Внутрифирменное финансовое планирование на предприятии.
Внутрифирменное финансовое планирование на предприятии
- Разработка системы налогового планирования на малом предприятии
- Формирование и управление финансовыми ресурсами предприятия
- Аренда как инструмент управления собственностью предприятия
- Финансы малых предприятий
- Методы финансирования инвестиций
- Оптимизация капитала организации
- Финансовый менеджмент на предприятии
Финансовое планирование как важнейшая составляющая внутрифирменного планирования
Внутрифирменное планирование является важнейшей частью менеджмента. Это предполагает необходимость предвидения целей фирмы, результатов ее деятельности, ресурсов, необходимых для достижения этих целей, кроме того – это способность предвидеть любые неожиданности. На основе планирования деятельности фирмы осуществляется организация запланированных работ, мотивация хозяйствованного для этого персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Внутрифирменное планирование – это наиболее общий подход к интеграции всей частей экономических организаций, выработка единой корпоративной стратегии и механизм ее реализации. [ 13, с.126]
В последнее время в процессе внутрифирменного планирования возник ряд серьезнейших проблем. Это связано с тем, что плановые показатели больше не спускаются "сверху", предприятие должно самостоятельно ориентироваться в условиях рынка, а у руководителей подчас отсутствуют ясные цели и понимание задач организации. Предприятие часто испытывает трудности в достоверной информации при определении потребности в текущих ресурсах, мощностях, людях и т.д.
Помимо всего сказывается отсутствие эффективных юридических норм, регулирующих поведение хозяйствующих субъектов, культуры российского рынка, а также чрезмерно высокая степень неопределенности на отечественном рынке, обусловленная продолжающимися глобальными изменениями и коллизиями во всех сферах общественной жизни.
Недостатки существующей системы внутрифирменного планирования связаны с тем, что службами планирования не учитываются объективные пределы планирования, составляется большое количество документов, не пригодных для финансового анализа. Неудачи подчас обусловлены субъективными препятствиями, кроющимися в чрезмерном давлении и приоритете краткосрочных показателей над долгосрочными.
Это позволяет сделать вывод о том, что при существующей системе внутрифирменного планирования невозможно достоверно провести анализ устойчивости к постоянно изменяющимся условиям деятельности. [13, с.128]
Объективная необходимость планирования деятельности определяется тем, что без ясного видения перспективы, без надежного целеполагания, без предвидения всех условий и последствий предпринимаемых шагов невозможно дальнейшее развитие предприятия.
Эта необходимость заключается в том, что надо обязательно понимать где, как, когда и для кого производится и реализуется продукция. Нужно четко представлять, какие ресурсы потребуются предприятию для выполнения намеченных целей. В конце концов, внутрифирменное планирование требуется для того, чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов, т.е. решить задачу максимизации показателя рентабельности чистых активов.
Отсутствие внутрифирменного планирования приводит к колебаниям, ошибочным маневрам, несвоевременным переменам ориентации. А широкое применение планирования, в свою очередь, делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий, проясняет возникающие проблемы, способствует более рациональному распределению ресурсов, увеличивает возможность в обеспечении фирмы необходимой информацией, улучшает контроль и координацию действий в организации.
Итак, в условиях рыночной системы хозяйствования планирование является одним из самых главных условий выживаемости, экономического роста и процветания предприятия. Это непрерывный процесс принятия решений. В ходе планирования устанавливаются и постоянно уточняются цели и задачи развития компании, определяются стратегии и тактики их достижения, разрабатываются детальные планы, в которых увязано выполнение показателей, отражающих различные стороны ведения экономики фирмы.
Планирование имеет дело с выбором из большого количества одной возможной альтернативы развития предприятия в будущем.
Исходной посылкой планирования должен быть принцип, согласно которому функционирование компании должно быть рентабельно и должно обеспечивать денежные поступления и прибыль в том объеме, который удовлетворяет заинтересованные в результатах работы группы лиц (собственников, учредителей, акционеров и т д.).
Как правило, внутрифирменное экономическое планирование не| доводится до планирования финансового, что не дает возможности определить запас финансовой прочности и потребность в финансировании деятельности предприятия.
