Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников.
Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников
- Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников
- Влияние подвижных игр на совершенствование различных видов ходьбы и бега у детей дошкольного возраста
- Выявление и поддержка одаренных детей в учреждениях дополнительного образования
- Изучение уровней освоения образности речи детьми старшего дошкольного возраста
- Особенности работы с музыкально одаренными детьми
- Правовое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ
- Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами трудовой деятельности
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Воспитательный процесс в ДОУ в контексте организации зоны природы в ДОУ должен выявить роль создания зоны природы в детском саду в экологическом воспитании дошкольников.
Данный аспект экологического воспитания реализуется через следующие направления:
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы.
2. Организация опытных проверок и апробация их результатов на практике.
Вся работа по экологическому образованию осуществляется в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях закрепляются в повседневной жизни.
Концепция развивающей предметной среды разработана С.Н. Новоселовой, которая определяет ее как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:
- неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
- морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;
- появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
- специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;
- многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.
Наиболее традиционными "экологическими пространствами" как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы.
Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие "экологические пространства": комната или кабинет природы, зимний сад.
На участке детского сада также создается развивающая экологическая среда.
Работая в этих экологических пространствах, дети знакомятся с объектами природы, учатся ухаживать за ними.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом экологического воспитания – методом, которым обеспечивается развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Педагогический эксперимент, проведенный мною в д/c № 14 в старшей группе проходил в три этапа:
1) констатирующий этап
2) формирующий этап
3) контрольный этап
В педагогическом эксперименте принимали участие 20 дошкольников
Перед работой я решила провести диагностику уровня знаний детей по данному вопросу, для этого я использовала беседу. Работа проводилась индивидуально и по группам.
Предлагаемые вопросы и задания:
- Что относится к живой и неживой природе? (работа с картинками) (см приложение 4)
- Назови комнатные растения (работа с картинками) (см приложение 5)
- Что необходимо для роста и развития растений?
- Какие растения появляются первыми весной?
Из полученных данных был сделан вывод, что не все дети хорошо владеют материалом по данной теме. В результате этого я решила провести беседы и занятия, разработанные мною.
Перед проведением занятий и бесед я провела предварительную работу, а именно:
– Труд в уголке природы.
– Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений.
– Рассматривание схем способов ухода.
– Беседы с детьми об их любимом комнатном растении.
Мною отмечено, что при проведении занятия "Мой любимый цветок" дети с удовольствием рассказывали, какие цветы есть у них, как они ухаживают за любимыми цветами.
Все дети были активны, всем хотелось рассказать свою историю о своем цветке.
Дети рассказывали сказочному персонажу о своих комнатных растениях, о красивом цветущем растении – фиалке.
Была проведена игра "Кому что нужно?". Детям предлагались карточки, необходимо было выбрать, что нужно для роста и развития растений (вода, воздух, свет, тепло).
Так же использовалась исследовательско – поисковая деятельность. Нужно было определить состояние почвы (сухая, мокрая, рыхлая). Дети сами определяли, что необходимо сделать: полить, порыхлить, поставить на свет и т. п.
Игра "Как выросла фиалка". Дети на мольберте выкладывали последовательность выращивания фиалки (листик поставить в воду, с корнем, посадить в маленькую емкость с землей, детки рассадить в маленькие стаканчики, подросшее растение посадить в горшок).
Я считаю, что мы достигли цели занятия, справились с заданиями все дети, небольшие трудности возникли в последнем задании, где детям было предложено выложить карточки с этапами роста фиалки.
После проведенных занятий я провела диагностику уровня знаний детей по теме "Растения". Мною отмечено, что дети отвечали уже более уверенно, были более активны при выборе ответа, рассуждали о возможности тех или иных вариантов.
Анализ результатов диагностики показал, что высокий уровень знаний показали 35% дошкольников (в констатирующем эксперименте – 15%), средний уровень – 60% (в констатирующем эксперименте – 55%), низкий уровень показал только 1 ребенок – 5% (в констатирующем эксперименте – 30%).
Это позволяет сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс мероприятий достаточно эффективен, задачи исследования выполнены, гипотеза подтверждена.
По результатам диагностик констатирующего и контрольного этапов можно сделать вывод, что проведенная работа дала положительный результат.
Анализ результатов диагностики показывает, что при проведении нами работы уровень знаний детей повысился. Это позволяет сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс мероприятий достаточно эффективен.
Решение проблемы формирования экологических знаний и навыков у детей дошкольного возраста с использованием зоны природы в ДОУ невозможно без творческого подхода педагогов и родителей.
Непонимание ребенком взаимосвязей между животными и неживым в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы ведет к нарушениям экологических норм и законов. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам.
Постоянное наблюдение за объектами живой природы невозможно без организации зоны природы в ДОУ.