Культурное воспитание младших школьников на основе народных праздников

Культурное воспитание младших школьников на основе народных праздников.

Статьи по теме
Искать по теме

Особенности воспитательного процесса в работе с младшими школьниками

С поступлением ребенка в школу отношения с окружающими людьми существенным образом меняются. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение: школьник большую часть дня проводит в контакте с другими людьми. Изменяется содержание общения, в него включаются темы, не связанные с игрой, выделяется особое деловое общение как с взрослыми, так и со сверстниками. Современное образование не может изолироваться от воспитания, сконцентрировавшись только на обучении.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [27]. Воспитание есть процесс и результат целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанника, и является неотъемлемой составной частью образования.

Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними.

По утверждению Л. И. Божович, уже шестилетним детям становится доступным сознание себя не только как субъекта действия (что было характерно для предшествующего периода развития), но и как субъекта в системе человеческих отношений [2]. Младший школьник начинает осознавать себя членом социума. Пространство жизни младшего школьника с поступлением в школу расширяется и усложняется.

Однако ребенок сталкивается с множеством трудностей. С качественно новым характером общения и расширением социальных связей детей младшего школьного возраста связана их повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Качественно новым для них становится общение в структуре учитель – ученик. Для младших школьников позиция ученика – это новая социальная роль. А в образе учителя появляется новый авторитет. Доверительность и открытость детей к педагогам и родителям создают благоприятные возможности для формирования в сознании детей социально ценных представлений и фундамента позитивной этической основы поведения. Изменяются и межличностные отношения детей, к игровым контактам добавляются деловые.

Л. С. Выготский ввел понятие "кризис 7 лет" [4]. В его основе лежат изменения в чувстве социальной компетентности ребенка, отношение к предметной деятельности становится более ориентированным на социально значимые действия и правила их выполнения.

В отношении к другим людям ребенок очень чувствителен, при этом по сравнению с дошкольником у младшего школьника существенно расширяется круг людей, оценки которых становятся важными для ребенка. Трансформируется постепенно и отношение к себе. Возникает чувство самоуважения, переживание собственной значимости для других, желание стать равноправным партнером. Модифицирующаяся система отношений обусловливает следующие проявления в поведении ребенка:

- неустойчивость воли, настроения;

- утрата непосредственности в поведении, появление ≪странностей≫ вертлявости, манерности, натянутости;

- уменьшение ситуативности реакций, поведение становится более произвольным;

- требование уважительного отношения к себе, а при отсутствии последнего – дистанцирование;

- ориентация на внешние авторитеты – людей вне семьи, взрослых, старших школьников.

К началу школьного возраста имеются три линии развития, выделенные Д. Б. Элькониным:

- линия формирования произвольного поведения;

- линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;

- линия перехода от эгоцентризма к децентрации [26].

В младшем школьном возрасте происходят изменения в эмоционально-волевой сфере ребенка. При этом ребенок, во-первых, не всегда точно воспринимает и понимает чувства, а во-вторых, ему свойственна подражательность взрослым. Поэтому эмоции ребенка этого возраста (например, пессимизм) – свидетельство неблагополучия в окружении ребенка.

Существует закономерная динамика эмоциональной сферы младшего школьника: от импульсивных реакций, непроизвольных проявлений эмоций у дошкольника до сдержанности в выражении эмоций и контроля над ними к концу младшего школьного возраста. Изменяется и ведущая деятельность: если в дошкольном детстве ею была игра, то теперь ведущей становится учебная деятельность. Именно в процессе учебной деятельности у младшего школьника дифференцируются другие, новые виды деятельности; формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, мышления); от учения ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности(№). Активность в обучении представляет собой одновременно и условие, и результат, и средство формирования личности младшего школьника.

В овладении новыми знаниями и умениями младшими школьниками руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны учителя, одноклассников, родителей. В то же время волевая сфера развита у них еще недостаточно. Это проявляется в рассеянном внимании, несформированном стремлении преодолевать трудности в работе, доводить начатое дело до конца. При опоре на эмоционально-положительное восприятие деятельности, характерное для младшего школьного возраста, можно воспитать отношение к своему труду, к природе, к окружающим, характеризующееся доброжелательностью, бескорыстием, заботливостью, стремление работать сообща и другие важные умения.

Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей [25]. Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью [23]. Появление у ребенка оценок, не зависящих от мнения учителя, означает, что у него складывается своя внутренняя позиция – осознанное отношение к себе, к окружающим людям, событиям и делам.

Отметим особенности воспитательного процесса в работе с младшими школьниками: непрерывность, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников, комплексность, вариативность. Необходимым и важным является двусторонний характер взаимодействия воспитателей и воспитанников, а также единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненных идее целостности формирования личности школьника. По мнению Т. И. Мальковской процесс воспитания в начальной школе направлен на:

- целостное формирование с учетом цели всестороннего гармонического развития личности младшего школьника;

- формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей;

- формирование гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

- приобщения младших школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

- развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей, желаний, социальных требований;

- организацию познавательной деятельности школьников;

- организацию личностной и социально ценной многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности [30].

Эффективность воспитательного процесса зависит от его формы и степени организации деятельности ребенка, глубины переживаемых им в это время эмоций, личность прогрессивно развивается лишь в ситуации успеха. Это законы воспитания [19]. Важнейший субъективный фактор при этом – личность воспитателя. От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, "кто вводит его в жизнь", многое зависит [24].

Воспитательная работа – это очень широкое поле деятельности, которое включает в себя все виды воспитания. Выделим компоненты системы воспитания младших школьников: умственное, физическое, трудовое, гражданско-патриотическое, нравственное, духовное, эстетическое, экологическое направления [19].

В педагогике существует несколько подходов к классификации средств и методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый и др.). Средства и методы в воспитании разнообразны, но обязательно личностно-ориентированы и зависят от направления воспитательной работы с младшими школьниками. Так, в физическом воспитании это могут быть гигиена, питание (средства) и упражнения (метод), в нравственном воспитании игра, учение (средство) и показ (метод).

Психологи В. А. Крутецкий, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, К. К. Платонов, Л. В. Занков и другие отмечают, что нравственный облик ребенка формируется в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Он раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбии, в готовности прийти на помощь другому человеку, в умении понять другого человека и уважении чужого мнения и поступка (толерантности) [27]. В младшем школьном возрасте у детей происходит усвоение общественных норм, осознанно проявляются такие нравственные качества, как чуткость, сочувствие, отзывчивость, милосердие, забота, дружба.

Перед современной школой стоит важная задача, чтобы с детства привить учащимся чувство сопричастности к духовным ценностям, истории, культуре, традициям своего народа, приобщать их к культурно-историческому наследию других народов.

Этот вопрос подробно рассматривает этнопедагогика. Рассмотрим возможности этнопедагогики в вопросе воспитания младших школьников. Выдающиеся философы, этнографы, психологи и педагоги издавна доказывали, что каждый народ имеет собственные, исторически сложившиеся формы и средства национального воспитания. "В трудовом народе, – утверждает Г. Н. Волков, – испокон веков выработались самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия" [3]. Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей его народа и всего человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества.

Известный ученый, основатель этнопедагогической теории Г. Н. Волков рассматривает педагогическую культуру как "сферу материальной и духовной культуры народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Это колыбель и колыбельные песни, игрушки и игровые песни, детская одежда и подвижные игры, детские орудия труда и труд детей, детская пища, детское питание и правила кормления детей, детский фольклор, традиционные детские (молодежные) праздники и традиционные формы назидания, советы… и совокупность взглядов народа на подготовку подрастающего поколения к жизни и т. п." [3]. В этом смысле воспитание предстает как трансляция в ходе целесообразно организованного педагогического общения ценностей, включенных в материальную и духовную традиционной культуры народа.

Проведение народных праздников в начальной школе включено в систему духовно-нравственного воспитания, которое как система строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям [29]:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4. Формирование ценностного отношения к семье и здоровью.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

При этом, по мнению Н. В. Новицан, приоритетным направлением в этнопедагогике является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Он подчеркивает, что патриотическое воспитание в начальной школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков [29].

Особенностью проведения народных праздников является познание социальной действительности и сопровождается формированием нравственной направленности личности ребенка [25].

Воспитательная работа в народной педагогике – это очень широкое поле деятельности, которое также включает в себя все виды воспитания: патриотическое, экологическое, трудовое, эстетическое.

