Современные педагогические технологии в изучении иностранного языка

Современные педагогические технологии в изучении иностранного языка.

Статьи по теме
Искать по теме

Иностранный язык занимает особое место в ряду общеобразовательных дисциплин. Именно он позволяет приобщиться к иной культуре, познакомиться с историей, традициями стран изучаемого языка, речевыми особенностями людей, говорящих на нем. В учебном процессе большое значение уделяется страноведению. Каждый педагог должен помнить, что иностранный язык обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося.

В последние годы происходит активное внедрение мультимедийных технологий в процесс обучения иностранным языкам в школе. С появлением новых информационных технологий развиваются и методики их использования в учебном процессе. В настоящее время накоплен достаточно большой арсенал всевозможных технических и методических инструментов, облегчающих работу преподавателя и позволяющих с большей эффективностью организовать как классную, так и самостоятельную работу школьников.

1. Особенности современного использования личностно- ориентированные технологии

Глядя на развитие образования в России я с уверенностью могу сказать, что в настоящее время все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. В школы снова вернулось осознание того, что хороший педагог должен "сеять разумное, доброе, вечное" и отвечать за полученный урожай. Мы не должны забывать, что есть ценности, которые вечны. И это – Жизнь, Земля, Отечество, Семья, Дом, Истина, Труд, Культура, Мир, Добро, Милосердие. Именно на них всегда ориентировалась и должна ориентироваться сегодня воспитательная система школы, каждый учитель, в том числе и учитель иностранного языка.

Требования к дидактическому материалу личностно ориентированного урока должны быть доведены до учащихся с соответствующими ссылками, что покажет научную обоснованность предъявляемого материала и необходимость применения ЛОТ. О необходимости применения таких развивающих технологий говорит тот факт, что изучение ИЯ у нас и в других развитых странах различается по темпам – мы отстаем. В Российских школах обучение более медленное и менее эффективное. А это значит, что пришло время опять догонять и применять и разрабатывать новые технологии обучения. К таковым и относится ЛОТ (личностно ориентированная технология). Термин "технология обучения" был введен для обозначения совокупности приемов работы учителя, с помощью которых обеспечивается достижение целей обучения с наибольшей эффективностью за минимально возможный период времени. А "личностная ориентация" предполагает и предлагает соответствие таким принципам,как:

– позиция "я-учитель"

– позиция "творческий креативный исследователь"

– позиция рефлексивной самооценки

– позиция деловой активности.

В педагогической практике мною используются современные подходы к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного урока. При составлении плана урока я стараюсь придерживаться следующих ключевых моментов:

1. Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. Что очень важно при обучении иностранному языку

2. Изложение учебного материала учителем должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика.

3. В ходе обучения иностранному языку на базе личностно-ориентированного обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.

4. Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий и решении коммуникативных задач.

На уроках иностранного языка необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным: образом, процесса учения.

На своем педагогическом опыте могу с уверенностью сказать, что основными критериями эффективности проведения личностно ориентированного урока иностранного языка является использование проблемных творческих заданий, применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала, и, конечно, создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока.

2. Использование информационно коммуникационных технологий при обучении английскому языку

В настоящее время очень много говорится о модернизации образования, в процессе которого учащиеся должны овладеть определенными компетенциями. Одна из которых – коммуникативная компетенция – предполагает владение учащимися иностранным языком.

Чтобы процесс овладения иностранным языком проходил более успешно, преподаватель должен искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению и формируют устойчивую положительную мотивацию к предмету.

Одним из таких приемов является использование на уроках новых информационных технологий, которые представляют собой процесс подготовки и передачи информации обучающемуся, средством осуществления которого является компьютер.

В от основные необходимые направления использования компьютерных технологий в обучении иностранному языку.

1. Использование компьютерных обучающих программ. В настоящее время существует большой спектр программ на английском языке, которые можно использовать для обучения письму, произношению, говорению, аудированию, грамматике, а также для осуществления контроля. Так например программы Cambridge University Press (Essential Grammar in Use, Learner’s Dictionary) используются для контроля грамматических тем и для контроля лексики. Это позволяет достаточно быстро проверить знания учащихся по конкретной теме и сразу же увидеть результат, так как ведется подсчет правильных оценок и ставится процент качественного выполнения задания.

