Развитие интереса у детей к художественной литературе.
Развитие интереса у детей к художественной литературе
- Применение компьютерных игр в подготовке старших дошкольников к обучению в школе
- Роль анализаторов в развитии у дошкольников элементарных математических представлений
- Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования
- Воспитание положительных взаимоотношений у дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр
- Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста в процессе лепки
- Развитие правосознания в детском возрасте
- Методы формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Интерес в психолого-педагогической науке
Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в настоящее время. Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо "разбудить" в ребенке исходное, ключевое звено его разумной деятельности – познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит в основе развития познавательного интереса человека.
Особое внимание, с точки зрения раскрытия сущности феномена интереса, привлекают исследования, посвященные анализу характеристик интереса, его места в педагогическом процессе и условий, способствующих его развитию (Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой и др.); труды ученых, раскрывающие виды интересов, особенности их развития у детей разного возраста, связь с чертами характера личности (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); исследования, выявляющие соотношение между понятиями "потребность", "интерес" и "мотив" (С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Н.В. Елфимова, Ю.Г. Гуревич, С.В. Кошелева и др.); научные работы, устанавливающие закономерности развития познавательного интереса (Н.Г. Морозова, Морозов Н.Ф., Г.И. Щукина, Ф.И. Фрадкина, Р.Д. Тригер).
Существует мнение, что познавательный интерес носит бескорыстный характер, но есть и другая точка зрения. Так, С.П. Манукян убежден, что в понятийном аппарате педагогики должно существовать понятие "интерес" в значении "польза", "благо", "выгода". Он считает, что в настоящее время вся педагогическая литература признает существование лишь познавательного интереса, слово "интерес" в ней означает только внимание, направленность, желание, и большинство исследователей не оставляют места в общей концепции мотивации учения для интереса ученика в качестве пользы. Поэтому в этой концепции почти не существует теоретического положения о заинтересовывающем обучении, и в научном педагогическом обращении не существует понятия "интерес" в значении "польза". С этим С.П. Манукян не может согласиться и предлагает пересмотреть существующее положение в педагогической науке, опираясь на то, что в настоящее время широко распространяется идея личной заинтересованности в сочетании с общественными интересами. Эта трактовка интереса близка по определению к ценностным ориентациям, так как ценности – это субъективные отражения в сознании индивида некоторых свойств предметов и явлений окружающей действительности с точки зрения их возможности удовлетворить потребности человека.
А.А.Люблинская полагает, что это познавательное отношение человека к окружающему его миру, которое основано на ориентировочно-исследовательском рефлексе. По мнению Н.Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, а В.И. Ковалев подчеркивает, что это устойчивое положительное эмоциональное отношение. Г.И. Щукина, утверждает, что это особое избирательное отношение к окружающему миру. Мы полагаем, что эта трактовка интереса близка к определению социальной установки, а точнее, ее производной – смысловой установки, которая выражает отношение личности к объектам, имеющим личностный смысл.
С.Л. Рубинштейн под интересом понимал специфическую направленность личности, и в словаре К.К. Платонова интерес рассматривается как одна из форм направленности личности, В.Б. Бондаревский уточняет, что это специфическая познавательная направленность личности. Как сложное личностное образование интерес представляет собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал.
Ряд ученых считают, что интерес связан с психическими процессами. Г.И. Щукина называет его "избирательной направленностью психических процессов на объекты и явления окружающего мира".
Интерес связан с потребностью, это очевидно для большинства исследователей, но, как отмечает Е.П. Ильин, было бы неправильно отождествлять интерес и потребность. Он убежден, что отличие здесь очень тонкое, многие ученые его чувствуют интуитивно, но с объяснениями затрудняются. Д.К. Гилев, утверждая, что интерес не является потребностью, указывает на их различия по соотношению биологического и социального, а также по широте и жизненной функции. По мнению С.Л. Рубинштейна между интересом и потребностью нельзя поставить знак равенства, поскольку потребность вызывает желание обладать предметом, а интерес ознакомиться с ним. На этом основании он определил интерес как специфический мотив познавательной деятельности и выявил наличие в нем двух моментов: эмоциональной привлекательности и осознанной значимости.
