Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста в процессе лепки

Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста в процессе лепки.

Статьи по теме
Искать по теме

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным способам действия на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены пять направления развития ребенка" – одно из них художественно-эстетическое развитие. В новых ФГОС использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на развитие продуктивной деятельности детей.

Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность – таков новый социальный заказ государства. Поэтому, актуальной и важной задачей является художественно – эстетическое развитие личности.

В последнее время проектная деятельность занимает важное место в педагогическом процессе образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования. На смену учебной модели построения образовательного процесса пришла комплексно-тематическая и предметно-средовая организация работы с детьми дошкольного возраста. В современной педагогической практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Оно помогает включить ребенка в собственный исследовательский поиск.

Использование лепки из пластилина в процессе развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики – кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности.

Одним из видов продуктивной деятельности является лепка. [18]

Общепризнанным понятием "лепка" является процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом (глиной, пластилином, воском, тестом) посредством придания ему формы с помощью рук и вспомогательных инструментов.

Лепка является одним из самых древних видов искусства, ведь лепили люди с незапамятных времен. Еще в глубокой древности люди обратили внимание, что глина, если ее увлажнить, становится мягкой, и из нее очень удобно лепить разные предметы. Как гласит предание, идея лепить различные емкости из глины пришла к человеку в тот момент, когда обратил внимание на собственный след в сырой земле. Когда земля высохла, след остался. Таким образом, глина сначала использовалась для покрытия плетеных корзин, а потом и для изготовления самой первой посуды, которая лепилась таким образом: глину раскатывали в лепешку и загибали края. Примерно в это же время начали делать из глины статуэтки божков, которые являлись примитивными предметами культа.

В настоящее время в ДОУ используют для лепки в основном пластилин.

Пластилин был изобретен в Англии. Он обладал унылым серым цветом, но, спустя несколько лет, пластилин стал так популярен, что его начали производить на заводе и добавлять в него красящие пигменты. Главное достоинство пластилина в том, что он не так сильно пачкает руки во время работы, а также, в зависимости от температуры, может приобретать различную степень мягкости и не теряет своих пластических свойств. [11,c. 401]

Лепка из пластилина даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир. Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

- повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизируют работу обеих рук;

- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. [8, c 1-2]

Конструктивный способ лепки.

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано – уже в 2-3 года – и часто сами "открывают" его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:

- объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);

- объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);

- объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, Чебурашка).

Скульптурный способ лепки из пластилина.

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает его, вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из Космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, – сверху, по бокам, снизу.

Комбинированный способ лепки.

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и

универсальный по своим возможностям.

Модульная лепка.

Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов – модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.

Лепка на форме.

Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы – банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы. Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором стекой. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу. [8, с 11-13]

Пластилинография.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.

Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму. [19]

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. [8, с 1]

Дети 4 – 5 лет заметно отличаются по своему развитию от ребят младшей группы и физически, и умственно. Их словарный запас больше, чем у малышей, а следовательно, повышается регулирующая роль речи. Дети средней группы более внимательны во время объяснения воспитателя и в процессе занятия, но результаты работы еще мало отличаются от того, что они делали во второй младшей группе: при изображении предметов нарушаются пропорции, нет четкости в передаче формы, непрочно скрепляются части. Происходит это потому, что дети не владеют в нужной мере способами изображения, у них нет ясного представления о предметах, их форме и строении. Дети могут выслушать объяснение воспитателя, но им еще трудно сосредоточиться на длительном объяснении. [17]

Дети средней группы еще не справляются с изображением формы, искажают пропорциональные соотношения частей предметов, не умеют вполне самостоятельно пользоваться приемами лепки. Поэтому воспитатель должен пробуждать у детей устойчивый интерес к занятиям лепкой, развивать координированные движения рук, уточнять представления о форме предметов и их строении, учить передавать эти представления в лепке. Дети должны научиться чувствовать форму, ритм, симметрию, пропорции. [6]

