Методика преподавания информатики

Методика преподавания информатики на пропедевтическом уровне.

Статьи по теме
Искать по теме

Педагогические технологии в системе обучения информатике в школе

Педагогические технологии Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета "Информатики и ИТ", который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области "Информатика" на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

На современном этапе существует достаточное количество разнообразных подходов к ведению образовательного процесса на уроках информатики. Например в работах Н.В. Кузьминой и М.М. Пышкало определена структура педагогической системы, включающая цели, содержание, методы и средства обучения, оргформы. Методическая система (по Н.В. Кузьминой) состоит из тех же компонентов, что и педагогическая система; отличие состоит в том, что каждый из них приобрел методическую функцию.

Н.В. Кузьмина выстроила серию взаимосвязанных систем

Методика преподавания информатики на пропедевтическом уровне

Рис. 1.1. Взаимосвязь систем

Методическая система обучения включает следующие компоненты: цели, содержание, средства, методы обучения и организационные формы учебного процесса.

Методика преподавания информатики на пропедевтическом уровне

Рис. 1.2. Основные компоненты учебного процесса

Цели обучения задаются государственным образовательным стандартом и социальным заказом общества. Цель – системообразующий компонент, определяющий функции всех остальных компонентов методической системы.

Цели должны удовлетворять следующим условиям [51]:

- язык целеполагания должен быть точным и понятным как учителю, так ученику и родителям;

- при формулировке целей должны использоваться элементы языка целеполагания, представленные служебными словами: "уметь", "знать", "применять", "иметь представление о", "уметь давать характеристику", а также осваиваемые понятия, операции, утверждения и связи между ними;

- на языке целей должны быть четко и ясно представлены требования образовательного стандарта;

- формулировка цели должна обеспечивать ее диагностируемость, т.е. простой путь установления факта достижения обучаемым цели;

- при формулировке целей должна сохраняться строгая последовательность выполнения технологических процедур.

Целеобразование осуществляется на трех уровнях:

- глобальном (цели, которые определены общественно-государственным заказом и заложены в государственном стандарте),

- этапном (цели, определяющие изучение разделов или учебных тем),

- оперативном (цели изучения отдельных вопросов в рамках темы).

Содержание обучения представляет собой сумму знаний, умений и навыков, в основном соответствующую современному состоянию научного знания, педагогически переработанную в общие основы наук, общественных отношений, производства. Содержание обучения комплектуется с учетом социальных, конкретно-исторических, психологических требований, требований индивидуально-личностного развития обучаемых. Общеметодологические принципы формирования содержания:

- общеобразовательный характер учебного материала,

- гуманистическая направленность содержания,

- связь материала с развитием общества,

- основообразующий и системообразующий характер учебного материала,

- гуманитарно-этическая направленность содержания образования,

- развивающий характер учебного материала,

- эстетические аспекты содержания,

- соотнесение учебного материала с уровнем современной науки, единство и противоположность логики науки и учебного предмета,

- учет возрастных, образовательных и профессиональных особенностей.

Методы обучения – "это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленные на достижение целей образования (обучения)" (Ю.К. Бабанский). Методы обучения должны рассматриваться как способы организации учебного материала и взаимодействия обучающего и учащихся, направленные на решение образовательных и воспитательных задач.

Средства обучения приобретают методическую функцию, если с их помощью учитель совместно с учениками организует учебно-воспитательный процесс.

Средства обучения могут представлять собой: бумажные и сетевые учебные издания; компьютерные обучающие программы, аудио и видео учебно-информационные материалы; лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний; средства обучения на основе экспертных обучающих систем, на основе геоинформационных систем, на основе виртуальной реальности и др. Технические средства обучения: компьютеры, с периферийными устройствами, локальные и глобальные компьютерные сети.

Классно-урочная организация обучения – до сих пор является преобладающей формой организации учебного процесса в всех школах мира. Она сложилась в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.Коменским.

Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки, классный журнал, дневник успеваемости учащегося, школьные учебники по предметам, школьная программа по предмету, обязательный минимум содержания образования, тематический и календарный планы учителя, санитарно-гигиенические требования к режиму работы в компьютерном классе.

В настоящее время благодаря развитию ИКТ появились новые формы организации учебного процесса, в которых упор делается на самостоятельное и индивидуализированное обучение. Это виртуальное, дистанционное обучение, проектное и исследовательское обучение. Сейчас педагогика стоит на пути усовершенствования новых форм организации учебного процесса

При исследовании методами математической статистики устойчивости связей между компонентами методической системы было установлено, что самый подверженный изменениям компонент методической системы обучения – "цели обучения". Он, также является, и самым важным (системообразующим) компонентом в методической системы. Исключение его из методической системы ведет к ее разрушению.

Самым консервативным является компонент – "оргформы учебного процесса". Устойчивость системы нарушается при изменении организационных форм.

При введении в методическую систему обучения учителя как личности происходит "замыкание" всех связей между компонентами методической системы обучения на профессиональной деятельности учителя.

Современные мультимедийные образовательные комплексы предоставляют, конечно же, большие возможности для эффективного изучения школьных дисциплин, но опыт последних нескольких лет свидетельствует, что метод проектов, как ни какая другая методика повышает качество обученности по информатике, формирует межпредметные связи и повышает эффективность изучения той школьной дисциплины, проект для которой реализовывался.

Репродуктивные методы обучения не всегда сопровождаются развитием способностей учащихся, и, более того, подчас школа формирует такие качества, как пассивность, потребительское отношение к процессам познания, несамостоятельность, готовность работать в основном по заранее заданным алгоритмам, неумение и нежелание, а может быть, и страх проявлять свою инициативу и выражать свое собственное мнение. Потенциальные способности многих учеников остаются нереализованными, что ведет к подавлению личности и необъективной самооценке.

"Технократический характер школьного образования проявляется в целях, содержании и организации образовательного процесса. Целями являются усвоение учащимися заданных взглядов, определенных правил, ориентации на выполнение конкретных обязанностей, в том числе в сфере профессиональной деятельности. Такая утилитарная направленность, тем не менее, не обеспечивает формирования у учащихся умений социальной практики коммуникативности, ориентации в определенном социальном пространстве, в системе деловых отношений. Кроме того, такой тип образования в слабой степени способствует самопознанию личности, выявлению и развитию ее индивидуальности".

Поэтому потребовалось разработать новые методы обучения, основанные на активности личности, так и зародились идеи "свободного воспитания". При всем их разнообразии объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости поиска оптимальной методики для оптимизации учебного процесса.

Концептуальные основы преподавания информатики на пропедевтическом уровне

Важнейшим эффектом и необходимым условием информатизации школьного образования является формирование у учащихся способности решать возникающие информационные задачи, используя современные информационные и коммуникационные технологии, иначе говоря, их ИКТ-компетентности, которая в настоящее время относится к числу ключевых, обеспечивая школьникам возможность:

- успешно продолжать образование в течение всей жизни;

- подготовится к выбранной профессиональной деятельности;

- жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, основанной на знаниях.

