Проектная деятельность на уроках истории

Проектная деятельность на уроках истории.

Статьи по теме
Искать по теме

К истории метода проектов.

Слово "проект" произошло от латинского "projectus", что означает "брошенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". И на самом деле, планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определенные усилия.

Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три "кита", на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.

Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося.

В это время и зародились идеи "свободного воспитания". При всем их разнообразии, объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир. Ряд независимо проведенных исследований во Франции (А. Бине), в Германии (В.А. Лай, Э. Мейман), в Швейцарии (Э. Клапаред), в Бельгии (О. Декроли), в США (Э.Торндайк) и др. привели к близким результатам.

Идея обучения в сотрудничестве возникла в начале века в трудах американских педагогов-исследователей Е. Пархерста ("Дальтон-план"), Дж. Девея, У. Килпатрика ("метод проектов"). Этот метод более четко оформился в США к 1919 году.

В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика "Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе" (1925 г.). Эта идея красной нитью проходит через деятельность французского педагога С. Френе, который стремился совместить индивидуальную работу и групповую, чтобы один вид деятельности не был главным по отношению к другим. Дж. Дьюи оказал наибольшее влияние на педагогическую теорию и практику своей страны, предложив строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Он считал, что педагог должен помогать в познавании только того, что спонтанно заинтересовало ребёнка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того. Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребёнка к самообучению и самосовершенствованию. Опыт и знания ребёнок должен приобретать путём "делания", в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, восхождения от частного к общему, т.е. путём использования индуктивного метода познания. Данная педагогическая концепция получила название "инструментальной педагогики". Она оказала большое влияние на систему образования XX столетия. Однако практика показала недооценку в системе Дж. Дьюи теоретических знаний и дедуктивного метода преподавания. Сам учёный со временем признал, что спонтанного интереса и систематизирующих способностей ребёнка явно недостаточно для овладения необходимыми знаниями, и потому нужно развивать у него силу воли и характер.

Опросы учителей в довоенной Америке указывали как на преимущества, так и на сложности работы по методу проектов в школьной практике. С одной стороны, использование этого метода чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д. Почти все учителя, опрошенные в США, отмечали, что метод проектов разрушает школьную рутину. Педагоги, использовавшие этот метод, в основной массе были настроены применять его и впредь.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Метод проектов широко использовался в России до 30-х годов, но постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Причины забвения были и другие: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.

В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Способствуют возрождению метода проекта И.Д. Чечель, Т.Д. Новикова; в практике преподавания иностранного языка Е.С. Полат, И. Е. Брусникина, Т.А. Воронина, А.И. Савенков, Л. В. Насонкина; в информатике Н. Ю. Пахомова, И.С. Сергеев, Г.А.Федорова; в преподавании образовательной области "Технология" В.Е. Мельников, В А. Мигунов, П.А. Петряков; на уроках истории Г. А. Кропанева (заслуженный учитель России гуманитарной гимназии города Кирова), Н.И. Шевченко и многие другие.

Е.С. Полат большое внимание уделяет типологии проектов, отдельно выделяет телекоммуникационные проекты. Появившись в начале 80-х годов, телекоммуникационные сети в настоящее время эффективно используются в практике преподавания. Как показала международная практика, специально организованная совместная работа учащихся в сети может дать высокий педагогический результат.

Т.Д. Новиковой в статье "Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности" описывается интересный опыт телекоммуникационных проектов, спецификой которых является то, что в них используется межотраслевая и межрегиональная информация. Это могут быть, по мнению автора статьи, наблюдения за природным, физическим, социальным явлением, его анализ, требующий сбора различных данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; сравнительное изучение эффективности использования альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Технологии организации исследовательских проектов посвящена работа И.Д. Чечель, в которой автор, определяя проект как буквально "брошенный вперед", т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, рассматривает его функции, типы, виды, формы включенности в учебный процесс, период времени, педагогически целесообразного для развертывания проектной технологии.

