Дифференцированный подход в подвижных играх в процессе развития основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста

Дифференцированный подход в подвижных играх в процессе развития основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста.

Значение основных видов движений на развитие ребенка-дошкольника

Игра и двигательная активность в дошкольном возрасте является необходимым условием полноценного и гармоничного развития ребёнка. В движении постигаются все тайны мира. Исследовательская деятельность ребёнка без этого просто невозможна.

Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой – специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяют во всех возрастных группах.

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование, некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.

Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаю самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаю благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.

Подчинение правилам игры воспитывает у – детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Знакомя детей с новыми подвижными играми, их содержанием и правилами. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями, очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т. е. тем больше приходится проявлять ловкость, выдержку.

В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако, меняя игровые ситуации и правила игры, заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).

Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Подвижные игры в основном – коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале.

Совместные действия маленьких детей создают условия для – общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.

Особенности использования подвижных игр на основе дифференцированного подхода на прогулке в развитии основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста

Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями [15;42].

Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

Можно выделить следующие виды подвижных игр:

- сюжетные игры;

- бессюжетные игры;

- игровые упражнения;

- игры-забавы.

Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников – волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий, особенности движения различных транспортных средств служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.

Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом – прыгают, как зайчики, в третьем – им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом ("У медведя во бору", "Гуси", "Зайцы и волк" и др.).

Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли – волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры – зайцев – двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей.

Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей, это во многом определяет их поведение и взаимоотношения. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: дети, изображающие поезд, передвигаясь друг за другом, стараются не наталкиваться на идущего впереди: автомобиль тормозит и останавливается на красный свет (взмах красного флажка); самолеты приземляются по словесному сигналу воспитателя; птички быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п.

Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно популярны.

Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействия на детей.

В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание, подлезания. Эти виды движений чаще всего входят в содержание игр малышей, на них основаны игровые действия, необходимые для решения игровых задач.

Меньшие возможности в сюжетных подвижных играх имеются для упражнения детей младшего дошкольного возраста в таких движениях, как бросание и ловля мяча, прокатывание мячей, шаров в определенном направлении и в цель, лазанье по гимнастическим лестницам. Младшие дошкольники еще слабо владеют этими движениями, поэтому игровые ситуации не только не создают выгодные условия для их выполнения, а, наоборот, еще больше затрудняют детей. Следовательно, обучение малышей этим движениям наиболее целесообразно проводить в форме упражнений.

Построение игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда малыши действуют спокойно и могут выполнить движение без излишней торопливости, например: зайцы скачут на лужайке, когда волка нет; мышки бегают легко, пока кот спит. Подача сигнала к смене действий, появление ловящего являются сильными раздражителями, отвлекающими внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае от детей и не следует требовать точного воспроизведения движения изображаемого ими персонажа.

В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в процессе игры, можно привлечь внимание ребенка к правильному их выполнению путем показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить уже определенные требования к их воспроизведению. В других условиях дети просто убегают и на точность движений в таких случаях мало обращают внимания.

В сюжетных играх для малышей есть и ответственные роли. Чаще всего их выполняет воспитатель.

Бессюжетные игры. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.

Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.

Первыми бессюжетными играми для детей 3 лет являются такие игры, как "Догоните меня", "Догоню". В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место – "домик", где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только малыши научатся ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучают выполнять элементарное правило – двигаться, не наталкиваясь друг на друга.

Затем вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание, на ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, соответствующий цвету фляжка в руках у ребенка, или туда, где звенит колокольчик ("Найди свой вдет", "Где звенит колокольчик?"). Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определения на слух места, откуда раздается звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия.

В таких играх, как "Береги предмет", "Не опоздай", к детям предъявляются требования: выполнить действия как можно быстрее, найти свое место, сохранить свой предмет (кубик, колечко, погремушку). В этих простейших играх уже имеет место задание, заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость.

В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, "Школа мяча") дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко используют в игровых упражнениях, например: "Прокати мяч", "Попади в воротца", "Подбрось повыше" и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация движений, ловкость. Участвуя в таких играх, малыши приобретают много полезных навыков.

Несмотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.

Игровые упражнения. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца" и др.)

В физическом воспитании дошкольников важно обеспечить понимание задания, правильное воспроизведение движений. Особенности физического и психического развития младших дошкольников заставляют широко использовать с этой целью приемы обучения, основанные на имитации, образности, сюжетности заданий.

По существу в игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей.

