Развитие игровой активности младших дошкольников в условиях ДОУ на примере экологического воспитания

Экологическое воспитание необходимо для того, чтобы воспитанники ДОУ научились ценить и беречь природу и её богатства. Говоря об использовании игр в экологическом воспитании отметим, что это необходимо по причине снижения игровой активности младших дошкольников, обусловленного рядом как внешних, так и внутренних факторов.

Понятие и виды игр в дошкольном обучении

Игровая активность младших дошкольников

Игра – не только весёлое и занимательное времяпрепровождение для детей младшего и среднего школьного возраста. Её элементы самым активным образом включаются в учебно-воспитательный процесс и всесторонне применяются на уроках. В связи с этим в современной дидактике сформировалось целое направление, называемое игровыми педагогическими направлениями или, проще говоря, педагогическими играми.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

Классификация игр в системе педагогического процесса зависит в первую очередь от тех целей, которые педагог стремится достигнуть, и реальных результатов, полученных при их применении. Согласно методическим рекомендациям, принята следующая игровая типология.

Сюжетно-ролевые игры. Как правило, дети приходят во вторую младшую группу с элементарными умениями самостоятельно действовать с игрушками. Если ребенок не овладел игровыми действиями, воспитатель показывает их.

На четвертом году жизни дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают навыки ролевого поведения.

Одним из эффективных приемов формирования игровых умений и навыков являются совместные игры взрослого и детей. Такие игры следует проводить не менее трех раз в неделю во второй половине дня. Воспитатель фиксирует в календарном плане цель и сюжет игры, имена ее участников.

В игре могут быть предусмотрены две-три активные роли.

Как правило, воспитатель вначале сам выполняет главную роль, потом поручает ее кому-нибудь из детей, помогая ребенку в затруднительных случаях. При этом педагог продолжает участвовать в игре, взяв на себя второстепенную роль.

Эффективным приемом является также игра педагога с игрушками на глазах у воспитанников. Однако не следует при этом превращать показ игровых действий в специальное занятие. Например, воспитатель говорит как бы сам себе: "Ой, какая милая кукла сидит одна!" Обращается к кукле: "Как тебя зовут? Лена? Давай, ты будешь моя дочка, а я твоя мама". Берет куклу на руки, ходит с нею по комнате. "А где наш дом будет? Вот здесь. Вот твоя кроватка, будешь потом спать, а сейчас я тебя покормлю. Доченька моя, Леночка, ты кушать хочешь? Пойду сварю обед". Изображает приготовление обеда и т. д.

Важно, чтобы воспитатель проявлял интерес к игре, эмоционально выражал свое отношение к партнерам и к совершаемым действиям.

В играх, возникающих по инициативе самих детей, отражаются умения, приобретенные дошкольниками в совместных со взрослыми играх, в процессе наблюдений за игрой воспитателя. Педагог помогает воспитанникам развивать игру, используя совет, напоминание, введение новой игрушки, показ незнакомого действия. Если этого не делать, самостоятельная игра либо быстро прекращается, либо задерживается на однообразных действиях с одной и той же игрушкой.

Малыши, играя самостоятельно, любят использовать игрушки, с которыми действовал взрослый. Так, если воспитатель лечил Буратино, то и дети тоже лечат Буратино. В подобных случаях, подключаясь к детской самостоятельной деятельности, педагог обращает внимание воспитанников на другие игрушки, например приходит на прием к врачу с больным мишкой, зайцем.

В развитии самостоятельных игр младших дошкольников большую роль играют правильный подбор и расположение игрушек. Для сюжетно-ролевых игр малышам необходимы куклы, медведи, зайцы, посуда и мебель для них. Хорошо иметь в группах игрушечные ванны, утюги, плиты, атрибуты для игр в парикмахерскую, в больницу. Кроме того, нужны автомашины крупных и средних размеров (лучше деревянные), коляски для кукол и др.

