Изучение уровней освоения образности речи детьми старшего дошкольного возраста.
Изучение уровней освоения образности речи детьми старшего дошкольного возраста
- Система работы ДОУ по активизации речи у детей
- Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
- Роль игрушки в развитии игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
- Использование информационно-коммуникационных технологий ИКТ в ДОУ
- Организация зоны природы в ДОУ, как форма экологического воспитания дошкольников
- Развитие диалогической речи у детей 4-5 лет
- Роль музыкального руководителя ДОУ в эстетическом воспитании
Лингвистическая характеристика образности речи как одного из компонентов культуры речи
В дошкольном возрасте одним из важных приобретений является овладение родным языком и рассматривается в современном дошкольном образовании, как одно из основ воспитания и обучения детей. Целью речевого развития дошкольников считается содействие усвоению детьми правильной и коммуникативно-целесообразной речи, что составляет две стороны понятия "культура речи". (1,с.51)
Термин "культура речи" толкуется, как владение нормами литературного языка, а так же как умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Основными показателями культура речи являются: богатство, точность и выразительность.
Богатство речи связано с разнообразием используемых говорящих средств выражения мысли, синонимов, способов построения высказывания, организации текста.
Богатство речи – набор языковых средств (лексических, грамматических, стилистических), которыми владеет и умело пользуется в соответствии с ситуацией отдельный человек. Богатство речи определяется способностью человека выразить одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение разными способами.
Точность речи – коммуникативное качество речи, состоящее в соответствии ее смысловой стороны отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего. Точность речи зависит от правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним, учета многозначности и омонимии, правильного сочетания слов.
Выразительность речи – качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства.
Условиями выразительности речи являются самостоятельность мышления говорящего и его внутренняя убежденность в значимости высказывания, а также умение выбрать оригинальные способы передачи содержания его мысли.
Выразительность речи достигается использованием художественных приёмов, речевых фигур и тропов, пословиц, фразеологических оборотов, крылатых фраз.
Основными средствами звуковой выразительности является интонация, а главным средством языковой выразительности считается лексика. Лексическая выразительность – это образность речи, поэтому О.С. Ушакова считает, что образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова.
Образность, как эстетическая категория рассматривается в каждом виде искусства, ( музыкальном, изобразительном, литературном) и в зависимости от этого имеет свои специфические особенности. Образность речи как важнейший элемент эстетической функции языка, способна при помощи языковых средств вызывать наглядно – чувственные представления (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Л.И. Тимофеев, М.Н. Кожина, И.М. Шанский и др.).
Трактовка понятия "образность речи" является важной в связи с необходимостью определения содержания работы над образностью речи детей старшего дошкольного возраста. В словарно – энциклопедической литературе присутствуют понятия "образность" и "образный", а понятия "образности речи"- нет. Так в большом энциклопедическом словаре образность характеризуется как живопись, красочность изображения, речи.
Образный – у В. Даля значит иноречивый, иносказательный, окольно выраженный, а у С.И. Ожегова – изобретательный, яркий, живой. М.Р. Львов в учебном пособии "основы теории речи" приводит разные толкования понятия "выразительности речи". Однако из них звучит так: выразительность – это образность, применение средств поэтики: ритмика речи, стилистические фигуры, тропы, крылатые слова.
По мнению Д.Б. Ольховика, образность – сложная и многозначная категория стилистики, имеющая различные интерпретации в связи с разными осмыслениями понятия и термина образ. Он замечает, что "производное слово – термин "образность" находится в сложных отношениях синонимии с рядом близких по значению семантико – стилистических категорий: "выразительность", "экспрессивность", "метафоричность", в работах некоторых авторов – "символичность" и "поэтичность"". В составе лингвоэстетической категории образности Д.Б. Ольховиков выделяет тропеическую образность, основанную на употреблении слов и выражений в переносном значении.
Таким образом, слово "образность", "образный" используются в значениях: живость, наглядность, красочность изображения. Образность – неотъемлемый признак всякого вида искусства, особая форма осознания действительности, образность речи – частное ее проявление.
Более узкое понимание образности речи основано на использовании слов в переносном значении, т.е. тропов (от греч. Tropos –оборот, образ).
