Беседа на уроке обществознания как вид учебной деятельности.
Беседа на уроке обществознания как вид учебной деятельности
- Применение компьютерных технологий во взаимодействии педагогов с родителями воспитанников
- Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
- Саморазвитие
- Система управления качеством образования в сельской школе
- Педагогическая система Сухомлинского
- Использование ИКТ при изучении времен в английском языке
- Формирование общеучебных умений у детей, имеющих трудности в обучении
Применение урока-беседы – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация для учащихся, формирующая у них устойчивый интерес к обучению, снимающая напряжение, оказывающая помощь в формировании навыков учебной деятельности, влияющая на эмоциональное состояние детей, с дальнейшим формированием у них более прочных и глубоких знаний.
Урок как основная форма организации обучения
Дети не должны наполняться знаниями механически мы должны научить их добывать знания, научить их учиться. – В.В. Путин
Вот уже много столетий основной формой обучения в школе является урок. Урок – это такая форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста уровня подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием. По определению М. И. Махмутова, урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, которая включает в себя содержание, формы, методы и средства обучения, которая систематически используется (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.
Будучи традиционной формой обучения, урок характеризуется и рядом только ему присущих особенностей:
- урок – это завершенная и ограниченная во времени часть учебного процесса, во время которой решаются определенные учебно-воспитательные задачи;
- каждый урок обязательно включается в расписание и обязательно регламентируется во времени и по объему учебного материала;
- урок – это постоянная форма организации обучения, которая обеспечивает систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;
- посещение уроков – это обязательная для всех учащихся часть учебного процесса, поэтому они изучают систему знаний, разделенных поурочно, в определенной логике;
- урок является гибкой формой организации обучения, которая дает возможность не только использовать различные методы, но одновременно организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность всех учащихся;
- урок – это и совместная деятельность учителя и учащихся, и постоянное общение большой группы учащихся (класса), что в свою очередь создает возможности для сплочения коллектива детей;
- каждый урок способствует формированию познавательных качеств личности (активности, самостоятельности, интереса к знаниям), а также умственному развитию учащихся.
Таким образом, опираясь на мнение многих ученых, таких как И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, В.А. Сластёнин, И.В. Зайченко, можно сделать вывод, что "урок – это целостный, логически завершенный, ограниченный во времени, регламентированный по объему учебного материала основной элемент педагогического процесса. Он обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельные группы учащихся определенного возраста и уровня подготовки, направленную на получение определенных знаний".
В современной дидактике существует несколько подходов к классификации уроков. Это определяется теми признаками, которые взяты за основу каждой классификации. Например, если за основу брать этапы учебной деятельности, то выделяются вводные уроки, уроки первичного ознакомления с материалом, уроки формирования понятий, выведение законов и правил, уроки применения знаний на практике, уроки повторения и обобщения материала, контрольные уроки, комбинированные уроки. Если в основе классификации лежат способы проведения, то выделяются уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-диспуты, уроки самостоятельной работы и другие.
По классификации В. Онищука различают следующие типы уроков:
- урок усвоения новых знаний;
- урок формирования умений и навыков;
- урок применения знаний, умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок.
Каждый тип урока имеет свою структуру (элементы, этапы), последовательность (в какой последовательности эти элементы входят в занятие), связь (как они связаны между собой).
Наиболее обобщенной и используемой является классификация, разработанная М. И. Махмутовым. Учёный предложил классифицировать уроки по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие типы уроков:
- уроки изучения нового материала;
- уроки совершенствования знаний, умений, навыков;
- уроки обобщения и систематизации;
- уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков.
Однако в современных условиях образования данная классификация, является не совсем эффективной. Согласно Федеральному Государственному стандарту второго поколения новые знания учащиеся должны получать ежедневно на каждом занятии, применение операций анализа и обобщения изученного материала с учётом полученных новых сведений – обязательное условие для урока, операции самоконтроля и коррекции – необходимая составляющая целостности современного учебно-воспитательного процесса.
Возможно, именно этим можно объяснить особое внимание в современной дидактике на формы организации процесса обучения. Ведь именно формой организации урока определяется его эффективность, что подтверждают результаты так называемой "Пирамиды обучаемости учащихся", предложенной журналом "Директор школы" по результатам американских исследований:
Лекция-монолог
5%
Чтение (самостоятельное)
10%
Аудио-видеообучение
20%
Показ (демонстрация)
30%
Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе)
50%
Практика в процессе деятельности
75%
Обучение других (ребёнок обучает ребёнка)
90%
Данные результаты еще раз подтверждают, что именно умение самостоятельно работать, самостоятельно получать необходимые знания, но под руководством учителя, должно составлять основу любого урока. Этого можно достичь при использовании нетрадиционных форм проведения урока, среди которых выделяется урок – беседа.
Беседа как форма урока
Рождение любого урока всегда начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего именно хочет добиться учитель; затем устанавливаются средства – что должно учителю помочь в достижении поставленной цели, а уж затем определяется способ – как учитель будет действовать, чтобы поставленная цель была достигнута. Точно определенный способ достижения цели поможет учителю определиться с выбором формы проведения урока, которых в современной методике выделяется достаточно много. В теории и практике обучения, а также на основании установленной типологии уроков по ФГОС второго поколения по основному способу проведения их подразделяют на уроки:
- в форме беседы;
- в форме лекции;
- в форме экскурсии;
- киноуроки;
- самостоятельная работа учащихся;
- лабораторные и практические работы;
- сочетание различных форм занятий.
Урок-беседа – это одна из наиболее трудных форм современного урока. По этому поводу доктор педагогических наук, профессор И.П. Подласый пишет: "Беседа – неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагогического мастерства".
Определение этих особенностей урока-беседы объясняется тем, что беседа является формой диалогической, т.е. диалогом между учителем и учащимися. Поэтому она требует именно от учителя, в первую очередь, хорошей профессиональной подготовки. Кроме этого при подготовке к уроку-беседе нужно соблюдать несколько основных требований:
- во-первых, необходимо тщательно подбирать вопросы и предвидеть возможные варианты ответов на них;
- во-вторых, любая беседа должна проходить живо и непринужденно, только тогда она захватит всех учащихся класса и даст нужный положительный результат.
Урок-беседа – это один из приемов мобилизации знаний, необходимых для более глубокого усвоения учащимися нового материала. Кроме этого данная форма урока дает возможность учителю организовать применение учащимися ранее полученных знаний для анализа нового материала и для выполнения различных познавательных задач.
По этапу урока, по целям и задачам, которых должна выполнить беседа на уроке, беседы могут быть нескольких видов:
первый вид беседы – это вводная беседа, которая проводится обычно в начале урока, ее задача – подвести учащихся к изучению нового материала через:
- мобилизацию знаний, полученных учащимися на предыдущем уроке или на ряде предшествовавших уроков;
- систематизацию и обобщение этих знаний.
второй вид беседы – это контрольная беседа.
Контрольная беседа – это один из методов проведения текущего опроса по материалу предыдущего урока. Ее основные цели – проверка степени понимания излагаемого материала, проверка знаний, проверка результатов выполнения самостоятельной работы. Она используется в тех случаях, когда учитель ставит своей целью проверить общую подготовленность класса в целом и степень усвоения материала массой учащихся. В результате опроса, проведенного в форме беседы, учитель может выставить оценки.
Путем сочетания проверочной беседы с индивидуальным вызовом учащихся могут быть проведены специальные уроки опроса.
