Управление товарными запасами на розничном предприятии.
Управление товарными запасами на розничном предприятии
- Организация бюджетирования на предприятии
- Экономическое обоснование плана издержек обращения и производства на предприятиях
- Управление оборотным капиталом организации
- Управление коммерческой деятельностью в области закупок
- Прибыль, ее распределение, налогообложение и использование
- Торгово-технологические процессы и их влияние на коммерческую деятельность предприятия
- Коммерческое предприятие
Понятие товарных запасов и товарной номенклатуры
Принципы построения ассортимента.
Ассортиментный товаров является набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.
Товарная номенклатура – перечень однородных и разнородных товаров или аналогичного назначения.
Таким образом, приведенные выше понятия близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями товаров.
Отличия заключаются в назначении: ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, товарная номенклатура может иметь иное назначение – для регламентирования определенной профессиональной деятельности или иной сферы применения.
Различают следующие виды товарного ассортимента:
1) производственный ассортимент – номенклатура товаров, выпускаемых отдельным предприятием (промышленности, сельского хозяйства и др.) или отраслью в целом.
Производственный ассортимент отдельного предприятия зависит от характера отрасли (узкономенклатурная, широкономенклатурная) степени специализации производства, применяемой технологии, ориентации на определенный рынок (региональный, страновый, международный). Выпускаемые ими товары могут нуждаться в участии торговых предприятий по доведению продукции до конечного потребителя.
2) торговый ассортимент – номенклатура товаров, реализуемая предприятиями оптовой и розничной торговли [16, с. 32].
В результате маркетинговых исследований соответствующих расчетов и оценок торговое предприятие составляет документ, называемый "ассортиментным перечнем товаров".
Этот перечень, содержащий групповую и развернутую номенклатуру, является базой для ежедневной оперативной работы товароведов, должен корректироваться с учетом изменений рыночной ситуации. Предприятия оптовой и розничной торговли стремятся иметь (а иногда, и обязаны, что выступает формой государственного регулирования их деятельности) обязательный ассортимент (ассортиментный минимум).
В торговых предприятиях должен быть сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой различными промышленными предприятиями.
С этой целью происходит преобразование производственного ассортимента в торговый (под сортировка товаров). Преобразование производственного ассортимента в торговый осуществляется в основном оптовыми торговыми предприятиями, прежде всего по товарам сложного ассортимента. По некоторым непродовольственным товарам простого ассортимента процесс преобразования производственного ассортимента в торговый может осуществляться непосредственно в розничных торговых предприятиях. Таким образом, торговый ассортимент – это перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети.
Технический прогресс и рост потребностей людей вызывает к жизни все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В торговле обращается свыше одного миллиона разновидностей товаров, ассортимент которых постоянно расширяется и обновляется. По оценкам экспертов, ассортимент непродовольственных товаров через пять лет наполовину обновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще более быстро – через 7-10 лет, обновление составляет 80,0-100,0%. Торговый ассортимент, с точки зрения организации коммерческой работы с ним можно подразделить по ряду признаков на следующие виды.
В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их, подразделяют на изделия из металла, кожи, стекла и т.д.
По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду, обувь и т.п.
Важным признаком систематизации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и не скоропортящиеся.
С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов.
Товары сложного ассортимента – имеющие в границах одного вида свою внутреннюю классификацию по различным признакам (фасонам, размерам, ростам, моделям и т. д.), или, иначе говоря, в пределах одной группы насчитывают большое количество подгрупп, видов, наименований [5, с. 117].
Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в составе которых однородные по признаку единства производственного происхождения товара. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви, группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфорофаянсовой посуды.
Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги – женские, мужские и детские; мебель – для кухни, жилой комнаты и т. д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т. д.), т. е. подразделяется на разновидности.
С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент – это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров.
В зависимости от частоты спроса, предъявляемого покупателями, товары подразделяются на три группы:
1) повседневного спроса – наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары (хлеб, сахар, молоко, мыло и др.). Эти товары являются предметами первой необходимости и приобретаются наиболее часто, ежедневно либо через несколько дней;
2) периодического спроса – товары, покупка которых осуществляется периодически (одежда, обувь, ткани, посуда, деликатесы, марочные вина и коньяки и т. п.);
3) редкого спроса – предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает, пять лет (мебель, телевизоры, компьютеры, холодильные и стиральные машины, мотоциклы и т. д.).
Подбор ассортимента по указанным видам позволяет рационально организовывать торговлю, разграничить между магазинами зоны обслуживания, более правильно разместить и построить торговую сеть. Так, например, товары повседневного спроса, простого ассортимента должны быть максимально приближены к населению, находиться от него в пределах пешеходной доступности.
