Организация проектной деятельности на уроке иностранного языка

Организация проектной деятельности на уроке иностранного языка.

Статьи по теме
Искать по теме

Проектное обучение по своей идеологии, требует коренного изменения педагогических действий учителя, центральной задачей которых является перевод учащихся в режим самостоятельного созидания знаний. Согласно основополагающему постулату Л.С. Выгодского и его последователей обучение может быть названо развивающим, если оно идет впереди развития и ведет его за собой. В случае проектного обучения, предполагающего самонаучение учащихся, речь должна идти о саморазвитии, причем эти два процесса, находясь в диалектическом взаимодействии, усиливают друг друга, обеспечивая поступательное восхождение учащихся по шкале интеллектуального роста. Залог положительного исхода проектной деятельности видится в грамотном педагогическом сопровождении учебной работы, упреждающем потерю интереса у школьников при встрече с интеллектуальными, эмоциональными и физическими затруднениями.

Педагогическое сопровождение проекта

Педагогическое сопровождение – это система педагогических действий учителя, связанная с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на этапе разработки проектного задания, оказанием оперативной помощи во время выполнения проекта и упреждающим внесением корректив в последующие этапы учебной работы учащихся. Оно обеспечивает создание предпосылок для самостоятельного выхода из проблемной ситуации. Кроме того, разностатусные отношения учителя и ученика выводятся в плоскость равноправного сотрудничества. Социальное взаимодействие в контексте идей педагогического сопровождения организуется на принципах равнозначимости и дополнительности субъектов обучения. Предметом педагогического сопровождения становится процесс совместного с учеником устранения препятствий, мешающих самостоятельному достижению школьником положительного результата. Несмотря на то, что наличный субъектный опыт взрослого и ребенка качественно и количественно отличается друг от друга, совместное решение проблемы ставит их в условия совместного поиска, кооперативного выбора и партнерского принятия решений. Наиболее важным препятствием, которое педагог и ученик совместно преодолевают, является дефицит некоторых умений, не востребуемых при традиционном обучении. К их числу относятся:

- прогнозирование некоторого будущего состояния, будущей конструкции на основе современных данных. Прогнозируемые перспективные достижения станут реальными только в том случае, если участникам проектной деятельности удастся в настоящем почувствовать фрагмент будущего, увидеть прообразы новых обликов проектируемых конструкций, предвосхитить возможные пути развития событий, выйти за рамки имеющихся представлений;

- умение прослеживать события в обратном порядке, от ожидаемого исхода к истоку замысла проекта;

- выбор перспективных путей решения проблемы в условиях поливариантности. В ходе прослеживания на одной из промежуточных ступеней обнаруживаются новые, более благоприятные возможности, варианты, идеи. Они могут коренным образом изменить характер исходной проблемы или нарушить внутреннее равновесие между элементами проектируемого, и в этом случае все нужно начинать сначала или с какого-то места технологической цепочки. Учащимся приходится маневрировать в пространстве с большим числом возможных комбинаций, мысленно видеть точку ветвления целесообразных продолжений, оценивая приемлемость каждого из них. Увеличение количества вариантов решения означает резкое уменьшение стабильности проектной ситуации и одновременно повышает ее сложность. Таким образом, сама проектная задача может иметь вероятностный характер, и из лабиринта вариантов ученик должен уметь выбрать один, который лег бы в основу решения. Школьник оказывается в состоянии неопределенности, он лишается привычных точек опоры, ранее несомненные положения утрачивают свою надежность, и это порождает ситуацию интеллектуального и психологического напряжения. С одной стороны, подобное затруднение можно рассматривать как учебное затруднение, а с другой – как необходимый элемент учебного взаимодействия. Педагог оказывается перед дилеммой: следует ли "подтолкнуть" исследование, дав ученику наводку на наиболее ценный вариант, или, вооружившись терпением, наблюдать за процессом поиска истины, не вмешиваясь;

- планирование коллективных действий. В условиях непрерывного изменения исходных данных, начальной формулировки задачи, появления новых вариантов возникает сложность в согласовании действий нескольких участников проектной работы. Слаженность и координация требуются не только в их действиях, но и в случае столкновений мнений, ценностей и убеждений отдельных учащихся, общественных воззрений и идеологий. Нередки ситуации, когда предлагаемые одними участниками изменения идут вразрез с мнением других и интересами третьих. Между членами группы возникает непонимание, и группа теряет способность к консолидированному движению вперед. В таких обстоятельствах на первый план выходит умение достичь компромисса, сотрудничать в выработке решения, понять чужие интересы. Педагогу в такой ситуации на какое-то время целесообразно взять на себя роль координатора действий учащихся;

