Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи

Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи в повышении эффективности воспитания.

Статьи по теме
Искать по теме

Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной, только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Однако недостаточно внимания уделяется работе ДОУ с родителями детей возраста до 3 лет. Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Его не нужно рассматривать как подготовку к детскому саду. Это настоящий, яркий, неповторимый отрезок жизни человека. Третий год жизни ребенка во всех отношениях оказывается особенным. У малыша идет интенсивное физическое и психическое развитие, интерес к окружающему в раннем возрасте является непроизвольным. Заставить ребенка смотреть или слушать невозможно, его можно только заинтересовать. Поэтому в развитии детей в раннем возрасте ведущая роль принадлежит взрослому: родителям и воспитателям ДОУ.

Понятие взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи

Задача дошкольного учреждения – раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Основную роль в работе с родителями играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию. Именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство "ребёнок – родитель – педагог" понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение. В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка. Основной целью взаимодействия является создание единого пространства "Семья – детский сад", в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.[1]

Признание приоритета семейного воспитания, новизна отношений семьи и дошкольного учреждения определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Термин "взаимодействие", в контексте взаимодействия образовательного учреждения и семьи, был раскрыт в работах Т.А.Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие; знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде всего, открытость навстречу друг другу.

Таким образом, главный момент в контексте "семья – дошкольное учреждение" – тесное сотрудничество и личностное взаимодействие педагога ДОУ и родителей в процессе воспитания ребенка. Родительская любовь даёт человеку "запас прочности", формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.[28]

Современные формы взаимодействия детского сада и семьи

Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

Как мы уже говорили, задачами детского сада являются: установление единства в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей, изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Следовательно, формами работы детского сада с родителями детей в дошкольном возрасте будут являться:

Традиционные формы работы – называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны. К ним относятся:

1. Презентация детского сада

2. Родительские собрания

3. Семинары и консультации для родителей

4. Наглядный материал

5. Педагогические беседы с родителями

6. Посещение семьи

7. Дни открытых дверей

8. Переписка педагогов и родителей

9. Анкетирование

Нетрадиционные формы работы – новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого союза положено единство стремлений, взглядов на воспитательно-образовательный процесс, пути достижения намеченных результатов.[13]

Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся:

1. Конкурсы и проекты

Проведение конкурса позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурса является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Содержание конкурса может быть разным. Это могут быть традиционные конкурсы или соответствующие тематике плана работы. При подготовке конкурса необходимо определить цель проведения, участников, состав жюри, критерии оценки, награждение победителей. Необходимо заранее ознакомить родителей с положениями конкурса, дать достаточное количество времени на его подготовку.

Итоги проведения конкурса могут быть представлены родителям в виде стенгазеты в холле, выставки и др.

Эта интересная форма работы помогает родителям группы лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми

Объявление о проведении конкурса вывешивается в вестибюле группы заранее. Дополнительно каждая семья получает листовку с условиями конкурса.

2. Круглый стол с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание круглого стола приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

3. Деловые игры

Деловая игра – простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Нет конкретной узконаправленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.

Примерная структура игры такова:

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

4. Клубы (семейные)

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими), а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях (например, старшими, опытными – для малышей).

Семейный клуб – один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьей. Объединяя разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых (родителей педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб предъявляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду.

При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трех взаимосвязанных моментов: сообщение определенной информации – ее ценностная интерпретация – побуждение участников встречи к практическому действию.

5. Вечера вопросов и ответов

Специфическая разновидность клубных встреч. Они могут быть однотемными и многотемными. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течении этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов – медиков, логопедов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

6. Встречи-знакомства – это встречи, целью которых является разностороннее знакомство семей воспитанников между собой и знакомство с педагогами, воспитывающими ребёнка в детском саду. Для этого можно использовать специальные методы:

"Язык фотографий" (педагог раскладывает на полу фотографии, непосредственно связанные с темой встречи. Каждый родитель выбирает одну фотографию и, назвав предварительно свои имя и фамилию, коротко комментирует свой выбор. При этом он высказывает возникшие у него в связи с фотографией ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой встречи).

"Зеркало группы" (педагоги вешают на стену заранее оформленный плакат и просят родителей по очереди представиться. Каждый родитель коротко рассказывает о себе, а педагоги в это время фиксируют его анкетные данные и увлечения на плакате).

"Фамильная символика" (педагоги предлагают каждому родителю нарисовать на визитной карточке около фамилии какой-либо рисунок, изображение или символ, с помощью которого другие участники могли бы лучше запомнить фамилию. В ходе выполнения задания родители могут советоваться и помогать друг другу при рисовании. После того, как каждый участник нарисует свой символ, он поясняет, какая связь существует между нарисованным им символом и фамилией связь) и др.