Наконец, в качестве особого приема в ходе изложения или в заключительной части урока вводится элемент беседы в форме постановки диагностических вопросов, имеющих целью выяснить степень понимания учащимися излагаемого материала. Они особенно необходимы при изложении сложных вопросов курса.
Аналитическая и повторно-обобщающая беседа – это основной вид беседы на уроках обществоведения.
Задача аналитической или повторно-обобщающей беседы заключается в осмысливании изложенного (или изученного) учебного материала, углубление и расширение предметных знаний.
Как определяется в методической литературе, аналитическая и обобщающая беседа – это очень гибкая форма работы. Она может выступать в качестве:
- методического приема в ходе изложения нового материала. В этом случае учитель как бы попутно ставит перед учащимися вопросы, которые требуют осмысливания, разбора, оценки определенных фактов, т.е. уметь включать элементы беседы в ответ учащегося, в его объяснения и комментарии;
- одного из наиболее эффективных методов осмысливания материала, изложенного на уроке. В этом случае беседу проводят обычно вслед за изложением материала на уроке или объяснения значительной части учебного материала на уроке;
- основного метода проведения урока – (развернутая беседа).
Методом развернутой беседы нередко проводят повторительно-обобщающие уроки по теме или разделу курса, а также уроки, посвященные разбору важного учебного материала.
Заключительная беседа, которая может быть проведена в конце урока или на заключительном уроке по теме.
Эта беседа имеет ряд дидактических задач:
- обобщение,
- систематизация,
- подведение итогов по материалу, который изучался на уроке (или ряде уроков темы),
- проверка степени понимания и усвоения учебного материала,
- закрепление изученного материала.
Одной из задач при проведении заключительной беседы может быть и подведение учащихся к содержанию следующего урока (или следующей темы, следующего раздела курса). Для этого могут быть использованы и постановка вопросов на разбор, и обобщение и систематизацию каких-то фактов и вопросов, связанных с закреплением учебного материала. на закрепление материала.
Одним из важнейших условий успешного проведения беседы является продуманная формулировка вопросов, которые учитель намерен ставить в ходе беседы. Планы или контакты уроков могут быть подробными или совсем краткими – это будет зависеть от опыта и знаний учителя. Но даже в самом кратком плане урока вопросы, намеченные для беседы, должны быть написаны заранее в полной и точной формулировке. От содержания и характера вопросов, от ясности и четкости их формулировки в значительной мере зависит весь успех беседы.
Ценность урока-беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы.
Беседа как вид учебной деятельности на уроке обществознания
Каждый предмет имеет свою специфику, в то числе свое специфика есть и у уроков обществознания. Эти уроки в современной школе, несомненно, являются основой в гуманитарном образовании учащихся. Уже давно современный мир утопает в потоке различной информации, в том числе и негативной, предоставляя множество фактов из самых разнообразных источников. Очень часто даже взрослый человек не способен определить достоверность этих источников, а что уж говорить о детях. Поэтому, именно на плечи учителя обществознания ложится важная задача: преподнести учащимся реальную и достоверную информацию, не только помочь, но и научить разбираться в этой информации, уметь ее анализировать.
Это в свою очередь нашло свое отражение в требованиях ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по обществознанию:
- формировать социальную ответственность, правовое самосознание, толерантность, приверженность ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- понимать основные принципы жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
- приобретать теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений;
- формировать основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
- осваивать приемы работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
- развивать социальный кругозор и формировать познавательный интерес к изучению общественных дисциплин.
Новое содержание современного образования, в том числе и "Обществознания" как учебного предмета, требует не только выполнения основных требований, но и поиска альтернативных подходов к их осуществлению, в том числе и использования более эффективных форм проведения уроков, которые помогут учащимся в приобретении опыта ведения диалога, спора, дискуссии, к активной творческой деятельности.
Коммуникативный диалог, способность к моделированию и прогнозированию – это те важные качества личности, которые призван формировать школьный курс обществознания. Уроки-беседы именно та форма организации учебного процесса на уроках обществознания, которая способна в значительной степени выполнить эти задачи. Но значение беседы в преподавании обществознания существенно отличается от ее роли в преподавании таких учебных предметов, которые характеризуются преобладанием дедуктивно-логического способа изложения учебного материала. И все же беседа в обучении обществознания играет большую роль, выступая в качестве метода обсуждения, мыслительной обработки с учащимися изложенного учебного материала.
Беседа как форма работы на уроке обществознания всегда нравится учащимся, потому что:
- у каждого ученика есть возможность проявить себя как творческая личность;
- каждый ученик включен в урочную деятельность, в тот этап, который ему "по душе";
- происходит развитие навыков самостоятельной работы в мыслительной и волевой сфере;
- развиваются умения самовыражения, самоопределения, самореализации и рефлексии;
- воспитываются целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма, ответственности и толерантности.
По характеру организуемой познавательной деятельности учащихся различают два вида беседы: репродуктивную и эвристическую. Эвристическая беседа – это одна из наиболее эффективных форм проведения беседы на уроках обществознания. Именно во время такой беседы происходит диалог учителя с учащимися, в процессе которого сами учащиеся, но под руководством учителя, находят решения обсуждаемой проблемы.
Постановка перед учащимися проблемы, которая требует определенного решения, создание на уроке проблемной ситуации – это исходные позиции для эвристической беседы. А основная цель этого вида беседы – подвести учащихся к осмысленному и убедительному решению проблемы, к усвоению знаний, постигаемых мышлением: определенного понятия, закономерности общественного развития и т.п. В процессе общения при помощи своих вопросов, соответствующих заданий, сделанными замечаниями учитель постепенно подводит учащихся к соответствующему выводу. Эвристическая беседа – это только совместное размышление вслух учащихся и учителя, но при его руководящей роли.
Элементы эвристической беседы могут быть включены в изложение учебного материала самого учителем. Изложив определенный факт или даже группу фактов, учитель может предложить учащимся дать им свою оценку, сопоставить их с уже ранее известными фактами. Данное учащимся или группой учащихся объяснение обсуждается классом, обязательно корректируется учителем и тем самым входит в общий процесс изучения материала в качестве одного из его звеньев.
Развёрнутый характер имеет эвристическая беседа, охватывающая содержание целого урока, а при повторении – ряда уроков, объединённых общей учебной темой.
Любая эвристическая беседа всегда включает три основных компонента:
- постановка проблемы;
- решение проблемы, обоснование, обсуждение;
- вывод – правильное решение проблемы.
Умение вести класс путём эвристической беседы к познанию сущности проблемы – показатель методического мастерства учителя.
Важно учесть и то, что эвристическая беседа требует обязательной подготовки учителя. Он, в первую очередь, должен чётко определить конечную цель-вывод, этой беседы, ее идею и оценку. Учителю необходимо сформулировать исходную для учащихся основную проблему беседы, стимулирующую их мышление.
Поставленная перед учащимися проблема определяет основное направление логического пути, по которому идёт эвристическая беседа. В беседе со сложным содержанием постановки одной исходной проблемы недостаточно. Применительно к цели беседы и отобранному для осмысления фактическому материалу учитель намечает тот логический путь, которым он поведёт учащихся. Этот путь разделяется на последовательные шаги (действия), формулируются соответствующие вопросы и задания. Чем выше подготовленность класса, тем крупнее могут быть эти шаги, менее детализированы вопросы. В конце урока необходимо обязательно выделить время для подведения итогов беседы.