Рассмотрим подробнее некоторые виды воспитания.

Патриотическое воспитание в народной педагогике осуществлялось в двух направлениях:

- формирование чувства привязанности и любви к Родине;

- физическая, психологическая и нравственная подготовка будущего защитника своего края, народа, страны.

Патриотическое воспитание в традиционном обществе было тесно связано с эстетическим, т. к. в соревновательной деятельности в ходе праздников присутствовали элементы эстетики. Зрители, присутствующие на состязаниях, ценят не только красоту броска в борьбе или удара по мячу в лапте, но также эстетику морально-нравственного в поведении участников: волю к победе, силу духа, стойкость, выдержку, великодушное отношение к сопернику и т. д.

Как показывают исследования С. М. Елкина, проведение народных праздников тяготеет к интегративному варианту реализации идеи народности в воспитательном процессе [32].

Экологическое воспитание в народной педагогике – важное направление развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития творческого практического мышления, трудолюбия и других качеств.

Любовь к природе, формирование определенной системы знаний о ней воспитывают охота и рыбная ловля, становившиеся элементами праздничных состязаний. Эти древнейшие виды народной физической культуры предполагают не обычное пребывание на природе, а углубленное изучение ее в определенных аспектах и проявлениях. Удачливые охотники – это знатоки повадок птиц и зверей, растительного мира, многих явлений природы.

Процесс эстетического воспитания в этнопедагогике основан на решении разнообразных задач эстетического воспитания средствами народной культуры:

1. Формирование эстетического сознания, способность понимать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке.

2. Формирование эстетических чувств, вкусов; развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности на основе исторического опыта.

3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей; выработка умений и навыков организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей.

Принципы системы эстетического воспитания этнопедагогики совпадают с принципами общей педагогики:

- всеобщность;

- комплексный подход;

- связь с жизнью;

- сочетание классных, внеклассных, внешкольных занятий;

- единство художественного и общего развития детей;

- художественно-творческая деятельность и самодеятельность детей;

- эстетика всей детской жизни;

- учет возрастных особенностей детей.

Идея народности воспитания была положительно воспринята всеми прогрессивными просветителями, педагогами и учеными России. Так, великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценил принцип народности воспитания, сформулированный основателем педагогики Я. А. Коменским. Он писал: "Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность". К. Д. Ушинский понимал под народностью стремление народа сохранить свое национальное "Я" и его поступательное развитие во всех областях общественно-исторической и социально-культурной жизни; особо выделяя роль народной педагогической культуры в воспитании детей русского народа, верно отметил, что "первый воспитатель – это народ..." [26].

Немаловажную роль в передаче традиций от одного поколения к другому играет социальное окружение, так как от его особенностей зависит, какие именно традиции усвоит ребенок. В науке существует такое понятие, как "самоидентификация", то есть "право индивида выбирать ту или иную идентичность", так определяет этот термин Г.Д. Дмитриев [7].

Понимание воспитания как составной части развития и социализации человека, как взаимодействия воспитателя и воспитанника позволяет выделить ряд принципов воспитания, характерных для рассмотренных нами направлений педагогики( традиционная и народная):

1. Принцип гуманистической направленности воспитания. Особая роль праздничной культуры, этнокультурных традиций – гуманизация человека. "Культура – это качественное изменение всех других сфер человеческой жизни, это определённая совокупность традиций и ценностей, мировоззренческих ориентаций, моделей поведения и образа жизни". Этнокультурные традиции проникают в жизнь в детском возрасте, в духовной атмосфере семьи. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации.

2. Принцип природосообразности и воспитания. Данный принцип предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

3. Принцип культуросообразности воспитания. Этот принцип предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур, особенностями присущими населению тех или иных регионов. Воспитание должно приобщать человека к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом, помогать человеку приспосабливаться к тем изменениям, которые постоянно происходят в нём самом и в окружающем его мире.

4. Принцип вариативности и социального воспитания. В современном обществе вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества с обязательной духовно – ценностной ориентацией человека на общечеловеческие ценности.

Таким образом, даже традиционная праздничная культура, являясь неотъемлемым компонентом народной педагогики позитивно будет влиять на становление и развитие личности детей младшего школьного возраста, формируя у них многие нравственные качества, способствуя патриотическому, трудовому, экологическому и эстетическому воспитанию.

