Оценка и моделирование финансовой устойчивости коммерческой организации
Финансовое обеспечение устойчивого развития организации
В экономической литературе, известно множество определений финансовой устойчивости предприятия – от лаконичных (финансовая устойчивость – это независимость от заемного капитала), до широко развернутых и выходящих за рамки финансовой сферы предприятия. Имеют место значительно различающиеся взгляды на сущность финансовой устойчивости. Одни авторы акцентируют внимание в основном на состояние пассивов предприятия, другие – на состояние оборотных активов, третьи – на достаточности денежных потоков и т.д.
С точки зрения влияния на финансовую устойчивость предприятия определяющими внутренними факторами являются:
- отраслевая принадлежность предприятия;
- состав и структура выпускаемой продукции и оказываемых услуг, их доля в общем платежеспособном спросе;
- величина и структура издержек, их динамика по сравнению с денежными доходами;
- размер оплаченного уставного капитала;
- состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру;
- технология и модель организации производства и управления и т.д.
К внешним факторам, влияющим на финансовую устойчивость предприятия, относятся:
- экономические условия хозяйствования;
- господствующая в обществе техника и технология;
- платежеспособный спрос потребителей;
- экономическая и финансово-кредитная политика правительства и принимаемые им решения;
- законодательные акты по контролю за деятельностью предприятия;
- общая политическая и экономическая стабильность;
- налоговая и кредитная политика;
- конкуренция;
- степень развития финансового рынка;
- степень развития страхового дела и внешнеэкономических связей;
- изменение курса валют;
- налаженность экономических связей с партнерами и т.д.
Внутренние факторы зависят от организации работы самого предприятия, а внешние – не подвластны воле предприятия [7, с. 68].
Устойчивость хозяйствующего объекта представляет собой совокупность отдельных, единичных и частных равновесий. Она выше тогда, когда совокупность устойчивых равновесий хозяйствующего объекта превышает количество неустойчивых. Экономическое состояние предприятия может варьироваться от крайне неустойчивого, при котором оно находится на грани банкротства, до относительно устойчивого.
В случае нарушения устойчивости существенное значение имеет направленность процесса: усиление неустойчивости или ее ослабление.
В целом устойчивое развитие предприятия достигается в процессе стратегического и оперативного управления такими составляющими устойчивого развития как: инвестиционная активность, конкурентоспособность технико-технологического его уклада, конкурентоспособность продукции, инновационная активность, финансовая устойчивость, способность к диверсификации при сохранении уровня конкурентоспособности продукции, организационно-экономическая гибкость, воспроизводственная целостность (комплексность).
Рассматривая функционирование предприятия с позиции его устойчивости, можно выделить четыре ключевых аспекта деятельности: финансовая деятельность, отношения с потребителями, организация внутренних бизнес-процессов, рост и развитие. Каждый из этих аспектов является, с одной стороны, сферой влияния самого предприятия, а, с другой – сферой влияния внешней среды. Поэтому необходимо рассматривать взаимодействие и взаимовлияние этих сфер при определении для каждой из них параметров, при которых производственно-финансовая деятельность предприятия будет иметь максимальную устойчивость.
Возможность устойчивого развития предприятия определяется тем, в какой мере ему удается соответствовать требования, предъявляемым к финансовой, производственной, природной и социальной средам. Успех функционирования предприятия в финансовой среде определяется его финансовой устойчивостью. Воздействие на предприятие производственной среды проявляется в двух аспектах: создание продукции, пользующейся спросом у потребителей, и создание персоналу условий для производительного и безопасного труда. Так как предприятие функционирует в конкретной среде, оно должно управлять своим воздействием на нее. И, наконец, социальная среда предъявляет к предприятию свои требования с позиций соблюдения трудового законодательства, реализации социальных гарантий, общественной активности и этики ведения бизнеса.
Для успешного выживания на рынке и реализации стратегии развития фирма должна быть гибкой и динамичной, поскольку ключевой фактор конкуренции сегодня – время. Кроме того, внешняя среда бизнеса становится все более комплексной и неопределенной, что требует умения быстро адаптироваться и устойчивости организации бизнеса.
Поэтому современный этап развития бизнеса связан с широким распространением в управлении фирмой междисциплинарных концепций, которые объединяют отдельные сферы деятельности: поставки продукции, производство товара (выполнение работ, оказание услуг) и дистрибьюцию товаров (работ, услуг). Важнейшими концепциями такого рода являются, например, организационное проектирование, методика всеобщего управления качеством (total quality management, TQM), система управления по целям (management by objectives, MBO).
