Исследования в PR

В PR не бывает немедленного результата по окончании кампании. Поскольку PR – это вещь стратегическая, то, разработав правильно стратегию и выполняя ее в течение какого-то времени, руководство компании понимает, что получает результаты, по тому, как меняется окружение компании, отзывы о ней. Это заметно и по исследованиям, которые проводятся через некоторое время. Наличие же публикаций подтверждается отчетом мониторинга СМИ.

Статьи по теме
Искать по теме

Кроме того, существует аналитический метод. Согласно данному методу отслеживаются все прошедшие публикации (т.е. мониторинг), а затем оценивается их рекламный эквивалент, представляющий собой краткий анализ: сколько всего вышло публикаций, о чем писали, отзывались положительно или отрицательно, рекомендовали или нет. Используя такой метод, можно понять динамику публикаций, сезонность, востребованность информации об этой продукции на рынке, а также наиболее интересные темы.

Оценка эффективности PR считается одной из наиболее сложных задач. Причина состоит в комплексном характере PR-деятельности, специфике воздействия PR на аудитории, а также в косвенной связи PR с такими традиционно измеряемым направлением как продажи. Эффективность PR нельзя измерить "напрямую", оценивая объем продаж или даже количество обращений. Однако существует сравнительно новый и уникальный вид исследования – PR-аудит, который позволяет четко определить эффективность PR-деятельности компании.

PR – это долгосрочные инвестиции в репутацию компании, предприятия, бренда, продукта или услуги, которые начинают приносить отдачу не сразу – среднестатистический срок начала получения эффекта от PR-кампании – 3-6-12 месяцев. PR-аудит представляет собой исследование деятельности предприятия, компании, организации в области PR по количественным и качественным критериям. Именно PR-аудит позволяет перевести аморфные формулировки в конкретные цифры.

PR-аудит начинается с определения направлений исследования и разработки критериев оценки, на основе чего разрабатываются анкеты, опросные листы, определяется объем и сроки проведения аудита, а также формы отчетности.

Непосредственно исследование начинается с постановки целей, которые отражают стратегические и тактические цели в области PR конкретной, а также приоритетные направления PR-продвижения компании.

Такими целями могут быть – выявление уровня развития связей со СМИ, выявление эффективности программы PR-продвижения за прошлый год, выявление сильных и слабых сторон в PR-деятельности предприятия, оценка уровня понимания руководителями подразделений и топ-менеджерами роли и функций отдела пиар и т.д.

Основой PR-аудита является вторичная информация и материалы для кабинетных исследований, например, база СМИ, архив публикаций, список и тексты пресс-релизов, направленных в СМИ за исследуемый период, список проведенных PR-мероприятий, медиа-план PR-кампании и т.д. Но только кабинетными исследованиями при проведении PR-аудита не обойтись.

Каждое направление исследуется по целому ряду критериев. Например, связи со СМИ, как правило, исследуются по таким критериям:

  • Качество базы средств массовой информации.
  • Количество релизов, подготовленных и распространенных в СМИ
  • Качество составления сообщений для СМИ.
  • Количество проведенных мероприятий для СМИ/с участием СМИ.
  • Уровень информационных поводов.
  • Спектр контактов со СМИ.
  • Планирование в сфере связей со СМИ.
  • Качество архива и отчетности.
  • Методы оценки эффективности связей со СМ.

По каждому критерию указываются плюсы и минусы и делаются общие выводы. И только на основе оценки всех критериев проводится оценка уровня развития данного направления PR в компании.

Полевые исследования начинаются с разработки критериев оценки PR-деятельности. Критерии определяются с учетом специфики рынка, на котором работает предприятие, масштаба, статуса и структуры компании, истории поддержки связей со СМИ и уровня PR-активности компании.

На основе критериев разрабатывается перечень основных вопросов анкеты, на основе которой проводится опрос ключевого персонала компании. Часто разрабатывается также список дополнительных (вспомогательных вопросов) к каждому основному – в целях получения более качественного, правдивого и осознанного ответа на основной вопрос. Ответ на каждый основной вопрос оценивается по 10-балльной шкале, ответы на вспомогательные вопросы просто фиксируются в анкете. При наличии вспомогательных вопросов речь по сути идет об углубленном интервью.

В ходе PR-аудита используется методика "роза PR-аудита" с получением графических изображений данных, полученных в ходе опроса. Итоговые графики строятся на основе оценок, которые "поставили" сами участники опроса различным направлениям PR своей компании. Кроме того, свои оценки выставляют ответственные за проведение PR-аудита.

Лепестковая диаграмма и структура графика (каждому критерию соответствует ось, а уровню развития данного направления – значение на оси) позволяет наглядно увидеть – насколько комплексно, равномерно и эффективно ведется PR-деятельность компании. Если "роза" хорошо "распустилась" – уровень развития PR в компании выше среднего или высокий. Если "роза растрепанная", то есть ее "лепестки" неодинаковые – это свидетельствует о том, что направления PR развиты неоднородно, существуют перекосы в PR-деятельности и некоторым направлениям не уделяется должного внимания.

PR-аудит может проводится собственными силами PR-отдела, при наличии развитой структуры PR-службы, или с привлечением маркетинговых агентств. Во втором случае сроки проведения PR-аудита составляют от 45 дней до 3 месяцев, в зависимости от объема и сложности работ, количества направлений исследования, архива имеющихся у компании материалов, количества задействованных консультантов и т.д. Исследуемый период, как правило составляет предыдущие 12-24 месяца. Проведение PR-аудит собственными силами позволяет осуществлять его регулярно, результируя его результаты по месяцам, кварталам и в конце года выставляя суммарную оценку динамику развития PR-деятельности.

По итогам аудита выдаются рекомендации, например: усилить информационные поводы, расширить базу СМИ, пересмотреть аудитории общественности, с целью повышения целевого воздействия.