Становление массовой культуры как социокультурная тенденция
Массовая культура
Термин массовая культура был впервые предложен в 20-е годы XIX века. Он отражает многочисленные изменения, которые произошли в культуре индустриального общества. Интенсивное развитие средств массовой информации и связи привело к тому, что в качестве адресата культуры стал рассматриваться не отдельный человек, а масса – большое количество людей.
Массовая культура – термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на "среднего" потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Появление массовой культуры принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, отoрванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций.
Массовая культура возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой – как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур.
Массовая культура стремится утолить естественное человеческое желание приблизиться к идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения. Массовая культура оперирует, как правило, базисными архетипическими представлениями и чувствами (желание любви, страх перед неведомым, надежда на чудо и т.п.), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию потребителя.
Массовая культура создает современную мифoлогию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное существование. Существенной стороной такой культуры является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемoв и, в случае успеха, приносит значительный доход.
Массовая культура традиционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа. Элемент новаторства в массовой культуре незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптированных для массового сознания версий достижений "высокой" культуры. В то же время неправомерно считать массовую культуру заповедником дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством. В действительности, массовая культура – своеобразный посредник между общепринятыми ценностями элитарной культуры и традиционной народной культурoй.
Массовая культура предпринимает попытку приобщить широкие слои общества к культуре, транслируя общепринятые ценности, нормы, установки в упрощённом для восприятия виде.
Динамика массовой культуры способна дать достаточно точную картину основных тенденций духовной жизни общества. Наиболее яркие феномены массовой культуры нередко рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора. Поэтому значимость конкретного продукта массовой культуры определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.
Необходимо отметить, что массовая культура, как и различные другие социальные явления, имеет свои особенности. Остановимся на них подробнее:
- Общедоступность.
Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Монотонная, изнуряющая работа усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации, прежде всего, легкие для восприятия, развлекательные книги, публикации, фильмы.
- Занимательность.
Она обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, семейные проблемы, приключения и пр., т.е. те чувства и переживания, которые близки каждому человеку.
- Серийность, тиражируемость.
Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно большой массой людей. Каждый желающий может приобрести себе тот продукт массового производства, который привлёк его внимание и пришёлся по душе.
- Пассивность восприятия.
Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту.
- Коммерческий характер.
Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, – это товар, предназначенный для массовой продажи. По этой причине товар должен нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на основные человеческие эмоции.
Как мы видим, эти признаки можно выделить у любого объекта массовой культуры. Такая культура ведёт к тому, что человек бездумно выбирает то, что ему навязывают, его деятельность сводится лишь к акту потребления, он перестаёт делать выбор самостоятельно, полагаясь на то, что является общепризнанным и популярным. Массовая культура не требует от человека практически никаких усилий для восприятия её продуктов. Динамика современного мира, большие потоки информации, преследующие индивида во всех сферах его жизни, обуславливает ещё большее её распространение. Люди не задумываясь потребляют продукты массовой культуры, которые помогают им с лёгкостью организовать их досуг и расслабиться после трудовых будней.
В XXI веке массовая культура получает всё большее распространение. Этому мы видим большое количество доказательств, чему свидетельствуют следующие, устойчивые для современного человека, словосочетания: средства массовой информации, массовые политические движения, массовый потребительский спрос, культурно-массовые мероприятия и т.д.
Культурно-массовым мероприятиям в этом списке отведено далеко не последнее место. Такие мероприятия – это вид развлечения, способ проведения свободного времени для больших групп людей. Такие мероприятия нередко транслируют общедоступные ценности, установки, которые без труда воспринимаются целевой аудиторией.
В целом, можно отметить, что массовая культура – совокупность явлений культуры XX в., выступающих в качестве индустрии досуга, развлечений и формирующих эстетические вкусы "среднего потребителя" "человека толпы". Массовая культура реализуется как в самых примитивных формах китча, так и в развитых художественных жанрах музыки и литературы. С помощью современных средств коммуникативной техники (кино, радио, телевидения, книгопечатания, прессы, видео и звукозаписи) развлекательные образцы массовой культуры тиражируются и распространяются, превращая ее в мощное средство формирования общественных вкусов, мнений и настроений.
Массовая культура проникает во все сферы жизни современного общества. Благодаря своей доступности для восприятия и развлекательному характеру, она получает всё большее распространение.
Общество перестало относиться к такому типу культуры негативно. Это происходит потому, что большую часть современного общества составляет средний класс – главный потребитель массовой культуры. Сейчас представители среднего класса довольны своим общественным положением, они могут позволить себе приобретать те продукты и пользоваться теми услугами, которыми желают. Именно эту возможность даёт им массовая культура, поэтому отношение к ней меняется. Она составляет настолько мощный пласт жизни современного общества, что становится одной из ключевых характеристик и тенденций развития современного мира.
Выводы:
Термин массовая культура отражает те изменения, которые произошли в обществе на рубеже XVIII- XIX вв. Этот феномен был рождён переходом от ручного труда к машинному производству.
В XX-XXI вв. массовая культура получает всё большее распространение.
Такая культура производит продукты, которые рассчитаны на большие массы людей, они не требуют специальной подготовки для восприятия, доступны и понятны абсолютному большинству.
Массовая культура имеет также и ряд отличительных признаков(общедоступность, занимательность, серийность, тиражируемость, пассивность восприятия, коммерческий характер). Принято считать, что данные признаки ведут к отрицательным последствиям, люди следуют только тем установкам, которые им навязывают, перестают самостоятельно выбирать, человеческая деятельность сводится лишь к бездумному акту потребления усреднённой продукции.
Однако сейчас отношение к, так называемому, "среднему" потребителю меняется. Это происходит вследствие того, что средний класс составляет большую часть общества, и он начинает воспринимать своё положение как абсолютно нормальное и достойное, поэтому и спрос на массовую культуру остаётся на высоком уровне.