Точка зрения на интерес как мотив встречается также часто, как и утверждение, что интерес это осознанная потребность. В словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова интерес представлен как мотив или мотивационное состояние. А.В. Петровский называет интерес мотивом, который является постоянным побудительным механизмом познания. Д.К. Гилев полагает, что из всех мотивов самый сильный мотив это тот, в основе которого лежит познавательный интерес. М.В. Матюхина и Г.И. Щукина также рассматривают познавательный интерес как мотив учебной деятельности.
Для интереса характерны проявления мыслительной активности, такие как вопросы учащихся, активное участие без требований и указаний, дополнение и исправление ответов, стремление выяснить непонятное. Таким образом, интерес это "сплав", единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых проявлений личности, ядро которого составляют мыслительные процессы. Кроме того, определены основные свойства интереса – предметность и осознанность.
Таким образом, результаты педагогических исследований подтверждают, что развитие интереса – не замкнутый в себе автономный процесс. Он обусловлен социальным окружением; сферой и характером деятельности не только самого ребенка, но и людей его окружающих; процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса; активностью самой личности, ее позицией. Зависимость интересов не только от окружающих объектов, но и от людей, направляющих, переключающих, коррегирующих их, подтверждает сложность интереса как психолого-педагогического явления.
Кроме этого изучение познавательного интереса как ценного образования личности позволяет выявить его психолого-педагогическую основу, которую составляют взаимосвязанные между собой интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы.
Рассматривая развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста значимо, что интерес вырастает из потребности ориентироваться в действительности и, становясь стойким личностным образованием, может привести к возникновению новой потребности более высокого уровня – потребности в познании.
Особенности развития интереса детей 5-6 лет к художественной литературе
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, "мысленном действии", в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов; понимание идейного содержания произведения; влияние художественной литературы на личность читателя.
Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировозрению, запросам, душевным побуждениям.
Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и непосредственное отношение к действительности. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.
Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также в активно осваивают средства художественной выразительности.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
В исследованиях отмечается, что у ребенка 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.
Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:
1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2.формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
3.воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,
4.улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.
На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, обязательно нужно думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности. Природа искусства такова, что оно вдохновляет человека, в том числе и маленького, на какие-то свершения, дела, действия.
Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями.
Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные.
Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.
Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.
Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как "белый снег пушистый падает-кружится", неуместно.
В круг чтения ребенка 5-6 лет должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в старшем дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.
Основные методы развития интереса детей 5-6летнего возраста к художественной литературе в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Одним из важнейших условий развития у детей 5-6 лет интереса к художественной литературе является адекватное взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Взаимодействие со взрослыми состоит в основном из общения с родителями и педагогами.
Исходя из вышесказанного, необходимо рассмотреть методы развития интереса к литературе которые необходимо использовать родителям и педагогам.
Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.
Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.
Основными методами являются следующие:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.
Для развития интереса к художественной литературе используют широкий спектр программ для педагогов. В основном авторы программ используют произведения детской литературы для определенных педагогических целей. Наибольший интерес могут представлять программы, предполагающие реализацию таких задач, которые связаны с воспитанием грамотного читателя:
Самыми актуальными в условиях современных тенденций развития дошкольного образования можно назвать следующие: программа "Развитие" (Авторы А. А. Венгер и О. М. Дьяченко), программа развития ребенка-дошкольника "Истоки" (авторы Т. И. Алиева, Л. А. Парамонова и др.) программа "Радуга" и программа "Из детства в отрочество".
Основными целями программы "Развитие" являются:
– развитие умственных и художественных способностей ребенка;
– развитие специфических дошкольных видов деятельности на основе обучения наглядному моделированию.
Программа составлена для каждого возраста, содержит объяснительную записку и детальную характеристику работы. В задачах по работе с детской книгой выделяется три направления.
1. Ознакомление с художественной литературой
Здесь предусматриваются развитие эмоциональной сферы ребенка, усвоение морально-этических норм. Виды работ: чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые драматизации.
2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности
Авторы предлагают знакомить детей со средствами выразительности, звуковой стороной речи. С этой целью рекомендуется проводить такие формы работы, как беседа о прочитанном, описание картинок, персонажей произведений, дидактические словесные игры, пересказы, выразительное чтение, заучивание, драматизация, сочинение новых сказок.
3. Построение наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений, драматизации
Материал рекомендуется отбирать из детских книг и хрестоматий в соответствии с принципом усложнения и в связи с некоторым соответствием с временами года.
