Имидж района города

Основные правила и принципы создания имиджа для коммерческих организаций в равной степени применимы и к административным структурам, но отличаются с учетом специфики деятельности последних.

Статьи по теме
Искать по теме

Формирование имиджа активно используется не только коммерческими предприятиями, но и государственными учреждениями, политиками. Свой имидж имеют города и страны.

Яркий пример имиджа города – Рио-де-Жанейро. В мире этот город считается самым крупным городом развлечений и карнавалов.

Формирование имиджа района города

Сначала выявляются цель и аудитория, на которую будет рассчитана кампания, после чего доносят до нее интересующую информацию. Для туриста важно наличие хороших гостиниц, транспортной инфраструктуры, стоимость так называемой туристической корзины, то есть сколько стоит пообедать, сколько стоит такси. Для горожанина важно ощущение комфортности и безопасности. Для бизнесмена – законодательство, защита интеллектуальной собственности и т.д. Донести информацию можно с помощью хорошего интернет-сайта города, где обо всем этом было бы доходчиво рассказано на нескольких языках. Очень важно, чтобы в любой точке мира человек, заинтересовавшийся городом, мог получить достоверную информацию.

Применительно к району города "формирование, повышение, поддержание его имиджа достигается за счет повышения уровня жизни и благополучия его жителей и фирм, стабильность в развитии, перспективные и понятные цели и стратегии, рост инвестиций в производство, расположенное в районе". Залогом успеха в достижении этих целей является активная политика муниципального управления, направленная на поддержку этих изменений.

"Имидж района ориентирован как на его жителей и предпринимателей, осуществляющих в его пределах свою деятельность, так и на внешних субъектов района, например, на вышестоящие правительственные организации". Следует согласиться с данным утверждением, на основе которого можно сделать объективный вывод. Имидж необходим для повышения притягательности, престижа района в целом, а также для повышения привлекательности для стечения в него природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей реализации и воспроизводства таких ресурсов.

В первую очередь, необходимо определить целевые группы. Имиджа не бывает "вообще". "Имидж складывается в сознании людей, в сознании конкретных слоев населения. С изучения этих слоев и следует начать работу, если стоит задача не просто улучшить или создать новый имидж района, но и научиться грамотно управлять им. Задача эта комплексная, здесь не может быть каких-то универсальных предложений и методов их решения. То, что оказывается эффективным в работе с одной группой населения, у другой вызывает прямо противоположную реакцию, а у третьей брезгливое отторжение: пропаганда, мол". Без правильного определения целевых групп любые усилия по улучшению имиджа района окажутся напрасными.

В имидже городов и других более локальных территорий особую роль играют жилищно-коммунальные услуги, в значительной мере определяющие качество и стоимость жизни. Внедрение маркетингового подхода к управлению жилищно-коммунальным хозяйством становится возможным по мере того, как потребитель получает возможность выбора количества и качества оказываемых услуг при условии соответствующей оплаты.

Элементы имиджа муниципальных образований

Составляющие имиджа района:

1. Предоставление товаров и услуг, необходимых для функционирования организаций и отраслей, непосредственно связанных с жизнедеятельностью района, за счет средств, выделяемых из муниципального бюджета: охрана правопорядка и безопасности, товары и услуги для нужд органов государственного управления.

2. Наличие органов государственного управления, значимых для государства социальных институтов и их представителей – в целях повышения престижа, улучшения имиджа и обеспечения содействия их деятельности со стороны общественных, коммерческих организаций и физических лиц;

3. Обеспечение общественных благ (товаров, услуг и др.): пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, общее и профессиональное образование, обеспечение общественной безопасности;

4. Обеспечение защиты прав, обязанностей и функций граждан и организаций, значимых для существования и развития общества, – это процессы потребления государственных услуг, уплата налогов, участие в выборах, исполнение воинской повинности, судебных и других гражданских обязанностей, функций;

5. Содействие поддерживаемым государством и полезным для общества нормам и правилам поведения, ценностям, программам, идеям и т.д.

Принципы формирования имиджа муниципальных образований

Можно выделить несколько принципов, лежащих в основе формирования и развития имиджа муниципальных образований.

