Программа формирования УУД во внеурочной деятельности по русскому языку

Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Статьи по теме
Искать по теме

Описание программы

Программа формирования познавательных универсальных учебных действий

В программу входят несколько внеклассных мероприятий, которые направлены на различение предметной и речевой действительности, осуществление кодирования с помощью символов, общий прием решения задач, выделение типа задачи, способа ее решения и на развитие понятийного мышления.

Все предложенные внеурочные мероприятия имеют духовно-нравственное и общекультурное направление.

Для реализации мероприятий специфичного оборудования и средств обучения не предусматривается, возможно, использование материально – технического оснащения образовательного процесса в соответствии с содержанием предмета русский язык.

Программа

Турнир знатоков русского языка

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки накопительные жетоны.

Учитель: 21 февраля – Международный день родного языка. В нашем классе учатся 26 ребят. Их объединяет не только класс, но и национальность. Язык – это история народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.

Ученик 1.

Щедрое народное наследство –

Я люблю красивый наш язык,

Ведь на русском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

Ученик 2.

Жизнь идет, словарь опережая.

(Сколько новых дел, событий, чувств!)

Мысль свою на русском выражая,

Я у предков многому учусь.

Ученик 3.

Навсегда вошли без перевода

Русские хорошие слова

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.

Ученик 4.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Ученик 5.

Я умею говорить по-русски,

Потому беседовать могу

С братом негром,

C докером французским,

С другом на кубинском берегу.

Ученик 6.

Наш язык – язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик.

Слушает с волнением планета

Пушкина бессмертного язык!

Учитель: Главный гость сегодня – его величество русский язык. Сегодня в классе мы проводим турнир знатоков русского языка.

- А что такое турнир?

Разминка

Учитель: Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.

Нога – …(ноги)

Рука – …(руки)

Дуга – … (дуги)

Мука – … (сущ. мука не имеет множественного числа)

Ведро – … (ведра)

Бедро – …(бедра)

Метро – …(сущ. метро не имеет множественного числа)

День – …(дни)

Пень – …(пни)

Лень – …(сущ. лень не имеет множественного числа)

Цыпленок -…(цыплята)

Козленок – …(козлята)

Бочонок – … (бочонки)

Учитель: Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Теперь вы будете работать в командах. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы. За правильный ответ вы будете получать фишки.

Конкурс "Угадай слова"

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый.

Мы содержим букву А

Трижды или дважды.

Иногда всего одну-

Только не в начале.

Но сегодня – ну и ну!

Все они сбежали.

1.Брбн, 2.стрт, 3.сткн, 4.рссд, 5.мрк, 6.прт, 7.схр, 8. крндш.

(барабан, старт, стакан, рассада, марка, парта, сахар, карандаш)

Конкурс "Пословицы и поговорки"

Учитель: Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.

Задание по очереди для каждой команды. Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их.

1 команде:

1. Не сиди сложа руки …(не будет и скуки)

2. В гостях хорошо, …(а дома лучше)

3. Один- за всех …(все- за одного)

4. Не имей сто рублей …(а имей сто друзей)

5. Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)

6. Скучен день до вечера …(коли делать нечего)

7. Терпение и труд …(все перетрут)

8. Семь раз отмерь …(один отрежь)

9. Ветер рушит горы,а слово….(дружбу)

2 команде:

1. Любишь кататься …….(люби и саночки возить)

2. Век живи ……(век учись)

3. Ты ему слово, а……(он тебе два)

4. Когда больше двух……(говорят вслух)

5. Язык мой – (враг мой)

6. Слово – серебро, а …..(молчание – золото)

7. Делу время – ……(потехе час)

8. Хочешь есть калачи – ……(не сиди на печи)

9. Поспешишь – …..(людей насмешишь)

За слово – 1 жетон.

Конкурс "Крылатые выражения"

Учитель: В народе говорят: "Хорошую речь хорошо и слушать". Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.

Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом.

