Трудовое обучение младших школьников

Трудовое обучение младших школьников.

Трудовое обучение – это часть всего учебно-воспитательного процесса в школе, оно служит всестороннему и гармоническому развитию личности учащихся, подготовке к практической деятельности. Роль трудового обучения в умственном воспитании обуславливается тем, что в труде у человека расширяется круг восприятия и представления, совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция), вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

В последнее время трудовому обучению в школе придаётся всё меньше внимания, мастерские сокращаются, оборудование приходит в негодность, нового не появляется, кружковая работа не ведётся. В некоторых школах уроки труда проводятся теоретически, без практики или заменяются другими предметами. В связи с этим большинство учащихся относят по значимости трудовое обучение на одно из последних мест в списке предметов, изучаемых в школе.

Классики о трудовом обучении

Необходимым условием существования человеческого общества является труд. В отличие от животных, которые только пользуются внешней природой и производят в ней изменения в силу своего присутствия, человек вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней.

Труд оказывает решающее влияние и на развитие самого человека. "Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для его собственной жизни, – пишет Маркс, – он (человек. – Б. П.) приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в последней способности и подчиняет игру этих сил своей собственной власти".

Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци, Я. А. Коменский и другие авторы, писавшие о трудовом воспитании, не показали, какое значение имеет труд для развития личности человека. Впервые этот вопрос был раскрыт Марксом и Энгельсом, которые подчеркивали важность соединения обучения с производительным трудом.

В опыте Роберта Оуэна, попытавшегося соединить работу детей на фабрике с обучением в школе, К. Маркс усмотрел "зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с преподаванием и гимнастикой не только как одно из средств увеличения общественного производства, но и как единственный способ приобщения детей к труду."

Психолого-педагогические основы трудового воспитания школьников раскрыты в трудах П.Р. Атутова, СЛ. Батышева, Г.Н. Волкова, Ф.И. Иващенко, А.И. Кочетова, A.C. Макаренко, В.А. Полякова, М.Н. Скаткина и др. Вопросы воспитания на народных традициях и средствами народного искусства рассмотрены в исследованиях АЛ. Бугаевой, Г.Н. Волкова, Н.М. Конышевой, Б.М. Неменского, М.А. Некрасовой, ТЛ. Шпикаловой и др. Определенный вклад в изучение народного творчества, путей реализации в образовательном процессе регионально-национального компонента внесли следующие ученые: Д.А. Данилов, Е.П. Жирков, А.Г. Корнилова, КД. Неустроев, Т.Т. Саввинов, В.В. Акимов, Н.Г. Аммосова.

Ю.К Бабанский писал, что "трудовое воспитание школьников осуществляется в единстве воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Ведущую роль в этом процессе занимает школа." Он также Трудовое воспитание в процессе изучения основ наук предусматривает целевую направленность получаемых школьниками знаний о научных основах важнейших процессов производства, развитие познавательных и профессиональных интересов. Учащиеся на протяжении всех лет обучения знакомятся с теми ценностями жизни и культуры, что созданы человеческим трудом, особенно в условиях социалистического общества, когда человек обрел свободный труд. Кроме того, учебная деятельность содержит в себе такие элементы, которые являются общими для всякого труда: она требует систематических усилий, целенаправленности, преодоления постоянно возникающих трудностей, поскольку учебный материал усложняется от урока к уроку, организованности, самодисциплины, четкого распределения времени. Первые уроки научной организации труда школьник получает в учебном процессе.

Трудовое воспитание и трудовое обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены: трудовая деятельность предполагает определенную обученность, владение соответствующими умениями и навыками и положительное отношение к предстоящей деятельности, умение осуществлять ее в условиях коллективного взаимодействия.

Таким образом, в реальном трудовом процессе результаты трудового обучения и трудового воспитания выступают в качестве системы стимулов, побуждающих школьника к активному, целеустремленному сознательному выбору деятельности и соответствующих ей способов действия.

Подкрепление позитивных действий поощрением, соревнованием и другими методами вызывает у ребенка положительные мотивы деятельности, что приводит к образованию таких социально ценных качеств личности, как коллективизм, социальная активность и социальная ответственность, дисциплинированность и как высшее проявление нравственности – коммунистическое отношение к труду.