Тем не менее, в настоящее время, в период становления и развития рыночных отношений, перед экономической наукой стоит задача разработки широкого круга вопросов теоретического и прикладного характера, связанных, именно, с повышением роли финансов в решении целого ряда общеэкономических проблем. Одной из наиболее важных и недостаточно изученных проблем теории и практики финансовых отношений является, как раз, вопрос о внутрифирменном финансовом планировании.
Сущность и задачи финансового планирования определяются различными исследователями и разработчиками неоднозначно. Это и своеобразная форма деятельности субъекта по достижению пропорционального и сбалансированного развития хозяйства, и процесс по формированию и использованию финансовых ресурсов и т.д. [ 16, с.89]
"Планирование – это процесс, который охватывает такие важные вопросы, как приобретение, хранение и расходование ресурсов при выпуске продукции или оказании услуг, условия финансирования производства и движение денежных средств", определение АП.Робсона в работе "Цели и практическое осуществление финансового планирования и контроля".
М.Н.Крейнина дает следующее определение: "Финансовое планирование – широкое понятие, охватывающее планирование объема реализации и прибыли, составление финансового плана, расчет плановой структуры баланса, определение уровня платежеспособности предприятия на планируемый период".
Мы понимаем финансовое планирование как процесс, призванный решить следующие задачи: во-первых, определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов (в разрезе всех источников, видов деятельности), исходя из намечаемого объема производства. Во-вторых, определение возможностей реализации продукции (в натуральном и стоимостном выражении) с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка В-третьих, обоснование предполагаемых расходов на соответствующий период, начиная с расчета объема издержек производства, обязательных платежей в бюджет, отчислений во внебюджетные фонды, кончая определением направления и размеров расходов за счет прибыли. В-четвертых, установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов на внутрихозяйственные нужды, техническое перевооружение, на расширение производства, материальное поощрение и т.п. В-пятых, определение результативности каждой крупной хозяйственной и финансовой операции (до ее проведения и после) с точки зрения конечных финансовых результатов, т.е. доходов, остающихся в распоряжении предприятия. В-шестых, обоснование на короткие периоды равновесия в поступлении денежных средств и их расходования для обеспечения платежеспособности компании, ее устойчивого финансового положения, являющегося важнейшим фактором выживания и непрерывной деятельности.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность предприятия, предполагающая формирование многочисленных фондов денежных средств, их распределение и использование для обеспечения непрерывности производства, его расширения, выполнения финансовых обязательств. Финансовое планирование охватывает процесс определения доходов и поступлений, расходов и отчислений, конечных финансовых результатов и предполагаемого их использования, а также финансовых отношений, опосредствующих движение денежных средств компании.
К огромному сожалению, в связи с тем, что прежняя система планирования полностью разрушена и потеряла свое значение, в большинстве компаний не уделяется должного внимания финансовому планированию, оно имеет лишь ограниченный характер, например, планирование прибыли для определения размера авансовых платежей налога на прибыль.
Вполне очевидно, что финансовое планирование в фирмах ослаблено из-за высоких темпов инфляции, постоянно изменяющихся условий хозяйствования, нестабильности налоговой системы, разрыва хозяйственных связей, взаимных неплатежей и т.п.. Все вышеперечисленные факторы оказывают негативное влияние на достоверность финансовых показателей. Отказ от финансового планирования равнозначен отказу от разработки способов финансового обеспечения поставленных задач в области развития предприятия. [ 16, с.91]
Необходимость финансового планирования вызвана тем, что нормальное, непрерывное функционирование фирмы невозможно без наличия определенных размеров финансовых ресурсов, которые следует постоянно расходовать на приобретение сырья, материалов, других ценностей, уплаты налогов, выполнения других финансовых обязательств перед поставщиками, заказчиками и т.п.. Необходимо прогнозировать движение этих средств, планировать поступление ресурсов, их наиболее целесообразное распределение. В условиях рынка, когда от финансовых возможностей фирмы во многом зависит непрерывность производства, его конечные результаты, избежание банкротства, организация финансового планирования приобретает особое значение. Его главным назначением становится определение результативности каждой хозяйственной и финансовой операции, расчет предполагаемых денежных средств (по срокам) и наиболее выгодное их распределение с точки зрения интересов фирмы.