В финансовой деятельности большое значение имеет учет сезонных колебаний спроса, в связи, с чем выделяют "сезонные товары". Дело в том, что спрос населения на некоторые товары в течение года колеблется, резко возрастая или снижаясь в отдельные периоды. Сезонность вызывается либо условиями производства, либо особенностями потребления товара.
В западноевропейских странах, США торговые предприятия (особенно универмаги) торгуют строго в соответствии с сезоном. Пока, например, не наступил весенний сезон, в магазине практически нет ни одного предмета весеннее-летнего сезона. Но с наступлением сезона все подчинено сезонной торговле.
Товары импульсного спроса – это товары, которые зачастую приобретаются покупателем случайно, попутно, импульсивно, одновременно с другими основными товарами (например, носовые платки, футляры для мыла, мелкие хозяйственные вещи, шнурки, детские книжки). Эти товары составляют основу так называемого сопутствующего ассортимента (в обувных магазинах – чулки, кремы для обуви; в магазинах и секциях белья – галстуки, запонки; в секциях и магазинах табачных изделий – спички, трубки, портсигары).
Включение в ассортимент магазина товаров сопутствующего спроса дает возможность увеличить товарооборот магазина и повысить качество обслуживания покупателей. Среди товарного ассортимента выделяют также комплектные товары – гарнитуры мебели, лыжи, сервизы посуды и многие технически сложные товары (холодильники, стиральные машины, телевизоры и т. д.). При построении ассортимента необходимо добиваться, чтобы в продаже были предоставлены все части и детали комплектных товаров.
На построение ассортимента торговых предприятий оказывает также влияние специфика спроса на отдельные товары, определяемые национальным составом населения. Эти изделия составляют так называемые товары национального спроса. В соответствии с национальным составом населения надо включать в ассортимент товары национального спроса [5, с.120].
И, наконец, модные товары.
Мода – непродолжительное, как правило, господство определенного вкуса, в какой – либо сфере жизни или культуре, в одежде, обуви, стили жизни. Для модных товаров характерна смена форм и образов одежды, обуви, головных уборов, происходящая в течение сравнительно коротких промежутков времени. Мода оказывает сильное влияние на формирование ассортимента одежды, обуви, головных. Быть одетым по моде является важным фактором для многих людей. Особенно молодых.
Появление моды особенно сильно выразилось в 17 в. во Франции, которая длительное время считалась законодательницей моды. И в настоящее время французские и некоторые западноевропейские страны имеют всемирно-известные дома моделей (Вячеслава Зайцева, Валентина Юдашкина).
Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплекса входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса. В основу разработки комплексов может быть положен половозрастной признак (товары для женщин и т. д), особенности образа жизни и проведения досуга (товары для туриста и т. д.), а также другие признаки. Потребительские комплексы делятся на микро-комплексы.
Принципы управления товарными запасами
1. Соответствие ассортимента товаров характеру спроса предъявляемого покупателями в районе деятельности магазина. Этот принцип является основным. Поскольку спрос является категорией постоянно меняющейся как количественно, так и качественно, то ассортимент магазина должен быть гибким и изменяться в соответствии со спросом. Поэтому коммерсанты должны постоянно изучать покупательский спрос.
Результаты изучения спроса обязательно должны учитываться при формировании ассортимента. В частности товары четко сформированного спроса должны быть постоянно в продаже, поскольку их отсутствие приводит к потерям оборота и в соответствии к снижению эффективной деятельности предприятия и ухудшению конкурентных позиций. Итак, изучение спроса населения с одной стороны предшествует формированию ассортимента, с другой стороны следует за ним с целью выявления соотношения ассортимента предъявляемому спросу.
2. Принцип комплексного удовлетворения спроса. Обеспечивает максимальное удобство покупателя, экономию времени при совершении покупки. Этот принцип предполагает построение ассортимента товара с учетом комплектности их потребления.
Количество и наименование потребительских комплектов зависит от размеров торговой площади, структуры товарооборота магазина, наличие других типов РТП (рознично – торговых предприятий) в зоне его деятельности. В большей степени реализуется при формировании ассортимента непродовольственные товары. В рамках потребительских комплексов выделяют микро-комплексы постоянные и сезонные [17, с. 265].
Сезонные микро-комплексы организуются в конце праздников или в период осеннее-зимнего или весеннее-летнего сезонов за счет сохранения постоянных микро-комплексов. Также можно сформировать временные, специальные для данной местности, района микро-комплексы с учетом традиций, обычаев, народных праздников.
