Что такое финансовый менеджмент, каковы его цели и функции.
Финансовый менеджмент
- Эффект производственного рычага
- Роль финансового анализа в антикризисном управлении
- Оценка стоимости ценных бумаг
- Анализ деловой активности и рентабельности
- Источники финансирования основного капитала и повышение их эффективности
- Бюджетирование в системе финансового планирования на предприятии
- Анализ и развитие инвестиционной деятельности предприятия
Понятие и сущность финансового менеджмента
Сегодня финансы хозяйствующего субъекта – это индикатор его конкурентоспособности, показатель его жизнеспособности в рыночной экономике. Отсюда ясно видна актуальность и необходимость финансового менеджмента на предприятии.
Финансовый менеджмент можно определить как систему рационального и эффективного использования капитала, как механизм управления движением финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент направлен на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивания объема капитала.
Исходя из того, что финансовый менеджмент – это механизм управления движением финансовых ресурсов, тогда конечная цель такого управления соответствует целевой функции хозяйствующего субъекта – получению прибыли. Ведь любые экономические отношения, в том числе и мировые, базируются на стремлении получить прибыль. Прибыль или выгода потребителя появляется в том случае, когда он покупает по самой низкой цене при наилучшем соотношении качества и цены. Такое положение способствует развитию наиболее совершенных производств и хозяйствующих субъектов. Хозяйствующие субъекты-производители или продавцы могут удержаться на рынке только тогда, когда в условиях конкуренции им удается реализовать хотя бы минимальную прибыль, чтобы обеспечить свое выживание, т. е. рассчитаться по своим обязательствам и долгам и закупить средства для дальнейшего производства товаров или торговли. "Известны две основные возможности увеличения прибыли: рост объема выпуска и реализации товаров – выручка, и уменьшение затрат – себестоимость, так как прибыль в общем виде – это разница между выручкой и себестоимостью".
Финансовый менеджмент, управляя движением капитала, может направить его на увеличение производственных мощностей, а, следовательно, выручки; при управлении движением финансовых ресурсов, появляется возможность использовать их для снижения себестоимости и увеличения капитала.
Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели.
Финансовый менеджер должен знать теорию финансов, кредита и финансового менеджмента, бухгалтерский учет, действующее законодательство Российской Федерации в области финансовой, кредитной, банковской, биржевой и валютной деятельности, порядок совершения операций на финансовом рынке (рынке капитала, рынке кредитных ресурсов, рынке ценных бумаг, валютном рынке), основы экономики хозяйствующего субъекта, внешнеэкономической деятельности, налогообложения, методику и методологию экономического анализа. Особо важно для финансового менеджера уметь читать бухгалтерский баланс, так как последний является конкретным отчетным документом, характеризующим использование финансовых средств хозяйствующего субъекта.
Функции, цели и задачи финансового менеджмента на предприятии
Финансовый менеджмент является одним из видов профессиональной деятельности по управлению предприятием. Он включает в себя:
– разработку и реализацию финансовой политики фирмы с использованием различных финансовых инструментов;
– принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и выработку методов реализации;
– информационное обеспечение путем составления и анализа финансовой отчетности фирмы;
– оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций;
– оценку затрат на капитал;
– финансовое планирование и контроль;
– организацию аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью фирмы.
Важнейшие решения, принимаемые в области финансового менеджмента, относятся к вопросам инвестирования и выбору источников их финансирования.
Инвестиционные решения принимаются по таким вопросам, как:
– оптимизация структуры активов, определение потребностей в их замене или ликвидации;
– разработка инвестиционной политики, методов и средств ее реализации;
– определение потребностей в финансовых средствах;
– планирование инвестиций по фирме в целом; разработка и утверждение инвестиционных проектов, разрабатываемых в производственных отделениях;
– управление портфелем ценных бумаг.
Инвестиционные решения предполагают выделение в финансовом менеджменте двух видов финансового управления: краткосрочного и долгосрочного, имеющих свои специфические черты.
Краткосрочные инвестиционные решения направлены на определение структуры капитала фирмы на текущий период, которая отражается в ее балансе. Принятие таких решений требует от финансовых менеджеров глубоких профессиональных знаний в области краткосрочного финансового управления фирмой, умения применять обоснованные методы их реализации с учетом текущих тенденций развития рынка.