Программа "Истоки" дает характеристику возрастных возможностей детей в каждом периоде дошкольного детства, на которые можно опираться в процессе приобщения их к художественной литературе.
Так, в старшем дошкольном возрасте дети могут устанавливать разнообразные смысловые связи внутри произведения, происходит различение жанров и выделение предпочтений, появляется способность замечать отдельные выразительные средства языка.
Составители данной программы рекомендуют делать акцент на художественной ценности отдельных произведений – образной выразительности стихотворения, неожиданном развитии сюжета в рассказе; предлагают создавать условия для сочинения детьми сказок по аналогии с народными и авторскими, проводить словесные игры с рифмами, составление сюжета по условию ("А что было бы, если...").
Следующая программа, в которой предполагается большая работа по приобщению ребенка к книге, – это программа "Радуга".
В разделе "Приобщение к книге" предлагается ежедневно (кроме занятий) читать детям произведения детской литературы. Одним из критериев отбора произведений для такого чтения является то, что герои по своим проявлениям должны быть близки и понятны детям.
В программе дается обоснование необходимости чтения детям произведений разных жанром, ставятся определенные педагогические и филологические задачи.
Педагогические:
– извлекать из детской литературы информацию, развивать с ее помощью познавательную деятельность детей;
– при чтении стихотворений, в драматизациях – совершенствовать художественно-речевые навыки детей (интонация, жест, мимика).
Филологические:
– развивать интерес детей к детской литературе;
– совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений;
– учить состраданию по отношению к персонажам, вызывать радость у детей от встречи с добрым и красивым миром детской книги:
– развивать у детей умение обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, на красоту языка;
– учить замечать различия между жанрами.
Особое внимание в программе уделяется организации книжного уголка. Предлагается привлекать детей для отбора книг, вызывать их на разговор о содержании книжного уголка, устраивать выставки и т.д.
Составители программы рекомендуют разные формы организации для приобщения ребенка к книге:
1. занятия;
2. ежедневное чтение;
3. игры-драматизации и спектакли по мотивам произведений.
Для старших дошкольников разработана тематика для ежедневного чтения. Также даны конспекты занятий по приобщению детей к художественной литературе, где можно увидеть и беседы о поэзии "Зачем люди сочиняют стихи?", и рассматривание иллюстраций, и беседы о некоторых композиционных элементах сказок.
В программе "Радуга" много достоинств, но не хватает опоры на семью, на работу с родителями, чего, к сожалению, в программе не предусмотрено.
Программа "Из детства в отрочество", над которой работал временный научный авторский коллектив под руководством Т. Н. Дороновой, является комплексной программой для родителей и педагогов.
По мнению авторов, развитие у детей интереса к чтению начинается задолго до того, как ребенок сам научится читать. Необходимо систематическое чтение, и лучше всего начинать со сказок, поскольку им принадлежит особое место в развитии дошкольника: они эмоционально близки ребенку и составляют особый мир, который наиболее активно воспринимается детьми
В программе широко представлены разные жанры и виды литературных произведений. Авторы программы ставят следующие задачи.
Воспитателям:
1. ежедневно читать детям определенную программой литературу;
2. стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса;
3. во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц;
4. организовать библиотеку, в которой можно брать книги для чтения детям дома;
5. прививать детям привычку бережно обращаться с книгой.
Родителям данная программа позволяет:
– относиться к чтению как к серьезному и важному занятию с детьми;
– создавать условия для слушания, не отвлекать ребенка;
– читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению;
– обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации.
Предлагаются следующие виды занятий:
– тематическое;
– теоретическое;
– творческое;
– аналитическое.
Авторы программы "Из детства в отрочество" напоминает воспитателю, что такое эпитет, рифма, сказка, какие виды сказок существуют, при этом рекомендует соответствующую литературу, к которой можно обратиться. Это в свою очередь существенно облегчает работу воспитателя, так как он будет работать с предложенным материалом не вслепую, а имея необходимые представления о тех нюансах, которые он должен объяснять детям.
Предлагаются разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми: здесь и подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя, и пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте, и выразительное чтение воспитателя, и "письмо", якобы адресованное детям автором произведения. Также можно предложить детям игры типа "Библиотека", "Книжкина больница", игры по прочитанным книгам и викторины. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети могут отображать в продуктивных видах деятельности – рисовании и лепке.
