Анализ деловой активности и рентабельности

Анализ деловой активности и рентабельности.

Статьи по теме
Искать по теме

Сущность деловой активности и рентабельности как показателя эффективности бизнеса.

Сегодня мир бизнеса бесконечно разнообразен – предприятия всех размеров заняты в таких сферах, как производство, торговля, финансы и множество услуг и очень отличаются уровнем своей деловой активности. Деловая активность в условиях рынка является определяющим фактором эффективности деятельности предприятия.

В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия этот термин понимается в более узком смысле – как его текущая производственная и коммерческая деятельность.

Для достоверной оценки финансового состояния предприятия следует установить, насколько изменения, произошедшие в структуре имущества и источников его финансирования за исследуемый период, повлияли на эффективность использования имущества. Значимость этого момента обусловлена тем, что уровень деловой активности предприятия является одним из важнейших критериев для решения вопроса о целесообразности вложения средств в его развитие.

Практическое решение указанной задачи возможно через использование целой совокупности показателей деловой активности. В их составе следует выделить две основные группы: показатели рентабельности и различные показатели оборачиваемости.

В финансовом аспекте деловая активность предприятия проявляется в скорости, с которой оборачиваются его средства. Прибыльность деятельности предприятия отражает его рентабельность. Анализ деловой активности предприятия, а также его рентабельности состоит в проведении исследований уровней и динамики различных финансовых коэффициентов, позволяющих судить об оборачиваемости и рентабельности. Данные коэффициенты представляют собой относительные показатели финансовых результатов, которых достигло предприятие в ходе своей деятельности.

Анализ деловой активности предприятия даёт возможность выявить уровень эффективности с которым используются средства. Оценка деловой активности предприятия, как было сказано выше, предполагает рассмотрение коэффициентов. Это коэффициенты оборачиваемости и рентабельности.

Деловая активность имеет тесную взаимосвязь с другими важнейшими характеристиками предприятия. Прежде всего, речь идет о влиянии деловой активности на инвестиционную привлекательность, финансовую устойчивость, кредитоспособность. Высокая деловая активность хозяйствующего субъекта мотивирует потенциальных инвесторов к осуществлению операций с активами этой компании, вложению средств.

Являясь важнейшей характеристикой функционирования коммерческой организации, деловая активность может быть оценена с помощью ряда показателей, а, следовательно, является объектом экономического анализа в рамках анализа деловой активности.

Информационной базой для анализа деловой активности традиционно является бухгалтерская отчетность организации. Для целей внутреннего анализа могут также использоваться данные синтетического и аналитического учета.

В литературе существуют различные подходы к понятию деловая активность. Так, В. В. Ковалев определяет деловую активность в широком смысле как весь спектр усилий направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле – как текущая производственная и коммерческая деятельность компании. При этом деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижения ею поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.

Л. В. Донцова и Н. А. Никифорова отмечают, что деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств.

Некоторые авторы заменяют сущность деловой активности показателями ее характеризующими. Так, О. В. Ефимова и М. В. Мельник в качестве анализа деловой активности иллюстрируют операционный цикл хозяйствующего субъекта.

Таким образом, с точки зрения отечественных ученых в области учета и анализа, деловая активность организации есть не что иное, как результативность и эффективность производственно-коммерческой деятельности.

Деловая активность организации довольно чувствительна к изменениям и колебаниям различных факторов и условий. Основополагающее влияние на деловую активность хозяйствующих субъектов оказывают макроэкономические факторы, под воздействием которых может формироваться либо благоприятный "предпринимательский климат", стимулирующий условия для активного поведения хозяйствующего субъекта, либо наоборот – предпосылки к свертыванию и затуханию деловой активности. Достаточно высокую значимость имеют также и факторы внутреннего характера, в принципе подконтрольные руководству организаций. Кроме того, от уровня и характера деловой активности зависят, в конечном итоге, структура капитала, платежеспособность, ликвидность организации и др.

