Дидактические игры в развитии познавательной активности младших школьников

Дидактические игры в развитии познавательной активности младших школьников.

Статьи по теме
Искать по теме

В настоящее время, одной из актуальных проблем остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, поиска методов, средств обучения, которые бы учитывали реальные возможности младших школьников.

Сущность проблемы заключается во влиянии игры на повышение познавательной активности младших школьников. Игра в образовательном процессе создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

Учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные средства обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9–10 лет. В этот период происходит физическое и психофизиологическое развитие, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Ведущей в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом для последующего развития[6].

Согласно учению Л.С. Выготского, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ученика. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: "память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим".

Восприятие в младшем школьном возрасте тесно связано с эмоциями. Учащийся воспринимает окружающий мир не безразлично, многое его радует или огорчает. Поэтому он обращает главное внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе, хотя и не вызывает эмоций.

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без

участия памяти, и сама память немыслима вне других психических процессов. Совершенствование памяти обусловлено в первую очередь освоением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания материала. Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания превращают память ученика в истинную высшую психическую функцию, осознанную, опосредованную, произвольную. Память школьника из непосредованной и эмоциональной становится логической, смысловой[17].

Согласно учению О.Ю. Ермолаева, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий[6].

Речь отличается ограниченным запасом слов, трудностью связного высказывания и общения. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи младших школьников.

Младший школьник в своем воображении уже может создавать разнообразные ситуации. Оно претерпевает генезис подобно тому, который проходят интеллектуальные операции: сначала воображение статично, ограничивается внутренним воспроизведением состояний, доступных восприятию, по мере развития ребенка воображение становится более гибким и подвижным, способным к предвосхищению последовательных моментов возможного преобразования одного состояния в другое[6].

Таким образом, развитие младшего школьника определяется основными психологическими новообразованиями: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни.

Развитие познавательной активности младших школьников

Познавательная активность младших школьников – это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ученика на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание к обучению, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других учащихся[23].

По определению Г.И. Щукиной познавательная деятельность – это "ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности", а Т.И. Шамова отмечает её, как деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности[13].

Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.Ж. Руссо создавал для учеников специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьники не только получали, но и искали знания. Однако в полной мере эта проблема разработана в педагогике Д. Дьюи. Он выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ученику готовые знания, пренебрегая его способностью к деятельности и познанию. Он предлагал учителю так организовать познавательную деятельность детей, чтобы они решали возникающие проблемы и получали необходимые знания, учились ставить задачи, находить решения, применять полученные знания[11].

В основе развития познавательной активности, по мнению В.С. Ильина, лежит преодоление школьником противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми он обладает в данный момент.

Эффективным средством развития познавательных интересов младших школьников являются творческие задания, проблемные ситуации, интегрированные уроки и дидактические игры.

Творческие задания – это задания, требующие творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто новое. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание младшего школьника найти решение дидактической проблемы, тем самым обучающийся активизирует мыслительные процессы.

Выполняя творческие задания на уроках, младший школьник стремится к творческой самореализации. Они обеспечивают эффективность развития познавательной активности, делают возможным овладение опытом самостоятельной деятельности, способствуют активизации мыслительной и творческой учебной деятельности, оказывают благотворное влияние на психическое развитие личности[23].

По определению Т.В. Кудрявцева проблемная ситуация – это некоторое психическое состояние субъекта, испытывающего познавательную или практическую трудность, это выявившееся противоречие между субъектом и объектом деятельности и познания. Автор выделяет три её признака. Проблемная ситуация, во-первых, способна побуждать учащихся к самостоятельной познавательной активности; во-вторых, призвана порождать значимые для учащихся жизненные вопросы; в-третьих, должна обладать свойством динамичности[16].

Интеграция знаний может обозначаться одним из путей повышения эффективности обучения в целом, и уровня познавательной активности в частности. Начальная школа является первой ступенью обязательного общего образования, поэтому учителю начальных классов просто необходимо использовать различные инновационные технологии. Федеральный Государственный образовательный стандарт предполагает не только формирование у детей универсальных учебных действий, но и требует от учителя компетентности, педагогического мастерства, рефлексивной составляющей своего самообразования. Без такой обширной теоретической базы у ученика трудно развить познавательный, исследовательский потенциал к учебной деятельности[1].

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

Дидактические игры способствуют развитию логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности; учат подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца; предоставляют возможность ученику проверять и развивать свои способности.

Сущность дидактических игр заключается в том, что решаются умственные задачи, предложенные в занимательной игровой форме, для этого требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Так развивается способность к суждению, умозаключению, а также умение применять свои знания в разных условиях. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят учащимся удовлетворение[3].

Развивая познавательную активность необходимо соблюдать следующие условия: использование разнообразных средств, их эмоциональность; яркость учебного материала, его посильность и целесообразность; связь с ранее усвоенными знаниями, частая проверка и оценка работы каждого.

Таким образом, использование творческих заданий, проблемных ситуаций, интегрированных уроков и дидактических игр будет способствовать развитию познавательной активности младших школьников.