В процессе производительного труда в учебно-производственных комбинатах, бригадах, цехах учащиеся приобретают технические и технологические знания, социальный опыт, определенные организаторские умения.

Трудовое воспитание осуществляется и в процессе внеклассной работы. Различные ее формы обеспечивают развитие технического творчества учащихся, формирование познавательных интересов в той или иной области знаний. Участие в кружках: технических, химических, биологических, а также художественных ремесел, интенсивно развивающихся в национальных республиках, в кружках домоводства и других – позволяет выявить склонности и способности учащихся в различных видах деятельности, служит удовлетворению их интересов и развитию соответствующих умений и навыков.

Процесс трудового обучения, как и любого другого вида обучения, носит двусторонний характер. Он предполагает деятельность учителя и учащихся. В процессе обучения учащиеся усваивают определенные знания, овладевают соответствующими навыками и умениями. Под направляющим воздействием учителя у учащихся формируются необходимые качества личности, развиваются познавательные способности.

Усвоение учащимися новых знаний, получение ими новой информации невозможно без руководства и направляющего воздействия со стороны учителя. Для успешного обучения учитель должен получать информацию об эффективности применяемых им способов и приемов, готовности учащихся к усвоению учебного материала, влиянии обучения на общее развитие учащихся.

Управление процессом обучения и воспитания оказывается эффективным в том случае, если оно осуществляется в соответствии с особенностями психического развития учащихся и широко опирается на их познавательную активность. Соблюдение этих условий особенно важно при обучении умственно отсталых школьников, психическое развитие и познавательная активность которых характеризуются глубоким своеобразием и отклонениями от нормы.

В основе новых технологий трудового воспитания – принцип вариативности программ, методов и организационных форм образования. Программы трудового образования имеют типовой характер. В них заложен государственный минимум требований к результатам воспитания, образования и обучения, по которому оценивается деятельность школьника, учителя и школы. Учитель составляет программу с учетом того или иного состава школьников, региональных особенностей) строго сохраняя единство базового компонента трудовой культуры. Базовый компонент составляет в среднем от 20 до 80% содержания данной, конкретной программы, остальное отводится для ее вариативной части

Трудовое воспитание весьма дифференцированно осуществляется в семье. Дети широко привлекаются к самообслуживанию. В сельских районах, где в семьях имеются приусадебные участки, домашняя птица, скот, трудовые обязанности школьников значительно объемнее, чем у городских школьников. В современную семью прочно вошла бытовая техника, что предполагает включение в бытовой труд учащихся более старшего возраста.

Детей привлекают к выполнению различных обязанностей по дому, к вопросам бюджета семьи и его использования. Семья располагает большими возможностями для организации совместного труда детей и взрослых. Но в этих вопросах родителям нужна помощь педагога.

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности – способности к труду. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и открывает простор для использования активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства.

Анализ программ по технологии

Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области "Технология", заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятельности младшие школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности. Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения "новых" для него проблем и творческому преобразованию действительности через выстраивание системы творческих заданий, направленных на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями.

Уроки технологии реализуют выше названный подход в двух направлениях. Первое – развитие личности ребенка во всем возможном многообразии: развитие психических качеств (мышление, воображение, память, внимание, речь), эстетического вкуса, потребности в практической творческой деятельности, а также развитие элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей. Вторая – формирование обобщенных технико-технологических знаний и умений по ручной обработке доступных детям материалов.

Названные линии реализуются содержательно через продуманную систему упражнений и изделий, подобранных соответственно учебным задачам; через выполнение творческих заданий обобщающего характера. В связи с этим все задания отвечают следующим требованиям:

Выполнение задания, в том числе и изготовление изделия, не есть цель урока. Задание лишь средство решения конкретных учебных задач.

Любое задание должно быть доступно для его выполнения, но, в то же время, обязательно содержать не более одного-двух новых знаний и новых умений, которые могут быть "открыты" и освоены детьми в ходе его выполнения.

Изделия, предлагаемые детям для изготовления на уроках трудового обучения, не могут носить случайный характер, а должны отвечать цели и задачам каждого урока и быть простроены в четко продуманную последовательность.

