Применение компьютерных игр в подготовке старших дошкольников к обучению в школе

Применение компьютерных игр в подготовке старших дошкольников к обучению в школе.

Статьи по теме
Искать по теме

Отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников.

Компьютерные технологии проникают во все сферы жизни современного общества, в том числе в дошкольные образовательные учреждения. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях доказывают возможность и целесообразность его применения в обучении детей, показывают особую роль компьютера в развитии интеллекта, креативности и личности ребенка в целом (С.Л.Новоселова, С.Пейперт, Г.Петку, Б.Хантер и др.).

Ребенок, как никто другой, нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представления о мире, учится мыслить и анализировать, развивать свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры.

В рамках целостного подхода к развитию личности дошкольника одной из основных задач современной педагогики является формирование информационных качеств личности, информационной культуры. В решении этих задач могут помочь развивающие компьютерные игры[33].

Основная задача использования компьютерной игры – подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем.

Практически все исследователи, как отечественные, так и зарубежные, сходятся во мнении, что развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством компьютера должно происходить в рамках игровой деятельности, которую с успехом можно реализовать, используя дидактические компьютерные игры[6],[7],[28],[33].

Впервые в работе с дошкольниками компьютер был применен в США в Массачусетском технологическом институте, в 1971 году.

В применении информационных компьютерных технологий в образовательной среде дошкольных учреждений Россия идет в ногу с наиболее развитыми странами.

Информатизация дошкольного образования в нашей стране началась с середины 80-х годов прошлого столетия[6].

К моменту открытия первого детского сада, оснащенного компьютерами, уже существовал определенный научный задел.

Академия педагогических наук СССР утвердила направление исследований "Психолого–педагогические основы использования компьютерных игровых программ в системе дидактики детского сада" (научный руководитель направления – кандидат психологических наук С.Л.Новоселова). Основные положения направления легли в основу разработки научных основ информатизации дошкольного образования.

В 1986 году в Москве был открыт первый компьютерно – игровой комплекс в детском саду. Начались комплексные научные исследования. Результаты экспериментов анализировались и учитывались в дальнейших исследованиях и разработках.

У истоков этой работы стояли ученые и специалисты Центра "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца, МГУ им. Ломоносова, Психологического института РАО, ЦНИИ "Электроника", и других организаций, которые в 1990 году объединились в независимую Ассоциацию "Компьютер и детство".

Первоначальный этап исследований был связан с разработкой подходов к пониманию места компьютера в ряду других развивающих средств дошкольной дидактики[30].

Было признано целесообразным, в информатизации дошкольного образования идти от деятельности к информатике, так как даже самые упрощенные сведения о принципах программирования в условиях перегрузки детей занятиями, изживания в детских садах игры приведут к утрате связи познавательного интереса детей с их реальной повседневной деятельностью.

Информатика должна входить в жизнь ребенка через его игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности. Компьютер – развивающее средство самостоятельной деятельности ребенка. Компьютерные игры не заменяют обычных; компьютерные игрушки не заменяют "предметных" игрушек. Применение компьютерных игр и игрушек опирается на способность детей – замещать в игре одни предметы другими[30].

В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в процессе игры.

Исследования С.Л.Новоселовой свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Эта особенность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на мониторе, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы[31].

Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в США, Великобритании, Франции.

В США существует ряд моделей обучения детей дома и в школе с применением компьютеров. Исследования показали, что дети, обучающиеся в группах компьютерного обучения, достигли больших успехов по сравнению с теми, кто не использует компьютер.

В США действовала программа "Дети и массовая культура". Главный вывод по этой программе – в получении знаний определяющее значение имеют игры, в том числе и компьютерные. Авторы указывают на необходимость внедрения в практику детских садов компьютеров.

Исследования, проведенные в Великобритании, свидетельствуют о расширении сфер использования компьютера в образовании и воспитании детей, огромной популярности компьютерных игр. Был проведен опрос, в котором, по мнению 82% опрошенных, современные дети обладают более обширным багажом знаний, чем предыдущие поколения, именно благодаря тем возможностям в образовании, которые открывает компьютер. Компьютерные игры характеризуются как увлекательные и новаторские. 34% опрошенных указывают на то, что компьютер помогает в образовании и воспитании детей.

По мнению французских специалистов, компьютерные игры учат детей логически мыслить, развивают словарный запас, расширяют кругозор. Среди обучающих программ используемых в работе дошкольных учреждений Франции, есть такие, которые помогают детям осваивать буквы, распознавать их в словах. Авторы программ руководствуются принципом "обучать развлекая".

Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности. У старших дошкольников наблюдаются настойчивость и терпение, обычно не свойственные детям этого возраста. В процессе деятельности детей за компьютером было выделено несколько типов мотивации: интерес к новому, загадочному предмету – компьютеру; исследовательский мотив (желание найти ответ на незнакомые вопросы); мотив успешного решения познавательных задач[33].

Отечественная наука и практика также располагают интересным опытом разработки и применения компьютерных программ в работе с дошкольниками[8],[10],[13],[18],[25].

Первый опыт применения компьютера в детском саду в Советском Союзе связан с г. Шяуляй (Литва). В подготовительных группах был оборудован компьютерный класс. Специально для дошкольников были разработаны учебные программы, направленные на закрепление и уточнение знаний по математике, и обучению грамоте. Немного раньше в Новосибирске компьютер применялся в подготовительных классах с целью обучения математике, грамоте, формирования элементов компьютерной грамотности.

В обоих случаях педагоги пришли к выводу, что компьютер повышает интерес к обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем мире[30].

Результаты исследований и практический опыт обсуждались на первом Всесоюзном семинаре "Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания" (Москва, 1989), а также на последующих семинарах в г. Сочи (1990) и в подмосковном Лесном городке (1992), что позволило перейти к широкому внедрению компьютеров в детских садах повсеместно в России и СНГ.

В 1991 году в России началась реализация проекта "Пилотный детский сад". Целью этого проекта было получение комплекса наукоемких программно-методических средств для современных компьютеров, адресованных детям 4-7 лет и охватывающих все разделы дошкольного воспитания. Программа проекта отмечала необходимость установления преемственности в развивающем использовании компьютеров в детском саду и школе[30].