Долгосрочные инвестиционные решения, именуемые стратегическими, направлены на обеспечение успешного функционирования фирмы в будущем и требуют от финансовых менеджеров конкретных профессиональных знаний, практического опыта и навыков в использовании современных методов анализа для выбора оптимальных направлений и путей развития фирмы на перспективу с учетом объективных закономерностей развития рыночной экономики.
Решения по выбору источников финансирования принимаются по таким вопросам, как:
– разработка и реализация политики оптимального сочетания использования собственных и заемных средств для обеспечения наиболее эффективного функционирования фирмы;
– разработка и реализация политики привлечения капитала на наиболее выгодных условиях;
– дивидендная политика и др.
Использование методов финансового менеджмента на предприятии позволяют оценить:
– риск и выгодность того или иного способа вложения денег;
– эффективность работы фирмы;
– скорость оборачиваемости капитала и его производительность.
Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или ее отдельных производственно-хозяйственных звеньев – центров прибыли. Такими целями могут быть:
– максимизация прибыли;
– достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде;
– увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев) фирмы;
– повышение курсовой стоимости акций фирмы и др.
В конечном итоге все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчиков (акционеров) или владельцев (собственников капитала) фирмы, что, по сути, и является глобальной целью финансового менеджмента.
В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в краткосрочном и долгосрочном финансовом управлении.
Так, в краткосрочном финансовом управлении, например, принимаются решения о сочетании таких целей, как увеличение прибыли и повышение курсовой стоимости акций, поскольку эти цели могут противодействовать друг другу. Это возникает в том случае, когда фирма, инвестирующая капитал в развитие производства, несет текущие убытки, рассчитывая на получение высокой прибыли в будущем, которая обеспечит рост стоимости ее акций. С другой стороны, фирма может воздерживаться от инвестиций в обновление основного капитала ради получения высоких текущих прибылей, что впоследствии отразится на конкурентоспособности ее продукции и приведет к снижению рентабельности производства, а затем падению курсовой стоимости ее акций и, следовательно, к ухудшению положения на финансовом рынке.
В долгосрочном финансовом управлении, ориентированном на те же конечные цели, прежде всего, учитываются факторы риска и неопределенности, в частности, при определении предполагаемой цены акций как показателя отдачи на вложенный капитал.
Также задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов различных хозяйственных подразделений в принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования.
В конечном итоге основная задача финансового менеджмента – принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутрифирменными. Поток финансовых ресурсов составляют денежные средства:
– полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
– полученные на финансовых рынках посредством продажи акций, облигаций, получения кредитов;
– возвращенные субъектам финансового рынка в качестве платы за капитал в виде процентов и дивидендов;
– инвестированные и реинвестированные в развитие производственно-хозяйственной деятельности фирмы;
– направленные на уплату налоговых платежей.
Функции и методы финансового менеджмента можно подразделить на два блока: блок по управлению внешними финансами и блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю.
Блок по управлению внешними финансами предполагает реализацию отношений фирмы с юридически и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая собственные дочерние компании, выступающими в качестве клиентов, заимодателей, поставщиков и покупателей продукции фирмы, а также с акционерами и финансовыми рынками. Сюда входят:
– управление оборотными активами фирмы: движением денежных средств, расчетами с клиентами, управление материально-производственными запасами и пр.
– привлечение краткосрочных и долгосрочных внешних источников финансирования.
Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю включает:
– контроль за ведением производственного учета;
– составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и налогов;
– сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям;
– составление и контроль за правильностью финансовой отчетности: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и др.;
– анализ финансовой отчетности и использование его результатов для внутреннего и внешнего аудита;
– оценка финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих решений и в целях планирования.
В основе движения финансовых ресурсов лежит движение капитала. Поэтому общим содержанием всех приемов финансового менеджмента являются денежные отношения, связанные с оборотом капитала и с движением денег.
Приемы финансового менеджмента представляют собой способы воздействия денежных отношений на определенный объект управления для достижения конкретной цели.
По направлениям действия приемы финансового менеджмента можно свести в четыре группы:
1. Приемы, направленные на перевод денежных средств.
2. Приемы, направленные на перемещение капитала для его прироста.
3. Приемы, носящие спекулятивный характер (спекулятивные операции).
