Повышение эффективности работы предприятия

Повышение эффективности работы предприятия.

Статьи по теме
Искать по теме

В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его эффективность работы. Определение эффективности работы предприятия относится к числу наиболее важных экономических проблем, поскольку недостаточный финансовый результат может привести, в конечном счете, к банкротству.

Эффективность работы предприятия является одним из важнейших факторов оценки его конкурентоспособности в условиях рыночных отношений. Если предприятие эффективно, платежеспособно, оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров.

Качественно проведенная аналитика эффективности работы предприятия помогает сделать оценку проделанной работы и грамотно спрогнозировать изменения для получения наибольшей прибыли. Для проведения такой процедуры, как анализ эффективности работы предприятия привлекается финансовый менеджер предприятия или, что объективнее, нанимается квалифицированный специалист в соответствующей компании.

Проведенный квалифицированными менеджерами анализ эффективности работы предприятия – это не только документ для руководителя, который на основании результатов сможет оценить работу компании и наметить мероприятия по ее улучшению. Такой документ может быть составлен для внешних пользователей – банков, которые на основании его показателей принимают решение о выдаче кредитов, участников фондового рынка, определяющих стоимость акций предприятия или инвесторов, принимающих решение о целесообразности инвестиций.

Анализ эффективности работы предприятия проводится с целью оценить возможность и способность компании погашать свои обязательства и при этом сохранять права владения организацией в долгосрочной перспективе. Способность фирмы погашать обязательства в перспективе определяется сопоставлением собственных и заемных средств, а так же их структурой.

Эффективность работы предприятия: понятие, цели, задачи анализа

Эффективность работы предприятия – это метод оценки работы фирмы, который заключается в анализе достижения поставленной цели [21, c. 32].

Целью любой организации является достижение финансового результата и не на короткий период, а на продолжительное время. В этот результат входит как полученная прибыль, так и капитализация организации, поэтому экономическая эффективность работы предприятия – это определение максимальной цели и расчет путей ее достижения, разработка стратегии работы и управления фирмой.

Целью анализа эффективности работы предприятия выступает выявление резервов повышения эффективности деятельности организаций и путей мобилизации, то есть использования выявленных резервов [10, c. 56].

Основные задачи анализа эффективности работы предприятия следующие [15, c. 73]:

- проверка обоснованности показателей внутрихозяйственного планирования, их напряженности и реальности выполнения;

- объективный контроль за ходом выполнения договорных обязательств, внутрихозяйственных планов, подведение итогов и оценка работы предприятия по их выполнению;

- выявление причин, положительно или отрицательно повлиявших на выполнение договорных обязательств и внутрихозяйственных планов;

- изыскание резервов производства и передовых методов организации труда, применение прогрессивной техники и технологии, передового опыта в целях увеличения объема производства и реализации продукции, улучшения ее качества, снижения себестоимости и издержек обращения, повышения производительности труда, рентабельности, укрепления финансового состояния и т. д.;

- разработка конкретных мероприятий по использованию выявленных резервов, устранению недостатков;

- контроль за выполнением этих мероприятий.

Руководитель предприятия должен уметь правильно вести свое предприятие к успеху, только тогда фирма будет выгодной, а ее работа будет успешной. Хорошо организованная и подобранная команда помогает построить путь, по которому пойдет фирма, наиболее подходящий путь – это поставленная цель – выполнимая миссия – правильное видение конечного результата – свои частные разработки – составленные проекты и программы – конечные показатели.

Миссия – это оценка рыночной ниши, где есть наиболее точная возможность достижения цели.

Видение – это конечный результат, показатели эффективности предприятия, к которым стремится вся организация.

Проекты и разработки – это работа команды над поставленной целью, расчет всех путей, которые приведут к намеченному финалу.

Определяющим при расчете путей эффективности является [18, c. 36]:

- предпочтения и компетенция владельца предприятия;

- конкурентная окружающая среда;

- активы предприятия или начальный капитал.

Это все и определяет после анализа пути повышения эффективности предприятия, его миссию и цели.

На расчет и разработку эффективности и стратегии влияет:

- подобранный коллектив, так как один человек ничего сам сделать не сможет. Привлеченные топ-менеджеры произведут расчеты согласно поставленной цели. При изменении направления деятельности обычно меняется и персонал;

- структура предприятия. Кадры и структура тесно взаимосвязаны. Коллектив подбирается после разработанных шагов стратегии. Когда стратегические расчеты начнут приводить к прибыли, активы предприятия также начнут расти, что приведет к развитию дополнительной инфраструктуры. Любая организация должна постоянно ставить перед собой новые цели. Достижимая максимальная цель, поставленная хозяином фирмы, является точкой отсчета всех целенаправленных действий.