Задания должны давать учащимся широкий спектр знаний о мире, развивать мышление, в том числе техническое, духовные качества личности.

Методически идеи реализуются через деятельностный подход к обучению, использование продуктивных методов. Это эвристические беседы; поисковая, исследовательская деятельность детей по "открытию" новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиск возможных и рациональных способов их обработки через упражнения-пробы, поиски правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции или конструкции и т.д.

На каждом уроке необходимо наличие образца (схожих образцов), образца в разборе, отдельных узлов со скрытыми конструктивными особенностями, схем, чертежей, эскизов. Это обеспечивает учащимся, с одной стороны, возможность восприятия образца (схожих образцов) со всеми их конструктивными особенностями, а с другой стороны – позволяет при предметном (образном) созерцании, обсудить эти конструктивные особенности и выявить конструкторскотехнологические проблемы, организовать поиск возможных путей решения выявленных проблем. Неполная информация о необходимых для каждой конкретной работы материалов, инструментов, приспособлений исключает непродуктивный подход, когда все данные известны, а стимулирует поиск необходимого, чем решает задачу формирования умений самоконтроля у учащихся.

Среди ряда программ по предмету "Технология" в начальной школе. Наиболее интересной на наш взгляд является программа разработанная на Е.А. Лунцеврой для начальной школы "Технология. Ступеньки к мастерству изд. "Вентана-Граф". Предлагаемая программа "Технология. Ступеньки к мастерству" и учебно-методический комплект: учебники "Технология. Ступеньки к мастерству" и рабочие тетради "Технология. Учимся мастерству", предназначены для использования в четырехлетней начальной школе. В курсе реализуется идеи развивающего обучения, направленного на формирование активно мыслящей, самостоятельно действующей личности, готовой к активному взаимодействию с окружающим миром.

Курс является принципиально новым, так как предлагает учителю посмотреть на известный предмет с качественно иных позиций. В отличии от традиционного подхода уроку трудового обучения, данный курс закладывает основы технологического образования, тем самым делает начальную школу первой ступенью технологической подготовки учащихся наряду с естественноматематической и гуманитарной. Начальное технологическое образование включает в себя широкую технико-технологическую картину мира и владение основами преобразовательной, творческой деятельности.

Курс решает следующие единые задачи:

– формирование представлений о технико-технологической картине мира, которая в широком смысле включает доступные по возрасту младшим школьникам знания о материалах, их свойствах, истории освоения природных богатств человеком, о влиянии разумной и неразумной деятельности человека на Землю – место его обитания; об открытии и использовании человеком энергии; представление о современных технологиях, в том числе и новых информационных;

– развитие таких качеств личности как преобразующее мышление и творческие способности на основе сочетания репродуктивных (тренаж) и продуктивных методов обучения;

– сохранение у учащихся природной любознательности и формирование потребности в саморазвитии.

В процессе активной познавательной деятельности, которая является залогом успешного развития детей, учитель сможет добиться:

– укрепления в каждом ребенке чувства уверенности в себе, поддержания веры в свои возможности познавать и преобразовывать мир индивидуально и совместно в небольших группах (коллективно-распределенная деятельность); умения открывать и использовать приобретенные знания в собственной и коллективной проектной деятельности

– формирования представлений о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком: исторические закономерности открытии и использовании человеком энергии ветра, воды, пара; электричества и некоторых других изобретений; об истории зарождения и направлений современного развития информационных технологий;

– овладения основами технологии обработки материалов и выращивания растений, элементарными понятиями о прочности конструкций; представление о технике как части технологического процесса;

– овладение основами проектной деятельности через включение индивидуальных и коллективных заданий обобщенно-творческого характера.

Курс рассчитан на 2 часа в неделю. Он может быть реализован в рамках предмета "технология" ("трудовое обучение") (2 часа) и в сочетании с курсом "окружающий мир" (1+1 час) в любом комплекте учебников и модели. В последнем случае познавательная составляющая содержания учебника изучается за счет второго часа образовательного компонента "окружающий мир", а объемные практические задания учебника и рабочей тетради выполняются за счет одного часа образовательной области "Технология".