7. Праздники в детском саду

Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь – с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду.

Семейный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события.

Организация семейных праздников – одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение следующих задач: преодоление препятствий в общении взрослых и детей; развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей; приобретение родителями опыта проведения семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов и специалистов.[7]

Т.В. Кротова выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (табл. 1).

Таблица 1.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей по Т.В. Кротовой.

Наименование

Основная цель

Формы проведения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, "Почтовый ящик"

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей, формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек, мини-музеев.

Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.[16]

Новое в практике работы детского сада с семьей это использование письменных форм общения с родителями. Так, первым шагом к взаимопониманию может стать письмо, которое приходит родителям, еще стоящим на очереди в детский сад. В этом письме воспитатель рассказывает о том, как родители могут облегчить предстоящую адаптацию ребенка в детском саду, прививая необходимые навыки, психологически подготавливая к ежедневному расставанию. Так, в знакомых всем родительских уголках создаются новые рубрики, так на стенде "Какое у вас настроение" родители и дети каждое утро цветными фишками отмечают настроение друг друга. Это служит первой темой разговора воспитателя с детьми в начале дня и учит детей и родителей быть внимательными друг к другу.

"Спрашивайте – отвечаем" – это почтовый ящик для личных вопросов родителей. Кроме того, на шкафчике каждого ребенка есть место для визитки – рамочка, в которую дети вставляют картинку или рисунок и меняют их в течение дня по своему желанию. Вечером родители и воспитатель могут обсудить выбор ребенка, прокомментировать его.[9]

Совместно с родителями организуются тематические выставки, например: "Осенние фантазии", "Птичий вальс", "Веселые овощи", "Каждому скворцу по дворцу", "Такой веселый зоопарк", "Игрушка для елки.

Родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т.д.) приходят в гости к дошкольникам. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Родители принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др. Кроме того, родители могут привлекаться к субботникам, к участию в озеленении территории ДОУ, возить дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещать музеи.

Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы. В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Одной из форм работы с родителями в настоящее время является создание Попечительского совета при ДОУ. Его членами являются заведующий ДОУ, родители детей, посещающих данное дошкольное учреждение, сотрудники ДОУ, а также представители организаций, финансирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения. Задачами являются содействие:

- привлечению внебюджетных средств для обеспечения функционирования и развития ДОУ;

- организации и улучшению условий жизнедеятельности детей в ДОУ;

- улучшению условий труда педагогического коллектива;

- организации совместной деятельности с родителями.

Весьма эффективно участие родителей и в работе педагогических советов – это помогает выявить общие проблемы, наметить пути их решения. Присутствуя на педсоветах "Здоровье и безопасность наших детей", "Учимся, играя", родители высказывают свое мнение по обсуждаемой теме, вносят коррективы и предложения. Взаимно полезным является и участие родителей в семинарах-практикумах "Портрет современного педагога", где участники обмениваются мнениями о том, каким должен быть воспитатель, отвечающий требованиям высокой нравственности и запросам современного общества.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах.[12]

Формы взаимодействия воспитателя и семьи ребенка третьего года жизни

Все формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно-информационные.

Индивидуальные формы работы с родителями:

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома педагоги намечают конкретные пути совместного воздействия на ребенка.

В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико-аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребенке, уровень педагогической культуры, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, их психолого-педагогическую компетентность, характер отношения к дошкольному учреждению и т.д. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье. Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, разговоре с родителями можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах, любимых играх и игрушках, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Посещение, с одной стороны, приносит пользу родителям – они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, и, с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы дает возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребенком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании.

Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.[10]

Коллективные формы работы с родителями:

Групповые родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Практика показывает, что если педагоги творчески готовятся к собранию, активно привлекают к участию в нем родителей, приводят примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, то оно проходит живо, интересно, результативно. При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:

- анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.

- изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.

- изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

- подготовка конкурса, выставок.

- запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.

- приглашение на собрание сказочного героя.

- подготовка плакатов по теме собрания.

- проведение заседания родительского комитета.

Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющих ее позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. Происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передается опыт семейного воспитания.

Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность ее в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, логопеды, психологи – все, кто работает в системе образования. Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности.

Дни открытых дверей – это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.

