Народные игры в развитии детей дошкольного возраста

Народные игры в развитии детей дошкольного возраста.

К традициям культуры – через народную игру

Слово "игра" имеет много значений, входит в самые разные словосочетания: детская игра, биржевая игра, политические игры, игра пианиста, игра волн, игра воображения и другие. Нас сейчас интересует игра как особый вид человеческой деятельности – как игровая деятельность, которую можно наблюдать у людей любого возраста, но в наиболее яркой, выпуклой, непосредственной форме – у детей. Неслучайно символом всей игровой деятельности, игровых занятий в их чистом виде (а не на переходе их в финансовую, политическую и другую, уже не игровую, сугубо серьезную деятельность) стали именно детские игры и близкие к ним занятия людей других возрастов.

В таком смысле игра – это занятие, во-первых, не по обязанности, а добровольное, по желанию, приносящее радость;

во-вторых, эта радость непосредственна, свободна от расчета на вознаграждение, так как игра сама по себе обычно не создает значимых товарных ценностей, а приносит в основном внутреннюю пользу самим играющим и поддерживающим игру, развивая и воспитывая их особыми, незаменимыми средствами;

в-третьих, особыми эти средства являются не потому, что игра не похожа на учение, труд, искусство и другие серьезные стороны жизни, а как раз наоборот – потому, что игра способна во многом воспроизводить, моделировать абсолютно любые из них, делая более доступной играющему полноту развития за счет упрощения, превращения в переходное, полусерьезное, всего того, что было бы недостижимо или неуместно в строго серьезном и реальном виде;

в-четвертых, цель, распределение ролей, правила и некоторые обстоятельства игры принимаются лишь условно, по договоренности, создавая на время особый, условный мир, со своими законами, открывающими простор для самих невероятных выдумок, изобретений, загадочных "игр случая".

Непредсказуемость игры, случайности и неожиданности в ней являются не посторонними помехами, а внутренними свойствами игра, порой даже решающими (при жеребьевках, разыгрывании фантов и т.п.). Постоянно рождаются новые, необычные игры, а чаще переходные, полуигровые формы, о которых сразу и не скажешь, игра ли это или, может быть, какая-то полуигра. Сами признаки игры могут меняться почти до неузнаваемости, впрочем, скорее внешне, чек по существу. Рассмотрим несколько примеров.

Во многих играх договариваются, что водящий не имеет права выйти из игры, пока не кончит водить. Значит, отменяется принцип добровольности? Внешне – да, а по существу нет, так как любой может просто не вступать в игру с таким жестким правилом. Подобных ограничительных правил в играх множество, особенно у подростков. Они, видимо, находят особую прелесть в установлении суровых правил, введении в игру испытаний на выдержку, смелость, решительность и другие качества "настоящих мужчин". И тут же могут перейти к игре почти без правил, чуть ли не анархической, вроде забавы ("Куча мала") или проказы ("Передай другому").

Игры поразительно разнообразны, прихотливы, переменчивы. Они ведь обслуживают быстро меняющиеся интересы и настроения детей, развивающихся буквально по дням, часам, порой минутам. Психолог С.Л.Рубинштейн говорил, что игр – это практика развития, и именно с этак связывал основные свойства игровой деятельности [17].

Развитие имеется в виду не только в детстве, но на протяжении всей жизни человека. Хотя, конечно, более всего характерно развитие именно для детства. Не потому ли и игра наиболее характерна для детей, являясь ведущей деятельностью дошкольников [3].

Невозможно представить человека, совершенно никогда не играющим в любом возрасте, даже в пору его полной зрелости. Мудрые люди говорили об этом давно. Вспомним хотя бы высказывания Платона в IV в. до кашей эры о том, что хорошо, когда мужчины и женщины проводят время, "играя в прекраснейшие игры".

В разных возрастах и играют по-разному. Взрослым, особенно пожилым, игры часто служат для разрядки напряжения, отдыха. Старики любят играть с малышами и сами при этом напоминают детей (по поговорке: "Старый – что малый"). И все же основное назначение игры – освоение новых для данного человека форм деятельности.

Малыш, играя, осваивает первые движения, действия с предметами, общение с близкими людьми. Школьникам игра помогает войти в мир наук, труда" общественных отношений. Молодежные игры веками служили для выбора спутника жизни и подступа к созданию семьи. Такой решительный шаг в серьезную взрослую жизнь, как брак тоже оформляла игра ("Потом сыграли свадебку"). Без игры с появившимися на свет детьми не освоить вполне ролей родителей и дедушки с бабушкой.

Что за таинственный "закон жизни", своего рода "механизм" ее развития? Сейчас об этом очень много пишут, но, чем больше высказываний, тем расплывчатей истина. Наиболее добросовестные ученые признают, что глубинная природа игры еще не выявлена, а один из зарубежных авторов Ж.Колларитс даже заявил, что эта задача вообще неосуществима и потоку впредь любые попытки создать общую теорию игры следует считать детскими играми ученых.

Однако отдельные свойства игры все же раскрыты и могут помочь в ее правильном применении. Детям понравилась существующая у их родителей традиция гостеприимства. Им хочется тоже овладеть умением радушно приглашать к себе гостей, хлебосольно и радостно принимать их, вкусно угощать и т.д. Но дети еще не могут участвовать во всем этом так активно, как им бы хотелось. И тогда они затевают игру "в гостей", беря на себя роли хозяев дома. Игра позволяет человеку взять на себя практически любую роль, потому что роль в игре во многом условна: невозможно реально здесь можно осуществлять "понарошку", "как будто". Гостями становятся куклы. Кушание им готовит "понарошку" и предлагает тот, кто взял на себя роль мамы. Но вот предлагать игрушечным гостям игрушечное же угощение требуется как можно более похоже на то, как это делает настоящая хозяйка дома. Иначе все участники сразу скажут: "Ну, так не игра!" То есть в игре сочетается условность со стремлением к достоверности в главном, ради чего игра затеяна. А это определяется самими играющими в меру их желаний и возможностей. Самостоятельность и свобода выбора, простор для творчества, доступность в игре даже самого недоступного и желанного – все это наполняет участников игры радостью, окрыляет их фантазию, изобретательность, раскрывает дремавшие способности и силы. Человек расцветает в хорошей, увлекательной игре, растет, развивается духовно, физически.

Давая развитию облегченную форму, обходя чисто условным путем реально существующие трудности, игра сама становится не вполне реальным и полным освоением культуры и творчеством нового, а лишь начальным этапом, первым к этому шагом. Поэтому игра нуждается в дополнении ее серьезной учебой и реальной практикой. За первым шагом должен последовать длительный путь в подлинную культуру. В этом "первом шаге" прежде всего и состоит незаменимая роль игры.

Играть не заставляют, а приглашают. Объединения играющих почти всегда добровольны и свободны. Но это достоинство легко может превратиться в свою противоположность. Сложившаяся группа играющих порой замыкается, перестает принимать в свои ряды новых участников: "Уходи, мы с тобой не играем!" Почти всегда в таких случаях можно обнаружить какие-то извращения в самом, содержании игры. Однако традиционным народным играм свойственен демократизм: "Игра принимает всех". Особенно ценно, что многие из таких игр рассчитаны на участие людей разного возраста, а в некоторые можно играть семьями. Причем речь идет не только о традиционно "семейных" играх типа жмурок, но даже о некоторых спортивных народных играх, например, лапте Совместная игра чрезвычайно помогает сдружиться участвующим в ней людям разных поколений. Их объединяет общее радостное переживание, деятельное сотрудничество, сплачивает коллективный успех и даже общая горечь поражения, стремление вернуть победу. Одновременно в такой совместной игре происходят передача опыта от старших к младшим, т.е. закладываются традиции сотрудничества, демократизма, культуры общения и традиции данной игры.

Еще одно из многих противоречий игры: свобода и добровольность выбора может порождать серьезные ошибки играющих, особенно среди неопытных детей. Интересно детям поиграть в захватывающее зрелище пожара. Но ведь это уже не игра, а беда, целое бедствие. К сожалению, такое случается нередко. "Не воя та игра хороша, какой увлекаются дети", – предупреждала Н.К.Крупская и как выход из этого противоречия предлагала больше внимания обращать на традиционные, т.е. отобранные практикой веков и поколений народные игры

Вековой народный опыт во многом, хотя я не всегда, гарантирует и безопасность игры, и привлекательность ее для играющих, и пользу для их развития, воспитания.