Особенно хотелось бы отметить необычность подбора литературного материала. Автор последовательно и логично представляет литературу разных эпох. Удивительно тонко ставит вопросы к анализу произведений; они обращены к душе ребенка, к его чувствам. Образование происходит постепенно и незаметно. Ребенок ступенька за ступенькой постигает сложное творение – художественное произведение.
Итак, анализ программ дня дошкольных учреждений по проблеме ознакомления дошкольников с литературой с целью развития интереса их интереса к художественной литературе раскрывает не только особенности каждой программы, но и разнообразные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. В основе той или иной программы лежит определенный взгляд на ребенка, на закономерности его развития, а следовательно, и на создание условий, которые помогут не только раскрыть творческий потенциал ребенка, но и будут способствовать становлению настоящего читателя.
Безусловно, рассматривая проблему воспитания юного читателя, не следует надеяться на быстрый результат. Здесь очень важно учитывать особенности восприятия литературы детьми. И на первый план выступает такая особенность, как латентность, когда восприятие ребенком литературы скрыто и внешне не проявляется, поэтому материал, накапливаемый детьми, должен усваиваться качественно.
Повышение интереса к художественной литературе детей 5-6 лет н
В МДОУ создана предметно-развивающая среда в соответствии с современными педагогическими требованиями, уровнем образования и санитарными нормами. В учреждение работа ведется в соответствии с программой "Из детства в отрочество". Это базисная программа для родителей и воспитателей помогающая улучшить взаимодействие дошкольников с взрослыми.
В МДОУ воспитатели понимают всю важность развития интереса детей к художественной литературе в процессе взаимодействия не только с педагогами, но и со сверстниками.
В обучении дошкольников широко используется фольклор, так как его значение огромно: он оказывает и познавательное, и воспитательное, и эстетическое влияние на ребенка. Нельзя не подчеркнуть, что фольклор развивает умение чувствовать мелодику, художественную форму, ритм родного языка. Своеобразна и сама художественная система русского фольклора. Жанровые формы произведений (былин, сказок, легенд, песен, преданий, а также малых форм – потешек, частушек, загадок, пословиц и поговорок) также чрезвычайно богаты, в тоже время язык их точен, прост и выразителен.
В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении), утверждаются в чувстве рифмы, ритма, усваивают смысл стихотворения. При этом речь ребенка обогащается наиболее запомнившимися ему словами и предложениями.
В средней группе детей продолжают знакомить с художественной литературой. Воспитатель обращает внимание детей, как на само содержание литературного произведения, так и на некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное – основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения. Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам может заставить только правильно поставленный вопрос. При чтении стихотворений выделяют музыкальность, ритмичность, напевность стихотворений, подчеркивают образные выражения, развивают у детей способность замечать богатство и красоту русского языка.
В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. Дети 5 – 6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.
Для повышения интереса детей 5-6 лет к художественной литературе в процессе взаимодействия со сверстниками широко используются игровые методы. У детей развивают навыки обсуждения со сверстниками важных моментов художественного произведения путем организации дискуссий.
Кроме того, ознакомление с художественной литературой в МДОУ включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.
Конспект занятий в детском саду
Цели урока: формировать любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному, точному слову, доставляя ребёнку эстетическое наслаждение; анализировать содержание сказки и устанавливать связь содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка).
Программное содержание:
Формировать любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному, точному слову, доставляя ребёнку эстетическое наслаждение.
1. Анализировать содержание сказки и устанавливать связь содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка).
2. Использовать сказочный приём – приём, "прозвищ"
3. Научить ребёнка правильно использовать заместители, как образами.
4. Познакомить с композицией сказки: присказка, зачин, завязка, концовка.
5. Приучать детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в ней поучение.
Предварительная работа:
Чтение и прослушивание грамзаписи народных и авторских сказок "Теремок", "Гуси лебеди". Крылатый, мохнатый, да масляный, "Телефон" К.И.Чуковского.
Выставка рисунков по сказкам.
Подготовка геометрических фигур для моделирования сказок.
Заучивание детьми загадок.
Создание игровой среды.
Ход занятия:
Сказочное времечко,
Времечко желанное
Тихо начинается
Сказка долгожданная
Поведут тропиночки
Нас в края далекие
Через чащи темные
И моря глубокие
Царство тридесятое
Чудесами славится
Но со злыми чарами
Мы сумеем справиться
Пусть чинят препятствия
Силы зла старательно
Победит все доброе
В сказке обязательно.