Например, что голова у человека круглая, что на лице есть нос, рот, глаза. На голову может быть надета шапка. Туловище у куклы может быть овальной или конусообразной формы, а руки и ноги изображаются в виде цилиндров; голова маленькая по сравнению с туловищем. Более высокие требования предъявляются к детям в отношении самостоятельного использования некоторых способов лепки и выбора темы на занятиях по собственному замыслу. Повышаются требования к технике лепки: дети должны уметь лепить форму концами пальцев, плотно скреплять части путем замазывания мест скрепления, делать мелкие детали палочкой или путем прищипывания. [17]

В начале года программой предусматривается повторение пройденного материала, а именно раскатывать ком глины прямыми и круговыми движениями ладоней, расплющивать его. Это повторение дает возможность воспитателю не только закрепить пройденное, но и потребовать от детей более точного изображения форм на знакомых предметах, проследить правильно ли двигаются руки у детей при изображении шаровидной, цилиндрической форм и диска.

В младшей группе дети учились защипывать края формы, делать отверстия пальцами, когда надо было украсить предмет. Начиная со средней группы, детей нужно приучать выполнять пальцами в основном всю работу, так как красивая форма не может получиться только от механического воздействия ладонями на ком глины.

Дети учатся лепить овал из шаровидной или цилиндрической формы, передавать характерные детали формы таких предметов, как яблоко, орех, морковка, гриб, огурец, кабачок, лимон. Работая над их изображением, ребенок может вылепить основу, раскатывая ком глины между ладонями, а детали выполнить пальцами.

Например, основой для изображения морковки может быть цилиндрическая форма, полученная путем раскатывания глины между ладонями, а дальнейшее изображение характерной формы и деталей делается пальцами. На данном этапе обучения воспитатель должен помнить, что у детей четырех лет мелкие мышцы кисти руки еще недостаточно окрепли, а поэтому им трудно справиться с крупной формой. Кроме того, создание формы пальцами требует определенного хода мысли, рассуждений и зрительного контроля. Дальнейшее обучение детей связано с формированием умения изображать предметы, состоящие из нескольких частей.

Во II квартале детям предлагают лепить предметы из целого куска (овощи, фрукты), а также фигурки, состоящие из нескольких частей. Кроме того, они знакомятся с изображением человека и животного. Учатся точнее передавать форму и структуру предметов. [6]

Строение фигуры человека дети поймут быстрее, если начать с лепки снеговика. В средней группе они будут лепить его из трех частей, и это явится первоначальным усвоением основных пропорций фигуры человека: внизу большой шар, в середине поменьше, а верхний шар самый маленький. Дети могут изобразить руки и другие детали: шапку, глаза, рот, нос. Фигурка создается из отдельных плотно соединенных частей. [17]

Для того чтобы выполнить девочку в шубке, дети лепят столбик, придают ему коническую форму, затем раскатывают маленький шарик для головы и удлиненную цилиндрическую форму для рук, которую делят пополам. В результате плотного соединения частей получается фигурка в несложном исполнении. Но изображение даже таких простых предметов требует от детей знания формы, пропорций, изобразительных и технических умений.

Постепенно задачи усложняются: дети переходят к изображению животных.

При изображении птички ребята знакомятся с новым техническим приемом – оттягиванием пластилина от общей формы для получения таких деталей, как клюв, лапки, но вначале от детей еще не требуют усвоения этого приема. Изображение кошки начинается с лепки овального туловища, затем головы и хвоста; передние ноги оттягиваются от общей массы (задние можно не изображать, так как у сидящей кошки их почти не бывает видно).

Продолжая совершенствовать способы лепки, воспитатель учит детей заострять и закруглять пальцами конец столбика, защипывать края диска-лепешки для создания более полной и красивой формы. Дети, пользуясь этими способами, могут вылепить морковку, пирожки, ватрушки, печенье, блюдечко.

В III квартале дети средней группы знакомятся с новыми изобразительными и техническими умениями: учатся оттягивать от формы мелкие детали, вдавливать пальцами округлую форму, чтобы получить полую, загибать края расплющенной формы, прочно скреплять части путем замазывания мест скрепления.

Оттягивать пластилин от общей массы дети учатся при изображении цыпленка, птички и рыбы, одновременно они учатся правильной передаче формы этих предметов, сравнению частей между собой по форме и величине.