Средства и методы воспитания детей младшего школьного возраста. Фольклор в воспитательном процессе с младшими школьниками.

В связи с рассматриваемой темой, мы будем использовать методы традиционной и народной педагогики.

Средства воспитания в педагогике – приемы и методы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения [21].

Среди педагогов нет единого мнения о средствах воспитания. Не ставя перед собой цели проанализировать все точки зрения ученых на эту проблему, остановимся на самых эффективных средствах воспитания современных школьников, взяв за основу положение, высказанное К.Д. Ушинским в известной работе "О народности в общественном воспитании": "Религия, природа, предания, законы, промышленность, литература и т.д. – это все из чего слагается историческая жизнь народа…" [26].

Обратимся к наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики:

1. Природа. Могучим средством воспитания является природа. Богата и красива природа России, по-своему чудесен и прекрасен каждый уголок нашей Родины. Природа способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по-настоящему любит природу, как правило, добр в отношении с людьми. Воспитание эстетической чуткости к природе, глубокого понимания красоты – сложная задача воспитателей, которая может быть решена разнообразными методами, важнейшими из которых являются те, которые основаны на непосредственном общении учащихся с природой (прогулки, туристические походы, сбор гербариев и т.п.), также беседы, чтение и обсуждение художественных произведений писателей, беседы по творчеству художников – пейзажистов. Необходимо не только воспитать в ребенке любовно – созерцательное отношение к природе, но и особенно важно использовать все возможности, чтобы постоянно развивать в нем созидательное [21]. Нужно говорить, прежде всего, что вся окружающая среда, все живое нуждается в человеческой опеке, помощи и поддержке, указать ребенку на объект, требующий его заботы и внимания.

Сказки. Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он написал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов [26]. Сказки, являясь художественно – литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищницы народной педагогики, более того, мы считаем, что во многих сказках содержатся педагогические идеи. Сказки являются важным воспитательным средством. В течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок [26].

1. Русский язык. Великий русский педагог К.Д. Ушинский справедливо заметил, что "лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык, и чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер" [26]. Думаем, что стоит прислушаться к словам ученого, задуматься над их смыслом. Именно с помощью родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщится к тому огромному опыту, которое накопило человечество. Но, прежде всего родной язык позволяет нам лучше узнать родной мир – историю и культуру своего народа, а человек, не помнящий родства, не способен воспринять и мировой опыт. Язык является основной формой хранения знаний, и тем самым он служит и средством передачи этих знаний.Очень важно показать школьникам, что слова русского языка – это живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живет прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт, они отражают особенности трудовой деятельности людей, природной среды их обитания, традиций, обычаев. Слова – памятник культуры [3]. Таким образом, мы постигаем премудрости русского языка не для того, чтобы уяснить язык как особую знаковую систему. Язык нужен нам, чтобы говорит, читать, писать, понимать услышанное и прочитанное.

2. Пословицы. Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как средств воспитания. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат – поведение. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с дальнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции, повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представления народа, дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими педагогическими обязанностями [17].

3. Музыка. Музыка – один из видов искусства, который обращен к чувствам, так как передает образы эмоциональных различных состояний человека. Недаром музыку называют языком души, тончайшие нюансы которой бывает трудно передать другими видами искусства [17]. Дети чутко откликаются на все, что затрагивает их чувства и воображение. Они способны с интересом слушать классическую музыку и отличать настоящее искусство от примитивного не представляющего эстетической ценности. Бесспорно благотворное влияние музыки на формирование не только эмоциональной культуры, но и нравственного облика, умственных способностей, на общее развитие ребенка, характер общения его со сверстниками и взрослыми, так как она несет в себе образы красоты, добра, грусти, любви, света. Очень близка миру ребенка народная музыка: песни, потешки, прибаутки. Русский детский музыкальный фольклор пронизан любовью к детям. Народные умельцы изготовляли различные музыкальные инструменты: дудочки, гармошки, трещотки, колокольчики. Все эти инструменты развивали слух, ритм, эмоциональную восприимчивость ребенка, формировали его музыкальный слух. Многие русские композиторы прошлого и современные пишут музыку на фольклорные мотивы. Так, для П.И.Чайковского, М.П.Мусоргский, С. Слонимского и др. народное творчество явилось источником вдохновения, они создали в своих детских фортепианных пьесах целый ряд портретов различных сказочных героев. ( Например, пьесы "Баба – Яга", "Русская песня", "Избушка на курьих ножках" и др.) Таким образом, музыка способна одарить красотой мировосприятия и полнотой чувств, побудить к возвышенному, подарить неповторимые мгновения счастья, окрасить будни и даже поддержать в трудные минуты. Музыка преображает духовный мир ребенка. Вдохновенный музыкой, ощутив его красоту, он преобразуется внутри и смотрит на мир чистыми глазами, открытым сердцем, не способным сотворить зло [21].

