Работа с родителями в период адаптации ребенка к школе

Работа школы с родителями в период адаптации ребенка к школе.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие, виды и особенности школьной адаптации учащихся младших школах.

"Школьная адаптация" – приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

Немаловажным фактором является и поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Виды школьной адаптации:

а) Физиологическая адаптация.

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько периодов.

Первый период – когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом обучения, дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма, активно расходуются все его ресурсы. Этот период длится достаточно долго – 2-3 недели. Это связано со сменой жизненного режима и получение новых обязанностей.

Второй период наступает позже – это время, когда после сильной нагрузки приспособления организм начинает подстраиваться под новые условия и старается щадить свои ресурсы.

Третий период – это период относительно устойчивого приспособления, когда организм определился с нагрузкой и выбрал наиболее оптимальный вариант реагирования на нагрузку, который требует меньшего напряжения. [1]

На протяжении этих периодов школьник испытывает большую умственную, психологическую и статическую нагрузку находясь в большом и ещё мало знакомом коллективе. Зная, что возможности детского организма безграничны, мы должны понимать, что длительное напряжение и переутомление могут негативно повлиять на состояние здоровья ребенка.

В связи с этим с родителями проводятся беседы и педагог объясняет, почему их недавно ещё неугомонный ребенок так быстро устает и почему нельзя заставлять его сидеть за учебной работой длительное время. Для чего так важно соблюдать режим дня. Очень важно помнить, что трудности перестройки испытывают все дети, а так же необходимо сделать поправку на здоровье ребенка, недавно перенесенную болезнь и ещё многое другое, что может повлиять на замедление приспособления к школьной жизни.

б) Социально-психологическая адаптация.

В отличии от физиологической адаптации, социально-психологическая представляет собой активный процесс приспособления, то есть чтобы адаптироваться нужно приложить специальные усилия. Педагог должен помочь ребенку адаптироваться в новых социальных условиях. В этот трудный период адаптироваться придётся не только ребенку к новому месту, к классу, своему месту в школе, к учителю, но и самому педагогу – к новым для него воспитанникам, и наконец, родителям – к своему ребенку, который теперь стал школьником.

У каждого ребенка процесс такой адаптации проходит по-разному и занимает разное время.

Большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения. Ребенок положительно относится к школе, хорошо и легко усваивает учебный материал, решает сложные задачи, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Быстро вливается в коллектив, осваивается в классе, приобретает новых друзей, общественные поручения выполняет добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение.

Другим нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий. Ребенок так же положительно относится к школе, усваивает основное содержание учебной программы, решает типовые задания, бывает сосредоточен тогда, когда занят чем-то для него интересным. В тот же момент ребенок может играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя. У такого ребенка лишь спустя полугодие поведение становится правильным. Дружит со многими одноклассниками.

У третьих, к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьезного характера. Ребенок негативно относится к школе, часто жалуется на нездоровье, школьный материал усваивает частично, зачастую регулярно е готов к уроку. Такой ребенок негативно реагирует на замечания учителя выбросом отрицательных эмоций. Часто такой ребенок становится отверженными в коллективе класса, а это рождает реакцию протеста – он задирается на переменах, кричит, плохо ведет себя на уроке. Учителю надо не упустить момент и вовремя разобраться в причинах такого поведения, чтобы не допустить нервный срыв и нарушение психического здоровья. [1]

Очень важно, чтобы в период адаптации ребенка к школе прошел легко, взаимоотношения в семье должны быть хорошие, не должны присутствовать

конфликтные ситуации. Так же и у самого ребенка должен быть благоприятный статус среди сверстников.

Неправильное воспитание, возникновение конфликтных ситуаций в семье, конфликт между родителями и учителем первого класса – все это замедляет адаптацию ребенка к школе.

Из всего вышеперечисленного можно сделать заключение, что успешное усвоение школьного материала ребенком зависит от того, насколько хорошо ребенок и его семья подготовлены к новым условиям.

Педагогическое взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к школе

Базовым понятием многих основных дефиниций педагогики выступает педагогическое взаимодействие. Анализируя становление данной категории в науке, Е.В. Коротаева отмечает, что именно педагогическое взаимодействие является сутью и механизмом всех без исключения процессов, происходящих в образовательном пространстве [5, c. 224].

Отечественные учёные назвали следующие отличительные особенности педагогического взаимодействия: "взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых"Ю.К. Бабанский) [2, c. 29]; "совместные действия индивидов, групп, организаций, позволяющие им реализовать какую либо общую работу"(А.В. Мудрик) [7, с. 269]; "прямое или косвенное воздействие субъектов друг на друга, порождающее их взаимную связь" (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов) [9, с. 65]; "взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координация и гармонизация, случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения,деятельности,установок контакт воспитателя и воспитанников" (Г.М. и А.Ю. Коджаспировы) [3, c. 18].

