Элективные курсы.
Элективные курсы
- Компьютерные технологии в обучении
- Формирование общеучебных умений у детей, испытывающих трудности в обучении
- Методы развития музыкального мышления
- Игра как условие повышения активности и развития личности учащихся
- Беседа на уроке обществознания как вид учебной деятельности
- Литературное развитие младших школьников
- Работа с родителями в период адаптации ребенка к школе
Профильное обучение возможно строить лишь на прочном фундаменте основной школы. Основная школа получает дальнейшее развитие, ее содержание уточняется, определяется федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ ясно обозначает, что все учащиеся должны освоить определенный фонд образовательной информации в рамках основной школы. Далее пути учащихся расходятся, и уровень их образования будет напрямую зависеть от того, насколько удачно тот или иной ученик выстроит свой индивидуальный учебный план.
Элективные курсы – новый элемент учебного плана, дополняющие содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее.
Элективные курсы это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. В первую очередь – это занятия по выбору, позволяющие школьникам развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия.
В современном обществе существует множество точек зрения на важность и "нужность" профильного обучения. Противоречия выявляются уже при выборе названия – профильное обучение или образование..
Элективные курсы и профильное обучение в учебных заведениях в РФ
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, более полно учитывать интересы, склонности и способности учиться, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Гуманизация образования в нашей стране связанна с ориентацией на развитие личности, что вызывает необходимость поиска такой системы образования, которая позволила бы реализовать образовательные потребности каждому конкретному человеку. Определены приоритетные направления развития российского образования:
1. Непрерывность профессионального образования
2. Повышение качества
3. Повышение доступности
4. Обеспечение инвестиционной привлекательности всей системы
Для повышения интеллектуального потенциала государства, который обеспечит его конкурентоспособность, безопасность и устойчивое развитие необходимо так организовывать образовательную деятельность личности, чтобы она могла найти доступ к созданному знанию, независимо то времени и места попадания их в информационную среду и уметь максимально использовать, накопленные человечеством знания, для создания собственного нового знания.
Переход старшей школы на профильное обучение отнесен Правительством России к числу приоритетных направлений модернизации российского образования.
Профильное обучение допускает как разнообразные формы организации образовательного процесса, так и объединение образовательных ресурсов школы и ВУЗа, школы и колледжа через интеграцию различных образовательных систем.
Интеграция двух различных образовательных пространств позволит:
1. обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием,
2. осуществлять развитие профессиональных интересов и склонностей учащихся
3. эффективно подготовить выпускника школы к профессиональному выбору и построению карьеры.
4. создать систему непрерывного образования,
5. дать возможность каждому выпускнику школы осуществлять индивидуальную траекторию развития личности.
Педагогические эффекты такой интеграции:
1. Изменение информационной емкости содержания (увеличение плотности, сжатие по времени)
2. Выход на более высокий уровень осмысления.
3. Развитие свободы мышления, снятие стереотипов познания.
4. Формирование креативности.
5. Выход на новые предметные области.
6. Успешная адаптация и социализация выпускника школы.
7. Переход к экономике, построенной на управлении знаниями требует доступности и качества образовательных услуг.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
1. обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного образования;
2. создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
3. способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
4. расширить возможности учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы "знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться". Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию "как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.)" поддерживают около четверти старшеклассников.
К 15–16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных в 2007 году Центром социологических исследований Минобразования России, "профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе". При этом примерно 70–75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.
В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др.
Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучении общественного мнения).
Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др. Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные – на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).
Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.
Вопросы организации и сопровождения профильного обучения на уровне образовательных учреждений решаются по-разному. Варианты введения профильного обучения зависят от уровня профессионализма педагогического коллектива, материально-технической базы школы, наличия работоспособной внутришкольной психологической службы и многих других условий.
Реализация профильного обучения предполагает развитие базы данных по вопросам продолжения образования выпускниками школы на всех уровнях (среднее специальное, профессиональное, высшее, послевузовское и т. д.), ориентированной на региональный рынок труда.
