Дистанционное обучение

Дистанционное обучение.

Статьи по теме
Искать по теме

Дистанционная форма обучения – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционную форму обучения можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Дистанционная форма обучения позволяет получить его всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно (отсутствие времени или филиала Центра). Дистанционная форма обучения открывает большие возможности для студентов-инвалидов.

Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционную форму обучения качественнее, доступнее и дешевле традиционной.

1. Понятие дистанционного обучения

Начало 70-х годов можно рассматривать как точку отсчета в развитии дистанционного обучения в мире. Именно 70-е годы отмечены активным процессом создания высших учебных заведений, университетов нового типа. Дистанционное обучение через интернет стало неотъемлемой частью традиционного образования во всем мире. На сегодняшний день оно популярно во всех развитых странах Америки, Европы и Азии. В XXI в. Дистанционное обучение охватит весь мир.

Актуальность развития дистанционного обучения для всех стран мира очевидна. Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению, причем не только университетскому. В целом мировые тенденции перехода к новым нетрадиционным формам образования прослеживаются в росте числа ВУЗов, ведущих подготовку по новым технологиям. К таким ВУЗам причислены те, которые носят название открытых университетов, либо университетов дистанционного обучения.

В развитии дистанционного обучения богатый опыт накоплен в Открытом университете Великобритании, который был создан в 1969 году по Королевскому указу как независимое автономное высшее учебное заведение. Цель университета – предоставить взрослым людям "второй шанс" получения высшего образования и возможность повысить квалификацию без отрыва от производства. Интенсивное его развитие привело к тому, что уже в 1997г. количество обучающихся в этом университете составило 215 тыс. человек.

Технологии дистанционного обучения должны обеспечивать доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории: неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители), средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа), видеоконференции – развитые средства телекоммуникации по аудиоканалом, видеоканалам и компьютерным сетям. Очень полезная технология дистанционного обучения – видео. Видеопленки позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так ив домашних условиях.

Мощной технологией дистанционного обучения, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются электронные учебники и справочники, как обычные, так и записанные на лазерных дисках CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии дистанционного обучения позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от книги, эта технология позволяет подавать материал в динамичной графической форме.

Технологии дистанционного обучения: Электронная почта, мейлсерверы, электронные доски объявлений, телеконференции в оперативном режиме, электронные библиотеки, доступ к базам данных через электронную почту, доступ к базам данных в оперативном режиме, голосовая почта, видеокассеты, электронные учебники, лазерные диски, трансляция лекций по телевидению, трансляция лекций по телевидению с обратной связью по телефону, телевидеоконференции.

Эффективность дистанционного обучения достигается путём наиболее полного и точного согласования требований и возможностей студента. Учитываются все ограничения, с которыми сталкиваются преподаватель и студент. Обычно, обучение проводится с использованием нескольких средств общения одновременно, что позволяет студенту одновременно с обучением быть в курсе всех технологических новинок.

Эффективность дистанционного обучения основана на том, что студенты сами чувствуют необходимость дальнейшего обучения, а не подвергаются давлению родителей, обстоятельств, начальства и пр.

Эффективность дистанционного обучения немало зависит от того, насколько регулярно занимается студент. Это объясняется тем, что невозможно сформировать систему знаний при неравномерной учебной нагрузке. Однако при этом жёсткая отчётность – это важный аспект системы дистанционного обучения. За каждый пройденный раздел курса студент должен отчитываться перед преподавателем и, пока этого не произойдёт, двигаться в обучении дальше студент не сможет.

Эффективность дистанционного обучения достигается за счет того, что студент может сам выбирать время обучения, а также самостоятельно определять интенсивность и продолжительность занятий. Студент дистанционного обучения не привязан к жёсткому расписанию. Любые затруднения и проблемы могут быть разрешены в любой момент по электронной почте. Можно также связаться со своим преподавателем в режиме on-line и задать ему все вопросы на интересующую вас тему.

Системы дистанционного обучения – совокупность организационных, телекоммуникационных, педагогических и научных ресурсов, вовлеченных в создание и практическое осуществление образовательных программ с использованием дистанционной технологии обучения. Организационно состоит из координирующих органов, исследовательских организаций, базовых учебных заведений, сети университетов и учебных центров дистанционного обучения.