В ходе проектирования, считает И.Д. Чечель, самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики "идут не туда". Для ученика же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; б) поиск пути их решения; в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;

г) аргументация выбора; д) сравнение полученного результата с требуемым;

е) корректировка (при необходимости) результата; ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.

В практике применения метода проекта на уроках истории, интересен опыт преподавателя истории гуманитарной гимназии города Кирова, заслуженного учителя России Галины Аркадьевны Кропаневой. Сформулированные автором положения видятся важными в первую очередь потому, что за ними стоит многолетний опыт работы над ученическими проектами, неустанный поиск оптимальных решений, постоянное совершенствование методики. Прочитав, статью Галины Аркадьевны нельзя, разумеется, сразу же выйти на тот необычайно высокий уровень работы, который достигнут в Кирове: для этого необходимо приложить массу усилий и проявить самоотверженность, свойственную автору. Важно, что заданный уровень вообще достижим и может стать ориентиром для всех преподавателей, желающих добиться аналогичного успеха в преподавании истории.

Но, несмотря на имеющийся опыт организации проектной деятельности на уроках истории, специальных комплексных исследований, остаются открытыми вопросы о системе оценивания учащихся в работе над проектом, особенностях организации проектной деятельности по истории в начальной и средней школе.

Большую роль для педагогов играет обучение по программе Intel "Обучение для будущего", которая знакомит с проектными технологиями обучения, дает возможность обучаемому овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке, т. е. от идеи до ее реализации в конечном продукте. Многие учителя начинают свой практический опыт по проектной деятельности именно после обучения по данной программе.

В последнее время для делового общения с коллегами – учителями создаются специальные Интернет – площадки, где можно найти единомышленников в решении конкретных проблем, соисполнителей проектов. Развивается Интернет – общение педагогов. Например, на портале "Auditorium.ru" работает консультационная линия для педагогов, желающих получить консультацию по вопросам методологии и технологии работы над проектом.

Таким образом, даже совсем краткий анализ проблемы учебных проектов в нашей стране показывает, что на нынешнем витке своего движения педагогика вновь вернулась к ориентации на развитие учащихся, и поэтому ей созвучны многие идеи метода проектов. Уже первые аналитические исследования образования, проводимые в рамках поисков таких инновационных подходов почти три десятилетия назад, наметили понимание того, что традиционная ориентация образования на передачу суммы известных знаний не может удовлетворить потребность в развитии интеллекта и креативности учащихся, необходимом для адаптации к динамично меняющимся социально-экономическим условиям жизни.

Понятие метода проекта.

Определение учебного проекта в основном совпадают у разных авторов. По определению Е.С. Полат: "Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути"

Метод – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания. Поэтому, когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ конкретной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Необходимо, чтобы этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Но учителя новаторы, попробовав однажды поработать методом проектов, не могут от него отказаться – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, весело и интересно. Число приверженцев растет. В условиях отсутствия достаточного количества научных разработок учебных проектов учитель придумывает свои, пробует адаптировать для себя, те, которые ему стали известны от коллег. Положительный педагогический опыт при его распространении нуждается в научно-методическом сопровождении: осмыслении, обобщении, классификации и очерчивании рамок его эффективного применения. Бурное развитие инновационной практики и встречное движение педагогической науки уже привели к значимым достижениям. К ним можно отнести:

- большое многообразие образовательных ситуаций успешного использования учебного проекта;

- попытки классификации учебных проектов;

- создание методик выполнения учебных проектов в зависимости от их типов;

- выстраивание новых программ с введением учебных проектов в образовательный контекст;

- организация учебного учреждения, где учебный проект является ведущей образовательной формой, подчиняющей себе образовательно-воспитательную ситуацию учебного заведения.

Цели и особенности проектного обучения.

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

- через проживание "ситуации успеха" (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей.

3. Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной "Я-концепции" ("Я могу" – "Я хочу" – "Я нравлюсь" и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.).

