Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников.
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников
- Влияние подвижных игр на совершенствование различных видов ходьбы и бега у детей дошкольного возраста
- Активизация речи у детей дошкольного возраста
- Изучение уровней освоения образности речи детьми старшего дошкольного возраста
- Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников
- Особенности работы с музыкально одаренными детьми
- Правовое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ
- Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами трудовой деятельности
Пальчиковый театр – театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра [11, 53, 54]. С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, т.к. театрализованные игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Также пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций [54].
Развитие мелкой моторики кисти руки, ее роль в общем развитии ребенка
Учеными, физиологами и психологами доказано, что одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики кисти руки.
Движение пальцев руки оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности. М.М. Кольцова доказала, что "…Развитие все более тонких и точных движений пальцев рук, выработка условно-рефлекторных движений с различным участием пальцев и ладони, в зависимости от размера и характера объекта, отражают не только совершенствование двигательной функции руки, как таковой, но вместе с тем и усложнение аналитико-синтетической деятельности мозга ребенка." [28,с.56]. Т.П. Хризман изучила биоэлектрическую активность мозга детей семи лет при выполнении ритмических движений на пальцевом эргографе. Она выяснила, что "ритмические движения являются действительно средством повышения функционального состояния больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга" [34,с 87]. Далее она отмечает, что у детей раннего возраста влияние этого вида двигательной активности аналогично, но носит еще более диффузный характер, чем у семилетних детей.
Нейрофизиологами и психологами установлено, что ребенок рождается с еще несформированным мозгом, развитие которого осуществляется на протяжении всей жизни. Он претерпевает существенные изменения под воздействиями различных раздражителей. Мозг содержит нервные клетки, которые растут, образуют системы, регулирующие и контролирующие различные функции, такие как слух, зрение, движение, речь и т.д. Е.Е. Ляксо отмечает: "Если мозг младенца не стимулировать с рождения, то нервные клетки не будут развиваться, а это приведет к остановке развития ребенка" [28, с.43].
В исследованиях М.М. Кольцовой, проводимых на детях (шесть недель), установлено, что тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет процесс функционального созревания мозга. Было объективно зарегистрировано стимулирующее влияние проприоцептивных импульсов от пальцев рук на процесс созревания мозга. Эти данные позволяют думать о том, по "движение пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы" [29,с.57].
Как известно, по насыщенности аккупунктурных зон кисть пальцев рук не уступает уху и стопе. Медики установили, что массаж пальцев кисти рук не только повышает функциональную активность головного мозга.
Китайские и японские врачи еще во II в. до н.э. установили, что, воздействуя на кисти рук, можно устранять эмоциональное напряжение, нормализовать деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, поддерживать жизненный тонус.
Исследования наших физиологов (В.М. Бехтерева, И.Н. Сеченова, Я.П. Павлова) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Они утверждают, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость [43].
По сравнению со зрительным и слуховым, тактильно-моторное восприятие – более творческое и активное. Обогащая с его помощью свой жизненный опыт, ребенок приобретает уверенность в собственных силах, ощущает удовлетворение от побед.
Такие исследователи, как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Н.М. Аксарина, Э.Р. Пилюгина и др., доказали влияние моторного развития на умственное развитие ребенка. Они пришли к выводу, что началу развития мышления дает рука [33]. Первый этап мышления называют наглядно – или предметно-действенным. Этот вид мышления преобладает в раннем детстве. Возникает единство между сенсорными и моторными функциями. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать руками. В этом возрасте, только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями. Рука дает очень много информации: о весе, мягкости-твердости, гладкости-шероховатости, теплоте-прохладе, сухости-влажности и о многом другом. То есть рука выполняет не только функцию движения, но и функцию познания. Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время "учат" мозг и глаза видеть, осязать, различать, запоминать. Чем больше запас действий и проб в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами. Третий этап – словесно-логическое мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме [18].
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПИ [34] установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это объясняется тем, что "области мозга, отвечающие за развитие движений, располагаются вблизи областей, связанных с речевой деятельностью. Поэтому воздействия, поступающие при разнообразных манипуляциях, особенно с пальчиками рук, приводят к активизации двигательных и речевых зон мозга. А чем больше разнообразных импульсов поступает в мозг, тем успешнее развиваются умственные способности ребенка".
Исследуя двигательную активность и развитие функций мозга ребенка, М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Она отмечает, что "при тренировке пальцев рук голосовые реакции не только развиваются интенсивнее, но и оказываются более совершенными" [29, с.19].
Исследованиями лаборатории М.М. Кольцовой показана особая роль проприоцепции пальцев рук. Проведение перед опытом приседаний дает незначительное ускорение выработки условных рефлексов и их дифференцирования, проведение перед опытом упражнений для пальцев рук ускоряет процесс упрочения и дифференцирования условных рефлексов почти в три раза.