Учебник "Технология. Ступеньки к мастерству" реализует познавательную часть курса. Широкая картина мира представлена историей создания окружающего людей рукотворного мира в его развитии, а именно закономерностью, вытекающей из жизненных потребностей человека, перехода от ремесленнического труда к зарождению промышленного производства до современных технологий. Следует заметить, что это направление представлено не с социальной точки зрения, а с позиции естественной потребности человека в улучшении условий своей жизнедеятельности и познания окружающего его мира. Связанные с этим изобретения представляются как стимул к развитию производства, наук.

Особенность построения содержания в учебнике – минимум готовых знаний. Широкий иллюстративный ряд, занимающий основное пространство страниц, имеет главное назначение – источник новой информации, открываемой учащимися с помощью предложенных там же вопросов. Такое построение содержания курса дает возможность учителю организовать с детьми целенаправленную, активную познавательную деятельность, развивать преобразующее мышление и творческие способности и. Вводимые понятия не предполагают заучивания. Их усвоение происходит опосредованно, прочность обеспечивается активностью использования понятий на уроках детьми и учителем.

Другим источником знаний и приемов творческой деятельности являются задания исследовательского характера под рубрикой "Проведи исследование". Ряд заданий представлены таким образом, что их решение (или ответ) требуют от учащихся проявления умения рассуждать, использовать собственный жизненный опыт ("Прояви сообразительность", "Как ты думаешь,… и др.).

Каждая тема завершается вопросом обобщающего характера или предлагающим посмотреть на проблему в схожей, новой ситуации. Практически поурочное распределение материала в учебнике дает возможность учителю самому четко понимать, логику последовательности выстраивания содержания в целом, четко представлять, что должны усвоить и освоить дети на каждом уроке; организовать используя рабочую тетрадь последовательное освоение необходимого круга технологических умений, определенных программой; развивать творческие способности, через выполнение развивающих по своей форме заданий, проведение простейших опытов.

Вторая часть комплекта – рабочая тетрадь "Учимся мастерству" обеспечивает проведение второго из двух часов в неделю уроков по технологии (трудовому обучению). Она является органичным дополнением пособия. Ее основная задача – организовать освоение "открытых" учащимися технико-технологических знаний на уровне практических умений, доведение их до высокого качественного уровня; развитие конструктивного, технического мышления и творческих способностей в целом. Поэтому предлагаемые виды работ четко согласуются с темами, рассматриваемыми в пособии. Но это не значит, что задания должны быть только эти. Учитель может по своему усмотрению и желанию заменять изделия и задания на аналогичные, наполнять их региональным содержанием. Важно только не нарушать общей логики задуманного автором образовательного процесса.

По своему характеру задания делятся на: образцы, на инструкционные карты, задания-опыты, небольшие исследования, задания-упражнения на закрепление правильного технологического приема, задания для развития образного мышления, пространственных представлений, сообразительности.

В рабочей тетради ряд заданий предложен в виде небольших проектов. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса – продуктивные, включающие в себя наблюдения, размышления, обсуждения, "открытия новых знаний", опытные исследования предметной среды и т.п. С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, то есть делает его активным участником процесса познания мира. Выше описанное построение содержание и типы вопросов настраивают учителя на такое построение урока, при котором он обращается к личному опыту учащихся, использует учебник для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением заложенной в курсе информации.

Особенности формирования трудовых умений у младших школьников

Специфика формирования трудовых умений младших школьников (из опыта учителя)

В современных условиях роль практики в трудовом обучении младших школьников приобретает особое значение. Стремительные темпы научно-технического прогресса предъявляют новые требования не только к самим знаниям, которые должны усвоить учащиеся, но и к способам их получения. Организация работы по типу "делай как я" изживает себя. Трудовое обучение повернулось лицом к творчеству. Главной его задачей стало развитие творчески активной личности, воспитание таких его качеств как самостоятельность, инициатива, коммуникабельность. Творческие способности развиваются у учащихся в практической деятельности, но при такой его организации, когда знания нужно добывать самим. Поставленная учителем задача должна побуждать детей к поиску решений. Поиск предполагает выбор, а правильность выбора подтверждается на практике.

Методика проведения уроков трудового обучения в младших классах также должна отвечать новым требованиям. Чтобы стимулировать творческую активность учащихся, необходимы специальные условия, которые учитель может создать на уроке путём расширения видов и форм работы детей.