Цель создания клубов – увеличение круга взаимодействия семьи и детского сада. Их можно проводить в форме лектория для молодых родителей, чтобы дать молодым папам и мамам не только теоретические знания, но и научить их применять эти знания на практике. Можно привлечь к участию и бабушек, которые иногда большую часть времени проводят со своими внуками и в то же время остаются за рамками совместной работы детского сада и семьи.

На совместных встречах в родительском клубе, за "круглым столом", во время дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Общение в клубе позволяет каждому из участников не только высказать свое мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.

Родительские тренинги (тренинговые игровые упражнения и задания) помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение конкурса – вечеров вопросов и ответов.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях:

-обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

- помощи в разработке сценария;

- разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;

- помощи в оформлении помещения;

- пошиве праздничных костюмов;

- подготовке отдельных номеров;

- изготовлении сюрпризов и подарков.[10]

Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через нее – к здоровому образу жизни.

Наглядно-информационные формы работы с родителями:

Прежде всего, это уголки для родителей с различной информацией:

- выставки детских работ по определенной тематике;

- информационные листки;

- памятки для родителей;

- выставки книг, статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания;

- папки-передвижки;

- папки-ширмы, содержащие краткие советы и рекомендации родителям по конкретным вопросам. Материал должен быть небольшим по объему, текст заполнен зарисовками, иллюстрациями, фотографиями;

- родительская газета, которая оформляется самими родителями. В такой газете они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам; описывают, как проводят выходные, чем любит заниматься их ребенок дома, какие у него любимые игрушки, какие семейные праздники они отмечают; делятся рецептами приготовления любимых блюд.[16]


Основные принципы и задачи по взаимодействию с родителями

В современных условиях введения ФГОС ДО основной идеей взаимодействия дошкольного образования и семьям воспитанников – установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.

Взаимодействие ДОУ и семьи предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

- единый подход к процессу воспитания ребёнка;

- открытость дошкольного учреждения для родителей;

- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

- уважение и доброжелательность друг к другу;

- дифференцированный подход к каждой семье;

- равно ответственность родителей и педагогов.

Взаимодействие ДОУ и семьи в образовательном процессе дошкольного учреждения в условиях ФГОС ДО предполагает решение следующих задач:

- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

- объединение усилий в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей;

- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- привлечение родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;

- активизация воспитательных возможностей родителей;

- личностное обогащение всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;

- поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;

- использование опыта семейного воспитания для реализации образовательной программы дошкольной организации.

Задача воспитателя – наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.

Для организации традиционных событий используется комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях, детской практической, игровой, изобразительной, музыкальной деятельности, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.

В организации образовательной деятельности учитывается принцип сезонности, доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, проводы Зимушки-зимы и т. п., общественно-политические праздники (День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы и др.).

Во второй половине дня проводятся тематические вечера досуга, свободные игры и самостоятельная деятельность детей по интересам, театрализованная деятельность, слушание любимых музыкальных произведений, чтение художественной литературы, доверительный разговор и обсуждение с детьми интересующих их проблем (Приложение №2).

Перспективное планирование взаимодействия детского сада с семьями

Годовой перспективный план работы воспитателя I младшей группы "Гномики" с родителями включает:

1) Информационно аналитический блок.

В младшем дошкольном возрасте главная задача педагога – заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Поэтому задачами информационно-аналитического блока организации общения с родителями являются:

- сбор, обработка, использование данных о семье каждого воспитанника;

- выявление их потребностей в образовательных услугах;

- определение уровня педагогической культуры,

- выявление возможных форм взаимодействия.

Для решения поставленных задач нами проведено первое родительское собрание "Ваш ребенок пришел в детский сад".

При работе с родителями детей раннего возраста, с целью получить наиболее полную информацию по определенным вопросам взаимодействия, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении, в силу возрастных особенностей детей данного возраста, активно используется метод сбора информации – анкетирование родителей.

2) Практический блок.

Задачи этого этапа заключаются в непосредственном общении воспитателя с родителями в соответствии с их запросами.

Формы и методы работы зависят от результатов, полученных при анализе проблем первого блока, а именно:

- повышать педагогическую культуру родителей.

- приобщать родителей к участию в жизни сада через внедрение наиболее эффективных и предпочитаемых форм работы с семьей ребенка третьего года жизни.

Для этого мы использовали познавательные, досуговые и наглядно-информационные формы работы с родителями.

3) Контрольно-оценочный блок.

В рамках контрольно-оценочного блока, для определения эффективности проделанной работы, нами использовалась повторная диагностика, наблюдение и учет активности родителей сразу после проведения того или иного мероприятия. Достигнуты следующие результаты:

- повысился процент посещения и участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ (совместные творческие, спортивные, познавательные и социальные проекты; родительские собрания; консультации; мастер-классы и др.)

