Фольклор современных подростков

Фольклор современных подростков.

Статьи по теме
Искать по теме

В древности на протяжении многих веков фольклор являлся единственной формой поэтического творчества. Даже с появлением письменности в течение тысячелетий, вплоть до периода позднего феодализма, устное народное творчество не теряло своей силы и было широко распространено как среди трудового населения, так и в кругах дворянства и духовенства.

С развитием общества рождались и развивались различные виды и формы устного поэтического творчества. Не все жанры фольклора прожили длительную жизнь. Своеобразие тех, что сохранились до наших дней, можно проследить, опираясь на тексты постархаического периода, и на этнографические сведения о народах, располагающихся на доклассовых ступенях исторического развития. Несомненно, некоторые жанры подвергались существенным изменениям, какие-то исчезали, а на их месте появлялись новые.

Говоря о складывании новых жанров фольклора, нельзя пройти мимо устного творчества детей. В фольклористике существует такое понятие, как "детский фольклор". Как явление детский фольклор стал широко популярен еще в XIX веке, но обозначался как "детская песня".

Подростковый возраст, будучи самым сложным периодом развития ребенка, стимулирует творческое начало у большинства ребят. Оно зачастую приобретает не совсем ту форму, которую ожидают от подростка родители и учителя. В настоящее время подростки развиваются в специфичной среде, которая стимулирует развитие нового фольклора, который обладает специфическими чертами. Именно исходя из того можно утверждать что тема подросткового фольклора остается актуальной и нуждается в дальнейшем изучении как одного из сложных и многогранных языковых явлений.

1. Понятие фольклора. Классификация подросткового фольклора

Фольклор – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, песни, а также прикладные промыслы, изобразительное искусство, но эти аспекты в работе рассмотрены не будут.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности и является исторической основой всей мировой художественной культуры, источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания. Произведения фольклора (сказки, легенды, былины) помогают воссоздавать характерные черты народной речи.

Народное творчество повсеместно предшествовало литературе, а у многих народов, в том числе и у нас, продолжало развиваться по ее возникновении наряду и рядом с ней. Литература не была простым перенесением и закреплением фольклора посредством письменности. Она развивалась по своим законам и вырабатывала новые формы, отличные от фольклорных. Но связь ее с фольклором очевидна по всем направлениям и каналам. Нельзя назвать ни одного литературного явления, корни которого не уходили бы в вековые толщи народного творчества.

Русский фольклорист Бессонов П.А. издал самый первый сборник детского фольклора, который назывался "Детская песня". Аникин В.П. рассматривает детский фольклор как "творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова". Такого же мнения придерживаются исследователи фольклора Померанцева Э.В., Мельников М.Н.: "Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и взрослых…". [Семенова 2012: 670-671]

Огромный пласт здесь составляют произведения, созданные и используемые взрослыми для воспитания детей, так называемую поэзию пестования.

Другие же исследователи, например Виноградов Г.С. не допускает отнесения к произведениям подросткового фольклора творчества взрослых, т. к. детские творения отличаются и по художественной форме, и по сюжетам. К тому же, как считает Андреев Н.П., колыбельные песни, пестушки, потешки нельзя ставить в один ряд с закличками, дразнилками, сечками, считалками, так как они не только не создавались детьми, но даже и не исполнялись ими. [Мельников 1987: 121]

С другой стороны, те произведения детского фольклора, что популярны среди детей, не всегда являются творчеством самих детей. Велико заимствование из фольклора взрослых, например песни, заклички, обрядовая поэзия, сказки. Несомненно, происходит приспособление заимствованных произведений к детской среде, и все же собственно детским творчеством как таковым эти произведения названы быть не могут.

2. Виды подросткового фольклора

Существует несколько подходов к классификации подросткового фольклора. Так Михаил Лурье предлагает следующую классификацию: детский анекдот, пародии и переделки и детские песни.

Одним из видов современного подросткового фольклора можно назвать сетевой фольклор, который присущ подросткам и молодежи. Главнейшая и универсальная черта всех фольклорных явлений – существование в устной форме, в то время как все сетевые тексты – по определению письменные.

Однако, как отмечает заместитель директора Государственного республиканского центра русского фольклора А.В. Костина, многим из них присущи все основные черты фольклорных текстов: анонимность и коллективность авторства, вариативность, традиционность. Более того: сетевые тексты явно стремятся к "преодолению письменности" – отсюда и широкое использование смайликов (позволяющих обозначить интонацию), и популярность "падонской" (намеренно неправильной) орфографии. В сети уже широко гуляют веселые безымянные тексты абсолютно фольклорные по духу и поэтике, но неспособные жить в чисто устной передаче. [Костина 2008: 59-71]

В подростковом фольклоре сегодня черный юмор существует в подавляющем большинстве случаев в виде дву- и четверостишей. Они легко запоминаются и очень похожи на частушки или бравые пионерские вирши, почему нередко в быту черный юмор еще называют садистскими стихами. В подавляющем большинстве их речь идет о чадах и домочадцах, чрезвычайно жестоких по отношению друг к другу. Именно здесь образ семьи, семейные отношения предстают в удивительном, однако, наиболее полном и доступном для" исследования виде. [ Мамонтова 1981: 67]

Отдельно необходимо поговорить об так называемых "альбомных традициях". Альбомные тексты так же относятся к подростковому фольклору. Тексты, предлагаемые массовой продукцией детям, необычайно просты, но претенциозны. Некоторые формулы этих стихотворных "благопожеланий" практически без изменений переходят в репертуар подростков-школьниц. Эти тексты в процессе альбомной коммуникации трансформируются в форму стихотворного этикетного письма, которое пользуется особой популярностью.

