Педагогическая система Сухомлинского.
Педагогическая система Сухомлинского
Российское образование всегда отличалось наличием самобытных авторских концепций, подходов, позволяющих существенным образом повысить итоговые результаты учебного процесса. Следует отметить, что именно сфера образования, откликаясь на насущные проблемы общества, цивилизации в целом, способна и обязана оказывать свое существенное влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе находить свои специфические возможности решения глобальных или локальных социальных проблем, упреждать нежелательное развитие событий. Таким образом, педагогическая наука нацелена на решение ключевой задачи – повышение качества образования, которое должно соответствовать социальному заказу общества.
Большой вклад в теорию и практику формирования педагогической культуры в 50–60-е гг. XX в. внес видный отечественный педагог-гуманист В.А. Сухомлинский.
В.А.Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. Изучение данной системы позволит повысить качество современного образования в РФ.
1. Биография В.А.Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в Украине неподалеку от Павлыша, в селе Омельник. Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Летом 1933 года Василий Александрович отправился в Кременчуг. Сначала Сухомлинский хотел поступать в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт.
На дневном отделении В.А. Сухомлинский учился всего два года. В 1935 году, 17 лет от роду, он стал учителем начальной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт на заочное отделение и закончил его в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского.
В.А. Сухомлинский – участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.
Рассказать о том, что пережил и перенес Василий АлександровичСухомлинский в годы войны, почти невозможно – он очень мало писал об этом времени своей жизни. Надо сказать, он вообще никогда не писал о своих трудностях и о том, как их преодолевал. Можно подумать, что все ему давалось легко и просто, все выходило само собой. Но надо понять, что перед нами характер необыкновенный. Сухомлинский не рассказывал о своих трудностях потому, что привык справляться с ними сам и терпеть не мог говорить о них вслух,- видимо, ему казалось, что это может быть воспринято как жалоба. Он никогда не старался привлечь внимания к себе как к человеку. Он просто работал. Когда Сухомлинский почувствовал себя тяжело больным, то, прежде всего, попросил не говорить в учительской о болезнях.
Однажды у одной учительницы случилась беда: муж попал в автомобильную катастрофу. Сухомлинский сделал все возможное, чтобы помочь семье. Но говорить о бедах, болезнях, несчастьях он не любил.
Умер выдающийся педагог 2 сентября 1970 года – в самом начале нового учебного года, оставив в наследство выдающиеся труды по педагогике. В.А. Сухомлинский – автор около 30 книг и свыше, 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи.
2. Сущность педагогической системы В.А. Сухомлинского
Систему В.А. Сухомлинского без преувеличения можно назвать универсальной относительно широты охвата системообразующих феноменов и глубины и убедительности интерпретации их причинно-следственных связей.
Обращение к сердцу и уму ребенка, а не попытки поучать, указывать ей, распоряжаться ею, является лучшим психологически совершенным инструментом, который всегда срабатывает, вызывает отклик детской души, желание стать лучше.
Гуманизм педагогической системы В.А. Сухомлинским основывается на положении о ценности человека, его праве на свободу и достоинство как неповторимой индивидуальности. Он выдвинул и развил концепцию относительной автономии конкретной личности, ее права на выбор на основе собственной совести.
В.А. Сухомлинский говорил о рождении ребенка, пробуждении отцовского и материнского чувства любви, сыновнем долге, чувстве сострадания, благодарности, о том, как поступки отражаются на душевных переживаниях других – словом, обо всем, что делает человека Человеком.
Исследуя философскую проблему человека, в своем произведении "Как воспитать настоящего человека" В.А, Сухомлинский отметил следующие черты: понимание и переживание цели и смысла жизни; богатство духовного мира, духовных интересов, духовных запросов и потребностей; потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей. Особое внимание в концепции настоящего человека педагог уделял готовности бороться за свои убеждения, отстаивать их, чувству человеческого достоинства – уважению самого себя, умению дорожить своей личной честью, своим именем; интеллектуальному богатству, творческому уму, стремлению жить в мире мысли, постоянному желанию обогащать и развивать свой разум. Завершая описание психической и духовной сущности человека, В.А. Сухомлинский отмечал эстетическое богатство личности, тонко развитую потребность в прекрасном, любовь к труду, высокую нравственность трудовых отношений, влюбленность в конкретное дело, стремление к совершенствованию трудового мастерства, физическое совершенство.