Этапы работы методом проекта.

В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С. Полат выделяет следующие:

1 Подготовка. Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.

2 Планирование. а) Определение источников информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды. Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся.

3 Исследование. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом "мозгового штурма". Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

4 Формулирование результатов или выводов. Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. Консультирует учащихся.

5 Защита проекта. Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.

6 Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности. Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета.

Н.Ю. Пахомова предлагает осуществлять проектную деятельность в 4 этапа:

- Погружение в проект;

- Организация деятельности;

- Осуществление деятельности;

- Презентация результатов.

Прежде чем начнется работа над проектом, руководитель проекта должен ответить на ряд вопросов:

1. Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? Как в дальнейшем будет использоваться данный проект? Кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект? Найдет ли он своих потребителей?

2. Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?

3. Кто будет создавать проект? В какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? Какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения определенного требуемого вида работы?

4. Как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если исполнителей несколько?

Таким образом, приступая к реализации проекта, руководитель должен продумать в деталях конечный вид создаваемого продукта. Прогностическую оценку следует производить как с точки зрения воплощения дидактической авторской идеи, так и с точки зрения пользователя, для которого создается программа.

Классификация проектов.

В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

1. По содержанию проекта. Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета); Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов); Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)

2. По методу, доминирующему в проекте. творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленных целей и обоснованной структуры), приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра), информационные, практико-ориентированные (особенность которых состоит в выработке результата, имеющего практическое значение (подготовка номера журнала или видеофильма)).

3 По характеру координирования проекта. с явной координацией, со скрытой координацией

4. По включенности проектов в учебные планы. Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала);

5 По характеру контактов. внутренние (региональные), международные

6. По продолжительности выполнения проекта. Мини-проекты, (несколько недель); Средней продолжительности (несколько месяцев); Долгосрочные (в течение года)

7. По количеству участников проекта. Коллективные, Индивидуальные, Групповые

На практике обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

Изучая литературу по данному вопросу, можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного подхода и проектного: так называемые "знаниевый", с одной стороны, и "способностный", с другой. "Знаниевый", строится на традиционных основах: классно-урочной системы обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и прочих аналогичных характеристиках. Целевой установкой этого подхода является формирование знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности – воспроизводящий. "Способностный" ориентируется на личность обучаемого. Одним из показателей развития личности выступает овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Но наиболее существенным становится появление потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений. Таким образом, проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но она не должна вытеснять её. И ни в коей степени нельзя отбрасывать золотой фонд педагогических приемов, подходов, технологий, нарабатываемых десятилетиями. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам обучения, как средство ускорения личностного роста.

Метод проектов в преподавании истории.

Ряд журнальных статей на страницах "Преподавание истории в школе", "Преподавание истории и обществознания в школе" дает основание говорить о том, что организация проектной деятельности становится актуальной и для преподавания истории.

Инструментом метода проектов является учебный проект, так как обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Метод проектов применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен при применении межпредметных связей. Пусть то, что ученики открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой. Главное, что они сами открывают для себя новые факты и конструируют новые понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Участвуя в процессе поисков и размышлений с неподдельным увлечением, ученики каждый раз заново переживают ощущение первооткрывателей.

"В своей педагогической практике на уроках истории мы чаще всего используем такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По своему содержанию проекты в значительной мере межпредметны, т. к. интегрируют знания по истории, литературе, искусствознанию", – говорит Г.А. Кропанева, преподаватель истории гуманитарной гимназии (город Киров), заслуженный учитель России.

В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

- Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

- Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

- В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере в программах Microsoft Office.

Начинать внедрение проектной деятельности возможно уже в начальной школе, при изучении пропедевтического курса "Эпизодические рассказы по истории". Каждый школьник может найти в рамках этой программы "своего героя" и продемонстрировать свое личное отношение, как к нему, так и к его эпохе.