Развивая у малышей умение создавать игровую обстановку, воспитатель должен использовать крупный строительный. Располагать наборы крупного строительного материала лучше вблизи уголка для сюжетно-ролевых игр. Нужно также иметь мелкий настольный строительный материал. Целесообразно, чтобы детали наборов были одного цвета, так как при этом рельефнее выступает форма постройки. Столы с мелкими кубиками и кирпичиками лучше располагать отдельно от других игровых уголков. Как правило, дети играют с мелкими наборами по одному или по двое. Такого рода деятельность дает ребенку возможность побыть одному, отдохнуть от сверстников. Воспитатель должен следить за тем, чтобы малыши подолгу не засиживались за столами. Но переводить ребенка от игр с мелким строительным материалом к другой, более подвижной деятельности, нужно осторожно, не вызывая отрицательных эмоций. При этом уместны игровые приемы.

Игры с песком и водой. В летнее время на участке много радости доставляют малышам игры с песком. Для таких игр на каждом участке устанавливают большие песочные ящики с барьером-скамейкой. Необходимо по мере высыхания увлажнять песок, иначе он будет непригоден для построек. В распоряжении детей должны иметься лопатки, совки, формочки, а также маленькие резиновые или целлулоидные куклы, фигурки животных, автомобили. Играя с воспитанниками, педагог показывает, как насыпать песок в формочки и опрокидывать их на барьер, как делать дорогу для автомашин, забор для садика и т. п. Можно ввести несложный сюжет.

В жаркое время года рекомендуется организовывать игры с водой на участке. В этих целях используются небьющиеся сосуды. Их ставят на землю или укрепляют на высоте 40–60 см. Для игр с водой малышам дают полиэтиленовые, целлулоидные, резиновые игрушки, а также пластмассовую, посуду, чтобы дети могли купать кукол, пускать рыбок, кораблики, набирать и выливать воду.

Дидактические игры. Различают два типа игр: игры, которые организует и проводит воспитатель на занятиях, и игры с автодидактическими игрушками, а также народные и настольно-печатные, в которые дети играют самостоятельно. Однако, прежде чем малыши научатся играть самостоятельно, воспитатель должен объяснить и показать способы действий. Делается это и в процессе фронтальных обучающих занятий со всеми детьми, и в совместных играх педагога с небольшими подгруппами из двух-трех человек. Воспитатель должен сам хорошо представлять себе, какие возможности заложены в той или иной игрушке, знать приемы обучения ребенка способам различных действий с нею.

Усвоение под руководством взрослого различных способов действий с дидактическими игрушками обеспечивает ребенку самостоятельность в игре. Важно, чтобы игрушки, с которыми дети научились действовать, были в группе постоянно и малыши могли брать их сами. Дидактические игрушки Необходимо менять по мере утраты у детей интереса к ним.

Театрализованные игры. Нередко в играх младших дошкольников присутствуют сюжеты знакомых им сказок, рассказов, песенок, потешек, прибауток, литературные персонажи. При этом ребенок либо непосредственно действует от лица персонажа, либо использует игрушку, предмет. В этом плане игровые действия детей близки к художественно-образному отражению впечатлений, т. е. к театрализации. Задача педагога – формировать у воспитанников умение выразительно имитировать характерные действия персонажей выполнять их развернуто. С помощью таких конкретных действий дети постепенно приучаются к общению между собой от лица героев сказок, осознанному, произвольному воспроизведению литературного сюжета.

Воспитатель должен подробно раскрывать перед детьми игровую обстановку, настраивать их на правильный тон, направлять ход игры. Так, участвуя в игре по сказке "Волк и семеро козлят", педагог подсказывает последовательность событий, помогает воспитанникам войти в роль – почувствовать себя беззащитными козлятами, настраивает детей на эмоциональное восприятие образов.

В сюжетно-ролевой игре с элементами театрализации особенно важно использовать игровые атрибуты. Они помогают ребенку лучше почувствовать игровую обстановку, возбуждают интерес к происходящему. Образными игрушками можно стимулировать игровые действия детей в соответствии с известными им сюжетами.

Музыкально-дидактические игры. В музыкально-дидактических играх дети овладевают умением различать и воспроизводить разные свойства музыкального звука. Это способствует развитию музыкально-сенсорных способностей. Задания даются в образно-игровой форме. В основе их лежит сопоставление двух контрастных звучаний.

