Инновации в обучении английскому языку в 1-4 классах

Инновации в обучении английскому языку в 1-4 классах.

Статьи по теме
Искать по теме

Инновации в обучении английскому языку в 1-4 классах

Необходимость раннего обучения иностранному языку наконец официально признана государством. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте – от рождения до 12 лет. Оптимальные условия для развития речи на языке, как на родном так и на иностранном, существуют уже до начала созревания ребенка, и развитие здесь идет вместе с созреванием – синхронно. Приближение начала обучения иностранного языка к началу развития ребенка приводит к тому, что все оказываются способными к успешному овладению иностранными языками, в отличие от взрослых.

Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка. Дети 7-10 лет впитывают иностранный язык как губка опосредованно и подсознательно. Они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на иностранном языке по данной теме. Объем внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются. У младших школьников хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго). Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха. Пути получения и усвоения информации у детей тоже разные: визуальные, аудиальные, кинестетические.

В отечественной методике (И.А.Бим, И.Н.Верещагина, Е.И.Негневицкая и др.) обучение иностранному языку в начальной школе рассматривается как важный этап, закладывающий универсальные умения и навыки общения на иностранном языке. Мы разделяем положение А.А.Леонтьева о том, что общение – "процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредствованного теми или иными средствами контакта между людьми. Мы также разделяем взгляды И.А.Зимней,которая справедливо замечает, что "общение – не деятельность, а форма взаимодействия людей, осуществляющих различные виды деятельности в процессе общественно-трудовых отношений". Само собой разумеется, что общение на иностранном языке как форма социального взаимодействия невозможно в отрыве от естественной языковой среды в обычной средней школе, тем более в начальной. Однако преподаватели с помощью учебника и аудиовизуальных средств могут научить ребенка общаться на иностранном языке в определенной конкретной обстановке (Л.В.Щерба). Иными словами, на I и II этапах обучения иностранному языку (в 1–3-х классах) необходимо заложить основы для всестороннего развития коммуникативной компетенции, которая формируется во всех видах речевой деятельности – слушании и говорении, чтении и письме (Р.П.Мильруд, И.Р.Максимова) и на данной стадии изучения иностранного языка включает в себя следующие коммуникативные умения:

1. поддерживать и завершать беседу на пройденные темы, то есть задавать вопросы и отвечать на них;

2. внимательно слушать собеседника и реагировать на его вопросы;

3. выражать свою точку зрения в пределах тематики и ситуаций общения, содержащихся в учебнике;

4. выразительно читать вслух, отбирать необходимую информацию при чтении про себя (поисковое чтение), хорошо понимать содержание учебных текстов, уметь найти в тексте и прочитать вслух предложения по просьбе учителя (учитель называет предложение по-русски);

5. выполнять некоторые виды письменных заданий как закрепление устной работы, овладеть английской транскрипцией;

6. понимать и реагировать на устные высказывания учителя, партнера по диалогу, носителя языка;

7. уметь повторить слова и выражения за аудиозаписью;

8. прослушать, а затем пересказать несложный аутентичный текст.

Учителя иностранных языков в современных школах с углубленным изучением английского языка широко практикуют инновационные и интенсивные методы обучения, обеспечивающие коммуникативно-прагматический и когнитивный подходы к изучению языка: коммуникативная игра, песня-полилог, ролевая игра, интервью, ситуативно-ролевая игра, приемы драматизации сказки, пьесы, рифмовки, песни.

Коммуникативный подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесённое обучение английскому языку как средству общения в условиях моделируемой (воспроизводимой) на учебных занятиях речевой деятельности – неотъемлемой и составной части общей (экстралингвистической) деятельности. Коммуникативный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. К ним относятся: система общей деятельности; система речевой деятельности; система речевого общения (коммуникации); система самого английского языка; системное соотнесение родного и английского языков (их сознательно-сопоставительный анализ); система речевых механизмов (речепорождение, речевосприятие, речевое взаимодействие и др.); текст как система речевых продуктов; система структурно-речевых образований (диалог, монолог, монолог в диалоге, разные типы речевых высказываний и сообщений и т. п.); система (процесс) овладения английским языком; система (структура) речевого поведения человека. В результате такого подхода в обучении формируется, реализуется и действует система владения английским языком как средством общения в широком смысле этого слова.

Наиболее приоритетными направлениями, определяющими коммуникативный подход к углубленному обучению английскому языку в начальной школе, являются: влияние концептуальных составляющих на содержание; отбор и организация учебного языкового и речевого материала; моделирование в учебном процессе ситуаций общения и способы формирования речевых навыков обучающихся; самоанализ и управление учебной деятельностью на занятиях с учителем и в самостоятельной работе. Речевая деятельность в качестве системы рассматривается как неотъемлемая и составная часть общей деятельности. Систематизируя речевую деятельность, следует отметить, что для обучения и общения на английском языке значимыми являются как специальное, так и взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, в том числе говорение, аудирование, чтение и письменная речь. Систематизация общения предполагает анализ содержания, структуры и взаимодействия коммуникативного (информационного обмена между партнёрами), интерактивного (взаимодействия партнёров) и перцептивного (взаимовосприятия и взаимопонимания партнёрами) аспектов. Большой интерес для обучения англоязычному общению представляет анализ сочетания речевых и неречевых средств общения (мимики, жестов, телодвижений и пр.) с учётом их национально-культурной специфики.

К сожалению, не всегда в условиях современной школы с углубленным изучением английского языка удается выполнить существенное условие обучения иностранному языку: из-за индивидуальных особенностей детей в познавательном развитии учить весь класс одинаково нецелесообразно, лучше поделить детей на малые группы и уже в группах осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Невыполнение этого условия создает дополнительную нагрузку на учителя и снижает эффективность процесса овладения учащимися языковыми знаниями и компетенциями. Важно помнить, работая с младшими школьниками нужно учитывать психологические особенности школьников (разные темпераменты), подбирать каждому ребенку более подходящие задания или роли.

Очень важно что бы в процессе обучения английскому языку принимали участия информационные технологии. Сегодня, как показывает практика, наиболее эффективным фактором обучения становятся ресурсы и средства общения, предоставляемые Интернетом. Перед школой с углубленным изучением английского языка стоит задача осмысления и включения в учебный процесс этого мощного средства повышения мотивации и моделирования языковой среды. Основные понятия компьютерной технологии обучения и связанные с ними знания и умения постепенно входят в сферу профессиональной компетенции преподавателя. Встает задача представить этот компонент профессиональной компетенции преподавателя в системном виде на основе анализа различных видов компьютерных технологий и описания знаний и умений преподавателя в этой сфере. Другой аспект этой проблемы – научить преподавателя пользоваться различными видами компьютерных технологий.

Сейчас стало очевидным, что Интернет обладает не только колоссальными информационными возможностями, но и другими, не менее впечатляющими услугами. Однако исследователи подчёркивают, что какими бы исключительными свойствами ни обладали те или иные средства обучения и информационно-предметная среда, первичными остаются дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования.

Литература

1. Абалкина П.И. Совершенствование методики преподавания английского языка. ИЯ-ИЯШ, 1988 3С.10-14.

2. Галиулина Т.Н. "Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий" ИЯШ, 2003, №5. С.8.

3. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ– 2001. – № 2. – С. 17-28.

4. Кoлкoва М.Традиции и иннoвации в метoдике oбучения инoстранным языкам.- М.: Карро 2007

5. Кнушевицская Е.О. Методика преподавания Английского языка в начальной школе-Саратов ПИСГУ 2008

6. Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodolgy- М.: Дрофа 2009