Ассоциация "Компьютер и детство" создала десятки развивающих программ, направленных на развитие режиссерских игр, конструирования, комбинаторских способностей мышления, элементарных математических представлений, ориентации в пространстве, на знакомство с закономерностями природных явлений.

Составлением игровых программ для дошкольников занимаются педагоги, психологи, программисты.

До недавнего времени возможности освоения дошкольниками компьютерных средств не были представлены ни в одной программе.

В 1994 году Московский комитет образования утвердил программу "Столичное образование", разработанную совместно Департаментом образования г. Москвы, МГПУ, НИИ развития образования, в которой поднял проблему информатизации дошкольного уровня образования, создания предметной развивающей среды детства.

Значение компьютерных средств в развитии современного дошкольника нашло отражение в программе "Истоки" (1995 год), созданной учеными Центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца. В ней указывается, что компьютер – специфическое "интеллектуальное орудие" человека, позволяющее решать задачи деятельности на новом информационном уровне. Концепция базисной программы развития ребенка-дошкольника раскрывает значение компьютерных средств в развитии современного дошкольника, а в тексте программы приводится компьютерный факультатив, определяющий возможности дошкольника 5-7 лет в области освоения компьютерных средств деятельности, ставятся педагогические задачи работы в компьютерно-игровом комплексе, педагогические условия этой работы, приводятся рекомендации, учитывающие санитарно-гигиенические нормы применения персональных компьютеров в образовательной практике детского сада. Компьютерные средства рассматриваются в единстве с предметными игровыми условиями развития детской деятельности.

Российские ученые ( Ю.М.Горвиц, Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова и др.) провели большую работу по применению новых информационных технологий в дошкольных учреждениях[33]. Но остается еще много проблем в информатизации дошкольного образования, решение которых приоритетная задача для образования и общества.

Отечественный и зарубежный опыт применения игровых развивающих и обучающих компьютерных программ показывает, что существуют подходы, которые могут быть с успехом использованы в практике дошкольного образования в качестве комплексного средства воспитания и обучения[33].

Таким образом, исследователи применения компьютерных игр в образовательном процессе ДОУ, отмечают, что развивающие компьютерные игры можно и нужно применять в развитии, обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Особо отмечается, что компьютерные игры не должны заменять обычных игр дошкольников[28]. Компьютер может стать прекрасным помощником в развитии и образовании ребенка. Навыки и способности, которые разовьет ребенок при помощи компьютера, окажутся полезными не только в ближайшем, но и в отдаленном будущем.

Разделяя точку зрения многих исследователей, мы считаем основным аспектом использования компьютера в дошкольном учреждении, всестороннее развитие ребенка, формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.

Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника.

Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.

Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили классические формы детской игры.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности (С.Л.Новоселова).

В этом возрасте у детей развивается воображение, которое в свою очередь развивает мышление. Исследователи отмечают, что бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство детей дошкольного возраста, у которых дома есть компьютер, воспринимают его как игрушку. Поэтому важно учитывать рекомендации специалистов, помогающие сделать средством обучения, а не игрушкой, порабощающей ребенка[31].

Малыши, когда им в руки попадает что-то новое, не размышляют о том, что там внутри, а просто нажимают на все существующие кнопки. То же и при игре на компьютере. Яркая картинка на мониторе раздражает зрительный рефлекс, музыкальные заставки – рефлекс слуховой. Для кого-то это может стать замещением жизненных эмоций.

Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое.

Однако исследователи отмечают, что современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн, дум-игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы[1].

Исследования, проведенные медицинскими работниками в Швейцарии, показали, что дети, регулярно играющие в компьютерные игры, отличаются следующими качествами:

- мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;

- ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;

- на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;

- в общении с детьми не ощущают дистанции, не умеют вступать в глубокие личностные отношения;

По мнению исследователей, компьютерные игры должны начинать играть определенную роль в жизни детей только после того, как будут сформированы волевая и эмоциональная сфера[49].

Анализ литературы по вопросам влияния телевидения и компьютерных игр на детей до 12-13 лет, позволил выявить также следующие особенности их личностных качеств:

- речь как способ общения остается примитивной;

- способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается;

- при устном общении тяжело побудить ребенка к созданию собственных фантазий, чаще у него появляются стандартные зрительные образы и ассоциации;

- развитие воли нарушается, поскольку ребенок, сидя перед экраном, не может действовать активно-подражательно (как требуется в младшем возрасте) [49].

Перед взрослыми неизбежно встает вопрос выбора, какие компьютерные игры нужны дошкольнику? Если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то взрослые должны быть в курсе игровых новинок и обсудить с ребенком содержание новой игры. Совместное обсуждение может стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Узнать, есть ли в игре элемент исследования, можно, внимательно присмотревшись к ее содержанию и пообщавшись с ребенком по теме текущих игровых проблем[23].

Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью, совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Компьютерные игры приучают к этому достаточно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте поможет освоить школьные программы по информатике (В.Моторин)[25].

Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием.

При неправильном подборе игровых программ может произойти вытеснение интересов: ребенок может полностью уйти в виртуальный мир.

Рассмотрим некоторые виды компьютерных программ для дошкольников.

В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.

Развивающие игры.

Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер.

К программам развивающего типа относятся:

Разнообразные графические редакторы, "рисовалки", "раскрашки", конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, стирания, коррекции рисунка;

Текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печатания текста;

"Конструкторы сред" с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания "режиссерских" компьютерных игр;

Музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;

"Конструкторы сказок", совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов.

Такие игры предполагают множество педагогических методик их использования.

Обучающие игры.

К ним относятся игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. В этот класс входят игры, связанные:

С формированием у детей начальных математических представлений;

С обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо;

С обучением родному и иностранному языкам;

С формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;

С эстетическим, нравственным воспитанием;

С основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

Игры – эксперименты.

В играх этого вида цель и правила не заданы явно: они скрыты в сюжете или способе управления игрой. Поэтому ребенок, прежде чем добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия. Это является ключом к достижению решения игровой задачи.

Логические игры.

Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

Игры – забавы.