– "Принцип прибыльности", который означает содействие муниципалитетов модернизации путем определения перспектив прибыльного бизнеса для мелких фирм;

– "Принцип эффективности" – означает оказание поддержки (в виде предоставления определенных услуг) муниципалитетами не каждой фирме в отдельности, а группе фирм;

– "Принцип участия" – предполагает вовлечение промышленных фирм в процесс непрерывной модернизации, делая их ответственными за этот процесс;

– "Принцип кооперации" – содействие установлению связей между фирмами, основа конкурентного успеха.

Как показал опыт успешно развивающихся районов г. Москвы, для того, чтобы поддерживать конкурентоспособный имидж, необходимо решить следующие основные задачи:

– иметь четкое представление о будущем развитии района;

– обладать способностью "поставлять обученную рабочую силу";

– создать развитую финансовую среду, способствующую внедрению инновационных идей, развитию инвестиционной деятельности;

– сформировать качество жизни и условия среды, привлекающие высококвалифицированных работников.

Методы работы с населением муниципального образования

Цель работы с населением муниципального образования – востребованность общественной инициативы.

Население рассматривается в качестве одного из основных ресурсов при реализации районных проектов/программ. Его особенность заключается в том, что при различных условиях население может выступать или в качестве катализатора процессов или в качестве сдерживающего фактора. Поэтому в администрации разработана модель взаимоотношений населения и администрации, реализующая механизм вовлечения населения района в реализацию районных проектов.

Работа с населением осуществляется через процедуры изучения и формирования общественного мнения. Это позволит вовлечь жителей в процесс управления, объединить их усилия для решения конкретных задач, выявить наиболее острые проблемы, стоящие перед обществом, оценить точки зрения целевых групп, сформировать в массовом сознании имидж администрации в целом и осуществляемых ею проектов и создать предпосылки для принятия наиболее качественных управленческих решений в экономических и социальных сферах развития района.

Основными целями работы с населением являются:

повышение доверия жителей к власти, т.е. формирование положительного имиджа администрации и ее деятельности, направленной на устойчивое развитие района;

вовлечение населения района в процесс управления районом, что является принципиально важным при реализации общегородских проектов (муниципальные займы, неоплачиваемый труд и т.д.);

обучение жителей грамотному использованию результатов муниципальной политики для практического улучшения своего личного благосостояния;

получение объективной информации о состоянии и развитии различных секторов экономики, о настроениях в обществе, о социально-политической ситуации в районе из альтернативных источников информации.

Работа по формированию общественного мнения осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Формирование имиджа администрации.

2. Официальная информация, в том числе разъяснение и продвижение политик администрации.

3. Поддержка долгосрочных проектов/программ.

4. Изучение общественного мнения.

Взаимодействие с населением осуществляется по типовой схеме работы PR отдела любого предприятия

Имидж района города

Схема взаимодействия администрации и населения через СМИ

Работу по каждому из направлений возложена на различные подразделения администрации. Это связано с различием задач, подходов и методов при их реализации. Так как все направления объединены общей целью, работа подразделений и ответственных лиц строится в рамках единого стратегического плана городского развития.

Отдел по связям с общественностью участвует в разработке и реализует стратегический план развития района в части формирования его имиджа, имиджа администрации и реализуемых ею проектов. Его работа направлена на предупреждение возможных негативных настроений и мнений жителей при осуществлении администрацией каких-либо непопулярных действий. Обратная связь с населением осуществляется через изучение общественного мнения.

С целью информационной поддержки принятия решений отдел решает две задачи:

– информационную – обеспечение надежной и политически независимой информацией об оценке деятельности администрации, о взглядах и настроениях горожан;

– научную – отслеживание и анализ изменений в социально-экономической, политической и социокультурной сферах общества, прогнозирование на долгосрочную перспективу предпочтений горожан.

Данная информация представляется главе администрации в виде аналитических записок и используется в разработке стратегического плана.