Значение дидактической игры в повышении познавательной активности младших школьников

Как отмечают многие исследователи (В.М. Букатов, О.С. Газман, Д.Н. Кавтарадзе, М.В. Кларин, С.А. Шмаков и др.), дидактическая игра позволяет повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, облегчить процесс приобретения новых знаний и умений. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного учебного познания, взаимодействия школьников с учебным материалом, друг с другом и с учителем. Благодаря использованию дидактических игр на уроках в начальных классах можно добиться прочных и осознанных знаний, умений и навыков [20].

В игре удается привлечь внимание учеников к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях им неинтересны и на которых не удается сосредоточить их внимание. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для учащихся. Каждая дидактическая игра направлена на решение той или иной учебной задачи[5].

Классификацией дидактических игр занимались такие исследователи

как А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров и С. А. Шмаков[20].

В.С. Селиванов выделил несколько групп игр, развивающих интеллект, повышающих познавательную активность младших школьников:

1 группа – предметные игры как манипуляции с игрушками и предметами, через которые дети познают формы, цвет, объём, материал, мир животных, мир людей;

2 группа – игры творческие, сюжетно-ролевые. Такие игры носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских "экспедиций", совершаемых по книгам, картам, документам. Они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста. Учащиеся пишут дневники, письма "с мест", собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Такие игры не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией;

3 группа игр – это развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады. Такие игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Оперировать вложенными в игру знаниями младший школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя;

4 группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские, которые отражают профессиональную деятельность взрослых. В них учащиеся осваивают процесс созидания, учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную;

5 группа интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги.

Такие игры основаны на соревновании, путем сравнения показывают уровень подготовленности младших школьников, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность[20].

В процессе обучения должны сочетаться различные и группы игр, так как игровая деятельность обеспечивает максимальную эффективность. Дидактические игры имеют большую значимость при включении их в определенный отрезок учебного процесса (часть урока, темы, домашнее задание и т.д.), с определенной целью (изучение нового материала, систематизация, повторение и закрепление материала, контроль знаний и умений), исходя из заложенных в игре возможностей. Дидактические игры имеют свои игровые особенности: степень подвижности и характер взаимодействия участников игры, использование аксессуаров, продолжительность игры по времени, форма ее проведения, что позволяет включать их в учебный процесс в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями младших школьников[10].

Таким образом, игра формирует познавательную активность, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра – не развлечение, а особое средство вовлечения младших школьников в учебную деятельность.

Использование дидактических игр на уроках математики во втором классе

Игра в младшем школьном возрасте оказывает большое влияние на развитие всех психических процессов, свойств и состояний личности учащихся поэтому и является одним из эффективных средств повышения познавательной активности.

По утверждению Аванесовой В. Н., организовывая дидактическую игру на уроке, учитель должен знать её структуру и придерживаться следующей последовательности: дидактическая задача, правила игры, игровые действия, подведение итогов, результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия, она формулируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Через реализацию собственно игровых задач достигается основная цель обучения, которая определяет игровые действия, становится задачей самого школьника.

Содержание и направленность правил игры обусловлены общими образовательными задачами, познавательным содержанием и игровыми действиями. В дидактической игре правила уже заданы. С их помощью педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности и поведением учащихся. Правила влияют и на решение дидактических задач, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Игровые действия – это основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее сама игра, и тем успешнее решаются познавательные и дидактические задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и отношению к играющим. Ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования, которые связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Подведение итогов осуществляется сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление учеников, которые лучше выполнили игровые задания. При этом необходимо отметить достижения каждого, подчеркнуть успехи всех[14].

Для того, чтобы правильно провести дидактическую игру на уроке математики учителю необходимо соблюдать следующие условия:

– наличие определенных знаний о дидактических играх, умений для их проведения;

– выразительность проведения игры;

– включение самого педагога в игру;

– оптимальное сочетание занимательности и обучения;

– подбирать игры, которые способствуют повышению познавательной активности, служат дисциплинарным средством, воспитывают выдержку, терпение;

– используемая в дидактической игре наглядность должна быть яркой и доступной[14].

Подбор дидактических игр для обучения математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая из них должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. Следовательно, если, например, образовательной задачей урока является закрепление знаний по составу числа, то и дидактическая игра, включенная в урок, должна решать эту же задачу.

Важно соблюдать и определённую последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудными математическими заданиями должны следовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие подготовкой для их подведения[2].

Зная, что младшим школьникам трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а следовательно и к одной даже очень полезной игре, необходимо одну и ту же игру видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранить ещё некоторое время интерес к уже знакомой учащимся игре. При выборе дидактических игр следует учитывать не только обучающую задачу игры, но и её воспитывающую роль [9].

В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое количество арифметических действий, упражнений, тренируются в счёте, сравнивают множества, быстро находят решения. Она делает трудный материал более доступным, понятным.

Таким образом, дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании дидактических игр.

Система дидактических игр для повышения познавательной активности на уроках математики

Игра "Тридцать пять"

Цель: закрепить знания таблицы умножения на 5, а так же развивать

сотрудничество и взаимную поддержку, повысить познавательную активность.

Правила: класс разбивается на три команды (три ряда) и по очереди считают от 1 до 35. Если игроку надо называть число, которое делится на 5 (5, 10, 15…), то вместо него он хлопает в ладоши и говорит: "Класс". Если он забыл это правило игры и назвал число, то команда начинает игру заново. Игра закончена, когда один из игроков назовет число 35.