В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо "микромультика". Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.

Компьютерные диагностические программы.

Эти программы могут использоваться в детском саду для выявления уровня общих умственных способностей детей; оценки уровня развития психических и психофизиологических свойств личности; определения уровня готовности детей к поступлению в школу.

Российские исследователи отмечают, что для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника, педагогам и родителям, прежде всего, необходимо выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим – активные, динамические[8],[25],[31], [37].

При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.

Классификация программ нужна педагогам и родителям для того, чтобы легче было ориентироваться во всем богатстве компьютерных игр, облегчает отбор требуемой программы по различным критериям.

Самое главное во всех компьютерных играх – отношение к игре ребенка, а для того чтобы воспитателю и родителю не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь информационную культуру и воспитывать ее в детях. В формировании информационной культуры могут помочь развивающие компьютерные игры. Основная задача использования компьютерных игр – это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем[17].

Большинство обучающих игр традиционно направлены на формирование навыков чтения и счета, что поможет при подготовке к поступлению в школу, таким образом, решается вопрос преемственности между дошкольным и младшим школьным звеньями образовательной системы.

Компьютерные игры не заменяют обычные игры, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями(Ю.М.Горвиц, С.Л.Новоселова)[33].

Для реализации этих возможностей необходимо четкое понимание того, что способности ребенка, обеспечивающие его игры с использованием компьютера, формируются до того, как он сел за него.

Для полноценного использования компьютера как средства деятельности, средства познавательного анализа информации о действительности от дошкольника требуется умение оперировать символами, обобщенными образами; ему необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, определенный уровень произвольности действий. Все это формируется у ребенка в его многообразной практической и игровой деятельности. При этом особое значение для формирования потребности целенаправленного управления компьютером, развития компьютерных игр имеет ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игра[7].

С.Л.Новоселова указывает на то, что игра – форма размышления ребенка об окружающем мире.

Специалисты утверждают, компьютерные игры должны быть неразрывно связаны с обычными играми. Если в обычной игре ребенок отображает действительность с помощью замещающих, но реальных предметов, то в компьютерной игре, пользуясь игровой программой, опираясь на свое воображение, создавать игровой "видеоряд". Мыслимое ребенком переносится на экран (С.Л.Новоселова)[28].

Компьютерные игры помогут развить многие навыки, но в определенный момент, когда ребенок уже освоил игрушку, он начинает воспринимать это занятие как развлечение. Игра перестает быть элементом развития, так как новых навыков ребенок не получает. А ведь любая игра кроме получения удовольствия должна чему-то обучать. Наблюдая за игрой ребенка, взрослый сможет понять, когда необходимо поменять игру, развлекающую, на игру развивающую[27].

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом, условием при подготовке детей к обучению в школе. Обучающая функция компьютерных игр является одной из важнейших ее характеристик.

Компьютерные игры построены так, что ребенок получает обобщенное представление обо всех похожих предметах и ситуациях, а не только о единичных понятиях или конкретных ситуациях. Таким образом, у него формируется такая операция мышления, как обобщение.

С.Л.Новоселова отмечает, что в ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления), которые ведут к повышению творческих способностей детей[31].

Следует заметить, что достижения детей не остаются незамеченными. Дети чувствуют большую уверенность в себе. Робкие и малообщительные начинают активно делиться своими впечатлениями, достижениями в освоении компьютерного мира. Они активно рассказывают, обсуждают сюжеты, получают удовольствие от того, чего они достигли.

В процессе занятий на компьютерах улучшаются память и внимание детей. Компьютер передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем, как учебная[28]. Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики. В любых играх детям необходимо управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с "мышью". Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости, что в дальнейшем облегчит усвоение письма. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Развивается умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Так развивается произвольность в поведении дошкольников.

Компьютерные игры специфичны, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей. В отличие от других игр и видов деятельности они позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры, реализовать такие свои потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться (например, из-за несформированности графических навыков); воздействовать на мотивационную сферу комплексно (одновременное использование звука, цвета, движения объектов, которым управляет ребенок); реализовать принцип самоконтроля (что позволяет детям чувствовать себя свободно, не бояться давать неверные ответы, не испытывать замешательства и неловкости); активно и самостоятельно управлять игрой, самим создавать игры (что укрепляет веру детей в свои силы)[37].

Все это вызывает у детей повышенный интерес к компьютерным играм и позволяет целенаправленно и эффективно стимулировать и актуализировать возможности ребенка в интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сферах.

Компьютерной игре свойственны закономерности, присущие игровой деятельности детей в целом (игровая задача, включающая мотив, цель, способы и средства ее решения). Используя понятие "игровая задача" как единицу анализа игры на компьютере, можно отметить, что в компьютерной игре проявляется интеллектуальная активность, ребенок принимает и самостоятельно ставит игровые задачи, находит оптимальные способы их решения, "открывает" более сложные способы действий, объективно оценивает ход игры и ее результаты (И.Ивакина)[16].

Компьютерные игры в дошкольном возрасте имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению.

Компьютерные игры, в отличие от других видов игр, позволяют увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику своего творчества. Это ведет к выработке способности самооценки. В этом состоит огромное преимущество компьютерных игр перед другими играми[32].

Компьютерные игры усиливают мотивацию учения. Это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютерные игры дают ребенку возможность использовать умственные силы, проявлять оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.

Таким образом, использование компьютерных игр в развитии дошкольников имеет много положительных сторон. Если ребенку интересно содержание игры, он узнает в ней что-то новое, игра открывает ему мир огромных возможностей, позволяет сделать процесс обучения достаточно простым и эффективным. Компьютерные игры содействуют развитию умственных способностей дошкольников в том случае, если в них учитываются возрастные особенности детей. Красочность и наглядность помогут легче усвоить материал. Компьютерные игры приучают детей к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Все эти факторы имеют особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

Если проанализировать состояние российского рынка обучающих программ для детей дошкольного возраста, то можно увидеть пестрый калейдоскоп, состоящий из лицензированных, нелицензированных, пиратских, зарубежных (на русском и английском языках) программ[44],[45],[46],[47],[48],[50],[51].