Если уделить внимание истории альбомных текстов, то можно смело говорить о том, к началу 20 столетия альбомное творчество утвердилось подростковой ученической среде. Самыми востребованными жанрами "альбомного фольклора" в подростковой коммуникации оказываются пожелания, признания, развернутые рифмованные суждения. Такие тексты используются гимназистками для памятных записок близким подругам. Установка на эпистолярный характер стихотворных текстов определяет ставшую традиционной форму записи: обращение, подпись, указание на дату заполнения альбома. Заметим, что подобная форма и характер записей сохраняется в альбомах школьниц того же возраста спустя десятилетия. Маленькие гимназистки не просто перенимают традицию. Они участвуют в ее распространении. Переписывая тексты этикетных писем из собственных альбомов в альбомы своих подруг, они из адресатов превращаются в адресантов. Появление новых вариантов текста при этом становится неизбежным.[Пономарёва 2006: 6]

Кроме того, нельзя забывать как о страшилках как об одном из видов подросткового фольклора. Основанием для характеристики "страшилок" как жанра фольклора является тот факт, что они обладают признаками фольклорного произведения: автор неизвестен, передаются из уст в уста, существует вариативность одного и того же сюжета. Кроме того, страшилка – это устный рассказ, для него характерен разговорный стиль речи со всеми его особенностями: неофициальность, неподготовленность коммуникации, ситуативная прикрепленность – лагерь, поход; эмоциональность и оценочность. [ Гречина 1981: 64]

3. Особенности подросткового фольклора

Подростковый фольклор обладает рядом характерных особенностей. Прежде всего, отметим, в современном подростковом фольклоре мало что осталось от традиционного фольклора. А те жанры, которые остались, изменились почти до неузнаваемости. Также появляются новые жанры.

Так, сегодня уже нет фольклора обрядового. И причина его исчезновения очевидна: жизнь современного общества не зависит от календаря, все обрядовые действия, являющиеся неотъемлемой частью жизни наших предков, сошли на нет. Необрядовый фольклор также выделяет поэтические жанры. Здесь и городской романс, и дворовые песни, и частушки на современные темы, а также такие совершенно новые жанры, как речовки, кричалки и садистские стишки. Тем не менее, подростковый фольклор – это, прежде всего, произведения устного народного творчества, созданные самими детьми, взрослыми для детей, и существующие на протяжении веков.

Подростки уже не знают обрядовый фольклор. И причина его исчезновения очевидна: жизнь современного общества не зависит от календаря, все обрядовые действия, являющиеся неотъемлемой частью жизни наших предков, сошли на нет. Необрядовый фольклор также выделяет поэтические жанры. Здесь и городской романс, и дворовые песни, и частушки на современные темы, а также такие совершенно новые жанры, как речовки, кричалки и садистские стишки. [Семенова 2012: 670–681.]

Прозаический фольклор потерял сказки. Современное общество обходится уже созданными произведениями. Но остаются анекдоты и многое новые несказочные жанры:

1. городские легенды,

2. фантастические очерки,

3. рассказы о невероятных происшествиях и т.д.

Для подросткового фольклора характерна нескладность, стилистические коллизии и присутствие ненормативной лексики. Однако подростковый фольклор можно смело назвать индикатором настроения в подростковой среде в целом. Из произведений относящихся к подростковому фольклору легко узнать о чаяньях и проблемах подростков.

Выводы

В заключении необходимо подвести итоги. Прежде всего, отметим, что В наше время создаются новые произведения (в устной форме), которые передаются из поколения в поколение в коллективах детей (лагерь, поход, туристические слеты), существует вариативность сюжетов. Стилистические и языковые особенности этих произведений также характерны для произведений устного народного творчества. Несомненно, эти произведения, как живые свидетельства языкового творчества, требуют более глубокого и тщательного изучения.

Подростковый фольклор как часть детского фольклора будучи живым явлением сохранился и развивается там, где ребенок находится в естественной среде обитания, близко к природе, с минимальным количеством взрослых.

Литература

1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М.: "Высшая школа", 2004. – 735 с.

2. Бессонов, П.А. Детская песня. – М. – 1868.

3. Василенко, В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А.М. Новиковой. – М.: "Педагогика", 1978. – с. 148

4. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. – И.: "Изд. Иркут. Секции науч. работников", 1930. – 234 с.

5. Гречина О.Н., Осорина М.В. Современная фольклорная проза детей. – Л.: "Наука", 1981. – 106 с.

6. Каргин, А.С. Костина А.В., Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ как приоритет культурной политики России в XXI веке // Культурная политика №3, 2008 – С. 59-71

7. Мамонтова, Г.И. Культурно-историческая и психологическая основа жанра страшилок. – Новосибирск. – 1981.

8. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор. – М.: "Просвещение", 1987. – 240 с.

9. Пономарёва Е.Н. Эпистолярные формы в фольклоре современной подростковой и молодёжной субкультуры Специальность 10.01.09 – Фольклористика автореф. – Ижевск: 2006

10. Семенова Е.Ю. Сопоставительный анализ сюжетов и стилистики русского, английского и марийского детского фольклора // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. – Н.: СибАК, 2012, с. 670–681.