Существенным компонентом любой системы дистанционного обучения являются учебные материалы и ресурсы. Содержательные, хорошо проработанные и оформленные учебные материалы способны стимулировать процесс самообразования учащихся и, таким образом, повысить эффективность всей системы дистанционного обучения. Разработка, оформление и производство учебных материалов, как правило, осуществляется организациями дистанционного обучения самостоятельно и выступает в качестве отдельной функции их специализированных подсистем.

Многие системы дистанционного образования достигли сейчас такого уровня подготовки учащихся к сдаче экзаменов на получение аттестатов и степеней, который не уступает уровню, обеспечиваемому традиционными учебными заведениями, а также отвечает всем установленным государством требованиям по содержанию, условиям и стоимости обучения.

С одной стороны, виртуальное образование – есть самопознание через познание окружающих объектов и Вселенной, с другой – репродуктивная деятельность дистанционных учителей и учеников.

Цель такого образования – создание нового образовательного результата, как творческого продукта. В наши дни большая часть дистанционных образовательных, мультимедийных программ основаны на репродуктивной деятельности ученика. Готовый результат, электронные версии лекций, задания, требующие однозначного ответа, редкое общение учителя и ученика – вот то, что переводит дистанционное обучение в ранг рутинного, неинтересного.

2. Характеристика дистанционного обучения

Обучение через интернет – это лучшее решение для тех, кто не может учиться на очном отделении из-за нехватки времени или из-за отсутствия филиала Центра быстрого чтения в своем городе.

Плюс Интернет – обучения заключается в том, что при экономии времени и денежных средств слушатель имеет возможность получить такие же качественные знания, как при очном обучении. Слушатель осваивает программу по индивидуальному плану и занимаетесь в удобное для него время.

Обязательное условие успешности вашей работы – непрерывность, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений. Цикл тренировок при Интернет-обучении рассчитан на 2–3 месяца. Для эффективного обучения свое время нужно спланировать так, чтобы на протяжении всего периода занятий выделять ежедневно 40–50 мин для тренировок.

План занятий. Советуем спланировать свое время так, чтобы в период занятий вас не отвлекали другие дела (командировки, туристические поездки). Приступая к занятиям, вы должны быть уверены в том, что ничто не помешает довести их до конца. Каждый урок требует интенсивных тренировок в течение 1–6 дней. При необходимости можно увеличить время для отработки отдельных упражнений. Однако при всех обстоятельствах общая продолжительность занятий не должна превышать 8–10 недель. При появлении каких-либо серьезных мешающих факторов лучше прервать занятия и начать их заново в благоприятное для вас время.

Рабочее место, режим занятий. Наиболее эффективными следует считать ежедневные занятия дома. Продолжительность каждого занятия – 40–50 мин. Желательно работать в одно и то же время. Рабочее место должно быть хорошо и ровно освещено. На столе не должно лежать ничего лишнего. Ничто не должно отвлекать от занятий.

После оплаты слушатель приступаете к регистрации, где указывается информацию о нем (ФИО, почтовый адрес, контактная информация). По окончании регистрации слушатель получаете ключи (логин и пароль) для входа в систему. По факту поступления оплаты на расчетный счет школы слушатель получает доступ к учебным материалам.

В день занятий слушатель заходите в систему, используя ключи, полученные при регистрации. Слушатель знакомитеся с учебным материалом, выполняете тесты и упражнения. Так же, как и при очном обучении, преподаватель следит за его успехами и при необходимости направляет. В случае возникновения трудностей слушатель может обратиться к преподавателю за консультацией.

По окончании курса слушатель получает Сертификат, подтверждающий обучение в центре.

3. Дистанционное обучение

Данный метод обучения в филиале не используется, поэтому в течение прохождении практики я попыталась перенять опыт Центра и предложить его для освоения данным филиалом.