Связь игры с важнейшими сторонами культуры и воспитания

Поскольку игра открывает облегченный путь к освоению культуры, то первые шаги на этом пути становятся доступными человеку уже в младенчестве.

В пестушках и потешках взрослых, забавляющихся с послушным телом ребенка, звучат традиционные для народа ритмы и мелодии, слова родного языка, совершаются освященные традицией движения. На что уж проста игра Ладушки, а запоминается малышу на всю жизнь, в числе первых вспоминается, когда приходят черед нянчить своих собственных детей и внуков. Значит, она действительно помогает сделать самые первые и запоминающиеся шаги в мир музыкальной, языковой, двигательной (физической) культуры своего народа. Первые яркие восприятия формы и цвета связаны с детскими игрушками, положенными в колыбель. А дальше эти начала развиваются во все более сложных играх детства, отрочества, юности...

Вряд ли можно найти сторону культуры или воспитания, для которой не существовало бы целого набора связанных с ней игр. Множество таких групп игр выделено специалистами-этнографами, фольклористами, историками, и теоретиками искусства, физической культуры, медиками, психологами, педа-гогами и т.д. Интересно, что народная игра, как правило, объединяет исследующих ее специалистов по разным отраслям знаний. Так, один из крупнейших сводов игр, созданный известным медиком прошлого века Е.Л. Покровским, был издан в 1887 и в 1895 гг. под названием "Детские игры, преимущественно русские" с любопытным подзаголовком: "В связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной" [16] Следующий крупный свод народных игр был издан в 1933 г. историком театра В.Н. Всеволодским-Гернгроссом и включал записи игр, сделанные представителями десятков различных профессий. Это объясняется как раз многогранностью игры, связью ее с самыми разными сторонами культуры. Приходится даже отказываться в большинстве случаев от указаний на специальность авторов, писавших об игре.

Трудно перечислить всех, кто занимался, играми, связанными с художественной культурой, искусством. Это, например, большинство фольклористов и других собирателей детского фольклора, основную часть которого составляют как раз игровые формы.

Игровой фольклор широко бытовал всегда и среди взрослых. Возьмем хороводы. Их ведь, по выражению самого народа, "играли". Это уж исследователи хороводов занялись в первую очередь словесно-поэтическими, музыкальными, танцевальными и другими свойствами хороводов, очень редко доходя до их игровых свойств, так и оставшихся не вполне раскрытыми. Но возьмем только бесспорно игровую часть хороводов – хороводные игры. В них игровое начало столь же гармонично сочетается со словесно-поэтическим, драматическим, а часто и музыкальном, танцевальным. Читатель сам это без труда обнаружит, перебрав в воображении хотя бы несколько наиболее известных хороводных игр, скажем: "А мы просо сеяли", "Бояре, а мы к вам пришли", "Горелки", "Золотые ворота", "Заинька", "Каравай", "Летели две птички", "Уж мы сеяли ленок" и др. К сожалению, эти прекрасные поэтичные игры ушли из быта молодежи, оставшись кое-где лишь среди дошкольников. Правда, поднимается сейчас волна возрождения хороводных игр через молодежные фольклорные ансамбли, многие из которых не только для зрителей воспроизводят эти игры, а играют и просто для себя во время досуга, на семейных праздниках, т.е. возвращают опять к естественному бытованию.

Удивительную пластичность, выразительность, гармонию форм, линий, цвета несут в себе лучшие народные игрушки из дерева, глины, кости, соломки, кожи и других естественных материалов. Часто и простейшее снаряжение для народных игр – биты для Лапты или Чижика, кубари и кнутики к ним, желобки для катания яиц, санки "кобылки", деревянные мечи, луки со стрелами и т.д.– заключают в себе лаконизм и своего рода изящество формы, национальное своеобразие орнамента, другие черты народного прикладного искусства.

В союз с зодчеством также вступила народная игра. Начинается это с малого: с игрушечных домиков, теремков, башенок, меленок для малышей. Потом идут уже самостоятельно возведенные небольшие сооружения из песка и глины, крепости, башни и целые городки из снега и льда. А там уже со вполне взрослым мастерством строятся, скажем, круглые качели, кружала на льду, карусели, ледяные горы и затейливые балаганчики на ярмарочной площади, а то и на лучших площадях обеих русских столиц [7].

Пожалуй, лишь самые молодые из искусств, вроде телевидения, еще не отражены заметно в традиционных народных играх, так как традиционность создается долгими десятилетиями. А вот киноискусство уже давно подружилось с игрой. С одной стороны, все больше становится игр по поводу кино: игра "Кинофильмы", "Хали-Хало" и др. С другой стороны, сами народные игры все чаще становятся "героями" кино- и телефильмов ("Час потехи", "Мы идем искать", многие фильмы международного фестиваля любительских фильмов "Радуга" и т.д.).

Древнее сценическое искусство перекликается с целыми пластами игровой культуры: бесчисленны и постоянно обогащаются сюжетно-ролевые игры (в дочки-матери, охотников, в войну, в свадьбу, в больницу, в партизан, полёт на Луну и т.д.); драматические сценки содержат многие игровые обряды, есть, наконец, целый народный театр, в котором драматическое начало неотделимо от игрового в его обычном понимании [8].

Надо сказать, что связь игры с любыми сферами искусства является одновременно и связью с эстетическим воспитанием. Воспитательное воздействие искусства бесспорно. Игра преобразует это воздействие в формы, наиболее доходчивые для детей и подростков, доступные для детского уровня восприятия. О широких возможностях игр в эстетическом воспитании много сказано ещё Платоном, Кантом, Шиллером, Гете и другими выдающимися мыслителями и художниками. Об этом питали советские исследователи В.Н. Всеволодский-Гернгросс, Г.Л. Дайн, В.В. Мальми, И.М. Хворост, Р.А. Юлдашева и др.

Для педагогов важно прежде всего приобщить подрастающее поколение к искусству, приохотить к нему. Углублённое и детальное освоение художественной культуры требует союза педагогов с работниками культуры.

Физическая культура становится всё более важной стороной общей культуры, так как связана с актуальнейшей для каждого человека проблемой здоровья. Неслучайно в последние годы многие учреждения культуры включили в свою программу такие направления работы, как лечебная и массовая физкультура.

Для педагогов физическое развитие воспитанников всегда являлось одной из главных задач. Ещё древние греки сделали важнейшим средством физического и в целом гармонического воспитания свои национальные традиционные игры, доведённые ими до вершин Олимпийских игр. Средневековье разрушило само место этих игр, да и вообще к игре относилось очень противоречиво. Эпоха Возрождения принесла возрождение и роли игры. Колоритнейшее описание применения народных игр в воспитании дано, например, в знаменитой книге Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Нашу отечественную теорию физического воспитания П.С. Лесгафт закладывал во многом на основе народных подвижных игр. Об их многообразии и богатстве можно прочитать у таких современных исследователей, как Г.Г. Агаев, Х.Ф. Анаркулов, Т.Ж. Бекбатчев, Т.Н. Бобковская, Л.В. Былеева, Я.Р. Вилькин, М.А. Дибиров, С.Х. Мафедзев, Х.Д.-Н. Ооржак, Ж.М. Тулегенов, В.И. Элашвили и другие.

Веками используются в воспитании игры, связанные с культурой интеллектуальной (умственной). Чего стоят одни лишь загадки, составляющие целую область народного творчества. Помимо их, есть десятки других типов познавательных игр и игровых форм, например, занимательные задачи на счёт и вычисление, фокусы с числами. О познавательных играх можно прочитать у Е.М. Гельфана, Е.И. Игнатьева, Н.А. Лавонена, Е.М. Минскина, И.У. Самбу, С.П. Соловьёвой-Ойунской и других.

Большие возможности имеет применение игр в трудовом воспитании и профориентации, что соответствует сфере профессиональной культуры. Ещё в дошкольном детстве начинаются игры в строителей, моряков, поваров, железнодорожников и т.д. Это направляет внимание детей на различные профессии, даёт некоторые элементарные знания и навыки. То же можно сказать о строительных играх, играх с изготовлением игрушек, конструированием и моделированием. Сейчас получают всё большее распространение профориентационные игры для школьников, деловые и организационно-деятельностные игры для подготовки и переподготовки специалистов. Однако в названных последними играх опора делается не столько на традиционные, сколько на вновь изобретаемые игровые конструкции. Получается несколько одностороннее развитие.

