Применение компьютерных технологий во взаимодействии педагогов с родителями воспитанников.
Применение компьютерных технологий во взаимодействии педагогов с родителями воспитанников
- Сказкотерапия
- Организация проектной деятельности на уроке
- Понятие о педагогической технологии
- Метод проектов как способ экологического воспитания младших школьников
- Формы работы на уроках математики в начальных классах в процессе решения текстовых задач
- Педагогические основы обучения народно-сценическому танцу
- Методы обучения речевому взаимодействию
Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Практически все исследователи вопросов информатизации образования (А. А. Андреев, Б. С. Гершунский, Э. И. Кузнецов, М. П. Лапчик, Е. И. Машбиц, С. В. Панюкова, Е. С. Полат, И. В. Роберт и др.) приходят к единому выводу о высокой эффективности использования ИКТ. Эффективность обусловлена следующими возможностями: незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ; компьютерная визуализация информации; архивное хранение больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкий доступ пользователя к банкам данных; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения. Кроме того, компьютерные телекоммуникации создают уникальную среду интерактивного взаимодействия представителей различных групп пользователей независимо от их места нахождения. Таким образом можно говорить, что компьютерные технологии способны стать серьезным помощником педагогов в организации диалога с родителями. Однако на сегодняшний день недостаточно разработан алгоритм применения компьютерных технологий в организации процесса взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и педагогов. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относятся к ребенку лучше, не любят его так и не заботятся столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Так в Законе РФ "Об образовании" (1992) и Семейном кодексе РФ (1997) подчеркивается, что "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте…". [21] Приоритетная роль в воспитании отведена семье. "Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений".
В "Концепции дошкольного воспитания" (1989) говорится: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов" Значит в воспитании детей важны принципы единства и взаимосвязи педагогов и родителей. [26]
Таким образом, для того, чтобы в полной мере использовать воспитательный потенциал семьи специалисты считают, что родителям необходимо соблюдать ряд важных моментов:
- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- Уважать право ребенка на собственное мнение;
- Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
Для ребенка дошкольного возраста семья, в которой он живет и воспитывается, является естественной средой. Семья накладывает свой отпечаток на его характер и поведение, в семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Получаемые им сведения постепенно расширяются и усложняются по мере того, как малыш растет и развивается.
Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности, которые являются основой в проявлении, развитии индивидуальности. Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что у многих создается впечатление, будто характер родителей передается детям по наследству. Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают влияние на формирование личности ребенка.
В семьях, где жизнь подчинена неписаным законам и правилам, создаются возможности для нормального труда и отдыха каждого человека. Режим питания, труда, отдыха в равной мере учитывает интересы и взрослых и детей. Нормализует семейный быт справедливое и разумное распределение домашних обязанностей, когда принимаются во внимание индивидуальные особенности, склонности и возможности каждого члена семьи. Под влиянием педагогически целесообразного уклада семейной жизни у детей более успешно формируются полезные бытовые привычки, навыки самообслуживания, умение легко справляться с повседневными делами. Дети из семей, где быт налажен плохо, как правило, менее дисциплинированны, чем их товарищи из семей с педагогически целесообразным семейным укладом, одной из сторон которого является семейный быт.
Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии ребенка является воспитание, на которое влияет, в первую очередь, педагогическая культура родителей.
Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им находить верные решения и избегать ошибок в семейном воспитании и в нестандартных ситуациях.
Но современные семьи, по мнению Ю. Хямяляйнен [59], зачастую не способны создать благоприятные условия для социализации ребенка, а эта неспособность приводит к появлению различных социальных проблем. Ввиду существующего кризиса семьи, недостаточно высокой педагогической культуры родителей и в целях оказания квалифицированной помощи родителям в воспитании детей на детский сад ложатся задачи по воспитанию и обучению родителей.
Воспитание родителей (иногда употребляется термин "педагогическое образование родителей") – это международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателя собственных детей, родительских функций. Ю. Хямяляйнен [59] констатирует, что в настоящее время все яснее становится необходимость воспитания родителей и участия в этом профессионально подготовленных специалистов.
Необходимость работы по воспитанию родителей основывается:
а) на потребности родителей в поддержке;
б) на праве ребенка на педагогически образованных родителей;
в) на стремлении общества защитить себя, и предотвратить появление многих социальных проблем: преступность, алкоголизм, психические отклонения и т.п.
Следовательно, воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой стороны, для здоровья самого общества. В конечном итоге речь идет о праве ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучие.
Результатом, а, следовательно, и целью воспитания родителей является не подача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них "педагогических позиций" и "педагогической рефлексии" или
коррекция их педагогической позиции, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность.
"Педагогическая компетенция" – это способность понять потребности детей и создать возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка.
"Педагогическая рефлексия" – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации, как считает О.Л. Зверева [22].
"Педагогическая позиция родителей" представляет собой систематизирующую категорию, включающую в себя, во-первых, когнитивный и поведенческие компоненты, во-вторых, осознаваемое и неосознаваемое. Она включает представление родителей о возрастной динамике развития ребенка, само ценности периода дошкольного детства и основных задачах воспитания. Проявляется она в отношении к ребенку, в высказываниях и оценке родителями поведения, своего, ребенка, в их реальной деятельности и общении с ними, как замечает В.П. Дуброва [17].
Итак, воспитание родителей призвано передавать им знания о воспитании детей в семье. Исследования (В. Бьерл, М. Каплан, В.А. Петровский) доказали тот факт, что новая информация порождает изменения в сознание родителей, а это в свою очередь, ведет к изменению их поведения по отношению к детям, к другим членам семьи.
