Влияние подвижных игр на совершенствование различных видов ходьбы и бега у детей дошкольного возраста.
Влияние подвижных игр на совершенствование различных видов ходьбы и бега у детей дошкольного возраста
- Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
- Отношение к семье у дошкольников
- Формирование начальных представлений у дошкольников о здоровом образе жизни
- Педагогическая культура родителей, как основа взаимодействия ДОУ с семьёй
- Взаимодействие ДОУ и семьи
- Место и роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
- Формирование у дошкольников представлений об адаптации живых организмов
Подвижные игры и их роль в развитии детей дошкольного возраста
Физическое развитие – процесс изменения форм и функций человеческого организма. Одним из проявлений этих функций являются физические качества – быстрота, ловкость, сила, выносливость. Это уровень развития организма, который определяется антропометрическими и биометрическими показателями.
Физическое воспитание ребенка-дошкольника не может быть достаточно полноценным, если оно строится без учета особенностей возраста. Ребенок – это не "маленький взрослый", между ним и взрослым человеком разница не только количественная, но во многом и качественная. С первого взгляда видно, что ребенок не только меньше ростом, но и пропорции тела у него другие – больше голова, короче ноги. Изучение анатомии и физиологии показывает, что и строение внутренних органов, и работа их у ребенка во многом иные. Но главное – это то, что ребенок иначе воспринимает окружающий мир и по-своему реагирует на него.
Подвижный, впечатлительный, склонный к подражанию, живо интересующийся всем окружающим, ребенок особенно легко поддается воспитательным воздействиям. Понятно, как велика ответственность воспитателя, имеющего дело с неустойчивым, находящимся в процессе роста и формирования организмом.
Воспитатель, хорошо изучивший особенности развития детского организма, может лучше развернуть работу с детьми, не боясь причинить вред неокрепшему детскому организму. Знание этих особенностей поможет ему сознательно подойти к каждому из применяемых им средств и методов физического воспитания и даст возможность творчески работать дальше в этом направлении.
Исследования Е. Леви-Гориневской показывают, что ребёнок отличается от взрослого, прежде всего тем, что он растет и развивается. Процессы роста и развития глубоко затрагивают детский организм, они влияют на весь облик ребенка – физический и психический.
Таким образом, познание особенностей физического развития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь, об этом нельзя забывать, играют воспитание и обучение. Именно изучение того, как развиваются основные движения ребенка, дает существенные указания для выбора физических упражнений в разных возрастных группах дошкольников. Правильный подбор игр и упражнений, в свою очередь, влияет на развитие основных движений.
Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что основы подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. Е. А. Покровский писал, что о детских играх первобытных народов, к сожалению, мало сведений. Данные о развитии и жизни ребенка, его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны. Практически никто из этнографов вообще не ставил себе задачей такое исследование. Лишь в 30-е годы XX столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей и их играх.
Игра была спутником человека с незапамятных времен. Е. А. Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно. Многие из игр представляли собой большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жизни народа. Множество игр разных народов имели между собой большое сходство, например, игры с мячом, в кости. Справедливо также мнение Н. С. Воловик о том, что назначение древних игр – не развлекательное, а практическое. Игровыми действиями и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах.
Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых. Так, Г. Новицкий в описании остяцкого народа (относящемся к 1715 г.) писал, что во всех играх общими являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу. Согласно теории К. Гросса, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Если наблюдать за играми молодых животных и за играми детей, то становится понятно, что игры всюду служат средством для развития органов движения, органов чувств – особенно зрения, – и, в то же время, для развития внимания, наблюдательности и мышления. Детство длится до тех пор, пока мы не будем готовы к тому, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если эта подготовка, это развитие всех физических и психических сил осуществляется с помощью игр, то играм принадлежит не только очень важное, но и центральное место.
В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине XIX в. появляются работы виднейших ученых Н.И.Пирогова, Е.Н. Водовозовой, П. Ф. Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.
Большое практическое значение для развития теории подвижных игр имела книга А. Спотака "Гимнастические игры". Данный труд явился результатом поездки, предпринятой А. Спотаком по Австрии, Германии и Англии, где он изучил распространение игр и их проведение, а также практической работы в Пражском институте по подготовке руководителей подвижных игр. В этом пособии автор довольно подробно раскрыл значение, пользу подвижных игр, дал квалифицированные методические рекомендации для педагогов по их проведению, которые и до настоящего времени остаются актуальными. И, самое главное, в этом сборнике собрано описание более 100 игр, которые систематизированы по определённым признакам. Выход в свет этой книги дал очередной "толчок" развитию подвижных игр в России.