Философское понимание развития личности В.А. Сухомлинского близко к мировоззрению Ф.М. Достоевского. В.А. Сухомлинский во многом принял гуманизм великого русского писателя, придав ему новую социальную окраску, перенеся его в рамки современного общества, используя многие из его положений в педагогической практике воспитания. Однако В.А. Сухомлинский опровергал некоторые мысли Ф.М. Достоевского, так как был сторонником активного сопротивления злу и в практике повседневной жизни учил этому своих воспитанников. Он формировал у школьников активную жизненную позицию, мужество в борьбе за утверждение добра и преодоление зла, вырабатывал постоянство нравственных поступков и понимание этических проблем общечеловеческих норм морали. Будучи убежденным приверженцем материализма, В.А. Сухомлинский рассматривал понятие "идеалист", не только противопоставляя его "материалисту", но и имея в виду человека, живущего высокими, благородными идеалами. Поэтому В.А. Сухомлинский полностью разделял мнение Ф.М. Достоевского, что нужно воспитывать "идеалистов" в лучшем смысле этого слова.
Анализируя содержание познавательных потребностей, В.А. Сухомлинский серьезно подходил к проблеме формирования у человека способности к творческой деятельности, которая должна основываться на творческом познании, свободной мысли. Придание труду творческого характера делает его источником положительных эмоций, удовлетворяющим не только материальные, но и духовные потребности. "Будь мыслителем. Живи в мире мыслей, постигай идеи. Жить без мысли – влачить жалкое существование. День без мысли, без чтения – напрасно прожитый день. Расточительство времени – расточительство бесценных богатств человеческой жизни".
Философские понятия "счастье" и "смысл жизни" В.А. Сухомлинский тесно связывал с проблемой свободы личности, как способности к активной деятельности в соответствии со своими желаниями. Разработка этих понятий занимает в работах В.А. Сухомлинского значительное место. Свобода определяется В.А. Сухомлинским тем, насколько глубоко человек осознает себя, насколько он независим от каких-либо причин и в какой степени он ориентируется на общественные потребности в своей деятельности. "Стремление к свободе и самостоятельности без высокоразвитой способности долженствования превращается в распущенность, в потворство низменным желаниям. Там, где нарушается гармония ответственности и свободы, начинается хаос, недисциплинированность, произвол".
Пытаясь найти ответы на многие жизненно важные вопросы, В.А. Сухомлинский, его коллеги и ученики размышляли над этическими и эстетическими проблемами. Так, для В.А. Сухомлинского проблемы жизни и смерти, памяти и забвения, трагического и прекрасного были постоянным предметом размышления. Преодоление смерти в философско-педагогических взглядах В.А. Сухомлинского – это символическое бессмертие результатов человеческого творчества. Педагог всегда стремился к тому, чтобы понимание жизни и смерти, чувствование и переживание близкого человека способствовало взрослению ребенка, вносило в его жизнь зрелость, воспитывало умение дорожить людьми, относиться к ним как к великой ценности.
В.А. Сухомлинский считал, что в беседах с учащимися учитель обязан затрагивать вопросы жизни и смерти, объединяющие биологическую и социальную сущность человека, хотя это почти не исследованная область воспитания. Поэтому такие беседы требуют очень бережного и тщательного обращения с материалом и должны опираться на знание, понимание и чувствование состояния ребенка, его характера, эмоционального мира. Учитель, который по складу своего мышления не чувствует в себе склонности к размышлению и беседам на эти темы, должен просто опускать их в процессе работы.
В.А. Сухомлинский стремился развивать образное мышление своих учеников с раннего детства. В этом убеждении он основывался на трудах выдающихся физиологов И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова. В своих работах В.А. Сухомлинский указывал те факторы, которые положительно влияют на формирование чувства прекрасного. Это яркие художественные картины, выразительно прочитанные стихи, народные сказки, родная природа, музыкальные звуки. В Павлышской школе были организованы театр сказки и кукольный театр. Воспитанники сами сочиняли сказки, художественные рассказы, стихотворения. В такой творческой деятельности они передавали приобретенный опыт, умения, мастерство своим сверстникам или младшим детям, которые также чувствовали себя творцами.
Столь же большое значение в эстетическом воспитании В.А. Сухомлинский придавал живописи и музыке. "Музыка тесно связана с лирической поэзией и является как бы следующим этапом в развитии человека. На лучших образцах живописи и музыки, считал В.А. Сухомлинский, воспитывается любовь к подлинно человеческой красоте. Благодаря музыке и живописи в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Создавая произведения искусства, человек видит в природе источник красоты, источник радости и вдохновения. Знакомя детей с миром прекрасного, В.А. Сухомлинский использовал психологическое воздействие и разработанные им педагогические правила. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях и доброй воле. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому.