Музыкально-дидактические игры разучиваются на музыкальных занятиях. Педагог сразу обращает внимание воспитанников на контрастность звучания, выделяет его, дает возможность внимательно прислушаться, различить, сопоставить и воспроизвести заданное. Затем игра переносится во внеучебную деятельность.

Подвижные игры. Дети трехлетнего возраста еще не могут самостоятельно организовать игру. Поэтому необходимо систематическое руководство ею со стороны воспитателя.

Для самостоятельной двигательной игровой деятельности малышей рекомендуются игры с предметами: каталками, вожжами, мячами, обручами, воротцами. Эти игры используют для развития навыков как индивидуальной, так и элементарной совместной игры. Например, педагог дает двум детям мяч и подсказывает, как нужно катать его от одного к другому.

Первые подвижные игры детей носят подражательный характер. Они связаны с какими-нибудь знакомыми для малышей образами, например курицы и цыплят в игре "Наседка и цыплята". Эта игра состоит из одного-двух подражательных действий: цыплята бегают, клюют зернышки, на призыв наседки "ко-ко-ко!" они бегут к матери и садятся вокруг.

Подвижные игры с правилами в младшей группе организует и проводит педагог во время физкультурных занятий, а также ежедневно на утренней и вечерней прогулках. Не обязательно на прогулке проводить игру со всеми детьми одновременно. Лучше привлекать к участию в подвижных играх разные подгруппы попеременно.

Итак, игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что "в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя". Включение игр в занятия с воспитанниками в условиях ДОУ позволяет корректировать психологическое состояние детей и стимулировать их развитие.

Игровая активность детей дошкольного возраста

На протяжении всего дошкольного возраста огромное значение в развитие ребёнка имеет активная позиция по отношению к миру. Она направлена в первую очередь на самостоятельный поиск и приобретение знаний, позволяющих ориентироваться в окружающей действительности. Однако мы сколько угодно можем давать ребёнку знаний, но если они не имеют сферы применения, значит, нельзя говорить об их эффективности. Наша задача состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку найти прикладное применение своим знаниям в игре, исследовательской и творческой деятельности и сохранить при этом детскую картину мира со всеми её индивидуальными особенностями и проявлениями, поддержать детское "Я". Развивать в ребёнке такие личностные качества, как активность и самостоятельность, умение ставить и решать проблемные задачи, осуществлять выбор, проявлять творчество и гибкость в ситуациях перемен. Именно активность является базовым качеством личности ребёнка и влияет на его позицию по отношению к миру. Можно выделить следующие виды детской активности: поисковая, познавательная, творческая, двигательная и социальная.

Признаки активности:

  • Выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;
  • Определяется наличием собственной цели.

Таким образом, мы видим, что в основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка.

Поэтому одна из задач детского сада – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.

Методы активизации собственной деятельности детей включают:

  1. проблему как внутреннее свойство их знаний и представлений (проблемные задачи, противоречивые ситуации), но высокая степень проблемных задач может тормозить психическую активность ребенка, а любая трудная ситуация в дальнейшем должна разрешаться достижением комфорта (доступом к получению информации);
  2. неопределенность, дефицит исходной информации об объекте окружающего мира (природы, культуры), но также важно учитывать, что высокая степень неопределенности может тормозить психическую активность ребенка;
  3. постановку творческих задач.

Для развития собственной внутренней активности ребенка определена важность создания организационно-педагогических условий в ДОУ, к которым относятся:

  • разработка системы методических приемов, направленных на развитие всех видов активности ребенка;
  • внедрение на их основе в практику работы новых нетрадиционных форм организации детской деятельности;
  • создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию активности;
  • обучение педагогов и формирование у них новой позиции во взаимодействии с детьми.

Все игры и методы ориентированы на развитие различной активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества – основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.