Качественные программы – настоящий клад для родителей и воспитателей. Большинство имеющихся на рынке учебных программ для дошкольников и младших школьников носит, на наш взгляд, слишком уж развлекательный характер. Причинами этому можно назвать как особенности психического развития детей этого возраста (неумение прикладывать достаточно длительные усилия для решения скучных учебных проблем, стремление к игровой деятельности), так и коммерческий характер этих программ – направленность, в первую очередь, на получение прибыли.

Какой продукт выбрать каждый решает сам, но важно учесть возможности, которые предоставляет конкретная игра для развития ребенка.

Игры так увлекают, что ребенок забрасывает все дела и часами просиживает за компьютером. Действительно, компьютерные игры создаются с таким расчетом, что это будет интересное, увлекательное действо, способное до конца держать в напряжении. Очень часто в связи с этим говорят о компьютерной зависимости [1],[49]. Это важная причина, чтобы ограничивать ребенка во времени. Ограничения в работе с компьютером связаны, в первую очередь с нагрузкой на зрение и позвоночник. А ведь организм ребенка еще не до конца сформировался и к большим нагрузкам не готов. Чрезмерное увлечение компьютером сказывается на здоровье ребенка следующим образом:

- ухудшается зрение;

- повышается утомляемость;

- появляются головные боли;

- искривляется позвоночник, приобретается сколиоз;

- начинают беспокоить боли в спине, шее, плечах и пояснице;

- утомляются и начинают болеть пальцы рук;

- малоподвижность может привести к плохому самочувствию и даже ожирению;

- появляется нервозность, нарушается сон[11].

Все это возможно, если ребенок сидит за компьютером часами и не делает перерывов на отдых. Но, согласно исследованиям, если ребенок подходит к компьютеру на пятнадцать минут в день 2-3 раза в неделю, это нисколько не повредит его здоровью.

Таким образом, использование компьютера в учебно-воспитательном процессе детского сада поставило перед медиками и педагогами целый ряд проблем. Многие из них уже решены. Разработаны научно обоснованные рекомендации по организации занятий с применением компьютеров для дошкольников:

- продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет – 10 минут;

- компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю;

- после занятий следует проводить гимнастику для глаз;

- стульчик, сиденье и подножка стола индивидуального места дошкольника должны быть отрегулированы и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана[11].

Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника.

Таким образом, компьютерные игры могут влиять на различные сферы развития ребенка: интеллектуальную, социальную, эмоциональную. Они способствуют усвоению новых и закреплению уже имеющихся знаний, умений и навыков.

Использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и в семье.

Компьютер – предмет, который неодолимо притягивает внимание ребенка. Дети растут и познают окружающий мир. Познают чаще всего неосознанно, на основе эмоций, ярких впечатлений и игровых моментов. Особенно внимательно ребенок изучает "взрослый мир". Он подражает родителям, копируя их поведение, отношения с другими людьми. Малыш замечает, что родители работают или играют за компьютером и стремится подражать им. В данном случае компьютер интересный объект окружающего мира. Задача родителей и воспитателей сделать так, чтобы компьютер стал не навязчивой игрушкой, а инструментом для развития малыша. Инструментом мощным и на сегодняшний день наиболее современным, но максимальная отдача от него будет только в случае его правильного включения в эффективную систему развития[25].

Важной проблемой является общение детей с компьютером в условиях семьи. В.Моторин предлагает следующие рекомендации: если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то взрослые должны понимать, как, зачем и во что играют их дети, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой игры. Родители, знающие, чувствующие своего ребенка, могут ежедневно наблюдать те или иные изменения в развитии, воспитании, образовании ребенка. Именно родители будут определять программу использования компьютера и дозировку компьютерных средств обучения[23].

В детском саду планы и программы – непременный атрибут обучения. Специалисты никогда не занимаются с ребенком бессистемно. В таком случае домашнее обучение и развитие ребенка при помощи компьютера не должно быть пущено на самотек. Для того чтобы родители могли помочь ребенку в освоении компьютера, педагоги должны помочь родителям ознакомиться с нужной методической литературой по этому вопросу[9].

Для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника, специалисты рекомендуют педагогам и родителям выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим – активные, динамические. Важно не перегружать детей.

Группой исследователей (А.Е.Войскунский, А.Н.Гусев, Н.С.Полутина, Н.Ю.Шувалова) был проведен анкетный опрос родителей и преподавателей информатики, согласно результатам, роль взрослых в освоении ребенком-дошкольником информационно-образовательных ресурсов состоит в том, что взрослые отслеживают занятия на компьютере, а в случае уроков информатики проводят занятия. Преподаватели информатики подчеркивали, что считают важным сопровождение каждого ребенка во время занятия на компьютере и оказание ему помощи в формировании индивидуального способа взаимодействия с данным образовательным ресурсом. При этом лишь половина опрошенных родителей выбирают игры и помогают ребенку, только двое родителей указали, что сидят с ребенком и помогают ему, объясняют в случае необходимости, но не совершают за него действий. Остальные родители предоставляли дошкольнику полную самостоятельность, либо ссылались на старших детей, либо на знания и умения самого ребенка – "я не играю в его игры, он сам".

Многие родители намеренно и осознанно использовали компьютер как "средство управления" ребенком: награждали возможностью поиграть за компьютером или наказывали ее лишением. Преподаватели информатики для дошкольников аргументировано указали на опасность такой тактики, связанной с формированием неявно транслируемого негативного отношения к компьютеру. С другой стороны, психологические негативные последствия могут сказаться в развитии у ребенка манипулятивной позиции.

В результате проведенного исследования был сделан вывод, согласно которому некоторые информационно-образовательные ресурсы содержат потенциал для развития познавательной активности ребенка-дошкольника, но для этого у самого ребенка как субъекта деятельности должны присутствовать предпосылки познавательной активности. Кроме того, для полноценного развития познавательной активности при освоении и последующем применении информационно-образовательного ресурса ребенку-дошкольнику необходимо сопровождение взрослого, причем на этапе освоения обязательно[43].