Пути повышения эффективности работы предприятия зависят от многих показателей. А именно [18, c. 36]:

- контроль деятельности;

- развитая стратегия мониторинга и анализа всех шагов;

- система корректирующих действий, а также улучшение системы управления.

Необходим подбор талантливых и способных сотрудников и их слаженная работа. Коллектив должен быть воодушевлен и объединен поставленной целью. Кадры выстраиваются в особую лестницу, каждая ступенька которой отвечает за определенный объем работы и за шаг к достижению цели. Для того чтобы найти идеальные пути повышения эффективности работы предприятия, нужно следить за культурой предприятия. За организацией отдыха и совместного времяпрепровождения.

Экономическая эффективность работы предприятия – один из видов эффективности деятельно предприятия, она представляет собой соотношение полученного результата к затраченным материальным и финансовым ресурсам. Этот вид эффективности зависит, прежде всего, от рационального использования всех видов ресурсов с их структурой. Эти соотношения обусловлены главным образом спецификой самого производства, технической оснащенности, уровнем развития технологий, организации труда и соотношением интенсивных с экстенсивными факторами производства. На состояние структуры сильное влияние оказывают такие внешние факторы как рынки ресурсов, спрос и предложение на конкретный вид ресурса, цены на ресурсы и т.д. Процесс измерения планируемого или уже полученного уровня эффективности предприятия связан с определением критерия и формированием системы соответствующих показателей [41, c. 39].

Комплекс действий и мероприятий по росту эффективности производственной и экономической работы предприятия называют путями повышения эффективности работы предприятия. К основным путям повышения эффективности производственной деятельности относят снижение показателя трудоемкости и повышение показателя производительности труда. Также к основным путям относят рациональное и экономное использование ресурсов и сырья, снижение показателя фондоемкости и улучшение инвестиционной деятельности компании.

Пути повышения эффективности работы предприятия подразумевают внедрение на предприятии научно-технического прогресса, в том числе революционное переоснащение производственных фондов на основе новейших научных достижений техники и технологий. Такие коренные изменения в технике, мобилизация технических, организационных, социальных и экономических факторов позволят существенно повысить показатель производительности труда. Пути повышения эффективности работы предприятия подразумевают и использование режима экономии. Ресурсосберегающие факторы должны стать решающими для удовлетворения постоянно растущей потребности в топливе, сырье, материалах и энергии. Помимо этого, пути повышения эффективности работы предприятия включают и мероприятия по лучшему распределению и использованию основных ресурсов и фондов организации. Очень важно максимально интенсивно использовать производственный потенциал предприятия, следить за ритмичностью производства, за максимальной загрузкой производственного оборудования. Результатом этих мероприятий будет ускоренный темп прироста готовой продукции без лишних капиталовложений и инвестиций. Немаловажное место для роста эффективности функционирования организации занимают организационные и экономические факторы. Также необходимо развитие социальной инфраструктуры и методов управления. Необходимо совершенствовать методы и формы управления, методы планирования, стимулирования, поощрения. Особое место в снижении удельного веса расходов ресурсов и интенсификации всей экономики организации принадлежит мероприятиям по повышению уровня качества выпускаемой для реализации продукции. Уровень качества продукции должно стать основополагающим фактором, за которым требуется пристальный контроль.

Оценка финансовых параметров и показатели эффективности работы предприятия, среди проблем анализа являются одной из ключевых, так как именно они свидетельствуют об экономическом здоровье компании и сигнализируют о проблемах, которые способны привести к значительным осложнениям и даже к неплатежеспособности или банкротству. Основные показатели эффективности работы предприятия – это достаточно обширный перечень параметров, в той или иной степени отражающих результаты и эффективность хозяйственной деятельности. Одним из важных показателей является финансовая устойчивость.

Обобщённые показатели эффективности работы предприятия, как правило, формируются на основе понимания того, что для принятия решений по управлению финансовой устойчивостью нужна постоянная деловая осведомлённость, которая является результатом анализа и оценки информации. Выбор той или иной технологии оценки определяется целями и задачами исследования, а также в ряде случаев, и степенью доступности достоверной исходной информации. Кроме прочего, каждая методика или процедура, обладает слабыми и сильными сторонами и по своему влияет на показатели эффективности работы предприятия. Широко используемые горизонтальный, вертикальный и трендовые методы позволяют дать лишь предварительную оценку уровня устойчивости, констатируя лишь абсолютные изменения того или иного показателя финансовой устойчивости, не выявляя информации о внутренней природе изменений и не влияя, по сути дела, на другие показатели эффективности. Кроме того, такие методологии очень слабо отражают текущую динамику изменений в качестве работы компании.