Важное место в развитии игровой активности в ДОУ занимает предметно-развивающая среда. В понятие предметно-развивающей среды включают и отношения, которые складываются у ребенка с взрослым в процессе игры. Роль взрослого определяется формой организации игровой деятельности. Так, в организованной игре он выступает как равноправный партнер и включается в нее для связи отдельных игровых моментов, коррекции ролевых отношений. В свободных и самостоятельных играх дошкольников его роль сведена к минимуму и строится на наблюдении за ходом развития сюжета и всего игрового процесса в целом. Эту позицию педагога можно считать условно "пассивной", так как она в гораздо большей степени стимулирует собственную активность ребенка в игре.

Развить активного ребенка может только взрослый, обладающий собственной внутренней активной позицией. Такой педагог отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию, верой в собственные силы, самоуважением. Он склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности, имеет внутреннюю мотивацию к своей работе, эффективен в общении с детьми.

Особенности экологического воспитания в ДОУ

Экологическое образование, возможно, единственный способ формирования экологически грамотной личности, и, по мнению психологов, начинаться этот процесс должен в дошкольном возрасте, с экологического воспитания в дошкольных учреждениях.

Дошкольное экологическое образование, как и весь учебно-воспитательный процесс, переживает в наше время большие социально-экономические, политические, культурные и нравственные перемены. Существенных преобразований требует вся система образования, в том числе и ее начальное звено – дошкольное образование. Дошкольные учреждения призваны заложить основу гармоничного нравственного воспитания личности ребенка в тесном сотрудничестве с семьей, школой и общественностью. В условиях быстроменяющегося мира экологическое воспитание человека, начиная с дошкольного возраста, является наиболее актуальным.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества является формирование чувства единства человека и природы.

Без знания основ законов природы, многообразия связей, существующих в биосфере, без прогнозирования последствий вторжения человека в окружающий мир, невозможно рационально строить отношения ребенка с природой, находить оптимальные варианты природопользования.

Характер современного воздействия на природу ставит взрослых перед необходимостью передачи детям доступного и всестороннего познания закономерностей функционирования и развития взаимоотношений человека с окружающей средой.

Нынешним детям–дошкольникам жить в ХХI веке, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. Поэтому важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим их миром Нужно научить ребенка относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь.

Целью дошкольного экологического образования является способствование формированию основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста, а это обязывает к:

1. доступной для ребенка передачи первоначальных знаний об окружающей среде, ее значении для человека;

2. воспитанию любви к природе, необходимости ее охраны;

3. поддержанию эмоционально-действенного участия в приумножении природных богатств;

4. формированию у детей экологического мышления и адекватного поведения с осознанием себя неотъемлемой частью природы.

Содержание экологического образования дошкольников должно определяться с учетом возраста детей, развития основных видов деятельности, всестороннего воспитания на лучших национальных традициях и региональных особенностях. Экологическое воспитание дошкольников должно отражать актуальные экологические проблемы и пути их решения, расширять и углублять экологические знания, формировать новое отношение к окружающему миру, реализовывать возможности сохранения и приумножения природных богатств.

Дошкольное экологическое образование предполагает эмоционально-действенный характер и активное усвоение знаний и представлений об окружающем мире, участие в сохранении и приумножении природных богатств.

Перечень форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях:

1. экологические занятия;

2. экологические экскурсии;

3. уроки доброты;

4. уроки мышления;

5. экологические кружки;

6. экологические конкурсы;

7. КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";

8. экологические акции;

9. – обсуждение и проигрывание ситуаций;

10. трудовой десант;

11. зеленый патруль;

12. лаборатория юного эколога;

13. составление экологических карт;

14. ведение "Панорамы добрых дел";

15. ведение фенологических календарей природы;

16. экологические выставки и экспозиции;

17. экологические музеи;

18. день (неделя) экологического творчества;

19. экологические праздники и фестивали;

20. экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование – экосистем; соревновательные, игры – путешествия и т. д.);

21. экологические сказки;

22. экологические тренинги.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей.

Основные задачи педагога – вырастить и воспитать здорового человека, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности..

В настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по первоначальному уровню экологизации развивающей предметной среды, направлениям деятельности педагогического коллектива. Эти обстоятельства объясняют необходимость вариативного подхода к организации развивающей предметной среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива на данном этапе работы. Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.

Методы диагностики игровой активности младших дошкольников в ДОУ

Цель воспитания посредством игровой деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада. Это значит достигать качественно более высоких результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в сферу экологического воспитания как в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

В условиях ДОУ необходима диагностика игровой активности, которая позволяет впоследствии выбрать наиболее прогрессивную игровую технологи в рамках экологического воспитания.

Для анализа игры нужно выделить показатели, по которым он будет осуществляться. Известно, что ученые пользуются разными единицами анализа игры.

Для полноты анализа игры Н.Ф. Комаровой было выделено четыре группы показателей. Рассмотрим каждую группу показателей, в соответствии с которыми будет осуществляться анализ игры. К ним относится следующее:

  • Содержание игры.
  • Способы решения детьми игровых задач.
  • Взаимодействие детей в игре.
  • Самостоятельность детей в игре.

На основе выделенных показателей существуют два диагностических листа по определению уровня развития игры детей: для методистов детских садов и для воспитателей. (Приложение 3)

Для заполнения диагностических листов нужны объективные данные об игре каждого ребенка. Чтобы их получить, можно использовать следующие методы:

1. Наблюдение за играми детей в группе, на участке, их протоколирование. С этой целью можно использовать технические средства: фотосъемку, запись высказываний детей в игре.

2. Беседы с воспитателями о содержании игр, о способах решения детьми игровых задач, о взаимодействии играющих, об их самостоятельности.

3. Игровые проблемные ситуации, которые задает детям педагог, наблюдающий за играми. При этом он обязан тактично включаться в игру, не нарушая ее хода, и делать это только в том случае, если во время пассивного наблюдения невозможно определить степень сформированности того или иного показателя развития игры.

Сведения о сформированности у детей способов решения игровых задач педагоги получают во время наблюдений.

Наблюдая за играми детей можно заметить, что из всех предметных способов они предпочитают игровые действия с игрушками. Этот факт еще не свидетельствует о несформированности у них других предметных способов.

Известно, что для решения поставленной игровой задачи ребенок может использовать любой их освоенных способов. В этом случае нужно выяснить принимает ребенок предметы- заместители и воображаемые предметы или нет. Приведем несколько примеров как это можно сделать.

  • К девочке, которая кормит куклу, используя только игрушки, можно обратиться: "Я угощаю твою куклу вот этим красным яблоком", вместо яблока предложить шарик от пирамидки.
  • Мальчика, который катает машину, попросить: "Отвези, пожалуйста, вот этот арбуз, мне тяжело его нести "вместо арбуза дать мяч зеленого цвета.
  • Обратится к ребенку: "Принеси нам, пожалуйста, торт к чаю" так выясняется его умение самостоятельно находить предметы-заместители.
  • Девочке, которая кормит куклу, на пустой ладони можно предложить воображаемое угощение для куклы: "Я хочу угостить твою куклу вот этой конфетой".
  • Мальчику, который играет с машиной, можно предложить воображаемые инструменты для ремонта: Вот этой отверткой удобно закручивать винтики.

Сформированность у детей ролевых способов выясняется только в том случае, если они принимают на себя роли. Если ребенок обозначает роль словом, то не возникает сомнения в том, что он принимает роль. Когда дети не обозначают роль словом, бывает трудно определить, принимают они ее или нет. В этом случае ребенка можно спросит: "Ты кто?" Если ребенок не ответит, называют предполагаемую роль: "Ты шофер? или Ты мама?"

О разнообразии и выразительности ролевых действий, наличии ролевых высказываний и беседы можно судить по результатам наблюдений. В случае отсутствия в играх ролевых высказываний, ребенку можно предложить следующие игровые ситуации:

Ролевые высказывания, обращенные к игрушке-партнеру, появляются, если посоветовать, о чем-нибудь спросить у куклы: "Твоя дочка пойдет гулять? Спроси ее, она пойдет в парк?".