Элективные курсы в рамках современного образования
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников.
В соответствии с одобренной Минобразованием России "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.
Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.
По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы "надстройкой" профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: "Математическая статистика" для школьников, выбравших экономический профиль, "Компьютерная графика" для индустриально-технологического профиля или "История искусств" для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы "Делопроизводство" или "Деловой английский язык", курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих "внепредметный" или "надпредметный" характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа "Основы рационального питания" или "Подготовка автолюбителя".
Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.
Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.
Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.
Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.
Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы.
Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.
Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.
В качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.
В институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.
Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.
Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью Региональных программ перехода к профильному обучению.
Виды элективных курсов
Элективные курсы – часть сложной композиции курсов для старшей школы. Их роль, а также назначение, формы, способы организации и содержание не могут быть поняты и в полной мере реализованы, как нам кажется, вне общего контекста всего разнообразия курсов, среди которых должен найти свою образовательную траекторию старшеклассник.
Если базовые курсы школьник выбирает, когда понимает, что данный учебный предмет не связан с будущим образованием и профессией, то курсы, составляющие профиль, он выбирает по противоположной причине:
старшеклассника привлекает содержание данного профиля, хотя, возможно, его предметно-познавательному интересу еще предстоит "созреть". Тем более еще далеко впереди профессиональное самоопределение.
Но состав профиля неоднороден. Собственно профильные (обязательные) курсы дают педагогу возможность действительно сформировать у учеников углубленное знание – научить ориентироваться в наиболее фундаментальных понятиях предметной области, приобрести способность действовать и понимать окружающий мир исторически, экономически – социально-гуманитарно. Наверное, в этом и состоит задача старшей профильной школы – не столько сообщить факты, сколько научить методам работы с ними, методам, характерным для данной области знаний. Но познакомиться с методом на "чужом" материале – это одно, а вот попробовать самостоятельно применить его к новой сфере фактов и событий – совершенно другое. В этом смысле элективные курсы в наибольшей степени продолжают линию обучения, намеченную в основной школе проектной работой.
Именно способность действовать самостоятельно – анализировать фактический материал, ставить собственные вопросы и пробовать давать на них свои ответы – вот едва ли не главная задача профильной школы. Но, поскольку профильные курсы нагружены материалом, который нужно изучить ("пройти"), необходимо учебное пространство относительной детской самостоятельности – место, где возможно остановиться, оглянуться, обсудить, высказать собственное мнение. Это место и есть пространство элективных курсов. Они поддерживают профильные курсы, но, в идеале, не добавляя, не увеличивая объема содержания, а давая новый взгляд на это содержание, помогая делать содержание профильных курсов "своим".
Время, отводимое на курсы по выбору для предпрофильной подготовки учащихся девятых классов, складывается из часов компонента образовательного учреждения (68 час.) и часов учебого предмета "Технология" (102 часа). В сумме это дает 170 часов, но поскольку примерно треть от этого времениы предполагается затратить на проведение профессиональных проб и консультаций, то на курсы по выбору остается 115 часов. При шестидневной учебной неделе время на изучение этих курсов может увеличиться 180 часов.
В результате изучения курсов по выбору учащийся 9 класса должен быть готовым ответить на два вопроса: "Чего я хочу в своей ближайшей образовательной перспективе?" и "Могу ли я, готов ли я продолжить обучение по выбранному профилю?"
В процессе изучения данных курсов учащиеся 9 классов должны иметь возможность:
– приобрести опыт приложения усилий по освоению образовательного материала и по освоению компетентностей, востребованных в профильном обучении и послешкольном образовании;
– получить информацию о значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения профильного образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;
– сформировать ценностные ориентации, связанные с профилем обучения и соответствующим ему направлениями послешкольного образования.
Школа должна предоставить учащимся возможность изучить несколько курсов по выбору за год, следовательно, эти курсы не могут быть большими. Оптимальная их продолжительность 8–16 часов.