На основании данных исследований М.М. Кольцовой, можно сделать вывод о том, что тренировка пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Исследуя данную проблему, Л.В. Фомина выявила следующую закономерность: "Если развития движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы" [56, с. 88].
Зарубежные и отечественные ученые считают, что тренировка пальцев рук не только стимулирует умственное развитие ребенка, но и способствует выработке основных элементарных умений, таких как: одевание и раздевание, застегивание пуговиц, умение пользоваться ложкой, ножницами, карандашом.
Н.М. Аксарина отмечает: "Вследствие овладения некоторыми тонкими движениями кисти рук и пальцев, ребенок становится не только более подвижным и ловким, но и более самостоятельным при еде, одевший, игре, занятиях" [27, с.78].
Современные педагоги, опираясь на данные физиологов и нейропсихологов, пытаются определить по ручной умелости детской руки особенности развития мозга, центральной нервной системы, а также выявить степень соответствия возрастным нормам, требованиям и "стандартам", степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению.
Э.Г. Пилюгина, Н.П. Павлова, М.М. Кольцова и другие ученые считают: движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка. Если это сделано несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе.
В детстве движения доставляют, кроме всего прочего, и мышечную радость. Чем младше ребенок, тем сильнее его желание двигаться, хватать все руками, переставлять и т.п. Исследователи отмечают, что развитие мелкой моторики кисти руки способствует выработки ловкости, умению управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи.
Возрастные особенности развития мелкой моторики кисти рук у младших дошкольников.
Мелкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа. В социализированных движениях это движения пальцев рук.
В раннем возрасте быстрее, чем в другие периоды жизни, развиваются все функции организма. Родившись крайне беспомощным, даже не умея держать головы, ребенок в течение первых лет овладевает всеми видами движений, свойственных человеку: он садится, встает, ходит, бегает, прыгает. Развиваются движения рук – брать и удерживать предмет, нанизывать кольца на стержень, застегивать пуговицы, рисовать и т.п.
В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Об этом достаточно полно рассмотрено И.В. Шаповаленко "Возрастная психология (психология развития и возрастная психология)" [43]:
Развитие ребенка первого месяца жизни определяется его анатомо физиологическими особенностями. Ни один из органов и систем не заканчивает к моменту его рождения морфологического и функционального развития. На протяжении первого месяца жизни сохраняется гипертонус мышц рук, ног и общая двигательная активность. С первых дней своей жизни ребенок-новорожденный выполняет множество разнообразных движений, однако эти движения непроизвольные. Руки малыша сжаты в кулачки. Движения отрывисты и конвульсивны.
Собственная рука в этот период бывает "одним из главных "предметов", на котором останавливается взгляд малыша" [43,с 156].
Руки ребенка второго месяца еще сжаты в кулачки. Может быть зрительное сосредоточение, но нет сознательного захвата, только рефлекторный захват.
Третий месяц. Руки большей частью сжаты в кулачки, но, если вложить в них что-либо, пальцы ухватят и будут держать решительно и осознанно [43]. Однако большой палец не участвует в захвате, средние пальцы напряжены, запястье согнуто.
Двигательная активность постепенно нарастает, появляется "комплекс оживления", улыбка, радостное возбуждение, которое ребенок выражает всем телом.
В период от трех до шести месяцев отмечается динамика анатомо-физиологических показателей. С четырех месяцев исчезает физиологическая гипертония мышц. Движения ребенка становятся более сформированными и свободными. Пальцы малыша не сжаты. Он любит играть с пальцами, умеет держать погремушку. Захват примитивный, большой палец не участвует в захвате [43]. Иногда ребенку удается поднести погремушку ко рту. Если игрушка попадает в поле зрения, то движения руки оказываются под контролем глаз (этот процесс будет совершенствоваться).
На пятом месяце ребенок высоко поднимает голову, разглядывает все вокруг, сам переворачивается. Если дать ему два кольца он сразу же крепко их схватит и начнет подтягиваться, пытаясь сесть. Такой захват называют ладонным, предмет удерживается пальцами и приведенным большим пальцем. Специалисты определяют, что организованные действия руки начинают формироваться на протяжении первого полугодия его жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые хватательные движения выполняют пальцы. Рука начинает действовать как сугубо человеческий орган. Ребенок осуществляет захват по типу "загребание", "контактирование" с предметом, большой палец при этом приведен и согнут [43].
Собственный арсенал предметных действий в этом возрасте невелик. Всеми предметами малыш действует одинаково: трогает, ощупывает, бросает, трясет, кладет себе в рот. Поскольку эти действия не зависят от свойств предметов и их назначения, их называют неспецифическими. Таким образом, в пять-шесть месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Подчеркивая важность овладения схватыванием предметов, психологи пишут: "Хватание и ощупывание предметов имеют большое значение не только для развития мелкой моторики, но и мышления" [43]. Е.О. Смирнова отмечает, что "овладение схватыванием предметов кладет начало новой, манипулятивной деятельности" [41].
На протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца. Если сначала все предметы ребенок пытается схватить одинаково, прижимая пальцы к ладони, то на шестом-седьмом месяце жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания. Во-первых, движения руки становятся все более точными, направленными на цель; во-вторых, рука как бы раскрывается, появляется противопоставление большого пальца всем остальным, расположение пальцев все больше зависит от того, какой предмет берет ребенок.
На восьмом месяце у ребенка начинает интенсивно работать не только большой палец, но и указательный. Захват "ножницеобразный", между большим пальцем и боковой стороной указательного пальца, который согнут во всех суставах. Предмет удерживается противопоставленным большим пальцем и кончиками пальцев.
В этом возрасте ребенок предпринимает попытки снимать и закрывать крышки, открывать указательным пальцем коробочки, устроенные по типу спичечного коробка. Пытается, поднявшись, достичь заинтересовавших его предметов, "изучить" их цепкими хватающими кистями рук и подушечками пальцев.
Девятый месяц физиологи и психологи называют скачком в развитии мелкой моторики. Тип захвата – нижний, "пинцетный". Между ладонной стороной большого пальца и указательным пальцем дистальный отдел большого пальца разогнут, начинается противопоставление большого пальца. У детей в этом возрасте отмечается значительное развитие активных согласованных движений, подготавливающих ребенка к самостоятельному стоянию и ходьбе. В движениях рук преобладает правая рука, в особенности указательный палец; мелкие предметы дети берут двумя пальцами [43, с.183].
Во втором полугодии ярко проявляется направленность на результат, на изменения, которые возникают при действиях ребенка с предметами.
Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один предмет в другой, наложить, поставить или нанизать один на другой и пр. Направленность на результат в таких действиях достаточно очевидна – результатом становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в определенное взаимное положение.
К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий – они понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, нажав на кнопку – включить или выключить свет и т.п. С предметами малыш "работает" функционально, подражает действиям взрослых: лопаткой копает, ведерком носит песок. Нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ребенок постоянно и активно изучает все доступные вещи. Пытается рисовать, писать – чиркает карандашом по бумаге. Е.О. Смирнова заключает: "Овладевая этими действиями, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он осваивает к концу года. Появление специфических действий в репертуаре ребенка свидетельствует о начале новой, предметной деятельности, характерной для следующего периода" [41,с. 56].
К двенадцати месяцам у ребенка хороший "пинцетный" захват. Между кончиками пальцев или подушечками пальцев, дистальный сустав большого пальца согнут.
На втором году жизни сохраняется достаточно быстрый темп физического развития. В первом полугодии второго года жизни ребенок начинает активно двигаться. Большинство детей начинают ходить. В этот период ребенок овладевает предметными действиями, т.е. использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Например, малыш не просто манипулирует ложкой и вилкой, он хочет выяснить как можно действовать с ними. Действия с предметами, которыми овладел ребенок на первом году, приобретают большую координацию: ребенок лучше справляется с вкладными игрушками, с кубиками, легко подражает показываемым действиям. Ребенок опускает мелкие предметы в коробку с отверстиями; перелистывает книгу, захватывая несколько листов одновременно; строит башню из двух кубиков; рисует каракули [43, с.156].
Ребенок второго полугодия второго года жизни в своем развитии значительно продвигается вперед. Продолжают развиваться движения пальцев рук. Ребенок пытается "рисовать", карандаш удерживает кистью, сжатой в кулак, запястье слегка согнуто. При занятии со строительным материалом, может поставить кирпичик вертикально на узкую грань; вставляет круглую, квадратную и треугольную формы в соответствующие отверстия; листает книгу по одной странице; может застегнуть и расстегнуть неразъемную молнию.
Факты показывают, что дети уже в возрасте от полутора года до двух лет, несмотря на их ограниченные моторно-координационные возможности, могут перейти к орудийным способам действия. Процесс овладения палкой как орудием у ребенка раннего возраста характеризуется переходом от преимущественной активности руки в локтевом суставе к большой активности кисти [41, с.183].
С полутора лет у детей появляются отдельные игровые действия; накормить куклу, искупать, качать, уложить ее спать, покатать ее на машинке и т.д. Малыши начинают сооружать для кукол и других образных игрушек различные постройки из простых конструкторов и специальных наборов форм (шара, куба, призмы, пирамиды).