Этот принцип построения ассортимента используется в некоторых конкретных магазинах. Например: диетические продукты, детское питание.
3. Принцип обеспечения оптимальной широты, глубины, устойчивости, обновляемости ассортимента.
Учитывается в процессе разработки ассортиментной модели магазина и позволяет обеспечить максимальные объемы продаж с каждого квадратного метра торговой площади. Он предполагает наличие предельно широкого ассортимента товара с учетом объективно существующих ограничений: размер торговой площади, состояние торгового технического оборудования.
4. Обеспечение рентабельности работы розничной торговой точки – это непременное условие и соответственно принцип формирования ассортимента. В идеале каждый товар, включенный в ассортимент, должен быть рентабельным, также учитывается товарооборот и другие экономические показатели.
Этапы и методы формирования товарных запасов в магазине
Факторы, влияющие на формирование ассортимента.
Этапы формирования ассортимента:
1. определяется ассортиментный профиль и направление специализации магазина в соответствии с выбранной коммерческой стратегией торгово-розничного предприятия;
2. устанавливается структура ассортимента (перечень и соотношение групп, подгрупп товаров);
3. определенное количество видов разновидностей товаров в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров с увязкой к конкретной торговой площади;
4. разрабатывают конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина.
Методы формирования ассортимента:
1. метод ассортиментного перечня.
Предполагает наличие в продаже стандарта товарного предложения, заявленного в ассортиментном перечне. Этот метод ориентирован на удовлетворение твердо сформировавшегося спроса.
Для конкретных магазинов ассортиментные перечни разрешаются с учетом типа магазина, его торговой площади, места расположения, наличия конкурентов, контингента покупателей. Утвержденный торговым предприятием ассортиментный перечень согласовывается с органами местной администрации и территориальным центром Госсанэпиднадзора. Перечни разрабатываются и утверждаются на 1 год. Но при изменении на рынке могут корректироваться и пере утверждаться.
2. метод потребительского комплекса.
Этот метод более прогрессивный, поскольку ориентирован на более полное удовлетворение определенных потребностей, способствует экономии времени покупателей на совершение покупок, облегчает выбор товаров, способствует совершению импульсивных покупок. Однако, при этом не учитывается особенности спроса отдельных сегментов рынка в пределах одного комплекса.
Для учета индивидуальных предпочтений необходима дифференциация ассортимента, главным принципом которой является глубокое изучение требований конкретных групп потребителей. Поэтому комплексное изучение рыночной ситуации становится решающим условием правильного формирования ассортимента товаров, отвечающего платежеспособному спросу [13, с. 221].
Выделяют две группы факторов общие и специфические, влияющие на формирование ассортимента в магазине.
1. Общие факторы – они не зависят от конкретной работы розничного торгового предприятия.
К ним относятся покупательский спрос и производство товаров. Существующие изменения в спросе сопровождаются с изменениями в сформированном ассортименте. При формировании ассортимента учитывают наличие покупательского спроса на товары простого и сложного ассортимента. На товары простого ассортимента спрос в основном конкретный, твердо формулируемый и не допускает замены этих товаров. На товары сложного ассортимента в спросе допускается их широкая взаимозаменяемость, причем и которые являются товарами периодического спроса. При формировании ассортимента учитывается также и характер предъявляемого спроса.
1.1 устойчивый спрос – предъявляется на определенные товары и не допускает замены даже однородным товаром.
1.2 альтернативный спрос – формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товарами.
1.3 импульсивный спрос – возникает непосредственно в магазине под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца [17, с. 257].
2. Специфические факторы – отражают конкретную работу магазина (тип и размер, условия товароснабжения, состав населения, наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности магазина) [17, с. 258].
При построении ассортимента товаров в магазинах, торгующими непродовольственными товарами, исходят из изделий всей номенклатуры товаров на комплексы, микро-комплексы и наименования, а в магазинах, торгующих продовольственными товарами, и в магазинах "Товары повседневного спроса" – на товарные группы и наименования. При этом каждое наименование может быть представлено различным количеством его разновидностей в зависимости от глубины ассортимента товаров.
В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации в январе 1998 года, ассортимент предлагаемых к продаже товаров и перечень оказываемых услуг определяются продавцом (магазином и т.п.) самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности. Однако, принимая во внимание необходимость постоянного регулирования ассортимента товаров с учетом изменений коньюктуры рынка и других факторов. В магазинах, как и на предприятиях оптовой торговли. Могут быть использованы ассортиментные перечни товаров, которые устанавливают для каждого конкретного магазина в зависимости от его типа, размера торговой площади и других факторов. Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его широту, полноту, стабильность и степень обновления товаров [6, с. 212].