Задание 1 команде:

1. Мчаться на всех парах (стремительно)

2. Орать во все горло (громко)

3. Спать мертвым сном (крепко)

4. Работать, не покладая рук (усердно)

5. Сделать на скорую руку (наспех)

6. Вылететь из головы (забыть)

7. Без году неделя (недавно)

8. Втирать очки (обманывать)

Задание 2 команде:

1. Обвести вокруг пальца (обманывать)

2.Поставить на ноги (вылечить)

3. Вешать нос (огорчаться)

4. Зарубить на носу (запомнить)

5. Рукой подать (близко)

6. В час по чайной ложке (медленно)

7. Морочить голову (обманывать)

8. Прикусить язык (замолчать)

Например: Работать, засучив рукава (хорошо)

Конкурс "Части речи"

Задание командам (на карточке) (См. Приложение)

Конкурс "Родственные слова"

- Выпишите родственные слова, выделите корень.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

(снегам Снежные Снегири снеговикам заснеженной снежном снежки снегурки)

За слово – 1 жетон.

Конкурс "Переставьте буквы"

Нужно образовать новые слова, переставляя буквы.

1. ЛОЖКА (жало) 2. ВОБЛА (обвал) 3. ПИОН (пони) 4. ЧИСЛА (силач) 5. КОНУС (сукно) 6. ТОВАР (отвар) 7. КУЛОН (уклон)

8. УКОЛ (урок) 9. МАЗОК (замок) 10. ОБРАЗ (забор)

Конкурс "Отгадай слова"

-Отгадай слово, внимательно изучив таблицу. (см. Приложение)

Конкурс "Вопрос – ответ"

1. У кого глаза велики?

2. Чем горю не поможешь?

3. Кого по осени считают?

4. Чем соловья не кормят?

5. В какие сани не следует садиться?

6. Что надо беречь смолоду?

7. Без чего не вынешь рыбку из пруда?

8. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?

Подведение итогов. Награждение команд

Ученик. Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

(А. Ахматова)

– Как хочется, чтобы эти строки стали девизом всего нашего народа! Ведь это же наш язык, наша речь, наше достояние. Ребята, любите и изучайте наш родной русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль.

3. Брейн-ринг "Ты наш друг, русский язык!"

Форма проведения: брейн-ринг – интеллектуальная игра.

Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся по русскому языку.

Оборудование: листы с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки, табло для баллов.

База: УМК "Школа 2100"

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Ведущий. Класс разделен на три команды. Каждая команда сидит за своим столом. В каждой команде выбирается капитан, название команды придумывают сами участники.

Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает 15 очков, команда, ответившая второй, получает 10 очков, третья команда – 5 очков. Очки, полученные командами, будут фиксироваться на табло (на доске). По итогам брейн-ринга выявиться победитель.

Ведущий:

Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

Сейчас попробуем играть.

2. Конкурс "Путаница".

Каждая команда получает листок со стихотворением К. Чуковского. Задание: разделить его на предложения, поставить, где надо точки:

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержаться в порядке.

Как только одна команда выполнит задание, другие команды прекращают работать, сдают листики. За каждую ошибку снимается по одному очку.

Результаты конкурса заносятся на табло.

3. Конкурс "Дополни пословицу".

В этом конкурсе участвует один игрок от каждой команды. Если игрок самостоятельно отвечает на вопрос, то зарабатывает 10 очков, если игроку помогает команда, то он получает 5 очков.

Задание выполняется устно.

1. Пословицы для первой команды:

- Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

- Век живи … (век учись).

- Нет друга – … (ищи, а нашел – береги).

2. Пословицы для второй команды:

- Друзья … (познаются в беде).

- За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).

- Поспешишь … (людей насмешишь).

3. Пословицы для третьей команды:

- Семеро … (одного не ждут).

- Красна птица пером, а … (человек умом).

- Цыплят по … (осени считают).

Результаты конкурса записываются на табло.

4. Конкурс "Отгадай слово".

Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по частям (по составу).

1 команда:

Корень мой из слова СКАЗКА,

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка в слове РАСХОД,

Окончание в слове ДОМ.

(Ответ – РАССКАЗЧИК)

2 команда:

Корень в слове ВЯЗАТЬ,

Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,

Суффикс в слове СКАЗКА,

Окончание в слове РЫБА.