Многие упражнения имеют сюжетный характер, т. е. в них вносится элемент игры (например, "По мостику", "Через ручеек"). Это делает их более интересными для детей, позволяет привлечь внимание малышей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более старательному и точному их выполнению.

Во время таких упражнений у воспитателя есть возможность проследить за каждым ребенком и, если у кого-то упражнение не получилось, предложить проделать его повторно. Следовательно, в игровых упражнениях в отличие от подвижных игр более определенно выступают задачи прямого обучения. В этом их особая ценность при развитии движений у детей.

Игровые упражнения можно использовать на занятиях по физической культуре и особенно при проведении индивидуальной работы по развитию движений вне занятий как с отдельными детьми, так и с небольшими группами.

Игры забавы. В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, "напоить лошадку" и т. п.). Такие задания выполняют двое-трое ребят старшего дошкольного возраста или взрослые (родители, воспитатели), основная масса детей является зрителями. Игры-забавы на вечерах досуга и праздниках – веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

Особенности проведения подвижных игр на улице.

- не следует включать игры с движениями, требующие большой амплитуды;

- не желательно давать игры с продолжительным бегом;

- в холодную, сырую погоду не следует планировать игры с речитативом и пением;

- необходимо учитывать наличие оборудования, стоящее на площадке и свободное пространство;

- рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует сезону;

- при выборе игры, нужно учитывать количество игроков.

Планирование подвижных игр:

- на каждый день недели следует планировать игры разного содержания и характера;

- подбирая игры, следует учитывать предыдущую и последующую деятельность детей;

- на прогулке проводятся две игры: одна подвижная, вторая спокойная;

- общая длительность игры составляет 5-6 минут в младшей группе

Таким образом, подвижная игра – двигательная деятельность, основным содержанием которой является выполнение движений в изменяющихся условиях. В отличие от сюжетно-ролевых игр содержание большинства подвижных дается в готовом виде. Основной целью деятельности детей в подвижной игре является решение двигательной задачи. Структура игры регламентируется правилами. Правила четко формулируются с самого начала, и им должны подчиняться все участники. Правила определяют время выполнения двигательных действий и требования к их точности. Овладеть правилом – значит овладеть своим поведением, научиться управлять им.

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий, преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Таким образом, подвижные игры – действенное средство разностороннего развития.

Анатомо-физиологические особенности детей 3-4 лет

Три года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. Основные показатели физического развития ребенка на этот момент таковы: рост 96+4,3 см, вес 12,5+1 кг, окружность грудной клетки 51,7+1,9 см, окружность головы 48 см, количество молочных зубов 20. Объем черепной коробки трехлетнего ребенка составляет уже 80% от объема черепа взрослого.

Особенности опорно-двигательного аппарата. Физиологические изгибы позвоночника ребенка четвертого года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Суставы пальцев могут деформироваться (например, если малыш часто лепит из слишком жесткого пластилина). Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опущенная голова) могут стать привычными, нарушается осанка. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания. В период 3-4 лет диаметр мышц увеличивается в 2-2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Но постепенно в процессе изобразительной деятельности, в строительных и дидактических играх совершенствуются движения кисти и пальцев. Поднимание рук вверх, в стороны, наклоны, покачивания и повороты туловища одновременно способствуют овладению своим телом.

Дыхательные пути у детей отличаются от таковых у взрослых. Просветы воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи, носовые ходы) у ребенка значительно уже. Слизистая оболочка, их выстилающая, нежна и ранима. Это создает предрасположенность к воспалительным заболеваниям органов дыхания. Ребенок трех-четырех лет еще не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. Очень полезны для малышей упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями.

Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок. Скорость кровотока у детей больше, чем у взрослых. Кровяное давление в среднем составляет 95/58 мм ртутного столба. В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности центральной нервной системы. К трем годам у ребенка бывает обычно достаточно развита способность к анализу и синтезу воздействий окружающей среды. В этих процессах значительная роль принадлежит не только непосредственному восприятию, но и речи, с помощью которой ребенок обобщает и уточняет воспринимаемое. Развивающаяся способность к концентрации возбуждения облегчает сосредоточение детей на учебном материале. Однако оно легко нарушается при изменении обстановки под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса. Если на занятии в момент объяснения с улицы донесся какой-то шум или в комнату вошел посторонний, дети мгновенно отвлекаются. Воспитатели на этот случай должны знать приемы, с помощью которых можно с минимальной затратой времени переключить внимание детей на учебное задание. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей. У ребенка 3–3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы воспитателя. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду движений, и т.д. На этом этапе важно гармонично сочетать непосредственные и словесные воздействия на детей.