Номенклатура курсов по выбору для основной школы формируется из:
- профилей школы;
- факультативов;
- кружков;
- учебно-исследовательской работы;
- предметных школ;
- лабораторно-практической части учебных программ;
- общественного запроса;
- интересов и увлечений учителя и учащихся.
Существует несколько подходов к созданию курсов по выбору.
Наличие права принятия учеником ответственного решения – мощнейший педагогический ресурс. Сама возможность совершения такого выбора ставит ученика перед необходимостью принятия ответственного решения. Для того чтобы выбрать что-то от чего-то необходимо отказаться, то есть надо решить проблему. Это означает, что надо оценить что именно, для чего и с чьей помощью следует изучать. У классного руководителя, учителя, ученика, родителя, психолога появляется предмет переговоров, который касается содержания образования и уже только из-за этого стоит вводить в учебный план школы курсы по выбору.
Но в рамках реализации концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования элективные курсы вводились не с этой целью. По замыслу идеологов реформы, элективные курсы должны помочь в решении следующих задач.
Создание условий для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения и связанного с определенным видом профессиональной деятельности.
Выбор 15-тилетним человеком жизненного пути и связанный с этим выбор профиля учения очень часто является не точным. Чаще всего, в этом возрасте школьник точно знает то, что ему не нравиться, чем он почти наверняка заниматься не будет. Ответить же на вопрос относительно того, чем собственно он хочет заниматься в жизни он не может – он просто никогда не пробовал (не имел возможности) серьезно заняться гуманитарными науками или, например лингвистикой. Юноше или девушке кажется, что если он любит читать, то это означает, что карьера филолога ему подходит; если у него пятерка по математике, то надо поступать на механико-математический факультет университета и т.д. и т.п. Одним словом он не только не ответил, но даже не сформулировал для себя два ключевых вопроса, которые должны стоять перед ним в старшей школе: "Могу ли?" и "Хочу ли я?" заниматься тем или этим делом? Причем именно от сочетания утвердительных и отрицательных ответов на эти вопросы и зависит выбор жизненного пути.
Аналогом пробных элективных курсов можно считать ту часть факультативов, программы которых ориентированы на знакомство с видами деятельности характерными для человека, работающего в той или иной образовательной области. Разница состоит лишь в том, что факультативы изучались не всеми и после уроков, а элективные курсы для всех (какие-то элективные курсы должен выбрать каждый старшеклассник) и являются они составной частью индивидуального учебного плана ученика.
Итак, программами, учебными пособиями по курсам этого вида (наряду со специально созданными) могут стать программы и учебные пособия, разработанные для факультативных занятий.
Вторая задача – помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных.
Предположим, ученик утвердился во мнении, что он должен осваивать программу филологического класса. Но кем он будет – журналистом, литературным критиком или корректором, например, он пока не решил. Для подобного решения у него нет пока оснований, реального опыта для рефлексии. В решении этой проблемы также могут помочь элективные курсы, но несколько другие, чем тем о которых мы говорили выше. Элективные курсы данного вида мы назвали "ориентационными".
Думаю, что содержание и способы работы на занятиях по этим курсам более напоминают работу творческого кружка. Но не танцев и драматической студии, а астрономии, журналистики, практического стихосложения и т.д. Программы этих должны иметь больше "свободы", учитель должен будет менять программу (каждый урок), реагируя на интерес данной группы учеников, каждого в отдельности. Написал ученик удачное эссе, сочинил стихотворение, принес в класс модель вечного двигателя и учитель обязан остановиться, выслушать, обсудить.
Понятно, что такая "ситуативная" образовательная технология не слишком близка российскому учителю. Гораздо легче начинать урок, зная, чем его надо закончить. Но осваивать подобный способ работы надо, если мы хотим помочь старшекласснику не только получить аттестат, но и найти свое место в жизни.
Сложности возникнут и с подбором учебной литературы. Вероятно, ее роль смогут исполнить научно-популярные издания, справочники, отдельные главы учебных пособий для школ с углубленным изучением того или иного предмета, в отдельных случаях – для профессиональной школы.
