Проектная деятельность и метод проектов во внеурочной работе с младшими школьниками

Проектная деятельность и метод проектов во внеурочной работе с младшими школьниками.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Сущность проектной деятельности

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. [3] Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив, необходимые знания из разных областей, получив реальный и ощутимый результат.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Отношение к самому существованию и соответственно определению метода проектов у ученых неоднозначно.

Метод – дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания,способ организации процесса познания.Поэтому,если мы говорим о методе проектов,то имеем ввиду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы,которая должна завершиться вполне реальным,осязаемым практическим результатом,оформленным тем или иным образом.В основу метода проектов положена идея,составляющая суть понятия "проект",его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.Этот результат можно увидеть, осмыслить,применить в реальной практической деятельности.

Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний[6;66].

По определению Чечеля И.Д,метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [11].

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

-Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.[7]

Таким образом, можно отметить отсутствие у ученых единого мнения о сущности данного метода в условиях современного образования.

Метод проектов- способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Под проектной деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций.

По доминирующей в проекте деятельности:

- исследовательские;

-творческие;

- ролевые, игровые

- ознакомительно-ориентировочные(информационные)

- практико-ориентированные( прикладные)

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).

Ролевые, игровые проекты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?

Информационные проекты направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.

Прикладные проекты нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др.

По характеру контактов между участниками:

-монопроект (в рамках одного предмета);

- межпредметный проект(во внеурочное время)

По характеру координации проекта:

- с открытой, явной координацией (координатор выполняет свою собственную функцию, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей)

- со скрытой координацией (координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта)

По характеру контактов между участниками:

-внутренние или региональные(внутри одной школы, либо между школами, классами внутри региона, одной страны)

-международные(участниками проекта являются представители разных стран)

По количеству участников проекта:

-личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах)

- парные (между парами участников)

-групповые (между группами участников)

По продолжительности:

-краткосрочные (на нескольких уроках по программе одного предмета)

-средней продолжительности (от недели до месяца)

-долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)[6;71]

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Остановимся на общих подходах к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.[6;78]

Иными словами, итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный ( туристический проспект с целью представления своей "малой родины", созданием газеты и т.д.).

Итак, сущность проектной деятельности – решить проблему, а значит, применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

2. Принципы организации метода проектов в начальной школе

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы работы на проектом:

Проектная деятельность и метод проектов во внеурочной работе с младшими школьниками

Рис. 1. Основные этапы применения метода проектов в начальной школе.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).

2.Вводит в игровую(сюжетную) ситуацию.

3.Формулирует задачу (нежестко).

1. Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи.

4.Дополнение задач проекта.

II этап

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5.Объединение детей в рабочие группы.

6.Распределение амплуа.

III этап

7.Практическая помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9.Подготовка к презентации.

Презентация.

8.Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

- Через проживание "ситуации успеха" (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

- Через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т. е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.

3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

В связи с этим представляется важным выделить характерные черты разных образовательных моделей, определить их особенности, которые могут быть учтены при проектировании.

В опыте использования учебной проектной деятельности в последние годы обозначились характерные тенденции:

1. Прежде всего, можно заметить, что имеет место обособление "проекта" в учебном процессе, выделение его в самостоятельный дополнительный вид деятельности. Школьники выполняют проектное задание отдельно от основного содержания учебной работы, а зачастую даже за рамками учебного времени. Это может привести к перегрузкам учащихся.

2. Проектной деятельности школьников придаются черты, обеспечивающие ей внешнее уподобление работе профессионального проектного коллектива, а структура выполнения проектов словно "списана" с проектной деятельности, характерной для полномасштабного производства. В школьные проекты механически переносятся все этапы и структурные компоненты "настоящих" проектов и требования к ним: от аргументированности выбора темы до стандартизированного описания проекта (включающего рубрикацию и структурирование текста, представление полной библиографии) и рецензий на него. Помимо этого в структуру учебных проектов предлагается включать даже маркетинговую деятельность, в том числе составление рекламных проспектов.

В рамках учебной ситуации подобные компоненты проектной деятельности представляются бессмысленными. Следует учитывать, что младший школьник, в силу возрастных ограничений, не обладает достаточным опытом (социальным и познавательным), необходимым для их реализации.

3. Характерной чертой школьных проектов становится тяготение к грандиозности, масштабности тематики при ее видимом формализме.

4. Обращает на себя внимание, что проекты, которые предлагаются школьникам, изначально изобилуют всевозможными алгоритмами, что в принципе противоречит сути и смыслу творческой деятельности (каковой является выполнение проекта). Согласно алгоритму, ученик следует от донного рекомендуемого этапа к другому и даже заполняет "Дневник выполнения творческого проекта" (в котором записи рекомендуется делать каждый день!). Совершенно очевидно, что такая работа отнимает немало времени, но при этом она является поверхностной и неэффективной в дидактическом отношении.