Одним из таких видов работ, являются уроки взаимообучения: когда учителем становится сам ученик. Такую работу провела Зоя Петровна Жукова учитель начальных классов МОУ Октёмская СОШ. Разработана программа (см. прил.1). Учитель-ученик сам готовится к уроку трудового обучения, при этом тему уроков он выбирает сам, по желанию. При проведении таких уроков у учителя-ученика стимулируется познавательная и практическая деятельность, расширяется кругозор, формируются практические умения, развивается внимание, фантазия, исследовательская деятельность, умение проектировать, а самое главное дети учатся быть самостоятельными.

Для самостоятельного труда вызвались самые смелые ученики. В последующем и другие дети изъявили желания провести уроки труда. В первое время некоторые дети затруднялись в поисках тем. Поэтому учитель вместе с учениками ходила в библиотеки, объясняла, как и где искать нужный материал. Неоценимую помощь в этом также оказали родители, которые вместе с детьми окунулись в мир книг, журналов, в поисках интересных работ, изделий. Постепенно дети научились работать с литературой, находили они очень интересные и забавные изделия, которые с удовольствием захочет сделать любой ребёнок. Важным было и то, что каждый учитель-ученик при проведении урока не забыл повторить с учащимися технику безопасности на уроках трудового обучения:

– чистота и порядок на рабочем месте – важное условие успешности работы;

– беречь инструменты, использовать их по назначению;

– экономно пользоваться материалами;

– быть аккуратнее с клеем;

– сидеть в противоположных краях парт, при работе с иголкой.

Необходимыми условиями успешного проведения младшими школьниками уроков труда является следование учащимися правил безопасности труда, поискам учениками рациональных приёмов работы, например, при сгибании и резании бумаги, быстрого и точного выполнения разметки, умения сэкономить материал при изготовлении того или иного изделия. Рассмотрим это на примере подготовки к урока труда в 3 классе "Работа с бумагой и картоном". Урок ведёт Марина

Тема урока: Прищипанная мозаика.

Учитель: Марина, а что это за "прищипанная" мозаика?

Марина: Это когда бумагу не режут ножницами, а отрывают руками.

Учитель: Понятно. Теперь покажи, пожалуйста, материал, который ты нашла для этого урока. Значит у тебя карандашик из обрывной бумаги. А что ты узнала о бумаге?

Марина: Бумага бывает разных видов: писчая, газетная, пергаментная, бархатная. У меня есть эти бумаги.

Учитель: Молодец! Это ты узнала, а вот твои одноклассники ещё не знают и тебе надо будет им об этом рассказать и показать.

Итак, тема нашего урока мозаика "Карандашик". Теперь нам надо поставить цель нашего урока. Чего ты должна добиться, чему должны научиться дети, что дети должны понять?

Марина: наверно, они должны понять, что для того, чтобы мозаика получилось, нужно полоски отрывать наискосок. Тогда только получится прищипанная мозаика.

Учитель: Да, правильно, но надо ещё и соблюдать правила работы:

– быть внимательным при работе с ножницей;

– не разбрасывать мусор;

– убрать рабочее место после работы.

Итак, цели нашего урока:

– дети должны понять, что для "прищипанной мозаики" отрывают полоски не вдоль волокон, и не поперек, а наискосок;

– познакомить с видами бумаг;

– повторить правила безопасной работы.

Марина: Сегодня они должны принести цветную бумагу, картон, клей, ножницы, альбомный лист.

Учитель: Хорошо, но в начале урока немного расскажи о бумаге.

1) Из чего делают бумагу.

2) Какие виды бумаг бывают. Покопайся ещё в книгах, пусть мама поможет.

Затем скажешь тему урока. Обрати внимание, что мозаика не простая, а "прищипанная".

Итак, что делаем в первую очередь?

Марина:

1) У меня есть шаблоны карандаша, они должны обвести в своих альбомных листах.

2) Вырезают и приклеивают на картон.

3) Теперь готовим полоски для мозаики. Для этого полоски отрываем наискосок (показ). Отрываем бумаги красного, желтого и черного цветов. Стараемся делать полоски поуже.