Выдающуюся роль в обосновании педагогического значения подвижной игры, и особенно методики её применения, сыграл известный русский учёный и общественный деятель П. Ф. Лесгафт. Подвижные игры он рассматривал как одно из действенных средств физического образования, и им он отводил одно из первых мест. Две трети его "Руководства по физическому образованию детей школьного возраста" посвящены играм.
В подвижных играх П. Ф. Лесгафт видел большую образовательно-воспитательную ценность. По его мнению, подвижная игра представляет собой более сложное действие, нежели отдельное гимнастическое упражнение. Он раскрыл психологическое и физиологическое значение подвижных игр, обеспечивающих сознательность действий, развивающих умение управлять своими движениями. Особо он подчёркивал влияние подвижных игр на формирование черт характера, на развитие интересов и творчества. Воспитуемый интересовал П.Ф.Лесгафта как целостная личность во всех её проявлениях, во взаимоотношениях с окружающими и средой, и поэтому он высоко ценил игры как средство всестороннего воспитания.
Учёный выступал против преобладающей за рубежом системы воспитания Фребеля, для которой характерны формализм, искусственность, строгое ограничение самодеятельности. При этом дети в играх подражали готовым образцам движений, действий, повторяя их за руководителем. Подвижные игры превращались в скучные, однообразные, малоразвивающие и иногда утомляющие занятия. Поэтому, придавая большое общеразвивающее значение играм, П. Ф. Лесгафт нетерпимо относился к шаблону, к слепому подражанию, что было характерно для методики игр Фребеля.
П.Ф.Лесгафт одним из первых русских учёных определил методические требования к руководителю игры. По мнению П.Ф.Лесгафта, руководитель детской игры должен учитывать физическое развитие и подготовленность играющих, обязательно ставить цель каждой игры, постепенно переходить от простых знакомых игр к более сложным, от одиночных к командным, вводить варианты игр с усложнением правил и требований к поведению играющих.
Особое значение П. Ф. Лесгафт предъявлял к сознательности в действиях и подчинению правилам. Он рассматривал правила как закон и предлагал настойчиво добиваться, чтобы играющие выполняли правила. В его руководстве правила занимают центральное место, они даются в точной и сжатой формулировке и специально подчёркиваются в каждой игре дважды.
Таким образом, в основу методики проведения подвижных игр П. Ф. Лесгафт положил требования, которые не утратили своего значения и в настоящее время. Он обосновал обязательность установления перед каждой игрой конкретной цели, соответствие игр силам и способностям играющих, обеспечение положительного эмоционального воздействия игры на занимающихся, а также систематичность и последовательность проведения игр, побуждение играющих к проявлению активности, самостоятельности.
Известный своими трудами в области физического воспитания и гигиены профессор В. В. Гориневский также занимался вопросами теории и методики игр, высоко оценивал их гигиеническое и воспитательное значение. Он активно участвовал в решении вопросов теории и практики физического воспитания. Как врача и гигиениста его интересовали вопросы физиологического влияния подвижных игр и их доступности для отдельных возрастных групп. Содействуя развитию детей, следует систематически проводить игры, постепенно и последовательно усложнять их, вводя новые движения и более трудные условия.
В послевоенные годы появились интересные, научно-обоснованные работы по теории и методике подвижных игр в практике с детьми. Обширный и интересный материал об игре как явлении, о происхождении игр и их социальной сущности изложен в работе В. Г. Яковлева. Автор определил игру как исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Он подчёркивал, что в играх отражаются особенности психологического склада народностей, идеологии, воспитания, уровня культуры и достижения науки.
В этот период были разработаны методические пособия по организации подвижных игр для учителей с целью подготовки преподавателей физкультуры. В СССР было впервые создано учебное пособие по вопросам теории и методики проведения подвижных игр в различных условиях работы с детьми и молодёжью (Л. В. Былеева и В. М. Коротков).
Е. А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Игра содействует работе крупных мышечных групп; разнообразие движений в ней препятствует утомлению; она развивает личную инициативу, психофизические качества: смелость, находчивость, дисциплину; тренирует анализаторные системы.
Игра вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям, развивает чувство товарищества, учит принимать самостоятельные решения, воспитывает быстроту, ловкость и выносливость.