Компьютерная игра, если она превращается в игровую деятельность, является игрой более высокого уровня, требующей от ребенка не только сенсомоторных навыков, но и умения наблюдать и анализировать результат своего действия. Чтобы взаимодействие с компьютером превратилось в игру, требуется специальное обучение ребенка навыкам взаимодействия, пониманию неизменности и очередности действий, управляющих компьютерной программой, невозможности пропуска или замены одного манипуляторного действия другим. Согласно мнению исследователей педагогические приемы обучения ребенка навыкам игры с компьютером могут быть различными: от кратких демонстраций до подробных, целенаправленных объяснений. Различие состоит в оценке педагогом места компьютера в структуре дошкольного образования. Особое значение приобретают специфические требования к организации игровой деятельности с компьютером для программ обучающего и развивающего типа.

Компьютерные занятия в дошкольной педагогике – одна из новых и актуальных задач.

Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе [9],[28].

Одно из главных условий внедрения компьютера в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютеров, владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям[9].

При неправильной организации и методике проведения знакомства с компьютером интерес не только не возникает, но и уступает место такому нежелательному эмоциональному состоянию, как страх. Поэтому, то, какие цели ставит перед собой воспитатель, какими путями добивается их решения, определяет то воздействие, которое компьютер оказывает на ребенка.

Изучение литературы показало, компьютерные игры могут быть применимы в тех детских садах, где существует заинтересованность педагогов в развитии каждого ребенка, где царит творческая атмосфера.

Исследования доказывают, что для проведения занятий с использованием компьютерных игр необходимо создание компьютерно-игрового комплекса, в котором игра и компьютерная программа будут выступать в единстве[33].

Компьютерный комплекс органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее гармоничное развитие ребенка. Программы комплекса ориентированы на существующие базисные программы в системе дошкольного образования.

Компьютерно – игровой комплекс – это система условий, позволяющих сочетать игры и занятия на компьютерах с разнообразными развивающими играми и занятиями, а также с физически подвижными играми, занятиями в физкультурном зале, в бассейне[28].

Все занятия с детьми проходят в игровой форме, в благоприятной эмоциональной обстановке, вызывают не только интерес, но и радость. Компьютерные игровые развивающие программы применяют, учитывая возможности ребенка, постепенно, поэтапно усложняя игру, последовательно переходят от элементарного к более сложным заданиям.

С.Л.Новоселова предлагает несколько правил, которыми следует руководствоваться при введении в жизнь ребенка (старшего дошкольного возраста) компьютерных игр.

Правило первое: ограничивать длительность игр до 10-15 минут в день.

Правило второе: приобретаемые электронные игры должны иметь крупные и четкие изображения и символы, большие экраны.

Правило третье: если ребенок медлительный, рассеянный и все время проигрывает, что ведет к снижению его социального статуса в группе детей, лучше всего отвлечь его от этих игр и обратить внимание на другие игры и игрушки, более пригодные для него[31].

С расширением рынка игрового программного обеспечения компьютерные игры все больше места занимают в жизни ребенка. В настоящее время рынок переполнен играми, насаждающими агрессию и насилие. Психологическая зависимость от компьютерных игр отрицательно влияет на психическое и соматическое состояние ребенка. Специалисты предостерегают, чтобы оградить ребенка от негативного влияния компьютерных игр родителям и педагогам необходимо тщательно следить за выбором игровых программ[49].

Самый же верный индикатор негативного воздействия компьютера – самочувствие ребенка. Любой родитель, внимательно следящий за игрой ребенка на компьютере, незамедлительно заметит перемену в его состоянии и правильно соотнесет ее с вредным влиянием компьютерной техники. Поэтому специалисты рекомендуют соблюдать санитарно-гигиенические нормы по организации занятий с применением компьютеров для дошкольников[11].

Исследования доказали, чтобы ребенок использовал компьютер не только для развлечений, нужно научить применять его для решения прикладных задач: создать рисунок, сочинить мелодию, найти информацию и т.д. Тогда ребенок убедится: при помощи компьютера многие задания можно выполнить гораздо быстрее и эффективнее[25].

При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляется интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.

Таким образом, использование компьютерных игр в педагогическом процессе детского сада и семьи заключается в том, чтобы воспитывать и развивать творческие способности ребенка, формировать его как личность, обогащая интеллектуальную сферу. Компьютеры в детском саду используются, прежде всего как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса, они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

2.2. Анализ развивающих и обучающих компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Создание компьютерной программы для детей – это сложный многоэтапный комплексный процесс, в котором участвуют специалисты различных профессий, используются сложные технические устройства и средства.

За последние годы в мире накоплен большой опыт в разработке программных средств, для детей дошкольного возраста.

Обобщая и анализируя компьютерные программы, можно сделать вывод, что к разработке программ для дошкольников следует подходить как к комплексной задаче, носящей междисциплинарный характер.

Это связано с необходимостью учитывать:

– особенности развития психических функций у детей (восприятия, мышления, памяти и др.);

– педагогические методики использования компьютерных программ в разнообразных сочетаниях с другими педагогическими средствами;

– специфический характер взаимодействия малышей с компьютерной программой;

– ограничения, связанные с санитарно-гигиеническими нормативами;

– технические возможности компьютеров, для которых пишутся детские программы, возможности инструментальных программ.

Кроме того, программа должна быть эстетически привлекательна, красива, забавна. Поэтому в создании детских программ помимо программистов обязательно участвуют специалисты разных профессий – психологи, педагоги, эргономисты, художники, музыканты.

Нами были проанализированы двадцать развивающих и обучающих игр, которые могут быть использованы при подготовке детей к обучению в школе.

Анализ проводился по схеме предложенной Ю.М.Горвицем (см. Приложение №5).

1 Антошка и школа. Обучающая, диагностическая. Обучение грамоте, РЭМП. Развитие представлений о буквах и цифрах. Игра.

2 Веселая азбука. Обучающая, диагностическая. Обучение грамоте. Развитие представлений о буквах. Развитие речи, игра.

3 Времена года. Обучающая. Экология, ориентировка в пространстве. Закрепление представлений о временах года и соответствующим им явлениях. Игра.

4 Грамотей. Обучающая. Развитие речи, обучение грамоте. Умение производить звуковой анализ слова, работа над словом, предлогами, предложением. Изобразительная деятельность, игра.