Тропы – одно из основных средств образности и экспрессивности языка и речи. Их использование позволяет, с одной стороны, выразить образное восприятие того или иного явления, украсив тем самым высказывание, с другой стороны, экономно и четко внести необходимый смысловой акцент, дать описываемому интеллектуально – эмоциональную оценку. К тропам относятся: сравнения, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, эпитет, аллегория, перифраз и ряд других, более редких средств образности.
Простейшим видом тропа является сравнение – сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Сравнение способствует образному описанию самых различных предметов, их признаков, качеств, действий. Многие сравнения входят в сознание детей с раннего детства. Сравнения придают речи яркую наглядность. Не случайно они считаются одними из самых сильных средств изобразительности.
Более сложным вида тропа является эпитет – слово или предложение, которое усиливает, подчеркивает какое-нибудь характерное, выдающееся качество предмета или явления. Чаще всего эпитет выражается именем прилагательным или причастием, но в ряде случаев в качестве эпитета используются приложение – существительное (волшебница-зима, гостья-зима, бродяга-ветер).
Художники слова любят использовать метафоры, их употребление придает речи особую образность, эмоциональность. Сам термин означает перенос названия предмета на основании сходства. Метафоры, построенные на основании сходства предметов в цвете, особенно часто используются при описании природы: в багрец и золото одетые леса (А.С. Пушкин). Подобие формы предметов – основа таких метафор: ветви березы – шелковые косы,…. снежною каймой распустились кисти белой бахромой (С.А. Есенин). Метафоры занимают главенствующее место среди всех тропов.
Среди образных средств языка определенное место занимают фразеологизмы – несвободное, устойчивое сочетание слов, обладающее смысловой целостностью, устойчивостью, переносным значением, эмоциональной выразительностью. Своим происхождением фразеологизмы обязаны меткому народному языку, сказкам, былина, притчам(бить баклуши, спустя рукава).
Говоря о средствах образности речи, нельзя не отметить и гиперболу – образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого. Гиперболизация – распространенный прием в русском фольклоре (сказки, загадки, пословицы и поговорки, народная поэзия) и в русской литературе с древнейших времен. Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу и значение описываемого называется литотой. Например: вышел на минутку, сказать два слова, мальчик – с пальчик и т.д.
Неповторимость, естественность, индивидуальность, – именно эти аспекты отличают речь детей дошкольного возраста, поэтому и развитие такой ее черты, как образность должно начинаться по возможности раньше. Доступными способами создание образности для дошкольников являются сравнение( в нем названо то, что сравнивается; то, с чем сравнивается; тот признак, по которому сравнивается); эпитет (художественное определение) и метафора ( словосочетание, имеющее семантику скрытого сравнения).
Таким образом, образность речи является одним из качеств культуры речи. Она – важнейший элемент эстетической функции языка, которой отличается способностью языковых средств вызывать наглядно – чувственные представления. Образность в широком смысле этого слова понимается как живость, наглядность, красочность изображения. Более узкое понимание образности речи основано на использовании слов в переносном значении, т.е. тропов.
Психолого-педагогические аспекты развития образности речи у детей дошкольного возраста
Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
Исследования психологов (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методистов (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) показали, что старшие дошкольники свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Речь старших дошкольников насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов. К.И. Чуковский называл это особым "языковым чутьем".
В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
Исследования С.Л. Рубинштейна показали, что для маленького ребенка выразительные моменты являются не стилистическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребенка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. В старшем дошкольном возрасте импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, и непроизвольная выразительность ее снижается. Однако старшие дошкольники, по мнению С.Л. Рубинштейна, способны к так называемой сознательной выразительность […]. Сознательная выразительность присуща художественной речи. Поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрасте важно использовать произведения художественной литературы, в том числе русской народной сказки.
Во всех исследованиях подчеркивается, что эмоционально-выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для развития ее связности. О.С. Ушакова говорит о том, что основой смыслового содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение построением связного высказывания непременно включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий.
Как доказано А.М. Леушиной и другими исследователями, эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у него сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания.