- целостное представление объекта. Зависимости между следствиями и отдаленными по времени причинами прослеживаются с помощью воображения, с применением гипотетических конструкций. Ученикам необходимо иметь обширное поле представлений, представлять в уме всю конструкцию целиком, удерживать в памяти большой объем информации и мысленно оперировать ею. Для этого они хорошо должны знать исходный материал, уметь его обобщить и проанализировать, выявить дефицит знаний и организовать поиск недостающей информации, которая, как правило, рассеяна по многим источникам. При этом у учащихся развивается умение отбирать сущностное, главное, отбрасывать второстепенное. Педагогу необходимо прогнозировать все ситуации, которым проектное задание должно отвечать;

- конфликт между организованным и спонтанным мышлением. Управляя проектной работой, ученик стремится выполнить ее системно и последовательно. Однако, пространство, в котором учащимися ведется поиск, слишком велико для упорядоченного исследования. Объем информации, которая должна быть осмыслена, критически переработана и освоена, всегда излишен, а опыт и знания ограничены, поэтому трудно предусмотреть все возможные варианты и комбинации. Кроме того, в силу вступают ограничения, связанные с лимитом учебного времени, и в стремлении свести его затраты к минимуму учитель отказывается от всестороннего обследования каждого отдельного варианта, единолично отделяя перспективные от второстепенных. Важно, чтобы стратегия проектной деятельности предоставляла место как организованному, так и неорганизованному мышлению.

Педагогическое сопровождение учебного процесса можно разделить на три этапа: подготовительный, совместных действий и рефлексивный. Компонентами подготовительного этапа являются:

- научно-методическое моделирование, предусматривающее определение рационального режима интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок; соотношения объема урочной и внеурочной работы; форм учебной деятельности; объема вводной информации, предъявляемой в готовом виде, и информации, которая должна быть самостоятельно добыта учащимися. Кроме того, педагог должен представлять себе рациональное место проекта в учебном плане класса и возможность его комплексной увязки с другими школьными предметами;

- организационная обеспеченность, являющая собой деятельность учителя по созданию комфортных условий для творческой работы школьников. Она включает в себя выбор учебного помещения, удобного времени работы как по продолжительности, так и по срокам ее начала и завершения, периодичности занятий, сроков выполнения и т.д.;

- ресурсное снабжение, означающее техническую вооруженность процесса обучения и предполагающее подготовку места проведения занятий; подготовку необходимых учебных пособий, справочной литературы, таблиц, схем; обеспечение всем тем, что требуется для оформления проекта и его презентации (бумага, клей, ножницы, карандаши, фломастеры и т.д.).

Этап совместных действий предполагает разнообразные формы сотрудничества всех участников педагогического процесса на стадиях разработки, реализации и общественной презентации проекта. Его основные составляющие:

- представление проектного задания, т.е. совместное с учениками вычленение и осознание проблемы, четкое разъяснение целей работы и конечного результата. Важно помочь школьникам выявить потенциально сложные элементы предстоящей работы и, таким образом, диагностировать характер затруднений, а затем поддержать учеников в поиске путей их преодоления собственными силами. Определенность в этих вопросах будет способствовать успешному старту группы;

- перестройка мотивационной сферы, связанная с изменением содержания деятельности. Роль школьника в системе проектного обучения не сводится к аккуратному выполнению предписаний учителя, а предполагает самостоятельное или кооперативное осуществление общественно-значимой деятельности. Актуализируется потребность в самостоятельном овладении новыми способами деятельности, обеспечивающими собственный рост, самосовершенствование личности обучаемого;

- обеспечение самостоятельной плодотворной работы над проектом. Учитель должен постоянно помнить о том, чтобы излишней педагогической активностью не повлиять на атмосферу самостоятельного творческого поиска учащихся. Он имеет право быть в центре внимания ровно столько, сколько требуется для общих коллективных пояснений. Оставшаяся часть учебного времени для учителя – индивидуальные консультации по запросам с рабочих мест, а для учащихся – самостоятельная коллективная деятельность;

