Саморазвитие

Саморазвитие.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие саморазвития. Концепция саморазвития

Прежде всего, отметим, что развитие – это естественный процесс. По своей сути, развитие – это изменение. Жизнь человека сама по себе – это процесс постоянных изменений, связанных с ростом, взрослением и старением, формированием личности, прохождением жизненных циклов и кризисов.

Изменения также могут быть связаны с получением нового опыта, приобретением новых качеств и навыков, выработкой новых отношений, убеждений и поведения. Хотим мы того или нет – мы постоянно меняемся, оказываясь в определенных обстоятельствах, сталкиваясь с многообразными ситуациями, общаясь с различными людьми, принимая те или иные решения.

Этот процесс постоянных изменений может быть сознаваемым и принимаемым в разной степени. Когда мы положительно оцениваем произошедшие с нами изменения – мы называем это развитием. О саморазвитии мы говорим, когда имеет место сознательное и целенаправленное создание возможностей для собственного изменения или практическая деятельность, направленная на самоизменение. Таким образом, мы можем определить развитие как сознательное, принимаемое и положительно оцениваемое изменение.

Существует разница между понятиями развитие человека и развитие личности. Под развитием человека обычно понимается развитие способностей и приобретение новых навыков. Сюда часто относят также развитие возможностей, которые дают человеку физическое развитие, боевые искусства и различные системы психофизической саморегуляции.

Приобретение навыков и развитие способностей – это всегда развитие человека, но при этом далеко не всегда – развитие личности. Например, навык скорочтения или освоение техники полного дыхания – безусловно, развивают возможности человека, но никак не влияют на структуру его личности. Под развитием личности обычно понимается изменение личностных качеств, мировоззрения и ценностей, жизненных установок и стратегий поведения в социуме. Некоторые навыки также могут относиться к развитию личности, если они затрагивают напрямую сферу отношений, убеждений и поведения.

Понятие саморазвитие в данном контексте – наиболее широкое, оно может включать в себя и развитие человека, и развитие личности.

Мы определили развитие как положительно оцениваемое самоизменение. Но более корректно можно говорить о развитии, когда положительная оценка происходящих изменений подтверждена также извне. Обратная связь от других людей – это необходимое условие критичности в процессе самоизменения.

Невозможно развитие личности в отрыве от социума. Отшельник, живущий вдалеке от других или человек, живущий исключительно в своем внутреннем мире едва ли могут быть идеалами саморазвития. Тот же отшельник, но к которому приезжают за советом, мудростью или здоровьем совсем по-другому воспринимается нами. В данном случае желание людей быть рядом с ним может служить признанием его успешного саморазвития.

Критичность по отношению к своим действиям и способность к получению обратной связи являются не только одним из основных инструментов саморазвития, но и залогом психического здоровья. При этом совсем не обязательно, чтобы факт развития был замечен и подтвержден всеми или даже многими из окружения человека. Объективной оценкой может служить, например, мнение профессионала – психолога, тренера, а также мнение значимой группы или близкого человека при общем сходстве ценностей и целей.

Таким образом, можно добавить, что саморазвитие – это сознательное и целенаправленное самоизменение человека, положительно оцениваемое им самим и другими людьми. Это определение удобно для нас тем, что подчеркивает естественность саморазвития, и дает некоторые критерии для его оценки. Ниже приведены академические определения саморазвития и других важных понятий, которые будут использоваться далее.

Человек представляет собой часть природы, и его жизнедеятельность подчиняется ее общим законам. Поэтому все применяемые педагогические средства должны быть природосообразными, следовать естественному процессу развития ребенка. Ростом и развитием человека как живого организма управляет программа, передающаяся особыми молекулярными структурами (генами). На процесс такого программного "самобиологического", биогенного развития накладывается влияние среды, в которой человек живет и действует, и происходит процесс социализации (усвоение и отражение общественного опыта и норм индивидуумом).

Русским физиологом А.А.Ухтомским была впервые выдвинута гипотеза об опосредующей роли внутреннего психологического мира в отражательной деятельности организма. Согласно этой гипотезе, деятельность мозга опирается не на детерминистский и даже не на вероятностный принцип, а на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии требующегося решения.

Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя.

Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей.

Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо психогенным, "самопсихическим" развитием, или саморазвитием.

Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития.

Взаимодействие воспитателя с ребенком, его педагогическая организация, внешняя часть педагогического процесса представляют собой собственно воспитательное воздействие.

Вторая, внутренняя часть процесса – это уже психическая деятельность ребенка как субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. "Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание" (Л.С.Выготский).

Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.