Для появления ролевых высказываний, обращенных к воображаемому собеседнику, ребенку можно предложить позвонить кому-нибудь по телефону.

Ребенка можно попросить обратиться к сверстнику, например, посоветовать: "Спроси, может быть, у шофера Саши есть инструменты для ремонта машины? Для включения детей в ролевую беседу взрослый задает им вопросы по содержанию игры.

Итак, игра развивается постепенно, сначала формируется сюжетно отобразительная, потом – начальный этап сюжетно-ролевой, а затем развития сюжетно-ролевая игра. На каждом этапе у детей может быть разный уровень развития игровой активности: высокий, средний, низкий.

Организация экологического воспитания на примере ДОУ

Эколого–развивающее пространство дошкольного образовательного учреждения – одно из условий экологического воспитания детей. В частности, созданная на территории ДОУ развивающая среда позволяет проводить с воспитанниками непосредственно образовательную деятельность в разных формах, знакомить их с объектами живой и неживой природы.

Так, в основу создания эколого–развивающей среды в ДОУ была положена идея интеграции – связь экологического образования со всеми направлениями развития: физическим; социально – личностным, познавательно – речевым, художественно – эстетическим. Воплотить данную идею решили в ходе проектной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей, для чего были разработаны:

  1. Экологический паспорт ДОУ
  2. Перспективное планирование
  3. Оформление и развитие цветника
  4. Экологическая комната
  5. Разведение комнатных растений совместно с родителями ДОУ

Основными задачами экологического воспитания стали:

  1. Создание условий на прогулочных площадках ДОУ для экологического образования дошкольников;
  2. Обеспечение целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы;
  3. Воспитание у дошкольников осознанного и бережного отношения к природному миру, чувства взаимопомощи, сотворчества;
  4. Привлечение педагогов и родителей воспитанников к созданию эколого-развивающей среды на прогулках.

В рамках экологического воспитания в ДОУ Радуга используются следующие игры:

Перемешай и соотнеси"

Цель: учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивать наблюдательность.

Воспитатель раздает всем детям одноименные природные объекты (например, листья клёна). Дети должны хорошо рассмотреть их, а затем сложить в одно место, например, на стол. Воспитатель мешает листья, раскладывает по одному на столе и дает задание: найдите каждый свой листок.

Если с первого раза дети не смогут выполнить задание, начнут путаться, то необходимо раздать им листья еще раз, повторить задание. Когда дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы детям типа:

Почему ты считаешь, что это твой лист?

Чем твой лист отличается от листа твоего товарища?

В этой игре можно использовать природный материал (сухие веточки, косточки плодов и т. д.)

"Совы и вороны"

Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.

Дети должны разделиться на две команды: "Совы" и "Вороны". Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра.

Воспитатель дает задание:

"Совы" любят правду, "Вороны" – ложь, поэтому, если я говорю правду, "Совы" должны ловить "Ворон". "Вороны" убегают в свои дома и наоборот.

Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:

медведи любят есть тигров

у березы весной бывают сережки

слоны не умеют плавать

дельфин – это животное, а не рыба

Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.

Какие все мы разные"

Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.

Воспитатель дает задание:

Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое.

Затем детям дают вопросы:

Почему тебе нравится море?

Почему ты любишь речку?

Почему ты остался посредине?

Варианты заданий: зима – лето,

ромашка – колокольчик, дождь – снег.

В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.

Литература

  1. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании //[Электронный ресурс] Режим доступа: www.psyedu.ru
  2. Соколова М.В. Исследование домашней игровой среды ребенка дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. 2012. № 6. С. 7-13.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для педвузов / Под ред. В.С.Кукушина. – М.: "Педагогическое образование", 2007.
  4. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-75.
  5. Столяренко Л. Д. Педагогика. – Ростов н/Д: "Феникс", 2010.
  6. Пенькова Л.А.Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2010.
  7. Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе". – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное изд-во, 2010.
  8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. – 2005.- № 17.- С.11-15.
  9. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2004.
  10. Комарова Н. Ф. Диагностика игры детей – Нижний Новгород, НГПИ им. Горького, 1992.