Ребята, а вы сказки любите? Приветствую вас на пороге сказки.
Ну тогда заходите, да слушайте.
"Было это там, где и не было за морем аккурат да ещё три шага назад, в такую, голубчики, старину, когда люди решили залезть на луну, когда сказки по воздуху летали да друг дружку за крылышки хватали, а я за ними на жар-птице летала да в мешок все сказки собирала."
I. В сказках у каждого героя используется прозвище. Возьмите заместителя и назовите прозвище сказочных героев (лягушка, петушок, коза, мышка, лисичка, мишка, котик, зайчик)
Лягушка – попрыгушка
Лягушка – квакушка
Серый волк – волчок
Волчок – драный бочок
Коза – дереза
Коза черные глаза, кривая нога, острые рога
Коза хлопота
Козлятушки – ребятушки
Серенький козлик
Мишка – топтыжка
Медведь – лежебока
Медведюшка – батюшка
Медведь – богатырь
Мишка – косолапый
Рыжая лисица
Лисонька – лиса
Рыжая плутовка
Лиса – при беседе краса.
Мышка – норушка
Мышка – поскребушка
Петенька – петух
Петя – петушок.
Зайчик – побегайчик
Зайчишка – трусишка.
Котик серый, хвостик белый
Котик – коток кудрявый лобок
Котя – серенький лобок
Мурлыка – кот
Кисонька – мурысенька
Котишко – мурлышко – серый лобишко.
По окончании включается музыка и дети выполняют подражательные движения героев литературных произведений.
II. Сказка в гости к нам стучится,
Скажем сказке: "Заходи"
В сказке может всё случиться
Что же будет впереди?
Сказка – это произведения, которые слушают. Бабушка или мама, или артист со сцены рассказывает вам сказку вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушайте. Скажите, как обычно начинается сказка?
С зачина.
В некиим царстве, в некиим государстве жил – был …..
Жили старик со старухой……
Жил да был – себе старик со старухою, бедные, бедные….
Жил был старик….
Жили были дед да баба…
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына….
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие…
На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили – были …
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся…
Жили – были бабушка – старушка, внучка – хохотушку, курочка – клохтушка и мышка – норушка.
Далеко – далеко, за морями, за лесами и ещё за высокой горой, в маленьком городе жили – были…
Было это ещё в старое недоброе время…
Жили – старик со старухой, у них была дочка Алёнушка и братец Иванушка…
В некотором царстве, в некотором государстве жил – был …
В некотором царстве в некотором государстве снег горел соломой тушили, много народу покрушили, но тем дела не решили..
В некотором царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве жил – был…
Было это давным – давно, в едва памятные времена…
А вот что означает "присказка" не знаете. Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка. Послушайте присказку: "– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику…"
Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка и кончается словами: это ещё не сказка, а присказка сказка ещё впереди.
– Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает.
– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.
– В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили.
– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь, а что было, то и быльем поросло.
"– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь. Это только присказка, а сказка впереди"
Присказка может быть чудесная, а может быть веселая, потешная. И кончается словами: это ещё не сказка, а присказка, сказка вся впереди дальше в сказке, что идет?
Завязка
И прошло тому немало времени; скоро сказка сказывается: не скоро дело делается!
Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается.
Долго ли, коротко тот сон длился – неведомо…
Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…
Да не простое, а золотое.
Концовка
Я сама там была пиво – мед пила, по усам текло, да в рот не попало.
Сказка вся, больше врать нельзя
С тех пор стали они жить славно…
Жили долго и счастливо до глубокой старости.
Сказке ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (А.С.Пушкин)
А на том мой сказ и кончается.
Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
И стала она в добре поживать, лиха не знать.
Стали себе жить – поживать, добра наживать да медок попивать.
Вот вам и сказочка, а мне бубликов вязочка.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.
И никто с начала мира, не видал такого пира; Я там был мед, пиво пил, да усы лишь обмочил (А.С.Пушкин).
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец и т.д.
Сказка вся, больше врать нельзя
Стали они жить – поживать, да горя не знать.
Я сама там была, мед пила по усам текло, да в рот не попало.