Игра "Заработай очко знанием таблицы"

Цель: закрепить материал при изучении таблиц сложения (и соответствующих случаев вычитания), умножения (и соответствующих случаев деления), повысить познавательную активность.

Оборудование: набор карточек. На одной стороне карточки записан случай сложения, допустим, 7 + 2, а на другой соответствующие ему случаи вычитания: 9 – 2 = 7 и 9 – 7 = 2. Аналогичный вариант возможен и с умножением/делением: на одной стороне карточки записано произведение 4 * 9, на другой соответствующие ему случаи деления 36: 4 = 9 и 36: 9 = 4. Можно записать на карточках и случаи сложения или вычитания однозначных чисел с переходом через десяток, например: на одной стороне – 4 + 9, на другой – 13 – 4 = 9 и 13 – 9 = 4.

Правила: из класса выбирается один ученик (ведущий), который встаёт у доски и показывает классу карточку той или иной стороной, а ученики угадывают, что написано на скрытой её стороне. Отвечает тот ученик, который первый поднял руку, если его ответ неверный, ведущий спрашивает другого ученика, так до тех пор, пока не будет озвучен правильный ответ. После, ведущий демонстрирует обратную сторону карточки и присваивает очко ученику за правильный ответ. Игра продолжается до тех пор, пока один из участников первым не наберёт условленное число очков, например, 3, 5, 10, 15.

Итог: победителем считается тот, кто первым наберёт оговоренное перед игрой число очков.

Игра "Определи маршрут корабля"

Цель: закрепить приёмы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд, повысить познавательную активность.

Оборудование: модели кораблей.

Правила: учитель прикрепляет к магнитной доске модель корабля и схематично изображает (кружками) пристани, обозначая каждую из них своим номером, а под ними записывает примеры, в которых зашифрованы маршруты к другим пристаням.

Учитель вызывает поочередно учеников (моряков) 1-й команды. Первый ученик решает пример, записанный под кораблем, показывает стрелкой, к какой пристани причаливает корабль. Он ведет свой корабль к той пристани, где находится ответ этого примера. Второй ученик решает пример, записанный под пристанью, и ведет корабль к другой, где находится ответ второго примера. Далее учитель открывает на доске другие примеры для 2-й команды. Игра продолжается аналогично. Подводятся итоги игры-соревнования.

Игра "Прочитай письмо петушка (лисы, лягушки)"

Цель: учить соотносить контур и геометрическую фигуру, развивать умение читать ориентиры и находить по ним нужное направление, повысить познавательную активность.

Оборудование: картина с тремя домиками петушка, лисицы и лягушки и с изображениями этих животных. На картине изображена широкая дорога, которая разветвляется на 3 узкие дорожки. На каждой дорожке 3 ориентира – это геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник на дорожке к домику петушка; прямоугольник, квадрат, круг на дорожке к домику лисы; треугольник, квадрат, треугольник на дорожке к домику лягушки. Письмо – это лист А3, на котором наклеена картинка петушка (лисы, лягушки). На листе бумаги изображены контуры геометрических фигур, соответствующие ориентирам (геометрическим фигурам), которые нарисованы на трех дорожках, идущих к домикам животных.

Правила: учитель говорит: "Нам пришло письмо от петушка. Давайте его прочитаем. Здесь нарисован круг, квадрат и треугольник. Найдем такую дорожку, на которой эти фигуры нарисованы в том порядке, в котором они нарисованы в письме". Ученики рассматривают картинку и движутся по дорожке. Называя фигуры, подходят к домику. Поют песенку петушку: "Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошка". Окошко открывается, и появляется петушок. Если дорожка выбрана неверно, то учитель окошко не открывает. Нужно снова повторить ход или ход переходит к другому ученику. Затем читают письмо от лисы (лягушки) и игра продолжается. Лисе поется песенка: "Лисонька-лиса, рыжая краса. Погляди в окошко на красное солнышко". Лягушке поется песенка: "Лягушка-квакушка, зеленое брюшко, выгляни в окошко, попляши немножко".

Игра "Математические пазлы"

Цель: формировать навыки устных вычислений, повысить познавательную активность.

Оборудование: поле с ответами, на котором собирается какое-либо изображение; б) пазлы с заданиями.

Правила: каждый ученик получает поле с ответами, на котором он будет собирать картинку, и набор пазлов, с одной стороны которых изображен фрагмент картинки, а с другой – числовое выражение.

Ученик должен вычислить значение выражения, найти этот ответ на поле и положить на него пазл изображением вверх. Если все вычисления выполнены правильно, то получается иллюстрация. Побеждает учащийся (или команда), справившийся с заданием первым.

Игра "Помоги зимующим птицам"

Цель: закрепить навыки сложения и вычитания в пределах 20, повысить познавательную активность.

Оборудование: изображения зимующих птиц и кормушки, конверты с кругами.

Правила: учитель прикрепляет к доске изображения зимующих птиц и

кормушки. У каждого ученика на парте лежит конверт, в котором находится 6–7 кругов ("зернышек"). Ученики знают, что птицы голодают зимой и поэтому их надо подкармливать. На кругах записаны примеры. Ученики решают их и кладут "зерно" в кормушку.

Игра "Откроем замочек ключом"

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах.

Оборудование: модели ключей с изображением геометрических фигур и иллюстрации замочков.