Сравнительный метод по своему содержанию дает больше информации, чем вышеперечисленные, но на сегодня в ряде случаев применять его качественно невозможно, поскольку достоверная отраслевая статистика отсутствует. Анализ существующих технологий и процедур оценочной деятельности, позволяет утверждать, что наибольшей информативностью обладают метод оценки по коэффициентам и факторный, поэтому они получили широкое распространение в практике оценки эффективности работы предприятия в целом и финансовой устойчивости в частности. Однако коэффициентный метод оценки имеет довольно много собственных существенных недостатков.

Наиболее существенными, являются [21, c. 89]:

- коэффициентный: расчеты только раскрывают, но не объясняют динамики изменения финансового состояния. Такая ситуация отражает состояние предприятия только в начале и конце отчетного периода. Все, что происходит между этими датами, не учитывается;

- рассчитанные коэффициенты не несут экономического смысла, поэтому необходимо их сравнение с показателями "внешних" источников, что в современных условиях достаточно затруднительно по причинам технического и материального характера. Наиболее распространенным из существующих аналитических методик, является факторный анализ. Сильной чертой факторного подхода является то, что в процессе проведения расчетов исходные данные проходят стандартизацию и нормирование и теряют при этом размерность. Это позволяет использовать модель для анализа различных периодов без дополнительной коррекции на инфляцию.

Данный анализ методического инструментария определён тем, что главным в анализе показателей эффективности является:

- совершенствование информационного обеспечения;

- разработка методик комплексного характера, позволяющих проанализировать состояние предприятия по оптимальной совокупности производственных и финансовых показателей и коэффициентов.

Источники информации для анализа эффективности деятельности предприятия

Информационной базой для анализа эффективности работы предприятия выступает бухгалтерская отчетность.

Бухгалтерская отчетность – это процедура (в некоторых трактовках – обязательство), предполагающая предоставление коммерческими предприятиями в соответствующие государственные органы сведений о деятельности по установленным формам в рамках требуемой периодичности. Имеет непосредственную связь с бухгалтерским учетом (основные показатели коммерческих активностей берутся с соответствующих счетов) [19, c. 59].

Бухгалтерская отчетность оставляется 4 раза в год. По состоянию на 1 апреля предоставляются данные за 1 квартал текущего отчетного года, на 1 июля – за 1 полугодие, на 1 октября – за 9 месяцев. Данные, отражающие результаты деятельности компании за весь отчетный год, формируются по состоянию на 1 января следующего года [23, c. 52].

Бухгалтерская отчетность чаще всего представлена совокупностью следующих ключевых документов:

- бухгалтерский баланс;

- отчеты – о финансовых результатах, об изменениях капитала, о движениях средств, а также о целевом их использовании.

Дополнять данные источники могут приложения, связанные с бухгалтерским балансом, а также различные пояснительные записки. В некоторых случаях предприятиям необходимо также готовить аудиторские заключения.

Основой отчетности любого предприятия является бухгалтерский баланс. Он служит источником информации для анализа работы организации за определенный временной промежуток. Отраженный в нем баланс активов и пассивов расшифровывается и уточняется остальными формами отчетных документов. Показатели рентабельности, ликвидности, платежеспособности и финансовой стабильности компании рассчитываются на основе данных, имеющихся в нем.

Баланс активов и пассивов любой организации является итогом его деятельности за определенный временной промежуток. Как правило, документ составляется после завершения очередного отчетного периода, но в зависимости от обстоятельств экономической деятельности компании его могут составлять чаще. Вид составленного бухгалтерского баланса зависит от: времени составления (вступительный, заключительный), степени консолидации (сводный, единый), периодичности (промежуточный, годовой), способа формирования (оборотный, сальдовый). Ликвидационные балансы составляются в процессе банкротства компании, они являются источником информации для всех заинтересованных сторон (кредиторов). Перед их формированием проводится полная инвентаризация активов и пассивов компании. Для реорганизации фирмы, выделения самостоятельных хозяйствующих субъектов составляется разделительный баланс. Финансовые активы и пассивы консолидированной структуры по договоренности сторон перераспределяются между участниками процесса.