Научно-техническая культура давно выделилась в весьма основательную сферу, забравшую львиную долю внимания и средств от других, не менее важных сфер культуры. Слов нет, научно-техническая культура чрезвычайно важна для современного общества. Игры тоже, со своей стороны, свидетельствуют об этом. С давних времён существуют народные игрушки-забавы, основанные на законах физики и других наук (Ванька-встанька, волчки, калейдоскопы и т.п.), не говоря уж о бесконечных народных занимательных опытах и фокусах. Из быстротечного и мощного потока современных технических, электронных, компьютерных игр и игрушек тоже отберутся наиболее удачные и станут со временем традиционными народными. Это естественный процесс; и вопрос надо ставить, думается, не о сокращении выпуска технических игрушек, а об увеличении внимания к другим сторонам культуры.

Лишь сейчас начинает возвращать себе свои законные права культура гуманитарная (от латинского слова "гуманитас" – человечество, человечность), т.е. относящаяся непосредственно к человеку и обществу. Рассмотрим для примера языковые игры. Выполняя важную роль в овладении языком, такие игры весьма разнообразны и у каждого народа свои, неповторимые.

Возьмем хотя бы две таких игры – скороговорки (скажите быстро: Во дворе трава, на траве дрова) и ту игру, которую Корней Чуковский метко назвал "лепыми нелепицами", например:

... Ехала деревня, мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Я схватил дубинку, разрубил топор,

И по нашей кошке пробежал забор.

(Из книги К. Чуковского "От двух до пяти)

Игра словами – любимое занятие не только детей, которые при этом быстрее и полнокровнее, чем на уроках, осваивают родной язык, но и для людей самых разных возрастов.

Важно, что гуманитаризация культуры проявляется не только в усиленном развития так называемых гуманитарных областей знания: языкознания, литературоведения, философии, истории и т.д. Поворот культура непосредственно к человеку выражается и в нарастающем внимании к простым житейским потребностям людей, к ах повседневному быту. Мы обнаружили с горечью, что в чрезвычайном упадке находится бытовая культура, включая самые элементарные её стороны, такие как вежливость, деликатность и чистоплотность в быту и т.д. Долгие годы, на эту сторону культуры обращалось слишком мало внимания, тогда как дети с их непосредственностью очень ярко проявляли общечеловеческую потребность в освоении бытовой культуры даже в своих играх: в дочки-матери, в семью, в гостей, в свадьбу и т.п.

При этом потребность в разнообразнейшем обыгрывании различных сторон быта живет не только в детях. Традиционная народная культура имеет богатый арсенал игр на бытовые темы для всех возрастов и в особенности для молодежи, готовящейся завести свою семью и домашнее хозяйство. В упомянутом сборнике игр, подготовленном В.Н.Всеволодским-Гернгроссом и другими составителями, раздел "Игры бытовые" включает 300 семейных игр, среди которых – "девичьи", "любовные", "в женитьбу", "в семью", "домашнее хозяйство".

Для молодежи не могло быть настолько привлекательным простое изображение быта. В играх отражаются взаимоотношения людей и как раз такие, которые особенно интересны, притягательны для стоящих на пороге взрослой жизни парней и девушек. Больше всего игр на самую волнующую тему – выбор невесты или жениха. Этому посвящена, к примеру, одна из самых популярных хороводных игр "Бояре".

Во многих играх молодежь, говоря современным языком, моделировала, "проигрывала" в бесчисленных вариантах предстоящие семейные отношения. Что, например, делать жене, если тяжело занемог супруг:

...Разнемогшись, вдруг во постелю слег.

Запросил милой ключевой воды

Со Дунай-реки.

Я во первом часу за водой пошла,

Во втором часу воду черпала...

Постоянно подчеркивается в играх связь быта с нравственностью или" как мы теперь скажем, – нравственной культурой каждого человека и всего общества. Высокие требования и честности, справедливости, доброте к другим важнейшим человеческим качествам заключены, собственно говоря, во всех подлинно народных играх. Но интересно отметить, что игр, специально посвященных нравственным требованиям, игр морализаторских в народе почти не было.

В игре нравственные требования заключены не в словесных наставлениях, а в содержании игры, ее правилах и традициях. Веками заведено и уже никем не оспаривается, что, скажем, за нечестность, обман товарищей, любому участнику игры могут сказать: "Мы с тобой больше не играем". И уж тут ничего другого невозможно поделать, кроме как осознать вину и исправиться.

Здесь проявляется еще одна сторона игровой культуры правовая, которая в основе своей является отражением правовых норм, царящих в обществе, но имеет и свои особенности. В игре преобладает не государственное право или другие официальные утвержденные нормы, – а так называемое обычное право, корни которого передаются по традиции, обычаю. Ни в одном официальном кодексе не определено, что водящий не имеет права бросать игру, пока не "отводит", т.е. не заменит себя новым водящим. И, тем не менее, каждый играющий знает и считает необходимым соблюдать эту норму, как и множество других ("За одним не гонка" – в салках, всевозможные "чурики" и т.п.). Поучительные и интересные наблюдения за нормами обычного права в игре сделаны Г.С.Виноградовым.

Правовое воспитание фактически только начинает у нас разрабатываться. Зато по нравственному воспитанию в игре написано немало: только по играм народов бывшего СССР есть работы С.Х.Мафедзева, М.Нурмедова, Г.Н.Симакова и др.

Исследователи отмечают, что хорошая игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другим сторонам культуры. Тем самым игра оказывается средством,, разносторонне, комплексно влияющим на развитие культуры играющих. Самые разнообразные игры могут быть использованы для развития той или иной стороны культуры. И если мы все же выделяем среди игр такие, казалось бы, специализированные типы, как игры музыкальные, речевые, строительные, спортивные и т.д., то при этом имеется в виду лишь преобладание в этих играх названных свойств, наряду с которыми существуют и другие, в первую очередь нравственные.

Среди народных игр не встречаются, открыто политизированные, и это следовало бы взять на заметку специалистам, разрабатывавшим "военно-патриотические" и подобные специализированные игры для школьников и молодежи, литературы по таким играм выпущено множество. Но не хочется приводить эти "источники", поскольку они изрядно замутнены чрезмерным и односторонним политизированием. И в то же время не оставлены без внимания основы подлинной политической культуры. Ограничимся примером одной всем известной старинной игры. Сейчас у нее много разновидностей, но когда-то она называлась чаще всего "В короля". К выбранному самими играющими "королю" (или "царю", "шаху" и т.п.) приходили толпой его подданные:

- Здравствуй, дедушка король!

- Здравствуйте, милые дети! Где вы были, что вы делали?

В наивно-детской форме, но по существу очень мудро и глубоко закладывались подобными играми в сознании подрастающего поколения подлинно демократические представления народа о том, какими должны быть взаимоотношения власти и простых тружеников (играющие показывали "королю" какой-нибудь вид работы, а он должен был без словесных пояснений понять, чем же занимаются его подданные, после чего мог выбрать из их среды своего преемника "на престоле").

Об экологии, экологической культуре прежде не говорилось (вернее, говорилось, но в других словах), а вот на воспитание действительно высокой культуры взаимоотношений человека о природой надравлена едва ли не самая большая и древняя по происхождению часть народных игр. У земледельцев-славян это прежде всего игры, говорящие о возделываемых растениях: "Уж мы сеяли, сеяли ленок", "Просо", "Мак", "Редька" "Репка" и т.д. У скотоводческих народов – в центре исконно народных игр – кони, верблюды, бараны и т.д. А еще более древние, с охотничьих времен пошедшие игры – о самых разных диких животных, растениях, явлениях природы, к которым с детства должен разумно и по-доброму относиться каждый человек.

Перечень сторон культуры и воспитания, с которыми связана игра, можно было бы продолжить. Однако есть ли в этом необходимость? Ведь уже становится ясным, что перечислять можно едва ли не бесконечно. Жизнь высвечивает и делает особо важной, актуальной то одну, то другую сторону бесконечно многогранной культуры – и всякий раз это находит свой отклик в играх. Они как будто даже ждут новых запросов жизни, чтобы снова и снова продемонстрировать свою готовность тотчас откликаться на потребности развития.

