Понятие и особенности внеурочной деятельности

Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свои язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Внеурочная деятельность крайне важна для ребенка и помогает ему лучше адаптироваться в условиях школьного обучения.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие внеурочной деятельности

внеурочная деятельность

Урочная деятельность трактуется А.В. Хуторским как "организованный в рамках урока процесс взаимодействия учеников и учителя, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками и развивает личностные качества".

Внеурочная деятельность обучающихся – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности позволяют в полной мере реализовать требования ФГОС. Чтобы избежать путаницы в понимании таких видов учебной деятельности как: урочная, внеурочная, классная, внеклассная, внеучебная, обратимся к схеме, предложенной А.Л. Трофимовой.

Понятие и особенности внеурочной деятельности

Взаимосвязь различных видов деятельности школьников

Следует отметить, что на ней хорошо видны ресурсы деятельности школьников, способствующие решению заявленных в ФГОС целей.

Словарь по педагогике дает следующее определение понятия внеурочная деятельность – это составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной деятельности практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта. [Коджаспирова, 2009]

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Виды и цели внеурочной деятельности

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности отраженные на рисунке ниже.

виды внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Цели организации внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.

В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Конкретные цели определяются педагогическим коллективом образовательного учреждения самостоятельно.

Принципы внеурочной деятельности

Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический, деятельностный, квалиметрический, и в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.

2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

  • всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
  • основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;
  • урочной и внеурочной деятельностью;
  • региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

3. Принцип вариативности. В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов, форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

4. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

5. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

Внеурочная деятельность может быть организована по следующим видам деятельности:

  1. игровая, познавательная, досугово- развлекательная деятельность, проблемно-ценностное общение;
  2. художественное творчество, социальное творчество;
  3. техническое творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность;
  4. туристско-краеведческая деятельность.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий и т.д.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Психофизиологические особенности ребенка младшего школьного возраста приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность.

Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.[Кукушкин, 2011, с.22]

Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает направления внеурочной деятельности, определяет временные рамки. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Внеурочную деятельность эффективнее организовать в режиме деятельности групп продлённого дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьёзная путаница понятий "результат" и "эффект". Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребёнка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных "вкладов" в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. развитие личности ребёнка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации достигли своих результатов.

Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.

Но может быть, гораздо более серьёзное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности, логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования. Например, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом, испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.

Становится ясным, что педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов. Никакая увлечённость процессом деятельности не отменяет для него необходимости добиваться воспитательного результата. В любом воспитательном эффекте он различает свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации.

Этапы организации внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельность построена в несколько этапов. Рассмотрим этапы, предложенные Е.Н.Степановым (рисунок 4.)

этапы внеурочной учебной деятельности

Этапы организации внеурочной деятельности

На первом этапе усилия администрации и педагогов направляются сначала на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта, какое мнение по данному поводу имеют его родители. С этой целью можно использовать методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), игровые методики, выполнение творческих заданий. Полученные сведения имеют важное значение для составления индивидуальных маршрутов участия детей во внеурочной деятельности.

Затем следует сосредоточить усилия на формировании проектных представлений о системе внеурочной деятельности, создаваемой в образовательном учреждении.

При ее проектировании необходимо выработать согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса о минимальном количестве времени участия каждого школьника во внеурочной деятельности, организуемой в учебном заведении. При согласовании мнений надо иметь в виду замечание Д.В. Григорьева и П.В. Степанова о том, что "время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения".

Целесообразно позаботиться о включении в проект широкого спектра внеурочной деятельности, форм и способов ее организации. Это позволяет каждому ученику найти дело по душе, которое, как правило, выполняется им с удовольствием и оказывает существенное влияние на его развитие.

Для младших школьников свойственна неустойчивость интересов и увлечений, поэтому проектируемое многообразие деятельности станет хорошим подспорьем для удовлетворения новых потребностей и интересов, для апробирования своих сил и способностей.

Разумеется, предметом проектирования должна стать не просто разрозненная совокупность видов внеурочной деятельности, а целостная система ее организации. Создание системы предполагает использование системного подхода в учебно-воспитательном процессе. При целенаправленном и корректном его применении формируются воспитательные системы образовательного учреждения и его структурных подразделений, а также индивидуальные системы воспитания конкретных детей. Внеурочная деятельность в контексте системного построения практики воспитания рассматривается лишь как один из элементов воспитательной системы, который взаимосвязан с другими её компонентами и призван способствовать повышению эффективности и развитию этого целостного воспитательного комплекса. В данной связи целесообразно из всего спектра видов деятельности определить, какой из них может стать доминирующим и выполнить роль системообразующего фактора.

Литература

  1. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.
  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр "Академия", 2007.
  4. Кукушкин B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе. – Ростов-на-Дону.: Феникс 2011
  5. Никишова, С.А. Эмоционально-ценностный компонент в содержании образования // Профессиональная деятельность педагога в системе поликультурного социума: сб. материалов международной научно-практической конференции. Саранск: МГУ им. Н.П. Огарева, 2010. С. 186-188
  6. Педагогический энциклопедический словарь – М.: Российское энциклопедическое изд-во, 2012
  7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов – М.: ВЛАДОС, 2012.
  8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Под ред. Е.С. Савинова – М.: Просвещение, 2012.
  9. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / Под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига, 2011.
  10. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: метод. пос. / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012
  11. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. "К тайнам нашего языка". Метод. рекомендации к учебнику по русскому языку. – Смоленск: "Ассоциация XXI век", 2004.
  12. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей – Ярославль: Академия развития, 2008