Для осуществления всех предусмотренных уставными документами видов деятельности предприятие должно иметь средства производства. Актив бухгалтерского баланса отражает стоимость принадлежащих компании оборотных и внеоборотных ценностей.

Группировка средств происходит на основании ликвидности каждого вида. Помимо непосредственных материальных ценностей, в активе баланса отражаются суммы дебиторской задолженности, денежные эквиваленты, отложенные обязательства по налоговым платежам, стоимость незавершенного производственного цикла.

Статьи актива баланса объединены в два раздела: внеоборотные активы, оборотные активы. Наименее ликвидная (сложно реализуемая) часть имущества предприятия отражается в балансе по первоначальной стоимости. К внеоборотным активам относят [24, c. 26]:

- НМА (патенты, товарные знаки, деловую репутацию, лицензии и т. д.). Как правило, нематериальными признаются ценности, не имеющие вещественного выражения. При этом стоимость данных активов достаточно высока, а скорость реализации зависит от качества и востребованности на рынке конкретного вида;

- основные средства (сооружения, оборудование, здания, многолетние насаждения, земля, вычислительные устройства, техника и инвентарь). Данное имущество участвует в процессе основного производства, вспомогательных процессов и административно-финансовой деятельности. Эти активы являются средствами производства, они переносят свою стоимость на цену готовой продукции частично на протяжении продолжительного периода времени.

Оборотные активы являются частью материальных ценностей предприятия, от скорости их воспроизводства зависит прибыльность его работы. Состав их разнообразен и меняется в зависимости от периода составления баланса. Оборотные средства делятся на:

- материалы (запасы, сырье, топливо, запчасти, инструмент и т. д.). Данная категория активов при участии в производственном цикле полностью переносит свою стоимость на цену выпущенной/произведенной продукции (выполненных работ, услуг);

- задолженность (покупателей, сотрудников, прочих дебиторов);

- незавершенное производство (цикл, не законченный на момент составления баланса). В суммовом выражении определяются все затраты на изготовление продукции (ТМЦ, заработная плата, амортизация, налоги), выход которой будет произведен в следующем отчетном периоде;

- денежные средства (наличные, безналичные, на специальных и валютных счетах, наиболее ликвидные эквиваленты денежной массы);

- прочие активы (краткосрочные займы, НДС с авансовых платежей и т. д.).

Источники финансирования (на первоначальном этапе) любого предприятия зависят от его правовой структуры. Соответственно формируются актив и пассив бухгалтерского баланса. По структуре его правой части можно судить об основных источниках средств. Фонды организации, его краткосрочные и долгосрочные займы, капитал образуют сумму, которая равна оборотным и внеоборотным материальным ценностям, участвующим в процессе производства. Формула любого баланса выражается равенством: Актив = Обязательства + Капитал.

Пассив баланса содержит группировку источников формирования средств предприятия. Он имеет три раздела [26, c. 33]:

- капитал и резервы (добавочный, уставной, резервный фонд, прибыль или убыток по результатам деятельности). В зависимости от структуры уставного (складочного) фонда предприятия делятся на государственные (муниципальные), акционерные общества и товарищества, кооперативы, паевые производственные объединения. Уставный капитал – первоначальный вклад собственников (учредителей) в деятельность организации. Резервный и добавочный капиталы предприятие формирует самостоятельно в соответствии с учредительными документами и по мере необходимости;

- долгосрочные обязательства (заемные средства, предоставленные на платной основе на длительный срок). Проценты по полученным кредитам увеличивают их стоимость согласно договорным обязательствам;

- краткосрочные обязательства (налоговые платежи, оплата труда, отчисления во внебюджетные фонды, ссуды, кредиторская задолженность поставщикам и прочим организациям, доходы будущих периодов, сформированные резервы). Наиболее часто данные статьи встречаются в промежуточном балансе, перед окончанием отчетного периода каждое предприятие стремится погасить кратковременные займы и рассчитаться с кредиторами.

Отчет о финансовых результатах содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показана величина валовой и чистой прибыли или убытка и слагаемые этого показателя:

- прибыль (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

- чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

- валовая прибыль или убыток;

- финансовый результат от операционной деятельности;

- доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности;

- финансовые результаты от обычной деятельности;

- чистая прибыль.

Отчет о движении денежных средств (ОДДС) представляет собой табличную форму, которая содержит соответствующие о них данные в разделе статей, а также информацию об их поступлениях в организации и о проведении выплат.