- повысилась удовлетворенность родителей услугами, предоставленными в ДОУ (по результатам анкетирования): с 67% до 88%;

- повысилась удовлетворенность родителей формами взаимодействия в ДОУ (по результатам анкетирования): с 54% до 92%,

Работа по взаимодействию с семьей в рамках исследования была направлена на вовлечение родителей воспитанников в педагогическую деятельность, вследствие чего:

1) родители стали активными участниками выставок и конкурсв на уровне ДОУ:

- "Чудеса с обычной грядки" (поделки из природного материала).

- "Веселые овощи"

- "Игрушка для елки"

- "Наши защитники" (коллажи к 23 Февраля).

- "Мамочка милая, мама моя!" (газеты к 8 Марта).

2) делились опытом семейного воспитания через информационные стенды в группе детского сада: "Семейное увлечение", "Мой ребенок";

3) совместно с педагогами строили снежный городок на территории детского сада;

4) приняли участие в конкурсах "Каждому скворцу по дворцу";

5) родители стали постоянными участниками праздников и спортивных мероприятий:

- спортивное развлечение "Зарядка вместе с мамой" (40% родителей), "Малыши и Карлсон" (70% родителей);

- совместными силами, музыкального руководителя, воспитателей, специалистов и родителей были проведены праздники, посвященные Дню Матери, Новому году, 23 февраля, 8 Марта. Планируются праздники, посвященные Дню смеха, 9 мая.

- активное участие в праздновании дней рождений.

Литература

1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка [text] / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. – №6. – С. 66-70.

2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [text] / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. – №9. – С. 52-58.

3. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей [text] / Е.П. Арнаутова //Управление ДОУ. – 2002. – №4. – 66 с.

4. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие [text] / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

5. Белоногова Г. Педагогические знания – родителям [text] / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. – №1. – С. 82-92.

6. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие [text] / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. – 177 с.

7. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики [text] / Под.ред. Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1979. – 192 с.

8. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями [text] / Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. – №9. – С. 23-31.

9. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду [text] / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.

10. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [text] / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. – №1. – С. 41-49.

11. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие [text] / Авт.-сост. С.В. Глебова. – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005. – 111 с.

12. Доронова Т. Н. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей "Из детства – в отрочество" [text] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание, 2005. – №3. – С. 87-91.

13. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений [text] / Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 2002. – 120 с.

14. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство [text] / Т.Н.Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – С. 25-26.

15. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [text] / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

16. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [text] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.

17. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб.пособие [text] / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 249 с.

18. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [text] / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С. 74-83.

19. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: пособие [text] / Н.В. Кирюхина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 107 с.

20. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг [text] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: ТЦ "Сфера", 2004. – 112 с.

21. Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет [text] / Н.В. Макарычева.- М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

22. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [text] / И.М. Марковская. – СПб: Речь, 2005. – 150 с.

23. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе [text] / А.В. Меренков. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с.

24. Мясищев В.Н. Психология отношений [text] / В.Н. Мясищев. -М.: МПСИ Модэк, 2011. – 400 с.

25. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (вступает в силу с 1 сентября 2013 года) [text] // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.

26. Образовательная Программа дошкольного образования МДОУ № 21 "Эврика" [text].

27. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [text] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

28. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество [text] / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 9. – С. 35.

29. Программа психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений [text] / Сост. Н.Р. Айвазова, Е.В. Фасыкова. – Волжск: МарГУ, 2005. – 27 с.

30. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей [text] / Авт.-сост. И.А. Дядюнова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 32 с.

31. Седова Л.Н. Теория и методика воспитания [text] / Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких. – М.: Высшее образование, 2006. – 206 с.

32. Семья и личность [text] / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 101 с.

33. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие [text] / О.В. Солодянкина. – М.: Аркти, 2006. – 80 с.

34. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [text] / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71-74.

35. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями [text] / Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика 2007. – №7. – 70 с.

36. Дошкольник. [Электронный ресурс] / Сайт для всей семьи. Режим доступа: doshkolnik.ru/roditelskie-sobrania.html, свободный. – Загл. с экрана.

37. Все для детского сада: конспекты занятий, методические разработки, сценарии детских праздников, игры и поделки – Маам.ру. [Электронный ресурс] / Международный образовательный портал. Режим доступа: www.maam.ru, свободный. – Загл. с домашней страницы Интернета

38. Дошколенок.ру. [Электронный ресурс] / Сайт для воспитателей детских садов. Режим доступа: dohcolonoc.ru, свободный. – Загл. с экрана.