Прибыль, ее распределение, налогообложение и использование

Прибыль, ее распределение, налогообложение и использование.

Статьи по теме
Искать по теме

Сущность и значение прибыли

Прибыль – одна из основных форм денежных накоплений, создаваемых предприятиями различных отраслей экономики. Она занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены прямо или косвенно связаны с прибылью. За счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, а от их увеличения в значительной степени зависят темпы экономического развития как России в целом, так и отдельных регионов, темпы приумножения общественного богатства и, в конечном счете, повышение уровня жизни населения.

Прибыль предприятия формируется под влиянием различных факторов, классификация которых представлена на рис. 1.1.

Прибыль, ее распределение, налогообложение и использование

Рис. 1.1. Классификация факторов, влияющих на прибыль

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, но оказывают на прибыль существенное, иногда решающее влияние.

Внутренние факторы подразделяются на основные (связанные с осуществлением торгово-технологического процесса) и вспомогательные.

Планирование прибыли

Планирование прибыли – это важнейшая часть финансового планирования на предприятиях торговли. Экономически обоснованный расчет плановой прибыли позволяет осуществить своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, стимулирующих выплат работникам, а также производить своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.

Главной целью планирования прибыли является определение такого его размера, который соответствовал бы целям развития предприятия в будущем периоде.

Планирование прибыли направлено на решение следующих основных задач:

1) стимулирование роста объема продаж и повышение эффективности использования ресурсов;

2) определение финансовых взаимоотношений с финансово-кредитной системой;

3) концентрация финансовых ресурсов на наиболее приоритетных направлениях экономического и социального развития предприятий;

4) осуществление предварительного, текущего и последующего финансового контроля за образованием, распределением и использованием прибыли

предприятия.

Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятий. Это не только облегчает планирование, но и влияет на предполагаемую величину налога на прибыль: одни виды деятельности не облагаются налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам.

Основным объектом планирования является прибыль и товаров.

Существуют различные методы планирования прибыли и товаров (продукции). Основные из них приведены на рис. 1.2.

Выбор метода планирования формирования прибыли зависит от результатов проведенного анализа и от стратегических задач, поставленных предприятиями в предстоящем периоде.

Метод экстраполяции является наиболее простым методом планирования прибыли предприятия. Он основан на результатах горизонтального анализа динамики прибыли и товаров за ряд предшествующих периодов и выявлении "линии тренда", которая распространяется и на плановый период. Однако этот метод наименее точен, так как не учитывает изменения влияющих на нее факторов внешней среды и внутреннего развития предприятия в предстоящем периоде. Учитывая это, метод экстраполяции можно использовать лишь на предварительной стадии планирования и только на относительно короткий прогнозный период (месяц, квартал).

Прибыль, ее распределение, налогообложение и использование

Рис. 1.2. Методы планирования прибыли от реализации товаров, продукции

Метод прямого счета является наиболее простым и достаточно надежным, но может быть использован только в том случае, если сформированы планы товарооборота, валового дохода, налоговых платежей и издержек. При использовании этого метода расчеты плановой суммы прибыли от реализации осуществляются по следующей формуле (1.1.):

Пп = ВД – И (1.1.)

где Пп – планируемая сумма прибыли и;

БД – планируемая сумма валового дохода;

И – планируемая сумма издержек

Позволяя получить достаточно точные результаты плановой суммы прибыли от реализации, метод прямого счета имеет ряд недостатков: во-первых, он недостаточно ориентирован на достижение целевых (нормативных) показателей уровня прибыли и; во-вторых, позволяет осуществлять только одновариантный расчет планируемых показателей.

Метод планирования суммы прибыли и товаров на основе среднего уровня рентабельности товарооборота является одним из наиболее простых и широко используемых на предприятиях торговли.

Модель расчета прибыли в этом случае имеет вид по формуле (1.2.):

Оп* Уро / Пп =100 (1.2.)


где Пп – плановая сумма прибыли от реализации товаров;

Оп – плановый объем продажи товаров;

___

Уро – средний уровень рентабельности продаж в плановом периоде, %. Метод планирования прибыли с использованием системы "взаимосвязь издержек объема реализации и прибыли" (CVP) позволяет определять прибыль и при наличии той же информации, которая используется при применении метода прямого счета. Плановые расчеты ведутся в два этапа.

На первом этапе определяется точка безубыточности товарооборота в плановом периоде по формуле (1.3.):

Ипост * 100 / Отб = Увд – Уипер (1.3.)