Третий год жизни ребенка – завершающий период раннего детства. В этот период замедляются интенсивный физический рост и развитие, столь характерные для первых двух лет. Тело ребенка становится более пропорциональным, стройным, движения – точными. Третий год жизни – это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел малыш на предыдущих этапах. Более координальными становятся движения рук, пальцев. Предметная деятельность становится ведущей. Руки ребенка находятся в постоянном движении, в работе. На третьем году ребенок может почти самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, аккуратно ест ложкой и вилкой; пьет из чашки держа ее одной рукой. Он начинает владеть карандашом. Причем карандаш удерживается пальцами, запястье при этом прямое, а предплечье с кистью двигается как единое целое [41, с.202].
Если рисунок ребенка до двух лет трудно назвать рисунком, это скорее каракули, то рисунок ребенка третьего года жизни обладает сходствами с изображенным объектом. В частности, в два с половиной года дети могут вполне отчетливо нарисовать человека. На таком рисунке кроме круга – головы различаются мелкие детали – глаза, нос, рот.
На четвертом году жизни ребенка постепенно хаотичные восприятия, накопленные за предыдущие три года жизни, начинают систематизироваться и упорядочиваться.
Таким образом, изучив особенности развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что развитие мелкой моторики происходит на базе развития крупной моторики, а развитие движений в свою очередь начинается с головы и идет от средней линии тела к периферии – развиваются движения плеча, затем предплечья, потом кисти и пальцев. Сначала развивается стабильность, затем мобильность. На протяжении раннего возраста у ребенка происходит развитие восприятия и зрительно-двигательной координации. Одновременно с этим развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук, тип хватания – кулаком, щепотью, указательным и большим пальцами вместе. Дифференцируются движения пальцев.
Задачи и содержание работы по развитию мелкой моторики кисти руки младших дошкольников (анализ программ).
Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Как было отмечено выше, тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка.
Для анализа содержания и задач по развитию мелкой моторики кисти руки и пальчиковому театру были отобраны следующие программы:
1. Базисная программа "Истоки" [1]. Программа подготовлена коллективом авторов – сотрудников центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца.
В программе раннее детство разграничено на два периода – младенческий возраст (от рождения до года) и раннего возраста (от одного года до трех лет).
В младенчестве формируется двигательная активность и сенсомоторная координация. В связи с этим в разделе "Физическое развитие" определены следующие задачи:
- развивать движения, сенсомоторную активность;
- содействовать формированию действий с предметами.
Содержание и условие педагогической работы, направленной на развитие мелкой моторики заключается в следующем:
- создание ситуаций, развивающих зрительные, слуховые, вестибулярно-кинетические реакции, обогащающие тактильную чувствительность, побуждающие детей к исследовательским действиям;
- широко использовать шарики, палочки, игрушки – подвески, сюжетные и образные игрушки для захватывания, подвешенные над манежем на расстоянии 10-15 см от согнутых рук ребенка.
Рекомендуется помещать игрушки таким образом, чтобы ребенок мог
поворачиваться, пытаясь дотянуться до них. Ребенок разъединяет предметы на части, снимает кольца со стержня, раскладывая однородные и неоднородные предметы, выкладывая кубики из коробки.
В разделе "Подготовительное развитие" выделены следующие задачи, касающиеся развития мелкой моторики:
- побуждать ребенка обследовать предметы-игрушки, экспериментировать с ними (стучать, трясти, катать, поворачивать);
- способствовать развитию действий с предметами на основе
- словесных указаний взрослого ("покажи глазки", "где часы").
Содержание и условие педагогической работы:
- игрушки вкладывать в руку ребенка, касаться ими его ладоней, пальчиков;
- с двух месяцев до года через руки ребенка должны пройти разнообразные игрушки, чтобы сформировать у него соответствующие действия: ориентировочные, экспериментирования и целенаправленные.
Как известно, в раннем возрасте происходит развитие предметной деятельности. В связи с этим в программе поставлена следующая задача:
- способствовать овладению орудийными способами действий в быту,
- игре, на занятиях;
- знакомить детей с назначением предметов быта, мебели, одежды, транспортных средств;
- поощрять самостоятельные предметно – опосредованные действия в быту и в игре;
- развивать самостоятельную игру-экспериментирование с различными подходящими для этого предметами и природным материалом.
Содержание и условия педагогической работы:
- важно подготовить развивающую предметную среду: детскую игровую мебель, игровые модули, разнообразные безопасные материалы;
- обращать внимание детей на то, что предметы имеют свое назначение: показать, как пользоваться ими;
- в специально обучающих играх-занятиях ребенок осваивает систему орудийных действий, например, достает сачком шарик из воды или тянет за веревочку, чтобы придвинуть к себе машинку.
В разделе "Физическое развитие" одной из задач является обеспечение развития сенсомоторных координации и мелкой моторики.
Содержание педагогического процесса составляют физические упражнения, игры для формирования движений и развития двигательных способностей.