Анализ и оценка деловой активности осуществляется на качественном и количественном уровнях. Анализ на качественном уровне предполагает оценку деятельности предприятия по неформальным критериям: широта рынков сбыта (внутренних и внешних), деловая репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей, долгосрочных договоров купли-продажи, имидж, торговая марка и пр. Данные критерии целесообразно сопоставлять с аналогичными параметрами других хозяйствующих субъектов, действующих в данной отрасли или сфере бизнеса. Количественные критерии деловой активности характеризуются системой абсолютных и относительных показателей. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объём реализованной продукции, товаров, работ, услуг, прибыль, величину авансируемого капитала, оборотных средств, денежных потоков и др. Целесообразно сравнивать эти параметры в динамике за ряд периодов (месяцев, кварталов, лет).

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости.

Показатели оборачиваемости показывают, сколько раз за анализируемый период оборачиваются те или иные активы предприятия. Обратная величина, помноженная на 360 дней (или количество дней в анализируемом периоде), указывает на продолжительность одного оборота этих активов. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. А увеличение скорости оборота средств отражает повышение производственно-технического потенциала предприятия.

Коэффициенты оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость оборота капитала, то есть скорость превращения его в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота капитала отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия. Для этого рассчитываются показатели оборачиваемости, дающие наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности.

Проводя анализ деловой активности предприятия сегодня, человек не может обойтись без современных методов и средств. Новые технологии характеризуются возрастающей ролью при проведении анализа хозяйственной деятельности. Это позволяет облегчить задачу проведения экономического анализа, сопровождаемого выполнением большого объема различных вычислений, представленных абсолютными и относительными отклонениями, средними величинами, дисперсией, процентными величинами и многими другими. Помимо прочего анализ деловой активности предприятия предполагает в своём процессе использование различных видов оценок, сравнений, группировок, сортировок исходных данных и сравнений, а также целого ряда других операций. В результате анализа получаются данные, требующие табличного или графического представления. Многообразие разновидностей анализа экономической информации сегодня может быть обработано только с применением вычислительной техники, а также инновационных программных продуктов, которые созданы и предназначены для осуществления экономического анализа.

Современные компьютеры позволяют производить более сложные и точные вычисления, которые выполнить вручную невозможно. Кроме того появилась возможно представлять информацию в наглядном виде (таблицы и графики), а самое главное производить анализ чаще и тратить при этом минимум времени, а это в настоящее время является очень важным моментом для многих предприятий, деятельность которых требует мгновенной реакции на изменяющиеся факторы внешней среды.

Следующим показателем, характеризующим, эффективность работы предприятия является рентабельность.

Рентабельность – это показатель, который выражается в относительных величинах и показывает доходность бизнеса, выраженную в процентах. Иногда под рентабельностью в некоммерческих предприятиях подразумевают эффективность. Определяется рентабельность соотношением затрат и прибыли. Полученный коэффициент показывает, как результат предпринимательской деятельности фирмы покрывает расходы.

Необходимо понимать, что прибыль и рентабельность – это разные понятия. Полученная прибыль для одного предприятия может считаться громадной, а для другого – незначительной. Существуют критерии рентабельности, которые определяют прибыль с учетом величины предприятия. Таким образом, рассчитывается рентабельность. Это отношение доходов к капиталу, который инвестирован в предприятие. Одним из показателей рентабельности можно считать отношение прибыли (чистой, как в балансе) до уплаты налогов (процентов) к общей сумме долгосрочных финансов. Второй показатель рассчитывается как отношение такой же прибыли после уплаты налогов (процентов) к имеющемуся в наличии акционерному капиталу. Указанные коэффициенты достаточно успешно используются при сравнении двух однородных компаний и их показателей со средними цифрами по данной отрасли. Для корректного сравнения нужно брать показатели рентабельности обязательно не менее чем за три последних года. И сравнивать необходимо несколько показателей одновременно.