(Ответ – ЗАВЯЗКА)

3 команда:

Корень в слове СНЕЖИНКА,

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,

Суффикс в слове ЛЕСНИК,

Окончание в слове СТОЛ.

(Ответ – ПОДСНЕЖНИК).

Команда, выполнившая задание первой, получает 15 очков, команда, составившая слово второй – 10 очков, третьей – 5 очков.

Конкурс капитанов.

Задание: раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Если капитан справляется сам, то получает 10 очков, если помогает команда – 5 очков.

Задание проводится устно по очереди с каждым.

1. Для капитана первой команды:

А) рукой подать; Б) во весь дух;В) морочить голову; Г) путаться под ногами;

2. Для капитана второй команды:

А) прикусить язык; Б) водить за нос; В) прибрать к рукам; Г) ни в зуб ногой;

3. Для капитана третьей команды:

А) пропустить мимо ушей; Б) как снег на голову; В) падать с ног; Г) скалить зубы;

Результаты конкурса капитанов записываются на табло.

6. Конкурс "Волшебный круг".

Каждая команда получает листок, на котором изображен круг с буквами. Задание: за 3 минуты составить слова из данных букв. За каждое составленное слово команда получает 5 очков. Слова записываются на отдельном листке, потом зачитываются.

7. Конкурс "ОСЫ".

Для каждой команды предлагается задание: расшифровать слово и записать его. Команда, выполнившая задание первой, зарабатывает 15 очков, второй – 10 очков, третьей – 5 очков.

1. Для первой команды:

ОС_ _ А На этой осе в октябре позолота.

ОС_ _ А А эта растет на лугу у болота.

2. Для второй команды.

_ ОС_А С этой спит в колыбели малыш.

_О_С_ _ _ _А А эта по классу крадется, как мышь.

3. Для третьей команды:

_ОС_ _ _А_ _ Эта оса на луну улетает.

_ОС_ _ _ _ А А эта на солнышке худеет и тает.

Результаты конкурса заносятся на табло.

8. Итог игры.

Подсчитываются очки каждой команды, занесенные на табло, и объявляется победитель брейн-ринга.

3. Утренник "Веселая грамматика"

Цели: показать мотивацию изучения русского языка; актуализировать знания.

1. Инсценированная программа.

Ведущий. Начинается грамматика с написания палочек, а кончается правом открыть дверь в любую другую науку. Значит, она и есть самая главная. Это наука строгая, беспорядка или путаницы она не любит. Грамматику надо учить и знать всем ребятам!

Ученик.

Существительное – школа,

Просыпается – глагол,

С прилагательным – веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное – семь,

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем!

Учитель.

И при этом не лениться,

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Ни и не – у нас частицы,

Нам их надо повторять.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

Ученик.

Грустный, сонный, невеселый

Ежи наш пришел из школы,

Сел к столу, разок зевнул

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:

"Апельсин", "Сосна", "Колечко".

Подошли они все трое

И сказали: "Что такое?

Что ты, Ежи, сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!"

"Я, – воскликнул "Апельсин", –

Никакой не "Опельсын"!

"Я, – расплакалось "Колечко", –

Никакая не "Калечка"!

"Я, – разгневалась "Сосна", –

Я до слез возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я "Сасна"!"

"Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены.

Милый мальчик! Брось лениться!

Так учиться не годится!"

Ведущий. По мотивам сказки Гераскиной "В стране невыученных уроков" мы вам покажем маленькую инсценировку "Знаки препинания".

(На сцену выходят: ученик; за ним – девочки и мальчики в костюмах книг-учебников.)

Ведущий (обращаясь к зрителям). Ученик 3 класса Витя Перестукин в один и тот же день получил пять двоек!

("Учебники" рассердились на Витю. Они окружают его со всех сторон.)

Учебники (хором). Сегодня ты неправильно решил задачу! Не повторил безударные гласные! Не знаешь родного языка!

Учебник природоведения. Витю срочно надо отправить в страну невыученных уроков.

Витя. А есть ли в этой стране трудности и опасности?