Положение и движение рук: вниз, вперед, вверх, в стороны, за спину, сгибание и разгибание. Скрещивание перед грудью, разведение в стороны; отведение назад за спину; размахивание вперед-назад; хлопанье в ладоши перед собой, над головой; сжимание и разжимание пальцев, захватывание пальцами мелких предметов.
Анализ программы "Истоки" позволяет сделать вывод о том, что развитию мелкой моторики отведено незначительное место. В программе не поставлены конкретные задачи по развитию мелкой моторики кисти руки, они представлены в общих чертах и не конкретизированы.
2. Программа "Детство" [3] разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПТУ им. А.И.Герцена.
Развитию мелкой моторики кисти руки не уделено в программе должного внимания.
По программе "Детство" дети должны уметь застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки.
В разделе "Овладение основами двигательной культуры" в задачи воспитания не входят развития мелкой моторики кисти руки. Однако, проанализировав содержание, можно выделить следующие упражнения, способствующие развитию мелкой моторики кисти руки: прокатывание меча одной и двумя руками под дугу, друг другу; бросание мяча вперед снизу, от груди, из-за головы; ловля мяча, брошенного воспитателем; бросание предметов (мяч, мешочки с песком, шишки и пр.) в цель одной и двумя руками, вдаль правой и левой рукой.
Про пальчиковый театр в программе "Детство" было отмечено следующее:
Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями живой и неживой природы. Кроме этого, каждый день необходимо организовывать и специальную ситуацию по ознакомлению детей с фольклорным или литературным текстом.
Основными методами литературного развития детей являются следующие.
Чтение взрослого. Для ребенка младшего возраста предпочтительным будет утрированно выразительное рассказывание, при котором воспитатель голосом "рисует" образы и картины происходящего.
Инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании.
Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов) стимулируют творческие способности детей, привлекают их и дают возможность "выплеснуть" эмоции от услышанного.
Участие в постановках мини-спектаклей по знакомым народным сказкам для взрослых зрителей (воспитателей и родителей).
Анализ программы "Детство" позволяет сделать вывод о том, что развитию мелкой моторики кисти руки отведено незначительное место, т.к. не поставлены конкретные задачи по развитию мелкой моторики кисти руки, а пальчиковый театр представлен в общих чертах.
3. "Программа воспитания и обучения в детском саду". Под редакцией М.А. Васильевой [2].
Программа составлена по возрастным группам. Ранний возраст – от рождения до двух лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст – от 4 до 5 лет, старший дошкольный возраст – от5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группа).
Для раннего возраста авторами программы в программе выделена задача по развитию мелкой моторики кисти руки:
- способствовать современному формированию движений руки.
В содержание на первом году входит развитие мелкой координации рук. Способствовать формированию умения брать и удерживать игрушку из любого положения (сбоку, над головой). Давать гладить, мять предметы из разных материалов.
В разделе "Развитие движений" содержание работы с детьми от 2,5-3 до 5-6 месяцев включает:
- стимулировать развитие кисти руки, захватывание предметов. От 5-6 до 9-10 месяцев;
- стимулировать дальнейшее развитие рук, манипуляцию с предметами, самостоятельное ползанье (к 7 месяцам).
Раздел "Развитие действий с предметами".
От рождения до 2,5-3 месяцев:
- стимулировать развитие умений захватывать и удерживать низко
висящую игрушку обеими руками.
От 2,5-3 до 5-6 месяцев:
- активизировать умение ребенка захватывать, ощупывать игрушку, висящую над грудью, манипулировать ею (с 4 месяцев);
- учить брать игрушку из рук взрослого (5 месяцев) из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках у взрослого), перекладывать ее из одной руки в другую (6 месяцев). От 5-6 до 9-10 месяцев;
- развивать мелкую моторику рук, предлагая детям расстегивать кнопки, учить снимать кольца со стержня, открывать коробки;
- развивать движения пальцев, предлагая брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы, нанизывать на леску, большие пуговицы. Организовывать игры: "Сорока-белобока", "Пальчик-мальчик" и др. От 9-10 до 12 месяцев;
- развивать движения пальцев, предлагая собрать кусочки ваты, бумаги и т.д., катать и передвигать шарики, нанизанные на горизонтально и вертикально расположенные стержни и т.д. Предлагать действия с предметами разного размера.
Работа по развитию мелкой моторики кисти руки продолжается и во втором периоде раннего детства.
Содержание работы по развитию мелкой моторики от 1 до 2лет:
- Обучать действиям с предметами: нанизывать на стержень пирамидки 3-4 кольца одинакового размера, собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку на конкурсной основе, состоящую из 2-3 колпачков разных размеров; открывать и закрывать одноместную матрешку, вкладывать мелкие предметы в большие и вынимать их.
- Совершенствовать разнообразные действия с предметами (открывать-закрывать, нанизывать – снимать, прокатывать, втыкать, шнуровать, накладывать), ориентируясь на их величину.