Сюжеты игр способствуют активному движению детей. Физическая нагрузка в игре регулируется расстоянием для пробежек, сложностью выполняемых заданий, числом повторений игры и продолжительностью остановок в игре. Для достижения достаточной нагрузки игры повторяются 3–5 раз с короткими перерывами – 15-20 с. При проведении игр-эстафет в целях увеличения активности детей организуется от 3 до 5 команд, что также позволяет больше упражняться в закрепляемом движении.
Игры разучиваются до занятия на прогулке, так как на занятии это занимает много времени и снижает его эффективность; кроме того, не всегда из-за погодных условий допустимо, чтобы дети долго стояли в спортивной одежде, слушая объяснения. На прогулке же воспитатель может спокойно объяснить более простой вариант игры и 2–3 раза провести ее. Тогда на занятии достаточно будет указать на дополнительные условия (если они будут), разделить детей на группы или выбрать водящего. На следующий день после занятия эту игру вновь можно повторить на прогулке.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что в России уже во второй половине ХIХ века сложилась новая передовая теория и методика игр, резко отличавшаяся от зарубежных теорий и взглядов. Она способствовала обоснованию происхождения и сущности подвижной игры, внедрению передовой методики игры в практику, показала воспитательное значение народных игр. С этого времени появилось большое количество пособий и сборников игр, возрос интерес к проблематике игры. В последнее время в мире проявляется общая тенденция повышения интереса к подвижной игре как к фактору улучшения воспитания, эмоциональной разрядки и активного отдыха, борьбы с гиподинамией, формирования у детей здорового образа жизни.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. По-прежнему недооценивается значение подвижных игр как основного средства комплексного развития ребенка – его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости.
По мнению Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, Ю.К. Чернышенко, В.Н. Новохатько, Е.И. Панкратьева и др., при планировании содержания физического воспитания дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.
Особенности развития ходьбы и бега у детей дошкольного возраста
Уже у детей раннего возраста бег является основным способом передвижения. Он оказывает значительное влияние на улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, что в свою очередь создает основу для совершенствования быстроты и выносливости. Физическую нагрузку при беге легко дозировать, изменяя скорость, время бега или пробегаемое расстояние, используя различные виды бега. В связи с тем что методика проведения занятий на воздухе специально направлена на развитие общей выносливости у детей, бегу в занятиях отводится до 50% времени.
У детей условно можно выделить по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней cкоростью и медленный бег. Эти виды бега оказывают разное влияние на организм и используются для решения различных задач физического воспитания детей.
Быстрый бег является основной частью многих упражнений, широко используется в играх, эстафетах и самостоятельной деятельности детей. При быстром беге туловище ребенка немного наклонено вперед, голова приподнята. Бедро маховой ноги поднимается высоко, голень выносится вперед, нога ставится на носок с быстрым перекатом на всю стопу. Толчок осуществляется энергичный выпрямлением ноги и разгибанием стопы. Для быстрого бега используются дистанции от 10 до.30 м. Скорость бега у детей с возрастом увеличивается, и соответственно уменьшается время пробегания дистанции.
Как показали специальные исследования (Е. Н. Вавилова), на протяжении дошкольного возраста частота шагов меняется мало, а нарастание скорости происходит благодаря увеличению длины шагов. Поэтому в процессе обучения быстрому бегу большое внимание уделяется укреплению мышц бедра, голени, стопы, выработке широкого шага. Для этого используется бег с высоким подниманием колен в забрасыванием голени, бег по разметкам. Совершенствованию техники быстрого бега помогает постановка перед детьми конкретных задач: пробежать быстрее, убежать от водящего и т. д.
Бег со средней скоростью является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников.
Во время этого бега туловище у детей слегка наклонено вперед, голову они держат прямо, бедро маховой ноги активно выносят вперед, ногу опускают на пятку с дальнейшим перекатом на носок, слегка согнутые в локтях руки не напряжены, кисти расслаблены.
Скорость такого бега составляет 50–60% от максимальной скорости бега у детей каждого возраста. В средней группе она колеблется от 2 до 2,2 м/с.
Бег со средней скоростью, как показали специальные исследования, соответствует функциональным возможностям организма детей дошкольного возраста, а нагрузка при этом – умеренной интенсивности. Поэтому целесообразно включать в занятия данный вид бега в целях повышения функциональных возможностей организма детей, и главным образом в целях развития общей выносливости.