Правила: у каждого учащегося ключ, на котором изображены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У учителя несколько замочков с геометрическими фигурами. Учащиеся подбирают к ним определенный ключ, который должен подойти правильным расположением геометрических фигур. Можно вместо геометрических фигур на замочке расположить примеры, а на ключиках – ответы к этим примерам. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков.

Игра "Шифр"

Цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа, повысить познавательную активность.

Оборудование: таблица

5 ед.

6 ед.

8 ед.

3 дес.

К

Д

Ч

76,  98,  75,  38,  95,  35

7 дес.

Т

Л

М

9 дес.

И

Ю

Ё

Ответ: лётчик.

Правила: расшифруй слово. Числа – это зашифрованные буквы в таблице, чтобы узнать букву, нужно соотнести десятки и единицы. Например, в числе 35, 3 десятка и 5 единиц, находим в таблице по вертикали 3 десятка, а по горизонтали 5 единиц. В месте их соединения зашифрована буква К. Зашифрованное слово запишите в таблице.

Игра "Гном"

Цель: закрепить умение заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых, повысить познавательную активность.

Оборудование: таблица

4

5

7

80

В

Ё

П

84,  87,  27,  55,  85,  54

50

Д

Р

М

20

О

О

Е

Ответ: вперёд.

Правила: помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперёд или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.

Игра "Математическая эстафета"

Цель: совершенствовать навыка быстрого табличного счёта, повысить познавательную активность.

Оборудование: карточки с примерами.

Правила: класс разбивается на команды (три ряда). Для каждой команды на доске прикреплены карточки с примерами.

Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример и передать эстафету своему товарищу. Игра заканчивается, когда ученики каждой команды решат все примеры.

Итог: побеждает та команда, которая раньше других правильно решит примеры.

Игра "Умножить или разделить?"

Цель: совершенствовать умение переключать и правильно распределять внимание на разные цвета, числа и арифметические действия и закреплять знания по программному материалу, в данном случае – по таблице умножения и соответствующим случаям деления.

Оборудование: картонный круг с цифрой, с одной стороны синего цвета, с другой – красного цвета.

Правила: игра может проводиться с разными числами. Допустим, выбранное число 4, умножение и деление на которое мы закрепляем. У учителя в руках картонный круг, который с одной стороны синего цвета, а с другой – красного. На обеих сторонах круга написано число 4. Учитель поясняет, что, когда он покажет круг синей стороной и назовет некоторое число, например 6, дети должны его умножить на 4, если же учитель покажет круг красной стороной, то названное им число дети должны разделить на 4. Круг показывается достаточно быстро то одной, то другой стороной, а иногда два – три раза подряд одной и той же стороной. Дети записывают ответы в тетради. Примеры могут быть такими: 4 * 4, 20: 4, 4 * 9, 4 * 7, 12: 4, 4 * 8, 16: 4, 4 * 2, 36: 4, 24: 4, 4 * 6, 32: 4 и т.д.

Игра "Математический лабиринт"

Цель: закрепить навыки табличного умножения, повысить познавательную активность.

Оборудование: круги с примерами.

Правила: помогите Мишке проехать по математическому лабиринту до бочки с медом.

На левой стороне доски располагается рисунок с изображением "медведя", с правой стороны – "бочонок с медом". Между ними произвольно разбросаны круги с примерами: 4*3; 2*7; 4*4; 6*8; 8*9;2*10. Учащимся предлагается соединить стрелками примеры, последняя цифра ответа, будет первой цифрой следующего примера.

Игра "Каких фигур не достает?"

Цель: развивать память, познавательную активность.

Оборудование: геометрические фигуры.

Правила: учитель вывешивает на доску все известные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, трапецию, многоугольник и предлагает назвать их по порядку.

К доске выходит один из учащихся. Он становится спиной к доске, а учитель одну их фигур убирает. Ученик поворачивается и определяет, какой из фигур не достает. Если он назвал фигуру верно, то учитель убирает уже две фигуры, а затем – три.

Игра "Кто быстрей сосчитает?"

Цель: развивать зоркость, внимание, познавательную активность.

Оборудование: плакат с цифрами.

Правила: на доске вывешивается плакат, на котором записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90. Требуется назвать и указать на таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счетчик.

Игра "Рыболовы"

Цель: закрепить анализ однозначных и двузначных чисел, повысить познавательную активность.

Оборудование: плакат с изображением пруда, карточки с цифрами (рыбки).

Правила: на доске иллюстрация пруда; внутри пруда вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа с обратной стороны. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды "ловит рыбку" (выбирает и переворачивает) называет число и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

Игра "Молчанка"

Цель: учить считать и записывать числа в пределах 100.

Оборудование: карточки с примерами, карточки с цифрами от 1 до 9.

Правила: учащиеся устно решают примеры и молча показывают учителю ответ, с помощью карточек.

Игра "Цепочка"

Цель: закрепить устную нумерацию в пределах 100, повысить познава-

тельную активность.

Оборудование: иллюстративные карточки с цифрами.

Правила: учащиеся каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь друг с другом.

Таким образом, в подобранных и адаптированных дидактических играх обучающийся наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Их можно использовать при проведении уроков математики во 2 классе.