- Учить действовать с различными дидактическими игрушками (шаробросы, дидактические коробки, грибки и втулочки со столиками к ним и т.д.).
В период от 2 до 3 лет задача по развитию мелкой моторики в программе не ставится. Однако, анализируя различные разделы, можно сделать вывод, что развитию мелкой моторики уделяется внимание.
В разделе "Игра", содержание работы по развитию мелкой моторики кисти руки отмечается:
- проводить с детьми дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.п.).
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.
Детей 2-3 лет учат отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая, их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.). Учат раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубления в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учат соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т.п.
Пальчиковый театр начинается по программе "Программа воспитания и обучения в детском саду" со второй группы раннего возраста.
Вторая группа раннего возраста: Неоднократно читать и рассказывать художественные произведения, предусмотренные программой для детей второй группы раннего возраста. Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
Первая младшая группа:
Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Анализируя программу, можно сделать вывод, что задачи по развитию мелкой моторики кисти руки ставятся только в первом возрастном периоде (от рождения до 2-х лет).
4. "Программа от рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы [4].
Программа составлена по возрастным группам. По этой программе дети должны уметь застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, что способствует развитию мелкой моторики. А пальчиковый театр представлен в разделе "Культурно – досуговая деятельность" с 2-3 лет:
Культурно-досуговая деятельность 2-3 лет
- Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
- Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей 2-3 лет предполагает решение педагогом следующих задач.
- Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду, обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности.
- Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях, праздниках.
- Развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.
- Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.
- Отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностями интересами детей.
Примерный перечень развлечений и праздников
- Праздники. "Новый год", "Осень", "Весна", "Лето", "Мамин праздник".
- Тематические праздники и развлечения. "Осень", "Солнышко-ведрышко", "Мишкин день рождения", "Мои любимые игрушки", "Зайчата в лесу", "Игры-забавы", "Зимняя сказка", "Музыкальные игрушки".
- Театрализованные представления. Кукольный театр: "Козлик Бубенчик и его друзья", Т. Караманенко; инсценирование рус. нар. сказок: "Веселые зайчата", Л. Феоктистова; "Ладушки в гостях у бабушки", "На бабушкином дворе", Л. Исаева.
Культурно – досуговая деятельность 3-4 лет:
Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей 3-4 лет предполагает решение педагогом следующих задач.
- Развлечения. Показывать театрализованные представления. Организовывать прослушивание звукозаписей; просмотр мультфильмов. Проводить развлечения различной тематики (для закрепления и обобщения пройденного материала). Вызывать интерес к новым темам, стремиться, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.
- Праздники. Приобщать детей к праздничной культуре. Отмечать государственные праздники (Новый год, "Мамин день"). Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения.
- Самостоятельная художественная деятельность. Побуждать детей заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры; разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные песенки. Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками, рисовать, лепить, раскрашивать картинки и т.д.
- Примерный перечень развлечений и праздников
- Праздники. Новогодняя елка, "Мамин праздник", День защитника Отечества, "Осень", "Весна", "Лето".
- Тематические праздники и развлечения. "Здравствуй, осень!", "В весеннем лесу", "Здравствуй, лето!", "Ой, бежит ручьем вода", "На бабушкином дворе", "Во саду ли, в огороде", "На птичьем дворе".
- Театрализованные представления. "Маша и медведь", "Теремок", "Волк и козлята", "Заюшкина избушка" (по мотивам рус. нар. сказок); "Потешки да шутки", "Были-небылицы", "Бабушка-загадушка" (по мотивам русского фольклора).
Таким образом, анализ программ " Истоки", "Детство", " Программа воспитания и обучения в детском саду", " Программа от рождения до школы" позволил прийти к выводу: развитие мелкой моторики кисти руки и пальчиковый театр не является приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах.
Пальчиковый театр, его особенности и значение
Пальчиковый театр – это дидактическая игра (Л.В. Артёмова) [11]. Пальчиковый театр – сюжетно-ролевая игра (Н. В. Краснощекова) [44]. Пальчиковый театр – театрализованная игра (А.О. Акулова) [61].
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.
Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, способствует развитию мелкой моторики, т.к. в ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности [53, Е. Шадрина].
Пальчиковый театр прививает умение слушать, развивает мелкую моторику, позволит раскрыться. Ощущая себя в роли Колобка или Лисички, ребенок, по сути, играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый в себе малыш, вдруг начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, но на радость родителям, становится вдруг общительным, а ребенок, лидер по натуре, лишний раз это доказывает. Куклы знакомых нам с детства персонажей помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свою мысль, продумывать поведение. Здесь уже не устное народное творчество или сказка известного автора, здесь Автор – это сам ребенок: Автор думающий, Автор ответственный за своих персонажей, Автор, имеющий свою позицию и точку зрения.