При изображении птиц они учатся плотно скреплять части, прижимая их одну к другой и замазывая пальцем места скреплений.

Нужно научить детей делить пластилин на необходимое количество частей. Например: чтобы вылепить птичку, ком глины величиной с детский кулак нужно разделить пополам. Из одной половины делается туловище, а из другой – голова и подставка.

Тематика, предлагаемая программой, помогает закрепить приобретенные навыки.

В этом квартале дети учатся лепить посуду. Для этого им показывают два способа: вдавливание пальцами округлой и цилиндрической формы для получения стакана, кружки и отгибание краев у расплющенной формы для изображения тарелки, блюда и подноса. Ручку у чашки дети могут сделать, используя свои умения защипывать и оттягивать глину от общей формы, а также новым способом – примазыванием к вылепленному сосуду глиняного валика.

Посуду, одежду у кукол, столбик, на котором сидит птичка, можно украсить высоким или углубленным рельефом. Это способствует созданию более яркого образа и положительному эмоциональному настрою детей к развитию чувства ритма, симметрии, стремлению сделать свою работу красивой и законченной. [6]

Изобразительная деятельность детей 5 лет становится разнообразнее и сложнее. Это связано с тем, что в психологическом и физиологическом отношении ребенок стал более развитым. Окрепли и руки, но мелкие движения пальцами детям производить трудно. Ребенок на шестом году жизни может анализировать форму, части предмета и запоминать их.

Дети этого возраста уже намного самостоятельнее в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие, красивые стороны предметов.

Учитывая, что ребята этого возраста стали более самостоятельны в творчестве, необходимо поощрять их инициативу, сообразительность. Известно, что на развитие изобразительной деятельности детей влияют знание формы предметов, их строение, но не меньшее значение имеет овладение техническими и изобразительными средствами лепки. [6, c 90 – 92]

Для успешного прохождения и закрепления программы в течение года воспитатель отбирает соответствующие приемы обучения. Используются приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления детей об окружающем. В группе и во время прогулок организуется рассматривание предметов и наблюдение явлений окружающей жизни, которые могут быть предложены ребятам для изображения. Воспитатель обращает внимание детей на то, как клюет корм воробей, как плавают в аквариуме рыбки, как пьет молоко или свернулся в комок колючий ежик. При рассматривании педагог направляет внимание детей лишь на основную форму, на элементарные пропорции и строение и только на те действия, которые они могут понять, а потом изобразить.

Например, при рассматривании птицы внимание детей обращается на ее овальное туловище, на круглую голову, плоский хвост, на то, что голова находится сверху туловища, ближе к краю, а хвост – с другой стороны.

Особо отмечается, что клюв очень маленький по сравнению с головой.

Положение в пространстве воспитатель связывает с тем, что делает животное: если птица клюет зерна, она наклоняет голову, а если пьет, то сначала она наклоняет голову, чтобы набрать воды в клюв, а затем запрокидывает ее, чтобы проглотить воду. Ежик свернулся в комок – он испугался. Подобные объяснения воспитателя способствуют образованию у детей связи между образом животного и положением, которое оно принимает в зависимости от производимого действия.

С целью более тщательного знакомства проводится обследование, в которое включается движение рук. Сначала взрослый сам рукой охватывает туловище, голову и словами определяет форму частей, затем обращает взгляд детей на более мелкие части, проводит по ним пальцами и предлагает повторить эти действия. В результате такого обследования у детей должно сложиться представление о предмете (животном) в целом, о форме его частей и о пропорциональных соотношениях между ними. Эти предварительные обследования должны помочь во время лепки, направить детей на осознанное изображение формы. Но ограничиться лишь предварительным рассматриванием и анализом предметов в средней группе нельзя, нужно в начале занятия опять обратиться к анализу, но уже к зрительному.

Воспитатель рукой обводит основные части предмета, подчеркивая и называя их форму, величину и относительные пропорции. На первых этапах обучения, чтобы детям был понятен способ лепки, при анализе формы частей можно прибегать к сравнениям с теми предметами, форму которых дети хорошо знают. Например, при лепке куклы можно сказать, что руки у нее как столбики, а туловище напоминает толстую морковку, значит, и лепить руки нужно так же, как столбики, а туловище – как морковку.