Как уже отмечалось, важнейшей особенностью словесного творчества старших дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи прежде всего видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения.
Роль фольклорных произведений в развитии у дошкольников образности речи
Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний. К.Д. Ушинский
По мнению О.С.Ушаковой, воздействие фольклора на умственное и эстетическое развитие ребёнка общеизвестно, велика его роль и в развитие речи детей. Она считает, что речь ребёнка становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи, по мнению О.С. Ушаковой, являются произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. О.С. Ушакова, Ф.А. Сохина, Е.И Тихеева считали, что развивающая речь способствует развитию личности ребёнка в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, песни). Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.
Технология обогащения речи детей лексическими средствами образности
Невозможно переоценить роль родного языка в становлении и развитии личности ребенка. Проникая через язык в духовную жизнь своего народа, ребенок получает первые уроки нравственности и красоты.
Накопленная веками сокровищница народного языка богата меткими изречениями, образными словами и словосочетаниями, пословицами, поговорками, фразеологизмами. Обогащенная этими языковыми средствами речь любого человека становится выразительной, яркой, живой. Однако это возможно при условии, если развивать умения использовать в своей речи средства образности с первых лет жизни.
Исследования психологов и педагогов показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность замечать в произведениях литературы и фольклора средства художественной выразительности. В то же время они отмечают несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя произведений и умениями образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях.
Работа по развитию диалогической речи направлена на решение следующих задач:
1. Развивать способность к целостному восприятию произведений фольклора
2. Формировать первоначальные представления об особенностях фольклорных произведений
3. Воспитывать интерес к русской народной культуре, к фольклорным произведениям, ценностное отношение к чтению, к традициям народа.
Таблица 2
Схема технологии развития образности речи у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора.
Модуль |
Содержание модуля |
Целевой модуль |
Цель: развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора. Задачи: 1. Развивать способность к целостному восприятию произведений фольклора 2. Формировать первоначальные представления об особенностях фольклорных произведений 3. Воспитывать интерес к русской народной культуре, к фольклорным произведениям, ценностное отношение к чтению, к традициям народа |
Содержательный модуль |
блок – в мире фольклора блок – в гостях у сказки |
Процессуально-деятельностный модуль |
Этапы работы: 1.подготовительный этап Цель: подготовка к полноценному восприятию произведений фольклора. 2. основной этап Цель: организация чтения и слушанья фольклорных произведений для репродуктивного воспроизведения лексических средств выразительности. 3.заключительный этап Цель: организация игровой, театрализованной деятельности (развлечения, праздники) по мотивам произведений фольклора. Участники образовательного процесса: дети 6-7 лет, воспитатели группы, родители детей. Средства: Совместная деятельность воспитателя с детьми: (занимательная деятельность, режимные моменты, совместное чтение, беседы, игровая, театрализованная деятельность); Самостоятельная деятельность детей. Методы: Словесные (чтение, рассказывание фольклорных произведений, беседа, объяснение) Наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, изделий народного промысла) Игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты, игры-драматизации, инсценировки, дидактические, подвижные народные игры) Последовательность: поэтапная реализация каждого блока. |
Диагностико-результативный модуль |
Результат: повышение уровня диалогической речи средствами фольклора. |
Реализация разработанной технологии осуществляется поэтапно.
На первом этапе работы нужно было сформировать у детей понимания содержания литературного произведения, эмоционально на него откликнуться, выразить свое отношение к событиям и героям, оценить значение образных средств для раскрытия художественного образа.
Занятия по ознакомлению детей с художественной литературой проводились фронтально. Общий эмоциональный настрой на активное слушание создавался с помощью обращения к личному опыту детей; им предлагали понять мотивы поступков героев и выразить к ним свое отношение. Особое внимание уделялось средствам образности.
В ходе чтения или рассказывания произведения, а также перед заучиванием наизусть поэтических текстов внимание детей акцентировалось на образных средствах текстах. Дошкольники часто затруднялись самостоятельно выделить средства образности.