Самовоспитание, самосовершенствование – это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Общепризнанно, что основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее потребности. В их составе особо выделяются высшие человеческие потребности – социальные и духовные, которые представляют собой источники самодвижения человека, потребности улучшения воспитания и совершенствования личностью самой себя.

Познавательные потребности имеют своими истоками животный ориентировочный инстинкт. По И.П.Павлову, всякая деятельность начинается с ориентировки. У человека природные ориентировочно-познавательные потенции вырастают в сложный социокультурный комплекс ценностей, способов действий, потребности обучения, духовных исканий, самообразования. В возрастном развитии личности (онтогенезе) они проходят стадии любопытства, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска.

Потребности в самоутверждении происходят от первичных потребностей обеспечения конкурентного существования среди других представителей животного мира. В человеческом обществе, особенно в детском, потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.). У духовно развитой личности оценка своей значимости, самоутверждение происходят на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях. Наконец, на высшем уровне потребности в самоутверждении переходят в стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию.

Потребности в самовыражении являются трансформацией прежде всего половой потребности. В духовной сфере они порождают эстетические потребности: стремление к красоте, гармонии, симметрии, порядку. Каждый человек стремится реализовать их в своей деятельности, в своем окружении. Критерием красоты и гармонии является оценка окружающих, поэтому главной стороной потребностей в самовыражении выступает стремление нравиться другим, получать их высокую оценку.

Потребности в безопасности выражаются у человека в стремлении быть защищенным, не чувствовать страха, избегать тревоги, неудач, обид, потрясений. Эти потребности удовлетворяются через ощущение эмоциональной близости, любви, симпатии, эмпатии, веры со стороны окружающих значимых людей и групп (родителей, друзей, педагогов и др.).

Большое место в составе потребностей в безопасности занимает потребность в обществе себе подобных, в принадлежности к группе, в общении.

Стремление к самозащите выражается также в саморегуляции своего состояния и поведения.

Потребности в самоопределении развиваются на базе уже проявляющихся потребностей в познании, в самоутверждении, самовыражении, защищенности. Это уже чисто социальная, духовная потребность, основанная на осознании личностью самой себя, своих возможностей, способностей; она включает: выбор мест, ролей, позиций во всех сферах жизнедеятельности; прогнозирование своего будущего; изменение, формирование себя в направлении достижения своих притязаний.

Потребности в самореализации. Осознание своих способностей к какой-либо деятельности вызывает потребности реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии), почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни, ее обстоятельств. В процессе такой реализации себя происходит выявление новых способностей, испытание себя на пределе возможностей.

Частным проявлением указанных потребностей выступает потребность активной деятельности, самоактуализации как полного переживания жизни, постоянного выбора и все большей реализации своих возможностей,

Американский психолог А.Маслоу трактует потребность в самоактуализации как желание человека самоосуществиться, стать тем, кем он может быть, заниматься тем, для чего он предназначен. В случае неудовлетворения этой потребности его сопровождают неудовлетворенность и беспокойство.

Механизм самоактуализации потребностей – познание; испытание и реализация в жизнедеятельности своих личностных возможностей играет роль главного мотивационного фактора непрерывного самосовершенствования, творческой, созидательной деятельности человека. Для осуществления самоактуализации необходимо предоставление личности соответствующих условий: свободы волепроявления, пространства для творческой деятельности, социального комфорта.

Таким образом, все высшие духовные потребности человека: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в безопасности, в самоопределении, в самоактуализации – являются стремлениями к саморазвитию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование).

Использование потребностей саморазвития для мотивации учебно-воспитательного процесса – важнейшая задача технологии самовоспитания школьника.

Ведущей мотивацией в среднем и старшем звене школьного образования должна стать не познавательная и не внешняя социальная, а внутренняя, нравственно-волевая, основанная на всем спектре потребностей саморазвития.

Доминантность в психическом развитии личности

А.А. Ухтомский выдвинул и обосновал фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности.

Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определенную направленность и активность в данной сфере.

Доминантный очаг может представлять собой функциональное образование в структуре личности, обеспечивающее стойкую направленность внимания, выполнение целенаправленной и системной деятельности, соответствующей этому образованию. Доминанта способна стягивать внешние раздражители, подкрепляя активность психики в данной сфере и тормозя работу других сфер.

Доминанта представляет как бы мотивацию, ориентацию, установку, господствующую потребность личности в реализации той или иной направленности, являясь мощным активатором деятельности. По словам А.А. Ухтомского, доминанта – это "центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение, творчество человека".

Доминанты могут быть чрезвычайно различны и по конкретным условиям возникновения, и по окончательным векторам. Достижения, которые они приносят, тоже могут быть чрезвычайно различны по своей ценности и по богатству результатов. Это может быть творческое вдохновение, но может быть и навязчивая идея, предрассудок поведения.