Элективные курсы по журналистике
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников.
В соответствии с одобренной Минобразованием России "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.
Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.
По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы "надстройкой" профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: "Математическая статистика" для школьников, выбравших экономический профиль, "Компьютерная графика" для индустриально-технологического профиля или "История искусств" для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы "Делопроизводство" или "Деловой английский язык", курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих "внепредметный" или "надпредметный" характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа "Основы рационального питания" или "Подготовка автолюбителя".
Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.
Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.
Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.
Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.
Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы.
Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.
Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.
Министерство проводит в настоящее время работу в этом направлении. По заданию Министерства Национальный фонд подготовки кадров провел конкурс учебно-методических пособий по элективным курсам. В результате конкурса подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету. В ближайшие месяцы готовится публикация сборника программ по этим элективам, которые будут разосланы в органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Заканчивается работа авторских коллективов над рекомендациями учебных и методических пособий и в начале 2004 года планируется их издание.
В современных российских школах составление элективных курсов по журналистике требует шлифовки.Основной проблемой является низкая компетентность преподавателя в сфере журналистики. В школах используется следующие подходы к элективным курсам по журналистике.
1.Универсальный подход характеризуется группировкой содержания вокруг ряда важнейших понятий, имеющих универсальное значение для науки. Однако данный подход предпочтителен для межпредметных курсов, которые рассматривают одну проблему, явление, понятие с разных сторон в свете разных наук. Для него предпочтительными может стать использование технологий рефлексивного обучения, критического мышления, кейс-метода и т.д.
2.Прагматичный подход предполагает приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих базовый культурный уровень учащихся и широко использующихся в дальнейшей жизни. Для него предпочтительными являются практические занятия, серии практикумов в конкретной профессиональной области.
3.Деятельностно-ценностный подход предполагает знакомство со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения содержания того или иного профиля обучения. Существуют определенная взаимосвязь между рациональным отбором способов деятельности и форм организации учебного процесса с одной стороны и способностям и склонностями учащихся конкретного профиля с другой. Построение курса по выбору, основанного на таком подходе предполагает учет склонностей учащихся к соответствующим способам деятельности. Для гуманитарного профиля характерны такие виды деятельности, как составление конспектов, планов, тезисов, а предпочтительными формами обучения являются экскурсии, демонстрации, дискуссии, ролевые игры. Для математики характерно составление схем, таблиц, нахождение закономерностей.
4.Компетентностный подход. Это самый действенный подход не только в курсах по журналистике, но и при изучении любых других элективных курсов. Этот подход имеет много сторонников Его суть состоит в следующем:
1. определение значимых для учащихся данного возраста проблем
2. выделение необходимых умений для их разрешения
3. определение компетентностей, требуемых для решения данного типа задач
4. отбор необходимого содержания
5. разработка методов обучения
6. разработка системы оценивания.
В качестве ориентиров для определения целей курсов по выбору могут быть взяты социальная, коммуникативная или предметная компетентность.
Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные).
Предметно-ориентированные курсы решают следующие задачи:
1) реализация учеником интереса к учебному предмету;
2) уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;
3) создание условий к сдаче экзаменов по выбору, т.е. к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
Для предметно ориентированных курсов могут использоваться в качестве учебных пособий существующие учебные пособия, программы факультативов, специальных курсов, фрагменты учебных пособий для подготовки в вузы и классов с углубленным изучением учебных предметов.
Говоря об обучении журналистике на элективных курсах необходимо помнить, что очень важно правильно составить курс.
Содержание курса по выбору должно с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям девятиклассников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность приобретения опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
Содержание курса может представлять собой:
- расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета ("Механика", "Международные отношения", "Океаны" и т.д.);
- введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т.д.);
совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения (например, "Естествознание") или освоение определенного вида деятельности (например, "Эксперименты в физике, химии, биологии", "Работа с источниками информации").
Элективные курсы по журналистике относятся к элективным курсам по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Элективные курсы журналистики, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.