4) Намазываем кончик карандаша клеем и приложим кончик красной полоски, прижмем его карандашом и дёрнем. Так остаётся кусочек красной бумаги.

– шишка шапочки карандаша красного цвета

– колпачок – жёлтого цвета

– сам карандаш красного цвета

– руки – черного.

После того, как все приклеили подождём, чтоб всё высохло, а потом приклеим петельку – подвеску с обратной стороны фигурки. Всё!

Учитель: Очень хорошо! Теперь надо повести итог урока. Узнай, хорошо ли они тебя слушали. Задай вопросы: – Из чего делают бумагу? – Какие виды бумаг запомнили? – Как надо отрывать бумагу для "прищипанной" мозаики? И оценки надо поставить.

После окончания урока учеником в классе обсуждается проведенный урок. Чем понравился урок? Что не понравилось? Как можно было бы это сделать лучше? Согласны ли с оценками? Какую оценку поставите учителю-ученику?

Чтобы уроки были интересными, чтобы у детей расширился кругозор, развилась любознательность, стараемся каждый урок по возможности найти интересные и полезные сведения об истории возникновения и развития вещей. Беседы связанны с темой урока и содержат информацию, которая позволяет углубить интерес учащихся к работе на уроке.

В подготовке бесед помогают книги И.Ильина и Евгения Мара "Что из чего", "Откуда приходят вещи", "Сто тысяч почему" и другие книги и журналы о декоративно – прикладном искусстве.

Ученик – учитель сам готовит рассказ с подборкой иллюстраций, рисунков, фотографий и т.п. Важно не только научить детей клеить, шить, лепить, но и сделать их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки и не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым, т.е. сформировать основы духовной культуры.

Вступительная беседа позволяет создать у учащихся базу впечатлений, знаний, которые помогут детям иметь более широкий взгляд на предмет практической работы на уроке. Учителю – ученику подготовка к беседе позволяет развить, самое главное, самостоятельность. Здесь учитель – ученик должен сам найти материал к уроку, сам должен искать наглядности: иллюстрации, картинки и т.д. следовательно, он должен разработать очень много литературы.

Итак, для успешного проведения урока учеником должно быть:

– продуманное планирование урока с учетом знаний и умений, приобретенных учащимся в предыдущий год обучения;

– необходимые наглядно-демонстрационные средства (таблицы, схемы, рисунки, образцы готовых изделий, шаблоны).

При планировании учитывается посильность и доступность объектов труда, чтобы изделия были желаемы и привлекательны для учителя-ученика.

Это вызывает положительную мотивацию и эмоциональный подъём и настрой детей на работу. Важно, чтобы при организации урока дети активно принимали участие в составлении плана, выполнения заданий, чтобы производили расчеты необходимых для работ материалов, делали наглядности, подводили итоги.

В результате проведения уроков труда в сотрудничестве младших школьников у них повысился уровень эрудированности, активности, развилась речь учащихся, исчезла боязнь выступления перед публикой.

Выводы

Система трудового воспитания школьников должна постоянно совершенствоваться. Рассмотрим звенья данной системы. Во-первых, необходимо формирование у школьников младшего возраста сознания того, что трудовая деятельность является источником благосостояния, каждый из нас должен любить труд. Школьников младшего возраста необходимо научить трудиться для общей пользы, уважать труд других людей. Во-вторых, необходима у детей выработка привычки к труду. Без нее школьники начатое дело не доведут до конца. В-третьих, трудиться школьники могут лишь при наличии у них навыков и умений в труде. Система трудового воспитания включает в себя формирование и дальнейшее закрепление этих навыков и умений. В труде школьника младшего возраста потребуются: смекалка и сноровка. В-четвертых, трудовая деятельность требует знаний и культуры ее организации от школьников. В-пятых, школьники младшего возраста должны научиться бережному обращению с оборудованием и машинами. В-шестых, у школьников младшего возраста нужно воспитывать творческое отношение к трудовой деятельности. В-седьмых, необходимо формирование у школьников младшего возраста в процессе трудовой деятельности навыков коллективизма.