Остается предположить, что игра для того и предназначена, чтобы быть своего рода "скорой помощью" трудных моментов развития. Как только человек почувствовал назревшую потребность в каких-то действиях, большое желание производить такие действия, а реальных условий для этого нет, он может обратиться к помощи игры. Игра, собственно говоря, и состоит в остроумных и веселых способах обхода казалось бы, непреодолимых обстоятельств, условной замены их другими, чисто игровыми обстоятельствами. Вспомним о той же детской игре в "Гостей", где реально отсутствующих гостей можно заменить куклами.

Не обойтись без игры и взрослым. Даже в пору зрелости и расцвета всех сил далеко не все доступно любому из нас. Освоение одних сторон жизни часто отдаляет нас от других. Мы добиваемся автоматизации производства, комфорта в быту – и лишаем себя интенсивной физической деятельности, слабеют мышцы, разлаживается организм, рассчитанный на определенные нагрузки. Чувствуем явную потребность в физических движениях, а обстоятельства не дают удовлетворить эту потребность. И вот видим, как два с лишним десятка мужчин, усердно, обливаясь потом, гоняют по полю мяч, стараясь загнать его в ворота. Никакой реальной, скажем, производственной необходимости в этом нет. Зато изобретена "необходимость" игровая, условная. И она вошла в традицию, стала сама потребностью, заставляющей тысячи людей с огромным интересом сопереживать этой игре, зачастую забывая ради нее многие вполне реальные обязанности.

Не нужно впадать в крайности. Игра все же, как правило, не так ваша к "серьезна", как реальная жизнь. Она не заменяет реальную жизнь, а лишь дополняет ее там, где последней не хватает своей собственной полноты и разнообразия. Зато в роли такого частичного дополнения игра поистине незаменима.

Вроде бы и можно придумать иные, чем игра, средства компенсации полноты жизни, например, различные комплексы специальных упражнений. Но любые наши искусственные компенсации не заменят игру как естественный регулятор всесторонности (полноты и гармоничности, лада) нашей жизни, нашего развития. Естественный – значит созданный самой жизнью, органически присущий каждому из нас. Если эту потребность не заглушить, не атрофировать с детства, она лучше любых медицинских и прочих приборов сразу подскажет, какая сторона нашего организма и души неотложно требует развития, активности. Она же и подберет наиболее удобные, лично к нашим возможностям приспособленные формы проявления такой активности. Причем, сделает это, не дожидаясь обследования специалистов, а очень легко и естественно: просто почувствуем в себе растущий интерес, тягу к играм и развлечениям какого-то вполне определенного рода, которые раньше нас так не привлекали. Своеобразная игровая диагностика.

Посмотрите на наших школьников. Врачи в один голос заявляют о гиподинамии – болезненной недостаточности двигательной активности. Но еще задолго до компетентного диагноза медиков о той же болезненной нехватке, острейшем дефиците физических движений буквально кричали игры наших школьников. Самым изощренным интеллектуальным занятиям основная масса школьников предпочитает пусть даже самые примитивные игры и забавы, но подвижные, "моторного" характера. Не хотим оправдывать "трудных" детей в нынешних школьных "продленках", когда они начинают кидать друг в друга надоевшие им настольные игры. Но ведь это – симптом болезни.

Игровой "диагноз" можно сделать и более детальным. Например, выявить, что среди физических движений особо дефицитны среди мальчиков-подростков прыжки с высоты, борьба, метание в цель и т.д. [10]. Можно бы обратить особое внимание на подростковые игры самоопределения и самоутверждения.

Однако думается, что и сказанного выше достаточно, чтобы сделать вывод о взаимосвязях игры со всевозможными сторонами культуры, а также, говоря словами Н.К.Крупской, о "возможности всестороннего развития на игре"

Особо подчеркнем, что под всесторонностью понимается не просто полнота набора отдельных сторон развития (интеллектуального, художественного, физического и т.д.), но и такие важнейшие стороны становления и развития личности, как ее цельность, органичность, гармоничность сочетания всех составляющих.

Специально проведенное исследование выявило пути и непременные условия такого осуществления: полноте и гармоничности развития человека игра способствует тогда, когда сама она развивается гармонично и полно, а обеспечить это способны специально созданные игровые объединения при условии правильного руководства ими. Руководители игровых объединений должны не односторонне использовать игру для решения какой-то частной задачи, а подходить к руководству игрой комплексно, обеспечивая свободу и естественность развития игровой деятельности коллектива в целом и каждой индивидуальности в нем. Именно так: не бросаясь от индивидуального подхода к коллективному и обратно, а разумно сочетая одно с другим. Это вполне осуществимо в действительно дружном коллективе, где уважают неповторимость личности и игровой культуры каждого.

Подтверждаются такие выводы и опытом вполне конкретных, ныне существующих игровых объединений (см. ниже), и длительным историческим опытом педагогики игры.

Народные игры как традиционное явление культуры

Помогая, как мы видели, восполнить недостающие стороны в развитии культуры, в индивидуальном развитии каждого человека, игра сама становится незаменимой частью человеческой культуры. Люди не могут обходиться без игры, особенно в детстве. Это осознано еще в глубокой древности. Археологи находят игрушки при раскопках самых древних стоянок первобытного человека. Игры без игрушек, как более простые и доступные, бытовали, видимо, тогда тоже.

Доказательством может служить и наличие игр у предшественников человека – животных. Кто не знает об играх животных! Кто не любовался ими, а еще больше совместными играми детей и животных. Наиболее смышленые из: собачек и обезьянок играют со своими хозяевами не только в "догонялки" и "борьбу", но даже в своеобразные "салочки", "прятки", "собачки" (последняя из игр родилась и название свое получила по забаве детей с собачкой, пытающейся схватить предмет, который те перебрасывают друг другу).

Конечно, игры животных принципиально отличаются от игр человека, обладающего сознанием и речью. Понятно, что человеческая игра – это новый, высший этап в общей истории игры. Но не мог он возникнуть на пустом месте. И когда мы вслед за В.Вундтом и Г.В.Плехановым повторяем формулу "игра – дитя труда", то мы утверждаем лишь одну половину истины.

Такой крупный ученый как С.Л.Рубинштейн уже показал односторонность этой повторяемой многими формулы. Не один труд, но и другие стороны человеческой жизни, особенно Речь, познание, общественные отношения, оказывают влияние на ИГРУ. Но, даже объединив все это в расширенном понимании труда, мы не уйдем от коварного "детского" вопроса: а из чего все-таки труд создал игру? Не из себя же самого как это умеют делать боги в древних мифах. Но тогда – из чего?

Естественно провести параллель: если человека труд создал из животного, то и игра человеческая, по-видимому, произошла от игры животных. Конечно же, произошла она только благодаря активному преобразующему воздействию труда, подкрепленного общественными отношениями, речью и т.д. Но приложено это воздействие было не к пустому месту, а к реальной основе уже существовавшей элементарной игры животных. Словом, у человеческой игры, кроме всего признаваемого отца, обнаруживается и мать, что представляется совершенно естественным.

Исконное существование у людей игры подтверждается тем, что среди первых известных науке традиций человеческого общества естъ и традиции, относящиеся к игре.

Раскроем авторитетный труд Карла Шмидта "История педагогики", вышедший в Москве в 1890 г. уже 4-м изданием в переводе с немецкого. На многих ее страницах показано, что с древнейших времен существовали у различных народов традиции применения игр в воспитании и развития культуры. "Агезилай, знаменитый царь спартанцев, как рассказывает Плутарх, ездил с сынком своим верхом на тросточке. Сократ тоже позволял себе подобного рода удовольствия... В Греции имелась особые законы и учителя для игр; она богов своих называла "игролюбцами"; её философ Анаксагор в своем завещании просил об одной лишь почести, чтобы в день его смерти устроили игры для молодежи. Арены для игр соединялись с гимназиями и купальнями и имели целью гармонию и искусство, – ведь без этого у греков не обходилось ни одно дело".

Через тысячелетия дошла до нас от греков традиция Олимпийских: игр, заставляющая задуматься о плодотворности и красоте игровых традиций. Но ведь у греков-то Олимпийские игры были одними из многих, во всяком случае наряду с ними почитаясь игры Немейские, Истмийские и др.