Умения детей 4 лет еще невелики, многое им еще не удается. Вначале не всегда хорошо получается у них овальная форма, плохо умеют дети соединять между собой части путем примазывания. В связи с этим воспитатель прибегает к объяснению с полным или частичным показом. В основном же детям показывают лишь незнакомые способы лепки или те, которые недостаточно усвоены. Например, при изображении ежа, поросенка может понадобиться показ лепки овального туловища. Воспитатель говорит: "Дети, мы сегодня будем изображать ежа. Форма его тела напоминает яичко. Посмотрите, как его нужно лепить: "Кладу кусок глины на ладонь правой руки, покрываю ладонью левой, вот так, сначала двигаю руками по кругу, вот так, проверяю, скатался ли ровный шар. Теперь делаю движение руками туда – обратно, вот так, проверяю, что получилось, – шар немного вытянулся. Пальцами правой руки немного вытягиваю одну из сторон, делаю ее тоньше, а другую сторону оставляю потолще. Вот и получилось туловище ежа".

Бывает так, что не все дети сразу усваивают показ и объяснение. В таких случаях для активизации внимания и памяти воспитатель может предложить тем, кто усвоил данный способ, показать его всем детям.

В средней группе нужно научить детей пользоваться некоторыми выразительными средствами: изображать не только основную форму предметов, но и характерные детали. С этой целью при рассмотрении предметов следует направлять внимание детей на такие особенности, как углубление у яблока, вытянутый черенок у кабачка и т. п. Чтобы повысить у ребят интерес к результату лепки, можно приготовить для морковок черенки из картона, а для яблока листочки. Однако к подобному приему рекомендуется прибегать лишь в самом начале, пока дети не накопили соответствующих умений для передачи этих особенностей способами лепки. Постепенно в процессе обучения дети сами начнут лепить черенки, а затем и листочки из глины.

Чтобы подвести ребят к созданию более яркого образа, кроме наблюдений за живыми объектами, можно организовать рассматривание с детьми игрушек, скульптуры малой формы или фигурок, выполненных воспитателем. Для рассматривания отбираются две однородные фигурки, но в различном положении. Например, дети могут лепить на тему "Птички клюют корм". Одна из птиц изображается в покое – ее туловище горизонтально к плоскости стола, а вторая в наклонном положении – она клюет – ее туловище расположено под углом. При выполнении другой темы – "Кролики грызут морковку" – один кролик лепится с поджатыми под себя лапками, и около него находится морковка, а другой сидит на задних лапах и в передних держит морковку.

Подобное преподнесение темы интересно детям и побуждает их думать о возможном разнообразии в изображении. Однако следует помнить, что детям трудно за одно занятие вылепить две фигуры, поэтому можно предложить для изображения один предмет в том положении, которое ребенка больше привлекло.

Другим не менее действенным приемом обучения может быть обыгрывание темы и результата работы. Так, всех вылепленных птиц дети размещают на одной подставке, называя ее кормушкой. Эту кормушку лучше всего вылепить заранее из глины, так, чтобы дети видели, как ее делает воспитатель (можно использовать для этой цели также доску или толстый картон). Тема "Лепка торта" связывается с приготовлением угощений для кукол: в начале занятия детям предлагают вылепить угощение для кукол, а в конце вылепленные изделия помещают на стол, вокруг которого сидят куклы. Если же дети изображали животных, то зайчат они могут разместить около картонных елок или зайчихи, которую слепил педагог, а поросят – около свиньи или корытца для корма.

Чтобы научить детей правильно передавать пропорции, нужно показать прием сравнения. Например, при изображении рук у куклы педагог берет заранее вылепленный столбик, делит его пополам и, сравнивая получившиеся части, устанавливает их длину. Учить детей сравнивать длину деталей можно и в процессе лепки корзиночки из колец. Детям предлагают вылепить дно-диск и 4 столбика одинаковой длины. Из трех столбиков делается сама корзинка, а четвертый используется для ручки. Уточнение длины частей проходит путем сравнения столбиков: дети прикладывают один из столбиков ко дну, и если он получился длиннее его окружности, то его укорачивают; каждый последующий столбик прикладывается к предыдущему, выравнивается по длине и плотно к нему прижимается.

Во время объяснения перед лепкой, а также в процессе любого занятия воспитатель задает ребятам вопросы о характере формы, деталей, пропорциях, способах лепки, стимулирующие их умственную активность.

Например, спрашивает, как можно вылепить пятачок у свинки или как изобразить и укрепить воротник на шубке у девочки.

Чтобы вызвать у детей интерес и положительное отношение к занятию, а также яркие образные представления, можно за день до лепки или в начале занятия прочитать короткие сказки, стихи и загадки. Важно, чтобы содержание этих произведений помогло раскрытию темы предстоящей лепки (формы, строения, размера). Например, перед лепкой свинки можно загадать загадку: "Хвост крючком, нос пятачком. Кто это?"

Для создания более выразительных образов можно предлагать стеку-палочку.

Детям нужно показать, как резать ею глину на части, снимать лишнюю глину, а также наносить мелкие детали, узоры на некоторые предметы. Например, чтобы изобразить глаза кролику, фигурку устанавливают на подставке, придерживают левой рукой, а правой рукой, в которой находится стека, намечают глаза.

Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. В начале занятия воспитатель обучает ребят выбору темы и для этого просит вспомнить, что они видели на прогулке, о ком им читали и т. д. После того как дети определили тему и приступили к работе, взрослый вопросами и советами направляет их внимание на выразительность создаваемых образов: особенности ушей у зайца, свиньи, кошки, мишки, их расположение, действия персонажа. "Что делает твой зайка? – спрашивает воспитатель у ребенка. – Сделай так, чтобы всем было ясно, что он сидит". Или, заметив, что положение вылепленной ребенком птички неярко выражено, говорит: "Птичка получилась хорошая, но непонятно, что она делает. Подумай, как нужно установить птичку на подставке, чтобы все сразу догадались, что она пьет воду". Подобные вопросы активизируют мыслительную деятельность во время лепки, учат детей работать над образом.

Расширяя представление детей о форме, пропорциях предмета и способах лепки, важно во время анализа результата проводить небольшие беседы по поводу того, что получилось. В основном воспитателю приходится самому говорить о качестве выполненной работы, обращая внимание на то, как получалась форма, правильно ли изображены пропорции и строение, на сколько прочно соединены части, но всегда следует активизировать детей, задавая им вопросы, которые будут их побуждать думать над тем, что у них вышло. [16]

В ходе эволюции развитие функций руки и речи у людей шло параллельно, в непосредственном взаимодействии. Это объясняется тем, что в ходе выполнения тонкой и сложной работы руками происходит увеличение импульсов, поступающих в мозг человека. Можно сказать, что кисть является не только исполнительницей воли человека, но и воспитательницей его мозга.

Так, если у ребенка движения пальцев хорошо отлажены и соответствуют возрасту, то и речевое развитие у него нормальное и наоборот, если ребенок отстает в развитии движений пальцев, то задерживается и в речевом развитии. Кроме того у детишек с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развиты память, внимание, воображение и логическое мышление.

Следовательно, лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств, эстетических и технических возможностей детей среднего дошкольного возраста.

Таким образом, развитию движений пальцев рук способствуют различные упражнения, тренирующие мелкую моторику. Таких занятий немало, и лепка из пластилина – одно из самых популярных, и, конечно, увлекательных.

Проект по теме "Умелые пальчики"

Краткая характеристика проекта

Аннотация

Данный проект "Умелые пальчики" разработан Москаленко Л.А. и реализован на базе ГБОУ СОШ гимназия 1505 структурное подразделение Черкизовская 24Б Восточного административного округа города Москвы.

В основу проекта положена программа "Истоки".

В проекте участвовало – 10 детей, регулярно посещавших детский сад, родители, воспитатель – Москаленко Л.А., научный руководитель – Васильева И. Н – преподаватель мировой художественной культуры.

Проект был реализован в рамках основных и индивидуальных занятий по лепке в ДОУ.

Тема проекта актуальна, так как проект решает важные образовательно-воспитательные, развивающие задачи, как то: развитие мелкой моторики; устойчивого интереса к лепке; развитие технических умений и навыков, аккуратного использования пластилина; знание формы предметов, их строение, пропорции и детали, умение передавать эти представления в лепке; задумывать и осуществлять свой замысел, привлекая для этого все имеющиеся в данный момент средства.

Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, так как решает задачи развития и социализации детей средней группы.

Созданный нами проект может быть использован в профессиональной практической деятельности воспитателей ДОУ, родителей, студентов –стажеров педагогических учебных заведений и всех лиц, заинтересованных в развитии и формировании нового человека, востребованного в современном обществе.

Название проекта "Умелые пальчики".

Вид проекта: информационный, творческий, групповой, долгосрочный.

Цель проекта: Развить мелкую моторику у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

- воспитывать устойчивый интерес к занятиям лепкой;

- учить лепить всей кистью руки и пальцами;

- уточнить представления о форме предметов, их строении, пропорциях и деталях, учить передавать эти представления в лепке;

- учить детей самостоятельно использовать некоторые способы лепки и выбор темы на занятиях по собственному замыслу;

- учить детей плотно скреплять части путем замазывания мест скрепления;

- учить детей приемам лепки, такими как оттягивание, примазывание, прищипывание, сглаживание.

Проблема: Действительно ли при целенаправленной и системной работе с детьми среднего дошкольного возраста по проекту "Умелые пальчики" у детей разовьется мелкая моторика рук?

Гипотеза проекта: В результате целенаправленной и системной работы с детьми среднего дошкольного возраста по проекту "Умелые пальчики" возможно, у детей разовьётся мелкая моторика рук.

Предполагаемый результат:

Развита мелкая моторика рук.

Продукт проектной деятельности:

Внешний продукт: совместная работа детей и воспитателя "Теремок".

Внутренний продукт:

- дети имеют устойчивый интерес к занятиям лепкой;

- развито умение лепить всей кистью руки и пальцами;

- развито умение самостоятельно использовать некоторые способы лепки и выбор темы на занятиях по собственному замыслу;

- умеют плотно скреплять части путем замазывания мест скрепления, делать мелкие детали стекой или путем прищипывания;

- владеют приемами лепки, такие как оттягивание, примазывание, прищипывание, сглаживание;

- имеют представления о форме предметов, их строении, пропорциях и деталях, умеют передавать эти представления в лепке.

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническое:

компьютер, пластилин разных цветов, доски для лепки, стеки, салфетки.

Учебно-методическое:

- Иванова Т.Е. Занятие по лепке в детском саду: Методическое пособие. – М.: ООО " СФЕРА", 2010. – 93 с.

- Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4-5 лет: Конспекты занятий. – М.: Мозаика синтез, 2012. – 48с.

– Лыкова И.А.. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: ООО "Карапуз дидактика", 2007. – 143 с.

- Милосердова Н.Е.Обучение дошкольников техники лепки. – М.: Центр Педагогического образования Москвы, 2008. – 63 с.

- Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. – М.: ООО "ТЦ СФЕРА", 2007. – 111 с.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Продолжительность проекта – 8 месяцев.

Сроки реализации проекта:

С 9.09.2014г. по 28.04.2015г.

Этапы:

Подготовительный: с 9 сентябрь по 7 октября

- Определение темы проекта.

- Формулировка цели и задач проекта.

- Подбор литературы и материалов для проекта.

- Подбор иллюстративного материала.

- Составление плана проекта.

- Выявление уровня развития технических умений и навыков в работе по лепке у детей среднего дошкольного возраста.

- Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

- Анкетирование родителей на тему "Лепите ли вы дома?"

- Консультация на тему "Лепка и ее влияние на мелкую моторику рук".

- Консультация для родителей "Лепим дома".

Основной: с 14октября по17 марта

Проведение серии конспектов занятий по лепке в среднем дошкольном возрасте.

Составление работ после каждого занятия для родителей.

Дидактические игры:

- на сравнение свойств и качеств предметов "Найди пару";

- способствующие пониманию конструктивных особенностей формы – "Собери фигуру по картинке", "На что это похоже".

- Пальчиковые игры.

В группе организация рассматривания предметов, которые будут предложены детям для изображения из пластилина.

Заключительный: с 24 марта по 28 апреля

- контрольная диагностика уровня развития технических умений и навыков в работе по лепке пластилином у детей среднего дошкольного возраста.

- контрольная диагностика развития мелкой моторики рук.

- презентация проекта "Умелые пальчики" для родителей в виде коллективной работы детей и воспитателя "Теремок".

Таким образом, исходя из темы и проблемы, а также интересов детей, была создана данная модель проекта "Умелые пальчики".

Психолого-педагогическая характеристика среднего дошкольного возраста.

Среднюю группу посещают 21 ребенок; 9 мальчиков и 12 девочек. В основном из полных благополучных семей. В группе 1-ой группы здоровья 18 детей, 2-ой группы – 3 ребенка.

Группу посещают дети, с хорошо развитыми физическими данными.

Речь у детей сформирована, дети свободно общаются, как со сверстниками, а так же и с взрослыми, активно ей пользуются, дети делятся рассказами из личного опыта, пересказывают небольшие рассказы и сказки.

Дети с удовольствием играют в различные игры, выбирают себе партнёра по игре. У детей появилось такое понятие друг, подружка, они выбирают себе друзей по интересу. Девочки с удовольствием играют в игровой зоне "Семья", мальчики самостоятельно выбирают вид деятельности по интересам. Уже сейчас определяется уровень развития детей. Основная масса детей с удовольствием включается в занятия и справляется с поставленной задачей, но есть и дети, у которых еще не все получается.

Дети стали много двигаться, особенно на улице, подвижные игры занимают у детей большую часть времени.

Дети очень эмоциональны, хорошо ориентируется в человеческих отношениях: способны заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. Основная часть детей стараются утешать обиженного ребенка. Аня предпочитает утешать Влада, у детей начинает формироваться симпатия к детям противоположного пола. Другие дети утешают, когда у них соответствующее настроение (Соня, Саша Е., Саша Б., Стасик), есть мальчик, который не готов к проявлению сочувствия (Никита).

У некоторых детей (Маша П., Полина, Влад, Рита) повышенная обидчивость на замечания, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Дети любят играть в сюжетно – ролевые игры, объединяясь по 5 человек. В играх появился небольшой сюжет. Но в игру объединяются на кратковременное время (5-10 мин), затем группа распадается, формируется новая группа, которая играет в другую игру. Дети проявляют интерес к дидактическим и подвижным играм. Особенность в том, что большинство детей хотят быть ведущими, на этой почве начинаются конфликты, воспитатели приучают решать конфликты мирным способом, разбиваться по считалке. Пока только Маша П., Аня, Настя и Полина могут применить считалку. Остальных детей считает воспитатель.

Дети очень любят заниматься изобразительной деятельностью, конструировать.

Совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи) они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка. Есть дети, которые имеют высокий уровень К. Г.Н.. несколько детей едят неаккуратно, постоянно что-нибудь проливают, при одевании ждут помощи взрослого.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, согласно мнению ведущих психологов, является игра. Сущностью игры является игровой процесс, в котором ребенок реализует в воображении свои желания, потребности. Но игра не является преобладающей деятельностью ребенка. Дошкольный возраст характеризуется как благоприятный для развития продуктивных видов рисования, лепки, аппликации, конструирования. В отличие от игры изобразительная деятельность должна иметь продуктивный результат. Как игра, так и изобразительная деятельность направлены на решение одной задачи – развитие личности дошкольника. Изобразительная

деятельность будет развивающей, если она имеет творческий характер. [1, c 58]

Происходит интенсивное становление личности, волевой сферы ребенка. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества.

В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка чрезвычайно возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира.

Основой познания для ребенка дошкольного возраста является чувственное познание –восприятие и наглядное мышление.

На пятом году жизни дети усваивают многие сенсорные эталоны (например, названия форм и предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), но пока еще бессистемно. [13, c 36 – 37]

В среднем дошкольном возрасте наиболее характерной для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. [13, с 38]

У детей 5 лет продолжает развиваться мышление. На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно- образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. [10, с 274]

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Продолжает развиваться произвольная память. Ребенок уже принимав

разнообразные задачи на запоминание и начинает прилагать

специальные усилия для того, чтобы запомнить. Если ребенку этого возраста дают какое-либо поручение, то он уже не мчится сразу выполнять его, как младшие дети, а сначала повторив задание, приступает к выполнению.