Поэтому в настоящее время актуальной становится задача оказания психолого-педагогической помощи родителям в осуществлении ими функций воспитания своих детей. Опубликованная в 1989 году "Концепция дошкольного воспитания" [26] (В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) положила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.
Семья и дошкольные детские учреждения – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.
Проанализируем термин "взаимодействие". Словари трактуют этот термин следующим образом: "Взаимодействие – это процесс обмена мыслями, идеями, чувствами, переживаниями, это деятельность, общение" [36,43].
Взаимодействие, по мнению В.Н. Мясищева представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношения людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, и при этом не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения
С позиции общения детского сада и семьи, взаимодействие подразумевает организацию такого воспитания, при котором педагоги и родители постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воспитательного воздействия на детей, то есть действия общие, связанные, обусловленные и дополняющие друг друга [8,12,18].
Взаимодействие с семьёй – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;
- педагогическое просвещение родителей;
- установление единства в воспитании детей;
- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания.
В настоящее время в соответствии с "Концепцией дошкольного воспитания" (1989) [26] разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи, в сообществе воспитывающих взрослых в семье и детском саду.
Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.
Л.М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений деятельности сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы):
1. Создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей;
2. Современное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада;
3. Открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье;
4. Организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.
Строя сотрудничество детского сада с родителями, специалисты и практические работники опираются на указанную выше "Концепцию дошкольного воспитания" (1989) в которой разработаны новые подходы к общению педагогов с родителями, базирующиеся на взаимосвязи детского сада и семьи, сообщества семьи и детского сада (Л.М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.
В изученной педагогической литературе по проблеме взаимодействия семейного и общественного воспитания (В.П. Дуброва, А.А. Петрыкевич) выделяются три вида связей между семьей и детским садом, что способствует эффективности воспитания детей [17]:
I вид – связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Связи такого рода называют компенсаторными. На практике они реализуются в таких формах и методах совместной работы семьи и детского сада, как: родительское собрание; консультации; лектории и т.д. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: "Детский сад – семье".
II вид – эти связи характеризуют включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Они направлены на его совершенствование, формула взаимодействия: "Семья – детскому саду". Эти связи также носят компенсаторный характер. Их практическое проявление – это оказание помощи детскому саду со стороны родителей – налаживание работы кружков, коллективные мероприятия (экскурсии, походы, и т.п.).
III вид – координационные связи. Они возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.
Все это возможно при использовании активных форм и методов работы с родителями, и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участия их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
На основе анализа литературы [8,13,17,22] можно выделить следующие традиционные формы работы с семьей: посещение на дому, групповые родительские собрания, общие собрания родителей, индивидуальные беседы, консультации, дни открытых дверей, открытые просмотры; школа молодых родителей; лектории и университеты педагогических знаний; педагогические кружки; уголок для родителей; библиотечка для родителей; папка – передвижка; при групповой стенд и др.
Эти общеизвестные формы работы начали создаваться в 20-е годы XX столетия и получили широкое распространение в практике общественного дошкольного воспитания (поэтому они и называются традиционными). Они подразделяются на:
Коллективные формы работы: родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности определенной группы, встречи с родителями ("Давайте познакомимся!"), вечера вопросов и ответов, заседания "круглого стола", занятия тренингового характера, основная цель которых помочь родителям правильно строить общение и совместную с ребенком – дошкольником деятельность, совместные с детьми, родителями и воспитателями праздники и развлечения, выставки совместных работ родителей и детей, школы для родителей, родительские конференции, совместные педсоветы или домашние педсоветы, которые проводятся у родителей дома.
Индивидуальные формы работы: индивидуальные беседы и консультации, посещение семьи.
Наглядно-информационные формы работы: выставки детских работ, фотомонтажи, дни открытых дверей, реклама книг, статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания, педагогические информационные стенды ("Уголки для родителей"), папки – передвижки с материалами по различным вопросам [8].
Традиционные формы помогают организовать содержательную и целенаправленную работу с родителями. Однако использование этих форм не всегда способствует возникновению интереса у родителей к вопросам педагогики и психологии детей.
В настоящее время практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества дошкольного учреждения с родителями, желая разнообразить и усовершенствовать эту работу.
Хотя в педагогической литературе нет такого определения, эти формы успешно входят в жизнь дошкольных учреждений. Как отмечает О.Л. Зверева, они построены по типу развлекательных игр или телепрограмм и направлены на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов [22].
Смысл нетрадиционной работы педагогов с родителями – не только в установлении контактов, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия помощи.
Проводятся дни и недели открытых дверей, родители привлекаются к подготовке утренников, они сочиняют сценарии, стихи, вместе с детьми исполняют песни, участвуют в самых различных конкурсах, состязаниях: "Педагогическое поле чудес", "КВН", спортивные праздники, конкурсы знатоков педагогических секретов, устные жанры и др.
Подобные формы сотрудничества с семьей весьма эффективны, если чрезмерно не увлекаться развлекательной стороной мероприятия и уделять должное внимание педагогическому содержанию.
Главный компонент в системе "семья – дошкольное учреждение" – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Дошкольное учреждение – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы педагогов детского сада зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Авторы программы "Из детства – в отрочество" под руководством Т.Н. Дороновой вопросам взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников уделяют огромное значение, особое место отведено игре. Коллектив авторов знакомит родителей с особенностями игровой деятельности детей и учит их играть со своим ребенком дома.
Т.Н. Доронова отмечает "чтобы преодолеть свою авторитарную позицию, родители и воспитатели должны играть с детьми. Сюжетно-ролевая игра для взрослых является своеобразным тренингом, где они учатся устанавливать равные отношения с ребенком, преодолевать свою авторитарную позицию, проявлять творческие способности в изобретении новых сюжетов игр, ролей" [15].