Особенности формирования ассортимента на разных этапах жизненного цикла товара.
Принятие решения о включении новых товаров и снятии товаров с продажи основывается на понятии жизненного цикла товара.
Многие товары предназначены для продажи в течение ограниченного срока: меняются потребности и вкусы покупателей, меняются технологические возможности промышленности. Товары стареют как технически, так и морально, психологически.
Любой товар проходит определенные стадии, этапы, фазы развития: стадию внедрения товара на рынок, стадию роста, стадию зрелости и стадию устаревания. С этими стадиями связаны три очень важные особенности и характеристики:
1) скорость прохождения через стадии жизненного цикла разных товаров неодинакова. Одни товары очень быстро проходят весь цикл, другие медленно проходят через каждую стадию; есть и такие товары, которым так и не удается от стадии внедрения перейти к стадии роста;
2) прибыль, получаемая от продажи единицы товара, неуклонно увеличивается на протяжении стадии роста, а примерно на стадии зрелости она начинает уменьшаться в результате давления, оказываемого конкурентами. В конце стадии зрелости увеличение объема реализации, почти всегда, обгоняет увеличение прибыли;
3) политика и тактика розничной организации применительно к торговле определенным товаром различны и зависят от того, на какой стадии жизненного цикла этот товар включен в ассортимент.
Характеристики товара на протяжении его жизненного цикла в общем виде представлены.
На стадии внедрения товаров, торговля ими зачастую бывает убыточной, и розничная организация принимает на себя большой риск, выпуская на рынок новый товар; розничные цены на этой стадии, как правило, высокие, и товар может продаваться лишь в немногих магазинах.
На стадии внедрения обычно стремятся закупать сравнительно небольшие партии товаров, притом у хорошо известных поставщиков, которые всегда отличались добросовестностью и готовностью сотрудничать. Но при этом выбирают таких поставщиков, которые в случае успеха товара смогут поставлять его в достаточных количествах.
Стадия роста характеризуется быстрым увеличением объема реализации, возрастания прибыли; товар начинает предлагать все большее количество поставщиков. На этой стадии необходимо стремиться к следующему:
1) снабжать магазины большими партиями товара различных разновидностей (например, разных цветов);
2) искать новых поставщиков, чтобы за счет более широкого круга источников снабжения обеспечить непрерывный завоз товара в магазины;
3) организовывать быстрый завоз через короткие интервалы времени;
4) установить надежный контроль над всеми источниками снабжения (за вновь появляющимися поставщиками), чтобы была возможность систематически оценивать новые предложения и принимать лучшие из них;
5) сосредоточить в магазинах достаточные запасы нового товара, чтобы полностью исключить случаи, когда его нет в наличии [17, с. 274].
Когда товар вступает в стадию зрелости, то темп роста объема реализации замедляется. Конкуренция становится более острой, цены на товар снижаются, валовая прибыль, получаемая при его продаже, становится все меньше и меньше. В такой ситуации руководитель, ответственный за формирование ассортимента, должен предпринять следующее:
1) потребность у поставщиков снижения оптовых или закупочных цен;
2) начать отказываться от услуг слабых поставщиков, внимательно следить за льготными ценами и иными преимуществами, которые другие поставщики теперь уже стремятся предоставить при продаже этого товара;
3) стараться свести объем товарных запасов к минимально необходимому, требующему как можно меньших финансовых средств;
4) стремиться извлечь пользу из тех усовершенствований товара и его упаковки, которые осуществляют ведущие поставщики.
На последней стадии, в фазе устаревания, товар дает все меньший вклад в общую прибыль товарного отдела или магазина в целом. Промышленность начинает снимать товар с производства, поставщики перестают его предлагать. На этой стадии руководителям розничной торговли рекомендуется:
1) пересмотреть требуемые объемы товарных запасов;
2) распродать остатки запасов;
3) проанализировать все экономические показатели товара на протяжении его жизненного цикла, при ухудшении их товар вообще исключают из ассортимента [17, с. 275].
Формирование ассортимента политики торгового предприятия основывается на планировании ассортимента продукции с учетом жизненного цикла товарных единиц.
Большинство магазинов включает в ассортимент товары, находящиеся на стадии роста или зрелости. Однако, стратегия других магазинов диктует иную линию поведения; некоторые магазины предпочитают закупать и включать в свой ассортимент больше товаров, находящихся еще на стадии внедрения. Особенно это относится к модным, престижным магазинам, которые дорожат репутацией новотоваров. Есть магазины, включающие в ассортимент товары на стадии зрелости и даже устаревания.
Совершенствование ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.
Гармонизация ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации.