В указанный документ входят три раздела: Потоки средств от операций текущих. Они должны быть в рамках деятельности организации. Наличие денежных потоков от операций инвестиционного характера. В данном случае подразумевается проведение нематериальных активов, выдача займов и т. д. Потоки средств от финансовых действий. Здесь учитываются как заемные вложения, так и поступившие от собственников [12, c. 74].

Отчёт об изменениях капитала – отчёт, в котором раскрывается информация о движении уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, а также информация об изменениях величины нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) организации и доли собственных акций, выкупленных у акционеров.

Отчет о целевом использовании средств – это отчет, в котором показываются денежные средства, поступившие от добровольных, членских и прочих взносов, а так же отображаются остаточные средства на счете предприятия.

Система показателей для оценки эффективности деятельности предприятия

Проводя анализ эффективности деятельности предприятия рассчитывают следующие показатели [9, c. 69]:

- показатели финансовой стойкости – определяют возможность предприятия обеспечивать собственные потребности имеющимися в распоряжении средствами;

- показатели рентабельности предприятия – показывают, насколько прибыльно использование активов различной степени ликвидности в деятельности фирмы;

- показатели деловой активности – касаются скорости оборачивания разного рода активов. Показатели деловой активности показывают длительность производственного цикла предприятия, и чем он короче – тем эффективнее построена работа фирмы;

- показатели ликвидности – иллюстрируют соотношение между различными группами активов, в зависимости от их способности быстро быть превращенными в деньги;

- показатели платежеспособности – показывают, насколько предприятие способно отвечать по своим обязательствам перед контрагентами. Как правило, из этих пяти пунктов и составляется анализ финансовых результатов предприятия. После того, как проведены все вычисления, наступает время их охарактеризовать – и именно комментарии к расчетам играют решающую роль при составлении мнения пользователями данного анализа и принятии ими тех или иных решений.

Рассмотрим данные показатели подробнее.

Рентабельность – расчетная величина и определяется как соотношение прибыли к различным группам активов и источников [41, c. 37].

При анализе рассчитанные показатели рентабельности следует сопоставить с плановыми, с соответствующими показателями предыдущих периодов, а также с данными других фирм.

Рентабельность активов может быть определена по формуле:

, (1.1)

где РА – рентабельность активов;

ЧП – чистая прибыль;

СВА – среднегодовая величина активов.

Рентабельность активов характеризует прибыль, получаемую фирмой с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности фирмы в данном периоде [19, c. 48].

Рентабельность основных производственных фондов рассчитывается по следующей формуле:

, (1.2)

где РОПФ – рентабельность основных производственных фондов;

П – прибыль в распоряжении фирмы;

СОПФ – средняя стоимость основных производственных фондов.

Рентабельность оборотных активов выражается при помощи следующей формулы:

(1.3)

где РОА – рентабельность оборотных активов;

П – прибыль в распоряжении фирмы;

СВОА – средняя величина оборотных активов.

Рентабельность инвестиций выражает эффективность использования средств, вложенных в развитие данной фирмы:

, (1.4)

где РИ – рентабельность инвестиций;

ПДН – прибыль до налогообложения;

ВБ – валюта баланса;

КО – краткосрочные обязательства.

Рентабельность собственного капитала характеризует наличие прибыли в расчете на вложенный собственниками данной фирмы капитал:

, (1.5)

где П – прибыль в распоряжении фирмы;

СК – собственный капитал.

Рентабельность продукции показывает, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции:

, (1.6)

где РП – рентабельность продукции;

П – прибыль в распоряжении фирмы;

С – полная себестоимость реализованной продукции.

Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Этот показатель определяется по такой формуле:

, (1.7)

где РП – рентабельность продаж;

П – прибыль от реализации продукции;

В – выручка от реализации продукции.

Как видно из формул, прибыль и рентабельность предприятия являются тесно связанными друг с другом показателями, именно их величина демонстрирует эффективность работы организации.

Ликвидность – это способность предприятия своевременно реагировать на финансовые изменения (проблемы и перспективы), достаточность активов для погашения краткосрочных кредитов путем перевода активов в наличные средства, а также способность к увеличению активов в случае роста продаж на предприятии [20, c. 67].