- управление учебным общением, ориентированное на овладение способами взаимодействия с людьми, когда из множества индивидуальных точек зрения складывается согласованная позиция, общее видение проблемы во всей ее сложности. Педагог должен убедить учащихся в том, что любое локальное суждение в той или иной мере помогает глубже, рельефнее осознать проблему. Для того чтобы учебное общение было полноценным, учителю необходимо позаботиться о "блокировке фильтров", т.е. о создании обстановки, исключающей критику любого, пусть даже самого фантастического или нереального предложения. Для этого необходимо воздерживаться от текущих замечаний, т.к. школьников не должно тревожить, будут ли приняты или отвергнуты их соображения. Доброжелательность учебного общения может стимулировать предварительная договоренность о том, что после периода созревания идей не будет производиться никаких оценок высказанных предложений. Организуя обмен мнениями, учитель управляет схемой исследования. Совместно обсуждая ситуацию, школьники сами определяют, насколько выбранная стратегия способна привести к приемлемому решению, т.е. создают общее смысловое поле. Кроме того, здесь обозначаются вероятные пути альтернативных стратегий, помогающие выбрать наиболее перспективную из них. В этом процессе учителю отводится важная роль: он является активным координатором и партнером обсуждения жизненности выбранной стратегии, т.к. уже на этом этапе он видит ее уязвимые места, которые позже неизбежно приведут к пересмотру проделанной работы, частичному или полному отказу от сделанного и возврату на исходные позиции.

Этап рефлексии означает осмысление отдельных этапов проектной работы и проделанного в целом. Педагог создает условия, в которых школьник анализирует свои действия, сам оценивает как способ действий, так и достигнутый результат. Анализ смысла совершенных действий, их пооперационного состава возвращает ученика в познавательную деятельность с новым видением того, "в чем" он пребывал. Важно помочь школьникам заметить те изменения, которые в них происходят. Рефлексия направлена на развитие понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, осознание и соотнесение собственных способностей, установок, ценностей с имеющимися у других людей.

Технологическими особенностями педагогического сопровождения должны быть следующие моменты.

- Для сокращения пространства поиска ученикам нужно посоветовать игнорировать все поле исследования и сосредоточиться на небольших его участках, где можно ожидать эффективных решений.

- Сложную проектную задачу необходимо преобразовать в несколько простых и решать их поэтапно, путем последовательного рассмотрения входящих в сложную задачу частных проблем.

- В условиях многовариантности альтернатив необходимо выбрать прикидочное решение в качестве средства оперативного исследования ситуации, которой должен удовлетворять проект. Если такое решение не приводит к удовлетворительному результату, то выбирается новое решение.

- Альтернативные варианты решений целесообразно прорабатывать последовательно, т.е. в каждый данный момент прорабатывается только одна концепция.

- В соответствии с компетентностью участников проекта в рассматриваемых вопросах коллективных проектных работ имеет смысл закрепить за некоторыми из учеников роли экспертов, на которых возлагается полная ответственность за все существенные решения. Эксперты определяют общую схему работы, конечный вид конструкции и распределяют работу среди остальных. Разделение действий открывает возможность для гораздо более широкого поиска вариантов без увеличения общих сроков проектирования.

- Обсуждение варианта решения должно носить дискуссионный характер, т.к. большая группа учеников сможет следить за происходящими событиями, высказывать свои оценки, сообщать те сведения, которые выходят за пределы опыта и наличных знаний проектировщиков. Такая стратегия дает возможность использовать при принятии важных решений предложения всех участников проектной работы.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются следующие умения и навыки:

Рефлексивные умения:

- Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.

- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

- Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.

- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.

- Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста).

- Умение находить несколько вариантов решения проблемы.

- Умение выдвигать гипотезы.

- Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- Навыки коллективного планирования.

- Умение взаимодействовать с любым партнером.

- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.

- Навыки делового партнерского общения.

- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

- Умение проектировать процесс (изделие).

- Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

- Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

- Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

Коммуникативные умения:

- Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

- Умение вести дискуссию.

- Умение отстаивать свою точку зрения.

- Умение находить компромисс.

- Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

- Презентационные умения и навыки.

- Навыки монологической речи.

- Умение уверенно держать себя во время выступления.

- Артистические умения.

Проектное обучение означает переосмысление характера и стиля работы педагога, который не снимает завесу с готовых знаний и способов мышления, а проходит совместно с учеником весь путь их постижения. Профессиональные функции учителя в проектном обучении существенно изменяются: от ретранслятора книжного знания, носителя истины – к руководителю исследовательской деятельности на коллегиальных и равнопартнерских началах.