Конспекты уроков математики для 2 класса с использованием дидактических игр

Проанализировав программу "Перспектива" под ред. Л.Г. Петерсона, изучив рабочую программу и календарно-тематическое планирование по математике учителя 2 "В" класса прогимназии №61 Желудковой Светланы Васильевны, в ходе беседы нами были отобраны такие темы уроков, которые можно проводить с использованием дидактических игр. Далее представлены фрагменты и конспекты уроков математики с использованием дидактических игр для повышения познавательной активности.

Конспект урока №1

Тема: Умножение и деление круглых чисел.

Цель: совершенствовать вычислительные навыки и закрепить умение решать задачи в пределах 100.

Формировать УУД:

Предметные: овладение основами пространственного воображения и математической речи; приобретение начального опыта применения матема-

тических знаний для решения учебно-познавательных задач.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог;

Регулятивные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности; развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Оборудование: иллюстрации медведя и бочонка с мёдом, круги с примерами.

Этапы урока

Деятельность учителя

Примечание

1. Орг. момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

2. Актуализация знаний

-Сегодня мы будем выполнять задания предыдущей темы и решать задачи.

-Ставим цель урока.

-Для этого что нужно вспомнить?

учащиеся ставят цель урока

3. Систематизация и повторение

Игра "Математический лабиринт"

Решение задач

Физкультминутка

-Определите данные выражения в одну группу:

240:30=             800:20=

200:2=              1000:200=

150:50=            480:6=      )

-По какому признаку?

-Разбейте их на 2 группы? По каким признакам?

-Прочитайте выражения первого столбика.

-Вспоминайте алгоритм решения данного выражения.

(на доске:

200:2=                         240:30=            

480:6=                         150:50= 

                                    800:20=

                                   1000:200=     )

Решение выражений.

-Составьте цепочку значений выражений в порядке возрастания.

-Посмотрите на доску. Поставьте учебную задачу.

- Сейчас мы закрепим таблицу умножения. Вам нужно помочь Мишке проехать по математическому лабиринту до бочки с медом.

(На левой стороне доски располагается рисунок с изображением "медведя", с правой стороны – "бочонок с медом". Между ними произвольно разбросаны круги с примерами: 4*3; 2*7; 4*4; 6*8; 8*9;2*10).

-Ваша задача решить примеры и соединить их стрелками, последняя цифра ответа, будет первой цифрой следующего примера.

 -Прочитайте задачу под буквой "а".

(В магазине в течение 7 дней продали 700 мячей, каждый день поровну. Сколько мячей продавали за один день?)

-Назовите три части таких задач?

-7 дней-это что?

-700 мячей-это?

-Что находим?

-Действие?

-Записываем выражение. (под диктовку ученика)

-700:7=100(м.)-продали за 1 день

-Ответ.

-Читаем задачу под буквой "в".

(В книге 240 страниц. Лёша каждый день читает по 8 страниц. За сколько дней он прочитает всю книгу?)

-Решаем самостоятельно.

Устная проверка.

Вывод по задачам:

-Задачи такого типа состоят из трёх частей. Каких?

-Откр. учебник на стр.44. Прочитайте требование.

(Длина коробки 6 дм, ширина-5 дм, а высота-8 дм. На сколько кубических дм её объём меньше объёма куба с ребром 1 м?

 

                                              

                                      

 

 

 

)

-Обратите внимание, коробка-это объёмное тело. У неё есть S основания.

-Длина коробки 6 дм, ширина – 5 дм. (показ на доске)

-Если взять по буквам, 6 дм – это а, 5 дм – б.

-А?

-Б?

-А высота 8 см.(показ)

-Теперь смотрим на второе геометрическое тело. Это?

-У него S основания-квадрат.

-Что мы можем найти?

-Обратите внимание на единицы измерения.

-Что предлагаете?

-Кто переведёт?

-Подпишите.

-Что будем искать?

-Это формула.

-Какая?

-a и b-это что?

-Пишем: V1=(6*5)*8=240(дм3)

-Пишем: V2=(10*10)*10=1000(дм3)

-Что надо узнать?

-Какое выражение составляем?

-Пишем: 1000-240=760(дм3)-разность между объёмами

-Ответ.

-Следующее задание. Прочитайте требование.

Найди площадь большого прямоугольника двумя способами, составляя выражение. Сравни полученные выражения. Что ты замечаешь?

 

 

 

-Нам нужно найти S чего?

-А сколько у нас прямоугольников?

-Заштрихуйте большой прямоугольник. Мы должны найти его S. Она из чего состоит?

-Возьмите красный карандаш, закрасьте маленький прямоугольник.

-Большой прям-к состоит из?

-Что нужно сделать?

-С чего мы начнём?

-Пишем: Sпрямоугольника=a*b

-Внимание на белый заштрихованный прямоугольник.

-Назовите его S.

-Назовите S мал. прям-ка.

-Знаем мы эти S-ди?

-Чтобы найти S большого прямоугольника надо…?

-Диктует ученик. Пишем первый способ: (6*4)+(4*3)=24+12=36(м2)

-Диктует ученик. Пишем второй способ: (6+3)*4=36(м2)

-Пишем ответ.

-все выражения на деление

ответы учащихся

учащиеся ставят учебную задачу

ответы учащихся

ответы учащихся

ответы учащихся

ответы учащихся

5. Домашнее задание

с.58 з. 5(1,2)

6. Подведение

итогов

-Какая была тема урока.