Понимание сути процесса формирования личности ребёнка, где значимым фактором является социальная среда, приводит каждого педагога, занимающегося проблемами школьного образования, к осмыслению важности педагогического взаимодействия с семьёй. Так, Н.Е. Щуркова, определяя назначение педагогического взаимодействия с семьёй, указывает на необходимость образования единого воспитательного поля, единой социальной среды, в которой наивысшие ценности являлись бы основой жизни либо были признаны как основа жизни желаемой, достойной для

человека. При этом автор подчёркивает, что "объектом профессионального влияния выступает не сама семья, не родители ребёнка, а семейное воспитание <…>только в границах такой профессиональной заботы располагается педагогическое взаимодействие с родителями" [10,c. 187].

Стоит отметить, что семейное воспитание и взаимоотношения между родителями, детьми и педагогами в разные культурно исторические периоды имели свои особенности. Педагогике известны инфантационный,бросающий, лепящий, навязчивый,социализирующийющий стили воспитания. Новому веку свойствен приглашающий стиль,при котором педагог, родители и ученики становятся равноправными партнёрами.

Все научные типологии педагогических взаимодействий можно разделить на две большие группы: взаимодействия теоретического и практико ориентированного характера (по Е.В. Коротаевой). В связи с тем что предметом данной статьи является педагогическое взаимодействие с семьёй, наиболее близкой по смыслу считаем классификацию, опирающуюся на иерархию им действия в учебном процессе Х.Й. Лийметса. Автором выделены взаимодействия школы и среды, взаимодействия в конкретном коллективе, взаимодействия конкретной личности [6, c. 16]. Согласно классификации, предложенной М.И. Рожковым и Л.В. Байбородовой, педаго гическое взаимодействие с семьёй можно отнести к целенаправленному, управляемому взаимодействию "наравных", содержанием которого выступает семейное воспитание.

Адаптация ребёнка к школе – один из тех вопросов, которые, с одной стороны, находят своё отражение в психолого педагогических исследованиях, а с другой – являются весьма актуальными в практике работы образовательных учреждений и специалистов, ежедневно соприкасающихся с проблемами младшего школьного возраста. Представим содержание деятельности педагога по адаптации ребёнка к школе на основе групп профессионально педагогических задач, предложенных разработчиками

компетентностного подхода В.А. Козыревым, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной [4].

Прежде всего педагогу важно исследовать школьную адаптацию в образовательном процессе, что связывается с профессиональным вниманием к детям, изучением их адаптации, оценкой динамики адаптации в образовательном пространстве начальной школы. Педагог также должен строить образовательный процесс, т.е. определять цели, содержание, формы, методы, средства и результаты обучения и воспитания, направленные на достижение учениками школьной адаптации. Каждому педагогу необходимо устанавливать профессиональное взаимодействие с коллегами, что ориентирует учителя на работу в команде и расширение сферы профессионального влияния. Не маловажно осуществлять профессиональное самообразование по вопросам адаптации учащихся. Наконец, педагогу, занимающемуся проблемами адаптации учеников, необходимо организовать педагогическое взаимодействие с семьёй. Решение последней задачи становится возможным при условии осознания тесной взаимосвязи "школьных" и "семейных" факторов адаптации учеников, взаимного доверия и понимания общей моральной ответственности за когнитивную, поведенческую и эмоциональную успешность ребёнка. Избежать стихийности в работе педагога по адаптации детей в целом и в педагогическом взаимодействии с семьёй в частности позволит предварительное обсуждение и планирование всей деятельности на заседании методического объединения учителей начальных классов.

Педагогическое взаимодействие с семьёй может быть результативным при соблюдении следующих принципов:

1) принцип уважения к проблемам семьи (не все семьи достаточно компетентны в вопросах воспитания, но то, что родитель заявил о своей проблеме, уже достойно уважения);

2) принцип адресности (обращение конкретной семейной категории);

3) принцип практической значимости (этот принцип позволит обеспечить решение конкретных проблем каждого из родителей и повысит интерес к участию в различных формах работы);

4) принцип внесения опережающего знания (существуют типичные для большинства семей проблемы, связанные с кризисом развития ребёнка7 ми лет или функционированием семьи).

Содержание и формы профессионального взаимодействия педагога с семьёй могут быть раскрыты через информационно просветительское, творческое и организационно деятельностное направления Рассмотрим реализацию каждого из них на практике:

Информационно просветительское направление взаимодействия с семьёй предполагает, что родители первоклассников сориентированы в содержании образования в конкретном классе. Учителю также необходимо дать рекомендации по изучению учебного материала, привести характеристику домашних заданий и основных способов их выполнения. Важно сообщить родителям о требованиях к ведению тетрадей, оформлению зачётных работ и критериях оценивания.

