Эффект производственного рычага

Эффект производственного рычага.

Статьи по теме
Искать по теме

Структура и содержание эффекта производственного рычага и производственный риск

Планирование, как осознанное предвидение действий в будущем, моделирование результатов деятельности, поиск благоприятных возможностей, создание условий завтрашнего дня является составным элементом процесса управления. Финансовое планирование является частью общего процесса планирования деятельности предприятии, в нем используется информация маркетинговых исследований, организационного, производственного и других планов, при этом финансовое планирование подчиняется миссии предприятия и его общей стратегии. Планирование всегда ориентировано на данные прошлого, но направлено на определение и контроль развития предприятия в перспективе [14].

Качество планирования зависит от внешних и внутренних условий.

Внешние условия связаны с оценкой ситуации на товарных и финансовых рынках, с макроэкономической средой. Для финансового планирования необходима достоверная информация о следующих факторах:

- объем спроса и предложения товаров;

- цены на продукты и ресурсы;

- система расчетов;

- условия кредитования;

- порядок налогообложения и др.

Внутренние условия связаны с управленческими решениями, касающимися следующих параметров:

- масштаб бизнеса – объем выпуска товаров ограничивает производственная мощность предприятия;

- уровень технологии и организации операционных процессов – влияет на эффективность использования ресурсов, на качество изделий и услуг, а следовательно, на себестоимость и отпускные цены;

- уровень менеджмента – определяет качество планирования.

В ходе планирования уточняют цели и пути их достижения, устанавливают стратегические параметры, текущие задания и нормативы для оперативного контроля деятельности (таблица 1).

Таблица 1 – Содержание финансового планирования на различных уровнях

Системы финансового планирования

Формы реализации результатов финансового планирования

Мониторинг

Период планирования

Прогнозирование финансовой деятельности

Разработка общей финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия

Анализ  выполнения.

Корректировка   целей  и планов

До трех лет

Текущее финансовое планирование

Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности

Один год

Оперативно-финансовое планирование

Разработка и  доведение до исполнителей бюджетов по всем основным вопросам финансовой деятельности

Месяц,

квартал

Постановка целей в процессе планирования состоит в их четком определении и представлении в общепринятых показателях. План задает ориентиры, которые контролируют в ходе мониторинга. В случае отклонений от планового уровня требуются оперативные управленческие воздействия. В условиях неопределенности при любом изменении ситуации необходимо пересматривать плановые задания, уточнять значения показателей и нормативов [16].

Существуют специальные расчетные способы деления полупеременных расходов на постоянные и переменные. Они рассмотрены в литературе и в аналитических целях могут быть использованы в практической деятельности предприятий.

Один из основных практических результатов классификации расходов предприятия в зависимости от объема производства – возможность прогнозировать прибыль исходя из предполагаемого состояния расходов, а также определять для каждой конкретной ситуации объем реализации, обеспечивающий безубыточную деятельность. При этом руководство предприятия получает информацию относительно "вклада" каждого выпускаемого вида продукции в общий финансовый результат, что позволяет избежать ошибочных решений, принимаемых в случае калькулирования себестоимости в объеме полных затрат (переменных и постоянных).

Выручка от реализации продукции за вычетом переменных расходов составляет маржинальный доход, являющийся важным параметром в оценке управленческих решений. Данный показатель представляет собой сумму, которая остается в составе стоимости продукта (выручки), после того как покрываются зависящие непосредственно от производства расходы (переменные затраты). Не случайно другое его название – "сумма покрытия".

Величину выручки от реализации, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои расходы (переменные и постоянные), не получая прибыли, принято называть критическим объемом производства ("мертвой точкой").

Такое положение связано с эффектом производственного рычага (по аналогии с эффектом финансового рычага). В основе эффекта производственного рычага лежит механизм влияния постоянных расходов на финансовые результаты предприятия. До тех пор, пока полученной прибыли недостаточно для покрытия постоянных расходов, предприятие терпит убытки. После того как достигнут объем производства, при котором обеспечивается покрытие постоянных расходов, любое его наращение обеспечивает рост прибыли.

После достижения критического объема даже незначительное приращение продаж вызывает значительное приращение финансового результата. У предприятия, имеющего большую долю переменных расходов, наращение прибыли в условиях роста объема продаж после достижения точки критического объема происходит меньшими темпами. Данная зависимость получила название эффекта производственного рычага.

Эффект производственного рычага считается высоким, если небольшие изменения объема продаж вызывают значительные изменения финансового результата. С учетом сказанного высокий эффект производственного рычага имеют предприятия со значительной долей постоянных расходов.

Эффект производственного рычага оказывает непосредственное влияние на риск деятельности предприятия. Предприятия, имеющие высокий производственный рычаг, несут повышенный риск в условиях ухудшения конъюнктуры рынка. В то же время прибыль таких предприятий вследствие эффекта производственного рычага будет возрастать быстрее в условиях растущего спроса на продукцию, чем у предприятий, где доля постоянных расходов при прочих равных условиях меньше.

Разность между выручкой, полученной от реализации, и критическим объемом в определенной степени характеризует финансовую устойчивость предприятия. Если разность отрицательная, то существует реальная угроза финансовому положению предприятия, поскольку его деятельность убыточна.