В других формах, но тоже очень высоко ценили игру в древнем Риме, Однако перенесемся поближе к нашим временам. В современной истории выделяется своими традициями в области игры Англия. Уже в начале нашего века известный специалист по подвижным играм А.Скотак с восхищением изучал места, щедро отведенные для игр в этой перенаселенной стране. А.Скотак приводит слова директора одной из здешних школ о том, что английскую школу скорее можно представить без классных комнат, чем без площадки для игр. После этого понятнее становится, как Англии удалось стать для всего мира "родиной современного спорта", не говоря уж о футболе, бадминтоне и многих других популярнейших, играх.

Традициями всенародной поддержки национальное игр может похвалиться не каждая страна. Но в любой стране находились для этого хотя бы отдельные люди, как правило, из наиболее передовых. О важном значении игры говорили такие выдающиеся мыслителя, как Платон, Аристотель, Эразм Роттердамский, Рабле, Лейбниц, Руссо, Кант, Шиллер, Пушкин, Толстой, Горький и многие другие.

Особо подчеркивалась роль игры в воспитании. Появлялись даже целые системы воспитания, в основу которых была положена игра. Наиболее знаменитой из них была в XIX в. система Фребеля, Во всем мире восхищались к пробовали подражать системе Фребеля, создавали так называемые Фребелевские общества. Влиятельным было Фребелевское общество в России. И все же русский педагог-демократ К.Д.Ушинский подверг систему Фребеля критике, утверждая более глубокий, подлинно народный подход к игре. Дело в том, что Фребель создавал свои игры искусственно, придумывал их чисто логически. В противовес этому К.Д.Ушнский сослался на народный опыт и традиции: "Детские игры ожидают еще своего историка, который с удивлением заметит, как какая-нибудь игра с необыкновенной верностью и даже точностью... передавалась из поколения в поколение, через несколько тысячелетий... Фребель поступил бы, может быть, лучше, если бы разработал те детские игры, которые придуманы уже веками". И далее основоположник русской научной педагогики сформулировал одну из ее важнейших задач: "Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики".

О высоком уровне развития древнерусских игр ещё тысячу лет назад говорят данные археологии. По свидетельству известного археолога Б.А. Колчина, на территории Древнего Новгорода (X-XIIв.в.) обнаружено при раскопках огромное количество кубарей и шаров для игры., остатки различных по размеру и форме мячей. Там же найдено множество игрушечных деревянных мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол, других игрушек, такие технически совершенные предметы игры, как вертушки, напоминающие пропеллеры XXв. Столь высокий уровень развития игр мог быть достигнут лишь за многие века и при условии большого внимания общества к игровой деятельности.

Ещё в VI-VIII вв., как установлено исследователями истории физической культуры, у древних славян существовала целая система средств развития физических качеств и воинского искусства, в которую входили разнообразные игры и физические упражнения: "стенка на стенку", палочные бои (фехтование на палках), метание камня в цель и на дальность, метание копья, стрельба из лука, бег, плавание, ходьба на лыжах, подъём и переноска тяжестей, конские ристания, игры Буй, Чур, Бабки, Городки, Свайка, Взятие городка, Горелки, игры с домашним быком, хороводные игры.

О высоком для своего времени уровне этой системы свидетельствуют отзывы современников-иностранцев, писавших о силе, выносливости, ловкости, боевой сноровке древнерусских воинов (Маврикий – Viв., Иоанн Эфесский – 583г., Ибн-Фадлан Ахмед – 921г.). Об этом же говорят летописи ("Поединок юного славянина с печенегом", "Поединок князя Мстислава с князем Редедею" – из Лаврентьевской летописи), "Слово о полку Игореве", былины о Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Микуле Селяниновиче и др., а также народные песни, сказки и другие произведения фольклора. Причем не только физическому, но и духовному совершенствованию играющих способствовали как названные, так и многие другие игры, в числе которых были и чисто интеллектуальные игры, вроде "Мельницы", шахмат, шашек, загадок и т.п.

Много общего с такой ролью игры в жизни общества находим у других народов России, о чём свидетельствует, в частности, – такие памятники народной культуры, как калмыцкий эпос "Джангар", карельская "Калевала", нартский эпос осетин и родственных им народов, легенды, песни, сказки и т.д.

Уважение к игре и понимание её значения для воспитания находим уже в "Поучении" Владимира Мономаха (XIIв.), оно отчётливо выражено в трудах известных педагогов Епифания Славиницкого (XIIв.), И.И. Бецкого (XVIIIв.). За народную игру ратовали А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, А.И. Герцен и другие прогрессивные деятели России.

Сохранить богатство народных игр и шире использовать их для развития культуры и просвещения – такую задачу поставила перед собой и успешно решала целая плеяда собирателей и исследователей игр народов России (берём только территорию нынешней РФ) – И. Снегирёв (1836, 1838гг.), И. Сахаров (1837г.), А. Фукс (1840г.), А. Терещенко (1848г.), К. Петров (1863г.), П. Бессонов (1868г.), В.Ф. Кудрявцев (1871г.), В.И. Даль (1865, 1871, 1879гг.), Е.А. Покровский (1871, 1886, 1887, 1892, 1895гг.), В.К. Магницкий (1873, 1888гг.), В. Бехтерев (1880), С.К. Кузнецов (1879, 1887 гг.), Г.Н. Потанин (1881г.), М.Н. Хангалов (1861г.), В.П. Шейн (1898-1900гг.) и др. Большое количество авторов (часто безизвестных) осуществляло публикации записанных ими в народе игр через журналы "Живая старина", "Этнографическое обозрение", "Сын отечества", "Учитель", "Звёздочка", "Знание" и др., "Записки Русского географического общества", газеты многих губерний России ("Московские губернские ведомости" и т.д.).

Одновременно проводился педагогический отбор, обработка и пропаганда игровых форм, наиболее пригодных для воспитания. Этим успешно занимались В.И. Даль, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, а также П.Н. Бокин, В. Висковатов, И.Я. Герд, Е.М. Дементьев, Я.И. Душечкин, А. Скотак, Н. Филитис и др. К началу XXв. Насчитывалось не менее 100 сборников игр только на русском языке. Записи и обработку игр народов России продолжили А.Е. Бурцев, В.К. Добровольский, Д.К. Зеленин, П.И. Иванов, Ф.Я. Кон, А.А. Мелков, А.В. Потанин, И.Н. Смирнов, В.Н. Харузина и др.

Подлинными энтузиастами широкого распространения игр среди населения, устроителями игровых площадок, клубов, по подготовке организаторов игр выступали такие прогрессивные педагоги и общественные деятели как П.Ф.Лесгафт, СД.Щацкий, И.Я.Герд, А.М.Зеленко, М.В.Лейиина, Н.С.Филитис, В.Г. Марц и др. Однако эта подвижническая деятельность на встречала должной поддержит. Напротив, шло массированное наступление коммерческих форм развлечений и спорта, мало доступных тогда массам трудящихся. С тревогой и болью писали многие деятели культуры и педагоги о вытеснении народной игры и игрушки, разрушении традиционной народной культуры.

Революции начала XX века вызвали всплеск идей, начинаний творческой энергии народа. Это коснулось едва ли не всех сторон жизни. 1920-е годы остаются временем такого богатства и многообразия народных игр и праздников, какое с тех пор не повторялось. Разворачивались и всевозможные начинания по изучению, обработке, пропаганде народных игр, причем не только русских (Г.С.Виноградов, О.И.Капица, В.Г.Марц, Н.О.Массалитинова и др.), но и многих народов России (В.Н.Всеволодоиий-Гернгросс, В.М.Васильев, Г.С.Виноградов, С.Л,Народов, Д.Тагиров, О.М.Ятманов и др.).

К сожалению, в 1930-е годы возобладала административно-командная система управления культурой и народным образованием, которая взяла курс на унификацию форм воспитания без должного учета национальных и региональных особенностей. Народные игры стали вытесняться или перерабатываться так, что в них чаще всего не оставалось национальных признаков. Даже названия игр переделывались, например, довольно абстрактное "Перетягивание" – вместо богатства конкретных национальных форм: украинской "Бука тянуть", киргизской – "Аркан-тартыш", эстонской – "Луривидамине" и т.д. Дело усугублялось тем, что на местах это воспринималось как насильственная русификация, хотя русские игры страдали не меньше других, так как именно их чаще всего "брали за основу", а затем препарировали в национально безликие унифицированные формы.

