Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Творчество для ребенка – это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. По мнению М.А. Нахаловой, С.Д. Якушевой [6], "в этой связи требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости – все, что в совокупности и составляет творческие способности".

Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, поэтому при формировании творческих способностей дошкольников очень важно осуществлять целенаправленное руководство взрослыми, которые перед ребенком ставят ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира, через самостоятельный творческий поиск. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности, но в большинстве случаев продолжают действовать вместе со взрослыми или под их контролем. Задавая вопросы, пытаются искать на них ответы, пытаются высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижения.

Детей старшего дошкольного возраста отличают бо'льшие психические и физические возможности. Их отношения с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками более сложными и содержательными. Умственные способности детей совершенствуются, формируется способность обобщать и анализировать. Деятельность старших дошкольников характеризуется большей творческой активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи, прогнозировании результата и т. д.

Педагогическая практика располагает целым комплексом инновационных методов и средств по развитию творческой активности и самостоятельности, одним из которых является детское экспериментирование. Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования" одной из основных задач образовательной области "Познание" обозначают развитие познавательно-исследовательской деятельности, тем самым, подчеркивая значимость этой деятельности для дошкольников [1].

Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает активным субъектом. Экспериментирование – ценный инструмент познания окружающего мира и шанс на опережающее развитие их способностей. Познание – творческий процесс, и задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям; создать необходимые для этого условия. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам [2].

Т.С. Баталина выделяет основные характеристики детского экспериментирования [2] (рис. 1).

Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Рис. 1. Основные характеристики детского экспериментирования

В настоящее время в дошкольном образовании широко используется понятие исследовательская деятельность. В работах, раскрывающих эту проблему, исследовательскую деятельность рассматривают как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, возникающий в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения (Н.А.Короткова, Н.А.Поддьяков). В современной педагогике накоплен опыт обучения, построенного на основе исследовательского поведения. Так, например, выделяется три уровня реализации исследовательского обучения: 1) педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку; 2) педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом этапе допускается коллективный поиск); 3) на третьем уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка ее решения осуществляются детьми самостоятельно [5].

Обобщая практический опыт педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) [2, 3, 4, 5], можно констатировать следующее: экспериментирование используется в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома. Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плаванье кораблики, ловя ветерок; запускают самолетики; пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду – в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри. Уже в этом возрасте в ДОУ с детьми мини-проекты ("Почему Снеговик не пришел к нам в гости?", "Деревья растут вместе с нами").

В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на более трудные вопросы: Как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Эти эксперименты дают возможность детям ответить на огромное количество "Почему?" и помогают им усвоить многие причинно-следственные связи.

Старшие дошкольники способны работать на любом из этих уровней. Большие возможности в этом плане имеют практически все виды занятий в дошкольном образовательном учреждении.

В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организованно в трех формах: занятие, совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов (рис. 2).

Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Рисунок 2. Последовательность этапов экспериментирования

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Именно такие условия должны быть созданы в условиях ДОУ, придерживаясь основных принципов (доступности, динамичности, зонирования, эмоциональной комфортности, активности). Важно создать для детей необходимую предметно-развивающую среду, соответствующую возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам. Уголки экспериментирования в группах должны быть оснащены разнообразными материалами. Ребенок может самостоятельно проводить опыты, наблюдать за объектами, ухаживать за животными, обсуждать результаты с другими детьми и воспитателем, отражать свои впечатления, результаты своих исследований в игровой и художественной деятельности. Наблюдение – самый популярный и самый доступный метод исследования. Изучение какого-либо явления или объекта начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (послушать, потрогать, понюхать), потому как дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.

Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, несет в себе огромный потенциал исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников. Проведение опытов и экспериментирование дают детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения гипотезы. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Преимуществ детского экспериментирования очень много: ребята на занятиях не остаются пассивными адресатами готовых сухих знаний – они учатся их отыскивать, анализировать, систематизировать, а, следовательно, развиваются их интеллектуальные и творческие способности. В стенах дошкольного учреждения педагоги воспитывают и растят личность. Детей, которых не пугает перспектива самостоятельного поиска знаний, они общительны, уверены в себе и не боятся делать ошибки. И этому в немалой степени способствует детское экспериментирование. В дальнейшем, выпускники детского сада свободно и безболезненно включаются в школьную работу.

Эксперимент – важнейший метод исследования, предполагающий проведение практических действий с целью проверки и сравнения. В процессе проведения эксперимента отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнерства: взрослый – не учитель, а равноправный соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявить собственную творческую исследовательскую активность.

Литература

1. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2010 № 16299) // Справочно-правовая система консультант Плюс

2. Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 13-18.

3. Дульзон С.С. Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников // Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Часть IV: Педагогика одаренности: Региональный опыт реализации /Под ред. И.Н.Тоболкиной, Т.Б.Черепановой. 25-26 марта 2010 г., г. Томск. – Томск: Томский ЦНТИ, 2010. – С. 79-81.

4. Куликова О.В. Развитие интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников в проектно-исследовательской деятельности // Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Часть IV: Педагогика одаренности: Региональный опыт реализации /Под ред. И.Н.Тоболкиной, Т.Б.Черепановой. 25-26 марта 2010 г., г. Томск. – Томск: Томский ЦНТИ, 2010. – С. 89-90.

5. Левашева И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 3(6). – С.1180-182.

6. Нахалова М. А., Якушева С. Д. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста // В мире научных открытий. Ч. 3. – 2010. – № 5 (11).