Следующим направлением работы является совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов. Она организуется в рамках различных праздников, выставок творческих работ учащихся и др. Любые мероприятия, позволяющие увидеть образовательный процесс в школе "изнутри", проникнуться теми проблемами, которые не всегда заметны со стороны, а так же взглянуть по новому на своего ребёнка в роли ученика и на труд учителя в целом, создают сильнейший психологический эффект, формируя у родителей чувство со причастности к образовательному пространству школы. Так, практиковалось участие родителей в открытых уроках и внеклассных мероприятиях, а также в спортивной, театральной, художественной и другой общественной деятельности.

Третье направление, организационно деятельностное, осуществляется

опосредованно через обучение родителей различным способам поддержки и помощи детям в момент начала школьного обучения. Сюда относятся психолого педагогические консультации и семинары практикумы по формированию у родителей навыков помощи ребёнку в освоении образовательных программ, а также навыков эффективногосвоими детьми. В качестве действенных педагогических средств, позволяющих наладить взаимодействие в триаде педагог – ребёнок – родитель, нами было разработано и апробировано несколько вариантов методик: "Карта успеха", "Профиль умений" достижений". Данные методики рассчитаны на совместную работу всех субъектов, позволяют получить достаточно полную информацию об образовательных достижениях ученика, проследить динамику развития учебных умений и навыков, а также увидеть, когда и в чём ребёнку необходима помощь.

Безусловно, не все семьи сегодня готовы к подобному сотрудничеству. Некоторые родители ссылаются на занятость. Однако нельзя отрицать, что есть немалая группа матерей и отцов, бабушек и дедушек, которые искренне заинтересованы в образовании ребёнка, в его успехах, его продвижении, которые по уровню своей образованности компетентны в оказании ему содержательной по мощи.

В заключение отметим, что взаимодействие с семьёй должно быть выстроено с учётом современных подходов к этой проблеме. Главная тенденция состоит в обучении взрослых членов семьи самостоятельному решению жизненных задач, связанных с адаптацией детей к школе. В этом случае педагогическое взаимодействие с семьей выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности в обществе.

Помощь родителям в адаптации ребенка к школьному обучению.

Обычно от поступления ребёнка в школу родители ожидают очень многого. Например, что 1-го сентября их ребёнок, изменится и станет "настоящим первоклассником": будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учёбой, а не игрой. Но родителям важно понимать, что невозможно стать учеником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде, чем ребенок станет настоящим школьником.

Адаптация ребёнка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. В первое время ребёнок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Ребёнку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время выполнения домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Подобные требования являются реальными и абсолютно выполнимыми для ребёнка. От родителей же требуется предъявить ему разумные ограничения в том, что касается учёбы (понятно, что школа и домашние задания требуют всё-таки школьных форм поведения и более серьёзного отношения) и терпимо относиться к проявлению "дошкольничества".

Многим детям в период адаптации к школе свойственно даже некоторое усиление интереса к игре. Это естественное явление, помогающее, кроме всего прочего, снять напряжение. Роль игры в жизни ребёнка с возрастом уменьшается, но если стараться её искоренить, это не принесёт никакой пользы первокласснику. У каждого ребёнка свой темп развития, и каждый перестаёт играть в своём возрасте.

Очень важно опираться на желание первоклассника учиться. Как правило, большинство детей идёт в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно всячески поддерживать это желание. Если родители

искренне интересуются школьной жизнью ребёнка, расспрашивают его о школе, делятся с ним своим школьным опытом, это, безусловно, укрепляет учебную мотивацию ребёнка. И здесь возникает очень сложный вопрос: как относиться к школьным успехам и неудачам ребёнка, как хвалить его или ругать?

На начальном этапе адаптации к школе для ребёнка особенно необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Вот почему на первых порах для первоклассника особенно важно поощрение родителей. Но хвалить ребёнка – это не просто называть его молодцом или умницей. Поощрение должно быть конкретным: необходимо хвалить не ребёнка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности.

Конечно, школьная жизнь – это не только радостные моменты. Иногда ребёнок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ребёнку возможность выразить негативные чувства. Первокласснику необходимо родительское понимание. Если кто-нибудь из родителей внимательно выслушает его, признает, что обучение в школе действительно может быть трудным, тем самым поможет ребёнку освободиться от гнетущих мыслей и чувств.

Так, начало обучения в школе для первоклассника – это прежде всего большие нагрузки. Даже, если ребёнок посещал прогимназию или класс подготовки к школе, школьный режим для него внове. Необходимость следовать новым правилам поведения, сосредоточенно заниматься в течение урока, выполнять домашние задания – всё это создаёт значительное напряжение для нервной системы ребёнка.