На основании выше сказанного следует: партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом в последнее десятилетие рассматриваются отечественными и зарубежными педагогами как наиболее способствующие возникновению положительных результатов в воспитании дошкольников, посещающих дошкольные учреждения (В.П. Дуброва) [17].
На современном этапе общение с родителями в детском саду строится на основе диалога, главный принцип этого общения – партнерство, равенство психологических позиций. [22]. Как отмечает О.Л. Зверева к принципам общения педагога с родителями относится открытость, искренность в общении, понимание, умение быть самим собой, умение видеть проблему глазами собеседника, признать его точку зрения, эмоционально отзываться на неё, отказ от судейской позиции. Общение строится на основе отказа от критики собеседника, на умении не сводить общение к оцениванию "правильно – неправильно". Специалисты рекомендуют педагогам помнить, что родители – не ученики, а партнеры по общению, и должны осуществлять к ним подход как к субъектам воспитания. "Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей, и то, что мы предлагаем родителям, должно быть интересно и полезно" [28].
Еще одним из новых путей взаимодействия является применение компьютерных технологий. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. Эти средства быстро ассимилируются культурой нашего общества, так как они не только создают большие удобства, но снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете. В дополнение ставшим уже традиционными средствам связи (телефон, телеграф радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи.
Использование новых информационно-коммуникационных технологий в системе работы воспитателя с родителями
Сегодня, в век информатизации и компьютеризации информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические. Информация (informatio) – разъяснение, осведомленность, изложение. Информация – ценнейший ресурс наряду с такими традиционными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.
Исторически первым носителем человеческих информации, знаний была речь, представлявшая изначально кодированные звуки для координации действий в человеческом сообществе. Затем появилось наскальное письмо каменного века, далее пиктограммы ("иконы") бронзового века, иероглифическое письмо (сохраненное до сих пор, например, в Китае) и письмо "обычное" – конкатенацией букв алфавита в слоги ("слоговое письмо") и т.д.
Информационные технологии (ИТ) – это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. [45]
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
Информационная система (ИС) – это организационно-упорядоченная взаимосвязанная совокупность средств, и методов ИТ, а также используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Такое понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации ЭВМ и средств связи, реализующих информационные процессы и выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.
Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, БД, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Хотя сама идея ИС и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в десятки и сотни раз повысила эффективность ИС и расширила сферы их применения.
Реализация функций ИС невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. ИТ может существовать и вне сферы ИС. Таким образом, ИТ является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В зависимости от конкретной области применения ИС могут очень сильно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации.[56]
Основная классификация информационных технологий, это классификация, по технологии обработки:
1. Технологии обработки текстовой информации (текстовые редакторы, текстовые процессоры).
2. Технологии обработки числовой информации (табличные процессоры).
3. Технологии обработки графической информации (Графические редакторы, программы обработки векторной графики).
4. Технологии создания и обработки базы данных (системы управления базами данных).
Все базовые информационные технологии делятся на три группы:
- Информационные системы.
- Офисные технологии.
- Теле коммуникации.
В зависимости от способа представления обрабатываемой информации ИТ делятся на следующие виды:
Классификация ИТ в зависимости от способа представления обрабатываемой информации.[53]
- Текст – Текстовые процессоры
- Графика – Графические процессоры
- Звук – Средства обработки звука
- Данные – СУБД алгоритмические языки,табличные процессоры
- Знания – Экспертные системы
- Обьекты реального мира – Средства мультимедия
Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями воспитанников.
В современной дошкольном учреждении наиболее распространенными остаются коллективные формы взаимодействия воспитателя с родителями (проведение родительских собраний, психолого-педагогических лекториев, дни открытых дверей, организации Школы молодого родителя). Педагогами используются также групповые (групповые консультации, тренинги, практические занятия) и индивидуальные (консультирование, беседа, переписка) формы работы, проведение совместных с родителями и детьми трудовых десантов, спортивных соревнований. Использование средств мультимедиа в организации деятельности воспитателя с родителями позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечет больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Специалисты раскрывают несколько путей применения компьютерных технологий в процессе взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. В качестве таких путей выделяют:
- применение программы Power Point
- применение программы Move Maker
- организация on-line взаимодействия
Охарактеризуем возможности предоставляемые каждым из этих путей.[51]
Во время проведения родительских собраний большую помощь могут оказывают компьютерные презентации, составленные в Power Point. Благодаря презентациям педагог получает возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам успеваемости, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несли бы для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания ребенка. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усвоится и сохранится в памяти гораздо дольше, поскольку она оказывается продублированной через различные сенсорные пути: аудиальные и визуальные.
Использование информационно-коммуникационных технологий в организации совместной деятельности родителей и детей позволяет значительно расширить возможности воспитательного процесса. Так, например, при проведении гостиной "Мама, папа, я – читающая семья" возможно использование фильма о литературных предпочтениях всех членов семьи, созданного в программе Move Maker. [38]
Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, общение on-line. Специалисты предлагают несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:
- телемост
- телекоммуникоционный проект
- дистанционные конференции
- создание информационно-методического журнала on-line
- создание сайта детского сада
Рассмотрим каждый из них.
Современные Интернет-ресурсы позволяют проводить телемост, посвященный современным проблемам подрастающего поколения, в режиме on-line между семьями разных групп.[38]
Телекоммуникационный проект – это игра-соревнование между группами родителей с использованием электронной почты для связи.