Медленный бег также является важным средством воспитания выносливости у детей. Во время медленного бега дети держат туловище прямо, плечи у них развернуты, взгляд направлен вперед, голова поднята. Нога мягко ставится на всю ступню с небольшим опережением постановки ее на носок. Проталкивание вперед небольшое, поэтому шаг короткий – всего 2–3 ступни. Руки расслаблены.
Скорость медленного бега у детей средней группы равняется 1-1,4 м/с.
Малоинтенсивная, но продолжительная работа, выполняемая детьми при таком беге, наилучшим образом повышает деятельность сердца, улучшает кровообращение и дыхание, т. е. совершенствует деятельность тех систем, от функционирования которых в основном зависит уровень развития выносливости. При постоянном повторении пробежек улучшается согласованность в деятельности этих систем, ускоряется достижение оптимального уровня функционирования, что также повышает возможности организма детей.
Чтобы научить детей медленному бегу, нужно постепенно ускорять ходьбу. При этом наступает момент, когда бежать легче, чем идти. Это и будет медленный бег.
Необходимо вырабатывать у детей чувство скорости в беге. Для этого на первых занятиях воспитатель бегает вместе с детьми по площадке с нужной скоростью (можно поставить направляющим более подготовленного ребенка). Зная длину круга на площадке и сверяясь с секундомером, легко откорректировать командами необходимую скорость бега детей. Когда нужная скорость достигнута, воспитатель называет вид бега, объясняет, что так можно бежать долго и не устать или добежать до самой дальней веранды, обежать всю территорию детского сада и т. п. После 5-6 повторений дети достаточно точно демонстрируют нужную скорость бега по командам воспитателя. Некоторые дети, особенно на первых занятиях, рвутся вперед, стремятся обогнать бегущих впереди, в результате быстро устают и прекращают бег. Поэтому во время продолжительных пробежек должно действовать строгое правило: "Не обгонять, не толкаться, не отставать". В старших группах нужно требовать соблюдения дистанции при беге.
Продолжительный медленный бег и бег со средней скоростью проводятся на спортивной площадке, по прилегающим дорожкам, вокруг здания, по различным маршрутам на территории детского сада. Все пробежки начинаются и заканчиваются на площадке. Воспитатель бегает вместе с детьми или контролирует их действия с площадки. Пробегаемые детьми дистанции должны соответствовать конспекту.
Все дистанции для бега (круг на площадке, дорожки) должны быть размечены. Дети должны четко знать, сколько кругов нужно пробежать по площадке, у какой отметки на дорожке повернуть назад. Зимой, когда разметка видна плохо, нужно указывать детям различные ориентиры: дерево, угол беседки, песочница и т. д. Каждый месяц длина дистанций для медленного бега и бега со средней скоростью увеличивается. В соответствии с этим воспитатель выбирает новые ориентиры, которые могут обозначаться эмблемой группы, флажком и т. д. Во время занятий нужно использовать различные маршруты – это повышает интерес детей к бегу.
Характерным признаком бега, отличающим его от ходьбы, является фаза "полета" – безопорное положение тела после отталкивания ногой от земли. Работа рук при беге также несколько отличается от ходьбы: они согнуты в локтях, и мах ими более энергичен. При беге нагрузка на мышечный аппарат, особенно на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, значительно больше, чем при ходьбе.
Во время бега дошкольников часто можно наблюдать мелкий, семенящий шаг, значительное разведение рук в стороны, иногда ребенок прижимает руки к туловищу или держит их опущенными вниз. Большинство детей 4 лет бегают на полусогнутых ногах, ставят ногу на опору с пятки или на всю стопу. Слабость мышц опорно-двигательного аппарата не дает им возможность выполнять полноценное отталкивание (с полным выпрямлением ног в коленных суставах) и ставить ноги на опору с носка.
Необходимо научить ребенка энергичному движению согнутыми в локтях руками во время бега, вырабатывать умение бежать в равномерном темпе; оббегать расставленные на полу предметы (кубики, коробочки, камешки и т. д.), не наталкиваться друг на друга.
Начиная с 5 лет, основная цель в обучении бегу – приучить детей ставить ногу с носка. При этом ребенок должен держать туловище ровно, с небольшим наклоном вперед, бедро маховой ноги энергично выносится вперед – вверх; руки, согнутые в локтях, выполняют энергичные движения в соответствии с работой ног, стопы ставятся параллельно.