Вся жизнедеятельность человека представляет собой совокупность, цепь сменяющих друг друга доминант; они могут быть более или менее сильными, осознаваемыми и неосознаваемыми, ситуативными и долговременными (сравним: ближние, средние и дальние перспективы по Макаренко). Таким образом, доминанты являются одним из важнейших механизмов самовоспитания. По А.А.Ухтомскому, самой важной для человека является доминанта постоянного нравственного совершенствования, творчества, искания истины. Он не только утверждал возможность и необходимость создания и управления доминантами поведения и психического развития, но и дал конкретные рекомендации по воспитанию и коррекции доминантного поведения.

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.

Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

Создание у учащихся доминантной установки-мотивации на самовоспитание, формирование в школе культа самосовершенствования поможет решить многие сегодняшние проблемы образования, в частности, такие важные, как мотивация учения без внешнего принуждения, самовоспитание.

Технология самовоспитания личности: целеполагание и задачи

В самом общем виде современная школа ориентируется на следующие воспитательные модели:

а) модель образованного, интеллектуально развитого выпускника, подготовленного к освоению профессионального этапа обучения;

б) модель физически здорового человека;

в) модель нравственно воспитанного человека и гражданина;

г) модель успешной (продуктивной, творческой) личности;

д) модель адаптирующейся личности, способной приспособиться к наличным социальным условиям и обладающей предприимчивостью, конкурентоспособностью.

Концепция самовоспитания выдвигает еще одну, новую для российской школы модель воспитательного идеала: самовоспитывающуюся, самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся личность.

Зрелый уровень самосовершенствования характеризуют:

1. одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

2. устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;

3. владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;

4. осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;

5. высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;

6. творческий характер деятельности человека;

7. результативность, эффективность самоформирования личности.

К такому уровню самовоспитания ребенок должен подойти в результате применения определенной педагогической технологии, нацеленной, сориентированной на самовоспитание.

Под педагогической технологией понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, применяемых для достижения педагогических целей.

Главной целью технологии самовоспитания личности учащегося является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием самовоспитания.

На сегодняшнем этапе в реальной обстановке классно-урочной системы главная цель технологии самовоспитания личности дробится на некоторое число подцелей и задач.

Дерево целей и задач технологии самовоспитания включает:

в области воспитания:

-превращение процесса школьного воспитания в самовоспитание;

-осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;

-развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности;

-формирование веры ребенка в себя;

-формирование умений самовоспитания и самосовершенствования;

-обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации;

-создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании.

в области обучения:

-формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу;

-формирование общеучебных знаний, умений, навыков;

-формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления, поддержку и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.

в области психического развития:

-поиск и развитие индивидуальных способностей ребенка;

-формирование положительной Я-концепции личности ребенка;

-формирование доминанты самосовершенствования личности;

-формирование умений управления собой, саморегуляции;

- составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития.

В области социализации:

-формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);

-формирование социальной активности;

-формирование интегративного качества самостоятельности личности – подготовка ребенка к социальной автономизации;

-обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;

-подготовку учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентацию.

Положения, составляющие основу технологии самовоспитания личности

Все высшие духовные потребности человека – в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в самоактуализации – являются стремлениями к самовоспитанию, самосовершенствованию, саморазвитию. Использование этих потребностей для мотивации учения открывает огромные резервы повышения качества школьного образования.

Доминанта на самовоспитание и самосовершенствование – установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя – может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.

Содержательной и методической основой технологии самовоспитания личности является дальнейшая гуманизация образования; только на этой основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к самовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его ценностей.

Демократизация учебновоспитательного процесса выступает необходимым условием саморазвития личности учащегося. Она воплощается в свободе выбора самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей учащихся. Для этого во внутришкольном воспитательно-образовательном пространстве организуются широкая дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивается развитие школьного самоуправления, поддержка детских инициатив и других условий для самоутверждения и самореализации личности ребенка.

Двуединство, синтез процессов воспитания и самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания.

Личностный подход в воспитании является необходимым условием саморазвития и формировании его положительной Я – концепции.

Деятельностный подход в воспитании и обучении особо важную роль отводит внеурочной сфере жизнедеятельности ребенка как пространства формирования практических умений и навыков самосовершенствования, где теоретические воспитательные воздействия на личность проверяются в деятельности, выступающей критерием истины.