Формы и методы обучения
Дифференцированное обучение, практические занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, активные методы дистанционного обучения и т.д.).
Средства обучения
(Перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Технологии обучения ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть ключевыми компетенциями, и быть успешным на следующей ступени обучения в частности и в жизни в целом. (Например: постановка и демонстрация эксперимента, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии и т.д.).
Возможные виды технологий обучения: (информационные, проектные, дистационные, исследовательские, рефлексивные, ТРКМ, игровые, кейсы, тренинги и т.п.).
Система оценивания курсов по выбору:
По элективным курсам и курсам по выбору нет стандартов, а, следовательно, и итоговой аттестации. Администраторам, учителям надо помнить, что содержания и правила его освоения (включая определение форм отчетности) школа устанавливает самостоятельно.
Система оценивания может быть безотметочная, но могут быть текущие баллы в рейтинге.
Возможные варианты отметок:
- Прослушан курс
- Защищен проект
- Разработан проект
- Выполнены творческие задания
Если строить элективный курс, исходя из интересов ученика, а не с позиции "учащиеся должны усвоить", то вопрос о формах аттестации и критериях оценки должен решаться совместно с учащимися.
Создание элективного курса "Основы журналистики"
Приведем примеры возможных элективных курсов образовательной области "Журналистика":
1. "Я – журналист" (17 часов). Автор: Степанова Ольга Николаевна.
Программа этого курса ориентирована на гуманитарный, филологический, художественно-эстетический профили для учащихся 9 кл.
При анализе этой программы мы большое внимание уделили задачам, которые ставит перед собой автор программы при создании курса:
1. предоставить возможность учащимся познакомиться со спецификой профессии корреспондента;
2. отрабатывать умения создавать сочинения в направлениях таких, как: портретный очерк, газетная статья, репортаж, интервью;
3. систематизировать знания о жанрах публицистического стиля;
4. способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса и оформительских навыков.
Предусмотрены следующие темы занятий: ""Я-журналист" (особенности данной профессии)", "Знакомство с работой типографии", "Встреча с людьми, работающими в журналистике", "Особенности направления публицистического стиля", "Основы редактирования", "Газета "Школьная жизнь"". С некоторой тематикой занятий мы не согласны, так, например, можно второе и третье занятия объединить в одно, а глубже изучить направления публицистического стиля. Хотя многое зависит от специфики как конкретной местности, так и особенностей самого педагога.
Наиболее интересный на наш взгляд это элективный курс "Знакомство с профессией журналиста"
Курс "Знакомство с профессией журналиста"
Цели курса: познакомить учащихся с профессией журналиста; показать роль СМИ в жизни общества; сформировать коммуникативные навыки.
Данный элективный курс предназначен для предпрофильного уровня. В 10-11 классах его можно продолжить по теме "СМИ – массовая культура".
Курс рассчитан на 18 часов.
Тема 1. Профессия журналиста.
Что должен знать и уметь журналист. Как стать журналистом.
Тема 2. Психологический портрет современного журналиста. Какими качествами и чертами характера должен обладать современный журналист. Коммуникабельность. Культура общения. Толерантность.
Тема 3. Анализ современных СМИ:
их задачи, роль и место в информационном поле.
Тема 4. Интервью: его цели, задачи, формы.
Тема 5. "Проба пера". Как написать очерк, эссе, статью.
Тема 6. Проект газеты "Школьная жизнь".
Таблица 1
Тематическое планирование курса
Тема |
Формы работы |
Часы |
Профессия журналиста |
Беседа |
2 |
Психологический портрет современного журналиста |
Беседа, практикум |
2 |
Анализ современных СМИ |
Практикум |
2 |
Интервью |
Практикум |
2 |
"Проба пера" |
Лекция, практикум |
2 |
Проект газеты "Школьная жизнь" |
Практикум |
2 |
Этика журналиста |
Семинар или диспут |
2 |
Знакомство с редакцией одной из газет или телеканала |
Экскурсия |
4 |
Тема 7. Этика журналиста. Влияние журналиста на формирование обыденного сознания граждан.