4. Приемы, направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход.
Приемы по переводу денежных средств означают приемы, связанные с расчетами за купленные товары (работы, услуги). Их основу составляют денежные отношения, связанные с куплей-продажей этих товаров.
Перемещение капитала для его прироста – это инвестиционная сделка, связанная, как правило, с долгосрочным вложением капитала. Поэтому приемы, направленные на перемещение капитала, представляют собой способы осуществления прироста этого капитала, способы получения дохода на этот капитал в форме его прироста.
Спекулятивная операция есть краткосрочная сделка по получению прибыли в виде разницы в ценах (курсах) покупки и продажи, разницы в процентах, взятых взаймы и отданных в кредит, и т. п.
Приемы, направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход, представляют собой приемы управления движением капитала в условиях риска и неопределенности хозяйственной ситуации.
Для получения достоверных сведений о ходе хозяйственных процессов финансовыми менеджерами проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности, которая представляет собой систематические наблюдения, измерения и регистрации процессов материального производства с целью контроля и управления ими. В хозяйственном учета каждое число характеризует не только количество, но и качественно разные объекты.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, его использовании, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Анализ имеет ряд особенностей, которые вытекают из определения:
1. Анализ является сплошным и непрерывным. Т.е. необходим обязательный учет всего имущества, всех видов производственных запасов, продукции, затрат, денежных средств, задолженностей предприятия и предприятию. А непрерывность отражена во времени постоянным наблюдением и записью документов, совершающихся на предприятии фактов о движении товаро-материальных ценностей, денежных средств.
2. При анализе используются специальные приемы и способы обработки данных.
3. Обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации – этот признак обусловлен зависимостью совершающихся между собой фактов.
Финансовый учет – система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности. Данные финансового отчета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями. Ведение финансового учета обязательно для всех организаций, его целью является составление финансовых отчетов для внешних пользователей. Его информация носит объективный характер и поддается проверке.
Управленческий учет – представляет собой систему сбора учетной информации, используемой внутри организации руководителями различных уровней. Главное назначение – обеспечение необходимой информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных результатов. Управленческий учет обобщает плановую, нормативную, аналитическую информацию. Более полно отражает учетную процедуру наблюдения, измерения и регистрации. Информация управленческого учета является внутренней и используется менеджерами организации для принятия управленческих решений. Ведение управленческого учета необязательно и зависит от администрации организации. Посторонние организации не оказывают влияния на систему управленческого учета.
Главные задачи анализа следующие:
1. формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, финансовыми и налоговыми органами, банками.
2. обеспечение информацией, необходимой для контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов в соответствии с нормами, сметами, нормативами.
3. своевременное предупреждение негативных явлений в производственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрипроизводственных резервов и прогнозирование результатов работы организации на текущий период и перспективу.
Цель анализа финансово-хозяйственной деятельности состоит в предоставлении пользователям полезной информации. В настоящее время практически на всех предприятиях признана целесообразность и необходимость удовлетворения потребностей информации многочисленных пользователей, которых можно объединить в три основные группы:
– непосредственно занимающихся бизнесом на данном предприятии;
– находящиеся за пределами данного предприятия, но имеющие прямую финансовую заинтересованность в бизнесе;
– имеющих косвенную финансовую заинтересованность в бизнесе.
Первую группу пользователей составляют руководство предприятия, которые несут ответственность за ведение дел и за достижение поставленных предприятию задач.
Успех и выживание того или иного предприятия в условиях конкуренции возможны только, когда руководство предприятия сосредотачивает значительную часть своих усилий на двух важных задачах: рентабельности и ликвидности.
Успех деятельности любого менеджера, как правило, зависит от того, насколько правильно и своевременно он принял то или иное решение. Многие из этих решений в значительной степени основываются на анализе предыдущей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
По этой причине менеджеры высшего звена являются одной из наиболее важных категорий пользователей результатов проводимого анализа.
Вторая категория пользователей отчетной информации представляет довольно большое количество лиц, не работающих на предприятии, но имеющих прямой финансовый интерес к результатам его деятельности. Это прежде всего учредители предприятия, а также различные кредиторы – поставщики или банки, у которых предприятие берет долгосрочные и краткосрочные ссуды.
По данным анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия финансовый отдел осуществляет финансовое планирование.