Управление товарными запасами в розничных торговых предприятиях
Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять спроса покупателей.
Товарные запасы – это часть товарного обеспечения. Представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из производства к потребителю.
Товарные запасы торговых предприятий классифицируется по следующим признакам:
1) по местонахождению:
а) запасы в предприятиях торговли;
б) запасы промышленности;
в) запасы в пути.
2. По срокам:
а) запасы на начало периода;
б) запасы на конец периода.
3. По единицам измерения:
а) абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении);
б) относительные (в днях товарооборота).
4. По назначению:
а) текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий);
б) сезонного назначения (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения);
в) досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период между завоза товаров);
г) целевые товарные запасы (для осуществления определенных целевых мероприятий).
Основную массу всех запасов торгового предприятия составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять.
Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза формируются, в первую очередь, по таким товарам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического расположения торговых предприятий, а также на предприятиях, размещенных в населенных пунктах, к которым из-за распутицы или по другим причинам не может быть обеспечена регулярная доставка товаров [8, с. 92].
Товарные запасы, создаваемые на предприятиях торговли, могут оцениваться суммой запасов в стоимостном выражении или размером запасов в днях товарооборота. Они находятся в постоянном движении и обновлен. Конечной стадией их движения является потребление.
Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходима четко налаженная система управления ими.
Под оптимальными товарными запасами понимают такое минимальное количество товаров, которое обеспечивало бы бесперебойное их предложение покупателям.
Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.
Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры.
Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работники магазинов следят за соответствием фактических запасов товаров установленным их необходимым размерам и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активации продажи заменяющих товаров.
Если фактические запасы в магазине превысили необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего превышения, из которых наиболе6е вероятным могут быть:
1) снижение покупательского спроса под влиянием изменения моды, роста цен, появления новых, более совершенных товаров и т. д.;
2) просчеты работников магазина при определении потребностей в товарах;
3) низкое качество поставляемых товаров;
4) несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.
Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.
Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов – одна из важнейших задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия, излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние предприятий.
Поскольку на розничных торговых предприятиях сконцентрирована основная часть товаров, то от уровня управления ими в магазине в значительной степени зависит товароснабжение население. Поэтому в каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль состояния товарных запасов, предусматривающий не только наблюдение за соответствием их установленным размерам, но и повседневный контроль над условиями хранения товаров.
Для управления товарными запасами в магазинах все более широкое распространение получает электронная техника. В первую очередь – это кассовые терминалы с системой учета товародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью такой техники можно осуществлять не только эффективный контроль над товарными запасами в магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.
Составной частью товародвижения является образование товарных запасов в розничных торговых предприятиях.
Правильно организованное управление товарными запасами играет большую роль в повышении уровня торгового обслуживания.
Управление товарными запасами предполагает планирование определенного объема и структуры запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями, а также контроль за тем, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям.
Управление товарными запасами должно осуществляться систематически.
Управление товарными запасами включает:
1. определение размера оптимального товарного запаса;
2. оперативный учет запасов и контроль над их состоянием;
3. регулирование товарных запасов.
Управление товарными запасами решает ряд коммерческих задач, связанных с формированием и поддержанием ассортимента товаров на требуемом уровне с целью удовлетворения спроса покупателей.
Необходимость коммерческой работы по управлению товарными запасами обусловлена тем, что спрос на конкретные товары динамичен, подвержен влиянию многих факторов, что затрудняет принятие правильных решений относительных закупок, поэтому просчеты в этой деятельности ведут к образованию запасов в объемах выше потребностей или ниже, что приводит к отрицательным последствиям [10, с. 78].
Управление излишками товаров предполагает снижение объема закупок этих товаров, отказ от поставок их в очередном периоде, рекламу и другие методы активизации продажи товаров вплоть до снижения цены. Дефицит товарных запасов ведет к неудовлетворению спроса покупателей, снижению объема реализации, что приводит к ухудшению экономического и финансового состояния предприятия. На размер товарных запасов и их оборачиваемость влияют различные факторы, в первую очередь это потребительские свойства товара, качество, цена.
Одной из главных задач управления товарными запасами является обеспечение ускорения оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы [27, с. 224].
Оборачиваемость товаров характеризует качество управления коммерческими процессами.
При управлении товарными запасами необходимо учитывать надежность выполнения договоров поставки, данные анализа объема и структуры продаж, как текущей, так и статистической отчетности, которые следует изучать в динамике.
При анализе товарных запасов проверяют их соответствие нормам.