Особенности реализации метода проектов в начальной школе состоит в том, что проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность, а также рефлексировать этапы своей деятельности. В этом возрасте организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся: преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модель отношений. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).

Курс истории Древнего мира позволяет заниматься не только персоналиями (тема "Герои Эллады"), но и обращаться к культурным феноменам ("Семь чудес света").

Основной формой работы на уроке в среднем звене является групповая работа. Если каждая группа решает одну и ту же задачу (ведет исследование одного и того же объекта), то целесообразно формирование разноуровневых групп. При дифференциации задач можно формировать группы, в которые войдут учащиеся одного образовательного уровня. Обоснование такого выбора можно найти в книге В.В. Гузеева "Образовательная технология: от приема до философии".

На уроках по истории средних веков работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях сводятся в коллективный труд "Средневековый город и его обитатели". В данном случае информационные сообщения могут составить сборник или стать основой для ролевой игры, лечь в основу дискуссии. Большую помощь в подборке материала может оказать газета "История", где учащиеся могут найти самые разнообразные материалы для своих докладов, чтобы затем свести их на занятии воедино.

Изучение прошлого России также даёт необозримое поле деятельности для претворения проектов ("История в портретах", "Загадки истории" и т.д.), где также возможен переход от индивидуального к групповому способу работы. Примерные темы проектов по истории от древнего мира до современности, а также по обществознанию предложены Шевченко Н.И.

Каждый проект соотносится с определенной темой и может разрабатываться в течение одного, нескольких уроков, четверти или учебного года. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о жизни исторических личностей, создавать собственный журнал, готовить макеты, рисунки, коллажи, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики, диаграммы и т.д. (Приложение 1)

Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом.

При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не "ежедневные" технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы, вопросы, разделы программы курса, по которым желательно было бы провести проект, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания. Если в школе проводятся достаточно крупные проекты по каждому предмету, то необходимо в конце предыдущего учебного года, при подготовке к новому учебному году разработать и представить на методический совет предложения по проектам по своим предметам с тем, чтобы учебная часть могла заранее составить график проведения проектов в новом учебном году. Дело в том, что каждый проект требует заметных усилий со стороны ученика, которого никто на это время не освобождает от текущей работы. Поэтому надо предусмотреть такую ситуацию, при которой единовременно один ученик работал бы над одним проектом и имел некоторый перерыв между работой над проектами по разным предметам.

Конечно, инициатива учащегося при выборе темы ограничивается на первых порах рамками школьного курса и возможностями преподавателя, который изначально выступает в роли научного руководителя проекта. Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен, как и должно быть, для учащихся среднего звена и старшеклассников. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам. Старшеклассники, чаще всего отдают предпочтение краеведению. Краеведение предоставляет молодому человеку наиболее полный комплекс оригинальных материалов, позволяет говорить о вещах близких и зачастую "осязаемых", дает шанс найти что-то свое, внести в изучение вопроса собственные умозаключения. Не последнюю роль в приоритетности краеведения играет и возможность непосредственного общения с местными учеными – как правило, бескорыстными энтузиастами, охотно вступающими в контакт.

Выбор темы проекта – не самое простое занятие для руководителя. Иногда ученик замахивается на проблему, которая ему явно не по плечу. Здесь важно не просто отклонить ее, но сделать это тактично, показав школьнику все трудности предстоящей работы и не отпугнув его от исследования вообще. Часто такой отказ связан с недостаточностью источников, поиск которых ведёт в архивы города или музея, куда доступ бывает ограничен. Бывает, что темы просто "лежат на поверхности", но чем она проще и ближе, тем сложнее её увидеть.