Отсюда неоспоримая потребность составления планов именно в финансовом аспекте. Причем, большое значение следует уделять стратегическому планированию, поскольку значительная часть инвестиций в промышленности, строительстве и т.д. имеет долгосрочный характер. Наряду с этим рыночное хозяйство диктует свои жесткие требования (конкуренция снабжения, производства, исследований, сбыта и т.п.). Часто возникает жизненная необходимость в гибкости, приспособляемости, адекватности внешним изменениям рынка. Здесь неоценимую роль играет тактика, выбранная руководством на основе детально проработанных и составленных финансовых планов.
Одной из главных задач совершенствования финансового планирования является разработка единого методологического подхода к финансовому планированию, взаимосогласованных, взаимоувязанных форм и методов.
Значение финансового планирования определяется тем, что оно выработанным стратегическим целям придает форму конкретных финансовых показателей, определяет стандарты для организации финансовой информации, устанавливает допустимые границы затрат, которые необходимы предприятию для реализации всех своих планов, дает необходимую информацию для разработки и корректировки стратегических целей компании.
Финансовое планирование дает картину финансового развития предприятия, с учетом данных прошлого и ожидаемых перспектив. Естественно не все аспекты экономики поддаются планированию. Определенные данные о рынке, некоторые аспекты деятельности и перспективного развития конкурентов, а также их реакция на те или иные изменения ситуации рынка, наконец, кризисы экономической, финансовой, банковской систем трудно прогнозируемы. В связи с этим систему финансового планирования необходимо формализовать, с тем, чтобы оставить возможность для внесения изменений, взаимоувязки различных разделов общего финансового плана компании с меняющимися условиями. Однако, оставляя за собой возможность для всякого рода "маневрирования" при разработке финансового плана следует помнить об объемах оставляемого за собой резерва. Неразумное его увеличение незамедлительно повлечет за собой неточности в оценке перспектив деятельности фирмы. Уменьшение же, соответственно, снизит возможности гибкой корректировки плана, что однозначно приведет на практике к внесению частых и срочных его изменений.
К сожалению, на сегодняшний день в большинстве хозяйствующих субъектов экономический механизм больше тяготеет к вопросам текущего финансирования выполняемых работ и расчетам бюджета (налоги, сборы, взносы). Это опасная тенденция, ибо при этом не решается вопрос дальнейшего развития предприятия, а идет речь только о его выживании.
В практической деятельности любой компании огромное значение имеет единственно верный выбор между несколькими альтернативами. Понятно, что в сложных условиях функционирования фирм подобное решение должно основываться на результатах некоторого формального финансового анализа. [ 16, с.93]
Необходимым этапом при разработке финансового плана является определение методов, посредством которых составление данного плана может быть реализовано. Выбор того или иного метода финансового планирования обосновывается конкретными задачами, стоящими перед данным предприятием, В зависимости от этого финансовое планирование будет призвано решить такие проблемы, как:
- обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами производственно-хозяйственной деятельности;
- увеличение прибыли за счет снижения себестоимости, повышения рентабельности производства;
- определение финансовых взаимоотношений с бюджетами, банками, другими участниками данного бизнеса;
- обеспечение реальной сбалансированности планируемых расходов и доходов компании в конкретных условиях;
- контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия. [ 16, с.95]
Решению этих и подобных задач способствует процесс разработки и составления трех основных финансовых планов.
Это прежде всего – прогнозирование финансовой деятельности, которое, как правило, определяется временным периодом порядка 3-5 лет, и охватывает вопросы финансовой политики как целого предприятия, так и по отдельным аспектам ее финансовой деятельности. Это наиболее сложный этап планирования в силу необходимости формирования долгосрочных целей и выбора эффективных путей их достижения. Зачастую финансовая стратегия вносит определенные коррективы в общую экономическую стратегию компании. Важным условием формирования финансовой стратегии является определение периода ее формирования. Причем данный период должен быть достаточно предсказуем в плане развития экономики в целом, финансового рынка и развития конкретной компании в частности.