где Отб – объем товарооборота, обеспечивающий достижение точки безубыточности в плановом периоде;

Ипост – сумма условно-постоянных издержек в плановом периоде;

Увд – уровень валового дохода, % к товарообороту;

Уипер – уровень условно-переменных издержек в плановом периоде, % к товарообороту.

На втором этапе определяется плановая сумма прибыли от реализации, которая рассчитывается по формуле (1.4.):

(0- Отб) (Увд – Уипер) / Пп = 100 (1.4.)

где О – плановый объем товарооборота.

Этот метод используется в качестве имитационной модели многовариантных расчетов с разложением и варьированием отдельных показателей (объема товарооборота, переменных и постоянных издержек). В процессе имитационного моделирования прибыли от реализации могут быть рассмотрены все прогнозные варианты торговой деятельности предприятия – от крайне пессимистического до крайне оптимистического. Кроме того, такая модель может использоваться для оперативной корректировки плановых показателей прибыли от реализации при изменении отдельных текущих показателей торговой деятельности.

На основе целевой суммы чистой прибыли определяют целевые суммы прибыли по формуле (1.5.):

Пчц * 100 / Прц = 100 – ТНП (1.5.)

где Прц – целевая сумма прибыли и в плановом периоде;

Пчц – целевая сумма чистой прибыли в плановом периоде;

ТНП – текущий налог на прибыль, %.

Особая роль этого метода расчета заключается в том, что полученные на его основе показатели валовой прибыли от реализации рассматриваются как важнейшие целевые ориентиры развития всей хозяйственной деятельности торговых предприятий и служат базовыми элементами планирования важнейших экономических показателей этой деятельности: объема товарооборота, суммы валового дохода и др.

Метод корреляционно-регрессионного моделирования основан на параллельном исследовании нескольких динамических рядов, колебания которых взаимообусловлены. При этом возникает необходимость установления зависимости между этими колебаниями и измерения ее тесноты. При корреляционной связи изменению аргумента соответствует несколько значений функции. В зависимости от количества отобранных факторов различают парные и многофакторные модели различного вида.

Метод факторного моделирования прибыли является наиболее сложным, так как требует осуществления больших аналитических и прогнозных расчетов. С их помощью устанавливается количественное выражение взаимосвязей между прибылью и факторами, ее определяющими, и с учетом степени влияния последних строится многофакторная модель регрессии (обычно в себя включающая 3-4 наиболее весомых фактора, их прогнозное изменение в предстоящем периоде). Использование этого метода позволяет осуществить многовариантные плановые расчеты суммы прибыли и путем последовательного изменения заданных значений отдельных факторов.

Планирование формирования прибыли производится в целом по предприятию, по его структурным подразделениям, по товарам и товарным группам (при наличии информации об уровнях валового дохода и издержек по товарным группам).

Характеристики основных элементов налогообложения прибыли

Налог на прибыль организации представляет собой перенаправление изъятой части чистого дохода в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Его законодательное и нормативное регулирование осуществляют федеральные органы законодательной и исполнительной власти, однако некоторые отдельные пункты рассматриваются органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Основными нормативными документами по учету налогообложения прибыль являются Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" и НК РФ (глава 25).

Плательщиками налога на прибыль в России являются все юридические лица за исключением ряда предприятий:

- занимающиеся производством жизненно необходимой продукции.

- не имеющие своей основной целью по уставу получение прибыли.

- платящие иные налоги с доходов, по другим основаниям.

Согласно гл. 25 Налогового кодекса, плательщиками налога на прибыль признаются:

- "Российские организации;

- Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства

- Иностранные организации, не имеющие на территории России постоянного представительства, получающие доход из источников в РФ"

В соответствии с частью первой НК РФ с 1 января 1999 г. филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются плательщиками налога, а лишь являются исполнителями обязанностей этих организаций по уплате налогов и сборов.

Объектом налогообложения прибыли является непосредственно сама прибыль, представляющая собой полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Иными словами это валовая прибыль от реализации товаров, услуг или основных фондов уменьшенных на сумму расходов по данным операциям. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разница между выручки от реализации продукции, без НДС и акцизов, и включенными в себестоимость затратами на производство.

Предприятия, функционирующие на внешнеэкономическом рынке, при исчислении прибыли от реализации продукции вычитают также уплаченные пошлины.