Таким образом, сочетание дифференцированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей, а также учет анатомо-физиологических особенностей организма детей, позволит заложить фундамент общей физической подготовленности и достичь гармоничного физического развития на важном этапе – этапе подготовки детей к обучению в школе.

Особенности организации педагогического процесса по развитию основных видов движений (бег, прыжки, метание) у детей младшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр на основе дифференцированного подхода

Целью является разработка системы поэтапного использования дифференцированных подвижных игр на прогулке для развития основных видов движений в младшем дошкольном возрасте.

Время проведения: с 3 ноября 2014 года по 31 марта 2015 года.

Дети обследуемой группы, помимо физкультурных занятиях по программе, проводились дифференцированные подвижные игры во время прогулок, направленные на развитие основных видов движений (бег, прыжки, метание и ловля). (Приложение 3)

Работа была организована следующим образом: в понедельник, среду и пятницу – игры проводились на утренней прогулке, а во вторник и четверг на вечерней. Таким образом, за один квартал использовалось 30 игр, из них 17 игр на бег, 7 игр на прыжки и 6 игр на метание.

Комплекс дифференцированных подвижных игр подбирался с учетом двигательной активности детей: высокой и низкой. И на основе развития основных видов движений (бег, прыжки, метание и ловля) (Приложение 2).

В утренние часы проводились игры большой интенсивности, так дети еще не устали и готовы к физическим нагрузкам. В вечерние часы планировались игры меньшей интенсивности, так как дети к вечеру уже утомлены.

Включая в план ту или иную подвижную игру мы ориентировались на дифференциацию игр, поэтому игры подбирались циклического характера (бег, прыжки, метания и ловля) и степенью подвижности. К концу квартала игры усложнялись (по интенсивности).

При подборе игр особо учитывались морфо-функциональные особенности возраста, уровень их физической подготовленности и развития, при этом соблюдались основные физиологические принципы:

- подбирались игры динамичного характера;

- нагрузка распределялась равномерно;

- постепенно увеличивался объем и интенсивность нагрузок.

Игры на прогулке соблюдались с гигиеническими требованиями: чтобы во время прогулок в игре дети не перегревались, а по окончанию не замерзали.

Перед выходом на прогулку, проверяли готовность участка: очищен ли от лишнего снега, хорошо ли освещен (вечернее время). Заранее готовили пособия, атрибуты, проверяли оборудование необходимое для проведения игры.

О месте сбора участников игры договаривались заранее, либо непосредственно на участке. Для этого применяли различные приемы: зазывалочки (раз, два, три, четыре, пять – всех зову играть!), свистком, колокольчиком, поручали нескольким детям самим собрать всех для игры. Каждый раз меняли приемы сбора детей, чтобы не пропал интерес к игре.

Для того, чтобы дети планировали свои действия, игру объясняли заранее, кратко, понятно, эмоционально и выразительно, при этом соблюдали последовательность: называние игры и ее замысел, содержание, выделяли правила, показывали движения (если нужно), распределяли роли, раздавали атрибуты, размещали детей на площадке.

Правила направлены на организованность и дисциплину детей во время игры. Подчинение требованиям, правилам игры является лучшим средством для развития выдержки и воли. Многократное повторение игр с правилами вырабатывает у детей привычку действовать осмысленно и игра проходит гораздо продуктивнее, поэтому правилам мы уделяли особое внимание.

В процессе игры следили за поведением детей, за качеством выполняемых ими действиями. Поощряли за удачное выполнения задания, подсказывали как лучше действовать, помогали примером (показом). "Саша, если ты сильнее отталкнешься, то дальше прыгнешь (показываем, как нужно отталкиваться). Если есть замечания, делали их в доброжелательной форме. В ходе всей игры следили, чтобы дети не переутомлялись.

Основываясь на результатах тестирования, проведенного на предыдущем этапе, детей распределяли: слабых с сильными, девочек с мальчиками, особенно в играх соревновательного характера. Во время игры не допускали, чтобы дети бездействовали и потеряли интерес к игре, так как в этом случае они не получат достаточной физической нагрузки, которая необходима для развития основных видов движений.

Заканчивали подвижную игру общей ходьбой или малоподвижной игрой, аналогичной по назначению, которая снижает физическую нагрузку и приводит пульс в норму.

Подводя итоги игры, отмечали, кто из детей отличился, кто был самым активным, сильным и ловким, правильно выполняет основные виды движений, соблюдал правила игры. Анализируем, почему некоторые дети добились успеха, а другие нет. "Марина была не внимательна в игре "Шмель", поэтому ее первой "ужалили". Итоги проводились в занимательной форме, чтобы у детей появилось желание улучшить свои результаты.