В условиях информатизации образования, формируемые на уроках информатики умения и навыки в области ИКТ все более активно приобретают роль инструмента, содействующего усвоению других предметов. И здесь очень важно не остановиться на "инструментальном" этапе формирования "пользовательских" умений. Необходимо систематически и целенаправленно формировать ИКТ-компетентность школьника, делая шаг от "умения использовать ИКТ для решения информационных задач" к "умению решать информационные задачи, используя ИКТ". Проиллюстрируем последнее положение примером. Предположим, ученику дается задание воспроизвести в электронной форме таблицу, образец которой он видит в учебнике. Для выполнения этой работы нужны вполне определенные пользовательские (инструментальные) навыки. Но только инструментальных навыков будет явно недостаточно, если перед учеником поставлена задача представить однотипную текстовую информацию в удобной для восприятия форме. Здесь ученик должен не просто продемонстрировать то, что он владеет ИКТ, а показать свое умение решать информационную задачу с помощью ИКТ: ученик должен проанализировать текст, выделив в нем имена объектов, имена и значения свойств объектов; продумать структуру таблицы; создать таблицу и перенести в неё информацию из текста. Сказанное не означает, что задача формирования инструментальных навыков не должна решаться на уроках информатики. Именно на уроках информатики у школьников формируется достаточно широкий спектр пользовательских навыков, позволяющих им эффективно применять ИКТ в своей информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития. Кроме того, современные школьники, чтобы "успевать" за стремительно меняющимися технологиями, должны осваивать не только конкретные инструментальные навыки, но овладевать способами и методами освоения новых инструментальных средств.

Большая роль в формировании ИКТ-компетентности учащихся 5–7 классов отводится компьютерному практикуму, выстраивая который мы ставили следующие цели:

1) сформировать у школьников достаточный спектр пользовательских (инструментальных) навыков, позволяющих им эффективно применять ИКТ в своей информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;

2) вооружить учащихся способами и методами освоения новых инструментальных средств;

3) сформировать у школьников основы ИКТ-компетентности, состоящей в их способности решать возникающие информационные задачи, используя современные общедоступные информационные ресурсы (инструменты и источники).

При разработке практикума мы опирались на принципы доступности, самостоятельности, межпредметности, практической направленности, многофункциональности, концентричности и избыточности.

Принцип доступности – изучаемые технологические приемы и выполняемые задания, формулировки предписаний и степень их детализации соответствуют возрастным особенностям учащихся.

Принцип самостоятельности – соблюдение принципа доступности является основой для организации самостоятельной работы учащихся, что особенно важно в 5 классе – при переходе ребят из начальной школы в основную. Начальная школа строится на совместной учебной деятельности класса, а не на индивидуальных действиях детей. Основная школа отвечает за формирование учебной самостоятельности, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума. Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума шло успешно, пятиклассников следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень внимательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Тем не менее, стремясь как можно скорее выполнить порученную им работу, многие ученики, не вдумываются в смысл прочитанного, "тянут" руки и задают учителю вопрос "Что делать?" или огорченно заявляют "У меня ничего не получается!" В этой ситуации учитель должен проявить выдержку, посоветовать ребенку еще раз прочитать и обдумать указание, вызвавшее у него затруднение. Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, выявив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному решению. Учитель должен стремиться уйти от привычной роли "оракула" или "источника знаний" и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессам. Предлагаемая методика на первых порах одинаково сложна и для учителя, и для ученика. Но все субъективные трудности, как правило, преодолеваются после выполнения 4-5 работ компьютерного практикума. Этого времени ученикам достаточно чтобы усвоить новый вид деятельности и самостоятельно выполнять последующие работы.

Принцип индивидуальной направленности – большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: суть принципа индивидуальной направленности состоит в том, что школьник в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приёмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам, и наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным "челночным" движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее продвинутых учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, по поиску необходимой информации, по выбору технологических средств и приемов его выполнения. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома. Именно при выполнении творческих заданий происходит формирование основ ИКТ-компетентности, а по результатам их выполнения можно судить об уровне сформированности ИКТ-компетентности учащихся.

Принцип межпредметности. В дидактике принято выделять следующие типы межпредметных связей: 1) связи, построенные на освоении надпредметных понятий (модель, системы, объект и др.) и общепредметных умений (анализ, классификация, поиск, выдвижение гипотезы, защиты собственных представлений в диспуте и др.); 2) связи, построенные на использовании достижений одной науки для решения задач другой науки. Именно межпредметные связи второго типа особенно ярко проявляются в компьютерном практикуме, когда знания и умения в области ИКТ ученики применяют для решения информационных задач из различных предметных областей. Возможность успешного выполнения таких заданий зависит не только от сформированности инструментальных навыков, но и от высокой степени "горизонтальной" интеграции и скоординированности учебных предметов. Решение в рамках компьютерного практикума информационных задач межпредметного характера обеспечивает целостность формируемого представления об окружающем мире, возможность подхода к предмету с разных точек зрения, использования знаний и навыков, приобретенных при изучении других предметов, способствует формированию ИКТ-компетентности школьников.

Принцип практической направленности заключается в том, что в рамках компьютерного практикума у школьников формируются умения и навыки, которые в условиях информатизации образования становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Принцип многофункциональности состоит в том, что подавляющее большинство заданий несет несколько функций, направленных на формирование ИКТ-компетентности: предметную (технологическую), общеучебную и развивающую. Формируемые учебные умения и навыки разделяются на специальные (предметные) и общие. Последние трактуются как такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. При правильной организации учебного процесса ряд предметных (для информатики) умений и навыков успешно переходит в разряд общеучебных умений и навыков и, таким образом, приобретает роль инструмента, содействующего усвоению других предметов. Для формирования ИКТ-компетентности исключительно важно, чтобы школьники после знакомства с технологическим приемом закрепляли его, в том числе при решении информационных задач развивающего характера. Ученики должны знать как выполняется та или иная операция и с какой целью, для чего можно ею воспользоваться при решении конкретной информационной задачи. Развивающая функция компьютерного практикума состоит также и в том, что при выполнении специальным образом подобранных заданий ученики не только осваивают конкретные инструментальные навыки, но и получают представление о способах освоения новых инструментальных средств.

Принцип концентричности заключается в том, что инструменты для работы с числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации учащиеся изучают на протяжении каждого года обучения. При этом, с каждым годом они осваивают все больше возможностей этих инструментов, решают с их помощью все более содержательные информационные задачи, формируют достаточно целостное представление о возможностях информационных технологий.

Принцип избыточности. В работах компьютерного практикума содержится заведомо избыточное количество заданий, которые не могут быть выполнены только в урочное время (как правило, на информатику в V-VII классах отводится 1 час). Избыточность, по нашему мнению, является необходимым условием организации учебной деятельности в аудитории, имеющей разный уровень подготовленности по предмету: в зависимости от уровня подготовленности ученика учитель имеет возможность предложить ему задание того или иного уровня сложности. Кроме того, избыточность обеспечивает учителю наличие своеобразной "базы" дополнительных заданий, которые можно рекомендовать школьникам для дополнительных занятий. Тем не менее, значительная часть заданий может быть выполнена всеми учащимися. При этом оптимизация учебного процесса достигается за счет использования файлов-заготовок (текстов, рисунков) для работ компьютерного практикума. Их наличие экономит время учителя при подготовке к уроку, а ученики при выполнении работ компьютерного практикума могут сосредоточить основные усилия на главном – именно тех умениях и навыках, формированию которых и посвящено конкретное задание.