Временная "оттепель" конца 1950-х – начала 1960-х годов вызвала бурный рост интереса к народным играм, не до конца заглохшего и в долгие десятилетия "застоя". Это нашло отражение в публикациях по народным играм (Г.Ш.Абсалямов, Х.Гатина, В.М.Григорьев, М.А.Дибиров, С.Х.Мафедзев, М.Н.Мельников" Г.М.Науменко, И.У.Самбу, И.Е.Тугутов, Я.И.Ханбиков и др.). Шире стали включаться народные игры в сборники игр для школьников (Л.В.Былеева, Й.М.Коротков, В.М.Мияскин, В.Г.Яковлев и др. ).

В 1969 г. был проведен Всесоюзный поход пионеров и школьников за народными играми и выпущен небольшой сборник игр, преимущественно народных, описанных частично самими юными собирателями [13] Запевалой этих дел показал себя первый Клуб друзей игры (КДИ), возникший в пос. Лесной городок Московской области. КДИ – это новая форма любительского объединения школьников и взрослых, увлеченных собиранием, изучением и возрождением народных игр, обычаев, праздников. Разработанная в КДИ методика изучения игр [14] позволяет достигнуть в этом разносторонности и полноте, не встречавшихся прежде. Так, в пос. Лесной городок и окрестных деревнях было зафиксировано только за год более 2000 игр и забав. Изучение продолжалось затем непрерывно в течение более 20 лет и сопровождалось сравнительным изучением игр в разных местах страны в ходе экспедиций по заданию Института этнографии АН СССР.

В числе других собраний архив КДИ послужил основой создания свода игр народов бывшего СССР, над которым работает образованный при Академии педагогических наук СССР (ныне Российская академия образования) общественный совет по народным играм. Первым выпуском такого свода игр стала книга "Игры народов СССР", в которой представлены не только союзные, но и все автономные республики страны в границах того времени.

Заметным явлением стало возрождение традиционных праздников народного календаря, всегда включавших в себя народные игры. Наряду с почти повсеместными праздниками: Первой борозды, Русской березки, Урожая, Проводами зимы и др. проводится все больше праздников, связанных с памятными местами. Например, в подмосковном с.Захарово, где когда-то юный Пушкин впервые познакомился с русской деревней, её играми, хороводами, уже традиционным стал Пушкинский праздник в день рождения поэта. Инициатор праздника Клуб друзей игры устраивает здесь массовые хороводы, любимые игры пушкинских времен (Горелки, Бабки, Лапта, Свайка, Кубарь и др.), которые привлекают много участников, что не раз демонстрировалось по телевидению.

И все же это лишь отдельные исключения в общей картине тяжелого положения с народной игрой. Нажимное вытеснение её в 30-40-е годы привело к разрушению традиций. Появились целые поколения педагогов, работников культуры, родителей, не знающих своих национальных игр, стесняющихся играть, не умеющих научить игре хотя бы собственных детей. Порвана вековая непрерывная цепочка передачи игр от поколения к поколению, и это привело к кризису игровой культуры. В начале 1970-х годов публицистика начала, что называется, "бить в набат": "Куда уходят детские игры?" ("Литературная газета, 25.07.73), "Почему забыты лапта и прятки?" ("Учительская газета", 20.08. 74), "Кто поможет игрушке?" ("Комсомольская правда", 25.08. 74), "Забытые игры" ("Известия", 5.08.75) и т.д.

Регулярные на протяжении 20 лет замеры показывают, что игровых форм становится не меньше, а больше: от 2-до 3 тысяч в одной и той же местности за год. Подтвердился наш прогноз, что формируется самое играющее поколение за все, по крайней мере, 60 последних лет. Но вот качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушительство и т.п. В среде современных подростков до трети вольных, игр и забав составляют вредные, опасные или сомнительные по качеству игровые формы. А как раз подростки стали сейчас ключевым – связующим звеном между детской и взрослой игрой, сменив, но не заменив в этом полноценно молодежь, не выполняющую ныне своей функции в развитии игровой деятельности.

Положение с национальной игровой культурой у большинства народов России критическое, приближающееся к катастрофе. Требуется немедленное объединение усилий всех, кому дороги судьбы родной культуры, ибо, потеряв одно из своих незаменимых звеньев, порвется цепь передачи традиций культуры от поколения к поколению. Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр – генетического фонда игровой культуры каждого народа.

Но тут сама собой возникает у многих мысль о труднопреодолимом противоречии: как спасать то, о чем большинство имеет самое смутное представление? Мы же сами говорили выше, что даже слово "традиционные" употребляется порой без разбору, потому что не всем ясен его точный смысл.

Уточнить смысл слова – это не самое трудное. В крайнем случае можно условиться, договориться между заинтересованными людьми, какой именно смысл закрепляется за данным словом-термином.

Среди исследователей и практиков коллективов КДИ приняты такие признаки для определения традиционных народных игр: продолжительность бытования игры, распространенность ее в народе, признание игры "своей" ("наша русская"), т.е. выражающей особенности характера, культуры и быта данного народа, вполне типичной, характерной для него.

При этом надо учитывать, что одна и та же игра может быть "своей, родной" сразу для нескольких народов и что сами понятия "народ", "народный" исторически меняются. Так, в дореволюционной литературе слово "народный" часто понималось как "простонародный", относящийся к необразованным классам, в основном к крестьянам. В настоящее время понятие "народ" охватывает все слои общества, включая интеллигенцию. И каждый вносит свой вклад в сокровищницу народного творчества.

Чтобы сделать выводы (или хотя бы обоснованное предположение) о народности игры, надо собрать достаточное количество фактов.

Во-первых, надо подтвердись бытование игре на протяжении хотя бы трех поколений ("Мы играем и деды наш так играли").

Во-вторых, игра должна быть найдена как минимум в трех не смежных между собой местностях, территориях (например, в трех не соседствующих районах Якутии, а для русских это должны быть еще более крупные территории, регионы, вроде Поволжья, Северо-запада, Сибири). Подобным образом выявляются и местные игры того али иного края: чтобы утверждать, что игра распространена на Владимирщине, что это игр Владимиро-Суздальского края, надо зафиксировать ее в трех или более несмежных районах области, скажем, в Суздальском, Муромском и Киржачском.

Наконец, важнее всего доказать характерность, типичность игры для данного народа и реальное признание ее "свози, родной" игрой. А это заключается не просто в словесных высказываниях (хотя и они важны) представителей разных слоев народа, разных поколений и местностей, но и в объективных фактах. Среди них особенно показательна также, как создание народом множества разновидностей, и вариантов любимой игры, включение ее в традиционные праздники, обряды, битовой уклад, в песенное, изобразительное и другое творчество, во фразеологию родного языка (как вошли бабки, бирюльки, волчок, кубарь, прятки, жмурки и т.п.), в другие стороны традиционно-бытовой культуры. Безусловно, здесь имеется в виду положительное, одобрительное отношение народа к игре, так как есть игры очень распространенные и часто всеми упоминаемые, но осуждаемые народным мнением, как, например, азартные картёжные игры. Вершиной народного признания является такое положение, когда говорят уже не просто об игре данного народа ("русская игра"), а о подлинно народной, всенародно признанной игре ("народная русская игра", "'любимая игра, русского народа", "русская удалая игра" и другие ярко эмоциональные эпитеты).

Выражением народного признания является чествование игры – включение её во всенародные праздники и смотры, создание о ней произведения лучшими творческими представителями народа – вспомним поэтические шедевры А.С.Пушкина "На статую играющего в свайку", "На статую играющего в бабки или посвященные русским народным играм картины А.Г.Венецианова, В.Е.Маковского, В.И.Сурикова, строки Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, современных писателей М.А.Алексеева, В.Н.Астафьева, В.И.Белова, В.Г.Распутина и др.