В беседе могут быть использованы любые дидактические материалы, которые помогут учителю более доходчиво ставить перед учащимися логические задачи и разъяснять их решение, а учащимся – актуализировать нужные знания, осмыслять связи и отношения между историческими явлениями.
Важно не только хорошо продумать план эвристической беседы, но и не подходить формально к его реализации. План – это ориентир, руководство. Невозможно предусмотреть все вопросы и ответы учащихся; их можно только прогнозировать. В ходе беседы может выясниться, что запланированный вопрос оказался лишним, так как ученики уже осветили его в связи с другим вопросом, и напротив, возникает необходимость в разъяснении вопроса, который не был предусмотрен планом.
Важно умело распределять время для беседы. Предоставлять возможность учащимся высказать и обосновать, не повторяя друг друга, разные точки зрения. Даже краткая дискуссия стимулирует самостоятельное мышление учащихся, формирует их мировоззрение.
Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность.
Наиболее полно и рационально такую работу на уроке можно организовать при помощи учебников.
Учебник как одно из эффективных средств организации продуктивной беседы на уроках обществознания
Учебник – это одно из основных средств обучения в современной школе, которое официально утверждено нормативными документами Министерства образования.
Школьный учебник предназначен для того, чтобы в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности раскрыть основы преподаваемой науки.
В современной дидактике прочно утвердилось определение современного школьного учебника как одной из массовых учебных книг, излагающих предметное содержание образования и определяющих виды деятельности, которые предназначены школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных способностей. Школьный учебник – это одно из средств обучения, который непосредственно предназначен ученику, он вместе с тем и в силу этого выступает в качестве основного орудия труда и для учителя. На это в своё время обратил внимание великий русский педагог К.Д. Ушинский, который видел роль учебника для всего процесса обучения в следующем: "При хорошем учебнике и благоразумной методе посредственный преподаватель может быть хорошим, а без того и другого лучший преподаватель … долго, а может быть и некогда не встанет на настоящую дорогу". Такая оценка учебника определена тем, что он выступал и сегодня выступает в качестве основного источника построения всего учебного процесса.
Учебнику принадлежит объединяющая роль: он объединяет вокруг себя не только все другие книги, используемые в процессе обучения (учебные пособия, популярную научную литературу, обязательную и дополнительную художественную литературу и др.), но и используемые в образовательном процессе средства обучения (наглядные пособия, дидактические материалы, тексты и т.д.), а также координирует работу учащихся с ними.
В настоящее время учителю, в том числе и учителю обществознания, предоставляется большое разнообразие, множественность педагогических систем и учебно-методических комплектов по любому учебному предмету, в том числе и по обществознанию. Это в свою очередь определяет ряд положительных моментов:
- обновление методического аппарата учебников в соответствии с меняющимися реалиями жизни;
- наличие у педагогов права выбора того или иного учебно-методического комплекса для проведения урока.
Одним из важнейших дидактических требований, предъявляемых к любому учебнику, в том числе и к учебнику по учебному предмету "Обществознание", является использование всех его структурных компонентов, а, следовательно, необходимость использования разнообразных приемов работы с ним.
Все это определяет те функции, которые должен нести любой учебник, используемый в курсе изучения учебного предмета, в том числе и "Обществознания". В современной методике существует несколько точек зрения по этому вопросу. Интересное, глубоко продуманное обоснование интегрирующей и координирующей функций учебника предложил С.Г. Шаповаленко. Академик Д.Д. Зуев считает, что основными функциями учебника, используемого в школьном обучении по любому учебному предмету, являются:
- информационная функция, которая направлена на обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, направленной на формирование их мировоззрения, дающей необходимую пищу для духовного развития и практического освоения окружающего мира;
- трансформационная функция, сущность которой состоит в том, чтобы материал, используемый в учебнике, преобразуясь с обязательным учетом возрастных особенностей учащихся и существующих дидактических требований, становился доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения;
- систематизирующая функция направлена на реализацию требования обязательного систематического и последовательного изложения необходимого учебного материала в логике самого учебного предмета;
- функция закрепления материала и осуществления учащимися самоконтроля проявляется в том, что учебник обязательно предоставляет возможности для повторного изучения, проверки самим учеником правильности, сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;
- интегрирующая функция – учебник по любому учебному предмету помогает учащимся приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из других смежных наук;
- координирующая функция дает возможность для привлечения в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур);
- развивающее – воспитательная функция связана с духовно-ценностном влиянием содержания учебника на учащихся, формирование в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству;
- обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним, применение разнообразных форм и методов работы развивает такие важные умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования, каждого учащегося.
Как правило, учебник используется для закрепления и повторения материала дома. Но работа с учебником именно на уроке, под непосредственным руководством учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков. Таких, как умение самостоятельно получать знания, находить и выделять главное, систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, конспектов, схем, таблиц и опорных конспектов, вести беседу как с учителем, так и со своими одноклассниками, которые облегчают формирование приемов сравнения и обобщения.
Кроме этого любой учебник является основой для организации обсуждения изучаемого материала, для формирования умения выделять главное и представлять результаты своей работы в виде словесного выражения как ответы на вопросы, поставленные учителем, устного учебного сообщения по заданной теме и др. По мнению академика Д.Д. Зуева, при помощи вопросов и заданий, собранных в учебнике, "достигается наиболее целенаправленная и продуктивная переработка материала учебника в сознании школьника путем активизации его умственных и эмоциональных усилий в процессе усвоения знаний".
Учитель всегда должен чётко понимать, какие методы и формы необходимо применять для достижения тех или иных целей на уроке. В своем исследовании "Работа с учебником при подготовке к уроку истории" Грицевский И.М. пишет: "… полная систематизация возможна на базе разностороннего осмысления учебного материала, в результате постоянного применения взаимосвязанных знаний в различных, в том числе новых ситуациях с целью дальнейшего углубления системы знаний".
Одним из источников беседы на уроке будет, конечно же текст, содержащийся в учебнике. В современных учебниках выделяют два основных блока структурных компонентов: тексты и внетекстовые компоненты. Значимость учебного текста (в отличие от текста справочника) заключается в том, что учебный текст служит, прежде всего, цели разъяснения содержания учебного материала, а не просто информирования о каком-либо факте или событии. Кроме того, учебный текст оказывает на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывая интерес к предмету обучения.
Основные тексты передают главную информацию. В них излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются определенные взаимосвязи и закономерности. Они представлены в учебниках чаще всего рассказами по определенной теме и деловыми статьями. К пояснительным текстам относятся словарики, справочные сведения разного характера, примечания и т. д.
Вторая часть текстов, содержащихся в каждом учебник, – это дополнительные тексты, которые по своему содержанию близки к основным. Их содержание может иметь конкретизирующий, комментирующий, описательный характер, но может, быть и более сложным по сравнению с основным текстом.
Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания ко всем пунктам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.
Вопросы и задания, включаемые в школьные учебники, распределяют в группы:
- вопросы и задания, которые требуют практического применения полученных знаний;
- вопросы и задания, направленные на воспроизведение знаний.
Эта группа вопросов и заданий необходима, так как она способствует выявлению и закреплению полученных знаний.
- вопросы и задания, которые требуют логического осмысления получаемых знаний: на сопоставление, сравнение, конкретизацию, обобщение, установление причинно-следственных связей, а также на исследование объектов.