Норматив товарного запаса – это оптимальный размер товарного запаса, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат. Сверхнормативные товарные запасы образуются в результате завоза товара в количестве, превышающем платежеспособный спрос, поступление товаров ненадлежащего качества, нарушение условий хранения товара, вследствие чего утрачивается их товарный вид, ухудшается качество.
Розничные торговые предприятия устанавливают норматив товарных запасов на определенный период (квартал, месяц) в сумме и днях обороте в целом и по группам товаров.
Наиболее распространенным методом нормализации товарных запасов считается технико-экономический, который заключается в расчете норм запаса товара по элементам в соотношении с процессом формирования запаса. К элементам норм товарного запаса относят время для приемки проверки и подготовки товаров к продаже, время пребывания товаров в форме товарных запасов, гарантийный запас, применяемый в условиях неравномерности поставок, изменений в обороте и покупательском спросе.
Подтоварные нормы рассчитываются по формуле (1.1).
Nзап.норм=Тпр+Nзап.р+Nзап.з+Nзап.г, (1.1)
где, Тпр – время на приемку товаров и подготовку к продаже;
Nзап.р – рабочий запас в виде выкладки товаров, который должен постоянно находится в торговом зале;
Nзап.з – запас до следующего завоза, предполагает пополнение выбывших товаров в торговом зале с целью обеспечения бесперебойной продажи на период очередного завоза;
Nзап.г – страховой гарантийный запас.
Показатели ассортимента и их характеристика
Ассортимент товаров характеризуется широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления, структурой, устойчивостью.
Широта ассортимента означает количество изделий того или иного назначения.
Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций в каждой группе товаров [26, с. 233].
Степень обновления ассортимента означает удельный вес новых изделий в общем объеме, поступившем в продажу.
Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота.
Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия товаров на торговом предприятии разработанному ассортиментному перечню [17, с. 266].
Под устойчивостью ассортимента товаров понимается бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина.
Полноту и устойчивость ассортимента определяют с помощью коэффициентов.
Коэффициент полноты ассортимента (Кп) рассчитывается как отношение фактического количества разновидностей товаров в момент проверки (Рф) к количеству разновидностей товаров, предусмотренному ассортиментным перечнем (Рн) (1.2).
Кп=Рф/Рн (1.2)
Коэффициент устойчивости (стабильности) ассортимента (Куст) рассчитывается по формуле (1.3).
Куст=Рф1+Рф2+…Рфn/Рн*n, (1.3)
где, n – количество проверок;
Рф1,Рф2,Рфn – фактическое количество разновидностей товаров в моменты отдельных проверок [17, с. 267].
Коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента рассчитывают как по всему товарному ассортименту, так и по ассортименту товаров отдельных групп или потребительских комплексов.
Числовые значения коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента находятся в пределах от 0 до 1 (чем ближе к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина, лучше он формируется). Это также свидетельствует о хорошей организации товароснабжения магазина, оптимизации товарных запасов. Кроме того, полнота и стабильность ассортимента товаров магазина являются важными составляющими культуры торговли [17, с. 268].
Расширение ассортимента.
Расширение ассортимента может быть основано:
1) на происхождении товара, когда сложившийся ассортимент дополняется новыми видами товаров, технически связанными с ним;
2) на спросе покупателей, когда в ассортимент вводят новые товары с учетом потребностей покупателей;
3) расширение ассортимента возможно путем наращивания, насыщения, диверсификации.
Наращивание (увеличение широты) ассортимента – это дополнение ассортимента новыми видами товаров. Если торговое предприятие за счет наращивания ассортимента может увеличить прибыль, то ассортимент был для него узок. Наращивание ассортимента осуществляется в случаях, когда торговое предприятие добивается завоевания большой доли рынка или стремится к завоеванию имиджа – предприятия, работающего с исчерпывающим ассортиментом. Неизбежно на этом пути возникает противоречие – отдельные товары или группы не будут обеспечивать требуемую рентабельность.
Насыщение (увеличение глубины ассортимента) – расширение товарного ассортимента за счет добавления новых изделий в рамках, существующих видов (групп). Причинами принятия решения о насыщении ассортимента могут быть:
1) желание увеличить прибыль предприятия;
2) стремление сохранить покупателей, если они высказывают претензии к проблемам в существующем ассортименте;
3) стремление завоевать на рынке положение продавца, предлагающего исчерпывающий ассортимент.
Неограниченные возможности для расширения ассортимента в настоящее время представляет электронная торговля. Ассортимент отдельных виртуальных торговых предприятий исчисляется миллионами наименований (торговля книгами, аудиокассетами, лазерными дисками).