5. Предлагаемые ученикам алгоритмы являются ни чем иным, как прямыми подсказками, а точнее "матрицами" или готовыми "шаблонами", помогающими соблюсти необходимые рамки. Присутствие этих алгоритмов в организации подобной "проектной деятельности" понятно и объяснимо: без таких шаблонов младшие школьники не в состоянии выполнить предъявляемых к их работе требований. Например, в качестве "обоснования" темы могут быть даны рекомендации в виде такого спонтанного предложения: "Мы подумали и решили, что можем украсить свою школу коллективным произведением… Что мы умеем делать? Правильно, у нас хорошо получаются аппликации из разным материалов. Каждый может принять участие в этой работе, у каждого найдется своя творческая идея…"

Подобное "обоснование возникшей проблемы" нетрудно сделать по любому поводу, однако его дидактическая ценность вызывает сомнения: при таком подходе "обоснованием" проекта можно назвать любое случайное предложение – что обычно и наблюдается в практике школ.

6. Содержание деятельности детей преимущественно репродуктивное, выдвижение настоящих проектных гипотез реально не предполагаются. Вместо этого ученикам подчас предписывается формулировать (по шаблону) целый "научный аппарат", сопровождающий изготовление уже известных школьникам изделий. В этот "научный" раздел работы входят формулировки: актуальности исследования, проблемы исследования, предмета исследования, научной гипотезы, задач исследования – по аналогии с научными диссертациями.

7. Отсутствие настоящих творческих, конструкторских задач в рамках выполнения подобных "проектов" обычно компенсируется привлечением всевозможных внешних эффектов (которые к проектной деятельности не имеют отношения): элементов театрализации, "защиты проекта" в виде шоу и проч.

3. Практические основы применения проектной деятельности во внеурочной работе с младшими школьниками".

Многие учителя стараются использовать в своей работе элементы и программы развивающего обучения. Но в ходе реализации программ развивающего обучения, учителя сталкиваются с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную [ ].

Для того чтобы решить эти проблемы, уже в начальных классах нужно вводить если не саму проектную деятельность, то хотя бы её элементы. Проектная деятельность никак не противоречит способам обучения, она помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектной деятельности является формирование у младших школьников умения вести себя в условиях, когда требуется за короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых им встретились впервые. Здесь важно не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ученик становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться [ ].

Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

- успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;

- знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;

- выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;

- проявляется способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;

- учащимися проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни [ ].

В феврале 2013 года нами была проведена анкета, с той целью, чтобы выявить мнения реализации проектной деятельности в образовательном процессе. На вопросы этой анкеты мы предложили ответить учителей начальных классов МОУ " Октябрьской ООШ", СОШ № 2 г.Вологда. Анкета состояла из 7 вопросов. Содержание анкеты было направлено на выявление опыта имеющихся проблем при организации этапов проектной деятельности, при оценке уровня самостоятельности. Всего было проанкетировано 20 преподавателей начальных классов. Из ответов мы выяснили, что все учителя знакомы с проектной деятельностью, но только 11 используют в своей работе. 9 других преподавателей проектную деятельность не используют. Преподаватели, редко использующие метод проектов, объяснили это нехваткой времени( 9 ), отсутствием заинтересованности младших школьников ( 2 ), не владением методикой организации проектной деятельности(1), но все они хотели бы узнать больше о проектной деятельности. Важно отметить, что все учителя считают проектную деятельность показателем высокого профессионального мастерства. 9 преподавателей, которые используют проектную деятельность осуществляют организацию проектной деятельности в образовательном процессе самостоятельно, 2 с помощью коллег. Наиболее сложными для них оказались такие этапы как: выделение проблемы, для которой требуется исследовательский поиск(5), постановка цели(5), определение задач(1),поэтапное выполнение проектных мероприятий(1),презентация проекта(2),

Все преподаватели, принявшие участие в анкетировании отмечают безусловную эффективность использования проектной деятельности при работе с детьми: организация проектных работ обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, в которых востребованы любые способности учащихся; повышается компетентность детей в предметной области определенных учебных дисциплин, создается продукт, имеющий значимость для других.

Педагоги оценили какому уровню самостоятельности соответствует организация ими проектной деятельности: высокий – проявляю инициативу, организую проектную деятельность, опираясь на свой опыт( 9 ), средний – реализую проектную деятельность при поддержке и содействии коллег, администрации ( 2 ), низкий – не владею технологией на данном этапе работы, испытываю серьёзные затруднения, полагаюсь на копирующую деятельность(9 ).

4. Опыт организации проектной деятельности по теме "Моя родословная" для обучающихся четвертого класса.