Учителю необходимо хорошо знать систему вопросов и заданий в учебнике, чтобы грамотно и эффективно использовать их в учебном процессе, в том числе и при проведении беседы.
Важное место в структуре учебника отведено иллюстративному материалу. Разнообразный и многоплановый иллюстративный аппарат, предложенный в учебниках, нацелен на раскрытие основных идей курса, помогает показать многовариантность изложения изучаемого материала.
Как будут использованы материалы, предлагаемые в учебнике, во многом "...зависит от уровня подготовленности учащихся, с одной стороны, и от уровня подготовленности учителя, степени понимания, стоящих перед ним задач и умения их реализовывать, с другой".
В настоящее время происходит процесс формирования нового учебника, характерными особенностями которого являются:
- наличие специальных приемов, которые направлены на возбуждение интереса и усиление мотивации учения;
- наличие дифференцированного материала;
- увеличение объема самостоятельной работы и использованием проблемности и опыта творческой деятельности;
- включение разнообразных приемов, которые направлены на обучение работе с разнообразным учебным материалом, в том числе и с текстом;
- очень широкий спектр разнообразных методических приемов, предоставляющих возможность для проведения разных вариантов уроков.
Важно отметить, что учебники нового поколения, созданные с учетом требований ФГОС второго поколения, не только включают в себя основные характеристики, предъявляемые к учебнику вообще, но и характеризуются следующими требованиями:
- учебник обязательно должен реализовывать основные цели обучения, диагностируемые в реальном масштабе учебного времени;
- построение учебника и расположение всего учебного материала должно представлять собой совокупность законченность тематических блоков;
- вариативность содержания учебника;
- наличие системы упражнений, направленных на овладение учебно-познавательной деятельностью;
- в учебник должен быть обязательно включен соответствующий каждому возрасту мотивационный компонент;
- учебник должен быть обязательно ориентирован на возможность его использования в условиях информационной технологии обучения;
- учет возрастных возможностей и норм учащихся.
Именно с учетом этих требований и строятся современные учебники, в том числе и учебники по учебному предмету "Обществознание", которые используются для учащихся 6 класса.
В современном образовательном процессе в 6 классе используются следующие учебно-методические комплексы:
1. Обществознание. 6 класс Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др. – М.: 2013. – 224 с. (Обществознание. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А.
Авторы: Хромова И.С. 9-е изд. – М.: 2013. – 104 с.)
Содержание данного учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования 2010 года и Примерной программе основного общего образования.
Учебник предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев.
2. Обществознание. 6 класс Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др. – М.: 2013. – 224 с. (Обществознание. 6 класс. Рабочая тетрадь Авторы: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. М.: 2012. – 64 с.)
Учебник предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. Соответствует Федеральному образовательному стандарту основного общего образования, является составной частью непрерывного курса обществознание и комплекта учебников развивающей Образовательной системы "Школа 2100". В соответствии с концепцией "Школа 2100" текст, методический аппарат и иллюстративный ряд учебника рассчитаны на личностно-ориентированный подход, новый образовательный результат и использование образовательных технологий деятельностного типа (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания, проектная технология).
Учебник через актуальные для шестиклассников проблемы представляет целостную картину социальных отношений с позиции наук, изучающих основные сферы жизни общества: духовную и социальную сферы, экономику, политику, а также с позиций регулирования всех этих отношений моральными и правовыми нормами современного общества.
3. Обществознание. Учебник для 6 класса. Авторы: Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.
М.: 2012. – 112 с.
Учебник открывает авторскую линию курса "Обществознание" для основной школы и создает условия для подготовки учащихся к изучению обществознания в старших классах.
Данный учебник является продолжением линии учебников по обществознанию для основной школы (5 – 9 классы). Работа с предложенными материалами учебника дает возможность для реализации системно-деятельностного подхода в изучении курса "Обществознание". Учебник создан в соответствии с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
4. Барабанов В.В. Обществознание. Мир человека – М, Издательство: Вентана-Граф, 2015
Данное издание продолжает единую линию учебной литературы по обществознанию для основной и средней (полной) школы. В учебнике в интересной и увлекательной форме освещаются вопросы человековедения. Особое внимание уделено внутреннему миру человека и его поведению в обществе. Рассматриваются вопросы духовной культуры, сохранения и передачи духовных ценностей. Методический аппарат учебника ориентирован на развитие умений и навыков познания себя и окружающего мира. Учебник иллюстрирован и снабжен указателем основных понятий.
5. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс – М., 2013
Учебник продолжает авторскую линию по обществознанию для 5–9 классов. Он написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень.
Именно эти основные особенности представленных учебников необходимо учитывать учителю при организации работы на уроке, построенном в форме беседы, которая выступает в качестве метода обсуждения, мыслительной обработки с учащимися изложенного учебного материала, предлагаемого в учебниках.
Поэтому необходимо провести сравнительный анализ нескольких учебников по обществознанию, которые нашли широкое применение в практике работы общеобразовательных учреждений, чтобы определить их методические возможности для проведения уроков в форме беседы.
Сравнительный анализ учебников по обществознанию в 6 классе на методическое содержание беседы
Учебник обществознания за 6 класс, который разработан коллективом ученых под руководством Л.Н. Боголюбова, выполнен в цветном формате, что является неоспоримым достоинством. В то же время, на наш взгляд, это скорее не учебное пособие, а книга для чтения. Необходимо всего лишь взглянуть на соотношение основного и дополнительного материала, большое число рубрик в тексте, направленные на проведение методических бесед в классе с учителем. Методический аппарат довольно сильно перегружен, беря во внимание возраст школьников.
Каждый пункт в учебнике начинается с вопросов, которые помогают актуализировать знания учащихся. Например, перед изучением темы "Человек и его деятельность" учащимся предлагают ответить на вопросы: "Что такое труд? Чем труд человека отличается от труда пчел или муравьев? Как в труде проявляются способности человека? "
Далее учащимся в рубрике "Обсудим вместе" предлагается объяснить смысл поговорки: "Смотри дерево в плодах, а человека в делах".
Вводной беседой учитель выясняет степень подготовленности учащихся, концентрирует их внимание, подготавливает к последующей учебно-познавательной деятельности.
После каждого раздела пункта есть вопросы для беседы с учащимися. Так, после раздела "Птицу узнают по полету, а человека – по работе" предлагается привести пример человека (литературного персонажа, исторического деятеля), который своими делами изменил себя. Примеры из жизни подводят учащихся к необходимости получения новых знаний.
В ходе изучения темы учитель с помощью рубрики "Картинная галерея" беседует с учащимися по картине В.Г. Перова "Тройка": "Что можно сказать о занятии этих детей? Каково твое мнение, своим ли делом заняты они? Какие чувства вызвала эта картина у тебя и почему?"
Беседа по картине способствует расширению и углублению детских представлений о жизни, воздействует на эмоции учащихся, побуждает говорить даже застенчивых и молчаливых детей.
С помощью рубрик "Жил на свете человек" и "Путешествие в прошлое" учитель может построить беседу с учащимися о различных исторических деятелях и событиях, что позволит расширить их кругозор, активизировать познавательную деятельность.
Например, в пункте "На пути к жизненному успеху" есть историческая справка о Диогене, после которой проводится беседа о чудачествах философа, о цели в жизни, ради которой можно отказаться от комфорта. Затем предлагается привести примеры из жизни, подробнее рассказать о них. В ходе беседы учащийся анализирует полученную информацию, высказывает свою точку зрения.