Важным этапом финансового планирования является разработка текущего финансового плана. Он составляется на период до одного года. Данный этап приобретает особое значение для предприятий, поскольку позволяет анализировать отдельные аспекты финансовой деятельности. Именно он определяет на предстоящий период все источники финансирования деятельности предприятия, формирует систему ее расходов и доходов, обеспечивает ликвидность и платежеспособность действующего хозяйствующего субъекта, а также предопределяет структуру активов и пассивов на конец планируемого периода.
Заключительным этапом формирования системы финансового планирования является составление оперативного финансового плана предприятия. Целью его составления является разработка системы бюджетов. Это способствует решению двух основных задач: определению структуры и объемов расходов, и обеспечению их финансовыми ресурсами.
Составление всеохватывающих финансовых планов на предприятии любой величины представляет собой сложную задачу. Для ее решения требуется детальная проработка, корректировка отдельных составляющих планов.
Основные принципы финансового планирования
Принципы финансового планирования базируются на общих принципах теории планирования в сложных системах.
Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие "система" означает совокупность элементов (подразделений); взаимосвязь между ними; наличие единого направления развития элементов, ориентированных на общие цели предприятия. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства.
Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что нельзя планировать деятельность одних подразделений фирмы вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений. Следовательно, взаимосвязь и одновременность – главные черты координации планирования на предприятии:
-принцип участия означает, что каждый специалист предприятия становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции.
-принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг друга (план по маркетингу – план закупок – план производств). В то же время взаимодействие и наличие непредусмотренных изменений внутри обстановки требуют корректировки и уточнения планов фирмы.
-принцип гибкости тесно связан с предыдущим принципом и заключается в придании планам и процессу планирования в целом способности изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые "резервы безопасности" (ресурсы, производственных мощностей и т.д.). [ 26, с.114]
-принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
В развитие этих общих положений целесообразно выделить именно принципы непосредственно финансового планирования на предприятиях.
-принцип финансового соотношения сроков – получение и использование средств должны происходить в установленные сроки, капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.
-принцип платежеспособности – планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. В данном случае у предприятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств.
-принцип рентабельности капиталовложений – для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг и др.). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала.
-принцип сбалансированности рисков – особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).
-принцип приспособления к потребностям рынка – для предприятия важно учитывать конъектуру рынка – для предприятия важно учитывать конъектуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.
-принцип предельной рентабельности – целесообразно выбирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.
Процесс финансового планирования на предприятии
Для успешной организации финансового планирования на предприятии необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса финансового планирования организации (Рис. 1.1.).
Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения комплекса финансовых планов (стратегического, перспективного, бизнес-плана, текущего, оперативного), а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированы, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения финансовых планов составляет аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.
Рис. 1.1. Структура процесса финансового планирования[ 35, с.85]
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, контролировать и анализировать их исполнение, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, и внешняя информация. Основой информационного блока (компонента) процесса финансового планирования является:
- экономическая информация – прогноз процентных ставок, прогноз валового внутреннего продукта, прогноз темпов инфляции;
- учетная информация – информация бухгалтерского учета (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств) и управленческого учета;
- информация фондового рынка – рыночная капитализация компании, курс акции, прибыль на акцию, коэффициент "цена/прибыль", коэффициент дивидендных выплат и пр.;
- сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж, и прочая финансовая информация;
- политическая информация.
Кроме того, функционирование системы финансового планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относится законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и пр.
В-третьих, процесс финансового планирования всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок (компонент) процесса.
Понятие организационной структуры включает в себя:
-количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ финансовых планов организации;
-совокупность структурных подразделений (центров финансовой ответственности), которые ответственны за исполнение финансового плана (бюджета).
Составление финансовых планов в организациях любой величины представляет собой сложную административную задачу, решением которой, как правило, занимается множество сотрудников. Конкретная структура служб аппарата управления во многом зависит от организационно-правовой формы коммерческой организации, ее размера и вида деятельности.
На малых предприятиях обычным явлением совмещения функции финансового планирования, поэтому один человек может быть одновременно и руководителем организации, и финансовым менеджером. В средних по размеру предприятиях, как правило, существует специализация, и для управления денежными потоками приходится держать отдельный штат работников, на крупных предприятиях в процессе планирования принимают участие высшее руководство предприятия, финансово-экономическая служба (финансово-экономический департамент, финансовое управление и т.п.), подчиненная вице-президенту по финансам, руководители и специалисты различных подразделений.