Национальное и общечеловеческое в традициях игровой культуры народов России

Понятие "игровая культура" ("культура игры") весьма многозначно. В широком смысле сюда входит всё, что создано людьми в области игры: не только сами игры, но и снаряжение, сооружения, площадки для игр, игрушки (материальная сторона игровой культуры), а также всевозможные сведения, мнения, оценки, принципы, идеалы людей в области игры (духовная сторона культуры). Основу, сердцевину игровой культуры составляют всё же непосредственные игровые действия и отношения играющих, их игровая деятельность. По уровню умений, сноровки, по проявленным в игре знаниям, творческим склонностям, вкусу, способностям, организованности, воспитанности и другим индивидуальным качествам судят о культуре игры в узком смысле, что обозначается иногда словом "культурность". Есть много промежуточных, переходных по своему диапазону пониманий культуры игры, уже хотя бы потому, что приходится различать индивидуальную, групповую, местную, общенародную и т.д. – вплоть до общечеловеческой игровой культуры. У каждой из них есть что-то своё, неповторимое, но есть и общее с другими. Для нас сейчас наиболее важно определить соотношение национального и общечеловеческого в традиционных играх народов России.

Надо заметить, что общечеловеческое вовсе не является каким-то особым, самостоятельно существующим "предметом". Оно выделяется умозрительно как-то общее, что имеется у всех или у подавляющего большинства отдельных вполне конкретных явлений культуры. Общее живет в отдельном, особом, индивидуальном, проявляется через множество индивидуальных вариантов.

Это относится и к традиционным играм народов России. Сравнивая ах между собой и с играми других народов мира, видишь, насколько самобытны игры каждого народа и вместе с тем – как много общего, объединяющего их между собой и с играми всего человечества.

Бросается в глаза природосообразность – соответствие традиционных народных игр природным условиям, в которых живут и трудятся разные народы". На этот счет едины во мнениях все авторы национальных разделов книги "Игры народов СССР". Отмечено и своеобразие конкретных проявлений этого общего свойства народных игр. Так, авторы раздела игр Удмуртии С.В.Григорьев и Л.Н.Долганова пишут, что в этом лесном краю... много игр с палками, жердями, есть игры с поленом, щепками, деревянными чурками... Даже кости в игре Бабки порой заменялись деревянными чурками – "козелками". А вот степные скотоводы Тувы, по свидетельству авторов одноименного раздела И.У.Самбу и Х.Д.-Н.Ооржака, наоборот, дерево часто заменяют костью или кожей, например, сплетенные особым образом ремни заменяли деревянные чурки в сходной с Городками игре "Выбивание ремня". Даже, живущие рядом друг с другом основные народы Кабардино-Балкарии заметно различаются по своим играм в связи с разными природными условиями: "В степной Кабарде много игр и состязаний на лошадях,... игр, требующих просторных ровных площадок для бега, игр с мячом и т.д. В горной Балкарии особенно популярны игры, требующие умения преодолевать горные склоны или спускаться с них на горных лыжах (шереже), игры с метанием, переноской тяжестей, всевозможными прыжками и т.д.

Ярко отражены в играх всех народов традиционные виды труда. Глубокое уважение народа к труду проявляется в памяти даже о тех видах труда, которые давно отжили: стоит вспомнить хотя бы русский хоровод "Посею лебеду на берегу" или отдельные строки хороводной игры "Просо", названия игр "Бурлаки", "Скоморохи" и т.п.

Конечно, не только труд, но и самые разные, практически все стороны жизни отражены в играх. Прошедшие через века традиционные игры доносят до нас отголоски старинных обычаев, элементы древних магических обрядов, что заметно в таких играх, как русские Золотые ворота, Горелки, Яшур (Яша), Каравай, Малечина-калечияа, бурятские жмурки Хохор хамга шаалга, удмуртская Поляна-жердь, "медвежьи" игры севера Западной Сибири и др. Несколько десятилетий подряд большинство исследователей, даже тех, что изучали связь народных игр с историей и традиционно-бытовой культурой народов, обходили стороной факты отражения в играх религиозных представлений разных народов. Нельзя и далее игнорировать такие факты. Формы и степень влияния, религии различны в играх. Заметна разница влияний со стороны отдельных религий: христианства, мусульманства, буддизма и т.д. Во многих традиционных народных играх и обрядах сохранились яркие следы язычества.

Бережное сохранение национальных традиций, самобытности национального облика каждого народа является одним из назначений традиционных народных игр. Например, ярко раскрывается в таких играх характер народа. Конечно, все народы ценят и стремятся осуществить общечеловеческие идеалы добра, справедливости, честности, дружелюбия, смелости, выдержки, целеустремленности, верности слову, великодушия, скромности и т.д. Но проявляется это у каждого народа в своих национально своеобразных сочетаниях. Скажем, авторы раздела игр Карелии А.Н. Куль-гускин и В.В.Мальми отмечают, что в этом суровом краю охотников, рыбаков и лесорубов "особо ценятся сильные руки, меткий глаз, неутомимость и выдержка. Отсюда и в играх издавна преобладали метание на дальность и в цель, длительный бег, различные испытания на выносливость... в некоторых традиционных играх водящему приходилось водить иногда несколько часов подряд, а проигравшие маялись, прыгая сотни метров на одной ноге".

А вот за русскими играми прочно закрепились эпитеты: "молодецкие", "удалые". Последнему мы во многом обязаны А.С. Пушкину, который одно из своих последних стихотворений "На статую играющего в бабки" завершил словами: "Не мешай русской удалой игре!"

Об этом же отличительном свойстве русских игр писали Е.А.Покровский и др. Но не приходит ли на ум возражение: почему же только "удалые"? разве мало было тихих и лиричных, задушевных или лукавых девичьих игр? Не надо односторонности. Одно слово, даже пушкинское, не вбирает в себя всего многообразия русских игр. Это, впрочем, относится и к любому народу. И если скажем, что национальный характер ярко отражается в таких играх, как кабардинская "Повелитель лунки", карельская "Оленпа", осетинская "Наездники и кони" и т.д., то это говорится не обо всем национальном характере, а о каких-то отдельных ярких его свойствах,

Национальные особенности проявляются не только в действиях и отношениях играющих, но я во всех других сторонах игровой культуры, включая материальную культуру игры. Скажем, русские предпочитают в играх с костями использовать крупные лодыжные кости коров и играют на просторных площадках, а для народов Кавказа традиционны игры с мелкими бараньими косточками – пальчиками и на небольших площадках, порой прямо на плоской крыше сакли.

Яркий национальный колорит придает играм широкое использование родного языка и фольклора: песен, считалок, скороговорок, припевок, дразнилок, приговорок и т.д. Колоритны и ярки уже сами по себе названия многих игр, например, хороводных, называемых по первой строке песни: "Ты зоря ль моя, зоренька", "Как по травке, по муравке", "Собирайтесь, девицы, собирайтесь красные", "Отворяйтесь вы, широкие ворота" и др. Не менее поэтичны названия игр на других языках, но перевод не полностью передает это.

Важнейшей стороной игровой культуры можно считать утвердившееся в народе традиционное отношение к игре как средству развития и воспитания человека. Сложилась и действует у каждого народа своя на родная педагогика игры, объединяющая вековой опыт, знания, мысли о применении игры в воспитании, приемы и методы, саму практику такого применения игры. Это неотъемлемая часть всей народной педагогики, что показано исследователями прошлого и настоящего [16].

За тысячелетия накоплен такой громадный запас опыта и идей, что на современном этапе развитая встал вопрос о разработке самостоятельной теории народной педагогики игра. Научно-методический совет по народным играм, входящий сейчас в ассоциацию "Народная педагогика" объединяет десятки специалистов, представляющих все крупные регионы страны. Широким массам народная педагогика игры известна, хотя бы по таким общедоступным и врезающимся в память заповедям, как пословицы: "В игре да в дороге узнают людей", "Игра потеху любит", "Играй, играй, да дало знай", "Тем не играют, от чего умирают" и др.

Главные принципы воспитания заложены все же не в высказываниях, а в самом содержании и формах игры. Уже говорилось о том, как правила игры учат нравственным принципам – честности, ответственности, верности слову и т.д.

Не поддерживается в народной игре характерное для профессионального спорта и азартных игр стремление к выигрышу любой ценой. Напротив, уважением пользуются благородство, взаимопомощь, самоотверженность, стремление к совершенству и красоте игры. Это тесно связано с народной традицией соблюдения чувства меры в игре: "Играй, да не заигрывайся", "То не игра, что взаправду пошла", "Делу время, потехе – час" и др. Актуально сейчас вспомнить об отрицательном отношении народной педагогики к избытку покупных игрушек у детей, о предпочтении к игрушкам, сделанным или починенным своими руками, требовании бережного отношения к игрушкам, игровому снаряжению и т.д. Кстати, весь инвентарь народных игр поражает своей простотой, целесообразностью, экономичностью средств. В то же время он удивительно многообразен – за счет бесконечного многообразия отраженных в нем национальных особенностей.