Организацию можно назвать современной и быть уверенным в ее долговременной конкурентоспособности и устойчивости, если она обладает следующими свойствами:
1. Формализованы и отлажены основные бизнес-процессы предприятия.
2. Определена, внедрена и постоянно совершенствуется учётная политика.
3. Установлена финансовая структура предприятия и выполнено его зонирование.
4. Управление предприятием активно, постоянно нацелено на инновации, основывается на выбранной стратегии.
5. Определены и поддерживаются управленческими действиями разумные пределы "несанкционированного изъятия" денежных средств персоналом.
6. Осуществляется операционное и финансовое планирование, увязанное с выбранной стратегией.
7. Разработана, ведётся и активно используется при выработке решений в управлении система отчётности (ежедневной, еженедельной, ежемесячной, ежеквартальной, годовой и стратегической).
8. Управление предприятием автоматизировано. Полноценное информационное обеспечение современного управления невозможно без применения информационных технологий.
9. Персонал обучен, в его работе преобладает клиенто-ориентированный подход, он лоялен к предприятию и его руководству.
10. Внедрена, применяется и постоянно совершенствуется система обеспечения и поддержки лояльности гостей к предприятию.
11. Определена стратегия предприятия, операционное и финансовое планирование осуществляется на основе стратегического плана.
12. Интеллектуальные ресурсы предприятия соответствуют решаемым задачам. Сюда можно отнести постоянную активность менеджмента и нацеленность на инновации, активное внимание рискам (анализ и заблаговременная выработка мер противодействия) и многое другое [10, с. 157].
Одним из эффективных методов повышения устойчивости предприятий является использование современных форм организации бизнеса. Франчайзинг – один из наиболее популярных во всем мире инструментов привлечения инвестиций в развитие компаний.
Во всем мире принято считать, что франчайзинг – чрезвычайно перспективный вид предпринимательства. Если в "обычном" бизнесе из ста возникающих предприятий в итоге выживают не более десяти, то из такого же количества фирм, работающих по франчайзинговой схеме, будут успешно развиваться девяносто. Приобретая право вести бизнес под известной торговой маркой, франчайзи получает готовое предприятие, и именно в этом заключается его главное преимущество перед другими предпринимателями.
Мировой опыт показывает, что отработанная схема ведения бизнеса, раскрученный брэнд, проверенный продукт значительно повышают шансы начинающего бизнесмена выжить на рынке, а состоявшиеся компании таким способом могут завоевывать новые территории сбыта.
В России с ростом популярности франчайзинга увеличивается и количество проблем, решение которых, существенно повысило бы эффективность этого вида бизнеса. В первую очередь, его развитие сдерживает нестабильная экономическая ситуация в стране. У большинства предпринимателей отсутствует стартовый капитал, необходимый для вхождения во франчайзинговую систему. Продукта, специально разработанного для франчайзинга, в нашей стране не существует, банки предлагают потенциальным покупателям франшиз кредитоваться по другим схемам. Еще одна проблема находится в правовой плоскости. Отечественное законодательство практически не оперирует понятием "франчайзинг", а коммерческая концессия, которой посвящена глава 54 Гражданского кодекса РФ, данному понятию не эквивалентна. В нынешних сложных экономических условиях основной проблемой на предприятиях является сбыт продукции и его устойчивость. Создание разветвленной системы маркетинга на предприятии позволяет решить эти проблемы. Управление экономикой и финансами предприятия невозможно без хорошо работающих маркетинговых служб. Основная цель службы маркетинга на предприятии заключается в налаживании системы обработки и подачи необходимой для обеспечения конкурентоспособности информации о рынке в подразделения фирмы. А также в организации регулярного обмена информацией между подразделениями.
Таким образом, для поддержания соответствия состояния финансовых ресурсов малой организации требованиям рынка и потребностям развития организации, необходимо отслеживать показатели устойчивости постоянно, то есть обеспечивать финансовую устойчивость функционирования организации в заданном режиме времени. Для решения этой задачи разработан алгоритм оценки финансовой устойчивости предприятий малого бизнеса, который позволяет скоординировать результаты финансового анализа, прогнозирования банкротства и выводов о целесообразности возможного финансового оздоровления (рис. 3).
Диагностика финансовой устойчивости требует комплексного подхода к отбору и формированию системы ее показателей. Эта проблема решена посредством специально разработанной блоковой структуры идентификации, отражающей стратегические, краткосрочные и операционные аспекты финансовой устойчивости, создающие угрозы для общей финансовой устойчивости малого предприятия. Она включает показатели эффективности деятельности, платежеспособности, состояния погашения обязательств, уровня обеспеченности запасов и затрат экономически обоснованными источниками их покрытия с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды (таб. 1).