Тема 8. Знакомство с редакцией одной из газет или телеканала.
Мы приводим макет газеты, выполненный учениками средней школы.
Выводы
1.Современная российская система образования давно нуждалась в ориентации на ученика и потребности общества, таким аспектом явилось профильное обучение, которое имеет своей целью помощь ученикам в подготовке и выборе будущей профессии, а соответственно и реализации себя как профессионала.
Проанализировав практические и теоретические аспекты темы, мы пришли к осознанию истинных, на наш взгляд, проблем при реализации обязательной общешкольной профилизации. В связи с чем сделали следующие выводы:
1) в сознании многих учителей отсутствует четкое и теоретически обоснованное понимание целей и соответственно содержания профильного обучения, что приводит к смешению понятий (элективные курсы, курсы предпрофильной подготовки, профильные курсы);
2) элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения. Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях
3) недостаточная материальная база школ может способствовать "торможению" процесса профилизации – отсутствие современных учебников, невозможность интерактивного общения со специалистами разного профиля (например, если это село, в котором нет издательских домов, то ученикам будет трудно понять специфику предмета "Журналистика");
4) общешкольная профилизация действительно принесет свои плоды и будет способствовать улучшению психологических ожиданий подростков относительно своего будущего, а также поможет избежать неравномерности специалистов в разных областях знаний.
2.Функции и содержание элективных курсов профильного обучения:
a) Дополнять содержание профильного курса.
b) Развивать содержание одного из базовых курсов.
c) Удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля.
3. Программа – главный документ, который определяет содержание учебного материала, а также его способ структурирования, благодаря которому и реализуются определенные в ней цели обучения. Поэтом у для создания элективного курса необходима программа.
4. Подготовка специалистов в области журналистики является очень важным аспектом. Для желающих вступить на путь журналиста необходимы качественные элективные курсы. Проблема их создания очень актуальна в силу не достаточного профессионализма преподавателей школ в сфере журналистики.
Основываясь на всем вышеизложенном, мы можем с уверенностью сказать, что, несмотря на проблемы, профильное обучение будет являться действительно тем связующим звеном между школой и вузом, школой и взрослой жизнью, которое будет способствовать психолого-педагогической благоприятной атмосфере.
Литература
1. Воронина Е.В. Профильное бучение – М.: Методкнига 2006
2. Каспржак А.Г., Иванова Л.Ф. Схема разработки программы авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах). с. 10. -журнал "Практика административной работы в школе" №6. 2003г.
3. Короченский А.П., Ушакова С.В. Проблемы развития профессиональной познавательной деятельности будущих журналистов // УМО-регион. Сборник информационных и научно-методических материалов. – Выпуск 5. – Воронеж, 2005.
4. Кротова, Ю. В. Материалы для подготовки программы элективного курса "Современная русская литература"/Ю. В. Кротова // Практика административной работы в школе.-2006.-N 1.
5. Кузнецов А.А., Пинский А.А., Рыжаков М.В., Филатова Л.О. Профильное обучение. Ответы на вопросы (для общеобразовательных учреждений). – М.: Русский журнал, 2004.
6. Литература: сборник программ элективных курсов. 10-11 классы/ авт.- сост. Г. М. Вялкова. – Волгоград: Учитель,2006.
7. Примерные положения о профильных классах в общеобразовательных школах Нижегородской области. с.23 – Журнал "Практика административной работы в школе" №2, 2003г.
8. Тулупов В.В. Где и как учат журналистов... // УМО-регион. Сборник информационных и научно-методических материалов. – Выпуск 5. – Воронеж, 2005
9. Шестерина A.M. К вопросу о модернизации государственного стандарта по специальности "журналистика" // УМО-регион. Сборник информационных и научно-методических материалов. – Выпуск 5. – Воронеж, 2005.
10. Элективные курсы в профильном обучении/Под общей ред. А.Г.Каспржака. – М., 2008
11. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Обществознание"/Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.