Учиться такому предмету, как обществознание в 6-м классе можно и по учебникам А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой. Методическое сопровождение данных учебных пособий несет в себе программу курса, довольно обширное тематическое планирование (с региональным элементом) и комплексы проверочных тестов. Указано большое число вопросов и заданий, которые с успехом можно обсуждать с классом и учителем на семинарских занятиях. К примеру: опишите свою вымышленную страну и подробно расскажите о ней; постройте свой проект "Страна будущего"; опишите собирательный портрет гражданина городского поселения и сельского жителя и т. п. Достоинство данного учебного материала – яркое изложение текста, понятное сочетание вопросов теоретического и практического назначения. Большое число тем являются либо нестандартными, либо нетрадиционными, которые можно обсудить также на уроке, к примеру: "Образ жизни", "Развитие спорта", "Речевое поведение". Удачное введение в структуру учебника источниковедческой информации, отрывков из научных публикаций периодической печати, разноплановые вопросы и задания формируют благоприятные условия для самостоятельных размышлений и благоприпятствуют образованию и развитию у учеников 6 класса собственной точки зрения по самым важным моментам, в том числе правовым. Среди минусов данного учебного материала Кравченко-Певцовой для 6 класса можно перечислить такие. Во введение можно было бы включить рекомендации по работе с учебным пособием. Для наиболее лучшего усвоения учебного материала текст пунктов рациональнее разделить на пункты.
Изучение материала в данном учебнике начинается с вопросов, которые учитель может использовать в беседе для актуализации знаний учащихся по теме. К примеру, пункт "Сферы общественной жизни" начинается с вопросов: "Что такое сферы общественной жизни? Какие бывают сферы общественной жизни? Как взаимосвязаны разные сферы жизни общества?" В данном пункте по ходу изложения материала встречаются задания для закрепления знаний. Например, соотнести сферы жизни общества с фотографиями, аргументируя свои ответы. В ходе беседы у учащихся формируется определенные монологические умения, такие как логичность и последовательность, полнота и содержательность ответа.
В ходе изучения материала учитель может использовать для беседы рубрику учебника "Дополнительное чтение". Так, в пункте "Экономическая сфера общества" после прочтения дополнительной информации учащиеся отвечают на вопрос "Объясните, почему подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия родителей?". В ходе рассуждений активизируется мышление ребенка, его познавательная сфера.
Учебно-методический комплекс А.Ф. Никитина, который выпущен издательством "Дрофа", несет в себе учебные пособия "Основы обществознания" для 6 классов и старше, программу, поурочное и тематическое планирование, пособие для учителя "Обществознание: подготовка к экзамену. Задания и рекомендации".
Наиболее полноценно автор описывает проблему сущности индивида, духовного мира личности. Огромный блок информации посвящается праву и правовых взаимоотношений. В учебнике не упоминается экономическая отрасль жизни человека. Более трети объема учебного пособия для 6 класса автор уделяет внимание правовым проблемам современного общества. Довольно богатый методический аппарат учебника. Он несет в себе такие рубрики, как: "Калейдоскоп мнений" (здесь можно найти спорные, не односложные суждения. Нужно найти те мысли, которые наиболее важны ученику, и те, с которыми он не соглашается, а потом пояснить точку зрения в виде беседы с учителем), "Это полезно знать", задания для самостоятельного изучения и анализа (разнообразные по уровню сложности), словарь урока, темы для сообщений, бесед. В тексте пунктов большое множество черно-белых схем, которые, всегда, окажут помощь ученикам в разборе тех или иных трудных тем.
Учебник А.Ф. Никитина "Обществознание" для 6 класса построен в виде диалога Ученика и Профессора, что вызывает интерес у учащегося. Ученик задает вопросы, может поспорить, высказать свое мнение. К освещению тем иногда подключаются Историк, Писатель, Художник и другие. Этот способ изложения материала вовлекает учащегося в беседу персонажей, становится участником диалога.
Например, изучение темы "Право на каждый день" начинается с такой беседы:
"Профессор. Вы, наверно, слышали, что современную российскую экономику называют рыночной. Как вы думаете, кто является участниками отношений в условиях рыночной экономики?
Ученик. Бизнесмены.
Профессор. Так, а еще?
Ученик. Те, кто торгует на рынке.
Профессор. И раньше торговали на рынке…
Ученик. Владельцы фирм.
Профессор. А еще кто?
Ученик. Покупатели.
Профессор. Еще варианты есть? Если нет, позвольте немного обобщить…"
И до конца пункта содержание материла освещается в виде беседы, что способствует формированию интереса к знаниям, познавательной деятельности.
Затем учащимся автор предлагает выполнить задания. Например, в рубрике "Есть что обдумать, обсудить" предлагаются к обсуждению афоризмы известных людей:
- "Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало" (пословица).
- "Пользуйся своей собственностью как человек, который должен умереть, свое же богатство береги как человек, который должен долго жить. Умен тот, кто, помня это, умеет держаться середины между скудостью и расточительностью" (Лукиан, древнегреческий писатель-сатирик).
– "Если хотите быть богатым, научитесь не только зарабатывать, но и быть экономным" (Б. Франклин, американский государственный деятель, просветитель, один из авторов Декларации независимости США и Конституции).
Или рубрика "Как вы думаете?" предлагает высказать свою точку зрения на вопросы:
- Кто прав: тот, кто вступает в судебный спор по поводу имущества, если для этого есть веские причины, или тот, кто в аналогичной ситуации говорит: "Пусть все будет так, как есть. Не хочу связываться с судом"?
- Как дисциплина исполнения договоров влияет на общую дисциплину граждан в обществе (порядок в нем)?
Данными заданиями А.Ф. Никитин побуждает учащихся поразмышлять над изученным материалом, систематизировать полученные знания с помощью беседы друг с другом, с учителем.
Учебно-методический комплекс В.В. Барабанова и Насоновой И.П. несет в себе учебники "Обществознание" для 6 класса, программу курса, тематическое планирование (с региональным компонентом), книгу для учителя, сборник тестов и задачник. Издания сохраняют преемственность с пособиями для 5–7-х классов. Оба издания включают итоговые вопросы, словарь и список литературы по курсу. В большей части пунктов выделены довольно интересные дополнительные материалы (к примеру, в пункте "Роль государства в экономике" – "налоги и восстания", в пункте "Конфликты в обществе" – примеры конфликтов из энциклопедии "Хроника человечества").
К каждой главе авторы предлагают небольшое вступление, которое вводит в курс рассматриваемого вопроса. В начале каждого пункта предлагаются вопросы, которые можно использовать в ходе беседы вводной части урока. Например, пункт "Происхождение человека" начинается с эпиграфов А.И. Герцена и Сенеки, над которыми учащимся можно предложить поразмышлять. Затем даны вопросы: "Какие версии происхождения человека вы знаете? Чем человек отличается от животного?". Учитель, проведя беседу с учениками, подводит их к пониманию и восприятию темы урока.
По ходу изучения материала пункта можно провести беседу по иллюстрациям, представленным в учебнике. Например, по рисунку "Охота первобытных людей": На кого охотились древние люди? Какие орудия они при этом использовали? Есть ли особенность в расстановке людей? Это активизирует мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
Термины поясняются в каждом пункте, в конце пунктов приведены главные категории урока, вопросы и задания различного уровня сложности, проблемы, которые авторы предлагают обсудить в классе, практикумы. Большинство заданий требуют нестандартного разрешения. К примеру, ученикам предложено провести мини-исследования в семье, в школе, в компании товарищей и т. д. Все это предоставит возможность педагогу взаимодействовать с учениками различного уровня подготовки, не только при объяснении материала урока, но и в ходе бесед.