В повседневной практике В.А. Сухомлинский отстаивал и осуществлял главную философскую идею своей жизни: гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди; таких людей может воспитать только гуманизм. Гуманистические идеалы определили особенности гуманистических позиций В.А. Сухомлинского, широту проблематики его теоретических поисков и нравственную атмосферу его жизни. В своей философии образования педагог не только предложил решения отдельных философско-педагогических вопросов, но и трансформировал величайшие достижения философской мысли предшествующих веков. Создание гуманистической воспитательной системы В.А. Сухомлинского явилось следствием и воплощением его философских мировоззренческих убеждений.
Итак, В. А. Сухомлинский – педагог-реалист, который понимает и раскрывает всю сложность труда воспитателя, требует полной самоотверженности вплоть до самоотречения, труда, посильная только людям талантливым, терпеливым, настойчивым и волевым. Воспитатель – человек, которому, кроме педагогического таланта, во многом присуща глубокая и устойчивая потребность, умение искренне любить, уважать их и делать все для того, чтобы воспитать каждого из них настоящим Человеком.
3. Использование системы В.А. сухомлинского в педагогической науке
Педагогический опыт Павлышской средней школы, получивший известность в 50-70-е годы XX века не перестает вызывать интерес современной педагогической общественности, несмотря на изменения в политической, экономической жизни мирового сообщества в целом и России в частности.
За прошедшие десятилетия было изучено и обобщено педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, в том числе и неопубликованные материалы, рукописи, школьная документация. С 1987 года по инициативе научного общества сухомлинистов начали составляться ежегодные сборники статей, методических разработок ученых и педагогов-практиков, раскрывающие аспекты его дидактической системы. Например, в период с 1987 года по 2008 год в научных сборниках были опубликованы статьи по следующей тематике: "Школа радости" продолжает работать" О.В. Крамчаниновой, "Уроки среди природы" В.А. Деревянко, "Урок – зеркало культуры учителя" С. Сусловой, "В.А. Сухомлинский о дифференцированном и индивидуальном подходе к ученику" М.И. Мухина, "Дидактика В.А. Сухомлинского", "Про дидактическое мастерство учителя" М.Я. Антонца, "Советы педагогам-дефектологам в контексте изучения педагогического наследия В.А. Сухомлинского" Н.П. Кравец, "Родной язык – уроки доброты" С.С. Савельевой, "Грани дидактической системы В.А. Сухомлинского" А.Я. Савченко, "Мир сказок Василия Александровича Сухомлинского" О.В. Сухомлинской и другие.
Особый интерес к дидактическим идеям В.А. Сухомлинского возник в Китае. Китайские ученые отмечали, что подходы В.А. Сухомлинского к обучению подрастающего поколения очень современны и актуальны, поскольку отвечают потребностям китайской школы, к тому же они очень созвучны с идеями древнего китайского философа и педагога Конфуция, который считал, что образование должно быть доступным для всех. Об этом говорил и В.А Сухомлинский, отмечая, что нет детей неталантливых, неодаренных.
Школы, которые работают в Китае по системе В.А. Сухомлинского, приняли лучшие идеи теории, хотя, безусловно, им присуща своя специфика. Но главное, что дети в них находятся в состоянии внутреннего душевного комфорта, "на их лицах нет выражения, которые заставляют учиться". В китайских школах, носящих имя В.А. Сухомлинского, много пространства, света, все в них создано для детей. Педагоги, работающие в этих школах, понимают, что ребенок должен быть счастливым. Они пытаются таким образом воссоздать "Школу радости", описанную В.А. Сухомлинским в книге "Сердце отдаю детям".
Павлышская средняя школа, которой отдал свое сердце и душу В.А. Сухомлинский, стала образцом для создания в Китае экспериментальной школы его имени в селе Хуашы восточной провинции Цзянсу. В 2000 году ее руководители побывали в Павлыше и всего через одиннадцать месяцев построили у себя огромный комплекс, который получил государственный статус исследовательского центра проблем обучения и воспитания детей. С тех пор два учебных заведения поддерживают взаимосвязь, был подписан договор о сотрудничестве и партнерских отношениях.