Ниже представлен полный перечень работ компьютерного практикума для уроков информатики в 5–7 классах.

5 класс

6 класс

7 класс

1. Знакомимся с клавиатурой

2. Осваиваем мышь

3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы

4. Знакомимся с компьютерным меню

5. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор

6. Вводим текст

7. Редактируем текст

8. Работаем с фрагментами текста

9. Форматируем текст

10. Знакомимся с инструментами графического редактора

11. Начинаем рисовать

12. Создаем

1. Работаем с файлами и папками. Часть1

2. Знакомимся с текстовым процессором Word

3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи

4. Нумерованные списки

5. Маркированные списки

6. Создаем таблицы

7. Размещаем текст и графику в таблице

8. Строим диаграммы

9. Изучаем графический редактор Paint

10. Планируем работу в графическом редакторе

11. Рисуем в редакторе Word

12. Рисунок на свободную тему

1. Основные объекты операционной системы Windows

2. Работа с объектами файловой системы

3. Создание текстовых объектов

4. Создание словесных моделей

5. Многоуровневые списки

6. Создание табличных моделей

7. Создание вычислительных таблиц в Word

8. Знакомство с электронными таблицами Excel

9. Создание диаграмм и графиков

10. Схемы, графы и

Анализ требований к подготовке учителей информатики пропедевтического уровня

Проведем сравнительно-сопоставительный анализ содержания учебников пропедевтического уровня и программных средств поддержки пропедевтического курса информатики, направленный на соответствие основным содержательным линиям стандартов общего образования по информатике, а также выделены авторские особенности каждого учебника. Анализ позволяет утверждать, что в отсутствие стандартов пропедевтического курса информатики учебники и программные средства отличаются большим разнообразием, основанным на авторской концепции понимания содержания пропедевтического курса информатики, что в свою очередь увеличивает объем содержания методической системы подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне[37].

Методика преподавания информатики на пропедевтическом уровне

Рис. 1.3. Когнитивная карта факторов, влияющих на процесс обучения информатике на пропедевтическом уровне

На основе анализа научно-методической литературы и практики преподавания пропедевтического курса информатики была разработана когнитивная карта факторов, влияющих на процесс обучения информатике на пропедевтическом уровне. "Под когнитивным подходом понимается решение традиционных для данной науки проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, которые включают процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания".

Методические принципы обучения информатике на пропедевтическом уровне могут быть изложены в следующем виде:

Принцип двухуровневой преемственности, то есть обеспечения преемственности в пределах пропедевтического курса информатики (при переходе из начальной школы в среднюю) и между пропедевтическим и базовым курсами информатики (в современной интерпретации между 7 и 8 классами). Под преемственностью будем понимать организационно-методический принцип обучения, предполагающий такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное учебное мероприятие является логическим продолжением ранее проводимой работы, что закрепляет и развивает достигнутое и поднимает обучаемого на более высокий уровень развития (В. А. Сластенин). Для обеспечения преемственности должно быть соответствие между блоками содержания пропедевтического и базового курса информатики; изменение методов обучения и форм организации занятий должно проводиться последовательно от преобладания игровых форм и методов обучения к исследовательским; пропедевтический курс информатики в школе должен вести один учитель, без разделения на начальную и среднюю школы.

Принцип вариативности содержания образования. В условиях разнообразия учебников и программного обеспечения пропедевтического курса информатики необходимо творчески интегрировать различные линии организации обучения информатике на пропедевтическом уровне. Например, развивающее, технологическое, информационное или социально-культурологическое направления. Учитель может отдавать предпочтение одному из направлений сообразуясь с особенностями класса или профиля обучения в школе, но при этом учитывая остальные.

Принцип связи с методической системой обучения пропедевтическому курсу информатики. Эта связь обеспечивается изучением содержания учебников и программного обеспечения пропедевтического курса информатики, просмотром и анализом видеоуроков по информатике, прохождением педагогической практики в классах пропедевтического уровня. Студенты принимают участие в сетевых сообществах учителей информатики и используют сетевые ресурсы педагогического опыта учителей по пропедевтическому курсу информатики.

В основу структурно-функциональной модели положено соответствие между структурными компонентами методической системы подготовки учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне и методической системой обучения информатике на пропедевтическом уровне, также учтены результаты когнитивного анализа факторов, влияющих на процесс подготовки к обучению информатике на пропедевтическом уровне (рис. 1.4.).

Методика преподавания информатики на пропедевтическом уровне

рис. 1.4

Содержательный блок включает компоненты: гностический, экспертный, технологический, проектировочный, организационный, рефлексивный. Гностический компонент характеризует знания в области информатики и ИКТ. С целью обеспечения преемственности пропедевтического курса информатики с базовым необходимо постоянное углубление знаний в области информатики и ИКТ, поскольку информатика как наука и средства ИКТ интенсивно изменяются, совершенствуются и развиваются, что в свою очередь вносит существенные изменения в общеобразовательный курс информатики. Экспертный компонент характеризует знания и умения учителя в области оценки программных средств учебного назначения. Это важный компонент, поскольку, учитель должен постоянно отбирать программные продукты для использования в учебном процессе. Технологический компонент характеризует умения учителей в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности. Учитывая непрерывное развитие и разнообразие новых программных продуктов, необходимо постоянно совершенствовать свой уровень технологической грамотности, т.е. умение работать с программными продуктами общего назначения, создавать программные средства учебного назначения. Проектировочный компонент характеризует умение учителя моделировать урок по информатике на пропедевтическом уровне, а организационный компонент – проводить урок. Рефлексивный компонент характеризует умение учителя проводить анализ собственной профессиональной деятельности. Этот компонент способствует повышению профессионального мастерства учителя, поскольку объективно оценивая достоинства и неудачи уроков, учитель стремится совершенствовать свою профессиональную деятельность, в том числе в области обучения информатике на пропедевтическом уровне. Личностная предрасположенность к преподаванию информатики на пропедевтическом уровне учтена в структурно-функциональной модели в виде креативного, мотивационного и коммуникативного компонентов. Креативный компонент характеризует уровень развития креативного мышления учителей. Учитывая тот факт, что на пропедевтическом уровне обучения информатике развитие креативного мышления учащихся является значимой составляющей курса, уровень креативности учителей тоже должен быть высоким. Кроме того, моделирование урока в условиях большого разнообразия учебных пособий и программных средств учебного назначения также требует постоянного развития креативного мышления учителей. Мотивационный компонент обеспечивает у учителей установку на повышение профессионального уровня в области методики обучения информатике на пропедевтическом уровне. Коммуникативный компонент описывает общение между учителем и учащимися на уроке. Известно, что дети младшего и среднего школьного возраста более эмоционально восприимчивы, доверчивы и непоседливы. Особенностью пропедевтического курса информатики является создание на уроке атмосферы доверия и творческого поиска.

Использование возможностей ИКТ для повышения эффективности преподавания пропедевтического курса информатики

Информатика в школе имеет 2 главнейшие задачи: формирование стиля мышления учащихся и совершенствование предметных методик, которые соответствуют двум направлениям изучения информатики: мировоззренческое и технологическое. Обе задачи требуют ранней постановки курса информатики. Тем самым этот курс становится пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к последующему систематическому изучению информатики и компьютерных технологий, как в концентре основной школы, так и базовой, включающей предпрофессиональную подготовку выпускников [21].

Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики.

Из чего можно сделать вывод о том, что приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В то же самое время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса, которое направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы базовых знаний;

- овладение умениями применять компьютерные технологии при сборе и анализе информации;

- развитие познавательных интересов и использования методов и средств информатики при изучении различных учебных предметов;

- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

Кроме того, очевидно, что обучение информатике в начальной школе должно вестись на основе инновационного подхода, то есть в первую очередь, в отходе от знаниевого подхода к парадигме совместного приобретения знаний.

Перспективный подход к обучению информатике должен быть направлен на реализацию следующих целей [24]:

- развитие представлений об информационной картине мира;

- формирование представлений о роли и месте информационных технологий в постиндустриальном обществе;

- выработка стабильных навыков получения и обработки информации;

- развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности;

- пропедевтика дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни.

На практике учителя нередко сталкиваются с несоответствием целей и задач обучения с представлениями учащихся о сущности предмета информатики. Дети умеют играть во всевозможные игры, но совершенно не имеют представления о том, что компьютер – это практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.

Современная жизнь требует от нас изменения подхода к определению целей обучения: от усвоения знаний к формированию компетенций, которые напрямую связаны с подготовкой к государственной итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ и к профессиональному самоопределению учащихся.

Перечень ключевых компетенций, предложенный в документах модернизации российского образования, сводится к следующему [26]:

- овладение общеучебными умениями и навыками;

- воспитание интереса к школе и учению, стремление к самообразованию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке своей деятельности.

- формирование умений учебного сотрудничества, формирование элементов коммуникативной речевой и языковой компетентности.

Компетентностный подход предполагает освоение умений, которые позволяют в будущем действовать в новых неопределенных, проблемных ситуациях.

Информатика напрямую связана с формированием информационной компетентности, которая обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

ИКТ-компетентность включает умения использовать информационные и компьютерные технологии в своей практической деятельности, т.е. самостоятельно искать, собирать, анализировать, представлять, передавать информацию.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.

Именно поэтому мы можем говорить о компетентностном подходе к обучению информатике, начиная с начальной школы, так как для успешной сдачи ЕГЭ готовиться к нему следует начинать фактически с начала систематического изучения предмета в школе.

Главной задачей учителя становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, то есть создать "развивающую среду", в которой каждый сможет реализовать свои способности и интересы на уровне своего развития.

Если говорить об инновациях, связанных с моей педагогической деятельностью, то их можно сформулировать следующим образом: формирование информационной компетентности учащихся при использовании компьютерных технологий и вовлечении учащихся в учебно-исследовательскую деятельность.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения оказывает позитивное влияние на отношение обучающихся к учению, формирует положительную мотивацию, интерес к изучаемому предмету. Мультимедийная технология позволяет высвободить время для дополнительного объяснения материала и для осуществления тест-контроля, а также обеспечить научность обучения, что означает глубину, корректность и достоверность изложения материала с учетом последних достижений науки и практики.

Методика использования ИКТ-технологий предполагает:

- совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

- усиление мотивации учения;

- улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

- повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

- демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения для обеспечения его успешного восприятия учебного материала, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Недаром еще К.Д. Ушинский заметил, что "детская природа требует наглядности". Структурная компоновка мультимедийной презентации с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока, в которой:

Образовательный аспект сводится к восприятию учащимися учебного материала, осмысливанию связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект подразумевает развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект сводится к воспитанию научного мировоззрения, умению четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи.

Мультимедийные презентации направлены как на решение традиционных задач: усвоение знания и их систематизация, так и на выполнение на современном этапе инновационных задач: формирование мотивации и навыков самоконтроля, коммуникативных навыков и развития информационной компетентности.

Использование мультимедийных презентаций на уроке применяется для того, чтобы:

Совершенствовать систему управления обучением на различных этапах урока

Усилить мотивацию учения;

Улучшить качество обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

Повысить уровень подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

Демонстрировать возможности компьютера, не только как средства для игры.

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения. Дети учатся самостоятельно работать с источниками информации по предмету. У учеников появляется готовность и желание выполнять дополнительные задания, чтобы получить более высокий результат. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Необходимость их усовершенствования ММП в первую очередь связано с совершенствованием системы управления урока и повышением мотивации учащихся к изучению информатики на следующей ступени обучения.

Инновационные аспекты ММП позволяют:

- во-первых, разнообразить материал, приспособив его к особенностям учащихся;

- во-вторых, структурировать материал с учетом способов деятельности на уроке;

- в-третьих, учесть индивидуальные особенности учащихся при восприятии информации через визуализацию материала;

- в-четвертых, активизировать познавательную активность учащихся, вплоть до выработки устойчивой потребности в приобретении новых знаний.

Структура урока существенно не изменяется, увеличивается этап мотивации, так как задействуется эмоциональная сфера ребенка, без которой невозможна творческая деятельность ученика.

Выводы к главе 1.

В первой главе было проведено исследование основных подходов к изучению информатики в общеобразовательной школе. С нашей точки зрения каждая методика имеет право на существования. Проанализировав основные концепции методики Босовой Л.Л. можно сделать вывод о высокой эффективности образовательной системы и ее направленности на повышение творческого потенциала учащихся. Особое значение конечно имеет специализированная подготовка учителей к проведению занятий по исследуемой метоке, котора также была проанализирована в рамках первой главы.

Практическое применение методики при проведении уроков информатики на пропедевтическом уровне

Исследовательская деятельность на уроках информатики в 5-6 классах

Ряд проведенных в последние годы международных исследований1 выявил значительные недостатки в умениях российских школьников применять полученные в школе знания и умения в контексте жизненных ситуаций [6]. Действительно, жизнь совсем не похожа на те задачи, которые ученики решают в школе; каждая возникающая жизненная проблема, по меньшей мере, обладает новизной. Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач – формирование навыков исследовательской деятельности, включая проведение реальных и виртуальных экспериментов.

Исследование – один из видов познавательной деятельности человека, установление, обнаружение, понимание действительности, получение нового знания. С исследованием сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.

В отличие от научного исследования, главной целью которого является получение объективно новых знаний, учащиеся в ходе исследовательской деятельности получают субъективно новые знания (новые и личностно значимые для конкретного учащегося). При этом обеспечивается повышение мотивации к учебной деятельности и активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Цель исследовательской деятельности в образовании состоит в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Принято выделять следующие способы и приемы исследовательской деятельности:

- умение видеть проблемы;

- умение вырабатывать гипотезы;

- умение наблюдать;

- умение проводить эксперименты;

- умение давать определения понятиям и т.д.

Каноническим примером организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках информатики является работа с "черными ящиками". Но исследовательского типа задания можно успешно выполнять с младшими школьниками при освоении графического редактора.

Пример 1. Подковы

1. Запустите графический редактор Paint.

2. Откройте файл Подкова.bmp.

3. С помощью инструмента Линия каждую фигуру разделите двумя прямыми на указанное число частей (3, 4, 5, 6).

4. С помощью инструмента Заливка заполните каждую часть фигуры разным цветом.

5. Сохраните результат работы в личной папке под именем Подкова1.