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для детей, а именно [11, с. 27]:
- пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
- стараясь не пропустить "выход" своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
- заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
- театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идёт о сценка-импровизациях;
- обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
- в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как "лево" и "право", вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);
- возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности
- выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным.
А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию, сможете лучше понять мотивы и причины того или иного поведения младших дошкольников. Даем тему, например: "Маленький бельчонок не захотел слушаться маму и ускакал далеко в лес один". Задавайте наводящие вопросы: "Что случилось с бельчонком?", "Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять?", "Кого он встретил по пути?", "Как он нашел дорогу к дому?". При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки можно подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.
Пальчиковые театры это прежде всего: вязанные фигурки, которые надеваются на пальцы рук; из бумажной массы; из теннисных шариков на которых рисуются лица персонажей; пальчиковые куклы сделанные из различных видов тканей; небольшая ширма и декораций.
Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы.
Познакомившись подробно с содержанием педагогического эксперимента, реализованного в ходе данного исследования, перейдем к диагностикам, а также сравнению и анализу полученных нами данных на всех этапах эксперимента.
Пальчиковые игры
Дата проведения |
Название пальчиковой игры |
Цель проведения пальчиковой игры |
Материалы, оборудование |
06.11.12 |
Детки |
Дети сжимали кулачки (большой палец сверху), выпрямив и широко расставив указательный и средний пальцы, поднимали и опускали руку в такт четверостишью. |
Показ схемы пальчиковой игры с иллюстрациями. |
08.11.12 |
Зайчики |
Умение использовать пальцы поочередно изолированно друг от друга. |
Показ схемы пальчиковой игры с иллюстрациями. |
13.11.12 |
Муха – Цокотуха |
Нужно опускать на каждый слог один палец на стол по порядку – от мизинца к большому, как бы имитируя игру на рояле. |
Показ схемы пальчиковой игры с иллюстрациями. |
15.11.12 |
Пальчики кивают, Пальчики здороваются |
Требует от детей координации движений пальцев при удержании рук на уровне груди (пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга) и поочередное касание пальцев руки, а затем одноименных пальцев обеих рук. |
Показ схемы пальчиковой игры с иллюстрациями. |
20.11.12 |
Колечки |
На каждую строчку стихотворения надо "надевать" по очереди на все пальцы левой руки (от большого до мизинца) "колечко" из сомкнутых пальцев (большого и указательного) правой руки и затем наоборот. |
Показ схемы пальчиковой игры с иллюстрациями. |
22.11.12 |
Тюльпаны |
Здесь дети по образцу и без, соединяют ладони в форме тюльпана и раскрывают их. |
Показ схемы пальчиковой игры с иллюстрациями. |
27.11.12 |
Гости |
По образцу ребенок при помощи левой руки загибал по очереди пальцы правой руки, начиная с большого, затем менял руки. |
Показ схемы пальчиковой игры с иллюстрациями. |
29.11.12 |
Дружба |
В новой игре важен ритм движений и умение снимать в конце напряжение, держа руки вниз, встряхивая кистями. |
Показ схемы пальчиковой игры с иллюстрациями. |
04.12.12 |
В гости |
Способствует развитию умения управлять каждым пальчиком в отдельности и, в то же время, всеми вместе. |
Показ схемы пальчиковой игры с иллюстрациями. |
06.12.12 |
Сорока |
Способствует развитию мелкой моторики, координации движений, зрительного внимания; развитие понимания эмоциональных состояний и активизирует словарный запас детей. |
Показ схемы пальчиковой игры с иллюстрациями. |
11.12.12 |
На лужок |
Развивает координацию движений пальцев ведущей руки; способствует запоминанию расположения пальцев в пространстве, обучает ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки. |
Показ схемы пальчиковой игры с иллюстрациями. |
13.12.12 |
Кошка |
Формирование контроля за мышечным тонусом пальцев рук, развивать дифференциацию шипящих согласных, обогащение словаря. |
Показ схемы пальчиковой игры с иллюстрациями. |
20.12.12 |
Мышка |
Развитие мелкой моторики кисти руки, координация движений, развитие воображения, стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук. |
Показ схемы пальчиковой игры с иллюстрациями. |
25.12.12 |
Собака |
Развитие мелкой моторики кисти руки, координация движений, развитие воображения, стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук. |
Показ схемы пальчиковой игры с иллюстрациями. |
Литература
1. Программа "Истоки": Базис развития ребенка – дошк. [Текст] / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.; Науч. ред. Л.А. Парамонова и др. – М.: Просвещение, 2003. – 335с.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208с.
3. Программа "Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС"", 2011.- 528 с.
4. ПРОГРАММА "От рождения до школы". Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2010.- 304 с.
5. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Рогов Е.И. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с: ил.