Быть родителями первоклассника действительно не просто. Бывает, что не хватает терпения, выдержки, в занятиях с ребёнком. Порой забывается, как трудно осваивать совершенно новую деятельность.

Направления, формы и методы работы школы с родителями в адаптационный период первоклассника.

Чтобы дать оценку уровню адаптации ребенка, следует учесть ряд критериев, такие как: успеваемость, желание\нежелание посещать занятия, взаимоотношения с одноклассниками и.т.д.

А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:

1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины;

объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Одной из главных причин дезадаптации многие исследователи считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие психологической "школьной зрелости".

В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья.

Все это – комплекс внутренних причин. Однако существуют и внешние: несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т.п.

Чаще всего эти факторы существуют взаимосвязано, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определенным трудностям обучения.

В результате социально-психологической дезадаптации можно ожидать у ребенка проявления всего комплекса неспецифических трудностей, связанных прежде всего с нарушениями в деятельности. На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану.

Однако, очень часто причиной неспособности ребенка приспособиться к условиям школы являются неправильные действия родителей, такие как: чрезмерная опека или повышенные требования к ребенку, неосторожное наказание, создание стрессовой атмосферы дома. Все это может отрицательно сказаться на процесс адаптации ребенка к школе. Очень важно педагогу вовремя заметить присутствие того или иного "симптома" и повести необходимые мероприятия, это могут быть: родительские собрания, посвященные данной тематике или же индивидуальные занятия с родителями, направленные на психологическую помощь им и ребенку. Родители обязаны знать о психологических процессах, протекающих в развитии их ребенка на данном этапе его взросления. В 6-7 лет активно развивается творческое воображение, внимание, основные познавательные психические процессы, однако они развиты недостаточно, что вызывает недопонимание у родителей: "Почему наш ребенок неспособен запомнить все это?" или "Он совсем невнимателен!". Зачастую учащийся не осознает причин недовольства родителей, ведь он старается изо всех сил. Такая ситуация может сказаться на самооценке ребенка и отрицательно повлиять на его способность общаться со сверстниками, учителем, а следовательно – на адаптацию.

Если проблема становится настолько явной, что активно прослеживается в деятельности учащегося в виде неуспеваемости, замкнутости, отрешенности от происходящего вокруг, школа обязана подключить к работе с родителями не только классного руководителя, но и высококвалифицированного психолога, способного провести диагностику и подобрать методики, согласно которым будет проводиться терапия, направленная на поддержание в семье благоприятной атмосферы для учебной деятельности ребенка в период его адаптации и в дальнейшем.

Часто используются такие методики как:

1) Психологический тренинг

2) Игра

3) Беседа

Все это может происходить в ненапряженной обстановке, что поможет родителям более адекватно воспринять все, что им скажет специалист. В работе с родителями также должно учитываться состояние здоровья ребенка, его психологические и физиологические отклонения. Зачастую родители, не желая мириться с недостатками своего ребенка, несмотря на его отсталость отправляют его учиться в обычную школу, где он будет испытывать постоянный стресс и неудовлетворенность самим собой в результате постоянного давления со стороны сверстников, учителя и сравнения себя с одноклассниками. В таком случае необходимо постараться убедить родителей перевести ученика в специализированную школу. В противном случае преподаватель обязан использовать индивидуальный подход к ребенку.

Таким образом, можно сказать, что школьная адаптация занимает одно из ведущих мест в учебной деятельности каждого учащего и от ее успешности зависит дальнейший успех в обучении. В процессе адаптации важность имеет все: эмоциональные, социальные, физиологические, интеллектуальные особенности каждого ребенка, а также атмосфера, царящая в его семье. И только родители, сотрудничая с преподавателем способны помочь ребенку успешно пройти этот непросто этап.

Литература

1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.

2. Педагогика: учеб. пос. для студ. пед.ин тов / Ю.К. Бабанский [и др.]; под ред. Ю.К. Бабанского. – 2 е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.– М.: Изд.центр"Академия",2001. – 176 с.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. – СПб.: Изд во РГПУ им. А.И. Герцена,2004. – 392 с.

5. Коротаева, Е.В. К истории становления категории "педагогическое взаимодействие": Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / Е.В. Коротаева; отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – Вып. 5. – С. 219–233.

6. Лийметс, Х.Й. О месте категории "взаимодействие" в педагогике / Х.Й. Лийметс // Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании: сб. науч. тр. – Таллинн, 1979. – 65 с.

7. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 192 с.

8. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.

9. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб.пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов [и др.]; под ред. С.А. Смирнова. – М.: Изд. центр "Академия", 1998. – 512 с.

10. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология /