Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Статьи по теме
Искать по теме

Формирование основ безопасности жизнедеятельности в условиях ДОУ

Все категории работников ДОУ должны понимать смысл, значение и важность создания на своих местах безопасных условий в процессе труда и, главное, для охраны жизни и здоровья воспитанников. Если педагоги, специалисты имеют какие-то представления о безопасности, то обслуживающий персонал, обычно он составляет 2/3 от общего количества работников, практически не владеет этими знаниями или не придает должного внимания вопросам безопасности, если специально не обучать и не требовать. Педагогам, работникам, несущим ответственность за охрану здоровья и безопасность детей, обучающим детей к безопасному поведению, необходимы знания теоретических основ формирования безопасной жизнедеятельности.

С момента своего появления на Земле человек постоянно сталкивается с необходимостью борьбы за жизнь, с неблагоприятными условиями природы, со стихийными факторами, с непредсказуемостью даже ближайшего будущего.

Значительная зависимость человека от природных факторов и их непредсказуемость предопределили стремление человека сделать себя более защищенным, независимым от превратностей природы, для чего он создал и изобрел все новые, облегчающие его жизнь, все более благоприятные условия существования и совершенные орудия производства. Это обеспечило ему комфортные для поддержания жизнедеятельности условия (одежду, жилище, мебель и другое) и позволило получать изделия и продукты при меньших затратах мышечного туда. При этом запросы человека постоянно росли, что требовало расширения и интенсификации производства.

Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных категорий сотрудников [6;73].

Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Обязанность по организации безопасных условий труда, обучения, проверки знаний сотрудников и воспитанников лежит, в первую очередь, на руководителе образовательного учреждения.

Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями:

- Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности;

- Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников;

- Важностью целенаправленной деятельности родителей, всех сотрудников ДОУ и недостаточным практико-ориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов;

Осмысление противоречий позволило мне сформулировать проблему – поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников в ДОУ.

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность. Эта проблема актуальна для ДОУ, так как воспитанники при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой и спортивной площадках, могут принести вред своему здоровью [6;75].

Основная задача в работе ДОУ – охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению на игровых площадках и в помещениях детского сада.

Ребенок занимает позицию полноправного субъекта деятельности, в процессе планирования и реализации учебного проекта он выступает в роли активного участника, а не исполнителя указаний воспитателя. Ребенок реализует свои интересы, потребности в исследовании, общении, игре и других видах деятельности в основном на основе самостоятельности принятия решения об участии или не участии в общем, проекте[12, c.26].

Формы организации работы с детьми предполагают значительное уменьшение регламентации действий детей со стороны взрослых (воспитателей, специалистов, родителей привлеченных в качестве ассистентов или помощников). Принятие решение об участие в проекте или конкретных действиях, о партнерстве и сотрудничестве с другими детьми или взрослыми, о месте и последовательности реализации намеченного плана остается за ребенком.

Особое значение при организации работы с детьми имеет то, что дети могут сделать выбор – работать одному в подгруппе (команде), то есть в партнерстве с другими детьми или взрослыми, могут самостоятельно выбрать, кто из взрослых станет для них партнером), но может быть, в равной степени, и воспитатель, и помощник воспитателя, и логопед или другой специалист ДОУ, и родители кого- то из детей, присутствующие в группе в качестве гостей или помощников), в случае, ели это не противоречит их собственным планам.

Право самоопределения в сотрудничестве как с взрослыми, так и с детьми, дает ребенку возможность приобретения опыта установления и расширения социальных контактов с разными людьми, опыта достижения договоренностей, распределения полномочий в сложившейся подгруппе, управления действиями других людей (в случае, их согласия), опыта достижения общего результата и "презентации" общего результата.

Такой способ организации работы внутри тематического проекта позволяет достигать значительных результатов – в объеме исследованного содержания, в видах выполненных работ – посредством объединения общих усилий, в приобретении коммуникативных умений.

Организационно – педагогические условия включают:

-создание развивающей среды, организованной в виде центров активности, наполненных разноуровневыми стабильными и сменяемыми материалами, стимулирующую активность ребенка, обеспечивающую индивидуализацию образования;

- формы организации работы с детьми в виде открытых тематических проектов, обеспечивающих каждому ребенку право выбора участия, темы содержания, форм, методов работы в ходе совместной деятельности на основе диалога с взрослыми и с другими детьми;

- педагогическую поддержку, основанную на готовности педагога вести целенаправленное систематическое наблюдение за проявлениями детей, готовности принимать и стимулировать инициативу ребенка, признавать достижения ребенка, окультуривая его опыт;

Идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей навыков безопасного поведения в детском саду заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.

Проектный метод формирования у детей навыков личной безопасности способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности; воспитывает навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

Основная цель – формирование у детей старшего дошкольного возраста правил поведения в быту, умения адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.

Основной метод – проектный с использованием интеграции как один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.

В соответствии с целью определены задачи формирования основ безопасности жизнедеятельности:

– обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

– развитие познавательных и творческих способностей; творческого воображения и мышления;

– коммуникативных навыков.

После анализа программ "Радуга" Т. Дороновой и "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста" Стеркиной, с учетом опыта работы со старшими дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня были разработаны проекты: "Безопасность на игровой площадке"; "Безопасность на спортивной площадке"; "Правила поведения в помещениях детского сада"; "Безопасность во время приёма пищи и сервировки стола"[11;97].

В каждом проекте определены цели, задачи, формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков личной безопасности с учетом возрастных и психологических особенностей детей, бытовых условий, среды проживания.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа должна проводиться в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций.

Реализация проектов строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета местности; учета возрастных особенностей; интеграции; координации деятельности педагогов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.

Работа по проектам органично вписывается в педагогический процесс детского сада. В занятия познавательного цикла включались и интегрированные занятия по ОБЖ при сохранении формы занимательной, увлекательной игры. При отборе содержания интегрированных занятий педагоги ориентируются на то, что в основе любой деятельности независимо от ее предметной ориентации лежат мотивы желания, потребности, склонности, интереса, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

План сотрудничества с семьей

Направление сотрудничества

С какой целью используется

Форма общения

Информационно-аналитическое

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение опросов, анкетирование: "Мой взгляд на безопасность"; "Причины опасности";

Познавательное

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Родительское собрание: "Безопасность детей – дело взрослых". Семинары-практикумы: "Научим ребенка правилам поведения при приёме пищи"; "Меры предосторожности на игровой площадке". Заочный родительский университет: "Личная безопасность ребенка в играх с песком "; "Ребенок в туалетной комнате"; "Травматизм детей на качелях". Встречи с травматологом, отоларингологом, окулистом. Педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительное и просветительское

Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности. Информационные проспекты для родителей на стенде "Осторожно! Качели". Папки-передвижки: "Безопасность в приёмных ДОУ"; "Безопасность на спортивной площадке"; "Безопасность вашего ребенка в столовой"; "Ребенок дома". Выпуск газеты "Крепыш". Разработка памяток по организации безопасного поведения детей при организации игр с песком, со скакалками, с мячом, при использовании качелей разных видов, при катании с горки, при организации одевания на прогулку.

Досуговое

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Совместное проведение досуга, праздники, экскурсии. Выставки семейных творческих работ: "Безопасность", совместных изобретений из природного и бросового материала на темы "Ловушка для песка", "Безопасная скакалка", "В стране безопасных игрушек", "В гостях у короля безопасной детской моды гнома Липучкина". Участие в городских конкурсах творческих работ: "Сохраним своё здоровье", "Островок безопасности". Изготовление атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности [5;87]

Дети могут не только усвоить эти знания, но и стараться применить это в жизни. О природе, о здоровье мы говорим постоянно, но о том, какие опасности подстерегают ребенка дома, какие могут быть экстремальные ситуации в быту – эти вопросы зачастую выпадают из нашей практики. Мною разработан материал на эту тему, где раскрывается цели и задачи данной проблемы, принципы, условия, методы и средства ознакомление детей с основами безопасности, как сотрудничать с родителями, раскрывается воспитательно-образовательная работа с детьми, дана подборка стихов, загадок, пословиц связанные с содержанием той или иной темы, дана технологическая карта предполагаемых занятий. Материал на эту тему дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей. Особенность содержания предлагаемого материала заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости контактов между педагогами и родителями.

Принципы организации воспитательно-образовательной работы

Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы.

Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели). Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.

Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие – для среднего, третьи – для старших дошкольников. Второй путь – одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.)

Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего это касается занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также не регламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.

Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического процесса дошкольного учреждения. Вместе с тем, для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, предлагаемая программа не должна быть искусственной надстройкой, ее следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс[20, c.50].

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

Воспитательная среда. Я создала в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей.

Пространственно – предметное окружение, построенное на принципе истинной красоты. Я красиво расставила мебель в группе, создала пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре " Юные пожарные". Вместе с детьми обустроили свою групповую комнату, периодически по желанию меняли обстановку. В группе есть "места уединения", дающие возможность ребёнку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения экспериментов. В целом в группе царит обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы "Опасные предметы дома", "Профессия пожарных", "Служба "01", "02", "03", "Спичка – невеличка", "Пожары", "Опасные ситуации в жизни детей" (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры "Черный ящик", "Умники и умницы", "Добрые и плохие поступки", "Что необходимо пожарному?", "Горит – не горит", "Предметы – источники пожара", "Разложи картинки по порядку", "Собери картинку".

Детей это очень интересует, они подолгу стоят, рассматривают, думают, рассуждают. Используя обычные предметы детской мебели можно создать в группе уголок, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Готовясь к проведению тематических вечеров досуга, должен учитываться опыт детей, имеющийся материал. При этом надо включать материал, помогающий развивать не только умственное активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять разносторонние развитие детей, формировать у них такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию. Важно способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, развитию эмпатии, доброжелательного отношения к людям [16, c.81].

Духовная среда. Это отношение среди людей, основанное на любви, доверии друг к другу, интереса всех к каждому и каждого ко всем. Я старалась не создавать такие ситуации, где были отрицательные эмоции. Заплаканный ребенок не в состоянии что – либо воспринять и осознать. Я старалась показать последствия неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом. Вместо того чтобы кричать: "Вы что! Прекратите немедленно!", – лучше сказать: "Положите, ножницы на место! Драться из-за них опасно. Посмотрите, что могло бы случиться, если бы в этот момент ножницы раскрылись!" Очень важно также использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.

Средства ознакомления детей с основами безопасности

Сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу. Главное это показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя. Не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики. Поэтому важными задачами являются анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Я обращала внимание детей на "социальный портрет" окружения, в котором находится дошкольное учреждение. В такой "социальный портрет" входят: описание социальных объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека, детская поликлиника); перечень улиц; указатель знаменательных дат, которые будут отмечаться городом; перечень событий которые будут иметь место в дошкольном учреждении и в группе ("Масленица", "День рождения", озеленение участка "Трудовичок"). Я продумывала, как используя реальную жизнь, можно познакомить детей с основами безопасности. С детьми рисовали план-схему групповой комнаты, квартиры, где дети проживают. Отмечали опасные места красными кружочками. Дети вспоминали, какие социальные объекты окружают детский сад, их дом, дорога в детский сад, план микрорайона, различные лабиринты.

Предметы рукотворного мира. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребёнка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Дети могут не замечать предметы, не интересоваться ими до тех пор, пока я сама не укажу на них, не создам условия для действий с предметами. Лишь в этом случае предмет субъективно – для данного ребенка – станет средством познания мира. В группе есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей: электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, лекарства, пылесос. В группе должна быть бытовая техника: пылесос, магнитофон, часы. Если их нельзя держать постоянно, то следует приносить, периодически рассматривать, как они работают, выявлять, какой принцип заложен в механизме действия. Можно принести кофемолку и рассмотреть, как работает кофемолка, и увидев результат – мелко перемолотый кофе, подумать с помощью чего достигается результат. Конечно, взрослые должны помнить о правилах безопасности и предупреждать о них детей. Чтобы проверить, поняли ли дети принцип работы кофемолки, можно предложить им для решения такую проблему: нужна сахарная пудра, чтобы посыпать пирог. Где взять сахарную пудру, можно ли ее сделать самим? Из чего и с помощью чего? Если дети предложат использовать кофемолку, можно уточнить, как она выполнит такую задачу. Аргументы ребенка и будут свидетельством понимания им принципа работы данного бытового прибора. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов мы ведем беседы, рассуждения. Какие еще опасности спрятаны в группе до поры до времени? (гвоздь в стуле, сломанная игрушка с острыми концами) [7, c.24].

Художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Мной были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: познавательные – Е. Хоринский "Спичка-невеличка", И. Тверабукин "Андрейкино дежурство", Б. Житков "Пожар в море", Л. Толстой "Пожар", "Пожарные собаки"; С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое", "Пожар"; юмористические – С.Я. Маршак "Кошкин дом", "Колобок", "Приключения Буратино", К. Чуковский "Телефон", "Айболит", Н. Носов "Телефон". Особое место я уделяла сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг "Я познаю мир", "Азбука здоровья в картинках" К. Люцис; "Учимся вежливости"; "Уроки Айболита" Г. Зайцев.

Музыка. Объединяет эмоциональные и эстетические сферы. Музыка позволяет ребенку любого возраста окунаться в музыкальный мир, понимать его, наслаждаться, душевно реагировать. В группе имеется проигрыватель. Дети имеют возможность слушать сказки, стихи, песни, классические произведения в исполнении известных исполнителей. Дети могут работать под музыку, по желанию включать магнитофонные записи любимых песен. Музыкальная окрашенность жизни создаёт жизнерадостность.

Деятельность как условие по ознакомлению детей с основами безопасности

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира. "Попробуйте за ребенка сделать какое- нибудь мало-мальское дело – он заплачет. Он хочет сам… И кто смолоду делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее", – В.М. Шукшин [7, c.25].

Все виды деятельности можно разделить на две группы. К первой группе относятся игра и изобразительная деятельность.

Игра. Даёт ребёнку "доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности" (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использовала словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок рисование соединяет с игрой. Р.И. Жуковская ввела в дошкольную педагогику термин "игра- рисование", обозначив им такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки "Кошкин дом", видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Кирилл Б. рисует пожарных в серых тонах. Он объясняет это так, что он когда-то обжог палец и ему было очень больно. От этого у Кирилла плохое настроение и он, таким образом, отображает это в рисунке. Итак "деятельность отражения" позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Между тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее спасительным "как будто", а при решении жизненно важных и значимых вопросов – и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества.

Ко второй группе относятся виды деятельности, которые дают возможность ребенку приобщаться к миру людей в реальном плане. Это предметная деятельность, труд, наблюдения.

Предметная деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос) [10, c.11].

Труд. Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок начинает подражать взрослым, делая попытки подмести пол, постирать кукольное бельё, протереть пыль. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых. Катя П. сама может отрезать кусочек булки, намазать его маслом и сделать себе чай. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели (аккуратно и осторожно постирать кукольное белье, при этом постараться не проливать воду, так как можно поскользнуться и упасть). И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности. На собственном опыте дети могут усвоить, что лень и нерадивость закрывают двери к тому, что доступно трудолюбивому. Чтобы было интересно трудиться, труд надо одухотворить, одушевить. Например: надо нарезать бумажные салфетки к обеду – я разыграла ситуацию, что придут в группу гости и после приема пищи захотят вытереть руки салфетками, а у нас их нет и нам будет очень неприятно от этого. Так дети заинтересовались и стали принимать участие. Затем дети разыгрались и решили разложить их необычным способом в виде цветочка. Они этим очень гордились.

Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что – бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает "материал" для формирующего миропонимания, для своей "картины мира". В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Учебная деятельность. Важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию. Существует четыре особенности обучения детей:

обучение словом – это главное звено между ребенком и ознакомление с основами безопасности. В этой связи большое значение имеют речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей (беседы, чтение художественной литературы);

непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт (экспериментирование и опыты);

обучение дошкольников должно затрагивать эмоции ребёнка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний (изобразительная и конструктивная деятельность);

обучение детей организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс [12, c.26].

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать – со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д..

Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план – карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, "читать" карту. Задания типа "Составим план – карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками". Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними [30].

Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: "Почему нельзя украшать елку свечами?" Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: "Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?".

"К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома". Игровое "как будто…" раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: "Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?" Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку "Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…". Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения "Кошкин дом", при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка [30].

Сотрудничество с родителями

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это – "идеальные родители", то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это – родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в "уголках родителей", отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. Сетка занятий на неделю мало, о чем скажет родителям. Но им будет интересно узнать, чем их дети будут заниматься в течение недели. И не исключено: взрослые охотно включатся в "домашние задания", которые иногда задают детям. По каждому разделу с родителями проводились консультации, давались домашние задания. Я провела тестирование на тему "Откуда опасность", где были заданы ряд вопросов:

В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?

Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?

Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами?

Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин и т.п.)?

Сушите ли вы белье над горящими газовыми горелками?

Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем?

Что знает ваш ребенок об электричестве?

Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки-передвижки, консультации-практикумы.

Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду.

В ходе реализации разработанных проектов выявилось, что интегрированные занятия более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях. У них появляется стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать себя в разных ее видах: рисовании, театрализованной, художественно-речевой. Воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У них развиваются познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Было достигнуто главное – дети не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Проектный метод в деятельности ДОУ на практике показывает свое преимущество и эффективность [5;89].

Основы безопасной жизнедеятельности в старших дошкольных группах.

Правила пожарной безопасности.

В ходе занятий "Тили – бом, тили – бом, загорелся Кошкин дом!". " О правилах важных – пожаробезопасных ". "Спички – причина пожара", "Детские шалости с огнём и их последствия", "Осторожно, огонь" и другие. Дети познакомились с правилами пожарной безопасности, научились осторожному обращению с огнём, узнали о профессии пожарного. У них развилось понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Мне удалось объяснить, какой вред приносят игры с огнём. Мы познакомились с первичными действиями при обнаружении пожара, на практике учились правильно сообщать о пожаре по телефону. Благодаря дидактическим играм, таким как: " Анализ спичечного коробка " (занятие: "Осторожно огонь"), у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается, – спички, зажигалки, газовые плиты, печка, электроприборы, петарды.

Во время опыта с горящей бумагой, дети выяснили, чего же боится, огонь и научились тушить возгорание. На занятие " Тили – бом, тили – бом, загорелся Кошкин дом!", отработали последовательность действий в случае возникновения пожара. Проводились беседы: "Правила обращения с огнем", "Что делать, если загорелся телевизор".

В процессе работы у каждого ребенка появилось уважение к труду пожарных. Дети узнали, как уберечь себя от ожогов, например: когда проходишь мимо кухонной плиты, нужно следить за тем, чтобы не зацепиться за ручку сковородки или кастрюли. Не пытаться самостоятельно поднять кастрюлю с кипятком. Прежде чем влезть в наполненную ванну или встать под душ, проверь, не слишком ли горячая вода, так же узнали, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. Благодаря практическим играм, научились оказывать первую помощь при ожогах.

Правила дорожного движения.

На занятиях по правилам дорожного движения "Знакомство с правилами дорожного движения", "Наблюдения за движением машин и работой водителя", "Пешеход переходит улицу", "Мы пассажиры", "Сигналы регулировщика" и другие, воспитанники в игровой форме знакомятся с правилами безопасного поведения на улице; закрепляют представление: "Улица", "Тротуар", "Проезжая часть", "Перекрёсток", "Бульвар", "Пешеходная зона", "Островок безопасности"; рассматривают потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе дома, учимся мерам предосторожности.

Расширяется круг представлений детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Знакомимся со специальными автомобилями: "Скорая помощь", "Пожарная", "Милиция", их назначение и особыми правилами движения по улице.

В игровой форме формируются знания о дорожных знаках, их классификация, назначение. Знакомлю детей с работой инспектора ГИБДД, рассказываю о том, кто там работает, узнаем о труде поставого – регулировщика. Регулировщики следят за порядком на тех перекрёстках, где нет светофора. Они подают команды жезлом: кому идти, кому стоять, каждый ребёнок выступает в роли регулировщика и запоминает правила через игру: регулировщик поднимает правую руку вверх – это соответствует жёлтому сигналу светофора; регулировщик стоит лицом или спиной к движению – это соответствует красному сигналу; регулировщик повернулся боком – можно идти на зелёный сигнал светофора. Через сюжетно-ролевую игру " Автобус", расширяется круг правил поведения в общественном транспорте: входить в автобус, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить через переднюю; нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна; нужно уступать место инвалидам, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, нельзя шуметь и отвлекать водителя.

В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге и улицах города осуществляется тесная связь между всеми разделами программы воспитания и обучения детей. На занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности постоянное внимание уделяю формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Мои дошкольники с желанием обыгрывают, различные дорожные ситуации тем самым закрепляются правила дорожного движения. Много времени мы проводим в библиотеке, там мы узнали, сколько лет светофору, играли с дедушкой светофором.

Большой популярностью пользуется дидактическая игра " Перекрёсток", которую мы изготовили совместно с детьми. Благодаря ней закрепляются многие изученные правила и знаки дорожного движения.

Так же с ребятами проводились беседы " Кто есть кто на дороге ", "История светофора", " Когда и где появились дорожные знаки ", "Езда на велосипеде. Совместно с музыкальным работником мы разучили песню "Запрещается – разрешается (музыка М, Парцхаладзе, слова В. Семерница), которую исполнили на развлечении, показанном для детей всех групп нашего сада, а, как известно дети очень любят праздники, в том числе и те, что посвящены дорожному движению. Целую неделю, изучали дорожные знаки, ходили на экскурсию к проезжей части, конструировали улицы, перекрёстки и учились правильно ходить и ездить по ним. А сколько стихов и рассказов!

В процессе работы мы убедились, что возрастные особенности – нельзя устранить или изменить. К ним можно и нужно приспособиться.

Возрастные особенности старших дошкольников позволяют им осознанно выполнять жизненно важные правила поведения на дороге и в транспорте:

Переходить улицу только на зелёный сигнал светофора;

Переходить улицу только в указанных местах;

Не играть на проезжей части.

А наша задача педагогов – помочь им усвоить эти правила. Тогда и дорожно-транспортных происшествий будет меньше, и дети будут здоровы.

Работу по формированию у дошкольников основ безопасности мы осуществляем в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, семинарах и беседах знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности дорожного движения. Собрания, совместные с детьми и родителями развлечения мы стараемся убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого – либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных детям в МДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.

Многие родители, имеющие свои автомобили стали более внимательными водителями, так как теперь их 6-7 летние дети сами делают им замечания по поводу неправильной скорости при передвижении в тех или иных местах, остановках в неположенном месте, потому что очень хорошо выучили знаки дорожного движения. Вот каких результатов мы смогли добиться. Проделанная работа дала положительный результат.

Формирование валеологической культуры

Раздел: Ребёнок и его здоровье

Одним из направлений работы по укреплению здоровья детей является, формирование валеологической культуры, начиная уже с дошкольного возраста. Однако в группы дошкольного учреждения поступают дети, отнесённые к разным группам здоровья, с разным уровнем развития культурно-гигиенических навыков, уровнем сформированности валеологической культуры в семье.

1.Изучение теоретика – методических аспектов воспитания валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

2.Определили уровень сформированности валеологической культуры у детей.

3.Выбрала оптимальные формы и методы работы по формированию валеологической культуры в дошкольном учреждении.

Критерии и показатели сформированности валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста:

1.Знания о валеологической культуре, о человеческом организме (степень осведомленности детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, о структуре человеческого организма).

2.Навыки (степень сформированности культурно – гигиенических навыков, стабильность в их проявлении).

3.Поведение (применение знаний и умений о валеологической культуре в деятельности ребёнка).

Затем уточнялся уровень сформированности знаний и умений о валеологической культуре у детей на начало года. Одновременно была проведена работа по анкетированию родителей с целью выяснения их знаний о валеологический культуре и выявления запросов родителей по укреплению здоровья детей.

Формирование валеологической культуры у детей группы осуществлялось по следующим направлениям:

1.Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

На занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях внутренних органов (сердца, мозга, костей) и о влиянии различных форм поведения на работу этих органов. Например, на занятии: "Изучаем свой организм" дети узнали, чем они похожи и, чем они отличаются (рост, цвет и длина волос, цвет глаз, вес, пол). Искали где расположено сердце, слушали пульс в разные моменты своей деятельности. Разобрались в игровой форме, в том, что происходит у них в организме.

2.Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.

На занятиях особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. В ходе занятий: " Чтобы глаза видели, а уши слышали", "Чтобы здоровой была кожа, следить за её чистотой надо тоже" и других, дети усвоили в процессе практического экспериментирования знания о коже, скелете, внутренних органах, зубах. Поняли биологический смысл основных гигиенических процедур. Я подвела их к пониманию значения бережного отношения к внутренним органам и правильному уходу за ними (правильное дыхание, питание, необходимость ухода за зубами и так далее). Дошкольники учились проводить эксперименты и упражнения: прислушивались к работе сердца, определяли и объясняли ощущения, их причины, развивали навыки наблюдения, культуру поведения.

На занятии " Чтобы здоровой была кожа, следить за её чистотой надо тоже " к ребятам приходила в гости кукла – грязнуля, и они на её примере закрепляли основные гигиенические навыки. Детям объясняла и показывала, как кожа защищает от перегрева, охлаждения. Ветра, сырости, учила, что здоровая и чистая кожа является барьером для проникновения микробов. Выучили вместе с детьми курс массажа для лица, который повышает иммунитет детей. Выполняли гимнастику для глаз, учили правила ухода за ними.

3.Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания первой элементарной помощи.

В ходе занятий " Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит", "Держи осанку", " Органы пищеварения" и других, дошкольники узнали о строении органов пищеварения, режиме питания, гигиене питания, закрепили знания о личной гигиене (мытьё рук, овощей, фруктов); в игровой форме (в гости приходили 2 хозяюшки), повторили и обговорили правила сервировки стола. Выучили правило: " Мойте овощи и фрукты – будут здоровыми желудки".

На занятии "Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит" дети получили телеграмму от королевы Простуды, чтобы прочитать её пришлось позвать в гости доктора Айболита. Доктор сообщил детям сведения о профилактике и способах лечения инфекционных заболеваний, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека; научил детей не бояться врача, самим уметь оказывать первую помощь научились правильно обрабатывать рану и накладывать на неё простейшую повязку, при этом дети объясняли значение каждого действия.

На занятии "Как беречь здоровье ребёнка", у детей сформировалось представление о профессии врача, узнали о солнечном ожоге и оказании первой помощи при нём.

Доктор "Пилюлькин" сообщил детям элементарные сведения о лекарствах, и о том, что лекарства принимают только в присутствии взрослого. Нельзя брать лекарства самостоятельно. Старались дать представление о главной ценности жизни – здоровье.

4.Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

В работе по данному блоку совместно с детьми выявляли значимость движения для здоровья, пользу подвижных игр и занятий спортом. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).

Структура работы по системе формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников предполагает тесное сотрудничество всего коллектива МДОУ и родителей. Только это способствовало тому, что заболеваемость в нашей группе снизилась на 25%. Рассмотрим, на основе нашего опыта, кратко основные задачи работы по данному направлению каждого участника процесса:

Заведующая МДОУ и старший воспитатель – контроль над созданием необходимых условий работы, организацией педагогического процесса, консультации, контроль.

Медицинский работник – выявление особенностей детей и их сообщение воспитателям, проведение профилактических мероприятий, контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Воспитатели – учёт особенностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты.

Инструктор по физическому воспитанию – учёт особенностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты, использование соответствующих возрасту детей двигательных упражнений и оздоровительных методик.

Музыкальный руководитель – учёт особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, повышение психоэмоциональной устойчивости через объяснение особенностей музыки, её влияния на эмоциональное состояние человека

Учитель-логопед – учёт особенностей детей, включение и по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, использование коррекционной работы для исправления недостатков речи, тем самым повышая уверенность ребёнка в себе, следовательно, повышая его социальный статус, психоэмоциональную устойчивость.

Обслуживающий персонал – соблюдение санитарно – гигиенических норм и требований.

Родители – использование дома упражнений гимнастики, элементов занятий, закаливающие процедуры, учёт особенностей ребёнка, повышение психоэмоциональной устойчивости.

5. Формирование потребности семьи (родителей) ребёнка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

Не остались в стороне и родители группы. В работе с ними использовались следующие формы работы: открытые занятия, консультации, беседы, родительские собрания, настенные газеты по валеологической культуре, совместные праздники и развлечения, проведение которых дает возможность выявить проблемы в общении "родитель-ребёнок" и найти совместные пути их решения, через использование игровых и двигательных методик. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника создала фундамент формирования культуры здорового образа жизни.

Организация работы с детьми строилась с учётом следующих санитарно-гигиенических требований:

- Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении

- Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям

- Продолжительность занятий в старшей и подготовительной группе: 25 -30 минут

- Частая смена видов деятельности

- Учёт индивидуальных особенностей детей

Таким образом, у детей по средствам занятий, бесед "Чем могут быть опасны грязные руки?", "Почему долго нельзя сидеть за компьютером?", "Почему нельзя питаться чипсами и увлекаться газированной водой", дидактические, театрализованные, сюжетно – ролевые игры, наблюдения за собой, трудовую деятельность сформировались определённые знания, представления и навыки по валеологической культуре, интерес к занятиям физическими упражнениями, появилось бережное отношение к телу, чистоплотность, чувства чуткости и сострадания к несчастьям ближнего, взаимопомощь.

На занятии "Когда мамы нет дома", и других, дети изучали, как, правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03, 04. Каждый ребёнок выступал в роли оставленного дома ребёнка.

На занятии "Сказка о колобке" детям разъяснялось, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения.

Вместе с детьми рассматривали иллюстрации из альбома "Безопасность", выясняли, где дети поступили правильно, а где нарушили правила. Научились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать " нет" на предложение незнакомого взрослого. Закрепили все правила в игре "Если…" – обыгрывали с детьми ситуации. Дети, что вы будете делать, если…(угощение конфетой, приглашение сходить в кино, хватание ребенка и попытка насильственно увести его в другую комнату). Благодаря этой игре закрепляли правила поведения детей во всех ситуациях.

В ходе занятия "Каждому опасному предмету своё место ", уточнили знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами. Выучили стихи, и потешки, которые помогли запомнить правила обращения с опасными предметами и способами их хранения. Закрепили представления детей о некоторых опасных электроприборах опасных для жизни и здоровья, об их значимости для людей, о правилах пользования ими.

Очень интересно проходили занятия по блоку "ребёнок и природа", на занятие "Путешествие в природу" (мы отправились в сказочное путешествие, в котором учились ответственному и бережливому отношению к природе, придумали и изготовили запрещающие знаки, которые запрещали разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на деревьях, мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых). Все эти правила, мы разучили в стихотворной форме, что способствовало быстрому их запоминанию. В ходе этих занятий закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя.

В ходе занятий "Зимние забавы" закрепили знания детей о поведении зимой на улице, а именно что зимой нельзя ходить под козырьком домов, кататься на коньках только в специально отведённых местах, а не на водоёмах, на льду нельзя толкаться. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних игр. Дети учились пользоваться санками, лыжами. На каждом занятии воспитывали уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу.

На занятии " Кошки и собаки – наши друзья", учились понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Выучили с детьми стихотворения А. Дмитриева "Бездомная кошка" и Г. Новицкой "Дворняжка", которые пробудили интерес к жизни животных, а так же добрые и заботливые чувства к ним.

Были проведены беседы: "Если вы остались дома одни", "Как избежать опасных домогательств", "Правила поведения в толпе".

В ходе занятий и игр по всем блокам использовались видео уроки: "Уроки тетушки Совы", "Азбука безопасности (смешарики)" – это помогло добиться более быстрого запоминания норм и правил поведения, так как любимые и интересные для детей герои рассказывали и показывали различные ситуации, происходящие с ними и способы и правила выхода из них. Большой популярностью у детей пользуются альбомы, подготовленные по каждому блоку, ребята самостоятельно рассматривают и изучают их, тем самым запоминают правила безопасной жизнедеятельности.

Особое внимание уделялось мной чтению художественных произведений по формированию основ безопасности жизнедеятельности: сказок К. Чуковского, Г. Х. Андерсена, Л.Кэрролл, В. Катаева, стихов А. Барто, С. Маршака и других.

Методы и средства обучения безопасности жизнедеятельности

Методы и формы обучения, с учётом возрастных особенностей детей:

- комплексные занятия;

- экскурсии;

- целевые прогулки;

- походы;

- подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры;

- игры-соревнования;

- сочинение историй;

- наблюдения;

- беседы;

- чтение специальной детской литературы;

- упражнения;

- рассматривание;

- анализ заданных ситуаций;

- выполнение поручений;

- экспериментирование;

- ситуационно – имитационное моделирование (под ситуативно-имитационным моделированием понимается процесс конструирования модели реальной ситуации например: опасной обстановки на дороге, в природе и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней).

- Объяснительно – иллюстративные: (объяснение, показ, рассматривание). Это наиболее эффективные способы передачи детям систематизированного опыта. При помощи их за короткие сроки можно помочь ребёнку осознать, почему на данном участке улицы или в транспорте или в природе нужно вести себя так, а не иначе, что обозначает каждый из дорожных знаков. Кроме того, объяснительно-иллюстративные методы позволяют сделать следующий шаг – сформировать умения и навыки поведения в той или иной ситуации путём действий по предложенному образцу. (На этом этапе особенно важно взаимодействие с родителями, ведь они значительно больше (по сравнению с воспитателями) бывают со своими детьми.)