Работа над проектом делится на несколько этапов:
- этап получения и обсуждения задания;
- этап поиска решений или необходимой информации;
- этап подготовки информации на компьютере.
Задача педагога – организовать участников, направить в нужное русло, распределить правильно время и силы: одновременно идёт поиск информации и подготовка на компьютере. Это связано обычно с ограничением по времени. Но все решения участники должны принимать самостоятельно после коллективного обсуждения.
Дистанционные телеконференции могут проводится как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки. Охарактеризуем их.
Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени (Chat) обусловлены необходимостью её предварительной подготовки. Создание координатором тематического расписания чат-конференции позволяет содержательно наполнить отдельные её этапы и провести с участниками подготовительную работу. Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий конференции также готовит свои основные вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже известны. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают координатору оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от ведущего требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции.[54]
Координатору необходимо придерживаться заявленного им расписания. Так как связь у отдельных участников может прерываться и они входят в окно разговора, теряя из виду нить конференции, координатор через определённое время повторяет ключевые вопросы или суждения, уже высказанные на конференции, для вновь подключающихся участников. Ведущий и участники дистанционной конференции заметно повысят эффективность своей работы, если будут владеть способами формулирования вопросов разных типов.
Необходима разработка типологии вопросов для дистанционной конференции: сущностные, поясняющие, провокационные и т.п., поскольку от формы вопроса зависит и достижение участниками образовательных результатов.
В чат-конференции работа ведущего возможна как со всеми участниками конференции, так и одновременно в отдельной комнате с теми участниками, которые пожелали обсудить возникший вопрос или проблему лично с ведущим.
Точно так же участники конференции могут начать беседу между собой в частном режиме. Возникающая при этом проблема утраты со стороны ведущего функций контроля над деятельностью участников решается при наличии у координатора контрольных вопросов, тестов и заданий, направленных на создание участниками итогового образовательного продукта на конференции.
Дистанционная конференция, проводимая с помощью электронной почты в режиме списка рассылки, имеет свои преимущества. Данный вид конференции более предпочтителен для организации образовательных телекоммуникаций среди родителей воспитанников, так как большинство российских дошкольных учреждений не имеют прямого доступа в сеть Интернет. Создание образовательного списка рассылки в разных его вариантах: свободном, модерируемом, имеющем ограничения к доступу и др., позволяет организовать работу дистанционных участников в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. В зависимости от выбранного варианта работы списка рассылки строится и обучающая структура электронной конференции. У дистанционной конференции, проводящейся с помощью электронной почты, есть существенное преимущество перед беседой в реальном времени – больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет участнику подготовить свой ответ, привести его в соответствие с заданными требованиями. В чат-конференции из-за ограниченного времени трудно избежать малосодержательных реплик. Кроме того, по электронной почте участники могут высылать иллюстративный материал, мультимедийную информацию, которую в обычных чат-программах представить пока невозможно.
Другой эффективной формой взаимодействия с семьей является выпуск в образовательном учреждении информационно-методического журнала on-line для родителей. Каждый номер посвящен определенной проблеме воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении. Статьи могут писать не только педагоги, но и специалисты различных служб. Тема номера определяется проблемами, которые волнуют родителей больше всего. Открытие подписки на электронный вариант журнала позволит родителям знакомиться с новыми материалами издания, получая свежий номер по электронной почте.
Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе создание сайта детского сада. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.
Ноу-хау ДОУ может стать создание сайта группы, на котором каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.
Как правило, на сайтах ДОУ и группах администраторы размещают не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения воспитательных мероприятий. Родители, интересующиеся современными информационными технологиями порой сами предлагают свою помощь в создании сайта группы, тем самым активно участвуют в жизни детского сада.
Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
Формы и методы взаимодействия родителей и педагогов с помощью компьютерных технологий
Мы предложили педагогам дошкольного учреждения поставить перед собой задачу вовлечения родителей в педагогический процесс. Для того чтобы вызвать у них интерес, недостаточно прочитать им лекцию или провести простое родительское собрание на интересующие проблемы. Родители должны принимать самое активное участие в жизни детей своей группы и всего детского сада. Мы предложили педагогам активно задействовать возможности компьютерных технологий во взаимодействии с родителями.
Вначале работы мы провели ряд консультаций с педагогами, показывающий им возможности использования компьютерных технологий, разработали рекомендации и памятки для них.
Консультация на тему: "Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологий" проходила со всеми педагогами. В ней мы осветили следующие вопросы: Что такое презентация; почему презентации эффективны; порядок создания презентации (текст см приложение 3) Также консультация сопровождалась электронной версией (приложение 4 на диске) По мнению воспитателей выбранная нами тема консультации актуальна как для начинающих, так и для уверенных пользователей компьютерных технологий. Для "новичков" она стала обучающей, а для тех, кто знаком с техникой создания презентаций – закрепительной.
Консультация на тему "Создание графических изображений с помощью Paint" проходила в форме видио – урока. Нами была подобрана обучающая презентация. По окончании воспитателям было предложено создать собственные изображения. Реакция педагогов на задание оказалась положительной, они с интересом создавали графические изображения.
Также нами были разработаны памятки для воспитателей. Содержание их представлено ниже.
Памятка 1. Продуктивные инструменты: каждый педагог должен профессионально владеть продуктивными инструментами.
Педагог должен уметь работать с различными компьютерными программами хранения и передачи информации. Продуктивные инструменты (текстовые редакторы, таблицы Excel, базы данных, программы для изготовления презентаций и др.) обычно установлены на всех компьютерах и являются "рутинными инструментами",позволяющими решать все возникающие обучающие и педагогические задачи. Однако80 % пользователей, педагогов детских садов, в частности, знают только 20 %того, что эти компьютеры могут делать.