5 Десять Обезьянок. Обучающая, диагностическая. РЭМП. Умение находить закономерности, использовать обратный счет. Игра.

6 Животные леса. Обучающая. Экология. Знакомство с животными, их особенностями, образом жизни, питанием. Игра, изобразительная деятельность.

7 Колобок. Развивающая, диагностическая. РЭМП. Развитие представлений о количестве. Игра.

8 Лента времени. Обучающая, диагностическая. Экология, окружающий мир. Развитие умения определять время года. Игра.

9 Лунтик учит буквы. Обучающая. Развитие речи. Знакомство с буквами. Игра, рисование.

10 Маша и медведь. Обучающая, диагностическая. РЭМП. Развитие умения считать, концентрировать внимание, находить закономерности. Игра.

11 Найди пару. Развивающая, диагностическая. РЭМП. Умение находить закономерности, уточнение знаний о геометрических фигурах. Конструирование, игра.

12 Объемные фигуры. Развивающая, диагностическая. РЭМП. Умение распознавать геометрические фигуры. Игра.

13 Пора в школу! Обучающая, диагностическая. РЭМП, ознакомление с окружающим. Умение находить закономерности, производить арифметические вычисления, анализировать и сравнивать, уточнение представлений о временах года, знаний о растениях. Конструирование, изобразительная деятельность.

14 Природные зоны. Обучающая, диагностическая. Экология. Развитие представлений о природных зонах земли. Развитие речи, игра, изодеятельность.

15 Продолжи узор. Развивающая, диагностическая. Окружающий мир. Умение находить закономерности, уточнение знаний о цветах. Конструирование, игра.

16 Прочитай. Обучающая, диагностическая. Обучение грамоте. Умение находить закономерности, читать. Изобразительная деятельность, игра.

17 Русская азбука. Обучающая, диагностическая. Обучение грамоте. Закрепление знаний о буквах, умение составлять слова из слогов, составлять предложения. Занятия по РЭМП, изодеятельность, игра.

18 Страна знаний. Обучающая. РЭМП, экология. Уточнение и понимание расположения цифр в последовательности, уточнение знаний об обитателях пруда, представления о загрязнении окружающей среды. Развитие речи, ознакомление с окружающим миром, игра, изобразительная деятельность.

19 Тянем репку. Обучающая, диагностическая. РЭМП. Соотнесение количества предметов и числа. Игра.

20 Учимся вычитанию. Обучающая, диагностическая. РЭМП. Развитие умения считать, концентрировать внимание, находить закономерности. Игра.

Мы видим, что представленные игры подразделяются на развивающие (открытые) и обучающие (закрытые). Всего обучающих 15, развивающих – 5. Также 15 игр являются диагностическими.

Раздел программы воспитания и обучения в детском саду, на реализацию которого направлены игры:

- Формирование элементарных математических представлений – 10 игр;

- Развитие речи и подготовка к обучению грамоте – 6 игр;

- Природное окружение. Экологическое воспитание – 6 игр.

Вид игры:

Дидактические и сюжетно-дидактические.

Дидактические задачи представлены в таблице.

Предметный способ решения игровой и дидактической задачи:

Во всех играх присутствует конкретное изображение предметов, отвлеченные знаковые формы в виде геометрических фигур только в одной игре "Лунтик учит буквы".

Ролевые способы решения игровой задачи:

В игре "Страна знаний" присутствуют различные сказочные персонажи, с помощью которых ребенок выполняет задание.

В остальных играх отсутствует ролевое взаимодействие и ролевой диалог.

Инициативность в постановке игровой задачи:

Только в игре "Лунтик учит буквы" есть вариативность в выборе игровой задачи. В игре "Лента времени" ребенок может самостоятельно поставить игровую задачу. Во всех остальных играх игровые задачи четко обозначены.

Инициативность в выборе способа решения игровой задачи:

15 проанализированных игр позволяют ребенку найти способ решения игровой задачи. В 3 играх способ четко очерчен, в 2 играх есть возможность выбора способа решения игровой задачи: в игре "Пора в школу" и "Страна знаний"

Правила игры:

Во всех играх внутренние правила одинаковы: требуется найти правильный ответ из представленных вариантов.

Управлять игрой возможно с помощью мыши и клавиатуры.

Контроль за правильностью результата:

Во всех представленных играх ребенок самостоятельно контролирует правильность выполнения заданий с помощью внешних подкреплений – звуков, мелодий, смеха персонажей, аплодисментов.

В представленных играх у детей развивается:

- Внимание – 20 игр;

- Память – 18 игр;

- Мышление – 16 игр;

- Восприятие – 4 игры;

- Воображение – 4 игры.

На диаграмме можно это увидеть.

Диаграмма №2

применение компьютерных игр в подготовке старших дошкольников к обучению в школе

Представленные компьютерные игры интересны для детей, их содержание обобщает имеющиеся у них представления, и содержит новые сведения, которые помогают детям лучше ориентироваться в окружающем мире. Красочность и наглядность облегчают детям восприятие нового материала.

Применение игр возможно на занятиях комплексных, интегрированных, в индивидуальной игре ребенка, совместно с другим ребенком и взрослым.

Больше других игр хочется отметить игры, которые реально помогут ребенку подготовиться к школе: "Лунтик учит буквы", "Страна знаний", "Лента времени", "Пора в школу". Данные игры отвечают всем требованиям для детских развивающих программ. Они интересны, увлекательны, расширяют кругозор и представления об окружающем.

Таким образом, большинство представленных компьютерных программ носят развивающий и обучающий характер, соответствуют возрастным особенностям, могут помочь ребенку научиться читать, считать, познавать окружающий мир и помочь подготовиться к поступлению в школу. Большим недостатком игр является то, что в них нет ролевого взаимодействия и нет возможности самостоятельной постановки игровой задачи. Также, большинство игр организовано как индивидуальные, между тем, как игра вместе с другом или родителем будет для ребенка гораздо интереснее, так как в процессе игры они нуждаются в общении.

Развивающие компьютерные игры должны стать средством обеспечения преемственности между дошкольным и младшим школьным звеньями образовательной системы.