И сейчас живут, чай попивают, пряниками заедают…
На этом и сказка вся…
III. К каждой сказке можно подобрать пословицу, поговорку: (взаимосвязь содержание сказки и малой фольклорной формы).
"Колобок" – Новых друзей наживай, а старых не забывай. Доверяй, но проверяй. Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком.
"Репка" – Без заботы и репу не вырастить. Конец – делу венец. Мала капля, а большое дело делает. Дружба дороже всего.
"Волк и козлята" – "Страшись волка в овечьей шкуре" Бояться волков – быть без грибков.
"Гуси – лебеди" – Сумел ошибиться, сумей и исправиться. Долг платежом красен.
"Маша и медведь" – Не сиди на печи, не жди калачи.
V. Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша…
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
(В.Берестов)
Показ пальчикового деревянного театра "Теремок".
Обратите внимание на то, как просятся звери в теремок. Они не просто называют себя, но и непременно сообщают, что умеют делать, чем могут быть полезны другим.
VI. "Что лишнее?" Воспитатель называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых к её содержанию не относится. Другие указывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух ("Лиса и заяц")
Дед, бабка, внучка, репка, огурец ("Репка")
Машенька, утки, Ванюша, Баба – яга, гуси – лебеди ("Гуси – лебеди" )
VII. "Назови сказку"
Царь, три сына, болото, лягушка ("Царевна – лягушка")
Царь, три сына, Сивка – Бурка, Царевна ("Сивка – Бурка")
Три сына, Иванушка, Царевна, Конек – Горбунок ("Конек – Горбунок")
Отец, мачеха, три дочери, царь, принцесса ("Золушка")
VIII. Изобразительная деятельность: Составление книжки – малышки "Курочка Ряба" – аппликация
X. Анализ занятия. Подарки детям сказочной автоколлекции. (Бармалёпель, Буратинти, Муррседес, Лягуар и др.)
Со сказками все дружат
И сказки дружат с каждым
Они необходимы Как солнышка привет
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут
О том, что может было
А может быть и нет.
Выводы
Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли. Так, средневековая педагогика вслед за философией своего времени провозглашала идеи аскетизма, отказа от земных радостей – считала проявления интереса греховным началом в человеке. Обучение, отягощенное догматизмом, схоластикой, атмосферой мистицизма, умерщвлением человеческих желаний, было мучительным испытанием для обучающихся.
Сегодня интерес к чтению в России неуклонно снижается, утрачиваются навыки чтения и письма, уходят семейные традиции прививать любовь к книге детям с младенчества. Не до чтения сейчас становится все большему и большему количеству российских семей. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг.
Книга сегодня обретает новую роль и, беспокоясь за духовное развитие детей, мы осознаем первенство книги и считаем, что в эпоху информации необходимо противостоять упадку интереса к чтению.
Художественная литература играет важную роль в развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребёнок узнаёт и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации. Она помогает расширить его кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.
Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и непосредственное отношение к действительности. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.
Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также в активно осваивают средства художественной выразительности.
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М.: Издательский центр "Академия", 2009
2. Алиева Т. И., Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред.: Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. – М.: Просвящение, 2010
3. Белкина В. Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию // Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки) С. 291 – 295
4. Выготский Л.С. Общая психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2009
5. Выготский Л.С.Психология. М.:Владос, 2010
6. Гурович Л. М. Ребенок и книга / Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009
7. Дмитриенко В.А. О психолого-педагогической природе познавательного интереса
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2011.
9. Лейбман И.Я. Особенности взаимодействия дошкольника со взрослым в ситуациях учебного типа. автореф. дисс – М.: НАУКА, 2009
10. Маврина И.В. Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса
11. Немов Р.С. Общая психология. – М.: Владос, 2011.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – М.: Владос, 2011
13. Смирнова Е.О. Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
14. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. – М.: Академия 2010..
15. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом // Дошкольное воспитание. – 1980.– №7-с. 6–10.
16. Токмакова И. П. Детская литература – первооснова воспитания // Дошкольная педагогика, Январь, 2011
17. Трайнев В.А. Информационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учебное пособие / В.А. Трайнев, В.И. Трайнев. – М.: Дашков и К°, 2010
18. Усманова Ж.А.Психологические особенности старшего дошкольного возраста
19. Шорохова Т.В. Проблема определения категории "интерес" в современной отечественной психологии и педагогике
20. Юрьева П.Р. Возрастная психология – М.: Наука, 2013