4. Загадки. Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету. Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности [19].

5. Обычаи и обряды. Народные праздники как средство воспитательно-образовательной деятельности в школе могут проявляться в обычаях и обрядах. Исследователи выделяют три основные группы праздников:

"I. Всеобщие… Это… праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно-историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе.

II. Локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности…; праздники отдельных возрастных групп, и праздники по профессиям.

III. Личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей" [15].

У русского народа традиционными всеобщими праздниками являлись Рождество, Пасха, Троица и др. [13]

Таким образом, мы рассмотрели наиболее продуктивные средства воспитания народной педагогики, выделив среди них природу, родной язык, музыку, пословицы, сказки и загадки, а также народные праздники.

В трактовке понятия "фольклор" современными исследователями нет единства. В узком смысле данное понятие, во-первых, включает в себя содержание "словесное народное творчество"; во-вторых, предполагает неизменную связь с обрядовой, тесно связанной с обычаями стороной народной культуры.

С искусством народа дети знакомятся с первой услышанной в раннем возрасте песни, сказки, в узнанной первой игре. Искусство следует за ним и во взрослую жизнь. Русский фольклор – величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное творение многих веков [8].

Устное народное творчество представляет большую педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой [20].

Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о природе своей страны.

Воспитательное значение устного народного творчества состоит в том, что лучшие его произведения вдохновенны высокими прогрессивными задачами, любовью к Родине, стремление к миру, т.е. проникнуты идеями народной педагогики [17].

Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается в их построении, и в создании образов, и в языке.

Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а так же символикой, т.е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифовывались творчеством мастеров слова. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, для него характерно раскрытие прекрасного и в природе и человеке [17].

Все это обуславливает необходимость работы с детьми на материале русского традиционного художественного творчества, русской культуры.

Фольклор, как явление традиционной народной культуры, собирает различные формы взаимодействия, регулируя нормативные и морально-нравственные идеалы, отвечающие современным гуманистическим идеалам, обеспечивая свое функционирование и органичную включенность личности в социокультурный контекст. Будучи органично включенным в народное начало традиций и обрядов, фольклор, как отмечают исследователи, становится в полной мере "народной" культурой и в этом смысле отделяется от массовой культуры. [25].

Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего.

Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка учебного процесса на основе ознакомления учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих школах России. Такой интерес объясняется следующими причинами:

1. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Если выпускник не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.

2. Русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека с природой, на взаимном уважении и ладе в семье. В отношениях между молодыми людьми и пожилыми людьми между верующими и неверующими людьми.

3. Раскрыть эти и другие секреты русского житейского уклада и передать их педагогическими средствами подрастающему поколению – одна из важнейших задач.

Народное творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуры.

Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т.к. многое было утрачено. Появилась необходимость изучения народного творчества – это проявляется в возрождении старинных праздников и обрядов, увеличение количества специализированной литературы по народному творчеству, появлении на телевидении и радио специальных передач по фольклору и этнографии.

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: "Мы целый год трудимся для праздника".

Праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням – повседневной жизни.

Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди должны достигнуть особого психофизиологического состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. Такое философское осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в целом ряде правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества.

Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу, гибели.

Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями – нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры.

В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией.

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Современные праздники и обряды богато насыщены народной художественной самодеятельностью, они резко противостоят старым, религиозным обрядам. В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является "артистами". Для школы наиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимают участие дети. Это, например, праздники: "встреча весны", где детям отводится роль закликающих, они водят хороводы, поют пестушки и их одаривают куличами (печеньем в виде птичек). Такой праздник дети ждали с нетерпением, с этим днем связывались волнение художественного творчества: вместе с матерями они делали из белого теста жаворонков, ласточек, сорок, соловьев, синичек и приносили свои изделия в школу. Дети воплощали в свои маленькие создания чувство любви к природе, каждый по своему выражал свое представление о красоте.

Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение.

Современная система народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Во всем многообразии школьных праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции.

Во-первых: обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых будней. Праздники отражали то чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.

Во-вторых: массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза. Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему.

В-третьих: праздник – это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.

В каждом празднике проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Функции народных праздников:

- развивающая

- информационно-просветительная

- культурно-творческая

- рекреативно-оздоровительная.

Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции праздников. Под термином "просвещение" в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Информационно-просветительная функция народных праздников основана на самостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов и предпочтений людей.

Рассмотрев данный вопрос, можно сказать, что праздники – неотъемлемая часть жизни людей, которая располагает людей на дружеские и теплые отношения. Праздник – одна из ветвей фольклора, изучение и углубление которого ведет за собой приобщение к народной культуре.

Таким образом, значение фольклора как явления, характеризующего традиционную сторону культуры, заключено в нравственном характере его содержания. Проявляясь во влиянии на участников процесса воспитания, он раскрывает свое содержание, в силу своей гибкости (в противовес адаптивности масс-культуры), формируя и актуализируя, применительно к ситуации воспитания, гуманистическое нравственное начало человеческих взаимоотношений. Человекосообразный характер фольклора позволяет отделить содержание народных традиций от внерелигиозных обрядовых форм, с которыми их роднит "застывший" характер, зачастую проявляющийся в обычае.

Следовательно, все фольклорные формы как носители традиций народа имеют ярко выраженную просоциальную окраску, будучи включенными в ценностное "ядро" национальной культуры и, таким образом, являются носителями нравственных ценностей народа, являются способом сохранения культуры. Обогащенное, с учетом влияния традиционной стороны, понятие культуры можно определить как "уровень отношений, сложившихся в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освещены традицией, обязательны для представителя данного этноса и различных его социальных слоев…" [12].

Литература

1. Борисова Е. Н. Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России, 1861-1917 гг. / автореф. рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. – М.: 1997.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М.: 1995. – 349с.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. – М.: Академия, 2009. – 168с.

4. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. // Психология личности. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2002. – 480 с.

5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования:. Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2009. – 45с.

6. Дегтярева М. А. Формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры. – М.: 2007.

7. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999. – 258с.

8. Драгович И. Л. Организационно-педагогические условия реализации проектных технологий в сфере этнокультурного воспитания. – М.: 2013.

9. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие. – М.: Флинта, 2010. – 185с.

10. Культурология / Науч. ред. Г.В. Драч. Ростов-н/Д.: Изд-во "Феникс", 2001.

11. Лавренюк И. Л. Педагогический потенциал народных традиций проведения праздников // Казанский педагогический журнал. 2011. №5.

12. Праздники, обряды, традиции / Сост. Б. Марьянова. – М.: Просвещение, 1965. – 356с.

13. Овсянникова С. К. Формирование гуманистических взаимоотношений учащихся начальных классов в школе развивающего обучения. Нижневартовск, 2007.

14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 800 слов и фразеологических выражений. М.: АЗЂ, 1994.

15. Пантелеева Н. Г. Народные традиции и праздники Руси // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. №5.

16. Ж. Пиаже. "Теория Пиаже" (Статья в книге: Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей /Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. М., 2001).

17. Перчун Н. В. Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа. Автореф... дисс. канд. пед. наук. Таганрог, 2003.

18. Перчун Н. В. Традиции как элемент духовной культуры // Известия ТРТУ. 2006. №2 (57).

19. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2011. – 575с.

20. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005. №3.

21. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 173с.

22. А. Ю. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова Педагогика досуга: учебное пособие.- М.: МГУКИ, 2008. – 272с.

23. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Изд-во политической литературы, 1976.

24. Терехова О. П. Народные праздники и обряды и их роль в нравственно-экологическом воспитании подрастающего поколения // Вестник Чувашского университета. 2011. №4.

25. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения: в 6ти т. Т.1 / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988.

26. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Изд. центр "Академия", 2004. – 384 с.