Особое место в работе было уделено ознакомлению дошкольников с загадками, приучающими видеть и чувствовать необычность и художественность описания предмета и эмоционально откликаться на образность этого жанра. Сначала детей знакомили с наиболее легкими загадками – описательными, например: "Зелененький, полосатенький, а в середке сладенький" (Арбуз). Эти загадки строятся на перечислении признаков предметов, явлений.
Затем вниманию детей были представлены загадки с отрицательными сравнениями, например: "Светит, да не лампа. Тает, да не снег. Капает, да не дождь." (Свеча). Данный вид загадки позволил дошкольнику увидеть сравнения одного предмета с другим. При этом их внимание обращалось на основании для данных сравнений(цвет, форма, назначение и т.д).
После того как дети научились находить сходные предметы, замещать их с другим, позволило перейти к знакомству с самым сложным видам загадок – метафорическим, например: "Стоят два кола, На колах – бачка, На бочке – кочка, На кочке – лес дремучий" (Человек). Данные загадки построены по принципу полного замещения одного понятия другим на основе их сходства.
С каждой загадкой дети более внимательно относились к тексту, совершенствовалось умение видеть и понимать выразительность их языка. Со временем ответы детей стали более полными и точными. Работа на данном этапе показала, что произведения художественной литературы вызвали интерес и эмоциональный отклик у старших дошкольников. Дети стали правильно понимать иносказательный смысл малых литературных форм, хотя в собственных речевых высказываниях употребляли их редко.
На втором этапе работа началась с задания, суть которого состояла в следующем: дети должны были сравнить два варианта одного и того же литературного произведения(отрывка сказки, рассказа, загадки): подлинно художественного текста со специально измененной, невыразительной лексикой. Изменения касались образных средств: эпитеты заменялись простыми определениями, метафоры – конкретным наименованием. Пример для анализа текстов представлен в таблице2.
Таблица 3
Пример текстов для задания
Подлинный (художественный )текст |
Текст с измененной лексикой |
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше – стоит яблоня. |
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше – стоит яблоня. |
В ходе задания было важно, что бы дети увидели разницу между двумя стилями и, сравнивая их, обращали внимание на главное отличие художественного стиля – эмоциональность, яркость. Для этого подлинный и измененный вариант постоянно сравнивались: "В каком варианте было интереснее, красивее? Почему?"
Данная форма работы была сложной для большинства детей. Дошкольники постепенно начали видеть различия между текстами, стали более чутко относиться к образному языку литературных произведений. В процессе данного эксперимента дети осознавали, как использование образных средств помогает представить ("увидеть", "услышать") картину происходящего.
На третьем этапе происходило знакомство дошкольников со способами создания средств образности и обучение их уместному использованию в собственных речевых высказываниях.
Для развития у детей умения создавать средства образности им предлагалось зарисовать придуманные ими или запомнившиеся сравнения к одному из предметов. Детям предлагался лист бумаги, на левой стороне нужно было изобразить сам предмет, а правую сторону поделить на столько частей, сколько сравнений придумал, и в каждой части нарисовать похожий предмет. В результате выполнения задания на листах оказались следующие изображения – сравнения: лед – вода – корабль – море – дельфин; груша – лампочка – фонарь – подсолнух и т.п.
Результат анализа показал, что многие дети затруднялись находить похожие предметы, так как не могли определить основания для их сравнения.
Поэтому встала задача научить детей самому процессу сравнения предметов и на этой основе составлять описание. Начальным этапом освоения сравнения было накопление знаний о качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их строении, назначении. Далее детей обучали определению оснований для сравнения, которыми могут служить только те признаки, по которым сравниваемые предметы сопоставимы, например: основанием для сравнения солнца с лимоном будет цвет, солнца с мячом будет форма. С этой целью использовались постепенно усложняющие дидактические игры и упражнения: "Назови все желтые предметы в группе"; "Назови все предметы, из которых можно пить?"; "Кто больше найдет в группе круглых предметов" и др. После выполнения задания задавались вопросы: "Что общего между этими предметами?"; "Чем похожи эти предметы?".
Выполнение таких заданий способствовало развитию умения оперировать имеющимся знаниями, быстро находить в своем опыте необходимое для выполнения задания содержания. Дети научились выделять один признак предмета и делать его основанием для сравнения.