2. Использование компьютерных презентаций для объяснения нового материала. Презентации позволяют сложный для восприятия материал преподнести в более интересной, доступной форме, показать больше наглядности, сделать процесс обучения более эмоционально-окрашенным, а значит более привлекательным для учащихся. Подготовка презентации с одной стороны отнимает у преподавателя много времени, но с другой стороны, не нужно каждый раз писать на доске, искать картинки, чертить таблицы. Весь материал демонстрируется для учащихся на большом экране, виден всем, понятен и приятен для восприятия.

3. Презентации-проекты. В конце изучения какой-либо темы школьникам предлагается сделать проект-презентацию, в которой они покажут степень владения материалом, проявят свои творческие способности.

4. Творческие работы в форме электронных презентаций. В начале года учащимся предлагается список тем для творческих работ. Темы выбираются из уже изученного материала страноведческого характера (мой город, мой колледж, страны изучаемого языка, их города, знаменитые люди и т.д.), а учащиеся должны их расширить, показать свое видение материала. Учащиеся делятся на группы, им предлагается алгоритм выполнения работы, даются сроки промежуточного контроля и консультаций. В четверти учащиеся защищают свои работы. В ходе работы учащиеся используют все имеющиеся у них знания по грамматике, лексике, письменной речи, проявляют свои творческие способности. По итогам рефлексии можно сделать выводы, что такая форма работы нравится учащимся. Хотя сначала многие берутся за дело с неохотой, в процессе деятельности интерес и желание у них возрастает, а после презентации своей работы они гордятся своим результатом.

5. Использование интерактивной доски (ИД) позволяет включить в учебный процесс большое разнообразие материалов: программное обеспечение, Интернет, DVD и прочее. Но, естественно, чтобы все это включить в работу, необходима большая работа преподавателя по подготовке к учебным занятиям.

Использование ИД в на уроке иностранного языка в школе налагает на учителя большую ответственность. Невозможно прийти на урок с интерактивной доской, чтобы в течение всего урока показать какую-нибудь одну таблицу или картинку, следовательно, каждый такой урок должен сопровождаться полноценной презентацией, поддерживающей существенную часть видов учебной деятельности в течение урока, а это требует подготовительной работы с большими временными затратами. Однако эти усилия окупаются заинтересованностью и энтузиазмом учащихся. Каждый урок иностранного языка, который вы планируете проводить в классе с ИД, должен быть тщательно спланирован.

6. В настоящее время разработаны передовые технологии для обучения иностранному языку, такие как переносной лингафонный кабинет. В комплекте с мобильным классом Apple разработан комплекс для медиа-плееров iPod, который представляет собой уникальное мобильное решение, позволяющее развернуть лингафонный кабинет за считанные минуты в любой аудитории и не требующее проведения дорогостоящих коммуникаций, а также выделения отдельных площадей под лингафонную лабораторию.

При работе в классе на базе стационарных компьютеров, включение в комплектацию портативных IPod дает учащимся большую мобильность в освоении материала, повышает мотивацию к работе, позволяет чередовать род деятельности и проверять работу друг друга (часть класса прослушивает материал и работает с готовыми файлами, в то время как другая часть группы работает над заданием на компьютере), а также в индивидуальном порядке повторно прослушивать и просматривать материалы на занятии, на переменах, дома, на прогулке или даже в транспорте. В состав комплекта может быть также включен программный продукт, обеспечивающий учителю одновременное наблюдение и контроль за компьютерами всех учеников. Он открывает широкие возможности для использования в образовательном процессе, в частности:

– прослушивание речи ученика во время его участия в аудио-конференции и проведение занятий по аудированию;

– совместная работа с учеником над документами, в том числе при проведении аудио-конференции;

– трансляция новых материалов в виде презентации, сопровождаемой голосовыми комментариями, на экран каждого ученика;

– оперативная раздача ученикам заданий в виде готовых файлов;

– контроль за выполнением несколькими учениками индивидуальных заданий, непосредственно со своего рабочего места;

– возможность временно заблокировать экран ученика, транслировать ему изображение, дистанционно управлять содержимым его рабочего стола и т.д.

По моему мнению, важно подчеркнуть, что работа в лингафонном кабинете – это интерактивность и наглядность, которая превращает обучение в увлекательную, интересную игру. Лингафонная система предназначена как для индивидуальных, так и для групповых занятий.