В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на четыре группы [31, c. 58]:

– А1 – денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

– А2 – быстрореализуемые активы – дебиторская задолженность;

– А3 – медленно реализуемые активы: запасы, а также долгосрочные финансовые вложения;

– А4 – труднореализуемые активы: внеоборотные активы и долгосрочная дебиторская задолженность;

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

– П1 – кредиторская задолженность;

– П2 – краткосрочные пассивы: краткосрочные кредиты и займы (со сроком погашения до года);

– П3 – долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты и займы (обязательства со сроком погашения более года);

– П4 – постоянные пассивы: собственный капитал предприятия (обязательства перед собственниками).

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если одновременно имеют место следующие соотношения:

А1≥ П1; А2≥ П2; А3≥ П3; А4 < П4, (1.8)

Существенным является выполнение первых трех условий, так как четвертое неравенство носит балансирующий характер. Его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости – наличии у предприятия собственных оборотных средств (собственного оборотного капитала).

Платежеспособность представляет собой способность предприятия в установленные сроки и в полном объеме отвечать по своим краткосрочным и долгосрочным обязательствам (срок погашения которых уже наступил) при помощи денежных средств и их эквивалентов, что лежит в основе непрерывности процесса воспроизводства.

Среди показателей платежеспособности предприятия выделяют:

- общий показатель ликвидности;

- коэффициент абсолютной ликвидности;

- коэффициент критической ликвидности;

- коэффициент текущей ликвидности;

- коэффициент маневренности собственных средств.

Общий показатель ликвидности:

, (1.9)

Общий показатель ликвидности показывает возможность предприятия погасить имеющиеся наиболее срочные долги путем направления на эти цели всех оборотных активов, которые, естественно, гораздо ликвиднее внеоборотных.

Коэффициент абсолютной ликвидности:

, (1.10)

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности фирма сможет погасить в ближайшее время. Рекомендуемое значение 0,2–0,5. Низкое значение указывает на снижение платежеспособности.

Коэффициент критической ликвидности:

, (1.11)

Коэффициент срочной ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия), характеризующий ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности. Рекомендуемое значение 0,7–0,8. Низкое значение указывает на необходимость систематической работы с дебиторами.

Коэффициент текущей ликвидности:

, (1.12)

Коэффициент текущей ликвидности (общей ликвидности), Показывает достаточность оборотных средств предприятия для покрытия своих краткосрочных обязательств. Также характеризует запас финансовой прочности вследствие превышения оборотных активов над краткосрочными обязательствами. Рекомендуемое значение показателя 1–2 указывает на то, что оборотные средства должны превышать краткосрочные обязательства.

Коэффициент маневренности собственных средств:

, (1.13)

Коэффициент маневренности указывает на отношение оборотного капитала, который есть в распоряжении предприятия к другим источникам финансирования.

Относительные показатели финансовой устойчивости предприятия.

Коэффициент капитализации:

, (1.14)

где ДО – долгосрочные обязательства;

КО – краткосрочные обязательства;

КиР – капитал и резервы.

Коэффициент капитализации – это показатель, сравнивающий размер долгосрочной кредиторской задолженности с совокупными источниками долгосрочного финансирования, включающими помимо долгосрочной кредиторской задолженности собственный капитал организации.

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования [45, c. 22]:

, (1.15)

где ВА – внеоборотные активы;

ОА – оборотне активы.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами раскрывает, достаточно ли у предприятия своих средств, которые необходимы для его финансовой устойчивости.

Коэффициент финансовой независимости:

, (1.16)

где А – сумма активов предприятия.

Коэффициент финансовой независимости показывает, в какой степени фирма независима от внешних займов.

Коэффициент финансирования:

, (1.17)

Коэффициент финансирования показывает экономическую стабильность той хозяйственной среды, в которой фирмой осуществляется его основная деятельность.

Выделяют три показателя, характеризующих обеспеченность запасов и затрат источниками их финансирования.

- излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств:

(1.18)

где – прирост или излишек собственных оборотных средств;

З – запасы и затраты (раздел II баланса);

- излишек (+) или недостаток (-) собственных, а так же долгосрочных источников финансирования запасов (ΔСДИ):

(1.19)

- излишек (+) или недостаток (-) общей величины источников покрытия запасов (ΔОИЗ):

(1.20)

Данные показатели обеспеченности запасов соответствующими источниками финансирования образуют трехфакторную модель (М):

М = (ΔСОС; ΔСДИ; ΔОИЗ) (1.21)

Представленная модель отражает тип финансового состояния предприятия.

Практически встречается четыре типа финансового состояния (приложение 1).

Деловая активность предприятия – это его способность по результатам своей экономической деятельности занять устойчивое положение на конкурентном рынке (свободный рынок без входных барьеров и препятствий конкуренции) [19, c. 48].