Пунктом 1 ст. 53 НК РФ определено, что "налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения".

Налоговая база это прибыль, в денежной форме облагаемая налогом на прибыль. Она определяется каждой организацией отдельно, вследствие ведения отдельных учетов по доходам и расходам производства. Доходы и расходы, организации определяют по законам, установленным в Налоговом Кодексе (ст. 249-251 и ст. 252-270). В случае если налогоплательщик получает убыток за отчетный период, налоговая база за отчетный период обнуляется.

Подлежащие налогообложению доходы делятся на две группы: доходы от реализации и внереализационные доходы.

Доходы от реализации это выручка от реализации товаров, услуг и имущественных прав. При определении данного вида дохода исключается НДС и акцизы.

Внереализационные доходы включают в себя доходы непроизводственного характера:

- Доход от долевого участия в других организациях, от сдачи имущества организации в аренду

- Штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договора и иные санкции

- Активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения

- Выплаты, получаемые в связи с причинением организации убытков

- Средства, полученные в качестве инвестиций

- Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде определения налоговой базы

- Доходы от операции купли – продажи иностранной валюты

- Положительная разница от переоценки имущества, или по операциям с ценными бумагами

- Другие суммы

Статьей 251 Налогового Кодекса установлен определенный перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли.

- Имущество, права, услуги, полученные по предварительной оплате, от других лиц

- Имущества, права, услуги, полученные в форме залога или задатка

- Взносы в уставной капитал

- Имущество, полученное по решению органов исполнительной власти

- Имущество, услуги, права, полученные в качестве целевого финансирования

С доходов, полученных в иностранной валюте, налог взимается с пересчитанной суммы в рубли по курсу Центрального Банка, действовавшего в день определения организацией выручки от реализации продукта.

Какие-либо некоммерческие организации и бюджетные учреждения, которые имеют доход от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от их деятельности общей прибыли.

Расходы, в общем, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг, включают в себя затраты на: изготовление; хранение; доставку; содержание; эксплуатацию; освоение природных ресурсов; страхование; и прочие расходы связанные с производством и реализацией. Также подобные расходы подразделяются на материальные, расходы на оплату труда, суммы амортизации, и прочие расходы.

Внереализационные расходы состоят из следующих основных групп расходов:

- На содержание переданного по договору имущества

- На организацию выпуска и обслуживание ценных бумаг

- На оплату услуг банка

- Штрафы, санкции, пенни за нарушение договорных обязательств

- В виде отрицательной разницы

- Прочие расходы внереализационного характера

Хотя следует отметить, что на сегодняшний день для целей налогообложения прибыли регулируется более 20 видов расходов. Это говорит о том, что определенные виды расходов, произведенные налогоплательщиком, не в полной мере учитываются при исчислении налоговой базы. Они относятся в суммах превышающих установленные нормы, за счет чистой прибыли образующейся по правилам налогового учета.

Кроме того Налоговым кодексом РФ установлен перечень расходов не облагаемых налогом.

- Стоимость имущества безвозмездно переданного в виде добровольных членских взносов

- Штрафы, санкции, пенни, перечисляемые в бюджет

- Расходы по приобретению и созданию амортизируемого имущества

- Стоимость имущества переданного в рамках целевого финансирования

- Расходы на вознаграждения, кроме выплачиваемых на основании трудовых договоров

- Материальная помощь на приобретение или строительства жилья

- Надбавки к пенсиям, к отпускам, оплата проезда общественным транспортом на работу, оплата путевок, и т.д.

- И другие расходы

Цели и задачи информационного обеспечения анализа формирования и распределения прибыли

Эффективность функционирования предприятия зависит не только от размера получаемой прибыли, но и от характера ее распределения. Порядок ее распределения показан на рис. 1.2.

Источниками информации для анализа прибыли являются формы (расчеты) плана экономического развития или бизнес-плана по формированию прибыли, "Расчетный баланс доходов и расходов" (финансовый план), Бухгалтерский баланс, формы бухгалтерской отчетности № 2 "Отчет о прибылях и убытках", "Краткий отчет о финансовых результатах", данные бухгалтерского аналитического учета. Отчет о прибылях и убытках входит в состав годовой отчетности предприятия. Он включает основные показатели, формирующие конечный финансовый результат – прибыль (убыток), а также его использование по направлениям и расчеты с бюджетом и внебюджетным платежам. (Приложение Ж, И, К)

Отчет состоит из трех разделов:

1. Доходы и расходы по видам деятельности.