Примеры средств образности в фольклорных произведениях
В сказках |
В загадках |
В пословицах и поговорках |
Литературный материал к блоку "Сравнение" | ||
... |
||
... |
||
... |
||
Литературный материал к блоку "Метафора" | ||
... |
||
... |
||
... |
||
Литературный материал к блоку "Эпитет" | ||
... |
||
... |
||
... |
Выводы по второй главе
Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития образной речи у большинства детей находится на низком уровне. Наблюдение за детьми выявили, что старшие дошкольники:
– не до конца понимают значение образных средств в произведениях;
– редко используют образные средства в своей речи;
Данные эксперимента свидетельствуют об отсутствии должной системы и последовательности работы педагогов в этом направлении: в практике работы ДОО развитие образности речи не выступает, как специальная задача. Детей не систематически знакомят с доступным им средствами образности (сравнение, эпитеты, метафора).
Родители имеют нечеткое представление о роли и содержании образной речи у детей, не умеют оценивать ее уровень, исходят в воспитании из собственного опыта и соответственно ему подбирают средства воздействия на ребенка.
В процессе исследования была разработана технология развития образности речи у старших дошкольников средствами художественной литературы.
Литература
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. [Текст]/ Алексеева, В.И.Яшина.- М.: Academia, 2000.- С.50-84.
2. Акулова, О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества.[Текст] / О.В.Акулова // Воспитываем дошкольникам самостоятельными. – Спб.: Детство – пресс, 2000. – С. 56 – 63.
3. Акулова, О.В. Ознакомление дошкольников с произведениями устного народного творчества как средство развития выразительности речи. [Текст]/ О.В.Акулова// Детство: педагогический альманах.-№1.Спб.: Детство – пресс. С.129 – 141.
4. Акулова, О.В. Развитие выразительности речи старших дошкольников в играх по мотивам фольклорных произведений. [Текст]/О.В.Акулова// Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. СПб.: Детство – пресс, 2007. С.79-104.
5. Акулова, О.В. Влияние слушания произведений устного народного творчества на развитие выразительности речи старших дошкольников. [Текст] / О.В.Акулова //Методические совета к программе "Детство". СПб.: Детство-пресс, 2001. С.262-279.
6. Аникин, В.П. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. [Текст]/ В.П.Аникин, Д.С.Лихачев, Т.Н.Михельсон.- М.1989.
7. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки. [Текст]/ В.П.Аникин. – М. 1957.
8. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. [Текст]/ Т.И.Алиева, Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук и др.- М.: ИЦ "Карапуз", 2001. – 142-229.
9. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. [Текст]/А.Г.Арушанова. – М.: Мозаика – Синтез, 1999. С.13-114.
10. Бахвалова, Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор. [Текст]/ Н.И.Бахвалова.// Дошкольная педагогика – 2008.- №8. – С.20-24.
11. Бабина, Г. Образные языковые средства. [Текст]/ Г.Бабина, Б.Белобородова.// Дошкольное воспитание -2008.-№6. С. 60-66.
12. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. [Текст]/А.К.Бондаренко.- М.: Просвещение, 1985. – С.134-136.
13. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи. [Текст]/ Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- С.53-67.
14. Владимирская, Л.А. От осени до лета. Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях. [Текст]/ Л.А.Владимирская. – В.,2006.
15. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи. [Текст]/ Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.- Ростов-на-Дону, 2007.
16. Гавриш, Н. Использование малых фольклорных форм. [Текст]/ Н. Гавриш.// Дошкольное воспитание. -1986. – №9.
17. Доронова, Т.Н. Программа и методическое руководство по воспитанию и развитию детей 5-6 лет в детском саду "Радуга". [Текст]/Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 1996. 139-173.
18. Есаулова, Н.А. Конспекты занятий по красноречию. [Текст]/ Н.А.Есаулова. – М.: Центр педагогического образования, 2007.- С.64-77.
19. Жукова, Л.Н. Вкус к образному слову. [Текст]/ Л.Н.Жукова // Начальная школа. – 1993. – №6. С.131-133.
20. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. [Текст]/А.В.Запорожец// Избр. психол. труды. Т.1.-М.:Просвещение,1986.- С.66-78.