Это задание предлагается учащимся на этапе освоения инструментов графического редактора. Важно, что при его выполнении ребята не просто проводят прямые линии, но думают, где их следует провести, исследуют взаимное расположение прямых, экспериментируют. Ниже представлен образец выполнения задания.

Методика преподавания информатики на пропедевтическом уровне

Пример 2. Одним росчерком пера

1. Запустите графический редактор Paint.

2. Откройте файл Головоломка.bmp.

3. С помощью инструмента Многоугольник при нажатой клавише {Shift}попытайтесь соединить все точки одним росчерком пера (одной ломаной линией и не проводя ни один отрезок дважды) так, как это показано на рисунке:

4. При необходимости используйте команду [Правка-Отменить].

5. Сохраните результат работы под тем же именем, но в собственной папке.

6. Завершите работу с графическим редактором.

После выполнения этого задания целесообразно обсудить с ребятами вопрос о начальной точке: существует всего две точки (левая нижняя и правая верхняя), выбор которых в качестве начальных обеспечивает возможность выполнения задания. Хорошо, если ученики самостоятельно смогут установить, чем эти точки отличаются всех прочих.

В качестве дополнительного задания предложите ученикам аналогичным образом попытаться построить следующую фигуру:

Обсудите с учениками причину неизбежной неудачи.

Методика преподавания информатики на пропедевтическом уровне

Пример 3. Флаги

1. Запустите графический редактор Paint.

2. Откройте файл Флаги.bmp

Методика преподавания информатики на пропедевтическом уровне

3. Каждый из трех горизонтальных прямоугольников заполните цветом, красная, зеленая и синяя составляющие которого имеют указанные числовые значения (Палитра – Изменить палитру – Определить цвет).

4. Подумайте, сколько разных трехцветных флагов можно составить, используя данные цвета. Размножьте заготовку флага и изобразите все придуманные вами варианты.

5. Сохраните результат работы под тем же именем, но в собственной папке.

6. Завершите работу с графическим редактором.

Хорошо, если в результате непродолжительного экспериментирования ученики поймут, что это задание тесно связано с двумя предыдущими, хотя и имеет существенное отличие – все полосы должны иметь разные цвета. Последнее обстоятельство уменьшает на 1 число возможных вариантов окраски для каждой следующей полосы (3 × 2 × 1).

Пример 4. Оптическая иллюзия

1. Запустите графический редактор Paint.

Вам не кажется, что кирпичи в этой стене немного расплющены?

На самом деле все они прямоугольные, но создается впечатление, что они слегка клиновидные. Попытайтесь выполнить соответствующий рисунок в графическом редакторе и выясните, при каких условиях возникает эта интересная иллюзия.

Методика преподавания информатики на пропедевтическом уровне

Основной элемент рисунка – прямоугольник с контуром и заполнением. Иллюзия искривления возникает только тогда, когда контуры прямоугольников, образующие линии между кирпичами, светлее темных кирпичей и темнее светлых кирпичей.

Эти и многие другие примеры использованы при организации компьютерного практикума в учебниках Босовой Л.Л.

Методические материалы для проведения уроков логики в курсе информатики на пропедевтическом уровне

В современных условиях особую актуальность приобретает формирование и развитие у школьников логического мышления, предполагающего, в частности, следующие умения: анализировать, сравнивать (выделять общее и особенное), проводить аналогии, классифицировать, выделять главное и обобщать, устанавливать причинно-следственные и иные связи и т.п. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление. Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека. В глубокой древности возникла наука логика, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств.

Нас окружает множество объектов. Это различные вещи, процессы и явления. Каждый из объектов можно описать с помощью признаков. Признаками являются свойства (зелёный, круглый, сочный, горький) и отношения (больше, меньше, длиннее, легче, громче) и др.

Признаки объекта могут быть существенными и несущественными. Чтобы понять различие между ними рассмотрим следующий пример.

В лесу около озера растет дерево береза (название объекта). Береза – это объект реальной действительности. Она имеет возраст (10 лет), высоту (5 метров), место расположения (у озера), цвет и форму ствола, веток, листьев. Все это признаки объекта "дерево береза"[12].

Предположим, что наша задача – найти какую-либо березу среди других деревьев. В этой ситуации высота, возраст и место расположения березы не будут теми признаками, благодаря которым мы отличаем березу, например, от дуба. Здесь существенными признаками будут цвет и форма ствола, цвет и форма листьев.

Совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов отражается в понятии. Например, понятие "компьютер" отражает в себе существенные признаки всех существующих компьютеров как универсальных электронных устройств для хранения, обработки и передачи данных.

Понятия в языке выражаются одним или несколькими словами, например: "мальчик", "мороз", "человек", "информация", "компьютер", "персональный компьютер", "звуковая информация", "двоичное кодирование", "учебник информатики", "рабочая тетрадь". Обратите внимание: понятие всегда употребляется в единственном числе.

Существуют слова-омонимы, одинаково звучащие, но имеющие различное значение, выражающие различные понятия. Например, вам известны следующие значения слова "лист": лист бумаги, лист растения; особое значение это слово имеет в математике и информатике.

Слова-синонимы выражают одно и то же понятие (имеют одинаковое значение), но звучат различно. Так, слова "масса", "уйма", "бездна", "пропасть" являются синонимами для понятия "множество" (в смысле много) [14].

Методика преподавания информатики на пропедевтическом уровне

Словами мы пользуемся, когда говорим. Понятиями мы пользуемся, когда думаем, поэтому говорят, что понятие – это форма мышления.

Методика преподавания информатики на пропедевтическом уровне

Слова-синонимы выражают одно и то же понятие (имеют одинаковое значение), но звучат различно. Так, слова "масса", "уйма", "бездна", "пропасть" являются синонимами для понятия "множество" (в смысле много) [19].

Словами мы пользуемся, когда говорим. Понятиями мы пользуемся, когда думаем, поэтому говорят, что понятие – это форма мышления.

Вопросы и задания

1. С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности?

2. Какие признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.

3. Что такое "понятие"? Приведите примеры понятий, выраженных одним существительным и словосочетанием.

4. Посмотрев в толковые словари, перечислите существенные признаки, составляющие содержание следующих понятий: агроном, брейк, видеоклип, дюйм, жалюзи, камбала, мультипликация, пастила, рэкет, универсальный.

5. Укажите понятия, определяемые следующими словами:

1) группа слов, которая выражает законченную мысль;

2) значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;

3) часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их;

4) расстояние, преодолеваемое за единицу времени;

5) часть прямой, ограниченная с двух сторон;

6) многоугольник с наименьшим числом сторон;

7) фигура, боковые грани которой – треугольники, а основание – многоугольник;

8) натуральное число на которое натуральное число А делится без остатка;

9) натуральное число, имеющее только два делителя: единицу и само это число.

6. Приведите 2-3 примера слов-омонимов, выражающих различные понятия.

7. Приведите 2-3 примера слов-синонимов, выражающих одно понятие.

8. Можно ли выражать понятие существительным во множественном числе?

9. Чем отличается реально существующий объект от понятия?

10. Приведите примеры понятий из повседневной жизни, а также из курса математики, русского языка, истории, географии и информатики.