2. Операционные доходы и расходы.

3. Внереализационные доходы и расходы.

Дополняет форму 2 справка-расшифровка отдельных внереализационных доходов и расходов на конец отчетного периода. В ней отряжаются суммы затрат и расходов на содержание обслуживающих производств и хозяйств; штрафы, пени, неустойки по исполнению хозяйственных договоров; списанная дебиторская и кредиторская задолженность; суммовые разницы; благотворительная помощь; недостачи, потери и порчи активов; доходы, потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами и прочие доходы и расходы.

Для анализа используются Закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, Устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета об изменениях капитала, расчетов налога на прибыль, на доходы и др.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации

2. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/00, утверждено приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. №91н.

3. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утверждено приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. №26н.

4. Карпова Е.В. Ресурсы торгового предприятия. Учеб. пособие. М. Кнорус. 2010, с. 37

5. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. Учебник для вузов. М. Изд. БЕК. 2011, с. 461

6. Мазманова Б.П. Управление оплатой труда. Учеб. пособие. М. 2011, с. 374

8. Ивашкевич В. Б. Расчет прибыли от продаж продукции на основе

учета и распределения затрат по видам внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессам // Экономический анализ: теория и практика. 2010. – № 12. – С.52-54

9. Хруцкий В.Е., Корнева И.В. Современный маркетинг. Настольная книга по исследованию рынка. Учеб. пособие. М. Финансы и статистика. 2009, с. 45

10. Бланк И.А. Торговый менеджмент. Киев. Ника-Центр. 2010. С. 29-33

11. Раицкий К.А. Экономика организаций (предприятия). Учебник. М. Дашков и Ко. 2010. С. 295

12. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Учебник. Под общ. ред. А.Н. Соломатина. М. ИНФРА-М. 2012, с. 46

13. Анализ экономической ситуации в России.// Эко, 2010. № 1. С. 32.

14. Андерсон А. Р., Киселев Ю.М. Механизм управления стоимостью продукции предприятия // Эко, 2011. №10. С. 76.

15. Букина Г. Н. Финансовый, управленческий и налоговый учет в российских организациях // Эко, 2011. № 12. С. 17.

16. Ефимова О. В. Особенности анализа финансовых результатов в условиях новой информационной базы // Консультант, 2012. № 8 с. 63.

17. Ивахник Д. Е. Анализ безубыточности в маркетинговой деятельности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом, 2010. № 1. С. 10.

18. Керимов В. Э., Роженецкий О. А. Анализ соотношения "Затраты – объем – прибыль" // Менеджмент в России и за рубежом, 2011. №4. С. 120.

19. Кодацкий В.П. Анализ прибыли предприятия// Финансы, 2012. №12. С

20.Крейнина М. Н. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия // Я – бухгалтер, 2010. № 12. С.128.

21. Бусов, В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) // Оценка прибыли предприятия, 2012. – C.74

22. Яцюк Н., Халевинсая Е. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия // Аудит и финансовый анализ. – 2010. – №1. – С.80-100

23. Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии // Критерии оценки рентабельности и платежеспособности. – 2010. – С.129

24. Федосеева Н. Бухгалтерская обработка документов // Экономика и учет труда. – 2011.-№10. – С.12-19

25. Хомидов А. Анализ бухгалтерского баланса // Аудит и финансовый анализ. – 2012. – №1. – С.5-24

26. Чалдаева Л. А. Экономика предприятия // Л. А. Чалдаева. – Москва, Юайт, 2011. – С.347

27. Матвейчева Е., Вишнинская Г. Финансовые результаты деятельности предприятия // Аудит и финансовый анализ. – 2010. – №1. – С.28-32

28. Авдеев В.В. Отчет о прибылях и убытках // Всё для бухгалтера.- 2010. – № 1.- С. 25-26

29. Макарьева В.И. О рентабельности и путях ее повышения // Налоговый вестник. – 2010. – № 7. – С. 15-18

30. Шогенов Б.А., Караева Ф.Е. Анализ финансовых результатов предприятия // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 6. – С. 27-29

31. Семенова О.П. Как оценить финансовое состояние организации и угрозу банкротства // Налоговый вестник. – 2010. – № 4. – С. 16-22

32. Жиляков Д. И. Финансово-экономический анализ (предприятие, банк, страховая компания). Учебное пособие – 2012. – С. 137-142