В младшем детском возрасте труд носит подражательный характер, но это не простая подражательность, а такое сотрудничество, в котором ребенок постепенно становится помощником взрослых в их бытовом труде. Работая сначала "параллельно" с копируемым им взрослым, ребенок мало-помалу, не без внимания со стороны взрослого входит в более сложное сотрудничество с ним в роли его помощника, правда, еще очень слабое. Стремление ребенка участвовать в работе старших очень важно вовремя поддержать и использовать с целью воспитания уважения к труду старших.

Особенностью трудового обучения состоит в том, что задачи урока реализуются в процессе деятельности учащихся по моделированию и конструированию различных объектов труда. При этом для ученика очень важно осознать и принять предстоящую работу.

Литература

1. Атутов П.Р. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников – М.: Просвещение 1985г.

2. Атутов П.Р. и др. Связь трудового обучения с основами наук: Книга для учителя – М.: Просвещение, 1983

3. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. – М.: Педагогика, 1981.

4. Белова О.А. Некоторые психофизиологические особенности в развитии детей в начальной школе // Современные проблемы науки и образования № 5, 2006. с.23-26

5. Бешенков А.К. Ткехнолгогия: Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских технического труда /А.К.Бешенков, В.М.Казакевич. – М.: Дрофа, 2002.

6. Кукушкин B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе. – Ростов-на-Дону.: Феникс 2009.

7. Методика обучения технологии: Книга для учителя /Под ред. В.Д. Симоненко. Брянск-Ишим: Изд-во Ишимского госпедуниверситета, 1998.

8. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008 С.12.

9. Нугуманова Людмила Николаевна Профильно-ориентированное трудовое воспитание учащихся современной общеобразовательной школы автореф. диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук- Чебоксары-2011.

10. Педагогика / Под редакцией Ю. К. Бабанского.- М.:Просвещение, 1983.

11. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977.

12. Психология / Под редакцией И.В.Дубровиной- М.: Академия, 2008

13. Жукова З.П. Использование технологии сотрудничества на уроках труда как условие развития самостоятельности учащихся начальных классов // festival.1september.ru/articles/410780/

14. Лутцева Е.А. Некоторые особенности уроков технологии (трудового обучения) в свете новых требований развивающего образования // window.edu.ru/window/library?p_rid=27944

Приложение 1

Рассказы для бесед приготовленные детьми для уроков.

История пуговиц.

Задолго до пуговиц было совсем иное. Это была застёжка, которую называли фибулой. Фибулы были бронзовые, золотые, узорчатые, чеканные. Простой народ довольствовался примитивными застёжками, скрепляющими и удерживающими одежду. По конструкции они напоминали современную английскую булавку. На Руси такого рода булавки – застёжки называли "заносками".

Но как же всё – таки появились на свете первые настоящие пуговицы?

Легенда приписывает изобретение пуговицы датчанину Кноббе, жившему в XIV веке. Пуговицы начинают широко использоваться в костюмах, иногда на них размещалось 500 и более пуговиц. Пуговица служила и украшением костюма – такой её делали умельцы в разных странах. На Руси до XVII в. У богатых пуговицы делались иногда из жемчуга. Золотые и серебряные пуговицы носили разные названия: канфаренные, сканные, грановитые, а по своей форме: грушевидные, остроконечные, прорезные, сетчатые, половинчатые. Бедняки носили оловянные пуговицы таких же форм, как и богачи. Величина их была различна, иногда они были с куриное яйцо.

В польском городе Иновроцвале расположился целый музей пуговиц. Там есть даже крохотные часы – пуговицы.

В 1895 г. Некий изобретатель взял патент на застёжку "молнию". "Молния" гораздо удобнее ряда пуговиц.

Игрушки – забавки.

Игрушки – забавки известны с древнейших времен. Их изготовляли из глины, дерева, бересты, папье-маше, тряпок. Богатые и бедные для своих детей всегда стремились сделать погремушку, свистульку, лошадку, куклу, повозку.

Солдатики – любимая игра ребят. Раньше их вырезали из бумаги и наклеивали на картон, раскрашивали и устанавливали на специальное основание, чтобы легче было передвигать. Потом стали делать их из дерева, папье-маше. Отливать из олова.