Длительность бега со средней скоростью для детей 3-5 лет рекомендуется в пределах 20-25 с, для детей 6-7 лет – до 30-35 с. Дети 3-4 лет могут пробегать с максимальной скоростью расстояние до 15м, 5-6 лет – до 20-25, 7 лет – до 30-35 м.
Для формирования и совершенствования навыков бега у дошкольников рекомендуют следующие упражнения: бег на носках, "как лисичка"; с высоким подниманием бедра, "как лошадка"; с наступанием на линии, начерченные на земле на расстоянии 60-80 см; бег с изменением темпа и направления; с остановками по сигналу взрослого; бег с оббеганием предметов (кубики, мячи, шишки); бег наперегонки (вдвоем – втроем) –"кто быстрее"; бег с прокатыванием обруча по земле толчками ладони; бег со скакалкой, вращая ее вперед и т. д. Важно также развивать умение быстро реагировать на внезапные сигналы взрослого (начинать и заканчивать бег, останавливаться по сигналу, выполнять повороты во время бега).
С появлением навыка уверенной и достаточно продолжительной ходьбы возрастает возможность целенаправленных воздействий на дальнейшее формирование и совершенствование этого двигательного умения. Правильное обучение ходьбе основывается на знании возрастных особенностей детей, уровня развития движений и двигательных качеств – быстроты, ловкости, выносливости. При обучении малышей наиболее эффективен показ движений. Неточные и порой непонятные указания воспитателя отвлекают, путают ребенка, заставляют его обращать излишнее внимание на какое-либо одно движение, разлаживают уже имеющуюся у них координацию. Например, указание воспитателя "Сильнее двигайте руками" приводит к тому, что энергичные размахивания руками вызывают резкую постановку ноги на опору, дети начинают топать, идут тяжело. Показывая ходьбу, воспитатель должен сам идти естественным и легким шагом, не подчеркивая энергичный мах руками, не делая широких шагов, не утрируя хорошую осанку. Положительный эффект в обучении ходьбе может быть достигнут и в том случае, если детям младшего возраста демонстрирует ходьбу правильно идущий старший ребенок.
В обучении ходьбе старших дошкольников уже большее место занимает объяснение правильных навыков, сознательное стремление детей двигаться красиво, легко, ритмично, с хорошей осанкой. Однако для всех детей дошкольного возраста при обучении ходьбе не следует злоупотреблять объяснениями. Целесообразно давать больше упражнений в ходьбе, разнообразить задания и игры. Не следует начинать обучение с ходьбы в колонне друг за другом, так как детям с еще неустойчивым навыком трудно приспосабливаться к темпу и длине шага идущего впереди. Малыши часто наталкиваются на впереди идущего или, наоборот, отстают. Упражняя детей в ходьбе, их надо расположить так, чтобы они не мешали друг другу, например свободной группой или в шеренгу. Нужно указать детям направление, по которому надо двигаться, дать интересное задание – дойти до дерева, большого камня, до флажка, игрушки и т. п.
Для поддержания хорошего эмоционального настроения детей следует варьировать задания в ходьбе: вносить игровые элементы, менять направление или темп ходьбы, чередовать виды ходьбы, сочетать ее с другими движениями – перешагиванием, подлезанием, подскоками и др.
Темп ходьбы чаще всего регулируется хлопками, ударами в бубен, барабан, подсчетом. По возможности можно использовать музыкальное сопровождение. Музыка способствует равномерному, легкому и красивому передвижению детей. Ускоряя или замедляя темп, увеличивая или уменьшая громкость звучания, педагог обучает детей быстрой и медленной ходьбе, различным ее видам (на носках, на пятках, в приседе и т. п.).
Правильное выполнение ходьбы в значительной степени обусловлено четким руководством воспитателя, его умением задать правильный темп, предвидеть возможности появления ошибок и вовремя устранить их. Не следует стремиться, чтобы дети во время ходьбы увеличивали длину шага или темп передвижения. Этим нарушается ритм, равномерность, естественность движений, расстраивается координация. Длина шагов при ходьбе возрастает постепенно и зависит от роста детей. Шаг ребенка 2 лет равен 32 см, 4 лет – 40 см, 5 лет – 47 см, 6 лет – 49 см, 7 лет – 53 см. Ребенок небольшого роста, как правило, идет более мелкими и частыми шагами, чем его высокий сверстник.