Каждый педагог должен понимать, что современный текстовый редактор – это мультимедийный инструмент, хорошо владеть FotoShop, инструментами для рисования и презентационной программой типа Power Point не потому, что презентационный материал удобен для педагога, а потому, что он удобен для родителей. Искусное владение продуктивными инструментами позволяет педагогу создать визуально привлекательный, информационно богатый учебный материал.
Памятка 2. Решение проблем: каждый педагог должен знать, как разрешать возникающие проблемы, связанные с технологическими инструментами.
Педагоги должны знать, что, если компьютер начинает себя вести как-то не так, самый простой способ решить эту проблему – выключить его, а потом снова включить. Иногда следует проверить периферическое оборудование, оно может быть неплотно подключено в разъемах. Иногда следует заново отформатировать диски или проверить, не осталась ли дискета в выключенном компьютере. Педагоги должны знать эти и другие проблемы, возникающие при использовании компьютеров. Перед их глазами должна быть таблица, соотносящая суть проблемы с алгоритмом ее решения.
Памятка 3. Техническая помощь: каждый педагог должен знать, куда следует обратиться за технической помощью.
Иногда появляются технические проблемы, которые выходят за уровень компетенции педагога. Педагоги, использующие в своей работе информационно-компьютерные технологии, должны установить хорошие рабочие отношения с техническим персоналом и знать, как оперативно подключать его к решению возникающих проблем. В крайнем случае на видном месте рядом с компьютерным столом должен находиться номер телефона "скорой компьютерной помощи".
Памятка 4. Веб-ресурсы: каждый педагог должен знать, какие ресурсы имеются в Интернете по его профессиональной деятельности и сфере интересов.
Интернет – чудесный источник для повышения квалификации педагога. И этот источник становится все богаче. Педагоги должны знать, к каким Интернет-ресурсам они могут обратиться, чтобы повысить свой профессиональный уровень. С этой целью можно провести специальный семинар для педагогов детского сада, познакомить их с образовательными сайтами (Всероссийский Интернет-педсовет -http://pedsovet.org/ mtree/task, RusEdu Информатика и ИКТ в образовании -http://www. rusedu.info, Информационные технологии в образовании –http://www.ito.edu.ru, Искусство и Интернет-технологии –http://art.ioso.ru и др.) и педагогическими Интернет-клубами ("Детский сад настоящего: 100 резервов" -http://www.pik100.ucoz.ru, Всероссийский Интернет-педсовет -http://pedsovet.org/mtree/task и др.).
Памятка 5. Умение искать в Сети: каждый педагог должен обладать хорошими навыками поиска информации в Сети.
Поиск в сети становится главным навыком для всех пользователей компьютерами. Педагоги сегодня проводят довольно много времени он-лайн в поисках различных медиаресурсов и информации, которые можно использовать в работе с детьми. Для этого нужно научиться работать по опорным словам в поисковых системах типа Yandex, Googl, Rambler и др.
Памятка 6. Интерес и гибкость: каждый педагог должен быть открыт новым способам работы.
С целью повышения квалификации и улучшения своей работы педагогу необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к новым педагогическим технологиям и научным разработкам, находиться в непрерывном поиске идей. Один из лучших способов получения идей – участие в форумах, где педагоги обсуждают друг с другом актуальные педагогические проблемы, делятся опытом своей профессиональной деятельности. Для общения можно заходить на сайты и форумы педагогических журналов, департаментов и управлений образования и др.
Катя, напишите тут абзац, каким образом педагоги стали пользоваться этими памятками. Нам могут сделать замечание, что текст памяток должен быть в приложении, но для объема их придется оставить. Поэтому надо как-то обосновать.
Для внедрения в практику взаимодействия с родителями нами были предложены следующие формы работы:
1. Информирование родителей через интернет.
Была создана специальная рассылка, которая помогла родителям быть в курсе всех мероприятий, происходящих в дошкольном учреждении. Для этого воспитателями были собраны электронные адреса родителей воспитанников и регулярно, заблаговременно сообщалось членам семьи о каком-либо событии или достижении. Основной девиз здесь – " Все, что вы узнали сами – расскажите родителям!"
Как показывает практика, если родители больше знают о том, каких успехов добились дети или педагоги, их интерес к образовательному учреждению существенно повышается.
2. Проведение экспериментального семинара для родителей – на дистанционном уровне по средством электронной почты.
Дистанционные методы позволяют проинформировать гораздо большее число "занятых" родителей, которые не всегда имеют возможность посещать собрания. Родители, работающие с использованием интернета, становятся более активными участниками дошкольной жизни, так как в любой момент педагог может связаться с ним по электронной почте – буквально,по несколько раз в день.
Семинар на тему "Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье" был проведен в форме информационной рассылки литературы "Семейный Кодекс", "Конвенция о правах ребенка", "Закон об образовании", "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении", "Устав ДОУ", "Декларация прав ребенка", доклада (см приложение 6) и обсуждения в форме вопрос-ответ по электронной почте.
Такая форма проведения более эффективна по сравнению с традиционной. Активность в диалогах, заинтересованность в получаемой информации у родителей значительно увеличилась.
Участие в данном семинаре приняли 90% родителей, из них 60% активно заинтересовались проблемой, задавали вопросы, просили выслать дополнительную литературу; остальные 30% ограничились благодарственным словом
3. Просвещение родителей через интернет.