Тема проекта: " Моя родословная".(приложение 2)-

Цель проекта: способствовать закреплению интереса к истории своей семьи, своей родословной.

Задачи проекта:

1.Способствовать более близкому общению членов семьи, укрепле-

нию духовных ценностей семьи.

2.Развивать интерес к истории своих предков, своей родословной.

3.Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, работать с фотографиями, семейными реликвиями.

4.Формировать коммуникативные умения детей.

Методы:

- посмотреть книги;

- спросить у взрослых;

- обратиться к компьютеру;

- понаблюдать;

- проконсультироваться со специалистом;

- провести эксперимент;

- другие.

Возраст школьников: 10 лет

Срок проведения проекта:февраль

Этапы работы над проектом.

I этап. "Разработка проектного задания"

Вводное занятие: "Моя родословная".

Цель: Познакомить школьников с понятиями " родословная", "генеалогия".

Задачи: убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам.

1. Объяснение необходимости изучения своей родословной.

-Как вы думаете, должны ли вы знать историю своей семьи?

-Для чего нужно знать историю своей семьи?

-Много ли вы знаете о своих бабушках и дедушках, прабабушках

и прадедушках?

-Знаете ли вы их имена, когда у них дни рождения?

-Какие у них профессии? Чем они занимались?

-Есть ли в вашем роду известные люди?

2. Раскрытие понятий "родословная", "генеалогия".

3. Работа с родителями.

Беседа о необходимости ознакомления детей с историей своего рода и оказания им посильной помощи в поисковой работе.

4. Поисковое задание.

Начало оформления альбома "Моя родословная".

2-е занятие:

"Дорожите именем своим! Тайна наших имен. Моя фамилия".

Цель:

познакомить с историей возникновения имен, их многообразием;

Задачи: воспитывать интерес к истории своего имени, именам своих близких, показать историю происхождения и значение фамилии для каждого человека, способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности.

1.Вступительная беседа.

Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени?

Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло неслучайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

Как появились имена? Откуда к нам пришли наши имена? Об этом сегодня узнаем.

2.Беседа "Из истории происхождения имен".

3.Поисковое задание.

Узнать историю своего имени.

4.Роль фамилии в жизни человека.

Беседа "Из истории возникновения фамилий".

5.Поисковое задание. Найти историю происхождения своей фамилии.

Оформление в альбоме страничек "Тайна наших имен и фамилий".

3- занятие:

"Моя родословная. Генеалогическое дерево".

Цель:

систематизировать сведения, полученные в ходе поисковой работы о своих родственниках, подготовить школьников к составлению генеалогического дерева.

1.Беседа.

Родословная- это перечень поколений, имеющих одного предка.

А наука, занимающаяся изучением родословных, называется генеалогия.

Вы собрали сведения о себе, своих братьях, сестрах, о родителях, о бабушках, о дедушках, о прадедушках и о прабабушках, и их родственниках. Обработав всю информацию, мы составим свое генеалогическое дерево, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям.

2.Практическое задание.

Посчитайте, сколько родственников вы нашли? У кого самая богатая родословная? Посмотрите, до какого колена вы дошли?

Составление генеалогического дерева с помощью родителей.

II этап:

4-занятие:"Мои мама и папа".

Цель: выяснить, что дети знают о своих папах и мамах (автобиографические сведения, их профессии, интересы), воспитывать интерес к различным профессиям.

1.Рассказы детей, когда родились их родители, где учились, какую профессию получили, где служили папы, имеют ли награды.

Сегодня мы начнем заполнение следующей странички нашего альбома "Моя родословная", которая называется "Мои мама и папа".

2.Поисковое задание.

Запишите рассказ о своих мамах и папах в новую страничку альбома.

5- занятие:

"Мои братья и сестры".

Цель: способствовать более близкому общению членов семьи, развивать у детей желание лучше узнать своих братьев и сестер.

1.Беседа.

У кого есть родные брат или сестра?

Следующую страницу нашего альбома мы посвящаем братьям и сестрам. Расскажите, что вы знаете о своих братьях и сестрах?

Если у вас нет родных братьев и сестер, то можете рассказать о двоюродных.

2.Практическое задание.

Заполните страничку о ваших братьях и сестрах.

6- занятие:

"Мои дедушка и бабушка".

Цель: выяснить, что дети знают о своих дедушках и бабушках, их профессиях и занятиях.

1.Беседа.

Сегодня настала пора узнать побольше о своих любимых родственниках- бабушках и дедушках! И папиным, и маминым родителям стоит посвятить по отдельной страничке альбома.

-Скажите, кто вам может оказать помощь в сборе сведений о своих бабушках и дедушках?

-Попросите маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках). Поговорите со своими бабушками и дедушками и попросите их рассказать о себе.