Учебник Данилова Д.Д. для 6 класса является составной частью непрерывного курса обществознания и комплекта учебников развивающей Образовательной системы "Школа 2100". Методический аппарат и иллюстративный ряд учебника рассчитан на личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Учебники через актуальные для учащихся проблемы представляют целостную картину социальных отношений с позиции наук, изучающих основные сферы жизни общества: духовную и социальную сферы, экономику, политику, а также с позиций регулирования всех этих отношений моральными и правовыми нормами современного общества.
Пункты в учебнике выстроены следующим образом. Вначале учащихся подводят к проблеме урока, актуализируются знания. Затем через решение проблемы учащиеся получают новые знания и учатся применять их на практике.
Например, в начале пункта "Сферы жизни общества" описана ситуация, когда мальчик Саша не пришел на уборку территории:
" – Саша!!! Как ты мог не прийти на уборку территории! – возмутился Леша. – Всему классу пришлось еще и за тебя работать! Я тут одну умную мысль услышал: "Нельзя жить в обществе и быть свободным от него!"
- Отстань… – отмахнулся "спорщик" Саша. – Да я и без вас прекрасно обойдусь, нужны вы мне больно…"
Учителю предлагается провести беседу: В чем мнения Леши Саши противоречат друг другу? Какое на основе этого возникает противоречие? Учащиеся высказывают свои мнения о проблеме и сравнивают их с авторской. Так, с помощью беседы педагог подводит учащихся к главному вопросу урока: Зачем человеку общество?
После изучения материала учащимся предлагается решить жизненную задачу: представить себя в ситуации настоящего товарища и ребенка, любящего своих родителей, и аргументировать позицию спорщика Саши с этой точки зрения. Т.е., в ходе инсценировки беседы учащихся, дети примеряют на себя роли того или иного персонажа и обыгрывают ситуации из жизни.
В содержании учебника есть иллюстрации и схемы, по которым можно провести беседы для получения новых знаний или их закрепления. К примеру, в пункте "Загадка человеческой природы" представлена схема "Две природы человека", по которой педагог может провести беседу: Какие две природы объединяет в себе человек? На каких конкретных потребностях они основаны? Предположите, как между собой связаны биологические и социальные качества человека? В ходе беседы учащиеся закрепляют изученный материал.
Беседа как метод формирует умения слушать собеседника, аргументированно отвечать на вопросы.
Введение беседы в часть учебного занятия на уроке обществознания необходимо и позволяет:
– построить первоначальные представления об отраслях общества: экономической, политической, социальной, духовной более наглядно и в доступной форме.
– формирование условий для лучшего развития личности ученика 6 класса во время начала его социального взросления, развития его познавательных интересов, критического мышления в результате восприятия социальной информации, которая была донесена в ходе бесед, определения собственной жизненной позиции;
– воспитание у школьников общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
– освоение учениками на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;
– освоение учащимися умений познавательной, коммуникативной, практической деятельности в пределах главных социальных ролей, которые присущи его возрастному периоду;
– образование у школьников 6 класса опыта использование приобретенных знаний для разрешения типовых задач в сфере социальных взаимоотношений.
Из содержания беседы ученики узнают:
– сущность и задачи своего возраста, те трудности, которые дети могу переживать, находясь в подобном возрасте;
– психологический портрет личности;
– самооценку школьника;
– образ жизни учащегося;
– взаимоотношение ученика с законом;
– социальную и жилую среду школьника.
Таким образом, беседа помогает педагогу научить учащегося логически мыслить, думать, анализировать, сравнивать полученную информацию, высказывать собственную точку зрения, делать выводы. Наряду с мышлением развивается диалогическая и монологическая речь ребенка.
Беседа как метод наиболее эффективна при подготовке к определенной деятельности учащихся на уроках, актуализируя их знания. Педагог с помощью правильно и грамотно построенной беседы может способствовать достижению новых знаний в ходе самостоятельных рассуждений. Беседу можно использовать и при систематизации и закреплении полученных знаний, на этапе рефлексии (подведения итогов урока). Также Беседа является эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся.
Технологические карты уроков по учебному предмету "Обществознание" как практическое воплощение использования беседы на уроке
С целью проверки возможности проведения беседы как одной из форм современного урока обществознания в 6 классе, а также проверки ее эффективности на уроках в 6 классе были составлены технологические карты уроков по учебному пособию Данилова Д.Д. "Обществознание", Боголюбова Л.Н., Виноградовой Н.Ф., Городецкой Н.И. "Обществознание" для учащихся 6 класса по темам:
- Начало мира людей – семья;
- Человек и человечность;
- Разве это плохо, что мы разные?
- Труд – основа жизни человека;
- Как человек познаёт мир.
Данные уроки разработаны с учетом требований ФГОС нового поколения, которые предполагают:
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- чаще всего вывод делают сами учащиеся в ходе коллективной беседы;
- в центре внимания урока постоянно находятся дети;
- при планировании и проведении урока учитывается и обратная связь.
Кроме этого со стороны учителя была учтена необходимость я основных принципов педагогической техники на уроках по любому учебному предмету, в том числе и по обществознанию:
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью, развитой системы приемов обратной связи).
Все указанные уроки предполагают, прежде всего, первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний, так как учебный курс рассчитан на то, что на каждом уроке учащиеся должны получать новые знания.
Урок по теме "Начало мира людей – семья" построен как эвристическая беседа, которая всегда включает в себя три основных компонента:
- постановка проблемы;
- решение проблемы, обоснование, обсуждение;
- вывод – правильное решение проблемы.
Соблюдая основные требования к эвристической беседе, учитель может построить коллективный диалог между ним и учащимися, у которых появляется возможность не только слушать учителя, но и высказывать свое мнение, однако в ходе этой беседы сохраняется руководящая роль учителя.
Для более эффективного проведения беседы, поддержания постоянного интереса к обсуждаемой теме, учителю предоставляется возможность использовать разнообразный дидактический материал:
- толковые словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, а также Энциклопедический социологический словарь:
- прослушивание семейной притчи "Хлебец с маслом, после которой учащиеся высказывают свои мнения по обсуждаемой теме.
Кроме этого учитель использует работу в группах, что также дает возможность учащимся уже высказать свое мнение друг другу и доказать правильность своей точки зрения по обсуждаемому вопросу.
Рефлексия как итог урока не только обобщает полученные знания, но она также настраивает учащихся на позитивное отношение к обсуждаемой теме. Это достигается через элементы игры. (На столах у каждой группы лежит лепесток ромашки, на котором необходимо записать самые важные семейные ценности и обосновать каждую запись. Лепестки прикрепляются к доске, образуя цветок).
Второй урок по теме "Человек и человечность" разработан на основе учебника "Обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Уже на этапе мотивации учитель ориентирует учащихся на форму проведения урока – это будет беседа. В данном случае используются только элементы эвристической беседы, которые не только включены в изложение учебного материала самого учителем, а также учитель предлагает учащимся дать им свою оценку, сопоставить их с уже ранее известными фактами.
На уроке учитель использует как аналитическую, так и повторно-обобщающую беседы, которые представляют собой, по мнению многих методистов и учителей-практиков, основной вид беседы на уроках обществоведения.