Средства обучения:

- Плакаты;

- Иллюстрации;

- Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;

- Разрезные картинки;

- Мозаики;

- Настольно-печатные игры;

- Дидактические игры;

- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

- Компьютерные презентации;

- Карточки для индивидуальной работы;

- Костюмы: милиционера, врача, незнакомца, пожарного, светофора;

- Видеоуроки по ОБЖ;

- Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);

- Транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды);

- Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);

- Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;

- Альбомы по ОБЖ;

- Маски автомобилей;

- Автоплощадка для практических занятий;

- Дорожные знаки;

- Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;

- Аптечка;

- Карточки с телефонами служб спасения;

- Телефон;

- Картотека подвижных игр по ОБЖ;

- Подборка художественной литературы по теме;

- Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;

- Папки-передвижки;

- Цикл консультаций для детей, воспитателей и родителей.

Литература

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г № 198 – ФЗ (ред.от 09.05.2005 г).

2. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181 –ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями от 09.05.2002 г)

3. Федеральный закон от 21.12.1994 г № 69-ФЗ "О пожарной безопасности (ред.от 09.05.2005 г)

4. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".

5. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова.- М: ООО "ИД РИПОЛ классик", ООО "Дом 21 век", 2007.- 288с. – Библиограф.: 280-2886 с.

6. Белова, С. Уроки воспитания для воспитателей [Текст] / С. Белова // Народное образование. – 2004. – № 3. – С. 102-109.

7. Билибенко, Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. [Текст] / Г.Г. Билибенко. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 360 с.

8. Большой психологический словарь [Текст] /Под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. – М., 2003. – 388 с. – 126-128 С.

9. Бэндлер, Р., Гридер, Дж. Из лягушек в принцы. [Текст] / Р. Бэндлер, Дж. Гридер. – М.; Новосибирск, 2002. – 120 с. – С. 20 -93.

10. Волобуева, Л.М. Организация охраны труда в ДОУ: правовой аспект. [Текст] / Л.М. Волобуева //Управление ДОУ, № 7, 2005 год. – С. 26-29.

11. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности "Педагогика" [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 316 с. – Библиограф.: 310 – 313 с.

12. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду [Текст] / В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Из-во "Акциндент",1995. – 120 с. – С. 45-98.

13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст]. – Минск, 2007. – 203 с. Библиогр.: 201-203 с

14. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. – М.: Педагогика, 2001. – 200с. – Библиогр.: 195 -199 с.

15. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Зимородок: Карапуз, 2006. – 415 с. – Библиогр.: 410 – 413 с.

16. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 2005. – 54 с. -Библиогр.: 53 с.

17. Кудрина, Г.А., Ковалева, Е.Б. Психологические защиты у дошкольников. Диагностика и коррекция. [Текст] / Г.А. Кудрина, Е.Б. Ковалева – Иркутск, 2000. – 350 с. – Библиогр.: 338-348 с.

18. Кузин, М. В. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / М. В. Кузин. – 2-е изд. – Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 253 с.

19. Кулакова, Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей [Текст] / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 40 с.

20. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст. [Текст] / Н.С. Лейтес. – М., 1971. – 252 с.– С. 100-143

21. Лукина, Л.И. Охрана труда в ДОУ. [Текст] /Л.И. Лукина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 210 с.

22. Лукина, Л.И Безопасность дошкольного образовательного учреждения. [Текст] /Л.И. Лукина. // Управление ДОУ, № 4, 2007. – С. 33-40.

23. Лукина, Л.И. Как разработать систему управления ДОУ. [Текст] /Л.И. Лукина. – М.: Сфера, 2007. – 206 с.

24. Мурашковска, И., Мурашковский, Ю.. От "почемучек" к "потомучкам". [Текст] /И. Мурашковска, Ю. Мурашковский.

25. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. – М.: Педагогика, 2004. – 300 с. – Библиогр.: 298-300 с.

26. Погребняк, Л.П. Охрана труда и технической безопасности в образовательном учреждении. [Текст] /Л.П. Погребняк // Управление ДОУ, № 7, 2005. – С. 13-21.

27. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.В. Бухаркина и др. –. М., 2004. – 210 с.- С. 53- 80.

28. Ротенберг, В. С., Бондаренко, С. М. Мозг, обучение и здоровье. [Текст] / В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко. – М., 2001. – 200 с. – С. 25.

29. Сантаева, Т.С. Безопасность детей и взрослых. [Текст] / Т.С. Сантаева // Управление ДОУ, № 3, 2004. – С. 9-17.

30. Сидорчук, Т.А. Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач (для воспитателей ДОУ). [Текст] /Т.А. Сидорчук