На своем опыте отмечу, что использование новых информационных технологий на уроках английского языка имеет свои плюсы и минусы. Прежде всего абота с компьютером требует больших временных и материальных затрат, случаются разного рода технические заминки, нет дисков полностью соответствующих программе, приходится использовать их выборочно.

Но, несмотря на все это использование новых информационных технологий на уроках английского языка имеет огромные преимущества. Компьютер помогает сделать работу красивой и эстетичной, повышает интерес к занятиям и формирует положительную мотивацию к изучению иностранного языка. У учащихся в ходе работы над презентациями развиваются интеллектуальные, организационные, коммуникативные способности, трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, проявляются изобретательность, приобретается опыт публичного выступления, который им пригодится в дальнейшем.

Использование информационно-коммуникационных технологий – это современный подход к изучению иностранного языка, который действительно помогает сделать процесс обучения живым и более интересным.

Неоценимую помощь в подготовке дидактического материала, презентаций и самих уроков оказывают мультимедийные ресурсы. Кроме того, они являются самым современным на сегодняшний день способом для индивидуальных занятий с учащимися.

Неотъемлемой частью на моих уроках стало использование дидактических материалов, созданных с помощью средств ИКТ. Любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ может многократно разнообразить виды заданий и вариантов. И, конечно же, учащимся намного интереснее поработать с текстом, сопровождающимся иллюстрациями, диаграммами и таблицами.

Я считаю, что использование ИКТ необходимо на современном этапе развития педагогики. На мой взгляд, самым оптимальным вариантом для внедрения ИКТ является активное использование просмотра фильмов на уроке в наушниках с компьютера на языке оригинала, чтение электронных вариантов статей и книг на английском языке. Это позволит услышать практическое применение правил касаемых английских времен. А именно: обучающие фильмы, электронные учебники, схемы, таблицы и различные виды тестирования.

Однако не следует забывать и об обучающих фильмах/мультфильмах. Но технология их создания довольно сложна в силу того, что недостаточным будет просто подобрать и систематизировать рабочий материал, необходима работа психологов, которые определят параметры, при использовании которых будет достигнут максимальный эффект от просмотра фильма (цветовая гамма, громкость, продолжительность, герои, образы, качество и др.). Кроме того, подготовка такого фильма требует специалистов в области кинематографа (мультипликации). Таким образом, создать подобный материал со всем имеющимся в наличии оборудованием в школе просто невозможно. Этим занимаются специальные образовательные центры. Так же дело обстоит и с электронными учебниками.

Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению.

3. Современные педагогические технологии контроля знаний учащихся на уроках иностранного языка

Использование самых передовых технологий при подаче материала учащимся не заменит полноценный контроль знаний на всех этапах обучения иностранному языку. Как опытный педагог могу с уверенностью сказать, что огромное значение для успешного обучения имеет предварительный контроль, который позволяет впоследствии выстраивать процесс обучения с учетом исходного уровня контингента обучаемых.

Продуманная система предварительного, текущего, промежуточного и итогового контроля, последовательно реализуемая в процессе подготовки по иностранному языку, не только способствует успешности обучения, но и повышает уровень мотивации к изучению иностранного языка.

На уроках, проводимых с целью контроля и проверки знаний и умений, применимы следующие формы работы: урок-зачет, викторина, смотр знаний, защита творческих работ, проектов, творческий отчет, собеседование, контрольная работа.

В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного остановимся.

Уроки устного контроля знаний строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой ученики взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым учеником учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих знаний, умений и навыков.

Уроки письменного контроля знаний строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы или их сочетании. На одних уроках ученики выполняют единые задания индивидуально. Нередко учителя дают учащимся индивидуализированные задания на специальных карточках.

Уроки комплексного контроля знаний строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.

В современной педагогической практике широко используются различные виды тестирования учащихся и тематические собеседования. В своей практике я часто использую компьютерное тестирование знаний учащихся.

Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

–обеспечение стандартизации;

–обеспечение индивидуальности процедуры контроля;

–повышение объективности контроля и исключения субъективных факторов;

–оперативность статистической обработки результатов контроля;

–доступность для обучающегося к полной информации о результатах контроля;

–обеспечение возможности преподавателю быстрой проверки знаний большого количества обучаемых по разным темам;

–освобождение учителя от выполнения повторяющейся трудоёмкой и рутинной работы по организации массового контроля, высвобождение времени для творческого совершенствования разных аспектов его профессиональной деятельности;

–обеспечение всесторонней и полной проверки;

–обеспечение возможности обучающемуся самопроверки освоения материала в том режиме работы как это ему удобно (сетевой режим доступа к контролирующим системам и измерительным материалам);

–доступности и равноправия всех участников процедуры тестирования.

Компьютерное тестирование имеет ряд недостатков, но, на мой взгляд, основными являются следующие:

–исключение из процедуры контроля устного речевого компонента;

–снижение потребности выбора главного в прочитанном. Рафинированное представление задания не способствует развитию личности.

В современной педагогике хорошие результаты при контроле знаний учащихся на уроке иностранного языка показала методика "Языковой портфель".

Всем известно, что традиционная система контроля, направленная на оценивание предметных знаний, отмечается низкой информативностью выставляемых в журнал отметок. "Языковой портфель" – новая современная технология в образовательном процессе. Портфолио – нечто большее, чем альтернативный способ оценивания или собирания работ учащихся. Основной смысл портфолио – "показать все, на что ты способен" Для учителя английского языка "языковой портфель" – это инструмент развития навыка самооценки ученика. Педагогическая философия портфолио предполагает, прежде всего, смещение акцента с того, что ты не знаешь и не умеешь, на то, что ты знаешь и умеешь по данной теме, разделу, предмету. Основная цель ведения портфолио – это развитие у учащихся навыков рефлексии по поводу проделанной работы, другими словами – это формирование способности учащегося к самостоятельной оценке своего уровня владения языком в сопоставлении с европейскими нормами.

Языковой портфель осуществляет поддержку и повышение мотивации на всех этапах обучения и усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, т.е. обеспечивает развитие "способности и готовности учащихся к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию и с его помощью, к использованию иностранного языка в других областях знаний". А это значит, что Языковой Портфель направлен на формирование интереса ребенка к познавательной деятельности, т.е на овладение экзистенциональной компетенцией. В рамках данного компонента образовательной компетенции осуществляется важнейшая задача воспитания, определенная в Концепции модернизации образования.

Однако следует отметить, Языковой портфель не является инструментом контроля или дисциплинарным документом. Языковой портфель является собственностью учащегося и служит средством не формального оценивания достижений учащихся по предмету, повышает мотивацию учащихся, учит их аккуратно вести записи. Языковой портфель это и способ фиксирования, накопления и оценки своих индивидуальных достижений в определенный период обучения, и коллекция своих работ и результатов, которые демонстрируют их усилия, прогресс и достижения.

Выводы

В настоящее время в современной педагогике появляется большое количество прогрессивных методик обучению иностранному языку. В текущем многообразии педагогу тяжело выбрать современные, и в тоже время высоко эффективные методы преподавания иностранного языка.

В действующем государственном образовательном стандарте по иностранному языку предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной компетенции в говорении, аудировании, письме, и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении. Обучающиеся должны овладеть продуктивными навыками и умениями, способностью варьировать и комбинировать изученный языковой материал в речи при решении конкретных коммуникативных задач в стандартных ситуациях общения.

В многообразии современных методик одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является использование на уроках ИЯ информационных технологий. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности.

Литература

1. Абубакирова Н.П., Тельнова А.А. Использование Интернета и локальной компьютерной сети при организации внеаудиторной самостоятельной работы // Разноуровневая подготовка по иностранному языку в вузах неязыковых специальностей. – М., 2006. – С.111-118. (Вестник МГЛУ, вып. 509)

2. Абубакирова Н.П., Тельнова А.А. Организация аудиторной и внеаудиторой работы при обучении иностранном языку в мультимедийной среде. – Труды Ш Международной научно-методической конференции "Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации. – М.: МГУ, 2008.

3. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.

4. Россинская А.Н. Альтернативные формы контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции // Статьи и выступления. Всероссийская научно-практическая конференция Учебник-Ученик-Учитель. Часть II. – М.: МГУ, 2005. – С. 179-182

5. Современные технологии обучения иностранным языкам. Международная научно-практическая конференция. (г. Ульяновск, 26 января 2011 года): cборник научных трудов / отв. ред. Н. С. Шарафутдинова. – Ульяновск: УлГТУ, 2011.