Совместно с педагогами нами была организована работа по созданию сайта детского сада для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания. Было также предложено размещать информацию о новых книгах, издаваемых законах и созданных программах (на данный момент сайт находится в стадии доработки). К проектированию сайта были привлечены и родители воспитанников. Им было предложено создать страничку "меню нашего садика". Некоторые отнеслись к этому заданию очень серьезно и проявили творчество и умение использовать различные программы для создания коллажей. (см приложение 7).
Педагоги в свою очередь, установив и использовав рекомендованные нами программы, такие как: "Мастер эффектов", "Мастер коллажей", Photo Studio 5.5 и др., создали такие странички как "Советы специалистов" ( см приложение 8); " фото-отчет" – ( для того, что бы родители могли оценить успехи работу ДОУ) ( см приложение 9).
Нами было предложено создание на сайте ДОУ странички под названием "шпаргалки для родителей", на которой освещались бы интересующие родителей проблемы и способы из разрешения. Мы разработали несколько тем (см. Приложение…..). Все остальное из 2.3 (по капризам, упрямству и т.д.) убрать в приложение
Также мы подготовили рекомендации педагогам по проведению дистанционного родительского собрания.
Особенно тщательно было проработано нами направление проведения дистанционных родительских собраний
Проведение родительских собраний в ДОУ требует модернизации и появления новых сетевых форм. Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка. Дистанционные родительские собрания отвечают следующим характеристикам:
1. Мобильность – позволяя родителям более оперативно получать информацию, а воспитателям более оперативно доносить информацию до родителей
2. Диалог, открытость, сотрудничество -позволяя участникам более эффективно коммуникатировать, действовать совместно, и не быть привязанным жестко ко времени и месту
3. Продуктивность
Мы предложили педагогам совместно разработать технологию проведения родительских собраний на основе Интернет-технологий. При этом мы отметили, что формы проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными, начиная от обычных родительских собраний, на которых через проектор транслируются Интернет-ресурсы или используются Интернет-среды для фиксации идей, и кончая полностью виртуальным родительским собранием, которое проходит в блоге, Вики, Friedfeed, Campus. Между ними может быть собрание, которое предворяет обсуждение определенных вопросов в Интернете или собрание, которое начинается в классе и затем продолжается в Интернете. При этом в собрании могут участвовать как все родители, так и организовано взаимодействие с родительским комитетом. Собрания с использованием Интернета позволяют:
- Оперативно взаимодействовать с родителями
- Работать с родителями в удобное для них время и месте
- Включить родителей в деятельность
- Проводить собрания в период эпидемий
- Организовать дискуссии и совместную деятельность на новом уровне за счет использования инновационных технологий
- Рассмотреть широкий спектр вопросов за короткий промежуток времени
- Оперативно общаться и обсуждать вопросы до и после собраний
- Сэкономить временные ресурсы
Удобство данного мероприятия в отсутсвии необходимости общего сбора в конкретном месте (группа при традиционной форме проведения родительского собрания). Главное подобрать время, удобное для большинства и ресурс, посредством которого будет проведено данное мероприятие.
Среди неоспоримых преимуществ можно говорить о возможности участия каждого родителя. При дистанционном варианте общения каждый может высказать свою точку зрения и будет услышан (прочитан) и прокомментирован аудиторией. При проведении традиционного собрания этот процесс затягивается во времени, нарушает организацию.
Важно отметить, что проведение дистанционных родительских собраний (как одной из форм дистанционного взаимодействия семьи и ДОУ) способно повысить мотивацию родителей к общению между собой и с воспитателем (другими работниками ДОУ, принимающими участие в подобном мероприятии).
Прежде всего, мы отметили, что очень важно педагогу подобрать вопросы, темы, которые будут интересны родителям.
Мы предложили педагогам проанализировать существующую ситуацию и выделить необходимые позиции для того, чтобы у них появилась возможность организации дистанционных родительских собраний. Совместно с педагогами нами было намечено несколько ключевых моментов:
1. Для реализации данного проекта с технической точки зрения необходимо наличие доступа к сети Интернет всех предполагаемых участников, всех заинтересованных лиц.
2. Необходимо определить уровень подготовки участников образовательного процесса к проведению и активности в подобном мероприятии, определить, какие средства нужны, какие сетевые сервисы удобно использовать.
Мы подсказали педагогам, что на сегодняшний день наиболее удобными в использовании, имеющими некоторый опыт можно назвать следующие ресурсы: Вики, skype, блог, форум, сайт, кампус. С освоением новых сетевых сервисов каждая отдельно взятая группа (детский сад, регион) могут найти для себя наиболее удобный формат в использовании. Таким образом, в перспективе возможно обобщение опыта проведения дистанционных родительских собраний в разных сетевых сервисах. В качестве прототипа можно рассматривать существующие варианты сетевого взаимодействия между педагогами и родителями воспитанников. Это может быть обсуждение в блоге, совместная работа в сайте ДОУ. Отличие дистанционного родительского собрания от приведенных форм общения в краткости, четкости и продуктивности.
Нами также была составлена небольшая подбора сайтов для родителей, которые педагоги, могли рекомендовать родителям воспитанников своей группы.
Солнышко – Развлекательный и помогающий развитию ребенка сайт. Если хочется провести время перед компьютером вместе с ребенком, это самое то. Как ребенку самому приготовить бутерброды, салаты? Загляните в рубрику "Кулинария". В "Игротеке" веселые конкурсы, игры on-line, много кроссвордов, раскрасок, логических упражнений. На сайте можно прочитать более 400 пословиц, посмотреть мультфильмы, поучаствовать на различных конкурсах вместе со своим чадо, а также посоветоваться с психологом и логопедом.