Методы и приемы совершенствования различных видов хотьбы и бега с помощью подвижных игр
Атрибуты, использованные для подвижных игр
Большое значение для совершенствования навыка бега у дошкольников всех возрастных групп имеют подвижные игры с ловлей и убеганием (младшие группы), бегом наперегонки, с соревнованием в быстроте и ловкости в эстафетных играх, где дети могут проявить свои скоростные способности.
Кокорева О.И. считает, что в физическом воспитании детей первостепенное значение имеет подвижная игра, как деятельность, отвечающая их иочрастным потребностям, и как средство разностороннего развития. В ней заключен целый комплекс эмоционально-оздоровительных, познавательных и носпитательных компонентов.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний. Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать также осуществляется с помощью подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения и соблюдение установленных заранее правил, удовлетворяют потребность формирующегося организма ребенка в активных действиях. В ходе игр отрабатываются следующие движения детей: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, мелкие движения рук и пальцев, координация движений, ориентировка в пространстве, равновесие или их сочетания: "Найди свое место", "Найди и промолчи", "Прятки", "Найди, где спрятано", "Котята и щенята", "Перелет птиц", "Наседка и цыплята", "По дорожке на одной ножке" и т.д. Участвуя в игре, дети не просто бегают, а кого-то догоняют или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или птичек; они играют, а в ходе игры у них укрепляются мышцы, развивается координация движений, воображение и подражательность, умение ориентироваться в пространстве, рассчитывать силу и направление движения, а также подчинить свои действия установленным правилам игры. К таким играм относятся: "У медведя во бору", "Птички и кошка", "Лохматый пес", "Зайцы и волк", "Лиса в курятнике", "Мыши в кладовой" и т.д. Большое значение подвижных игр заключается и в совершенствовании общей подвижности, ловкости, гибкости детей, в одновременной работе различных групп мышц и, следовательно, в равномерном и всестороннем их развитии.
Подвижные игры, в которых инициатива исходит от взрослого, способствуют формированию элементарной организованности, действию в едином ритме и темпе, проявлению ловкости и смелости, преодолению препятствий (пройти по ограниченной площади), совершенствованию основных движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.), развитию сложнокоординированных движений пальцев и кисти рук: "Юла", "Нам не страшен серый волк", "Поймай бабочку", " Раз, два, три, ищи" и т.д. Воспитатель поддерживает проявления доброжелательности к партнерам по играм, желание детей участвовать в общих подвижных играх. Важной особенностью любой подвижной игры являются правила. Они помогают осмыслить детям замысел игры и игровые действия. Выполнение этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность, что делает игру интересной, увлекательной и полезной для развития ребенка. Для распределения ролей и выбора ведущих лучше использовать считалки, "волшебные стрелочки" и др. Такой способ, с точки зрения детей, является справедливым. Воспитателю важно оставаться активным участником игры, независимо от того, выполняет он при этом ведущие роли или остается рядовым игроком. Это не только доставляет радость детям, но заметно повышает их двигательную активность. Дети учатся действовать в подвижной игре соответственно сюжету и правилам (до трех правил); сдерживать себя: начинать движение после определенных слов, останавливаться в указанном месте и пр.
Дети дошкольного возраста уже могут по собственной инициативе самостоятельно играть в знакомые подвижные игры; придумывать новые подвижные игры с использованием имитации (самолеты, стая птиц и т.д.) или игры с динамическими игрушками: с мячами, обручами.
Лучше всего использовать такие подвижные игры, в которых:
- цели ясны и достижимы,
- опасность получить физическую или эмоциональную травму минимальна,
- дети имеют возможность повторять свои попытки, чтобы постепенно приближаться к решению задачи,
- построение игры ведётся таким образом, что все участники включаются в активное социальное взаимодействие, сотрудничают между собой и оказывают друг другу помощь,
- ни один ребенок не исключается из игры,
- предлагаемые задания выполняются разными способами, поэтому дети могут играть в соответствии со своими возможностями.
Это "Сильный ветер", "Подвижная игрушка", "Запомни и покажи", "Поймай лису!", "Пожарная команда", "Делай, как я", "Автомобиль и водитель", "Идти и держать равновесие", "Карусель", "Горелки", "Мышеловка", "Два мороза", "Поезд с грузом" и др. Особое значение подвижные игры имеют для формирования детского коллектива, ведь каждый ребенок подчиняет личные интересы интересам коллектива. Особенно полезны игры и развлечения на свежем воздухе, так как они позволяют детям использовать приобретенные навыки в разнообразных жизненных ситуациях, самим стать затейниками, организаторами новых, придуманных ими самими игр.