Краеведческие проекты возможны на уроках повторения и обобщения, в качестве домашнего задания и мини-проектов на уроках истории Отечества, занятиях кружка, элективных курсах. В нашей школе в прошлом учебном году очень удачно прошли три краеведческих проекта в рамках плана общешкольной воспитательной работы. Каждый проект был длиной в одну четверть, приняли в нём участие учащиеся 5-9 классов. Это были такие проекты, как "Закрытые школы Шугорской волости", "Золотое кольцо России", "Памяти павших будьте достойны". (Приложение 2) В этом учебном году мы готовимся к районному конкурсу проектов "Экскурсия по городу Ростову". Итогом проектов краеведческой тематики может стать участие в краеведческих конференциях и чтениях, деятельность школьных музеев, летописные альбомы.

И.С. Сергеевым описан интересный опыт проведения в школе проектной недели. Подготовка к ней длится весь год по определённому плану, нарушение которого, может грозить срывом всей проектной недели. Заканчивается проектная неделя конкурсом проектов. В нашей школе итогом проектной деятельности за учебный год является школьная конференция.

Предпрофильное и профильное обучение также ставит перед педагогами задачу перехода к проектной деятельности, так как предполагает создание гибкой системы специализированной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения. Предлагаемые меры по профилизации образовательного пространства предполагают изменения в содержании и формах педагогической деятельности учителей и учеников, освоение современных технологий и форм работы, обеспечивающих профильное обучение – проектный метод, блочно-модульный подход, портфолио, педагогическая диагностика, тренинги, организационно-деятельностные игры, социальные практики.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более сложное, как для педагога, так и для учащихся, чем выполнение традиционных заданий, поэтому в нашей школе в помощь участникам проекта разработаны: "Портфолио проекта" (Приложение 3) методический паспорт учебного проекта (Приложение 4), методические рекомендации педагогам для работы над проектом (Приложение 5)

Проведение учебного курса или его фрагмента на основе проектной методики требуют высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого проекта необходимо самостоятельно и очень тщательно отобрать необходимый материал и разработать эффективную систему заданий и упражнений. Кроме того, включение подобных проектов в учебный процесс потребует решения целого ряда проблем организационного и психологического плана.

Всю нашу жизнь, с большим основанием, можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать "свои жизненные проекты". Ведь для любого человека самая значимая оценка – это общественное признание его успеха. Подростку, да и любому школьнику важно получить отклик сверстников и взрослых. Несущественно, как и когда это произойдет: во время выступления перед классом или на внешкольной конференции. Главное, чтобы ребенок показал результат своего труда. Это очень важно, поскольку дети всегда сомневаются: признают ли меня окружающие? Любой проект достоин положительной оценки, ведь ребенок действовал сам. И по самому большому счету не важно, удался его проект или нет. Но важно, чтобы он проанализировал свою деятельность: как была поставлена работа? Что получилось в итоге? Продвинутый в проектировании ребенок может сказать, соответствует ли его результат затраченным усилиям или можно было пойти другим, более удобным путем. Такой самоанализ дорогого стоит. Если ребенок умеет его делать, он и оценку сможет себе поставить. А когда человек готов к самооцениванию, он более успешно идет по жизни.

Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это, в конечном счете, способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.

Литература

1. Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. – № 6, – С. 39-48.

2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996. – 143с.

3. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. – М., 1998

4. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384с.

5. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №9. – С.69-75.

6. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2000. – № 7. – с 151-157

7. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. – №8. – С.118-125.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр "Академия", 1999.

9. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112с.

11. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, – С. 52-55

12. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, – с. 41-45

13. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. – 1997. – № 1. – С. 92-96.

14. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с.

15. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. //Наука и школа – 1997. – № 4.

16. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе – 2000. – № 2, 3. – с. 37-45.

17. Проект "Гражданин" – способ социализации подростков.//Народное образование. – 2000. – № 7.

18. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.

19. Ушинский К.Д. Собр. пед. сочинений.1949, том 1.

20. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе. – 2003. – №6. – С.24-31.

21. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы. – 1998. – № 3. – С.33-40

22. Шумакова Н.Б. "Программа по междисциплинарному обучению "Одарённый ребёнок"", г. Москва 1995г.

23. Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века. // Педагогический альма-нах, – 2002. – № 11.