Направленность на социализацию. Ведущий вектор развития личности в технологии самовоспитания направлен на подготовку к жизни, на обеспечение выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Это выражается: в решении задач социальной адаптации и социальной автономизации; формировании жизненного и профессионального самоопределения подростка; в помощи и психолого-педагогической поддержке трудновоспитуемых детей.

Развивающее обучение и технология самовоспитания личности

Концепция самовоспитания и саморазвития личности учащегося является преемницей концепции развивающего обучения, разработанной в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и других ученых.

Принимая все принципиальные позиции развивающего обучения, технология самовоспитания опирается не только на познавательный интерес; в среднем и старшем звене школы она делает ставку на потребности личности в самоулучшении, самосовершенствовании, что приводит к следующей трактовке этих позиций.

Таблица 1. Позиции технологий развития и саморазвития личности

В технологиях развивающего обучения

В технологии самовоспитания личности школьника

Ученик является субъектом, а не объектом обучения

Субъектность деятельности ребенка проявляется не только при решении учебной задачи, а охватывает выполнение крупных учебных целей, разнообразную внеурочную деятельность, поведение в жизненных ситуациях, планирование дальних жизненных целей

Обучение идет впереди развития, в зоне ближайшего развития, стимулируя и ускоряя развитие

Ведущая роль обучения в развитии выступает как осознанное с позиций усвоенного в обучении опыта опережающее управление личностью своим развитием (построение и реализация программ самосовершенствования)

Приоритет формирования способов умственных действий

Приоритет формирования самоуправляющих механизмов личности

Ведущая роль теоретического знания, мышления, выражающаяся в дедуктивном структурировании учебного материала

Ведущая роль теоретического сознания выражается в овладении подростком методологией своей деятельности (учебной и внеучебной), в осознании им действия механизмов самовоспитания

Целенаправленная учебная деятельность направлена лишь на удовлетворение познавательной потребности, на изменение личностью самой себя как субъекта познания

Полноценная целенаправленная деятельность, включающая все этапы (целеполагание, планирование и организацию, реализацию цели и рефлексивный анализ результатов), развертывается не только в процессе ученья, но и во всех других сферах жизнедеятельности детей и попадает под целесообразное педагогическое руководство

Мотивация- познавательная

Делается ставка на активизацию, "раскручивание" познавательного интереса, познавательной потребности (вся методика развивающего обучения представляет собой систему приемов, вызывающих и стимулирующих познавательную мотивацию)

Основная мотивация – самовоспитание, совершенствование себя

Наряду с познавательными мотивами в педагогическом процессе широко используются, стимулируются, "раскручиваются" внутренние социальные, нравственные и эстетические мотивы самосовершенствования личности.

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности

На общепедагогическом уровне технология самовоспитания личности включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы:

1. Подсистема "Теория". Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания, влияния личности на саму себя определяется уровнем осознания ребенком целей и возможностей своего развития. В технологии самовоспитания ребенку открывается "тайна" процессов, идущих в его психике, серия специальных предметов знакомит учащихся с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования. В учебный план школы вводится существенный, принципиально важный компонент – курс "Самосовершенствование личности" (с I по XI класс).

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов и для внеурочной деятельности.

Курс построен с учетом возрастных потребностей и возможностей и представляет следующую структуру по классам:

I – IV классы – Начало этики (саморегуляция поведения);

V кл. – Познай себя (психология личности);

VI кл. – Сделай себя сам (самовоспитание);

VII кл. – Научи себя учиться (самообразование);

VIII кл. – Утверждай себя (самоутверждение);

IX кл. – Найди себя (самоопределение);

X кл. – Управляй собой (саморегуляция);

XI кл. – Реализуй себя (самоактуализация).

Я-концепция составляет часть общей структуры личности, в значительной мере определяющей ее саморазвитие. Она служит важным регулятором процессов самовоспитания, источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя, определяет характер приобретения нового опыта и особенности его интерпретации, осуществляет регуляцию социального поведения личности, способствует достижению внутренней согласованности личности.

2. Подсистема "Практика" охватывает, по существу, всю внеклассную составляющую работы школы, представляет организацию опыта самостоятельной и творческой деятельности учащихся, сопровождаемой удовлетворением разнообразных потребностей самосовершенствования. Эта деятельность реализуется во внеурочных занятиях ребенка во второй половине дня. Учащиеся вовлекаются в широкую и многообразную внеклассную творческую деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.

Содержание клубной работы школы группируется по следующим направлениям деятельности:

1. общественная;

2. художественно-эстетическая;

3. краеведческо-экологическая;

4. техническая;

5. учебно-исследовательская и научная;

6. трудовая (технологическая).

Ставится цель – дойти до каждого учащегося, предоставить каждому возможность проявить себя в одной из сфер дополнительного образования.