По мнению М.А. Дорониной целесообразно подобранные с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.
Дошкольники проявляют большой интерес к играм с динамичными движениями (ходьба, бег, прыжки, упражнения в лазаний, равновесии и т. д.). Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть через "ручеек". Однако не рекомендуют проводить игры со сложными видами движений (прыжки, лазание) до тех пор, пока дошкольники не овладеют ими. Вначале их учат правильно выполнять движение, а затем проводят игру, где это движение ведущее. Общая продолжительность подвижной игры для детей этой возрастной группы составляет не больше 8-10 минут.
Ю.А. Кириллова отмечает, что подвижные игры и упражнения на свежем воздухе являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме используются естественные движения, свойственные человеку: бег, прыжки, метание и пр. Игры и упражнения на свежем воздухе являются лучшим лекарством для детей от двигательного голода – гиподинамии, так как дети около 70-80 процентов времени пребывания в дошкольном учреждении проводят в статичном сидячем положении. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, способствуют профилактике респираторных, простудных заболеваний.
Для реализации цели образовательного направления – обеспечить обучение движениям и двигательным действиям, для развития физических качеств, гарантирующих всестороннее и гармоничное развитие ребенка, необходимо решение следующих задач:
1. Организовать (насколько это возможно) процесс обучения в естественных условиях.
2. Создавать условия для самостоятельного познания окружающей действительности в двигательной сфере с помощью собственных усилий в процессе решения двигательных задач.
3. Способствовать в процессе обучения двигательным действиям развитию эмоциональной сферы.
4. Обращать самое серьезное внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям, формирование и совершенствование новых двигательных умений и навыков в прикладном, спортивном направлении.
Конкретная и правильная постановка частных задач при обучении отдельному двигательному действию обеспечивается соблюдением следующих положений:
- с целью достижения необходимого результата при обучении движениям и двигательным действиям;
- детализированно применительно к особенностям действий, являющихся предметом обучения;
- индивидуализированно применительно к возможностям обучаемых, зависящих от их возрастных, половых, личностных особенностей и уровня подготовленности;
- в определенной последовательности, задаваемой объективными закономерностями формирования двигательного действия и логикой учебного процесса.
При планировании этой подготовки необходимо исходить из следующих принципов:
главная задача – укрепление здоровья детей (учет физической нагрузки, подбор физических упражнений);
систематичность и последовательность (проведение занятий, что способствует выработке двигательного навыка, а затем и двигательного динамического стереотипа).
Практика показывает, что проводимые в детском саду занятия по структурной схеме (вводная, основная, заключительная части) не всегда приносят желаемый результат. Л. Ануфриева предлагает такую форму организации дошкольников, при которой осуществляется ежедневная 30-минутная общефизическая подготовка. Ее следует вынести на прогулку, тем самым разгрузив физкультурные занятия.
Воспитатель первой квалификационной категории Манюшкина Ольга Евгеньевна считает, что планирование работы по развитию ходьбы и бега на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.
По мнению Шамшуриной Алевтины Александровны, чтобы дети не только учились ходьбе и бегу, но и получили от прогулки удовольствие, проводятся особо любимые ими игры, такие, как "Догони меня", "Курочка-хохлатка", "Воробышки и автомобиль", "Поезд", "Птички в гнездышках", "Догони мяч". Эти игры с дошкольниками проходят всегда с большим эмоциональным подъемом. Дети любят игры "Догонялки", "Мишка по лесу гулял", "Дети и србачка", "Идет коза" и др. Чтобы заинтересовать ребенка тем или иным видом движения, воспитатель должен показывать личный пример: привлекая к своим движениям внимание детей, ходить по снежным кочкам или по снежному валу, подниматься и спускаться по ступенькам, весело при этом приговаривая: "топ-топ" или "прыг-скок" и т. п
Верейкина И.В., старший воспитатель МБДОУ детский сад № 62 "Золотой улей", г. Старый Оскол, Белгородская обл. считает, что на прогулке, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных игр и эстафет и формирования у них умения организованно играть в коллективе сверстников. Двигательная деятельность детей может быть очень разнообразной, но обязательно доступной возрастным особенностям и возможностям дошкольников.
Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия.
Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.
Для детей дошкольного возраста подвижные игры являются жизненной потребностью. Наиболее эффективны для совершенствования различных видов ходьбы и бега подвижные игры и игры-эстафеты. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Литература
1. Адашкевичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду /Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение,1992.