6. Кабанова, Т.В., "Тестовая диагностика:обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет" [Текст] / Т.В. Кабанова, О.В. Домнина; под ред. Н.Е. Ильяковой. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104с.
7. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.П. Савина. – М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. – 44с.
8. Сенсомоторное развитие дошкольников по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений [Текст] / – М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
9. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. [Текст] / И.Е. Светлова. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 272с.
10. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576с.
11. Аксёнова, М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. [Текст] / Аксёнова М., – Дошкольное воспитание, № 8, 1990. – с. 62-65.
12. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: книга для воспитателя детского сада и родителей [Текст] / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
13. Анучина, Н.А. Таланты детей на кончиках пальцев. [Текст] / Анучина Н. А. Ребенок в детском саду. – 2006. – № 2. – С. 45-48.
14. Афонькин, С. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. [Текст] / Афонькин С. Дошкольное воспитание, № 3-4, 1992. – с. 46.
15. Войлокова, Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников. [Текст] / Войлокова Е.Ф. – СПб., 2006. – 102 с.
16. Гогольчева, В.П. Программа совершенствования речевой моторики. [Текст] / Гогольчева В.П. – Омск, 2003. – 48 с.
17. Жукова, О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. [Текст] / Жукова О. – Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11. – С. 14-16.
18. Кирпичникова, Н. Развитие мелкой моторики. [Текст] / Н. Кирпичникова – Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2. – С. 76-78.
19. Кисилева, В. Развитие тонкой моторики. [Текст] / В. Кисилева Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 65-66.
20. Мельникова, С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки. [Текст] / Начальная школа – 1994 – №8 – с. 12-14.
21. Оглоблина, И.Ю. Развитие мелкой моторики рук. [Текст] / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 6. – С. 18-21.
22. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. [Текст] / – Дошкольное воспитание. – 2005. – № 3. – С. 28-35.
23. Прахт Л.И. Развитие движений кисти [Текст] / Л.И. Прахт Начальная школа. – 2004. – № 4. – С. 5-7.
24. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизиологическом развитии дошкольников. [Текст] / Дошкольное воспитание. – 2005, № 1. – С. 60-64.
25. Рузина М.С, Афонькина С.Ю. Страна пальчиковых игр: развивающие игры для детей и взрослых. [Текст] / – СПб.: Кристалл, 1997. – 336 с.
26. Харитонова Л.Г., Сулянцева Л.А. Программа развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста: Методические рекомендации. [Текст] / – Омск: СибГАФК, 1996. – 32с.
27. Гаврилина, С.Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать. [Текст] / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю., Куров, В. Н. Куров, М., 2003.-180 с.
28. Аксарина, Н.И. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М.Аксарина. – М.: "Медицина" – 1972. – 264.
29. Ляксо Е.Е, Развитие речи малыша [Текст] / под ред.А.С. Батуева – М.: Айрис-прес, 2003. – 208с.
30. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Пальчиковй игротренинг [Текст] / Кольцова М.Н., Рузина М.С., – СПб., 1998. – 192.
31. Земцова, О.Н. Тесты для детей 3-4 лет [Текст] / Учебное пособие О.Н. Земцова. – М.: Махаон, 2007.-112 с.: ил.
32. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст] / Н. Кирпичникова Дошкольное воспитание.- 2005.- № 2.- С.-76-78.
33. Кольцова, М.М. Движение и развитие сенсорной речи [Текст] / М.М. Кольцова.- М., 2000.-210с.
34. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры [Текст] / О.И. Крупенчук.- М.: Издательский дом. Литера.-2005.- 32с.
35. Леонтьев, А.Н. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: КомКнига, 2007.- 216 с.
36. Любина, Г.А. Рука развивает мозг [Текст] / Г.А. Любина. О.В. Желонкина Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 4. – С. 33-35.
37. Любина, Г.А. Рука развивает мозг [Текст] / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 5- С. 24-28.
38. Любина, Г.А. Рука развивает мозг [Текст] / Г.А. Любина. О.В. Желонкина Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 6. – С. 11-19.
39. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей [Текст] / Е. Плутаева, П. Лосев, Д. Вавилова. Дошкольное воспитание.- 2005.- № 3.- С. 28-35.
40. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст]: Пособие для родителей и педагогов / Л.П. Савина. – М.:ООО АСТ, 1999.- 220с.
41. Смирнова, Е.О, Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет [Текст] / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова.- МГППУ, 2003.- 128с.
42. Шустова, И.Б. Игры для детей. [Текст] / И.Б. Шустова, Издательский дом Литература.-2005.- с. 230.
43. Шаповаленко, И.В., "Возрастная психология (психология развития и возрастная психология)" [Текст] / И.В. Шаповаленко – М., Гардарикки, 2005 – 349.
44. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 251 с. – (Школа развития).