизайну конкретного помещения);

2) Технологический процесс укладки полов;

3) Технологический процесс продажи напольных покрытий(выполнение работ по индивидуальному заказу).

Рассмотрим технологический процесс каждого мероприятия.

Технологический процесс внедрения программы SweetHome3D.

В настоящее время создать интерьер для дома и офиса помогают специальные компьютерные программы. С их помощью можно сделать помещение таким, каким вы хотите его видеть: выбрать потолки, полы, создать нужное освещение, подобрать и расставить мебель и предметы домашнего обихода, а потом посмотреть все это в трехмерном изображении, то есть точно так, как будет выглядеть интерьер в натуральном виде.

Программа SweetHome3D довольно проста, удобна и предназначена как раз для проектирования квартир, домов, коттеджей, офисных помещений, магазинов, ресторанов и т.п. Все самые смелые дизайнерские идеи, пришедшие в голову, программа дает в трехмерном изображении.

SweetHomeD может создать фотореалистичные изображения интерьера, просмотреть насколько оптимальными являются цветовые решения, насколько мягко и уютно спроектировано освещение, насколько гармонично и красиво смотрятся текстуры выбранных ковров и прочих покрытий. При этом можно попробовать массу разных вариантов, примерить, сравнить и выбрать оптимальный.

Автоматическое определение размеров во время создания или изменения модели гарантирует аккуратность и экономит время.

SweetHome 3D сохраняет информацию о материалах, которые используются, путем помещения их в базу данных и автоматически создает Ведомость материалов.

С помощью SweetHome 3D можно делать следующее:

- создавать собственный проект здания, используя только кнопки мыши.

- создавать различные уровни этажей.

- автоматически вставлять двери, окна, лестницы, колонны и крыши.

- снабжать модель такими элементами, как шкафы-секции, мебель, электробытовая техника и сантехника, предметы интерьера.

- создавать и распечатывать различные виды модели, включая план, вертикальный разрез и вид в 3D.

- добавлять текст и размеры к планам этажей.

- экспортировать проект в VRML файл. Можно предоставить этот файл для доступа через Интернет, чтобы другие пользователи могли "ходить" по созданной модели.

- автоматически создавать Ведомость материалов, снабженную количествами и ценами.

Рассмотрим интерфейс программы более детально.

Интерфейс программы

Каждое окно Swet Home3D можно условно разделить на четыре главных окна, размер которых можно изменить по желанию, а также панель инструментов.

Рис.3.1.1. Интерфейс программы SweetHome3D

1) Каталог образцов мебели

Этот каталог имеет в себе образцы той мебели, которые мы можете добавить в дизайн своего проекта. Образцы мебели, которые входят в категорию, будут отображаться при нажатии на плюсик (треугольник) слева от названия этой самой категории.

2) Список тех образцов мебели, которые используются в проекте.

Здесь хранится информация о всех образцах мебели (название, размер и т.д), которая используется в проекте. Список можно сортировать, нажимая на необходимые характеристики.

3)2D план

Специальная область в которой мы будете ставить мебель и рисовать стены.

3) 3D просмотр

Здесь можно рассмотреть свой дом в 3D режиме. Есть два вида просмотра вашего дома: вид сверху и вид изнутри (функция "виртуального поситителя").

Для программы Sweet Home3D предполагается последующая очередность действий:

- Импорт отсканированного проекта (blueprint) вашего здания, как фонового рисунка.

- Поверх плана, которого мы загрузили, рисуем стены.

- Редактируем ранее нарисованные стены (толщина, расцветка, текстура).

- К проекту вашего здания прикрепляем окна и двери, затем редактируем их свойства.

- Добавляем мебель к проекту вашего здания, и редактируем их свойства. С течением времени прибавляем новейшие 3D образцы мебели.

- После того, как нарисовали комнаты, изменяем их расцветку, текстуру пола и потолка.

- Если вам нужно будет распечатать план вашего здания, то кроме всего выше указанного нужно будет добавить размеры и подписи к проекту.

Кроме этого, когда будет создаваться или же редактироваться наш дом, мы нередко будете прибегать к 3D просмотру дома, чтобы поменять точку или же угол просмотра.

На скриншотах, которые расположены ниже, показано, какая есть разница между двумя функциями 3D окна "видом сверху" и "виртуальным посетителем " после редактирования цвета и текстур.

Рис. 3.1.2. 2Dи 3D план

Программа Sweet Home 3D рассчитана на людей, которым необходимо сделать дизайн интерьера быстро: от перестановки мебели до дизайна уже существующего дома. Обилие подсказок поможет создать план своего дома и расположить мебель. Можно чертить стены комнат на основе загруженного плана дома, а затем перетаскивать на план образцы мебели из каталога, упорядоченного по категориям. С каждым изменением 2D-плана обновляется и 3D-вид. C помощью данной программы можно будет за считанные минуты смоделировать помещение и подобрать наиболее удачные варианты цветовой палитры предлагаемых напольных покрытий.

Литература

7) Виханский О.С., Наумов А.И., "Менеджмент", учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2009. – 528 с.

8) Либерман И.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. 3-е изд. – М.: Издательство РИОР, 2009 – 159 с.

9) Медведева С.А., Левкина Е.В., Татарников Е.А., Приходько А.В., Основы рекламы. Конспект лекций. – Ростов н/Д: "Феникс", 2014. – 224 с.

10) Мицкевич А.А. Управление затратами и прибылью. – М.: Олма пресс: ИНЭС, 2015. – 192 с.

11) Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 7. М.: Большая Российская энциклопедия, ООО "ТД "Издательство Мир Книги", 2009. – 512 с.

12) "Постатейный комментарий к Главе 25 Налогового Кодекса РФ" / Под редакцией Ф.Н. Филиной. Источник публикации "Гросс Медиа", 2014. Информационный банк "Консультант Плюс: Высшая школа", выпуск 18, 2014г.

13) "Практический комментарий к части первой Налогового Кодекса РФ. Просто о сложном" (постатейный) / Консультант Минфина России Ю.М. Лермонтов. Подготовлен для публикации в системах Консультант Плюс, 2014. Информационный банк "Консультант Плюс: Высшая школа", выпуск 18, 2014г.

14) Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 407 с.

15) Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 306 с.

16) Фрагмент из книги "Анализ финансовой отчетности". Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. Опубликовано в номере: Финансовый менеджмент №1 / 2009.

17) Экономико-статистический анализ: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 215с.

18) Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: "Питер", 2008. – 448 с.

19) Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. "Питер", 2008. – 544 с.

20) Райхельд, Фред. Книга о настоящей прибыли и реальном росте / Пер. с англ. Е. Михалковской. М.: Поколение, 2009. – 256 с.

21) Хитер Кен. Экономика отраслей и фирм: Пер. с англ. А.Х. Текеевой, под. ред. В.В. Герасименко / Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 480 с.

23) Информационный банк "Консультант Плюс: Высшая школа", выпуск 18, 2014 г.

24) Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия. Электронный учебник.

28) Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для вузов / О. Н.Русак, К. Р.Малаян, Н. Г.Занько. – 6-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2015. – 447.

29) Чернова Т.В. Экономическая статистика. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2015.