Существуют три основные характеристики качественной программы дистанционного образования для студентов:

1. Структура курса

Качественная программа дистанционного образования не просто копирует программу занятий, предоставляя возможность прочитать их на экране компьютера. Вместо того чтоб просто дублировать программу очного обучения, курс должен быть тщательно организован таким образом, чтобы целенаправленно вовлекать студента. При этом многие обучающиеся начинают чувствовать, что они больше вовлечены в процесс обучения, чем они когда либо были вовлечены, обучаясь очно. Структура курса должна предоставлять обучающимся большие возможности управлять процессом обучения, чем это было бы возможно при дневной форме обучения. Курс должен быть сконцентрирован на учащемся, позволяя студенту устанавливать содержание курса согласно его личным потребностям и задачам.

2. Средства и способы коммуникации

Программа дистанционного образования может предполагать целый набор способов доставки информации, включая обычную почту, телефон и факс, Интернет, электронную почту, интерактивное телевидение, телеконференции, а также аудио и видео конференции. Способы связи должны максимально соответствовать удобному для слушателя стилю обучения. Курсы обучения могут быть синхронными или асинхронными.

Синхронные курсы требуют одновременного участия преподавателей и студентов и их взаимодействия в реальном времени. Средства доставки информации в этом случае включают интерактивное телевидение и видеоконференции. Асинхронные способы, в противоположность синхронным, отличаются большой гибкостью и дают возможность студенту выбирать удобное для него время работы над материалом курса. Программы, использующие асинхронные способы взаимодействия предполагают использование Интернета, электронной почты, видеокассет и обычной почты.

3. Поддержка и контакт со студентами

В противоположность представлениям многих, студенты обучающиеся по хорошей программе дистанционного образования не должны чувствовать себя изолированными друг от друга. Качественная программа подразумевает множество способов и приемов для создания настоящей атмосферы взаимодействия. Выбирая программу дистанционного образования, можно выяснить, каким образом студенты получают помощь и поддержку от своих инструкторов. Хорошая дистанционное обучение создает ощущение того, что факультет легче доступен, чем при обычной форме обучения. Убедитесь в существовании онлайновой поддержки, чатов и форумов, онлайновых информационных досок, онлайновых магазинов и других средств консультирования и поддержки студентов.

Рассмотрим типы программ дистанционного образования. Можно предложить три категории программ дистанционного обучения.

"Натуральные" дистанционные университеты

Например, в США, таких учебных заведений, предлагающих программы обучения на степень бакалвра и магистра не слишком много. Приличные учебные заведения имеют необходимую аккредитацию. В тоже время, существуют и не аккредитованные программы, поэтому важно узнать – какую аккредитацию имеет конкретная интересующая вас программа.

Провайдеры корпоративных тренингов и/или повышения квалификации

Эти организации проводят тренинги, программы, ведущие к получения сертификата и прочие образовательные программы предназначенные для развития каких-либо профессиональных навыков. Это, как правило, не аккредитованные программы, формируемые в соответствие с индивидуальными требованиями клиентов. Таким образом, данный тип учебных заведений предлагает сильно отличающиеся по качеству программы. Поэтому, в этом случае, важно выяснить как можно больше о структуре курса, средствах и способах коммуникации а также узнать о том, как организована и чем обеспечивается поддержка учащихся.

Традиционные университеты, предлагающие онлайновое обучение

Многие традиционные университеты и колледжи в последнее время стали предлагать свои программы в онлайновом режиме, расширяя таким образом перечень предлагаемых программ обучения. К сожалению, очень немногие традиционные университеты и колледжи предлагают полные и целостные онлайновые варианты своих программы.

Обучение по переписке было одной из ранних форм дистанционного образования в девятнадцатом и начале двадцатого века. С возникновением радио и телевидения начались эксперименты по расширению содержания программ за счет использования новых средств. Ограничивающим фактором этих ранних форм дистанционного образования являлся однонаправленный формат доставки информации, и как следствие – недостаток интерактивности во взаимодействии студентов с инструктором.

В восьмидесятые годы развитие технологии в области телевидения и радиовещания позволило крупным корпорациям и военным ведомствам использовать спутниковую и проводную передачу данных в качестве эффективного способа обучения персонала, находящегося в различных пунктах расположения. В последнее десятилетие с развитием персональных компьютеров и Интернета дистанционное образование стало доступно для индивидуальных целей, так же как и для корпораций. В настоящее любые слои общества имеют беспрецедентные возможности получения образования, благодаря основанным на использовании Интернет курсам и возможности взаимодействия в глобальном масштабе.