-Какие профессии были у ваших бабушек и дедушек, чем они занимались?

-Есть ли в вашем роду известные инженеры, писатели, художники, мастера других профессий?

2.Практическое задание.

Заполните страницы альбома, посвященные бабушкам и дедушкам.

7- занятие: "Семейные традиции".

Цель: прививать уважение к семейным традициям,

Задачи: формировать культуру поведения в проведении семейных праздников, воспитывать трудолюбие, способствовать сближению членов семьи.

1.Беседа:

-Как вы понимаете слово "традиции"?

Традиции- это правила поведения, события, которые постоянно соблюдаются людьми, регулярно повторяются. Традиции бывают семейные, классные, школьные и даже государственные.

Сегодня мы поговорим о семейных традициях.

-Какие книги вы читаете дома? Читаете ли вместе с родителями?

Обсуждаете ли прочитанное?

-Какие передачи вы смотрите по телевизору? Какие передачи желательно смотреть?

-Какие праздники вы знаете? Какие праздники отмечают в вашей семье? Почему отмечаются эти праздники?

-Что такое памятные дни? Какие памятные дни отмечаются в вашей семье?

Рассказ о праздниках, которые чаще всего празднуются в семьях.

-Как нужно приглашать гостей, как выбрать подарок для именинника? Как нужно дарить подарки?

2.Ролевые ситуации и их обсуждение.

3.-Какие есть традиции у ваших бабушек и дедушек?

-Чем любят заниматься в вашей семье? Расскажите об увлечениях ваших пап и мам.

4.Практическое задание.

Заполните страничку в альбоме, посвященную семейным традициям.

III этап. Подведение итогов

Цель: подвести итог работы над проектом "Моя родословная".

1.Беседа.

Мы с вами совершили путешествие по страницам истории семьи; восстановили, насколько это возможно, свою родословную и даже придумали свой герб и девиз. Вы поняли, что своей жизнью вы обязаны многим поколениям своей семьи. Вы в этой жизни неодиноки и должны дорожить всеми своими родственниками.

Нужно очень бережно относиться к близким тебе людям, не забывать их, во всем помогать. Спешите делать добро!

2. Практическое задание.

Составьте "Календарь дней рождения и семейных праздников" – ведь вы теперь знаете дни рождения родственников и какие семейные праздники отмечают у вас в семье! С его помощью вы никогда не забудете вовремя поздравить своих родных и близких. Надо только регулярно в него заглядывать.

Конференция "Моя родословная".

Цель: обобщение итогов работы над составлением своей родословной, защита проекта.

1.Вводное слово учителя:

Дорогие друзья! Сегодня мы проведем тематический вечер о семье "Моя родословная".

(звучит песня "Родительский дом").

2.Конкурс "Моя родословная

а) на самую глубокую родословную (по количеству поколений);

б) на самую богатую родословную ( по количеству родствен-

ников);

3.Рассказы детей о своих папах, мамах, дедушках и бабушках,

4.Семейные конкурсы.

5.Частушки (исполняют дети)

Заключительное слово учителя.

Выводы

Проектная деятельность способна повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, пробуждения интереса к чтению, воспитания положительных ученических, человеческих качеств, эстетического вкуса, информационной грамотности.

Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную активно-познавательную практическую деятельность учащихся при решении личностно-значимой проблемы, в процессе которой происходит открытие основных закономерностей научной теории и их глубокое усвоение.

Тенденции, проявляющиеся в методике организации проектной деятельности младших школьников, свидетельствуют о необходимости корректировки складывающегося опыта. Эта корректировка должна проводиться с учетом научных основ проектной деятельности в учебном процессе.

Литература

1.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. М.: 1999.- 560с

2.Герасимова О.В. Проектная деятельность в воспитательной работе/ О.В. Герасимова// Среднее профессиональное образование-2006.-№8.- C.42-43

3.Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с.

4. Кутявина Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе: из опыта/ Н.Н.Кутявина// Начальная школа.-2010.-№10.-С.42-45

5.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов./ Н.Ю.Пахомова//-3-е изд.,испр. и доп.- М.: АРКТИ,2008.-112с.(Методическая библиотека) 6.Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат/

7.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений./ И.С. Сергеев// 6- е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ,2008.-80 с.. (Методическая библиотека)

8.Смирнов А. А. Избранные психологические труды: в 2 т. – м., 1987. -т.1. (Психология ребёнка и подростка. 163 – 185.)

9.Сохранная Н.А.Групповые формы обучения/ Н.А.Сохранная// Минск:Красико-Принт,2007.-128с.-(Деятельность классного руководителя)

10. ФГОСНОО Базисный учебный план

11. Чечель И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула/ И.Д. Чечель. // Директор школы.- 1998. -№3. – С. 11-17.