21. Иванова, К. Веселые фразы. [Текст]/ К.Иванова, В.Рыбаков.// Обруч. -2002. – №2. С. 18-20.
22. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. [Текст]/ Ю.Г. Илларионова.- М.: Просвещение, 1985.- 160 с.
23. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. [Текст]/ Т.С.Комарова.- М. 2005.
24. Ковалева, С. 7000 золотых пословиц и поговорок. [Текст]/ С.Ковалева. – М.: ООО "Издательство АСТ", 2000.
25. Круглова, Ю.Г. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб.пособие/Сост. Ю.Г. Круглов, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова; Под ред. Ю.Г. круглова.- М.:Высш. Шк., 2003.
26. Малетина, Н.С. Обучение дошкольников описательной речи. [Текст]/ Н.С. Малетина. – Н-В. 2000. С.3-5.
27. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор. [Текст]/ М.Н.Мельников.- М.: Просвещение, 1987.-С.100-104.
28. Медведев, Ю. Русские народные сказки, легенды, предания. [Текст]/ Ю.Медведев. – М.2001.
29. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. [Текст]/С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов. М.: Просвещение, 1987.
30. Пашина, Л. Сказка – ложь, да в ней намек…[Текст]/ Л.Пашина.// Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С. 71-77.
31. Пикулева, Н. Слово на ладошке. [Текст]/ Н. Пикулева. – М. 1994.
32. Поддьяков, Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста. [Текст]/ Н.Н. Поддьяков //Проблемы изучения речи дошкольника/под ред. О.С.Ушаковой.- М.: Просвещение, 1994.- С.119-126.
33. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]/ Н.А.Стародубова.- М, 2007.
34. Стародубова, Н.А. Развитие выразительности- речи у детей дошкольного возраста. [Текст]/Н.А.Стародубова//Теория и методика развития речи дошкольников.- М.:Академия,2006.С.116-122.
35. Сохин, Ф.А. Основы развития речи дошкольников. [Текст]/ Ф.А.Сохин.- М.- В., 2005.
36. Сомкова, О.Н. Развитие творческой речевой активности ребенка 5-6 лет в процессе усвоения средств языковой выразительности (образное сравнение). [Текст]/ О.Н.Сомкова.// Воспитываем дошкольниками самостоятельными.- Спб.: Детство – пресс, 2000.- С.45-56.
37. Сомкова, О.Н. Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста. [Текст]/ О.Н. Сомкова.// Детство: педагогический альманах. – Спб.: Детство – пресс, 2007. С. 117 -128.
38. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. [Текст]/ Ф.А.Сохина. – М. 1984.
39. Танникова, Е.Б Формирование речевого творчества дошкольников. [Текст]/ Е.Б.Танникова.- М.: ТЦ "Сфера", 2008.- С.13-52.
40. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. [Текст]/ Е.И.Тихеева.- М.: Просвещение, 1981. С.161-173.
41. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников.[Текст]/ О.С.Ушакова.- М.: Издательство Института Психотерапии Институт дошкольного воспитания и семейного образования РАО, 2001.- С. 172-188.
42. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольников с литературой. [Текст]/ О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. М.: Сфера, 1998.-С.224.
43. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст]/О.С.Ушакова.- М.: Владос, 2003.-С.124-145.
44. Ушакова, О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. [Текст]/ О.С.Ушакова, М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.- С.171-217.
45. Ушакова, О.С. Скажи по-другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии. [Текст]/под ред. О.С.Ушаковой. – Самара, 1994.- 145 с.
46. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий. [Текст]/О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш.- М.: ТЦ "Сфера", 2003. – С.156-206.
47. Узорова, О. Большая книга загадок. [Текст]/ О. Узорова, Е.Нефедова. – М. 2003.
48. Ушинский, К.Д. Родное слово. [Текст]/ К.Д.Ушинский. – М. 1997.
49. Федоренко, П.К. Большая хрестоматия любимых сказок. [Текст]/ П.К.Федоренко. – М. 2001.
50. Ширшов, Б. Сто загадок. [Текст]/ Б. Ширшов. – М. 1998.