Для оживления беседы, заинтересованности в построении продуктивного диалога учитель использует дидактический материал – это фрагмент из художественного фильма "Чучело". Такой методический прием помогает учащимся быстро "войти" в тему урока и продемонстрировать значение в повседневной жизни очень сложных для них понятий "гуманизм" и "человечность".
Рефлексия как форма подведения итогов урока построена также в форме беседы.
Третий урок разработан в соответствии с требованиями учебника А.Ф. Никитина "Основы обществознания". Для третьего урока, тема которого определяется "Разве это плохо, что мы разные?", уже в самом звучании темы дан толчок к беседе, в ходе которой необходимо найти правильный ответ на поставленный вопрос. Однако этот урок представляет собой уже не только урок получения новых знаний, но и повторение основных понятий, изученных ранее. Все это находит отражение в тех формах работы, которые предлагаются учителю:
- проверка домашнего задания через беседу;
- создает проблемную ситуацию после прослушивания сказки "Три бабочки";
- творческая работа: создание рисунков.
И на данном уроке учителю предлагается использовать лишь только элементы эвристической беседы, потому что тема урока и новые понятия, которые вводятся на данном этапе для учащихся данной возрастной категории еще очень сложные, они получают здесь пока только общие понятия.
Методическая разработка урока позволяет учителю использовать разные формы беседы:
- вводная беседа, которая позволяет уже в начале урока, после проверки домашнего задания подвести учащихся к изучению нового материала;
- аналитическая беседа, которой завершается урок. Задача данной беседы заключается в осмысливании изученного учебного материала.
Урок по теме "Труд – основа жизни человека" – это урок, разработанный на основе учебника А.И. Кравченко, Е.А. Певцова "Обществознание" для 6 класса.
На первом этапе урока учитель использует фронтальную беседу, которая дает возможность вовлечь в разговор весь класс, кроме этого данная форма беседы позволяет учителю проверить уровень готовности учащихся к уроку и домашнее задание.
В качестве особого приема в ходе урока на его заключительном этапе, на этапе рефлексии, учитель проводит беседу в форме постановки диагностических вопросов, имеющих целью выяснить степень понимания учащимися излагаемого материала:
- нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где вы находитесь. Если вы все поняли, то на верхней ступеньке. Если у вас остались вопросы, то на средней ступеньке. Если вам ничего не понятно, то на нижней ступеньке.
Важным моментом в работе на уроке по данной теме является знакомство с "Кодексом РФ о труде". Для учащихся 6 класса самостоятельный анализ такого важного государственного документа – это очень сложная работа, поэтому задача учителя при помощи вопросов, содержание которых понятно учащимся, организовать аналитическую беседу, дающую возможность наиболее полного осмысливания данного учебного материала.
Кроме этого именно аналитическая беседа помогает в расширении предметных знаний, что очень важно в курсе обществознания в течение всех лет обучения.
Еще один урок, представленный в методических разработках, это урок по теме "Как человек познаёт мир", разработанный на основании учебника В.В. Барабанова, И.П. Насоновой "Обществознание" 6 класс.
Задачи данного урока заключаются в том, чтобы дать учащимся понятие о способах и средствах познания мира человеком. С этой целью учитель снова использует беседу как основную форму проведения урока. В данном случае наиболее эффективной принимается эвристическая беседа, дающая возможность подвести учащихся к осмысленному и убедительному решению поставленной учителем проблемы, к одновременному усвоению новых знаний, постигаемых их мышлением. В процессе коллективного общения учитель постепенно подводит учащихся к соответствующему выводу.
Кроме этого для более эффективного проведения урока также возможно использование различных методических приемов, в данном случае это практическое задание: попробуйте на основе своих представлений о ромашках, одуванчиках, колокольчиках и розах сформировать понятие цветок.
В качестве аналитической или повторно-обобщающей беседы учитель использует синквейн, который сначала помогает учащимся обобщить полученные знания самостоятельно, а затем прокомментировать результаты этой работы всему классу.
В данных методических разработках уроков обществознания в 6 классе, которые составлены по разным учебникам "Обществознания", удалось представить несколько видов беседы как основной формы урока. Чаще всего используются, что даже подтверждает и практика, не репродуктивные, а эвристические беседы. Именно эти беседы дают возможность учителю не только организовать наиболее эффективное изучение нового материала, но также они направлены на:
- формирование познавательной деятельности учащихся на уроке;
- формирование диалектического мышления, что очень важно для полноценного восприятия получаемых знаний;
- развитие высокой активности и сознательности учащихся.
Чаще всего предлагается для использования учителем свободная форма эвристической беседы, при которой при вопросе учителя ученики дают цепочку ответов, которые следуют друг за другом, кроме этого данная форма позволяет каждому желающему ученику высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос.
Однако при проведении урока по теме "Труд – основа жизни человека" при работе с государственным документом возможно использование только жесткой формы эвристической беседы, потому что для учителя важно, чтобы учащиеся усвоили содержание некоторых положений "Кодекса РФ о труде". Работа с этим источником не требует рассуждений, здесь должны быть только точные и полные ответы.
Кроме этого стоит отметить и то, что в данных методических разработках эвристическая беседа сопровождается использованием разнообразного дидактического материала (литературная сказка или притча, просмотр фрагмента кинофильма, деловая игра и др.). Этот методический прием помогает активизировать внимание учащихся, организует направленность беседы, помогает развитию коммуникативных навыков учащихся.
Наконец, в качестве особого приема в ходе изложения или в заключительной части урока вводится элемент беседы в форме постановки диагностических вопросов, имеющих целью выяснить степень понимания учащимися излагаемого материала. Они особенно необходимы при изложении сложных вопросов всего учебного курса.
Однако данные уроки не представляют еще один вид беседы – это контрольная беседа, задача которой – проверка степени понимания излагаемого материала, проверка знаний, проверка результатов выполнения определенной самостоятельной работы. Она используется в тех случаях, когда учитель ставит своей целью проверить общую подготовленность класса в целом и степень усвоения материала массой учащихся. В результате опроса, проведенного в форме беседы, учитель может выставить оценки. Стоит обратить внимание и на то, что в данных разработках уроков выбор бесед связан с возрастными особенностями учащихся 6 класса: у них нет практического навыка проведения контрольной беседы на уроках данного типа. Хотя в рабочей программе по обществознанию по программе Боголюбова Л.Н. указывается на то, что беседа может использоваться как один из основных методов проведения контроля.
Сложно в составлении уроков учесть, к сожалению, и познавательные возможности класса, так как это зависит от ряда условий, в том числе и от самого учителя, который при проведении урока организует беседу, контролирует ее проведение и предполагает ее возможные результаты.
Стоит обратить внимание и на то, что беседа как основная форма проведения урока включается на разных его этапах:
- актуализация знаний;
- проверка домашнего задания;
- объяснение нового материала;
- первичное закрепление изучаемой темы;
- обобщение изученного;
- подведение итогов урока;
- рефлексия.
Можно сделать следующие выводы:
- проведенный анализ учебников "Обществознания" для 6 класса учреждений общего среднего образования показал, что авторский коллектив каждого учебника по-своему подошел к решению учебных задач данного курса, что в свою очередь отразилось в их содержании;
- содержание учебного материала, а также используемый в учебниках иллюстративный и другой дидактический материал дает учителю возможность выстроить урок таким образом, что беседа будет основной формой проведения урока;
- авторы курса "Обществознание" для 6 класса обратили особое внимание на возможность обсуждения разных точек зрения, на то, чтобы дети высказывали свои суждения и выражали собственное мнение, не боясь того, что оно не будет совпадать с мнением учителя.