-Чему вы учились?

Фрагмент урока №2(Конспект урока см. приложение 1)

Тема: Умножение суммы на число. Умножение двухзначного числа на однозначное.

Этапы урока

Деятельность учителя

Примечание

2. Актуализация знаний

Игра "Умножить или разделить?"

- Посмотрите, что у меня в руках?

- Какие цвета у этого круга?

- Какая цифра на нём?

- Как вы думайте, что мы сейчас будем делать?

- Мы будем закреплять знания табличного умножения и деления на 8.

- Когда я покажу круг синей стороной и назову некоторое число, например 6, вы должны его умножить на 8, если же я покажу круг красной стороной, то названное число вы должны разделить на 8. Ваша задача решить и записать ответ в тетрадь.

Примеры: 8 * 4, 40: 8, 72: 8, 8 * 7, 80: 8, 8 * 8, 8 * 6.

Проверка по эталону.

- Кто не допустил ни одной ошибки?

ответы учащихся

Конспект урока №3

Тема: Решение задач.

Цель: способствовать формированию умения решать составные задачи.

Формировать УУД:

Предметные: умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.

Метапредметные: 

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог;

Регулятивные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности.

Оборудование: карточки с примерами.

Этапы урока

Деятельность учителя

Примечание

1. Орг. момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

2. Применение знаний и умений

Физкультминутка

Игра "Математическая эстафета"

-Тема нашего урока "Решение задач".

-Откройте учебник на стр. 66, найдите №2.

-Будем работать с первой строкой.

-В какие 2 группы мы можем определить данные выражения?

-Начинаем решать первое выражение на /.

800: 10=80(частное чисел 800 и 10)

-Кто объяснит выражение?

-Следующее выражение(350: 5    в числе 350 – 35 десятков)

-Следующее выражение на умножение?

-Какое правило нужно вспомнить для его решения.

-Кто расскажет правило?

(39*7    коллективное решение)

(5*48  и  4*70    самостоятельно)

-Каким способом вы воспользовались?

-Прочитайте задачу под №3.

-Вниз 2 клетки. Перерисуйте в тетрадь схему.

-Про что говорится в задаче?

-У кого они были?

-Что обозначает 300?

-Сколько книг у Валеры?

-Сколько книг у Миши?

-Что нам нужно узнать в задаче?

 Проверка задачи.

-Найдите №8. Поставьте учебную задачу.

-Какие уравнения будут решаться вычитанием?

-Почему?

- 1 вариант решает 1 уравнение, 2 – 3 уравнение.

- Кто решил уравнение правильно?

-Найдите №10.

-Что вы заметили?

-1-ый ряд решает первое выражение, 2 – 2, 3 – 3.

- А сейчас давайте поиграем. Мы будем совершенствовать навык быстрого табличного счёта.

- Для каждого ряда на доске примеры.

- Ваша задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример и передать эстафету своему товарищу. Игра заканчивается, когда ученики каждого ряда решат все примеры.

- Побеждает тот ряд, который раньше других правильно решит примеры.  

  1 ряд             2 ряд             3 ряд

61 – 47 =

51 – 24 =

65 – 28 =

16 + 84 =

57 – 19 =

59 + 42 =

29 + 32 =

35 + 47 =

23 + 29 =

35 + 28 =

16 + 35 =

88 + 6 =

11 – 7 =

43 + 38 =

7 + 19 =

48 + 37 =

54 – 28 =

60 – 15 =

28 + 4 =

62 + 18 =

77 + 13 =

40 – 22 =

14 + 77 =

62 – 19 =

62 – 48 =

77 + 16 =

99 – 62 =

42 – 35 =

24 + 18 =

16 + 15 =

ответы учащихся

ученик объясняет

ответы учащихся

один ученик решает у доски, остальные самостоятельно в тетрадях

ответы учащихся

проверка по эталону

взаимопроверка

класс разбивается на команды (три ряда). Для каждой команды на доске прикреплены карточки с примерами

3. Домашнее

задание

С.66, з.2(вторая строка)

4. Подведение

итогов

-Какая была тема урока?

-Что мы делали сегодня на уроке?

-Урок окончен.

Фрагмент урока №4(Конспект урока см. приложение 2)

Тема: Единицы длины.

Этапы урока

Деятельность учителя

Примечание

2. Устная работа

Игра "Молчанка"

-Что записано на доске?

13 см; 20 м; 2 дм 5 см; 6 м2; 5 м3; 4 м 3 см …

- Что такое величина?

- Единицы каких величин записаны?

-А сейчас давайте повторим умножение суммы на число.

- У вас на партах лежат карточки. Ваше задание: решить выражение с доски и поднять ответ на карточке.

28:4+9=            3*4+7=    

20-16:4=           24+16=    

17-9:3=             12:2- 6=    

ответы учащихся

работа в парах

Фрагмент урока №5(Конспект урока см. приложение 3)

Тема: Деление с остатком.

Этапы урока

Деятельность учителя

Примечание

2. Актуализация знаний

Игра "Рыболовы"

- Посмотрите на доску, что вы видите?

-Как вы думайте, что мы будем с вами делать?

-Мы с вами повторим анализ однозначных и двузначных чисел.

- Мне нужно 8 человек. По 4 человека в каждую команду.