Экономическая рентабельность – это коэффициент, который рассчитывается как соотношение балансовой прибыли и стоимости капитала. Все необходимые показатели берутся с баланса. Данный коэффициент покажет величину прибыли, которую получает фирма на единицу стоимости капитала, представленного общей суммой всех ресурсов, независимо от источников финансирования их.

Рентабельность подразделяется на чистую и общую. Расчет ее коэффициентов применяется как к отдельной выпускаемой продукции, так и к результатам предпринимательской деятельности предприятия в целом.

Так, общая рентабельность активов представлена величиной, отражающей количество финансов, которые привлекались предприятием для получения каждого рубля прибыли. Рассчитывается она соотношением прибыли со средней стоимостью активов за определенный период (квартал, полугодие, год).

Рентабельность производства является обобщающим показателем, который характеризует экономическую эффективность всей хозяйственной деятельности компании и ее структурных подразделений. Рассчитывается соотношением прибыли (чистого дохода) к затратам на производство готовой продукции. Рентабельность предприятия может быть только при превышении доходов над расходами.

Увеличению показателя рентабельности могут способствовать только снижение себестоимости готовой продукции при одновременном повышении ее качества.

Рентабельность продукции – это отношение полученной прибыли к соответствующим затратам на производство (себестоимость готовой продукции). Этот коэффициент показывает эффективность как производства в целом, так и реализации произведенных товаров или услуг в частности.

Рентабельность – это определение эффективности, как по всей продукции, так и отдельным видам. Современное определение экономического состояния предприятия производится и с использованием таких новых показателей, как основной коэффициент доходности и коэффициент рентабельности капитала, который определяется в бухгалтерском балансе, как собственный. Последний показатель рассчитывается путем соотношения чистой прибыли и среднего собственного капитала. Коэффициент показывает степень окупаемости собственного капитала и характеризует обязательное условие развития и удержание на рынке компании.

Таким образом, рентабельность – это показатель эффективности использования текущих и единовременных затрат.

Для достоверной оценки финансового состояния предприятия следует установить, насколько изменения, произошедшие в структуре имущества и источников его финансирования за исследуемый период, повлияли на эффективность использования имущества. Значимость этого момента обусловлена тем, что уровень деловой активности предприятия является одним из важнейших критериев для решения вопроса о целесообразности вложения средств в его развитие.

Практическое решение указанной задачи возможно через использование целой совокупности показателей деловой активности. В их составе следует выделить две основные группы: показатели рентабельности и различные показатели оборачиваемости.

Методы анализа и оценки деловой активности и рентабельности предприятия.

Прежде чем начать обсуждение методики анализа деловой активности предприятия, мне бы хотелось отметить возрастающую роль использования новых технологий для проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия. Экономический анализ сопровождается выполнением большого объема разнообразных вычислений: абсолютных и относительных отклонений, средних величин, дисперсий, процентных величин и др. Кроме того, в процессе анализа выполняются различные виды оценок, группировок, сравнений и сортировок исходных данных; нахождение минимального или максимального значения и ряд других операций. Результаты анализа требуют графического или табличного представления. Все это многообразие видов аналитической обработки экономической информации является объектом автоматизации с применением современных средств связи и вычислительной техники, а также новейших программных продуктов предназначенных для проведения экономического анализа. Все это позволяет производить более точные и сложные вычисления, которые невозможно выполнить вручную; представлять информацию более наглядно (в виде таблиц и графиков) и самое главное делать это чаще с минимальными затратами времени, что в настоящее время очень важно для многих предприятий, которым необходимо быстро реагировать на изменения внешней среды. В настоящее время в России существует достаточно большое количество программных продуктов, которые позволяют автоматизировать процесс экономического анализа, в том числе анализа деловой активности.

Естественно использование компьютеров полностью не позволяет заменить человека, так как только он способен делать выводы, основываясь на представленной информации и принимать соответствующие решения, используя свои теоретические знания.

Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов.