Товарная диверсификация – это включение в ассортимент товаров, которые не имеют прямой связи с прежней сферой деятельности предприятия. Это позволяет снизить уязвимость предприятия в случае изменения ситуации на рынке, то есть используется принцип стратегической гибкости.
Диверсификация решает проблемы, связанные с формированием ассортимента. Если предприятие производит или торгует ограниченным количеством видов продукции, то оно подвергается определенному риску. Торговое предприятие стремится компенсировать сокращение реализации одного вида возможным ростом объемом продаж другого вида товаров. Различают диверсификацию в сбыте и диверсификацию в спросе. Пример диверсификации в сбыте: предприятие оптовой торговли продуктами питания, обеспечивая ранее своих клиентов на основе контрактов с доставкой продукции, открывает предприятие, организующее оптовую торговлю по методу "cash&carry" (с самостоятельной выборкой товаров со склада, оплатой наличными и доставкой самовывозом).
Примеры диверсификации в спросе:
1) горизонтальная диверсификация (диверсификация предприятий, находящихся на одной ступени воспроизводственного процесса – предприятия розничной торговли игрушками диверсифицируются деятельностью в сфере розничной торговли канцелярскими принадлежностями);
2) вертикальная диверсификация (диверсификация предприятий различными ступенями: фабрика по производству обуви – предприятие оптовой торговли обувью – обувной магазин);
3) диагональная диверсификация (диверсификация различных сфер и ступеней производства, не связанных между собой: производитель канцелярских товаров – оптовый торговец игрушками – розничный магазин по продаже текстильных изделий).
По степени близости различных ассортиментных групп, с точки зрения их конечного использования (взаимосвязанности ассортимента), оценивают гармоничность товарного ассортимента.
Управление товарными запасами в розничном торговом предприятии
Для эффективного увеличения финансового результата, необходимо увеличить ассортимент товара который пользуется наибольшим спросом и поддерживать оптимальный запас товаров на складах. Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне в салонах четко налажена система управления ими.
Администрация компании постоянно следит за состоянием товарных запасов, т.е. за соответствием фактических запасов товаров установленным для салонов необходимыми размерами. В случае, если какой-либо товар заканчивается, менеджер продаж составляет на данный товар заявку и передает ее поставщику по телефону, факсу или электронной почте, уведомив о данной заявке административный отдел.
В соответствии с заявкой поставщик отправляет салону товары, в сроки, предусмотренные договором поставки. Товары поступают в салон по счет – фактуре либо по расходной накладной.
В случае если фактические запасы товаров в салонах превышают необходимые размеры, работники магазина начинают рекламировать данный товар при консультировании покупателей, а также ограничивают поступление этих товаров в салоны. Что благоприятно сказывается на оборачиваемости товара, и соответственно влияет на финансовый результат. В некоторых случаях излишки товара возвращаются поставщику.
Оперативный учет и контроль состояния товарных запасов ведется на основании инвентаризационной описи. Инвентаризация в салонах проводится по приказу директора.
Учет товарных запасов ведется как в стоимостном, так и в натуральном выражении. На основании данных инвентаризационной описи делаются выводы о соответствии товарных запасов установленному нормативу. При выявлении несоответствия работники компании устанавливают его причины и, учитывая их, регулируют товарные запасы.
Эффективность использования средств организации, вложенных в товарные запасы, характеризуют показатели оборачиваемости. К которым относятся: время обращения и количество оборотов.
Время обращения товаров соответствует продолжительности нахождения товаров в форме запаса и определяется по формуле (2.1).
В = З / Тф (2.1)
где, З – средний товарный запас за анализируемый период;
Тф – однодневный фактический оборот торговли за анализируемый период.
Средние товарные запасы рассчитываются по формуле (2.2).
З = 0,5 З1 +... + 0,5 Зn / n-1 (2.2)
где, З – средний товарный запас за анализируемый период;
З1, З2 … Зn – величина товарных запасов на отчетные даты анализируемого периода;
n – количество отчетных дат.
Количество оборотов или скорость оборота товаров – это обратный показатель времени обращения. Он рассчитывается следующим образом (2.3).
К = Т / З (2.3)
где, К – количество оборотов товарной массы за определенный период;
Т – товарооборот за тот же период;
З – средний запас товаров за тот же период.
От того, на сколько предприятие обеспечено товарами во многом зависит успех его финансовой деятельности. Эту важнейшую задачу позволяет решить анализ товарных запасов, который необходим при проведении финансового анализа.