В начальной школе руководители кружков в своей работе руководствуются технологией И.П.Волкова. Вводятся творческие книжки школьника.

В средней и старшей ступенях развитие самостоятельности и творчества учащихся продолжается в различных укрупненных структурах: "воспитательные центры", "открытый университет самосовершенствования", научное общество учащихся (НОУ). Формы деятельности учащихся разнообразны: разновозрастные отряды, полемические клубы, тренинг общения, работы исследовательского характера, смотры, конкурсы, конференции.

В научных обществах учащихся большое внимание уделяется развитию исследовательских умений, способности учеников самим получать информацию, осваивать новые, ранее неизведанные пространства знаний и навыков.

Большие возможности для практики самостоятельности и творчества предоставляют учебные дисциплины, которые предполагают практические работы учащихся; это трудовое обучение и предметы эстетического цикла, включение учащихся в самостоятельную работу на уроках по любым дисциплинам.

Переходя от одной возрастной ступени к другой, ребенок остается все время в среде, которая представляет для него опыт творчества, преодоления, достижения, самоутверждения.

При этом клубная (внеклассная, внеурочная) творческая деятельность учащихся выступает примерно в одинаковом соотношении с изучением основ наук.

3. Подсистема "Методика". Третья группа условий, необходимых, по А.А. Ухтомскому, для эффективного формирования доминанты самосовершенствования, – это стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды жизнедеятельности ребенка, адекватные поставленным целям. Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение, стремление окружающих к самосовершенствованию – вот климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования.

В технологии саморазвития имеет следующие принципиальные черты:

1. превращение педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;

2. перенесение акцента с преподавания на учение;

3. использование не только познавательной, но и нравственно-волевой мотивации деятельности учащихся;

4. ставка на самостоятельную творческую деятельность учащихся;

5. активизация и стимуляция процесса осмысливания учения, выход субъекта в рефлексивную позицию;

6. перенесение центра тяжести педагогического процесса в сторону формирования способов умственных действий;

7. систематическое и последовательное формирование общеучебных умений и навыков.

В содержании учебных предметов особо акцентируются те разделы, которые имеют большее значение для самовоспитания (проблемы нравственности, мировоззрения, общения и др.). Сами методы предметного обучения перестраиваются. На протяжении периода обучения учащийся "пропускается" через большинство общешкольных технологий (способов работы), которые образуют постепенно усложняющуюся и развивающуюся систему вовлечения ребенка в процесс самостроительства личности.

Выводы

Саморазвитие – сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.

По данным современной науки, ростом и развитием человека как живого организма управляет программа, передающаяся особыми молекулярными структурами (генами). На процесс такого программного биогенного развития накладывается влияние среды, в которой человек живёт и действует, в которой происходит процесс его социализации (отражение общественного опыта и норм в сознании).

Саморазвитие – непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные Цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации. Самоутверждение дает возможность либо подтвердить, либо усилить в себе собственную личность, черты характера, способы поведения и деятельности.

В качестве механизмов саморазвития выступают самопринятие и самопрогнозирование.

Самопринятие, завершая акты самопознания, знаменуется признанием в себе всех сторон и качеств личности, вызывающих как позитивные, так и негативные эмоции, и определяет своеобразие прогнозирования себя в будущем. Самопрогнозирование дает возможность осуществлять выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития. Самопрогнозы могут быть проанализированы с точки зрения их содержания, направленности, определенности – неопределенности, устойчивости, расположенности на временной оси. Разнообразная деятельность и сочетание механизмов самопринятия и самопрогнозирования порождают разные стратегии саморазвития. Оптимальной считается ситуация, когда человек принимает в себе как отрицательные, так и положительные свойства и качества, но тем не менее четко, определенно и реалистично ставит проблемы по формированию и переформированию себя (не отрицая себя сегодняшнего, знает, каким он хочет быть завтра).

Саморазвитие идет по пути самоутверждения себя в разных видах деятельности. Один из них – игровой, где реализуется потребность в признании себя как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 1. Издательство казанского университета, 1996

2. Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. – М.:, 1995.

3. Капицек А.Д. Современная педагогика. Учебное пособие для ВУЗов – М.: Инфра-М.: 2009

4. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Педагогический практикум. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

5. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2004.

6. Никитина В.П. Саморазвитие и самореализация младших школьников // Начальная школа, 2007.- №5.- с.46-48.

7. Педагогические условия проектирования "Я-концепции творческого саморазвития" студентов На материале обучения педагогическим дисциплинам: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01

8. Халусенков Р.О. Педагогика – М.: Просвящение 2008