Представление об эффективности работы предприятия дает финансовая отчетность. Это совокупность определенных форм отчетности, составленных на основе данных бухгалтерского учета. Финансовая отчетность позволяет оценить имущественное состояние, финансовую устойчивость, платежеспособность предприятия и другие результаты, необходимые для обоснования многих решений.

Основными источниками информации при анализе деловой активности служат данные финансовой отчетности форма №.1, 2, 5.

Форма №1 "Баланс предприятия" – он содержит информацию, позволяющую оценить имущественное и финансовое состояние предприятия. По балансу определяют конечный финансовый результат предприятия.

Форма №2 "Отчет о прибылях и убытках" – содержит информацию о прибыли, полученной от производственной инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Этот отчет состоит из следующих разделов: Финансовые результаты, использование прибыли, платежи в бюджет, затраты и расходы учитываемые при исчисление налогу на прибыль. В сочетании с балансом позволяет рассчитать и проанализировать показатели рентабельности предприятия.

Форма №5 "Приложение к бухгалтерскому балансу" – В ней приводят данные о наличии и движении в течение отчетного периода некоторых активов, расходов и обязательств.

Помимо них, в периодическую отчетность могут включаться и другие формы, фактически играющие вспомогательную роль, поскольку они содержат расшифровки и аналитические дополнения к отдельным статьям баланса и отчета о прибылях и убытках.

Методика аналитических действий предполагает обязательное использование специальных методов и приемов таких как:

Метод сравнения – используется для первоначальной оценки показателей. Для сравнения используется базисная и анализируемая характеристики отчетного периода (за месяц, квартал, год). В результате сравнения определяются отклонения, на основании их делается оценка показателей.

Метод цепных подстановок – используется для расчета и оценки факторов, влияющих на анализируемый показатель. Разница между последующим и предыдущим расчетом характеризует влияние одного из факторов.

Метод средних величин – используется на этапе подготовки информации, с помощью этого метода из большинства однотипных характеристик можно получить одну. В анализе чаще всего используется средняя арифметическая простая и взвешенная.

Метод группировки – используется на этапе подготовки (обработки) информации к анализу. Для упрощения информации показатели объединяются в группы по заранее выбранному признаку.

Графический метод – используется для обеспечения наглядного представления анализируемой информации.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления.

Деловую активность можно охарактеризовать как мотивированный макро- и микроуровнем управления процесс устойчивой хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение ее положительной динамики, увеличение трудовой занятости и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности. Деловая активность выражает эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов по всем бизнес-линиям деятельности и характеризует качество управления, возможности экономического роста и достаточность капитала организации.

Основополагающее влияние на деловую активность хозяйствующих субъектов оказывают макроэкономические факторы, под воздействием которых может формироваться либо благоприятный "предпринимательский климат", стимулирующий условия для активного поведения хозяйствующего субъекта, либо наоборот – предпосылки к свертыванию и затуханию деловой активности. Достаточно высокую значимость имеют также и факторы внутреннего характера, в принципе подконтрольные руководству организаций: совершенствование договорной работы, улучшения образования в области менеджмента, бизнеса и планирования, расширение возможностей получения информации в области маркетинга и др.

Значение анализа деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов организации и в выявлении резервов их повышения.

В ходе анализа решаются следующие задачи:

- изучение и оценка тенденции изменения показателей деловой активности;

- исследование влияния основных факторов, обусловивших изменение показателей деловой активности и расчет величины их конкретного влияния;

- обобщение результатов анализа, разработка конкретных мероприятий по вовлечению в оборот выявленных резервов.

Деловая активность характеризуется качественными и количественными показателями. Качественными критериями являются: широта рынков сбыта (как внутренних, так и внешних), деловая репутация организации и ее клиентов, конкурентоспособность товара, и т.д.

Количественная оценка даётся по двум направлениям:

- исследование динамики и соотношения темпов роста абсолютных показателей: основных оценочных показателей деятельности организации (выручка и прибыль) и средняя величина активов;

- изучение значений и динамики относительных показателей, характеризующих уровень эффективности использования авансированных и потребленных ресурсов организации.