- Поочерёдно каждый член команды "ловит рыбку" (выбирает) переворачивает, называет число и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

Числа: 4, 9, 28, 44, 3, 87, 11, 90

- Я предлагаю вам решить несколько примеров.

12х5                42:3        

240:6               68:17

- Решая примеры, что мы повторили?

- Почему я выбрала именно эти задания?

- Что будет дальше на нашем пути?

-Я предлагаю вам найти частное 14:3. Можем ли мы решить данный пример?

-пруд и рыбок

ответы учащихся

Фрагмент урока №6(Конспект урока см. приложение 4)

Тема: Решение задач.

Этапы урока

Деятельность учителя

Примечание

3. Систематизация и повторение

"Определи маршрут корабля"

- Найдите лишний пример: 48:6=         13:6=               81:9=


- Объясните, как делили?

- Сколько раз по 6 содержится в 13?

- Как называются числа при делении?

-Какие способы деления с остатком вы знаете? 

Доска: 1 р. – 21,22,23,24,25,26,27,28

            2 р. – 32,33,34,35,36,37,38,39

-В 1-ом ряду какие числа делятся на 3?

-Во 2-ом ряду какие числа делятся на 4?

-Какой получится остаток при делении?

-Сегодня это мы должны выяснить.

-Какие цели ставим перед собой?

На доске:

6:3, 7:3, 8:3, 9:3, 10:3

-Подчеркните в каждом примере делитель и остаток.

-Какой должен быть остаток?

-Почему остаток не может быть больше делителя?

-А что делать, если при делении с остатком делимое меньше делителя?

-Итак, мы выяснили, что остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.

-Посмотрите на доску, что вы видите?

-Поставьте учебную задачу?

-Ваша задача, у доски по одному, решить пример, записанный под кораблем, показать стрелкой, ту пристань, где находится ответ этого примера. Аналогично с остальными примерами.

Примеры:

5*6=30

8*7=56

9*7=63

9*6=54

8*4=32

6*4=24

-Откройте учебник на стр. 75. Прочитайте задачу под №9.

-О чём говорится в задаче?

-Что спрашивается в задаче?

- Что изменится в таблице при записи со вторым вопросом?

-Что показывают числа: 3, 54, 90(72)?

-Что обозначено вопросительным знаком?

-Из 90л. или 72л. больше или меньше получится тетрадей?

-Зная, что из 54л. получится 3 тетради, что можно узнать?

Решение задачи самостоятельно по вариантам (1 вариант отвечает на первый вопрос, 2 вариант отвечает на второй вопрос задачи).

Проверка.

 ответы учащихся

решение у доски с пояснением

под руководством учителя составляется краткая запись

ответы учащихся

Конспект урока №7

Тема: Решение задач.

Цель: способствовать формированию умения решать составные задачи.

Формировать УУД:

Предметные: умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.

Метапредметные: 

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог;

Регулятивные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Оборудование: таблица.

Этапы урока

Деятельность учителя

Примечание

1. Орг. момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

2. Актуализация знаний

Игра "Шифр"

-Посмотрите на доску.

5 ед.

6 ед.

8

ед.

3 дес.

А

Д

А

76,  98,  75,  38,  95,  35

7 дес.

Д

З

М

9 дес.

Ч

Ю

А

Ответ: задача.

-Сейчас мы повторим состав числа.

-Вам нужно расшифровать слово. Числа – это зашифрованные буквы в таблице, чтобы узнать букву, нужно соотнести десятки и единицы. Например, в числе 35, 3 десятка и 5 единиц, находим в таблице по вертикали 3 десятка, а по горизонтали 5 единиц. В месте их соединения зашифрована буква К. Зашифрованное слово будет темой нашего урока.

3. Применение знаний и умений

Физкульминутка

-Назовите тему нашего урока.

-Тема "Решение задач".

-Откройте учебник на стр. 73, найдите №4

- Прочитайте задание, поставьте учебную задачу.

(48:24    72:18     87:29    56:14    60:12   52:26)

- Начинаем решать задачи. Откройте стр. 75 и прочитайте задачу под №9 под буквой А.

Дейзи испекла пирожки для своих братьев. Она уложила в 8 коробок по 4 пирожка, и 3 пирожка у неё осталось. Сколько всего пирожков испекла Дейзи?

8*4=32 пирожка в коробках

32+3=35 испекла всего

-Прочитайте следующую задачу под буквой Б.

Дональд Дак пошел в террариум. Там он увидел черепах, ящериц и змей. Всего он насчитал 230 животных. Черепах было 24, а ящериц – в 3 раза больше, чем

черепах. Кого больше было в террариуме – змей или ящериц, и на сколько?

24*3=72(ж)-ящериц
2.230-(24+72)=134(ж)-змей
3.134-72=62

Ответ: змей больше чем ящериц на 62.

- Прочитайте задание под № 11 на стр. 75.

- Поставьте учебную задачу.

(392:56*124): (392:56*124)

решение у доски выражений по одному

совместное решение задачи, один ученик у доски, остальные в тетради

самостоятельное решение задачи с взаимопроверкой

решение выражения у доски по одному действию

4. Домашнее

задание

Стр.74№3

5. Подведение

итогов

-Какая была тема урока?

-Что мы делали сегодня на уроке?

-Урок окончен.

Фрагмент урока №8(Конспект урока см. приложение 5)

Тема: Сети линии. Пути.