Рассмотрим подробнее показатели деловой активности.

Коэффициент общей оборачиваемости капитала:

, (1.22)

где В – выручка;

ИБ – итог баланса.

Коэффициент общей оборачиваемости капитала отражает скорость оборота (количество оборотов за период) всего капитала предприятия.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств:

, (1.23)

где ОС – основные средства.

Характеристикой скорости оборота с момента оплаты до возвращения денег за реализованные материальные ценности на банковский счет выступает оборачиваемость средств (оборотных).

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:

, (1.24)

где ДЗ – дебиторская задолженность.

Фирме в процессе работы приходится давать товарные кредиты потребителям, в результате накапливается дебиторская задолженность. Показатель ее оборачиваемости определяет количество оборотов за год средств, вложенных в расчеты.

Коэффициент оборачиваемости запасов:

, (1.25)

где З – запасы.

Коэффициент оборачиваемости запасов (активов) – прямой показатель операционной эффективности предприятия для управления своими активами [50, c. 28].

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:

, (1.26)

где КЗ – кредиторская задолженность.

При исследовании результатов деятельности того или иного предприятия необходимо учитывать, что коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности в значительной степени зависит от масштабов производства, а также от сферы и отрасли активности.

Таким образом, эффективность работы предприятия – это метод оценки работы фирмы, который заключается в анализе достижения поставленной цели.

Информационной базой для анализа эффективности работы предприятия выступает бухгалтерская отчетность.

Проводя анализ эффективности деятельности предприятия рассчитывают следующие показатели:

- показатели финансовой стойкости;

- показатели рентабельности предприятия;

- показатели деловой активности;

- показатели ликвидности;

- показатели платежеспособности.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – М.: Ассоциация авт. и изд. "Тандем", 2008. – 48 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Новый гражданский процес. кодекс РФ. – М., 2015. – С. 15-166.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Новый гражданский процес. кодекс РФ. – М., 2015. – С. 18-154.

4. Федеральный закон №127-ФЗ от 26.10.2002 РФ "О несостоятельности (банкротстве)" // Российское законодательство: практ. коммент. – М., 2015. – С. 56-89.

5. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности фирмы: учеб. пособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – М.: Инфра-М, 2010. – 265 с.

6. Артеменко В. Г. Финансовый анализ: учеб. для вузов. / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 128 с.

7. Баканов М.И. Теория экономического анализа: учеб. для вузов / М.И. Баканов, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 543 с.

8. Балащенко В.Ф. Финансовый менеджмент: учеб. для вузов / В.Ф. Балащенко, Т.Е. Бондарь. – М.: ТетраСистемс, 2010. – 272 с.

9. Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент: учеб. для вузов / Ю.М. Бахрамов, В.В. Глухов – СПб: Питер, 2011. – 496 с.

10. Бендиков М.А. Совершенствование диагностики финансового состояния промышленного фирмы / М.А. Бендиков // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 5. – С. 80-96.

11. Берзон Н. Финансовый менеджмент: учеб. для вузов / Н. Берзон., Т. Теплова. – М.: КноРус, 2013. – 656 с.

12. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учеб. для вузов / И.А. Бланк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 208 с.

13. Бригхем Ю. Финансовый менеджмент: учеб. для вузов / Ю. Бригхем, Л. Гапенски. – М.: Инфра-М, 2013. – 497с.

14. Воробьев Ю.Н. Методические принципы оценки результативности функционирования финансового капитал / Ю.Н. Воробьев // Экономика и Управление.- 2013.- № 5.- С. 13 – 14.

15. Ворст И. Экономика фирмы: учеб. для вузов / И. Ворст, П. Ревенлоу. – М.: Высшая шк., 2012. – 223 с.

16. Гриценко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий / О.В. Гриценко // Экономика. Финансы. Управление. – 2010. – №1 – С. 93-96.

17. Донцова Л. В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности: учеб. для вузов. / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – М.: Дело и сервис, 2013. – 304 с.

18. Ефимова О. В. Финансовый анализ. Бухгалтерский учет. [Текст]: учеб. для вузов / О.В. Ефимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 248 с.

19. Жамбекова Р. Л. Методика системной экономической диагностики фирмы: учеб. для вузов / Р.Л. Жамбекова. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2013. – 354 с.

20. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Методика системной экономической диагностики фирмы: учеб. для вузов / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов В.А. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 433 с.