Необходимость учиться будет способствовать дальнейшему росту. Чтобы преуспеть в современной основанной на знаниях экономике, просто каждому необходимо постоянно совершенствовать свои навыки и уровень квалификации. Поскольку созданы интерактивные, основанные на сетевом взаимодействии системы, а также других передовых технологий, виртуальные классы будут играть ведущую роль в удовлетворении потребности в непрерывном образовании – соглашаются эксперты.

Создание дистанционной системы

I этап: выбор модели дистанционного обучения.

Слушателю предлагается один из ниже перечисленных видов дистанционного обучения.

Модель дистанционного обучения 1: обучение по типу экстерната

Предлагается для обучающихся, которые могут уделять большое количество времени на обучение и за меньший промежуток времени выполнить все предлагаемые занятия.

Модель дистанционного обучения 2: университетское обучение

Обучение, которые занимает такое же количество времени, как и очное обучения. Слушатель так же "посещает" занятия, используя возможности Интернет, в определенное для него время, при этом преподаватель в данный момент уделяет время ему.

Модель дистанционного обучения 3: автономные обучающие системы

Обучение слушателя, в удобное для него время. Таким образом, обучающийся может заниматься в удобное для него время, при этом все интересующие его вопросы оставлять в своем опросном листе.

II этап: регистрация слушателя.

На данном этапе можно воспользоваться системой дистанционного обучения, используемого в Центре быстрого чтения О.А. Андреева.

Слушателю предлагается несколько вариантов оплаты курса. После получения школы данной оплаты слушателю высылается его индивидуальный пароль и логин. При каждом занятии слушателю необходимо вводить эти данные для входа в его индивидуальный лист, в котором сохраняются все данные о пройденных занятиях, а так же все рекомендации его личного преподавателя.

III этап: обучение.

На данном этапе происходит непосредственное обучение слушателя быстрому чтения по выбранной им модели.

IV этап: сдача экзамена.

На данном этапе, завершающем, слушатель должен пройти тестирование, которое ему назначено в определенное время его учителем. После успешного прохождения испытаний слушатель получает Свидетельство.

Выводы

Система дистанционного образования – это учеба по индивидуальному плану.

Система дистанционного образования предполагает, что каждый "дистанционный" студент прикрепляется к преподавателю, задача которого – курировать обучение, консультировать по сложным темам и вопросам, проверять контрольные работы и тесты, помогать готовиться к экзаменам. Предполагается постоянное общение с руководителем – либо по телефону, либо через Internet, а то и через спутник.

Системы дистанционного образования – совокупность организационных, телекоммуникационных, педагогических и научных ресурсов, вовлеченных в создание и практическое осуществление образовательных программ с использованием дистанционной технологии обучения. Организационно состоит из координирующих органов, исследовательских организаций, базовых учебных заведений, сети университетов и учебных центров дистанционного обучения.

Важным отличием системы дистанционного образования является тот факт, что вы сами выбираете последовательность изучения предметов и темп работы. Например, за один семестр может пройти курс, который в дневном вузе изучают целый год. Или, наоборот, растянуть его на два года. Многие системы дистанционного образования достигли сейчас такого уровня подготовки учащихся к сдаче экзаменов на получение аттестатов и степеней, который не уступает уровню, обеспечиваемому традиционными учебными заведениями, а также отвечает всем установленным государством требованиям по содержанию, условиям и стоимости обучения.

Литература

1. Андреев О.А, Хромов Л.Н. "Учитесь быстро читать"[текст], Москва, Новый мир, 2004

2. Андреев О.А. "Быстрочтение" [текст], Москва, Новый мир, 2003

3. Князева М.Д., Трапезников С.Н. "Система Дистанционного Обучения" – СПб, Питер, 2005

4. Листович О.В. "Чтение школьников" [текст], Москва, Лидер, 2005

5. Муравьев П.Р. "Дистанционное обучение" [текст], СПб, Питер, 2006

Электронные издания

6. www.fastread.ru – официальный сайт Центра быстрого чтения О.А. Андреева [электронный ресурс]