Педагогические рекомендации по применению компьютерных игр при подготовке к школе на занятиях в детском саду и в семье.

Важность соблюдения следующих рекомендаций:

1. Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начальном этапе обучения. Играя, дети осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно.

2. Вводить новые понятия и правила для детей очень эффективно в форме стихов, чтобы облегчить запоминание трудных терминов и непривычных действий.

3. Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером. Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, на которых они стремятся походить. Самостоятельная работа за компьютером – основное средство безболезненного, постепенного перехода от привычной игровой, к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.

4. Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы.

5. Создание обстановки психологического комфорта на занятиях. Этому в значительной мере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы современных обучающих и развивающих компьютерных игр. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых детей раскрепощенными и активными.

6. Необходимо соблюдать возрастные нормы непрерывного пребывания за компьютером и не допускать перегрузки детей учебной работой, физического утомления.

Специалисты разделяют компьютерные игры на несколько типов, согласно их предназначению:

- развивающие логическое мышление и память ребенка;

- улучшающие координацию движений (мелкую моторику рук);

- развивающие навыки счета и чтения;

- развивающие фантазию и объемное восприятие;

- развивающие художественный вкус и музыкальный слух ребенка.

Игры на развитие памяти. Дети еще не умеют запоминать вещи и события по необходимости. Память малышей работает самопроизвольно, запоминая только наиболее яркие и эмоционально сильные впечатления. А, идя в школу, первокласснику просто необходимо уметь запоминать новые знания. Как действует игра? Она просто ставит малыша перед необходимостью запомнить что-либо, чтобы использовать это в процессе игры, а красочность и необычность впечатлений облегчают этот процесс, способствуют запоминанию.

Наиболее популярными из игр этого класса являются, например, игры, где необходимо собрать картинку из маленьких кусочков, для чего вся картинка демонстрируется в течение какого-то времени. Или найти и убрать все парные картинки из группы, при этом все картинки закрыты, и можно открыть одновременно не более двух. Или запомнить месторасположение группы предметов, а затем, когда их перемешают, расположить их по своим местам или указать отсутствующие.

Весьма полезны игры, развивающие мышление ребенка. Игры помогают малышу постепенно абстрагироваться от реально существующих в мире вещей. Так, начиная с объектов хорошо знакомых ребенку, например яблок или кукол, давая ребенку понять, что это всего лишь знаки, а не реальные вещи, программа постепенно меняет их, преобразуя в объекты которых нет в реальности, таким образом развивая знаковую функцию сознания, то есть понимание того, что существует несколько уровней реальности окружающего нас мира – это и реальные предметы, и картинки с их изображением, и слова, и наши мысли. Так ребенок учится оперировать не только реальными вещами, которые он может потрогать, но и образами. Здесь хороши игры на нахождение логической пары или распределение предметов по какому-то принципу.

Программы на развитие памяти, логики, мышления могут заинтересовать не только детей, но и родителей. В подготовке детей к школе могут помочь игры из серии "Несерьезные уроки": "Учимся думать", "Учимся анализировать", "Учимся мыслить логически". Эти занимательные игры помогут сформировать и закрепить навыки мышления, развить способность к запоминанию и анализу информации. Яркое и красочное оформление игр, неординарная постановка задач позволят усовершенствовать навыки мышления.

Также существуют программы, способствующие формированию у ребенка сенсорных эталонов, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование важных психических качеств. В таких программах, эталоны цвета или размера часто прячутся в каком-то предмете, и задачей ребенка является найти нужный эталон. Существует множество Интернет-сайтов для детей на которых представлены короткие игры, помогающие развитию сенсорики. Один из таких сайтов – детский портал Солнышко[50] – веселый, живой, красочный сайт для детей и родителей.

Игры на развитие моторных реакций. В любой игре ребенок должен одновременно нажимать на определенные клавиши (что развивает мелкую мускулатуру рук и готовит ребенка к письму) и следить за тем, что происходит на экране. А от того, как быстро ребенок сможет нажатием нужной клавиши изменить положение героя игры, зависит ее финал.

Рекомендуются игры на развитие восприятия. Например, собрать картинку из нескольких частей, разложить по местам фигурки, например, собрать сумку доктора или расселить животных по местам их обитания. Так же, подойдут игры, где нужно найти "спрятавшуюся" фигурку или предмет, или сравнить два рисунка. Здесь могут помочь такие игры как: "Животные леса", "Времена года", "Лента времени".

Полезны игры, требующие от ребенка применения его творческих качеств. Например, создать персонаж (если все сделано правильно, он оживает), нарисовать картинку определенного содержания. При этом, дополнительно, рекомендуется еще попросить ребенка придумать герою имя, рассказать, кто он, сочинить какую-то историю с его участием, которую, к тому же, можно проиллюстрировать на компьютере. Компьютерная программа "Арт-студия" отвечает всем этим требованиям.

Существует множество компьютерных игр помогающих подготовить ребенка к школе, обучить и закрепить знания по школьным предметам. Это игры из серии LEGO "Мой мир", "Башня знаний", "Лунтик". Эти программы автоматически определяют, в какой области ребенок ориентируются лучше всего, поэтому ему будет интересно самому показать героям, что и как надо делать. Закрепляя, таким образом, пройденный материал, ребенок почувствует себя знатоком.

Рекомендации для родителей по правильному и эффективному применению компьютерных игр для подготовки детей к школе.

- Необходимо выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Нужны игры, которые не будут его перегружать.

Надо знать своего ребенка или воспитанника и рекомендовать ему такие игры, которые не будут его перегружать. Присмотритесь к ребенку. Если он перевозбужден, значит, надо уменьшить уровень сложности игры или вообще сменить ее тип. Если вы замечаете, что ребенок стал излишне нетерпелив в общении с окружающими, это тоже может быть последствием компьютерных игр: дети привыкают к тому, что компьютер реагирует на их действия мгновенно, и замедленная реакция окружающих начинает их нервировать. В этом случае объясните ребенку, в чем суть проблемы, и подберите игры поспокойнее, в которых ему придется больше думать и меньше действовать.

- Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Определить, содержит ли игра элементы исследования, можно по следующим признакам.