21. Ионова А.Ф. Финансовый менеджмент: учеб. для вузов / А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева. – М.: Проспект, 2010. – 592 с.

22. Ковалев В. В. Анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства: учеб. для вузов / В.В. Ковалев. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2012. – 163 с.

23. Ковалев В. В. Как читать баланс: учеб. для вузов / В.В. Ковалев, В.В. Патров. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 448 с.

24. Ковалев В. В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности: учеб. для вузов / В.В. Ковалев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 432 с.

25. Козловская Э. А. Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности: учеб. для вузов / Э.А. Козловская, В.А. Козловский, Н.Т. Савруков. – СПб: Питер, 2010. – 120 с.

26. Кондраков Н. П. Основы финансового анализа: учеб. для вузов / Н.П. Кондраков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Главбух, 2013. – 112 с.

27. Крейнина М.Н. Влияние налоговой системы на финансовое состояние предприятий / М.Н. Крейнина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 7. – С. 34-45.

28. Крестин М.А. Предложения по структуре финансово-экономических служб фирмы для оптимальной работы с денежными потоками. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2010. – 235 с.

29. Крестин М. А. Проблемы эффективного управления денежными (финансовыми) потоками в фирмы: учеб. для вузов / М.А. Крестин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Красноярск: Платина, 2011. – 144 с.

30. Крестин М. А., Управление заемным капиталом на основе альтернативных решений: учеб. для вузов / М.А. Крестин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Самара: Самарский научный центр РАН, 2011. – 124 с.

31. Липчиу Н.В. Проблемы формирования конечных финансовых результатов деятельности фирмы / Н.В. Липчиу // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 7. – С. 15 – 17.

32. Мазурова И. И. Варианты прогнозирования и анализа финансовой устойчивости фирмы: учеб. для вузов / И.И. Мазурова, М.В. Романовский. – СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2013. – 113 с.

33. Малич В. А. Анализ финансовой деятельности предприятий: учеб. для вузов / В.А. Малич. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2010. – 169 с.

34. Маркарьян Э. А. Финансовый анализ: учеб. для вузов / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко. – М.: ПРИОР, 2010. -160 с.

35. Моляков Д.С. Теория финансов фирмы: учеб. для вузов / Д.С. Моляков, Е.И. Шохин. – М.: ИнфраМ, 2010. – 424 с.

36. Поддерегин А.М. Основы финансового и управленческого анализа: учеб. для вузов / А.М. Поддерегин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ПРИОР, 2013. – 224 с.

37. Пронина Е.А. Капитал / Е.А. Пронина // Бухгалтерский учет. – 2011. – № 1. – С. 28 – 32.

38. Русак Н. А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: учеб. для вузов / Н.А. Русак, В.А. Русак. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 309 с.

39. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: учеб. для вузов / Г.В. Савицкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 424 с.

40. Сосненко Л.С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. для вузов / Л.С. Сосненко. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Кнорус, 2011. – 366 с.

41. Сухарев О.С. Экономический анализ инвестиций: учеб. для вузов / О.С. Сухарев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Нефть и газ, 2010. – 615 с.

42. Трофимова С.В. Механизм повышения эффективности контроллинга структуры капитала на фирме / С.В. Трофимова // Экономические науки. – 2011. – №4. – С.12.

43. Трофимова С.В. Современные проблемы построения системы контроллинга на фирме: учеб. для вузов / С.В. Трофимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Рос. Экон. Акад., 2012. – 513 с.

44. Уткин Э.А. Бизнес-план: учеб. для вузов / Э.А. Уткин, А.И. Кочеткова. – М.: Инфра-М, 2011. – 353 с.

45. Федорова Г. Финансовый анализ фирмы при угрозе банкротства: учеб. для вузов / Г. Федорова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Омега-Л, 2011. – 311 с.

46. Химичева Н.И. Финансовое право: учеб. для вузов / Н.И. Химичева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2013. – 511 с.

47. Цал-Цалко Ю.С. Финансовый анализ: учеб. для вузов / Ю.С. Цао-Цалко. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: ЦУЛ, 2013, 566 с.

48. Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций: учеб. для вузов / Е.М. Четыркин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2013. – 366 с.

49. Шадрина Г. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. для вузов / Г. Шадрина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Благовест, 2010. – 254 с.

50. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа: учеб. для вузов / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 208 с.

51. Шигаев А.И. Влияние изменений в ценах и затратах на уровень безубыточности фирмы / А.И. Шигаев // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 3. – С. 24-28.