При изучении сравнительной динамики абсолютных показателей деловой активности оценивается соответствие следующему оптимальному соотношению, получившему название "золотого правила экономики организации":

Трчп > ТрВ > ТрА > 100%,

где Трчп – темп роста чистой прибыли;

ТрВ – темп роста выручки от продаж;

ТрА – темп роста средней величины активов (рис.1).

Выполнение первого соотношения (чистая прибыль растет опережающим темпом по сравнению с выручкой) означает повышение рентабельности деятельности (Рд): Рд = ЧП / В *100.

Выполнение второго соотношения (выручка растет опережающим темпом по сравнению с активами) означает ускорение оборачиваемости активов (Оа): Оа = В / А * 100.

Опережающие темпы увеличения чистой прибыли по сравнению с увеличением активов (ТРЧП > ТРА) означают повышение чистой рентабельности активов (ЧРа): ЧРа=ЧП / А * 100.

Выполнение последнего неравенства (увеличение средней величины активов в динамике) означает расширение имущественного потенциала. Однако его исполнение необходимо обеспечить лишь в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе (в пределах года) допустимо отклонение от этого соотношения, если, например, оно вызвано уменьшением дебиторской задолженности или оптимизацией внеоборотных активов и запасов.

Анализ деловой активности и рентабельности

Относительные показатели деловой активности характеризуют уровень эффективности использования ресурсов организации, который оценивается с помощью показателей оборачиваемости отдельных видов имущества и его общей величины и рентабельности средств организации и их источников.

В общем случае оборачиваемость средств, вложенных в имущество, оценивается следующими основными показателями: скорость оборота (количество оборотов, которое совершают за анализируемый период капитал предприятия или его составляющие) и период оборота – средний срок, за который совершается один оборот средств.

Чем быстрее оборачиваются средства, тем больше продукции производит и продает организация при той же сумме капитала. Таким образом, основным эффектом ускорения оборачиваемости является увеличение продаж без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, так как после завершения оборота капитал возвращается с приращением в виде прибыли, ускорение оборачиваемости приводит к увеличению прибыли. С другой стороны, чем ниже скорость оборота активов, прежде всего, текущих (оборотных), тем больше потребность в финансировании. Внешнее финансирование является дорогостоящим и имеет определенные ограничительные условия. Собственные источники увеличения капитала ограничены, в первую очередь, возможностью получения необходимой прибыли. Таким образом, управляя оборачиваемостью активов, организация получает возможность в меньшей степени зависеть от внешних источников средств и повысить свою ликвидность.

Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием ряда разнонаправленных внешних и внутренних факторов. К числу первых следует отнести сферу деятельности предприятия, отраслевую принадлежность, масштабы предприятия и ряд других. Не меньшее воздействие на оборачиваемость активов оказывают экономическая ситуация в стране, сложившаяся система безналичных расчетов и связанные с ней условия хозяйствования предприятий. Так, инфляционные процессы, отсутствие налаженных хозяйственных связей с поставщиками и покупателями приводят к вынужденному накапливанию запасов, значительно замедляющему процесс оборота средств.

Однако следует подчеркнуть, что период нахождения средств в обороте в значительной степени определяется внутренними условиями деятельности организации, и в первую очередь эффективностью стратегии управления его активами (или её отсутствием).

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, на сколько эффективно предприятие использует свои средства. Скорость оборота (количество оборотов за период), т.е. скорость превращения в денежную форму, оказывает влияние на платежеспособность и отражает повышение производственно-технического потенциала (таблица 1).

Оценка рентабельности предприятия производится для оценки эффективности затрат, прогнозирования финансовых результатов в связи с изменяющимися обстоятельствами хозяйствования. По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Коэффициенты рентабельности характеризуют прибыльность деятельности компании, рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам или объему реализованной продукции. Различают рентабельность всего капитала, внеоборотных и оборотных активов, собственных средств, продаж, реализованной продукции. Отразим показатели рентабельности в таблице 2.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями конкурентами.