В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Необходимость моделирования, включая анализ по сценарию "что, если", просмотр исторической информации, а также отчетность и графическое представление данных немыслимы без использования программно-технических средств (компьютерной базы и программного обеспечения). Программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок (компонент) системы финансового планирования.
Исходя из целей, стоящих перед финансовым планированием на предприятии, можно отметить, что это – сложный процесс, включающий в себя несколько этапов (Рис. 1.2.).
Рис.1.2. Основные этапы финансового планирования на предприятии[ 35, с.92]
На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов – бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли.
Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ней.
Второй этап – это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии.
В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием.
Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.
Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.
Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.
Финансовое планирование на предприятии включает в себя три основные подсистемы:
- перспективное финансовое планирование;
- текущее финансовое планирование;
- оперативное финансовое планирование. [ 35, с.96]
Рассмотрим более подробнее эти подсистемы:
1. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития предприятия, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. Происходит это в силу того, что изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем, как правило, и общей стратегии развития предприятия. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.
2. Система текущего планирования финансовой деятельности предприятия основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.
Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов:
- плана движения денежных средств;
- плана отчета о прибылях и убытках;
- плана бухгалтерского баланса.
Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности.
3. В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.
В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
- организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;
- формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков;
- ежедневный учет изменений в информационной базе;
- анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;
- расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной "нестыковки" денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;
- расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;
- анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.
Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.
Каждой из этих подсистем присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и четкие границы периода, на который эти планы разрабатываются (Таблица 1.3.1).
Все подсистемы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.
Таблица 1.3.1
Подсистема финансового планирования[ 31, с.103]
Подсистемы фин. планирования |
Формы разрабатываемых планов |
Период планирования |
Перспективное (стратегическое) планирование |
Прогноз отчета о прибылях и убытках Прогноз движения денежных средств, Прогноз бухгалтерского баланса |
3–5 лет |
Текущее планирование |
План доходов и расходов по операционной деятельности, план расходов внереализационной деятельности, план доходов и расходов по инвестиционной деятельности, план поступления и расходования денежных средств, балансовый план |
1 год |
Оперативное планирование |
Платежный календарь, кассовый план, БДДС (бюджет движения денежных средств) |
декада, месяц, квартал |
Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет обеспечить целенаправленность финансовой деятельности предприятия и повысить ее эффективность.
Таким образом, внутрифирменное планирование является важнейшей частью менеджмента. Это предполагает необходимость предвидения целей фирмы, результатов ее деятельности, ресурсов, необходимых для достижения этих целей, кроме того – это способность предвидеть любые неожиданности. На основе планирования деятельности фирмы осуществляется организация запланированных работ, мотивация хозяйствованного для этого персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Литература
1.Басовский, Л. Е. Финансовый менеджмент / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 240 с.
2.Баринов, В. А. Бизнес-планирование: учебное пособие / В.А. Баринов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М: Форум, 2007. – 256 с.
3.Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании: практ. пособие / под ред. Ю.Н. Лапыгина, Д.Ю. Лапыгина. – М.: Омега-Л, 2007. – 350 с.
4.Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие. – М.: МЦПОР, 2005. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
5.Бизнес-планирование: учеб. / ред. В. М. Попов, ред. С. И. Ляпунов, ред. С. Г. Млодик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 816 с.
6.Бланк, И. А. Антикризисное финансовое управление предприятием / И.А. Бланк. – М.: Эльга, Ника-Центр, 2006. – 672 с.
7.Бурцев, В. Методология бюджетирования предприятия / В. Бурцев // Консультант директора. – 2007. – №20 (окт.). – С. 18-23.
8.Бухгалтерский управленческий учёт: практическое руководство / под ред. Л.С.Васильева, Д.И.Ряховского, М.В.Петровской. – М.: Эксмо, 2007. – 320 с.
9.Бюджетный кодекс Российской Федерации: официальный текст по состоянию на 26 июня 2006 г. – М.: Омега-Л, 2006. – 224 с.
10.Бюджетирование и контроль затрат на предприятии: практ. пособие / под ред. О.С.Красова. – М.: Омега-Л, 2007. – 169 с.