11. Как правило, в загадке в замысловатой форме дается описание существенных признаков некоторого объекта. На основании этой информации требуется догадаться, о каком объекте идет речь. Найдите или придумайте сами загадки для объектов "телефон", "стол", "дискета", "записная книжка", "мышка", "школа".

Цели урока: знакомство с логикой – наукой о законах и формах человеческого мышления, формирование представления о понятии как одной из форм мышления.

Основные понятия: логика, объект, признак, понятие.

Особенности изложения содержания темы данного урока.

Как правило, восприятие материала, рекомендуемого для изучения на данном уроке, не вызывает затруднений у шестиклассников. Учитель может организовать беседу, активно задействуя межпредметные связи и жизненный опыт учеников.

На этапе закрепления могут быть использованы вопросы 1-3 и 5-9. В качестве домашнего задания можно предложить номера 4 и 10-11. Эти задания выполняются письменно.

Указания, ответы и решения

1) Агроном – специалист по сельскому хозяйству с высшим образованием, обладающий обширными знаниями в области земледелия;

2) брейк – танец с элементами пантомимы и акробатики;

3) видеоклип – короткий музыкальный сюжет, состоящий из эстрадной песни и специально снятого изображения;

4) дюйм – единица длины в английской системе мер, равна 1/12 фута или 2.54 см;

5) жалюзи – многостворчатые ставни и шторы из неподвижных или поворачивающихся пластинок, устанавливаемые на окнах домов для изменения светового потока;

6) камбала – промысловая рыба с сильно сжатым с боков телом и несимметричным строением черепа, в связи с чем глаза расположены с одной стороны;

7) мультипликация – съемка в кино последовательных фаз движений рисованных или объемных фигур;

8) пастила – кондитерское изделие из протертых и сваренных с сахаром фруктов или ягод и яичных белков;

9) рэкет – вымогательство государственного или личного имущества, денег путем угроз и насилия;

10) универсальный – пригодный для многих целей, с разнообразным назначением, выполняющий разнообразные функции.

№5. 1) предложение; 2) суффикс; 3) местоимение; 4) скорость; 5) отрезок; 6) треугольник; 7) пирамида; 8) делитель заданного натурального числа; 9) простое число.

Применение методов тестирование на уроках информатики

Важным компонентом учебного процесса является контроль, или проверка результатов обучения. Формы контроля разнообразны: собеседование, экспресс-опрос, контрольная работа, зачет по опросному листу, тест (компьютерное тестирование), творческая работа и др. Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тматического и итогового контрол является тестирование. Тестом (от англ. test – "проба", "испытание", "исследование") в педагогике называют стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Педагогический тест состоит из отдельных заданий тестовой формы, к основным из которых следует отнести [27]:

1) задания с выбором правильных ответов из нескольких предложенных;

2) задания с открытым ответом;

3) задания на установление соответствия;

4) задания на установление правильной последовательности.

Наиболее распространенными являются задания 1-3 типов.

Бесспорными положительными сторонами тестирования следует признать: 1) стандартизованность; 2) экономичность; 3) отсутствие субъективизма. Большое будущее у тестирования как формы контроля знаний появляется в условиях информатизации образования, предполагающей широкое использование компьютерных методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Особое внимание следует уделить организации тестирования в V классе, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если ваши пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.

Как правило, для первого тестирования предлагаются задания с выбором правильного ответа из двух предложенных. По нашему мнению, количество таких заданий должно быть минимальным. В противном случае, велика вероятность угадывания правильного ответа. Мы считаем целесообразным включать в тестовое задание не два, а три-пять вариантов ответа, а также использовать тестовые задания, в которых может быть не один, а несколько вариантов правильного ответа.

При оформлении бланков тестовых заданий рекомендуем придерживаться соглашения, на которое также необходимо обратить внимание школьников: если в ответе на вопрос предполагается один правильный ответ, то варианты ответов отмечены кружками; если возможно несколько вариантов ответа – квадратиками.

Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:

– за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

– за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;

– за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к учебе.

Инструкция по работе с тестами может иметь следующий вид:

1. Для тестирования необходимо иметь ручку.

2. Для начала нужно заполнить графы с личными данными.

3. При тестировании нельзя пользоваться учебником и другими информационными источниками1.

4. В кружочке или квадратике около ответа, который вы считаете правильным, следует поставить галочку.

5. Если вариант ответа был выбран неправильно, зачеркните неправильный ответ и поставьте галочку около правильного ответа.

6. Не нужно очень долго размышлять над заданием. Если не удается его выполнить, надо перейти к следующему заданию. Если останется время, можно будет вернуться к заданию, вызвавшему затруднение.

7. Со всеми вопросами следует обращаться к учителю.

8. На выполнение теста отводится фиксированное время.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений [26]:

50-70% – "3";

71-85% – "4";

86-100% – "5".

По усмотрению учителя (особенно при тестировании в 5 классе) эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к "пограничным" ситуациям, когда один балл определяет "судьбу" оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

Разработаны интерактивные тесты по курсу информатики для 5-7 классов, включенные в состав набора цифровых образовательных ресурсов, являющихся приложением к методическому пособию "Уроки информатики в 5-7 классах". Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование "традиционное" – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.

Ниже представлено несколько вариантов проверочных тестов для 5 класса по темам "Информация вокруг нас", "История информатики", "Информация и информационные процессы", "Как устроен компьютер" и "Клавиатура".

Тест "Информация вокруг нас"

Вариант 1

1. Дайте самый полный ответ. Информация – это…

сведения об окружающем нас мире

то, что передают по телевизору в выпусках новостей

прогноз погоды

то, что печатают в газете

2. С помощью какого органа чувств здоровый человек получает большую часть информации?

- Глаза

- Уши

- Кожа

- Нос

- Язык

3. Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии – это примеры

- числовой информации

- текстовой информации

- графической информации

- звуковой информации

- видео информации

4. Все, что мы слышим – человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин – относится к

- числовой информации

- текстовой информации

- графической информации

- звуковой информации

- видео информации

Вариант 2

1. Дайте самый полный ответ. Информатика – это...

- умение обращаться с компьютером;

- наука об информации и способах ее хранения, обработки и передачи с помощью компьютера

- умение составлять компьютерные программы.

2. Укажите "лишнее"

- Глаза

- Уши

- Лицо

- Нос

- Язык

3. Количественные характеристики объектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения, запасы полезных ископаемых, площади лесов и т.д. представляют в форме …

- числовой информации

- текстовой информации

- графической информации

- звуковой информации

- видео информации

4. Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков, относится к

- числовой информации

- текстовой информации

- графической информации

- звуковой информации

- видео информации

Ответы к тесту

Вариант 1

1. Сведения об окружающем нас мире

2. Глаза

3. К графической информации

4. К звуковой информации

Вариант 2

1. Наука об информации и способах ее хранения, обработки и передачи с помощью компьютера

2. Лицо

3. К числовой информации

4. К текстовой информации

Тест "История информатики"

1. Восстановите хронологическую последовательность:

- Изобретение технологии изготовления бумаги в Китае,

- Начало книгопечатания в Европе,

- Появление алфавитного письма в Финикии,

- Первые следы иероглифического письма в Древнем Египте,

- Начало книгопечатания в России

2. Расположите события на ленте времени Изобретение магнитофона

Изобретение фотографии

Первая запись звука с помощью фонографа

Демонстрация первого кинофильма

Появление первых лазерных дисков

70-е гг. XIX в.