Хотелось бы подчеркнуть гуманность и демократизм народной игры: "Игра принимает всех", не отвергая, как делает спорт, "неперспективных", не говоря уже об ослабленных детях. Добровольное, по желанию участие в игре, выбор с согласия самих участников наиболее подходящих для них правил времени, места и других условий игры – все это позволяет включиться в нее людям самых разных интересов, уровня развития и даже возрастов. Хотя есть, конечно, узко специализированные в этом смысле народные игры, но во многих могут участвовать одновременно родители, дети и даже внуки.

Большинство народных игр очень "гостеприимны" – охотно принимают в число участников людей разных национальностей. Убедительно доказала это практика межреспубликанских и международных фестивалей. Казалось бы, из-за языковых барьеров здесь трудно проводить национальные игры, а более подходят игры без определенной национальной принадлежности. Однако на деле наибольшим успехом пользовались как раз те делегации, которые затевали свои ярко самобытные национальные игры. Их патриотизм встречался пониманием, сочувствием и поддержкой. Дружно и весело преодолевая языковые преграды, включаются в такие игры представители разных народов. Игра объединяет и сдружает их, а попутно знакомит с национальным своеобразием создавшего игру народа. Гармоническое сочетание патриотизма лучших народных игр с их устремленностью к международному сотрудничеству и дружбе народов – одно из качеств, чрезвычайно актуальных в наше время.

Особенно ценно, что народная педагогика игры охватывает не только собственно народные игры, а распространяет свой гуманистический подход и на игры, не являющиеся народными, но вполне пригодные и доступные для широких народных масс. Так начиналось в свое время освоение шахмат, лото, игр с фантами, принадлежавших когда-то только "избранным" слоям общества. Так идет сейчас примерка и народным вкусам и принципам современных электронных и компьютерных игр, и кто решится предрекать: будут ли они в конечном счете приняты или отвергнуты народной педагогикой. А если будут приняты, то в какой именно роли: на положении всеми уважаемых народных игр или в роли заурядного, только что терпимого времяпрепровождения.

При своем подлинном демократизме и гуманности народная педагогика лишь в самых крайних случаях пользуется беспрекословными запретами, на которые так щедра педагогика официальная. Однако и последний метод запретов мало что дает. Запретные игры живут нелегально и даже пользуются особой притягательностью для многих. Расширяется сфера стихийных, педагогически неуправляемых игр. По многолетним обследованиям игр, распространенных среди подростков, педагогически организованными являются не более четверти из них, а в три раза больше количество игровых форм, бытующих стихийно, скрытно от взрослого взгляда. Не треть, как сейчас, а просто угрожающее большинство стихийных игр могли бы принять сомнительные, порой опасные формы, если бы не сдерживающий и облагораживающий пример лучших народных игр, заповедей народной педагогики игры.

Здесь, кажется, пришло время специально подчеркнуть, что термин "народная педагогика" употребляется нами в его высоком и достаточно строгом значении, а не в том обыденном, безбрежно широком, когда к "народному" относят все, что встречается в народе. Чего не встретишь в жизни! Случаются просто дикие и бессмысленные игры и забавы: футбол живым котенком вместо мяча, игры в гангстеров, наркоманов, поджигателей и т.п. Осуждаемые общественным мнением, противоречащие народным заповедям, они не могут считаться народными, включаться в народную педагогику игры.

"Откупаться" от собственного ребенка обилием игрушек и пассивных развлечений вроде сидения у телевизора, ублажать свою личную "слабость" к азартным или подобным играм – это относится к обыденной "житейской педагогике", а не к народной, включающей в себя лишь отобранный и испытанный многими поколениями "золотой фонд" народного педагогического опыта и знаний в области игры.

Потому-то и печалит утрата многолетних подлинно народных явлений игровой культуры. Потому и важно найти пути к их возрождению.

Роль игры в организации досуга и занятий по интересам

В настоящее время уже не требуется никому доказывать, что лучшая форма досуга – активный досуг. Все согласны с этим, и вопрос лишь в том, какими средствами обеспечить активность занятий отдыхающих. Одним из наиболее эффективных и общедоступных средств оказываются при этом игры, в особенности народные.

Не только старики, но и лица среднего возраста помнят время, когда не стояло такой проблемы: чем занять досуг? Если выдавалось свободное время, то у каждого были наготове свои любимые игры. Они давали и отдых, и заряд бодрости, энергии для дальнейшего труда или учебы. Все эти замечательные игры – Лапту, Городки, Чижик и множество других – никому не надо было специально организовывать: каждое поколение, подрастая, постепенно училось играть у старших.

Теперь, когда по недосмотру общества произошел разрыв естественной и непрерывной цепочки в передаче игрового опыта, стали требоваться специальные организационные усилия, чтобы снова ее наладить. Однако не такая уж непосильная это работа. Имеется немало факторов, способствующих возрождению народных игровых традиций.

Прежде всего, народные игры в большинстве своем очень просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Скажем, в игре "Третий лишний" можно показать умение бегать с поистине спринтерской скоростью, но можно перебежать всего через одну соседнюю пару и снова встать на спокойное первое место в следующей паре. Это позволяет участвовать в игре и не совсем быстрым бегунам. При этом игры дают не только нужную разминку и тренировку мышц (а познавательные игры – умственных способностей, строительные игры – умений конструкторских, трудовых и т.д.), но одновременно игры обеспечивают участникам активное общение, столь необходимое и привлекательное, особенно в молодом возрасте.

Во-вторых, инвентарь для народных игр очень прост и может быть изготовлен в основном самими играющими – от 12 палочек с дощечкой до больших палок-бит, ходуле!" качелей и т.д.

В-третьих, среди традиционных игр большинство не требует специально оборудованного места, вроде кортов, катков с искусственным льдом и т.п. Не говоря уже о настольных и настенных играх, даже подвижные и полуспортивные игры легко приспособить к имеющимся площадкам. Если есть футбольное поле, то здесь поместится почти любая из тысяч народных игр, включая в такие "размашистые", как Лапта. Нет стадиона – достаточно и обычной лужайки, а для большинства подвижных игр хватит буквально "пятачка" в рамках волейбольной площадки или обычного дворе.

Из других удобных свойств традиционных игр остановимся на наиболее актуальном: проста и может быть совсем короткой подготовка организаторов этих игр.

Литература

1. Агамова Н.С. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. – М., 1995.

2. Былеева Л.В.Коротков И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры.- Изд.5-е – М., 1982.

3. Виноградов Г.С. Народная педагогика. – Иркутск, 1926.

4. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. – Иркутск, 1930.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары,1974.

6. Володченко В., Юмашев В. Выходи играть во двор. Изд. 2-е.-М.: Молодая гвардия,1989.

7. Григорьев В.М. Игры народов СССР в работе с пионерами и школьниками: Методические рекомендации. – Алма-Ата, 1986.

8. Григорьев В.М. К вопросу о периодизации развития народной педагогики. // Общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе. –М., 1991.

9. Григорьев В.М. Народная педагогика игры. // Дети и народные традиции. Часть 1. –Челябинск, 1991.

10. Григорьев В.М. Педагогика народной игры. – В кн.: Мир детства и традиционная культура. –М.: ВНМЦ, 1990.

11. Григорьев В.М. Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков: Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. – М., 1984.

12. Игры народов СССР /Сост. Всеволодский-Гернгросс В.Н. и др.-М.-Л.: Академия, 1933.

13. Игры народов СССР /Сост. Л.В.Былеева, В.М. Григорьев. – М.,1985.

14. Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг: Методическое пособие. – М.: ВНМЦ им. Н.К.Крупской,1982.

15. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища: конец XVIII-начало XX в. – 2-е изд., доп.-Л.: Искусство, 1988.

16. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – М.,1987.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е.-М.:Учпедгиз, 1946.

18. Скотак А. Гимнастические игры. – СПБ, 1912.

19. Участникам этнографических экспедиций по собиранию и изучению народных игр /Сост. В.М.Григорьев. – М.,1976.

20. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. – М.: Наука,1986.

21. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.