11.Виталкова, А.П. Бюджетирование и контроль затрат в организации / Д.П. Миллер; под ред. А.П. Виталкова – М.: Альфа-Пресс, 2006 – 104 с.
12.Волкова, О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях / О.Н.Волкова. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 272 с.
13.Горемыкин, В. А. Бизнес-план: стратегия разработки / В.А. Горемыкин. – М.:Ось-89, 2006. – 864 с.
14.Добровольский, Е. Бюджетирование: шаг за шагом / Е. Добровольский. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
15.Ендронова, В.Н. Методы коммерческого бюджетирования: учеб. пособие / В.Н. Ендронова. – М.: Экономистъ, 2005. – 189 с.
16.Карпов, А.Е. Бюджетирование как инструмент управления / А.Е. Карпов. – М.: Результат и качество, 2007. 531 с.
17. Карпов, А.Е. Регламент системы бюджетирования / А.Е. Карпов. – М.: Результат и качество, 2007. – 464 с.
18. Карпов, А.Е. Финансовая модель бюджетирования / А.Е. Карпов. – М.: Результат и качество, 2007. – 528 с.
19.Карпов, А.Е. Финансовая модель компании / А.Е. Карпов. – М.: Результат и качество, 2007. – 252 с.
20.Ковалёв, В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В.В. Ковалев. – М.: ТК Велби; Проспект, 2007. – 1024 с.
21.Невский, Н. Бюджетирование как инструмент управления предприятием [Текст] / Н. Невский // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – № 8. – С. 102-110.
22.Немировский, И. А. Бюджетирование. От стратегии до бюджета: пошаговое руководство / И.А. Немировский, И.А. Старожукова; под общ. ред. И.А. Немировского – М.: И.Д. Вильямс, 2007. – 512 с.
23.Новак, Б. Бюджетирование на компьютере / Б. Новак. – СПб.: Питер, 2007, -224 с.
24.Остапенко, В. В. Финансы предприятия: учеб. пособие / В.В. Остапенко. – М.: Омега-Л, 2006. – 303 с.
25.Пелих, А. С. Бизнес-план / А.С. Пелих. – М.: Ось-89, 2005. – 430 с.
26.Петухова, С. В. Бизнес-планирование / С.В. Петухова. – М.: Омега-Л, 2006. – 191 с.
27.Рыбакова,О.В. Бухгалтерский управленческий учет и бюджетирование: принципы и практика: учеб. пособие / О. В. Рыбакова. – М.: РАГС, 2006. – 332 с.
28. Савчук, В.П. Управление прибылью и бюджетирование / В.П. Савчук – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 432 с.
29.Селезнёва, Н. Н. Финансовый анализ. Управление финансами / Н.Н. Селезнёва, А.Ф. Ионова. – М.: Проспект, 2007. – 639 с.
30. Станиславчик, Е. Н. Бизнес-план / Е.Н. Станиславчик. – М.: Ось-89, 2006. – 586 с.
31.Труба, А. С. Эффективная организация системы бюджетирования на предприятиях / А.С. Труба // Управление персоналом. – 2010. – №7. – С. 51-52
32.Хоуп, Дж. За гранью бюджетирования. Как руководителям вырваться из ловушки ежегодных планов / Дж. Хоуп, Р. Фрейзер; пер. с анг. Р.В. Кащеев. – М.: Вершина, 2007. – 272 с.
33.Хоуп Дж. Бюджетирование, каким мы его не знаем. Управление за рамками бюджетов// Дж. Хоуп, Р. Фрейзер; пер. с англ.: Р.В. Кащеев.- М.: Вершина, 2005. – 256 с.
34. Хоуп, Дж. Финансовый директор новой эпохи. Как финансовый управляющий может изменить свою роль и обеспечить успех компании на рынке / Дж. Хоуп; пер с англ., Н.И. Кобзаревой; под общ. ред. Д.А. Рябых. – М.: Вершина, 2007. – 304 с.
35.Хруцкий, В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования / Е.В. Хруцкий, В.В. Гамаюнов; под общ. ред. Е.В. Хруцкого – М.: Финансы и статистика, 2006. – 464 с.