Этапы урока

Деятельность учителя

Примечание

2. Актуализация знаний

Игра "Цепочка" 

Математический диктант

-Поработаем устно.

- Рассмотрите числовое выражение. Необходимо найти его значение. Кто справится с этой задачей?

Цепочка: 18*5 –:3 – +200 – +130

- Расскажите, что вы знаете о числе 360.

- 360 увеличить на 40.

- 360 уменьшить на 1.

- Первое слагаемое 360, второе  - 5. Запишите результат суммы. 

- Уменьшаемое 360, вычитаемое 60. Запишите результат разности.

- Запишите число, следующее при счете за числом 360.

- На доске результаты проверьте правильность выполнения по эталону:

400  359  365  300  361

 Я      И     И      Л     Н

- Расположите ответы в порядке возрастания.

- Какое слово расшифровали?

- Какие линии вы знаете?

- Покажите их на слайде и назовите.

- Перед вами листочки. На них 4 фигуры. Возьмите цветной карандаш и обведите "лишнюю" фигуру.

слайд №1

ученик последовательно выполняет действия данного выражения

-линия

ответы учащихся

слайд №2

слайд №3

Таким образом, использование дидактических игр помогает сделать урок математики увлекательным, интересным, что позволяет повышать познавательную активность второклассников.

Литература

1. Кондакова, А.М. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/А.М. Кондаков, А.А. Кузнецова – М.: Просвещение, 2010.

2. Бекиш, М. А. Игровые приемы на уроках и во внеурочной деятельности / М. А. Бекиш // Начальная школа. – 2011. – № 12. – С. 43-45.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. 39-е издание. Серия: книги меняющие жизнь. Издательство: Эксмо, 2015. – 560 с.

4. Богаченко, Е.А. Игра как современный метод / Е.А. Богаченко // Начальная школа. – 2010. – № 6. – С. 16-18.

5. Власова, И.С. Дидактическая игра как средство повышения эффективности на уроках математики / И.С. Власова // Начальная школа. – 2009. – №12 – С. 43 – 45.

6. Возрастная психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина; под ред. В.С. Мухиной. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. – 608 с.

7. Гурин, Ю. В. Урок + игра: соврем. игровые технологии для школьников / Ю. Гурин. – М.: Творч. центр Сфера; СПб.: Речь, 2010. – 157 с.

8. Данченко Т. Игровые технологии в начальной школе / Т. Данченко // Учитель. – 2007. – №6. – С. 44 – 46.

9. Зуев, Н. А. Дидактическая игра в развитии младшего школьника / Н. А. Зуев // Детство. Отрочество. Юность. – 2009. – № 1/2. – С. 47-52.

10. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – №11. – С. 49-52.

11. Маякова, Е.В. Процесс познания у младших школьников/ Е.В. Маякова // Начальная школа. – 2015. – №4. – С. 11 – 12.

12. Овчинникова, В.С. Дидактические игры – способ побуждения младших

школьников к автоматизации действий / В.С. Овчинникова // Начальная школа. – 2010. – №9. – С. 19 – 24.

13. Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению "познавательного интереса" в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 366-367.

14. Пономарёва, Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников / Пономарёва, Н.В. // Начальная школа. – 2009. – №11. – С. 3 – 7.

15. Потапенко Н.В. Игра "Математические пазлы" / Потапенко Н.В. // Начальная школа. – 2006. – №9. – С. 91.

16. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. / Под ред. Е.В. Ковалевской. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010.

17. Психология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2012. – 464 с.

18. Слободина В.И. Как сделать урок интересным / В.И Слободина // Начальная школа. – 2008. – №2. – С. 17-20.

19. Яковлева Т.Н. Математические игры / Яковлева Т.Н. // Начальная школа. – 2008. – №12. – С. 69.

20. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"; ред. Воеводкина О.Г. – Режим доступа: festival.1september.ru/articles/631434/

21. Дидактические игры по математике (1-2 класс) [Электронный ресурс] / Библиотека методических материалов для учителя; ред. Селихова О.В. – Режим доступа: infourok.ru/didakticheskie_igry_po_matematike_1-2_klass-536349.htm

22. Обобщение опыта по теме: "Применение дидактических игр на уроках в начальной школе как средство реализации системно – деятельностного подхода" [Электронный ресурс] / МБОУ "Косиловская ООШ"; ред. Печерская Е.П. – Режим доступа: kosilovo.ucoz.ru/load/obobshhenie_opyta_po_teme_primenenie_didakticheskikh_igr_na_urokakh_v_nachalnoj_shkole_kak_sredstvo_realizacii_sistemno_dejatelnostnogo_podkhoda/1-1-0-28

23. Особенности развития творческого мышления у младших школьников [Электронный ресурс] / Сообщество взаимопомощи учителей; ред. Усманова А.Н. – Режим доступа: pedsovet.su/publ/49-1-0-4263

24. Сборник дидактических игр для начальной школы [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования; ред. Морозова Е.В. – Режим доступа: nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/10/26/sbornik-didakticheskikh-igr-dlya-nachalnoy-shkoly

25. Система дидактических игр на уроках математики в начальной школе [Электронный ресурс]; автор Тарабулина Т.Ю. – Режим доступа: alma-mater-spb.ru/wp-content/upload/2012/10/games.pdf

Приложение