Учебник. Сколько угодно. Все путешествие состоит из трудностей.

Учебник математики. Это ясно, как дважды два – четыре.

(На сцене остался Витя один. Он стоит и смотрит вперед.)

Мальчик (обращаясь к Вите). Идем быстрей! Я покажу тебе дорогу в страну невыученных уроков.

(Футбольный мяч медленно катится, Витя идет за мальчиком и мячом. В глубине зала на высоком стуле сидит старик с белыми волосами и белой бородой. Витя с изумлением рассматривает старика со всех сторон. Мальчик с мячом удаляется.)

Витя. Как красиво вышит белый плащ черным шелком! Да он весь вышит знаками препинания! (Удивленно разводит руками.)

(Появляется девочка, изображающая запятую.) Запятая (обращаясь к старику). Надеюсь, Вы примерно накажите этого невежду, ваше Величество Глагол!

Глагол (важно). Перестань, не злись запятая!

Запятая. Как же мне не злиться, Ваше Величество! Ведь мальчишка еще ни разу не поставил меня на мое место!

(Глагол строго смотрит на Витю.)

Запятая. Давайте документы!

(Вбегают ученики, на платьях – черные кружочки-точки, крючки-запятые, точки с запятой. Двое несут огромную синюю папку в развернутом виде.)

Витя. Ведь это моя тетрадь по русскому языку.

(Запятая показала на первую страницу, на которой стоит "2", и исправлены красными чернилами ошибки.)

Запятая. А сколько клякс!.. Двойка!..

(Глагол приказывает перевернуть страницу, на которой стоит "1".)

Глагол. Переверните еще страницу!

(На третьей странице нарисована рожица с длинным носом, косыми глазами, с надписью: "Это Коля".)

(Запятая захихикала. Глагол взмахнул линейкой, послышалась веселая музыка. Выбегают ученики, изображающие точки, с кружочками на одежде. Они пляшут и поют.)

Точки. Мы ребята точные,

Мы зовемся точками.

Чтобы правильно писать,

Где нас ставить, надо знать.

(Глагол снова взмахнул линейкой, и учеников, изображающих точки, сменили ученики в костюмах, на которых прикреплены кавычки. Они берутся за руки и поют.)

Кавычки. Мы веселые сестрички,

Неразлучные кавычки.

– Если я открою фразу (спела одна),

– Я ее закрою сразу (подхватила другая).

Вопросительный знак (поет грубым голосом).

Меня и брата знает всякий,

Мы выразительные знаки.

Я самый значительный – вопросительный.

Восклицательный знак.

Я самый замечательный – восклицательный!

(Исполняется веселый танец. Все знаки препинания вместе с Витей становятся в круг.)

Восклицательный знак (громко кричит). Ура! Долой! Караул! Разбой!

Ведущий. Притащился кривоносый вопросительный знак. Задает он всем вопросы: Вопросительный знак. Кто? Кого? Откуда? Как?

Ведущий. Явились запятые, девицы завитые.

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Запятые. Мы – запятые. Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

Ведущий (показывает на мягкий знак).

Он очень вежлив, мягкий знак,

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове "мать" и в слове "дочь".

И в тихом лунном слове "ночь".

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить.

Мягкий знак. Отрежь! Отрежьте!

Исправь! Исправьте!

(Вперед выходит Витя Перестукин, протирает глаза.)

Витя. Грамматика, грамматика!

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Глагол.

Витя (разводя руками). Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Запятая. Будь внимательным и только!

Будь старательным и только!

Всё запомнишь, всё поймешь!

Витя. С грамматикой буду я крепко дружить,

Правила все непременно учить.

(Все берутся за руки, исполняют веселый танец.)

2. Конкурсная программа.

1. Когда мальчика называют женским именем?

2. Когда руки бывают тремя местоимениями?

3. Чем кончается как день, так и ночь?

4. Мы изучаем перенос. Вот как слова я перенёс:

Едва Я перенес: е-два, – так получил за это "два".

Укол я перенес: у-кол, – и получил за это "кол".

Опять я перенес: о-пять. Теперь, надеюсь, будет "пять".

А как вы перенесете эти слова?