1. ребенок проявляет инициативу и пытается решить возникшую проблему самостоятельно;

2. внимательно наблюдает и анализирует текущую ситуацию (возможно размышление вслух);

3. делает выводы из наблюдений;

4. действует в соответствии с полученными выводами;

5. в случае ошибки корректирует свои действия и пытается решить проблему другим путем;

- Продолжительность игры выбирается в соответствии с возрастом ребенка и характером игры. У каждой игры свой ритм и своя продолжительность. Ритм и продолжительность должны быть сбалансированы. Если ритм игры напряжен, то игра не должна быть продолжительной.

- Не рекомендуется прерывать игру ребенка до завершения эпизода –

- человек должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

- Некоторые игры очень хорошо подходят для совместной игры взрослого и ребенка. Совместная игра создает доверительные отношения в плане решения проблем ребенка, связанных с компьютером.

- У детей 5–8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому основной способ взаимодействия с вычислительной техникой в данном возрасте происходит посредством игровой деятельности.

- При неправильном подборе игровых программ, в частности основанных на жестокости, агрессивности или чистой развлекательности, возможно такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться: в нежелании общаться с друзьями, заниматься учебой, спортом, общественной жизнью, в "уходе" в виртуальный мир компьютера.

Итак, чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий и при этом подготовиться к школе, необходимо проконтролировать выбор жанра игры, содержание, систему управления, настройку интерфейса и уровня сложности. И главный принцип должен выполняться неукоснительно – нельзя играть в игры в ущерб другим занятиям.

Литература

1. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка. – М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. – 640 с.: ил.

2. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. – М.: Айрис Пресс, 2007. – 128 с.

3. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // www.vopsyl.ru

4. Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду. // Информатика. – 2001. – №18. – С.16-17.

5. Вальчук Н. Компьютерная программа "Грамотей". // Обруч. – 2005. – №4.

6. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.: Знание, 1994. – 192 с.

7. Горвиц Ю.М. Зачем малышам компьютер?// Детский сад от А до Я. – 2003. – №1. – С.126-130.

8. Горвиц Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников. // Информатика и образование. – 1990. – №4. – С.100-106.

9. Горвиц Ю.М., Поздняк Л.В. Кому работать с компьютерами в детском саду. //Дошкольное воспитание. – 1997. – №5. – С.92-95.

10. Гушлевская Г.С. Организация работы компьютерно-игрового комплекса дошкольного учреждения. // Детский сад от А до Я. – 2003. – №1.

11. Дошкольник и компьютер: Медико-гигиенические рекомендации / под ред. Л.А.Леоновой. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "Модэк", 2004. – 64 с.

12. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ./ М.:Айрис пресс, 2006. – 128 с.

13. Зворыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников. // Информатика и образование. – 1999. – №6. – С.94-102.

14. Зеленская В.А. Компьютер для дошкольников. // Управление ДОУ. – 2008. -№6. – С.74-79.

15. Зыкина О.В. Компьютер для детей. – М.: Эксмо, 2008. – 112 с.

16. Ивакина И. О-Э. О педагогических условиях развития интеллектуальной активности дошкольников в компьютерных играх. //Дошкольное воспитание. – 1995 – №12. – С.28-30.

17. Ивакина И.О-Э. Компьютерные игры – индивидуализированное средство развития творческой активности детей 7-го года жизни: Автореф. дис…канд. пед. наук/МПГУ. – М., 1996. – 16 с.

18. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.

19. Коган И.Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. – М.: Педагогика, 1999. – 64 с.

20. Коробейников Н.А. Воспитательные возможности компьютерных игр. // Детский сад и семья. – 2002. – №5.

21. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития. // Дошкольное воспитание. – 1998. – №12.

22. Кукушкина О. Компьютерная программа "Лента времени". // Дошкольное воспитание. – 2007. – №12.

23. Моторин В.В. Воспитательные возможности компьютерных игр. // Дошкольное воспитание. – 2000. – №11. – С.53-57

24. Моторин В.В. Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером. // Детский сад от А до Я. – 2004. – №2.

25. Моторин В.В. Об использовании компьютера в педагогическом процессе. // Дошкольное воспитание. – 2001. – №12. – С.42-46.

26. Мухортова А.В. Формирование информационной культуры дошкольника. //Начальная школа плюс до и после. – 2003. – №10.

27. Никитина М.В. Ребенок за компьютером. – М.: Эксмо, 2006. – 287 с.

28. Новоселова С.Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? //Детский сад от А до Я. – 2003. – №1. – С.6-13.

29. Новоселова С.Л. Компьютер в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 1989. – №10. – С.53-55.

30. Новоселова С.Л., Парамонова Л.А. Информатизация дошкольного уровня образования в России: начало положено в Москве. // Дошкольное воспитание. – 1998. – №9. – С.65-71.

31. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с.

32. Новоселова С.Л., Петку Г.П., Пашелите И. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Применима ли она? // Дошкольное воспитание. – 1989. – №9. – С.73-76.

33. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / под ред. Ю.М.Горвица. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.

34. Об информатизации системы дошкольного образования в России. Письмо Министерство Образования РФ № 753/23-16 от 25.05.2001 г.

35. Осипова Т.Г. Компьютерные программы для детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. – 2003. – №1. – С.149-161.

36. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. // Дошкольное воспитание – 2000 – №8. – С.60-62.

37. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. // Дошкольное воспитание – 2000 – №4.

38. Степанова М.И Приобщение детей к компьютеру. //Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2006. – №12.

39. Сурова О.А. Что могут дать детям компьютерные игры? // Управление ДОУ. – 2009. – №8. – С.55-59.

40. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку.: Просвещение, 1994.- 144 с.

41. Устинова Ю.И. Использование компьютерных игр для обучения грамоте и развитию речи детей дошкольного возраста. // Начальная школа плюс до и после. – 2003. – №10.

42. Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. – М.: Гелиос АРВ, 2000. – 192 с.

43. Шувалова Н.Ю. и др. К вопросу о развитии познавательной активности у старших дошкольников в процессе компьютерной игры. // Психология и школа. – 2008. – №1. – С.60-64.