7я.ру – здесь можно прочитать о беременности, о воспитании и психологии ребенка, об образовании детей, о семейных отношениях, о любви, а также как отдыхать всей семьей, как вести хозяйство. Можно получить ответы на многие интересующие Вас вопросы. Здесь проводятся различные конкурсы, в том числе и фотоконкурс. Также очень хороший форум для родителей.
Форум родителей Ребенок.ру – обсуждаются волнующие родителей вопросы: здоровье во время беременности, как и чем кормить детей, диеты, как ухаживать за собой, религиозные вопросы, взаимоотношения с родными, сами же участники форума предлагают интересные тесты, обсуждают книги, которые читали и многое другое. Если хочется пообщаться, не выходя из дома – это для Вас.
Сайт Материнство на форумах обсуждается тема кормления, прививок, роды, на сайте можно прочитать о варикозе при беременности, о детских снах, о том, как красить пасхальные яйца.
Не знаете, как порадовать своего ребенка, какие подарки выбрать для него – интернет-магазин игрушек www.toys-for-kids.ru Вам поможет спокойно, в домашней обстановке, обдуманно сделать выбор. Здесь Вы найдете игрушки, конструкторы, умные наборы для развития ребенка, для его игр. Ведь в играх ребенок учится взрослой жизни.
"Академия родителей" – сайт для любящих мам и пап, где собрана различная информация, о воспитании и развитии детей. Здесь вы найдете советы связанные с физическим и психо-эмоциональным развитием малыша, познакомитесь с развивающими играми и творческими приемами. Одно из направлений сайта – детская дефектология.
Семейка – ежедневный интернет-журнал для всей семьи
SADIC.RU детский садик, все о детях, всё о детских садиках
Портал Детский сад.Ру ориентирован на молодых родителей, прежде всего на мам. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций.
Сайт Воспитатель ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного образования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций.
Таким образом, в ходе проведенной работы, мы смогли не только реализовать отдельные проекты по взаимодействию с родителями воспитанников, но и наметить перспективы в дальнейшей работе педагогического коллектива в этом направлении.
По результатам проведенной работы мы провели повторное анкетирование как педагогов, так и родителей воспитанников.
В анкету для воспитателей были добавлены следующие вопросы: "Считаете ли вы, что использование КТ существенно облегчает подготовку к родительским собраниям и позволяет разнообразить их?"; "Созданы ли в ДОУ условия для использования КТ?"; "Ваши достижения в области использования КТ?"; "Как КТ способствуют взаимодействию с родителями на ваш взгляд?" (см приложение 10)
Результаты ответов на первый вопрос "Используете ли вы информационно-компьютерные технологии" в сравнении с констатирующим этапом исследования показаны наглядно в диаграмме 13
Диаграмма 13
Место применения компьютерных технологий в деятельности педагога
Видно, что по сравнению с констатирующим этапом на контрольном воспитатели стали больше уделять внимание использованию КТ для взаимодействия с родителями.
Ответы на вопрос "Какие информационно-компьютерные технологии вы используете" выявил следующие результаты (см. Диаграмму № 14)
Диаграмма 14
Информационно-коммуникационные технологии, применяемые педагогами.
По результатам диаграммы видно, что воспитатели в своей практике стали чаще использовать мультимедийные диски, специализированные программы и интернет.
Результаты ответов на вопрос "Как часто вы используете информационные технологии?" представлены в диаграмме 15
Диаграмма 15
Частота применения компьютерных технологий педагогами ДОУ
По результатам опроса видно, что воспитатели стали чаще использовать КТ. И основное количество воспитателей используют КТ для взаимодействия с родителями.
На вопрос, используют ли педагоги компьютерные технологии для взаимодействия с родителями, были получены следующие результаты.
Диаграмма 16
Частота применения компьютерных технологий для взаимодействия с родителями
По результатам опроса видно, что воспитатели стали чаще использовать компьютерные технологии для взаимодействия с родителями воспитанников.
В диаграмме 17 представлены результаты ответов на вопрос: Какие средства ИТ вы используете при взаимодействии с родителями?
Диаграмма 17
Способы применения информационных технологий в процессе взаимодействия с родителями воспитанников
Благодаря введению методики сетевого информирования родителей увеличился процент воспитателей использующих в своей практике электронную рассылку информации; в результате создания сайта ДОУ воспитатели стали использовать форум для взаимодействия с родителями; а после проведения нами консультаций увеличилось число педагогов, использующих в своей работе мультимедийные диски.
90% воспитателей согласны с тем, что использование КТ существенно облегчает подготовку к родительским собраниям и позволяет разнообразить их, и лишь 10 % вполне могут обойтись без компьютерных технологий.
70% считают, что в ДОУ созданы все условия для использования КТ, а 30% желают модернизации.
На вопрос "Ваши достижения в области использования компьютерных технологий?" были получены следующие результаты:
Многие научились пользоваться предложенными нами специализированными программами ("Мастер эффектов", "Мастер коллажей", Photo Studio 5.5 и др.), что помогло при создании страничек сайта ДОУ; некоторые увлеклись поиском интересных программ в интернете и обнаружили следующее: pixtar.lv – для создания модных слайдшоу из своих фотографий, funny.pho.to – для создания фото коллажей, pixlr.com – фотошоп online, Paint.NET – бесплатный растровый графический редактор рисунков и фотографий для Windows, все это помогло им в создании мультимедийных презентаций для родителей и оформлении страничек сайта ДОУ.
На вопрос: "Как КТ способствуют взаимодействию с родителями на ваш взгляд?" наиболее частыми ответами стали – экономия времени родителей; возможность охватить большее количество родителей; визуализация информации эффективна в восприятии; 14 воспитателей заметили существенно возросший интерес к деятельности ДОУ со стороны родителей.