При проведении игры следили за дозировкой движений. Нагрузку повышали постепенно. На утренней прогулке подвижную игру начинали с высокой двигательной активности, постепенно снижая темп к концу игры. В вечернюю, наоборот, темп игры постепенно увеличивали. При этом следили, чтобы дети не переутомлялись, так как в зимний период одежда детей дает дополнительную нагрузку на организм.

Общую продолжительность отсчитываем с момента сбора детей на игру и начала ее объяснения.

Игровая деятельность ребенка начинает развиваться уже в раннем возрасте. Для того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки. Дети третьего года жизни очень подвижны. Для удовлетворения их потребности в движении необходимо иметь на участке горку, скамейки, ящики и другие пособия. Детям должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься по ступенькам, играть в догонялки и др. В играх детей 3 лет можно заметить признаки подражания взрослым. Учитывая это, педагог вовлекает их в игры с помощью игрушек, старается разбудить интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа "Ловишки", а также игры-забавы. Детей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать. Важно научить детей действовать точно по сигналу, подчинятся простым правилам игры. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам. Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы малыши не испугались, и у них не пропал интерес к игре. При проведении сюжетных игр применяли методику, обращенную к воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа. Проводя игру, необходимо постоянно напоминать детям об игровом образе.

Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении таких игр, педагог выразительно читает текст, сопровождая его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Дети, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям.

В течении одного квартала ( 3 ноября 2014 год по 30 января 2015 года ) продолжительность игр постепенно увеличивали, так как длительное выполнение движений будет благоприятно влиять на развитие основных видов движений (бег, прыжки, ловля ).

Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, а меньшей 4-6 раз. Общая продолжительность игры увеличивается от 5 до 10 минут.

Для более целесообразного использования дифференцированных подвижных игр, их постепенно усложняли, но последовательность действий оставалась постоянной.

Например, в игре "Воробушки и кот" уменьшали круг, тем самым усложнили игру.

Вводя усложнения в игре, мы вызывали, у детей интерес и желание играть в знакомые игры вместе с этим развивая основные движения.

Литература

1. Буре Ф. С. Когда обучение воспитывает [Текст]: метод, пособие / Ф. С. Буре. – СПб.: Детство-пресс, 2002г.-112с.

2. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно- ориентированного подхода [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика – 1995г. -№ 5.

3. Гребешева И. И. Ваш ребёнок [Текст] / И. И. Гребешева, Н. А.Ананьева, С. Г. Грнбакнн, Л. В. Дружинина и др. – М.: Медицина,1990г. -350с.

4. Изаак С. И. Статические модели дифференцированной оценки двигательных возможностей детей и молодежи [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук / С. И. Изаак. – М., 1997г. – 23 с.

5. Крупская Н. К. "О дошкольном воспитании" [Текст] / Н. К. Крупская. – М.: Просвещение, 1967г.-С. 146,210-211.

6. Кожухова Н. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: схемы и табл. [Текст] / Н. Н. Кожухова, JT. А. Рыжкова, М. М. Борисова. – М.: Гуманит. изд. центр "Владос", 2003г. – 192 с.

7. Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова; под ред. С. А. Козловой. – М.: Изд. центр "Академия", 2002г. – 320 с.

8. Котелевская Н. Б. Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учётом возрастной эволюции [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н. М. Котелевская. – СПб., 2000г. – 24 с.

9. Кудрявцев В. Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками [Текст] / В. Т. Кудрявцев // Начальная школа: плюс-минус. – 2000г. – № 7.

10. Погадаев Г. И. Физкульт – Ура! Физическая культура дошкольников [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / Г. И. Погадаев. – М.: Школьная пресса, 2003г. – 96 с.

11. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Изд. дом "Воспитание дошкольника", 2004г. – 208 с.

12. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений, преп. и студентов педвузов и колледжей / М. А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000г. – 256 с.

13. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М.: ТЦ "Сфера", 2003г.-С. 118-124.

14. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И. Э. Унт. – М.: Педагогика. – 192с.

15. Шебеко В. Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / В. Н.Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак. – Минск: 1998г. – 184 с.

16. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1983 – 144 с.

17. Шишкина В. А. Движения + Движения: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.

18. Рунова М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5 – 7 лет ( с учетом уровня двигательной активности): пособие для воспитателей и инструкторув физкультуры / 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006 г. – 141 с.

19. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3 – 5 лет. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112с.

20. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3 – 5 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 104с.

21. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. Пособие для студентов. – М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 368 с.