Факторный анализ прибыли разными методиками

Факторный анализ прибыли разными методиками.

Статьи по теме
Искать по теме

Таблица 1

Сводная таблица итогов факторного анализа прибыли с применением традиционной методики

Изделие

Объем продаж, шт

Цена,

тыс руб

Себестоимость,

тыс руб

Сумма прибыли, тыс руб

Изменение суммы прибыли, тыс руб

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

общее

В том числе за счет

Объема продаж

цены

себестоимости

А

11025

12934

5,3

6,1

4,0

4,8

14332,5

16814,2

2481,7

2481,7

10347,2

-10347,2

Б

10604

7375

3,4

3,7

2,6

3,1

8483,2

4425

-4058,2

-2583,2

+2212,5

-3687,5

итого

21629

20309

22815,7

21239,2

-1576,5

-101,5

+12559,7

-14034,7

П= VPP*(Ц-С)

П =прибыль

VPP-объем реализации

Ц – цена продукции

С- себестоимость

П а пл = 11025 *(5,3-4,0)= 14332,5

П а ф   = 12934 *(6,1-4,8)= 16814,2

П б пл = 10604 *(3,4-2,6)= 8483,2

П б пл = 7375*(3,7-3,1)   = 4425

Изменение суммы прибыли за счет:

1. Объема продаж

(VPPф- VPPпл)* (Цпл-Спл)

По изделию А =(12934-11025)*(5,3-4,0)=2481,7

По изделию Б =(7375-10604)*(3,4-2,6)=-2583,2

2. Цены

(Цф-Цпл)* VPPф

По изделию А = (6,1-5,3)*12934=10347,2

По изделию Б = (3,7-5,3)*7375=2212,5

3. Себестоимости

-(Сф-Спл) *VPPф

По изделию А = – (4,8-4,0)*12934=-10347,2

По изделию Б = – (3,1-2,6) *7375=-3687,5

Завод перевыполнил план по продажам по изделию А на 1909 шт, но не выполнил план по продажам изделия Б в результате план по прибыли недовыполнен на 1576,5 тыс руб.

На сумму прибыли повлияли три фактора: увеличение цены на реализуемую продукцию увеличило сумму прибыли на 12559,7 тыс руб, изменение структуры продаж уменьшило сумму прибыли на 101,5 тыс руб, а увеличение себестоимости привело к снижению прибыли на 14034,7 тыс руб.

Следовательно предприятию необходимо в первую очередь рассмотреть пути снижения себестоимости, так как в этом заложен главный фактор увеличения прибыли. Кроме того следует отметить тот факт,что рост себестоимости по изделию Б, превосходит рост цены на  данное изделие и предприятию надо рассмотреть свою ценовую политику.

Так как цены на продукцию растут то можно говорить, о том, что у завода есть перспективы на рынке выпускаемой продукции.

Таблица2

Сводная таблица итогов факторного анализа прибыли с применением методики маржинального анализа