У детей постепенно увеличивается объем запоминаемого материала. Могут удерживать в памяти пять-шесть предметов или картинок. Именно в этот период начинают закладываться элементы опосредованного запоминания.

В среднем дошкольном возрасте возникает сюжетно-ролевая игра. Здесь происходит следующее: во-первых, предметы и предметные действия перестают интересовать ребенка; во-вторых, в центре его внимания оказываются отношения людей, связанные чаще всего с конкретными предметными действиями. Ребенок, проигрывая их, усваивает человеческие взаимоотношения. Данный вид игры требует участия нескольких детей, поэтому она является первым и основным видом совместной деятельности детей дошкольного возраста и оказывает большое влияние на развитие их взаимоотношений.

Сюжетно-ролевая игра становится преобладающей и требует участия группы дошкольников, поэтому является первым и основным видом совместной их деятельности. В процессе этой игры дети учатся взаимодействовать, усваивают нравственные нормы, что оказывает влияние на развитие их личности в целом. Особенно большое значение имеют при этом те отношения, которые возникают у детей в игре при распределении ролей, в ходе согласования дальнейших действий, их оценки, обсуждения правил поведения и т. п. Могут выбрать тему игры, создать условия для нее, выполнить соответствующие действия и правила, имеют опыт игр – драматизации. У них формируется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

В среднем дошкольном возрасте слово может более адекватно направлять деятельность ребенка и передавать ему информацию, но словесное инструктирование, передача опыта в словесной форме еще нуждаются в чувственной опоре.

Лишь к пяти годам слово начинает само по себе, в пределах определенного содержания, служить источником информации и способом передачи общественного опыта. Включение слова не просто ускоряет, качественно меняет, но и облегчает процесс усвоения новых знаний, способствует овладению новой деятельностью.

Изменяется и роль собственной речи дошкольника, это проявляется в регуляции его деятельности. Из сопровождающей она превращается сначала в фиксирующую, а затем в планирующую. Речь активно включается в усвоение знаний, в развитие мышления, в сенсорное развитие, в нравственное, эстетическое воспитание ребенка, в формирование его деятельности и личности.

У ребенка формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера и мотивация деятельности. [13, с 38 – 41]

Таким образом, учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. [ 2, c 157]

Литература

1. Безруких М.М. Сенсорное развитие дошкольника на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.-224c.

2. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества: Пособие для педагогов.- М.: Просвещение, 1982.-180с.

3. Виноградова Н.А, Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: ООО "Айрис – пресс", 2008. – 208с.

4. Иванова Т.Е. Занятие по лепке в детском саду: Методическое пособие. – М.: ООО " СФЕРА", 2010. – 93 с

5. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4-5 лет: Конспекты занятий. – М.: Мозаика синтез, 2012. – 48с.

6. Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду, – М.: "Просвещение", 1977 г.

7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: ООО "Карапуз дидактика", 2007. – 143 с.

8. Лыкова И.А.Мы лепили, мы играли: Учебно – метадическое пособие. – – М: ООО "Карапуз", 2005. – С. 1 – 14

9. Милосердова Н.Е.Обучение дошкольников техники лепки. – М.: Центр Педагогического образования Москвы, 2008. – 63 с.

10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – 4-е изд., – книга 1. – М.: Владос, 2000. – С. 274 – 276

11. Нугаев Р. Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника / Р. Р. Нугаева // Молодой ученый. – 2013. – №7. – С. 401-404.

12. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – С. 11-12

13. Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Разенкова Ю. А., Орлова А. Н., Шматко Н. Д. Психолого – Педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метадическое пособие. – М.: Издательство "Просвещение", 2004. – С. 36 – 41

14. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. – М.: ООО "ТЦ СФЕРА", 2007. – 111 с.

15. "Дошкольник" Методика и практика воспитания и обучения: журнал. – М.: ООО "Школьная пресса", 2014. – 60с.