Современные компьютеры позволяют производить более сложные и точные вычисления, которые выполнить вручную невозможно. Кроме того появилась возможно представлять информацию в наглядном виде (таблицы и графики), а самое главное производить анализ чаще и тратить при этом минимум времени, а это в настоящее время является очень важным моментом для многих предприятий, деятельность которых требует мгновенной реакции на изменяющиеся факторы внешней среды.

Пути улучшения показателей деловой активности и рентабельности.

Финансовое состояние – это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Однако цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии именно на данном предприятии. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния конкретного предприятия в конкретный период его деятельности.

Показатели деловой активности характеризуют эффективность использования оборотного капитала предприятием. Поэтому в ходе анализа деловой активности предприятия рассчитываются показатели оборачиваемости, и для оценки их уровня проводится сравнительный анализ с данными предыдущих периодов.

Неудовлетворительные результаты анализа деловой активности предприятия позволяет заинтересованным в нем лицам сделать выводы, необходимые для принятия управленческих решений о применении определенных действий для повышения деловой активности предприятия.

Основные направления повышения деловой активности предприятия:

- ускорение оборачиваемости капитала предприятия;

- экономия оборотных средств;

- обоснованный выбор стратегии реализации резервов экономии материальных ресурсов.

Рассмотрим все вышеперечисленные направления подробнее.

Важную роль в повышении деловой активности предприятия играет ускорение оборачиваемости капитала предприятия, так как чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше предприятие получит и реализует продукции (работ, услуг) при одной и той же сумме капитала за определенный отрезок времени.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств зависит от времени нахождения их на различных стадиях производственно-сбытового цикла, сокращения его длительности.

Следовательно, ускорение оборачиваемости оборотных средств является первоочередной задачей повышения деловой активности предприятия в современных условиях и достигается различными путями.

Основные пути ускорения оборачиваемости капитала:

- сокращение продолжительности производственного цикла за счет интенсификации производства (использование новейшей механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня производительности труда, более полное использование производственных мощностей предприятия, трудовых и материальных ресурсов и др.);

- улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах;

- ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов;

- сокращение времени нахождения средств в дебиторской задолженности;

- повышение уровня маркетинговых исследований, направленных на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю (включая изучение рынка, совершенствование товара и форм его продвижения к потребителю, формирование правильной ценовой политики, организацию эффективной рекламы и т.п.).

Если говорить об улучшении использования оборотных средств, нельзя не сказать и об экономическом значении экономии оборотных средств, которая выражается в следующем:

- снижение удельных расходов сырья, материалов, топлива обеспечивает производству большие экономические выгоды. Оно, прежде всего, дает возможность из данного количества материальных ресурсов выработать больше готовой продукции (работ, услуг) и выступает, поэтому как одна из серьезных предпосылок увеличения масштабов производства.

- стремление к экономии материальных ресурсов побуждает к внедрению новой техники и совершенствованию технологических процессов.

- экономия в потреблении материальных ресурсов способствует улучшению использования производственных мощностей и повышению общественной производительности труда.

- экономия материальных ресурсов в огромной мере способствует снижению себестоимости продукции (работ, услуг).

- существенно влияя на снижение себестоимости продукции, экономия материальных ресурсов оказывает положительное воздействие и на финансовое состояние предприятия.

На каждом предприятии имеются резервы экономии материальных ресурсов. Под резервами следует понимать возникающие или возникшие, но еще не использованные (полностью или частично) возможности улучшения использования материальных ресурсов.

Главное направление экономии материальных ресурсов на каждом конкретном предприятии – увеличение выхода конечной продукции (работ, услуг), используя одного и то же количество материальных ресурсов на рабочих местах – зависит от технического оснащения производства, уровня мастерства работников, уровня организации материально-технического обеспечения, количества норм расхода и запасов материальных ресурсов, обоснованности их уровня.