2. Алямовская, В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания /В.Г. Алямовская. – Нижний Новгород, 1998.
3. Бауэр, О.П. Подвижные игры //Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2004. – С.331-332.
4. Бойко, В.В. Методика оценки уровня общей физической подготовленности ребенка на основе индивидуально-личностного подхода /Сайт "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2004-2005".
5. Буцинская, П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду /П.П. Буцинская и др. – М.,1990.
6. Былеева, Л.В. Подвижные игры /Л.В. Былеева, В.Г. Яковлев. – М., 1974.
7. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада /Е.Н.Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 96с.
8. Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать /Е.Н.Вавилова. – М., 1983.
9. Васильков, Г.А. От игры – к спорту Г.А. Васильков, В.Г. Василькова. – М., 2009.
10. Викулов, А.Д. Развитие физических способностей детей /А.Д. Викулов, И.М. Бутин. – Ярославль, 1996.
11. Геллер, Е.М. Веселые старты /Е.М. Геллер, И.М. Коротков. – М., 1978.
12. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. – М.: Владос, 2000. – 262 с.
13. Гришина, Г.Н. Любимые детские игры /Г.Н. Гришина. – М., 1997.
14. Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста /Н.И. Дворкина //Современный олимпийский спорт и спорт для всех. – 2003. – Т.1. – С. 230-232.
15. Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А. Демчишин, В.Н. Мухин, Р.С. Мозола. – К.: Здоровья, 1998. – 168 с.
16. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. – 2007. – №4. – С.10-14.
17. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М.Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. – С.29-33.
18. Ефименко, Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе "Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста" /Н.Н. Ефименко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
19. Ковалевский, А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / А.К. Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2007. – 138 с.
20. Кожухова, Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников / Н. Кожухова // Дошкольное воспитание. – 2000. – №3. – С.52.
21. Коротков, И.И. Подвижные игры детей /И.И. Коротков. – М., 2007.
22. Кособуцкая, Г.В. Организация физической подготовки старших дошкольников / Г.В. Кособуцкая // Дошкольное воспитание. – 2009. – №12. – 39 с.
23. Кузнецов, В.С. Физическое упражнения и подвижные игры. Метод. пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. – 151 с.
24. Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника / М.В.Мащенко, В.А.Шишкина. – Мн.: Ураджай, 2008. – 156 с.
25. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р.М.Миронова. – Минск: Нарасвета, 1989. – 176 с.
26. Осокина Т.И. Физическая подготовка в детском саду /Т.И. Осокина. – М., 1986.
27. Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина. – М., 1983.
28. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.А. Сагайдачная, Т.Л. Богина, Т.С. Яковлева// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – №3. – С.16-28.
29. Пензулаева, Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей /Л.И. Пензулаева; сост. Г.М. Лямина. – М.: Педагогика, 1984. – 190 с.
30. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет /Л.И. Пензулаева. – М., 1983.
31. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее /Сост. М.И. Логинов. – СПб., 2000.
32. Рунова, М.А. Особенности организации занятий по физической культуре / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. – 2009. – №9. – С.42-52.; №10. – С.56-63.
33. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 2009. – 212 с.
34. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие / Э.Я. Степаненкова. – М.: Воспитание дошкольника, 2006. – 368 с.
35. Страковская, В.Л. 300 подвижных игр от 1 года до 14 лет /В.Л. Страковская. – М., 1994.
36. Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 175 с.
37. Тимофеева, В.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста В.А. Тимофеева. – М., 1986.
38. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001.
39. Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2004. – С.101-108.
40. Фомина, А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду /А.И. Фомина. – М., Просвещение, 1976.
41. Фролов, В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада /В.Г. Фролов, Г.П. Юрко. – М.: Просвещение, 2002.
42. Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста /Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1985.
43. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко и др. – М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 176 с.
44. Шишкина, В.А. Движение + движения: Книга для воспитателя детского сада /В.А. Шишкина. – М.: Просвещение, 1992.
45. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств /Под общей ред. А.В. Карасева. – М.: Лептос, 2004. – 368 с.
46. Яковлева, В.Г. Игры для детей /В.Г. Яковлева. – М., 2002.
47. Яковлева, Л. Работаем по программе "Старт" /Л. Яковлева, Р. Юдина // Дошкольное воспитание. 2009. № 1-6.