Изделие

Объем продаж, шт

Цена,

тыс руб

Себестоимость,

тыс руб

Переменные затраты

Постоянные затраты

прибыль, тыс руб

Изменение суммы прибыли, тыс руб

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

общее

В том числе за счет

цены

Переменные затраты

Постоянные затраты

Объема продаж

А

11025

12934

5,3

6,1

4,0

4,8

3,81

3,25

14056

21032

2371,25

15829,9

13458,65

10347,2

7243,04

-6976

2844,41

Б

10604

7375

3,4

3,7

2,6

3,1

2,86

2,09

8108

7263

-2381,84

4610,75

6992,59

+2212,5

5678,75

845

-1743,66

итого

22164

28295

-10,59

20440,65

20451,24

12559,7

12921,79

-6131

1100,75

П= VPP*(Ц-b)-А

П-прибыль

VPP-объем реализации

B –переменные затраты

А – постоянные затраты

Папл    = 11025*(5,3-3,81)-14056=2371,25

Паусл1 = 12934*(5,3-3,81)-14056=5215,66

Паусл2 = 12934*(6,1-3,81)-14056=15562,86

Паусл3 = 12934*(6,1-3,25)-14056=22805,9

Паф     = 12934*(6,1-3,25)-21032=15829,9

Пбпл =10604*(3,4-2,86)-8108 = -2381,84

Пбусл1 = 7375*(3,4-2,86)-8108= – 4125,5

Пбусл2 = 7375*(3,7-2,86)-8108= – 1913

Пбусл3 = 7375*(3,7-2,09)-8108= 3765,75

Пбф =7375*(3,7-2,09)-7263 = 4610,75

Объем реализованной продукции

Паусл1 - Папл    =5215,66-2371,25  =2844,41 

Пбусл1 – Пбпл    = -4125,5 –(-2381,84) = -1743,66

Цены реализации   

Паусл2 -Паусл1 = 15562,86-5215,66=10347,2

Пбусл2 –Пбусл1 = -1913- (-4125,5) = +2212,5

Удельных переменных затрат

Паусл3 -Паусл2 =  22805,9 – 15562,86=7243,04

Пбусл3 –Пбусл2= 3765,75 – (-1913) = +5678,75

Суммы постоянных затрат

Паф -Паусл3 = 15829,9-22805,9= -6976

Пбф –Пбусл3 = 4610,75 – 3765,75 = 845

Анализируя прибыль с помощью методики маржинального анализа, выяснилось что завод изначально формируя план производства и реализации продукции изначально планировал убытки в размере 10,59 тыс руб, что свидетельствует о неэффективности работы планового отдела, так как точка безубыточности должна превалировать при планировании деятельности.

В результате фактического исполнения производственной программы предприятия предприятие получило прибыль в размере 20440,65 тыс руб и и общее изменение составило 20451,24 тыс руб.

Анализируя факторы приведшие к этому показателю, следует отметить положительное влияние следующих факторов, увеличение цены на выпускаемую продукцию привело  к увеличению прибыли на 12559, 7 тыс руб, снижение переменных затрат привело к к увеличению прибыли  на 12921,79 тыс руб, изменение структыры и объемов продаж привело к увеличение прибыли на 1100,75  тыс руб. А вот увеличение постоянных затрат снизило прибыль  на 6131 тыс руб, данный показатель свидетельствует о не совсем четком планировании на предприятии.

Таблица 3

Сравнение результатов факторного анализа прибыли с использованием традиционной методики и методики маржинального анализа

Фактор

Факторные модели

Традиционный анализ

Маржинальный анализ

Объем продаж

-101,5

1100,75

Цена продукции

+12559,7

12559,7

Себестоимость продукции

-14034,7

В том числе:переменные затраты

-

13921,79

Постоянные затраты

-

-6131

Итого

-1576,5

+20451,24

Себестоимость продукции фактически составила:

По иделию А=12934*4,8=62083,2 по изделию Б = 7375*3,1= 22862,5 Итого по заводу 84945,7

Сумма переменных затрат составила

По изделию А =3,25*12934=42035,5 по изделию Б = 2,09*7375=15413,75 Итого по заводу  =57449,25

Сумма постоянны затрат затрат составила

По изделию А = 21032, по изделию Б = 7263 Итого по заводу  =28295

Сумма постоянных и переменных  затрат по заводу составила  85744,25

Таким образом разница между себестоимость и суммой постоянных и переменных затрат составляет -798,55 тыс руб, в результате чего изначально вызывается разница между двумя методиками.

На мой взгляд традиционная методика выдает более точную картину состояния дел на предприятии, так как проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

– необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные;

– переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

– постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

– тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

– эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода.

Литература

Учебники и монографии

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Бертонеш М., Найт Р. Управление денежными потоками. – СПб.: Питер, 2004.

3. Бланк И.А. Управление денежными потоками. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2006.

4. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. – СПб: Питер, 2009.

5. Ковалев В.В. Финансы предприятий – М.: Проспект, 2006.

6. Половинкин С.А. Управление финансами предприятия – М.: ФБК-Пресс, 2006.

7. Черкасов В.Е. Финансовый менеджмент / Учеб. – методич. пособие. – Тверь: Тверской институт экономики и менеджмента, 2008.

Периодические издания

8. Бурцев В.В. Ревизия финансовой системы предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – №3. – С. 35-40.

9. Митякова О.И. Оптимизация денежного потока как инструмент антикризисного управления предприятием // Финансы и кредит. – 2005. – №30. – С. 44-50.