1839 г.

1895 г.

20-е гг. XX в.

80-e гг. XIX в.

Выводы

Информатизация образования в России – одна из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. И внедрение пропедевтического курса является одним из направлений для решения данной проблемы.

Основная задача пропедевтического курса – познакомить с особенностями восприятия информации, способами ее кодирования и интерпретации, основами представления информации в специализированных технических системах, в частности, в компьютере, и сформировать основные навыки работы с такого рода информацией, то есть заложить основы грамотной работы с информацией.

Целенаправленное и целесообразное использование информации предполагает, с одной стороны, умение обращаться к хранилищам информации, с другой стороны – знакомство с основными процедурами принятия решений и их реализации в процессе управления разнообразными объектами, в частности, собственными действиями и средствами своей познавательной деятельности.

Поиск новых приемов и форм организации учебной деятельности продиктовано стремлением к развитию личности и интеллекта школьника на таком уровне, что он в состоянии самостоятельно находить, обрабатывать и усваивать информацию, реализовывать свои идеи, проекты.

Важно в условиях компьютеризации учебного процесса сохранить положительное отношение учащихся к жизни, чувство радости от каждого прожитого дня, удовлетворение результатами своей деятельности. Особую значимость приобретает создание обстановки, позволяющей учащемуся пережить чувство успеха в достижении учебных целей.

При организации занятий школьников по информатике следует использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за компьютером к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта. Следует отметить, что возникающее у школьников во время работы за компьютером нервно-эмоциальное напряжение снимается достижением положительного результата и, напротив, неэффективность действий школьника приводит к возрастанию такого напряжения.

В обучении информатике параллельно применяю общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);

- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

- практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы, лабораторные работы);

- метод проектов;

- ролевой метод.

Достаточно эффективны на уроках информатики такие формы работы как: демонстрация презентации или работы программы всему классу; обсуждение материала всем классом и последующее индивидуальное выполнение заданий, метод скоростного чтения материала, взаимоконтроль, взаимодиктант, мурманская методика, блиц-опрос, ролевые игры, викторины.

Ученику всегда необходим элемент новизны. Вначале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без контакта между учеником и учителем.

Сегодня школьники могут творчески работать со сложными программами. Компьютерные программы раскрывают разные грани "написания" и "чтения" текстов, музыки, рисунков, предоставляют интерактивные среды для различных вычислений. Работа с информационными системами охватывает не только (и не столько) электронные энциклопедии самого разного назначения, но и обучение правилам работы в библиотеке, со словарями, справочниками, учит создавать собственные записные книжки.

Рациональное использование методов, форм, компьютерных программ позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность учащихся.

Культурный уровень современного человека характеризует понятие информационной культуры, которая должна формироваться в школе, начиная с первых уроков информатики. Необходимость формирования у детей начал информационной грамотности с раннего возраста объясняется процессами информатизации общества и формированием информационной общественной культуры.

Литература

1. Ажгиреева, О.В. Методика работы с алгоритмическими этюдами "Роботландии" / О.В. Ажгиреева // Информатика и образование. – 1999. – №10. – С. 60-65.

2. Андреева, Е.В. Математические основы информатики: элективный курс / Е.В. Андреева. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 328 с.

3. Бешенков, С.А. Информатика. Учебник 11 кл / С.А. Бешенков, Н.В. Кузьмина, Е.А. Ракитина. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. – 200 с.

4. Бешенкова, С.А.,, Формирование системно-информационной картины мира на уроках информатики / С.А. Бешенкова, Н.Н. Прытко, Н.В. Матвеева, Н.А. Нурова // Информатика и образование. – 2000. – №4. – С. 90-93.

5. Богачкина, С.А. Большая компьютерная энциклопедия / С.А. Богачкина. – М.: Эксмо, 2007 – 480 с.

6. Богомолова, Е.В. Программа курса "Теория и методика обучения информатике на начальной степени" / Е.В. Богомолова // Информатика и образование. – 2007. – № 1.-С. 86-99.

7. Боковиков, А.М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности / А.М. Боковиков // Психологический журнал. – 2000. – №1. – С. 93-100.

8. Босова Л.Л. Методические рекомендации к комплекту плакатов "Информатика и ИКТ. 5–6 классы". Учебно-методическое пособие. [Текст] / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 55 с. (авт. – 40 стр.)

9. Босова Л.Л. Школьная информатика как точка роста информатизации образования // Национальное издательство РТ "Магариф": Казанский педагогический журнал, 2008. – № 12, С. 44–51.

10. Босова, Л.Л. 5–6 классы в непрерывной многоуровневой структуре предмета "Информатика и информационные технологии" [Текст] / Л.Л. Босова // Применение новых технологий в образовании / г. Троицк Московской области – МОО Фонд новых технологий в образовании "Байтик", 2003. – С. 11–14.

11. Босова, Л.Л. Алгоритмизация как одно из направлений формирования метапредметных образовательных результатов [Текст] / Л.Л. Босова // Информационные технологии в образовании, науке и производстве. – Серпухов, 2009. – С. 232–236.

12. Босова, Л.Л. Графики и диаграммы в курсе информатики VII класса [Текст] / Л.Л. Босова // Информатика и образование. – № 6.– 2007. – С. 56–62.

13. Босова, Л.Л. Графический редактор Paint как инструмент развития логического мышления [Текст] / Л.Л. Босова // ИКТ в образовании (приложение к Учительской газете). – № 12 – 2009. – С. 21–25.

14. Босова, Л.Л. Графы в пропедевтическом курсе информатики [Текст] / Л.Л. Босова // Информатика и образование. – № 12. – 2006. – С. 53–64.

15. Босова, Л.Л. Диктанты по информатике. Методическое пособие для учителя. [Текст] / Л.Л. Босова. // Раздел в сборнике "Самостоятельные работы, тесты и диктанты по информатике". Серия "Информатика в школе" – М.: Образование и информатика, 2000. – С. 125–140.

16. Босова, Л.Л. Единая коллекция ЦОР для пропедевтического курса информатики и ИКТ [Текст] / Л.Л. Босова // ИКТ в образовании (приложение к Учительской газете). – № 8 – 2009. – С. 4–8.

17. Босова, Л.Л. Занимательные задачи по информатике. Учебное пособие. [Текст] / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005–2007. – 120 с. (авт. – 90 с.)

18. Босова, Л.Л. Изучаем информационные технологии в VII классе: информационное моделирование. Учебное пособие. [Текст] / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, В.В. Трофимова. // Информатика в школе: Приложение к журналу "Информатика и образование". № 2 – 2007. – М.: Образование и информатика, 2007. – 96 с. (авт. – 70 с.)

19. Босова, Л.Л. Изучаем информационные технологии в V–IV классах. Учебное пособие. [Текст] / Л.Л. Босова. // Информатика в школе: Приложение к журналу "Информатика и образование". № 6. – 2004. – М.: Образование и информатика, 2004.– 104 с.

20. Босова, Л.Л. Информатика и ИКТ. 5–7 классы: методическое пособие. [Текст] / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 464 с. (авт. – 390 с.)