Повышение эффективности управления товарными запасами в розничном предприятии
Сюда входят меры по формированию ассортимента, управлению товарными запасами и профессиональной подготовки:
1. организовать на должном уровне работу по изучению спроса покупателей;
2. провести работу по сегментированию рынка;
3. совершенствовать договорную работу с поставщиками товаров и вести поиск новых;
4. систематически проводить анализ факторов, влияющих на формирование ассортимента компании;
5. учитывать современные принципы построения ассортимента и выбирать наиболее эффективный метод формирования ассортимента;
6. расширить и сделать более глубоким ассортимент тех товарных групп, которые пользуются наибольшим спросом у покупателей и имеют самую высокую оборачиваемость;
7. регулярно проводить контроль над ассортиментом – следить за его полнотой и стабильностью, рассчитывать соответствующие коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента;
8. вовремя стимулировать продажу и снижать цены на товар, который не пользуется спросом или имеет низкую оборачиваемость;
9. уделять особое внимание рекламной и информационной деятельности;
10. осуществлять оперативный учет запасов и контроль над их состоянием;
11. провести оценку эффективности от задействованных товарных запасов;
12. внедрить использование ЭВМ в управлении товарными запасами с целью оперативного учета и контроля над движением товаров и поддержания необходимого уровня товарных запасов;
13. больше уделять внимание обучающим семинарам, тренингам не только для вновь поступивших сотрудников, но и для работающих в данной организации. Это необходимо из-за появляющихся более эффективных технологий продаж, форм обслуживания покупателей.
Литература
1. ГОСТ Р 51773-01 "Розничная торговля. Классификация предприятий" // Сборник нормативных документов, регламентирующих предоставление услуг розничной торговли / Минторг России. – М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 2000. – С. 26 – 38.
2. ГОСТ Р 51304-99 "Услуги розничной торговли. Общие требования" // Сб. нормативных документов, регламентирующих предоставление услуг розничной торговли / Минторг России. – М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 2000. – С. 12 – 21.
3. Абчук, В.А. Коммерция: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 475 с.
4. Бланк, И.А. Управление торговым предприятием: Учебник. – М.: ТАНДЕМ, 1998. – 415 с.
5. Виноградова, С. Н. Организация и технология торговли: Учеб.пособие. – Минск: Высшая школа, 1998. – 224 с.
6. Дашков, Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 1999. – 121 с.
7. Кравченко, Л.И. анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – 512 с.
8. Коммерческая деятельность / Под. Ред. С.Н. Виноградовой. – Минск: Высшая школа, 2005. – 352 с.
9. Мазилкина, Е.И. Организация работы магазина. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко". – Саратов: ООО "БизнесВолга", 2008. – 224 с.
10. Маркетинг в оптовой и розничной торговле: учебное пособие / Л.И. Ерохина, Е.В. Романеева. – М.: КНОРУС, 2007. – 248с.
11. Минько, Э.В., Минько А.Э. Основы коммерции: учеб.пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2007. – 512 с.
12. Молоткова, Н.В., Соседов Г.А. Основы коммерческой деятельности: Учеб.пособие. – Тамбов.: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. – 152 с.
13. Наумов, В.Н. Маркетинг сбыта / Под научной редакцией профессора Г.Л. Багиева: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – 284 с.
14. Организация предпринимательской деятельности в розничной торговле: учеб.пособие / под общ. Ред. Е.Е. Кузьминой. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 413 с.
15. Памбухчиянц, О.В. Технология розничной торговли: Учебник для начального профессионального образования по профессии "Продавец, контролер-кассир". – М., 2000. – 134 c.
16. Панкратов, Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. – 5-е издание, перераб. и доп. – М., 2002. – 266 с.
17. Парамонова, Т.Н. Организация мерчендайзинга в розничном торговом предприятии: Учебное пособие. – М.: ОЦПКРТ, 2002. – 79 с.
18. Пигунова, О.В., Аниськова О.Г. Стратегия коммерческой деятельности предприятия розничной торговли. – М.: издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2002. – 117 с.
19. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 248 с.
20. Семин, О.А., Сайдашева В.А. Сервис в торговле. Часть I. Теоретические основы торгового сервиса: Учебное пособие. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2003. – 136 с.
21. Сухов, В.Д. Управление товарным ассортиментом на промышленном предприятии // Маркетинг. – 2005. – N 4. – С. 39 – 54.
22. Синяева, И.М. Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – 3-е изд., прераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005. – 368 с.
23. Татюшкина, Г.С. Организация коммерческой деятельности предприятия: учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 132 с.
24. Чкалова, О.В. Торговое предприятие: учеб.пособие. – М.: Эксмо, 2008. – 320 с.
25. Шуба, Г.П. Маркетинг в розничной торговле: учебное пособие. – Барнаул: Издательство Алтайского Ун-та, 2006. – 152 с.