Методы расчета эффекта операционного (производственного) рычага

Операционный леверидж проявляется в случаях, когда у предприятия имеются постоянные издержки независимо от объема производства (продаж). В краткосрочном периоде в отличие от постоянных переменные издержки могут изменяться под влияние корректировок объема производства (продаж). В долгосрочной перспективе все издержки имеют переменный характер.

Эффект производственного рычага возникает из-за неоднородной структуры затрат предприятия. Изменение переменных затрат прямо пропорционально изменению объема производства и выручки от реализации, а постоянные затраты на протяжении довольно длительного периода времени почти не реагируют на изменение объема производства. Резкое изменение суммы постоянных затрат происходит вследствие коренной перестройки организационной структуры предприятия в периоды массовой замены основных средств и качественных "технологических скачков". Таким образом, любое изменение выручки от реализации порождает еще более сильное изменение балансовой прибыли.

Сила воздействия производственного рычага зависит от удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия.

Эффект производственного рычага является одним из важнейших показателей финансового риска, так как он показывает, на сколько процентов изменятся балансовая прибыль, а также экономическая рентабельность активов при изменении объема продаж или выручки от реализации продукции (работ, услуг) на один процент.

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага на конкретное предприятие применят результат от реализации продукции после возмещения переменных издержек (VC), который часто называют маржинальным доходом:

МД=ОП-VC, (1.1)

где ОП – объем продаж, товаров; VC – переменные издержки.

МД= FC+EBIT, (1.2)

где FC – постоянные издержки; EBIT – операционная прибыль (прибыль от продаж – до вычета процентов за кредит и налога на прибыль).

Кмд=МД/ОП, (1.3)

где КМД – коэффициент маржинального дохода, доли единицы.

Желательно, чтобы маржинальный доход не только покрывал постоянные издержки, но и служил источником формирования операционной прибыли.

После вычисления маржинального дохода можно определить силу воздействия производственного рычага (СВПР):

СВПР=МД/EBIT (1.4)

Этот коэффициент выражает, во сколько раз маржинальный доход превышает операционную прибыль.

Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж. С изменением выручки от продаж меняется и его сила воздействия. Операционный рычаг позволяет оценить степень влияния изменения объемов продаж на размер будущей прибыли организации. Расчеты операционного рычага показывают, на сколько процентов изменится прибыль при изменении объема продаж на 1%.

Эффект операционного рычага сводится к тому, что любое изменение выручки от реализации (за счет изменения объема) приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным влиянием постоянных и переменных затрат на результат финансово-экономической деятельности предприятия при изменении объема производства.

Сила воздействия операционного рычага показывает степень предпринимательского риска, то есть риска потери прибыли, связанного с колебаниями объема реализации. Чем больше эффект операционного рычага (чем больше доля постоянных затрат), тем больше предпринимательский риск.

Таким образом, современное управление затратами предполагает достаточно многообразные подходы к учету и анализу издержек, прибыли, предпринимательского риска. Приходится осваивать эти интересные инструменты, чтобы обеспечить выживание и развитие своего дела.

Расчет планируемой величины финансовых показателей можно отразить в следующем виде [26]:

Ф.п.пл. = Ф.п.отч. - I, (1.5)

где Ф.п.пл. – планируемая величина финансового показателя;

Ф.п.отч. – отчетное значение финансового показателя;

I – индекс изменения финансового показателя.

Метод оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств; максимум дохода на рубль вложенного капитала; максимум прибыли на рубль вложенного капитала; максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).

Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в увязке планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании распределения прибыли, формировании фондов накопления и потребления. Балансовый метод традиционно используется при разработке шахматной таблицы [21].

Нормативный метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.

Балансовый метод применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид:

Он + П = Р + Ок (1.6)

где: Он – остатки средств на начало года;

П – поступления средств в планируемом периоде;

Р – расходы в планируемом периоде;

Ок – остаток средств на конец планового периода.

Методы экономико-математического моделирования позволяют установить количественно определенную взаимосвязь между планируемым показателем и факторами, его определяющими. Сущность таких методов заключается в том, что они позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида [50]:

у = f (x1, x2, –..., xn), (1.7)

где y – планируемый финансовый показатель; xi – i-й фактор, i = 1,..., n.

В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой, которая часто показывает, что сложные модели с множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-математического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами [37].

Литература

4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 395 с.

5. Бартониш М., Р.Найт. Управление денежными потоками. [пер. с англ. Е.Бугаевой] – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.

6. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 240 с.

7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. –М.: "Финансы и статистика", 2008.-412 с.

8. Бочаров В.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2009. – 218 с.

9. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – Киев, Эльга Ника-Центр, 2009. – 527 с.

10. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический

анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособ. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 366с.

11. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов – М.: ОАО "Олимп-Бизнес", 2009. – 509 с.

12. Букаяков М.И. Внутрифирменное планирование. Учебник. – М.: Инфра-М, 2006. – 312 с.

13. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-615с.

14. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью

предприятия: Учеб.-практич. пособие.- М.: Финпресс, 2010. – 208 с.

15. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры/ – М.: Финансы и статистика, 2009. – 559 с.

16. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово -экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – 471 с.

17. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. – 10-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2006. – 640 с..

18. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. – Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 479 с.

19. Управление финансами (финансы предприятий): учебник для студентов [А.А.Володин и др.] – М.: ИНФРА-М, 2009. – 502 с.

20. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. /Под ред. Г.Б.Поляка – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 526 с.