21. Босова, Л.Л. Информатика и ИКТ: Программа и поурочное планирование для 5–7 классов. [Текст] / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2009. – 96 с. (авт. – 80 с.)

22. Босова, Л.Л. К вопросу о формировании навыков исследовательской деятельности на пропедевтическом этапе изучения информатики и ИКТ [Текст] / Л.Л. Босова // Информатика и образование. – № 12. – 2008. – С. 3–11.

23. Босова, Л.Л. Каким быть образовательному изданию нового поколения. [Текст] / Л.Л. Босова // ИКТ в образовании (приложение к Учительской газете). – № 17 – 2008. – С. 27–29.

24. Босова, Л.Л. Качество электронных изданий образовательного назначения [Текст] / Л.Л. Босова // Региональная многоуровневая система открытого образования Тверской области. – Тверь, 2002. – С. 12–13.

25. Босова, Л.Л. Контроль учебных достижений учащихся на уроках информатики и ИКТ в V–VII классах [Текст] / Л.Л. Босова // Информатика и образование. – № 11. – 2007. – С. 67–75.

26. Босова, Л.Л. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V–VII классов. Учебное пособие. [Текст] / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. // Информатика в школе: Приложение к журналу "Информатика и образование". № 6 – 2007. – М.: Образование и информатика, 2007. – 103 с. (авт. – 80 с.)

27. Босова, Л.Л. Курс информатики и ИКТ как точка роста процесса информатизации образования [Текст] / Л.Л. Босова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия "Информатика и информатизация образования", № 6 (18) – 2008. – С. 36–38.

28. Босова, Л.Л. Курс информатики и ИКТ как точка роста процесса информатизации образования [Текст] / Л.Л. Босова // Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье–2008). – Курск: Изд-во КГУ, 2008.– С.13–15.

29. Босова, Л.Л. Линия алгоритмизации: от пропедевтики к ЕГЭ [Текст] / Л.Л. Босова // Информатика и образование. – № 3. – 2009. – С. 32–45

30. Босова, Л.Л. Методика обучения решению алгоритмических задач в курсе информатики и ИКТ [Текст] / Л.Л. Босова // Информатика и образование. – № 9. – 2009. – С. 96–107.

31. Босова, Л.Л. Методические особенности организации занятий по информатике с учащимися 5–6 классов [Текст] / Л.Л. Босова // Педагогическая информатика. – № 3. – 2006. – С. 3–9.

32. Босова, Л.Л. Методические подходы к пропедевтической подготовке школьников в области информатики и информационных технологий / Л.Л. Босова // Информатика и образование – 2005 – № 3. – С. 19-30.

33. Босова, Л.Л. Методические подходы к пропедевтической подготовке школьников в области информатики и информационных технологий [Текст] / Л.Л. Босова // Информатика и образование.– № 3. – 2005. – С. 19–30.

34. Босова, Л.Л. Методические подходы к работе с графическим редактором Paint в пропедевтическом курсе информатики и ИКТ [Текст] / Л.Л. Босова. // Информатика в школе: приложение к журналу "Информатика и образование". №6 – 2008. – М.: Образование и информатика, 2008. – С. 3–25.

35. Босова, Л.Л. Методические подходы к созданию и использованию электронных средств учебного назначения по информатике. [Текст] / Л.Л. Босова //Ученые записки / Под ред. И.В. Роберт – М.: ИИО РАО, 2007. – Вып. 25, С. 93–102.

36. Босова, Л.Л. Методические рекомендации по курсу информатики: 5–6 кл. [Текст] / Л.Л. Босова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 224 с.

37. Босова, Л.Л. Модели пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ. [Текст] / Л.Л. Босова // Ученые записки / Под ред. И.В. Роберт – М.: ИИО РАО, 2009. – Вып. 29. – С. 180–189.

38. Босова, Л.Л. Московский учебник. Информатика: Учебник для 5 класса. [Текст] / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 160 с.

39. Босова, Л.Л. Московский учебник. Информатика: Учебник для 6 класса. [Текст] / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 191 с.

40. Босова, Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов к учебникам информатики для 5–7 классов [Текст] / Л.Л. Босова // Применение новых технологий в образовании / г. Троицк Московской области – МОО Фонд новых технологий в образовании "Байтик", 2007. – С. 8–11.

41. Босова, Л.Л. Новый учебно-методический комплект по информатике и информационным и коммуникационным технологиям для V–VI классов [Текст] / Л.Л. Босова // Информатика и образование. – № 10. – 2004. – С. 2–16.

42. Босова, Л.Л. О метапредметной направленности пропедевтического этапа школьного курса информатики и ИКТ [Текст] / Л.Л. Босова // Применение новых технологий в образовании / г. Троицк Московской области – МОО Фонд новых технологий в образовании "Байтик", 2009. – С. 12–17.

43. Босова, Л.Л. О некоторых аспектах формирования готовности учащихся к использованию средств ИКТ в учебном процессе [Текст] / Л.Л. Босова // Мир психологии. – № 1. – 2005. – С. 221–229.

44. Босова, Л.Л. О подходах к организации компьютерного практикума на пропедевтическом этапе подготовки в области информатики и ИКТ [Текст] / Л.Л. Босова, В.В. Трофимова // Информатика и образование. – № 9. – 2007. – С. 91–99 (авт. 6 стр.).

45. Васильева, И.А., Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева, Е.М. Осипова, Н.Н. Петрова // Вопросы психологии. – 2002. – №3. – С. 80-88.

46. Воронкова, О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя / О.Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 320 с.

47. Гейн, А.Г. Методика преподавания современного курса информатики / А.Г. Гейн // Информатика. – 2003. – №34, 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48.

48. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах: Учебный комплект (1–4). – М.: Баллас, 2002.

49. Горячев А.В., Лесневский А.С. Информатика. 1–6 классы: Пропедевтический курс (Программа) // Программно-методические материалы: Информатика. 1 – 11кл. – М.: Дрофа, 2009.

50. Жилина Л.В. Ещё раз о развитии ученика: учебно-методическое пособие / Л.В. Жилина. – Куртамыш: ГУП Куртамышская типография, 2005. – 23с.

51. Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников //Информатика и образование. – 2007. – № 7.

52. Иванов, В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний / В.Л. Иванов // Информатика и образование. – 2002. – №1. – С. 71-81.

53. Извозчиков, В.В. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства / В.В. Извозчиков, Г.Ю. Соколова, Е.А. Тумалева // Наука и школа. – 2000. – №4. – С. 42-49.

54. Левченко И.В. Реализация структурных элементов урока при использовании компьютера //Информатика и образование. – 2003. – № 3.

55. Михеева, Е.В. Практикум по информации: учеб, пособие / Е.В. Михеева. – М.: Академия, 2007. – 192 с.

56. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе //Информатика и образование. – 2002. – № 6.

57. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. / Письмо Министерства образования РФ // Информатика и образование. – 2002. – №6. – С. 39-40.

58. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. Письмо Министерства образования РФ. Информатика и образование. – 2002. – №6.

59. Семакин, И. Информатика. 10 класс / И. Семакин, Е. Хеннер. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 166с.

60. Уваров, В.М. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие / В.М. Уваров, Л.А. Силакова, Н.Е. Красникова. – М.: Академия 2005. – 240 с.