В 90-е годы XX века начинают публиковаться научные труды, в которых системно представлены дидактические идеи В.А. Сухомлинского. Авторы этих трудов – ученые, занимающиеся исследованиями в области сравнительной педагогики, мировой педагогической истории и советской педагогики. Одним из таких трудов является "Теория всестороннего развития В.А. Сухомлинского", авторы – специалисты Пекинского педагогического университета Би Шучжи и Ван Игао. Еще одна значимая работа – "Система теоретической педагогики В.А. Сухомлинского" специалиста по истории педагогики профессора Пекинского педагогического университета Ван Тяньи.
Дидактические идеи В.А. Сухомлинского также получили распространение и в других странах, например, в Германии (исследования Е. Гартмана о природе народной педагогики В.А. Сухомлинского; Б. Германна о В.А. Сухомлинском-педагоге; основах дидактики В.А. Сухомлинского); в Польше (исследования В. Оконя о Павлышской школе В.А. Сухомлинского; М. Быблюка о формировании педагогического коллектива Павлышской средней школы, "Школе радости" В.А. Сухомлинского; Д. Герцюка о дидактике начальной школы В.А. Сухомлинского); в США (исследования М.Ю. Красовицкого о педагогических идеях В.А. Сухомлинского; Р. Вейса о педагогике начальной школы В.А. Сухомлинского); в Грузии (исследования Н.А. Басиладзе об использовании дидактических идей В.А. Сухомлинского в грузинской школе).
Российская научная школа сухомлинистов представлена именами М.В. Богуславского, В.Г. Рындак.
М.В. Богуславский, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, в своем кандидатском диссертационном исследовании раскрыл дидактическую идею В.А. Сухомлинского о стимулировании радости познания. Ученый представил феномен радости познания, раскрыл психологическую сущность радости познания. Особое внимание уделил процессу стимулирования радости познания: формированию положительной мотивации деятельности, позитивного отношения учащихся к процессу познания; выявлению способностей к длительной самостоятельной деятельности, оптимизма в преодолении трудностей; увлеченности познавательной деятельностью, активностью и творческой инициативностью.
Показывая, как достичь радости познания, М.В. Богуславский предлагает прежде всего создать творческое ядро педагогического коллектива единомышленников-энтузиастов; сформировать идеал познавательной деятельности ученика; выработать педагогическую этику, творческий стиль преподавания. Для этого в учебной деятельности необходимо создавать полноценный интеллектуальный фон, использовать сокровища народной педагогики, разнообразную совместную познавательную деятельность учителей и учащихся.
В.Г. Рындак, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, ученица В.А. Сухомлинского, в своих научных трудах "Уроки Сухомлинского", "Учитель Сухомлинский: уроки на завтра", "Школа: с веком наравне" раскрыла следующие дидактические проблемы: роль урока мышления, гармония умственного и физического труда на уроке (в соавторстве с Т.В. Челпаченко), возрождение уроков радости познания В.А. Сухомлинского в современной школе, роль слова в процессе обучения, путь к эффективному уроку.
Таким образом, можно констатировать, что педагогическое наследие В.А. Сухомлинского продолжает оставаться актуальным, опередившим свое время, содержащим неоценимый потенциал для дальнейшего развития дидактической системы современной школы.
Выводы
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в "Этюдах о коммунистическом воспитании" и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В.А.Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе.
Глубоко психологическая, гуманистическая сущность педагогической системы Сухомлинского является ее самым решающим глобальной и глубинной характеристикой.
Литература
1. Биография Василия Александровича Сухомлинского // [Электронный ресурс] Режим доступа: epwr.ru/quotauthor/txt_470.php/
2. Богуславский М. Василий Александрович Сухомлинский: цели и смыслы воспитания // Народное образование. – 2008. – № 9. – С. 261-266.
3. Пушкарева И.А. Гуманистические идеи в системе педагогического воспитания В.А. Сухомлинского // Все для администратора школы № 2, 2012 – С.23-26
4. Равкин З.И. Мифы и реалии в истории отечественной школы. // Педагогика. – 1991. – № 10. – С. 110-117.
5. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Этика коммунистического воспитания. – М.: Педагогика, 1990.
6. Сухомлинский В.А. Мы продолжаем себя в детях // Мудрость родительской любви. М.: Наука, 1988.
7. Челпаченко Т.В. Опыт использования аспектов дидактической системы В.А. Сухомлинского в образовательных учреждениях России и зарубежья // Психология, социология и педагогика. 2012. № 9