Анализ уровня рентабельности любого предприятия необходим для выявления определенных резервов и путей повышения рентабельности данного предприятия. Особенно важным и серьезным фактором путей повышения рентабельности любого предприятия в современных условиях рынка является работа по сбережению ресурсов. Это ведет к снижению себестоимости производимой продукции и к снижению затрат, соответственно, к росту прибыли. Уменьшения затрат на производство продукции возможно, благодаря:- снижению материалоемкости продукции, чего можно достигнуть внедрением новых, еще более экономных конструкций:

- применению определенных технологий, направленных на сбережение ресурсов, современных форм амортизации, информационных технологий и малоотходных технологий;

- использование материалов определенных прогрессивных видов, снижение затрат по переработке, транспортировке и хранению материалов, повышение контроля по охране материалов, снижение потерь материалов;

- вторичное использование ресурсов, в том числе, регенерация, утилизация отходов, сбор, заготовка, восстановление и использование отходов;

- повышение производительности труда, создание и поддержание благоприятной обстановки в рабочем коллективе;

- эффективное использование оборудования, снижение затрат на основные средства путем ликвидации ненужных основных средств.

Кроме этого пути повышения рентабельности предусматривают:

- увеличение объемов реализации готовой продукции улучшенного качества,

- расширение объемов производства и деятельности предприятия в целом,

- распределение затрат на сменные и постоянные,

- исследование номенклатуры продукции на предмет необходимости ее выпуска,

- снижение производства материалоемкой продукции, применяя более новые и современные технологии производства, повышение квалификации и производительности рабочей силы, более эффективное использование производственного оборудования,

- поиски новых поставщиков на более выгодных условиях для закупки более дешевых материалов и сырья,

- улучшение политики сбыта, возможное снижение цен, разработка систем скидок и дисконтов для реализации запасов,

- поиски новых рынков сбыта благодаря маркетинговой политике

- проведение различных акций, улучшение рекламы для продажи товар- постоянное совершенствование методов работы на предприятии.

Таким образом, для каждого предприятия существуют свои пути повышения рентабельности, в том числе, снижение себестоимости выпускаемой продукции, увеличение объемов ее реализации, повышение эффективности работы на предприятии, более рациональное использование необоротный и оборотных активов, а также заемного или собственного капитала потребителями.

Итак, рассмотрев методику проведения и оценки финансового состояния, необходимо рассчитать основные показатели по данной схеме на примере конкретного предприятия. Для анализа финансового состояния нужно будет проанализировать динамику и структуру активов и пассивов баланса рассматриваемого предприятия. А также оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности с помощью коэффициентов деловой активности и рентабельности.

Показатели рентабельности

Наименование показателя

Способ расчета

Характеристика

Рентабельность всего капитала (РСК)

Анализ деловой активности и рентабельности

Показывает величину чистой прибыли, приходящейся на рубль собственного капитала

Коэффициент эффективности использования собственных средств.

Анализ деловой активности и рентабельности

Этот показатель характеризует эффективность использования инвестированного акционерного капитала и служи важным критерием оценки уровня котировки акций на фондовой бирже.

Рентабельность собственного капитала (РСК)

Рентабельность собственного капитала отражает, сколько прибыли получено с каждого рубля, вложенного собственниками предприятия.

Рентабельность внеоборотных активов (РВОА)

Анализ деловой активности и рентабельности

Характеризует величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на каждый рубль внеоборотных активов

Рентабельность оборотных активов (РОА)

Анализ деловой активности и рентабельности

Показывает величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на один рубль оборотных активов.

Рентабельность продаж (Рпродаж)

Анализ деловой активности и рентабельности

Характеризует, сколько бухгалтерской прибыли приходится на рубль объема продаж

Рентабельность реализованной продукции (Ррп)

Анализ деловой активности и рентабельности

Показывает сколько прибыли от реализации продукции приходится на один рубль полных затрат.