Также на контрольном этапе было проведено повторное анкетирование родителей (см приложение №11) по результатам которого мы пришли к следующим выводам:
Родители стали больше уделять времени для общения с воспитателями;
97% согласны с утверждением, что использование воспитателем КТ значительно облегчает восприятие информации и лишь 3% остались равнодушными.
На вопрос: "Как КТ способствуют взаимодействию с воспитателем вашего ребенка на ваш взгляд?" наиболее частым ответом стало экономия времени, появилась возможность получать необходимую информацию в любое время по электронной почте;
Из отзывов о работе педагогов над созданием сайта ДОУ нам стало понятно, что родители поддерживают эту идею, готовы оказать необходимую помощь, заинтересованы в создании таких страничек как: "вопрос – ответ"; форум для родителей; фото отчет о проделанной работе; советы от специалистов.
Литература
1. Антонова Т.В., Волкова Е.М., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – с.42.
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Карапуз, 2002
3. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости. – М.-Л.: 1949
4. Арнаутова Е.П., Иванова В.И. Общение с родителями: Зачем? Как?М., 1993.
5. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. – М., 1984.
6. Богоявленская Д.Б. Диагностика творческих способностей // Проблема компьютеризации дошкольного воспитания. Серия 9: Экономика и система управления. М.: ЦНИИ"Электроника", 1989. С. 13-16.
7. Брусенцов Н.П., Владимирова Ю.С., Рамиль Альварес Х.Компьютеры и обучение // Мир ПК. 2005. № 1.
8. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.В. Загик, Т.А. Марковой. – М., 1989.
9. Васильева И.Н., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий// Вопросы психологии 2002. №3.
10. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями //Дошкольное воспитание. – 1998. – № 9.
11. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
12. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу "Управление ДОУ".
13. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
14. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.
15. Доронова Т.Н., Голубева Л.Г., Гордова Н.А. и др. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4–7 лет. – М.: Просвещение,2002.
16. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей [Текст] / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005. – 190 с.
17. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Учебное пособие. – Минск, 1997.
18. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] /Е.С.Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 95 с.
19. Ерофеева Т.И., Мусиенко С.И. Создание коллектива единомышленников в инновационной педагогической деятельности. //Инновации в российском образовании: Дошкольное образование 1999.- М.: Изд-во МГУП, 1999.
20. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-н/Д, 2002. – 119 с.я модель образования(синергетический подход).М.:Магистр,1997.
21. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009) "Об образовании".
22. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
23. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
24. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения.- М.: Высш. шк., 2004.-157с.
25. Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. – М.: ИНФА-М, 2001. – 158с.
26. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 1989. – N 5. – С. 10-23
27. Крячко А.А. // Дошкольное образование, 2006 г.
28. Левков Ю.Я. Формирование педагогической культуры родителей. – Иркутск: ИГПИ, 1986
29. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.
30. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). – М.: ТОО Интел Тех, Правление о-ва "Знание" России, 1994
31. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития, 2002
32. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе [Текст] / А.В.Меренков. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с.
33. Минаков А.В. Психологические особенности лиц, склонных к Интернет – зависимости.
34. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. По ред. Полат Е.С.М.,2005
35. Новикова О.Л. О совместной работе детского сада и семьи по физическому воспитанию детей // Наш "взрослый" детский сад. Кн. Для воспитателя детского сада: Из опыта работы / сост. П.В. Галахова и др. – М.: Просвещение, 1991.
36. Ожогов С.И. Словарь русского языка 70000 слов. / Под ред. Н.Ю. Шведовой 23-е изд., испр. – М.: Русский язык 1991.
37. Об образовании: Закон РФ №3266-1 от 10.07.92 г. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 53с – (серия "Федеральный закон")
38. Об информатизации дошкольного образования вРоссии: Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23-16 //Российский общеобразовательный портал
39. Орлова С.С.Готовность студентов к использованию информационных и коммуникационных технологий в самостоятельной образовательной деятельности
40. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям. – М.: Просвещение, 1983. – 176 с.
41. Программа воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 168 с.
42. Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях. // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – с. 73.
43. Психологический словарь. / Под ред. Зинченко. – М.: Пресс, 1997.
44. Пул Б.Что каждому учителю следует знать о технологиях / Пер. с англ. С. Оленина
45. Петров С.К. Информационные технологии сегодня. Учебное пособие.- М. "ТДК", 2003. – 250 с.
46. Родителям о воспитании детей в семье: Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 1973
47. Рудакова Д.Т.Интернет в профессиональной деятельности. М.,2003.
48. Стеркина Р.Б., Князева О.В., Маханева М.Д. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования. // Дошкольное воспитание. – № 9 – 11. – 2002. – с.5
49. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
50. Симонович С.В. Информатика. СПб.: Питер, 2001
51. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 208 с. (Серия "Энциклопедия образовательных технологий").
52. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. – М., 1995.
53. Тимошилов Н.Е. Информация и информационные технологии. Самара: 2000. – 148 с.
54. Танцюра С.Ю.Дистанционное обучение: проблемы и перспективы // Качество дошкольного образования: проблемы и перспективы: Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции / Под ред.Н.В. Микляевой. М.: МГПИ, 2006.
55. Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьей. – М., 1973.
56. Ушилов С.С. Информационные технологии. Учебное пособие. – М.: СПб, 2001. – 118 с
57. Федеральный закон "Об образовании". – М., 1992
58. Христочевский С.А.Информатизация образования. М.: Информатика и образование, № 1, 1994).
59. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М., 1993
60. Wallace P. The psychology of the Internet. // Cambridge University Press, 1999.