Таким образом, отдел по связям с общественностью является инструментом главы администрации, обеспечивающим влияние на общественную среду. Также он является основным инструментом формирования благоприятного имиджа района и противодействия негативным настроениям населения по отношению к администрации. Отдел отвечает за весь комплекс задач, связанных с созданием имиджа района и продвижением проектов/программ администрации. Основными направлениями деятельности отдела являются:

– формирование общественного мнения;

– поддержание связи со средствами массовой информации и политическими организациями;

– продвижение районных и общегородских проектов, реализуемых городской администрацией;

– анализ поведения политических и управленческих элит города, области;

– политическое позиционирование (политический маркетинг);

– изучение общественного мнения и тенденций его изменения;

– развитие у жителей чувства гордости за свой район и консолидация общества для решения районных проблем;

– предупреждение негативного восприятия населением непопулярных мер администрации, воздействующих на их жизнь;

– предупреждение жителей района о проводимых работах, могущих ухудшить комфортность проживания;

– консолидация населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

– анализ целевых групп;

– вовлечение населения в управление городом.

Выводы

Имидж для муниципальных организаций имеет совершенно другое значение, чем для коммерческих компаний. Имидж управы района города формируется за счет мнения жителей. Поэтому формирование имиджа управы преследует цель сделать диалог между жителями района и администрацией максимально простым и доступным. Имидж администрации района – это такое восприятие жителями района руководства, при котором оно воспринимается в качестве помощников простым людям.

Резюмируя, можно сказать, что имидж района, как составная часть имиджа города – это результат непрерывных усилий по созданию условий, благоприятствующих деятельности администрации района. На отделе по работе с общественностью лежит огромная ответственность, как на органе аппарата управления, формирующего имидж как администрации района, так и самого района города.

Если вовремя не позаботится о своем добром имени, не создать вокруг себя пространство благожелательности, доверия, взаимопонимания, то положение, авторитет среди широкой общественности рано или поздно может оказаться весьма неустойчивым. Человек, занимающий ответственную должность руководителя отдела по связям с общественностью – одна из ключевых фигур в вопросах успеха проводимых мероприятий. Даже непопулярные меры с помощью грамотно спланированной PR-кампании можно обратить во благо для организации.

Для формирования устойчивого, благоприятного имиджа организации необходима постоянная работа с общественностью, которая предполагает, прежде всего, распространение разнообразной информации, но информации честной, проверенной. Тенденциозную или откровенную дезинформацию, так хорошо всем знакомую по практике избирательных компаний, общественное мнение научилось распознавать и отвергать. Эта деятельность проходит в атмосфере коммуникационной открытости, связи с внешним миром, непрерывного диалога между сторонами: администрация – население, коммерческие организации, вышестоящие государственные структуры. Результатом подобных усилий является положительное общественное мнение, доверие к администрации и руководству, взаимопонимание, согласие в обществе, благоприятный климат внутри района города.

Специфика имиджа заключается в том, что он всегда ориентирован на общество в целом. Это могут быть обращения через средства массовой информации, выступления на собраниях или митингах, участие в крупных массовых мероприятиях, организация программ для повышения активности различных групп населения. При этом представление об общественном благе выступает средством для достижения благоприятного восприятия людьми как самой организации, так и конкретно её руководителя.

Ещё одна важная специфическая черта имиджа заключается в его долгосрочном воздействии на мировоззрение людей. Если имидж был хоть единожды испорчен, то это надолго останется в памяти людей. Поэтому формирование благоприятного имиджа – это перманентный процесс, требующий постоянных усилий и полной отдачи.

Литература

1. Анопченко Т.Ю. Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.

2. Вертакова Ю.В., Согачева О.В. Связи с общественностью. – М.: Тонкие наукоемкие технологии, 2012.

3. Гринберг Т.Э. Коммуникационная концепция связей с общественностью. Модели, технологии, синергетический эффект. – М.: изд-во МГУ, 2012.

4. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. – СПб.: Питер, 2012.

5. Кужелева-Саган И.П. Научное знание о связях с общественностью (PR). Философский анализ. – М.: Либроком, 2011.

6. Лукашенко М.А. PR: теория и практика. – М.: Маркет ДС, 2011.

7. Марков А.А. Связи с общественностью в органах власти. – М.: Инфра-М, 2013.

8. Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. – М.: МЦСПИК, 2012.

9. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Государственный PR. Связи с общественностью для государственных организаций и проектов. – М.: Инфра-М, 2013.