Первый блок включает стратегическую устойчивость, прекращение их роста, будет свидетельствовать лишь об угрозе, но не о наличии кризисного развития малого предприятия. Показатели второго блока характеризуют устойчивость малых предприятий в краткосрочной перспективе. Третий блок определяет платежеспособность предприятия, т.е. выявляет моментную устойчивость. Особое внимание заслуживает четвертый блок – показатели финансовой безопасности. Уровень финансовой безопасности малого предприятия зависит от того, насколько эффективно его руководство способно избежать возможных угроз и ликвидировать вредные последствия отдельных отрицательных составляющих внешней среды предприятия. Преимущество данного подхода заключается в том, что в нем момент наступления несостоятельности не связан только с неплатежеспособностью малого предприятия, а затрагиваются более ранние, глубинные индикаторы развития малого бизнеса.
Рис.3 Алгоритм оценки финансовой устойчивости предприятий малого бизнеса
Таблица 1
Показатели финансовой устойчивости предприятий малого бизнеса
Показатели |
Алгоритм расчета |
Комментарий |
Показатели стратегической устойчивости (1 блок) | ||
Результативность финансово-хозяйственной деятельности (базовые показатели) |
Рентабельность производства и реализации продукции (прибыль от продаж, деленная на себестоимость продукции или выручку) |
Индикатором финансовой устойчивости является состояние показателя, близкое или ниже нуля, что ставит под вопрос эффективность деятельности предприятия. |
Рентабельность активов (чистая прибыль, деленная на среднегодовую стоимость активов) |
Индикатором финансовой устойчивости является рентабельность активов, не обеспечивающая даже самоокупаемость. | |
Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли предприятия к средней за период величине собственного капитала) |
Индикатором финансовой устойчивости является значение показателя ниже нуля, свидетельствующее о неэффективном использовании собственного капитала. | |
Критерии экономического роста (векторный показатель) |
Темп роста прибыли должен быть больше темпа роста выручки, последний должен быть больше темпа роста активов, превышающего единицу |
Сравнение динамики показателей должно отражать развитие предприятия или сохранение достигнутых результатов |
Показатели устойчивости в краткосрочной перспективе (2 блок) | ||
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (базовые показатели) |
Определяется как отношение разности долгосрочных источников (собственного капитала, долгосрочных обязательств) и внеоборотных активов к оборотным средствам предприятия. Нормативное значение составляет – 0,5 (критическое- менее 0,1) |
Значение показателя, приближающееся к критическому, свидетельствует об опасности несостоятельности, которая может возникнуть в последующем. |
Обеспеченность запасов и затрат (базовые показатели) |
Запасы и затраты должны обеспечиваться за счет экономически обоснованных источников финансирования (СОС+КК+ИОФН)/ ЗЗ>1 |
Несоблюдение принципа свидетельствует о кризисном развитии и формировании несостоятельности в ближайшем будущем |
Показатели моментной устойчивости (3 блок) | ||
Коэффициент текущей ликвидности (базовые показатели) |
Определяется как отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам предприятия. Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности равно 2 (критическое – менее 1) |
Результат ниже 1 свидетельствует об опасности непогашения кредита, а значительно больше 2 –об излишнем наращивании активов. |
Степень платежеспособности (базовые показатели) |
Рассчитывается как отношение общей величины краткосрочных обязательств к среднемесячной выручке (нетто). Нормативное значении не более 3 (критическое – 9 и более) |
Критическим для формирования несостоятельности является непогашение долгов за 9 месяцев при норме три месяца |
Показатели финансовой безопасности (4 блок) | ||
Угроза рейдерства (векторный показатель) |
Качественные факторы ведения бизнеса |
Институт перераспределения собственности может спровоцировать банкротство или проявиться через него, поэтому необходима оценка совокупного влияния индо- и эндогенных факторов |
Угроза банкротства (базовые показатели) |
Прирост долговых обязательств более чем на 100 тыс. руб. |
Невыполнение условий свидетельствует о возможных судебных санкциях и возникновении банкротства |
Период оборачиваемости кредиторской задолженности (должен быть менее 90 дней) |
Определяет платежную дисциплину предприятия | |
Коэффициент независимости: рассчитывается, как частное от деления собственного капитала на валюту баланса (нормативное значение более 0,6; а критическое – менее 0,44) |
Показывает степень автономности и угрозу финансовой устойчивости предприятия |