- учебный материал дает также возможность учителю с целью активизации познавательной деятельности включать в урок дидактический материал, подобранный самостоятельно;
- наряду с положительными моментами организации изучения учебного материала в форме беседы также можно отметить перенасыщенность теоретического материала порой сложного для восприятия учеником 6 класса, а также отсутствие богатой иллюстративности, необходимой для работы на уроке, и др.;
- предложенные разработки уроков обществознания в 6 классе по разным учебникам, которые используются в учреждении образования, построены на основании требований ФГОС нового поколения, где определено, что "обществознание" как учебный предмет, требует не только выполнения основных требований, но и поиска альтернативных подходов к их осуществлению, в том числе и использования более эффективных форм проведения уроков, которые помогут учащимся в приобретении опыта ведения диалога, спора, дискуссии, к активной творческой деятельности;
- спланированные в предложенных методических разработках уроки, где основной формой работы является беседа, выполняют требования, предъявляемые к беседе:
- вопросы, сопровождающие беседу, тщательно подобраны и разработаны даже предполагаемые ответы;
- с целью оживления беседы и придания ей непринужденности и раскованности, используются разнообразные методические приемы (чтение сказки, просмотр фрагментов фильмов);
- для развития мыслительной деятельности в ходе беседы, педагог использует разнообразный материал, способствующий формированию у учащихся знаний по основным обществоведческим понятиям и терминам, навыков самостоятельной творческой работы с книгой, иллюстрацией, таблицей и схемой.
Уроки-беседы именно та форма организации учебного процесса на уроках обществознания, которая способна в значительной степени выполнить задачи, определенные требованиями ФГОС нового поколения:
- формировать социальную ответственность, правовое самосознание, толерантность, приверженность ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- понимать основные принципы жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
- приобретать теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений;
- формировать основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
- осваивать приемы работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
- развивать социальный кругозор и формировать познавательный интерес к изучению общественных дисциплин.
Выводы
Беседа, как вид учебной деятельности, используется в обучении с давних времён. Так, например, Сократ системой специально подобранных вопросов доводил до абсурда неправильные ответы учащихся, при этом постоянно наталкивая их на правильный путь рассуждения и подводя к необходимым выводам. В средневековой школе чаще всего использовалась катехизическая беседа, при которой заучивались вопросы и готовые на них ответы.
В современном процессе обучения урок-беседа становится уже традиционной формой обучения, при которой активная роль на уроке принадлежит не только учителю, но и всем учащимся класса. Хотя многие специалисты в области образования утверждают, что урок-беседа это не только один из самых сложных видов уроков, но одновременно и самый трудоемкий урок, требующий от учителя высокого уровня профессионализма и компетенции. Ведь очень важно, чтобы беседа не перерастала в лекцию, поскольку роль ученика в этом случае сводится преимущественно к пассивному восприятию информации, а это не способствует повышению мотивации к обучению и снижает его эффективность, особенно с учетом возраста обучающихся. Для организации беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. Репродуктивная беседа предполагает сознательное усвоение и последующее воспроизведение учащимися знаний. Беседа эвристического же характера нацелена на стимулирование учебной деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций и, как правило, приводится с целью сообщения новых знаний. Именно эвристическая беседа позволяет максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельно находить решение посильных учебных задач.
На уроках обществознания в 6 классе возможно использование как репродуктивной, так и эвристической беседы. Выбор вида беседы в каждом конкретном случае зависит и от уровня развития учащихся, и от особенностей изучаемой темы. Таким образом, учитель принимает решение, каким образом организовать беседу с учащимися и какими эффективными средствами при этом воспользоваться для воплощения продуктивной беседы на уроках обществознания. Одним из этих средств, которые использует учитель для организации беседы как вида учебной деятельности, является работа с учебником (информацией, иллюстрацией, таблицей, схемой и т.д.). Это способствует развитию у ребенка мыслительной деятельности в ходе беседы, формированию у него знаний по основным обществоведческим понятиям и терминам, а также навыков самостоятельной творческой работы с книгой.
В настоящее время, беседа как вид учебной деятельности широко используется на уроках обществознания, что соответствует целям и основным задачам обучения данного предмета.
Литература
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. – СПб.: Литера, 2012. – 48 с.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273 – ФЗ от 1 октября 2015 г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт Приказ Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г.
Литература:
4. Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание. 6 класс. Учебник / В.В. Барабанов, И.П. Насонова. – М.: Издательство: "Вентана-Граф" – 2009
5. Боголюбов, Л.Н. Модернизация обществоведческого образования/ Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, О.В. Кишенкова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. – №8. – С. 29-53.
6. Данилов Д.Д. Обществознание (Как устроен мир?) 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А. Николаева, Л.Н. Корпачева, Н.С. Павлова, С.В. Паршина. – М.: Баласс. – 2013.
7. Дружкова, А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе: учебное пособие / А.В. Дружкова – М., 2010. – 267с.
8. Дьяченко В. К. Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразоват. шк.: В 2 ч. / Новокузнец. ин-т повышения квалификации. – Новокузнецк: Изд-во ИПК 1996. – 333 с.
9. Зайченко И.В. Педагогика: Учебник /И.В. Зайченко – М., Аспект-Пресс, 2012
10. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – М.: OOO "Русское слово" – 2012.
11. К учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой "Обществознание. 6 класс". ФГОС, 2015 г.
12. Лазебникова, А.Ю. Современное школьное обществознание: учебное пособие / А.Ю. Лазебникова. – М., 2010. – 237с.
13. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975
14. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – М., "Новый учебник"; 2002
15. Никитин А.Ф. Обществознание. 6 класс – М: Дрофа, 2011.
16. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / [Н.Ф. Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос.акад.наук, Рос акад. Образования, изд-во "Просвещение" – М.: Просвещение, 2012.
17. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986.
18. Певцова Е.И. Книга для учителя к курсу "Обществознание". – М., "Русское слово". 2001
19. Пидкасистый П. И. Педагогика. – М.: Высшее образование в России, 2004. – 608 с.
20. Плескацевич Н.М. Эвристическая беседа и ее роль в процессе обучения. Минск, 1969.
21. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение. Владос. – 1996. – С. 340
22. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. – М.: Педагогика, 1971. – 206 с.
23. Скаткин М.Н. Эвристическая беседа // Пед. энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1968. -Т.4. – С. 740.
24. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
25. Теоретические основы содержания обществоведческого образования: учебное пособие / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М., 2009. – 450с.
26. Уроки этики в современной школе / авт.-сост. Т.Х. Дебердеева, Е.А. Морозова; отв. ред. А.В. Гаврилин. – Владимир: ОГУ ДПО "ВИПКРО", 2010. – 194 с. – (Научно-методическая серия "Новые ценности образования").
27. Филиппов В. М. Модернизация российского образования. – М.: Просвещение, 2003. – 375 с.
28. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе – М, Просвещение, 1988
29. Шегаева А. В. Урок как основная форма организации обучения в современной школе [Текст] / А. В. Шегаева // Молодой ученый. – 2014. – №7. – С. 571-572.
30. Энциклопедический социологический словарь. Общ. ред. Осипова Г.В. М.: ИСПИ РАН,1995, с. 663-665