Делали игрушки из ткани (мягкая игрушка), а головки из папье-маше и потом расписывали. Были куклы с фарфоровой головкой, закрывающимися глазками, пушистыми белокурыми кудрями и нежным румяным личиком. Она появилась с начала XVIII в. Они нравились детям и взрослым. Кукла с фарфоровой головой ценится высоко. Делали в то время даже говорящих кукол. Одевались куклы в мастерской, а дополнительная одежда могла покупаться отдельно. Например: шляпки, рубашки, сапожки и т.д. Эти одежды отражали моду определенного времени. Делалась и игрушечная мебель. Значит была и посуда. Все эти игрушки делались в России.

Как появилась открытка.

Они появились 1 октября 1869г и быстро распространились в разных странах. Во время франко-прусской войны в 1870г. Солдаты, посылая весточку на родину, стали сопровождать её юмористическими картинками. Солдатская самодеятельность подсказала решение очередному "изобретателю".

Коробейки, сундучки, шкатулки.

Наибольшей популярностью пользовались сундучки деревянные, обитые железом. Их форма была простой – прямоугольной или напоминала русскую избу со светёлкой – терем, откуда и название: сундучок – теремок. Часто в сундуках делали несколько отделений, потайные ящики, закрытые надёжными замками. Такие сундучки стоили дорого, но зато хозяин мог быть спокоен за свои деньги, вещи, деловые бумаги. Для дальних поездок удобен был сундучок – подголовник. Он не высок, верхняя крышка со скатом, и если положить на него мешок с зерном или шубу, можно спать по дороге, не страшась потерять содержимое.

В России использовали для украшения шкатулок моржовый клык. Его разрезали на тонкие пластинки, наносили на них рисунок в технике гравировки и подсвечивали травлением, после чего пластинки приобретали зеленовато – коричневый тон. Очень часто они прорезали насквозь, получался ажурный узор. Саму форму делали из дерева, а поверхность покрывали костью.

Наряду с изящными, почти ювелирными предметами из кости встречаются шкатулочки и коробейки из такого простого и широкого распространенного материала – береста. Берестяные туеса для хранения муки, крупы, сахара.

Ножницы.

Ножницы изобретены около 300 года до нашей эры. Они появились одновременно в Италии и Галилеи. Древние ножницы не похожи на современные: у них два клинка соединены посередине не гвоздём, а кривой гибкой пластиной, что было не совсем удобно. В арабских странах ножницы приобрели современную форму: два раздвигающихся лезвия с кольцеобразными ручками. В нашей стране ножницы древнего типа часто встречаются при раскопках. Самые древние у нас ножницы современной формы найдены в 5 веке под Смоленском.

Ножницы бывают: портновские, садовые, маникюрные, медицинские, овечьи, машинные (для резки металла).

История карандаша.

В старину карандашей не было. Художники рисовали серебряной палочкой, школьники свинцовой. Её вкладывали в кожаную трубочку, а когда палочка стиралась, приходилось кожу на конце срезать. По – немецки карандаш до сих пор называют "свинцовой палочкой".

Для того, чтобы сделать карандаш нужен сибирский кедр, он режется гладко и ровно, и нужен графит, чтоб вложить в палочку. Чтоб найти графит нужно спуститься глубоко в шахту.

Ещё нужна глина, чтобы графитный стержень был прочнее и тверже. Оттого то и бывают карандаши разных размеров: №1 – твёрдый, №2 –средний, №3 – мягкий. А иногда бывают буквы: В – мягкий, Н – твердый, ВН – средний.

Дерево. Графит, глина…. Это ещё не все. В графитную массу добавляют жир и клей для того, чтобы графит легко ходил по бумаге и оставлял след.

Ткани в быту и в технике.

У нас в жизни очень много предметов встречаются, которые сделаны из ткани. Ещё издавна люди нашли изделия из ткани. Тёмные, красивые наряды, изящные тупики – всё это из ткани. Нередко ткань ставили наряду с такими важными предметами – как хлеб, вода, … потому что тепло и уют зависит не только от ткани, но и от удобной красивой одежды. Прошли столетия, века, а роль ткани растет и растет. Мы не можем представить квартиру без изделия из ткани. Но ткань широко применяют в быту и в технике. Например: в пылесосе, в громкоговорителях и т.д. Специальные одежды носят геологи, пожарники, военные, парашютисты и др.