Создание проекта

2.1. циклограмма работы над проектом

1. Подготовительный этап

- Установочное занятие по определению целей, задач проектных работ, основных замыслов, примерной тематики и формы продуктов будущих проектов.

- Подготовка стендовой информации о проектной работе.

- Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.)

- Консультации по выбору тем учебных проектов, источников информации. Формулирование идей и замыслов.

2. Организация работы

- Формирование проектных групп, распределение задач (обязанностей) между членами группы.

- Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации.

- Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы. Установление процедуры и критериев оценки проектов. Поисково-исполнительский этап.

- Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы.

3. Завершающий этап

- Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.

- Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

- Регулярные консультации по содержанию учебных проектов, помощь в систематизации и обобщении материалов. Обобщающий этап.

- Оформление результатов проектной деятельности.

- Предзащита проектов.

- Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

- Формирование групп рецензентов, оппонентов и "внешних" экспертов.

- Подготовка к публичной защите проектов.

- Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Утверждение окончательного порядка мероприятия.

- Координационное совещание лиц, ответственных за защиту проектов.

4. Заключительный этап

- Публичная защита проектов.

- Подведение итогов, анализ выполненной работы. (Рефлексия)

- Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе и стендовой информации по итогам защиты проектов.

5. Практическое использование проекта

Последовательность выполнения проекта можно кратко представить в виде таблицы. (См. табл. №1)

Целеполагание Определение темы. Выбор рабочих групп. Выявление одной или нескольких проблем. Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы. Мотивирует деятельность учеников. Объясняет задачи. Наблюдает.

Планирование Анализ проблемы. Выдвижение гипотез. Выдвигают гипотезы. Определяют задачи. Помогает в анализе. Наблюдает.

Проверка правильности выбранных методик работы Обсуждение методов работы, источников информации. Обсуждают наработанный материал. Делятся дополнительными источниками информации. Наблюдает. Консультирует. Советует.

Выполнение Поиск необходимой информации. Обсуждение наработанной информации. Выполнение проекта. Работают с источниками. Анализируют, синтезируют, сравнивают. Оформляют проект. Наблюдает. Консультирует.

Защита проекта

Подведение итогов. Представление результатов. Защита. Защищают проект. (Форма может быть различной: конференция, выставка, телепередача и т.д.) Участвует в коллективной защите проекта. Оценивает.

Требования к созданию портфолио проекта

Каждый проект должен быть оформлен в соответствии с существующими требованиями (компьютерный набор на листах формата А4 через 1,5 интервала, с соблюдением норм и правил русского языка), презентован и оценен. Оформленным считается проект, по которому сформирована проектная папка (портфолио проекта), включающая в себя:

- методическую разработку проекта (готовится учителем)

- содержание работы

- оформленные результаты работы и сделанные выводы

- список использованных информационных источников

- черновики и другие рабочие материалы

- описание продукта (пояснительная записка)

- сценарий презентации

Паспорт проектной работы

1) Название проекта.

2) Руководитель проекта.

3) Консультант(ы) проекта.

4) Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

6) Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

7) Состав проектной группы (Ф.И.О. учащихся, класс).

8) Тип проекта (информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).

9) Цели проекта (практическая и педагогическая.

10) Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!). 11) Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

12) Необходимое оборудование.

13) Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание).

14) Предполагаемые продукты проекта.

15) График работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

16) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

17) Оценка содержания проекта (отзыв)

18) Оценка презентации проекта (отзыв)

Организация конкурса проектных работ

1. Конкурс проектных работ проводится в последний день проектной недели в форме презентации проектов. Основная задача конкурса – выявление лучших проектных работ, выполненных в ходе проектной недели, и стимулирование проектной деятельности учащихся.

2. На конкурс могут быть представлены только групповые проектные работы, выполненные учащимися школы под руководством учителей (консультантов) в ходе проектной недели.

3. В целях повышения компетентности оценки проектных работ, их защита осуществляется по предметным секциям: лингвистической, гуманитарной и естественно-математической. Расписание работы секций составляется завучем-диспетчером не позднее, чем накануне презентационного дня, с учетом потребности проектных групп в презентационном оборудовании (компьютер, видеопроектор, кодоскоп, сцена и др.).

4. В жюри каждой секции входят не менее чем по одному представителю от администрации школы, педагогического коллектива и органа ученического самоуправления. Состав жюри секции формируется исходя из предметной компетенции членов жюри по данному направлению проектной деятельности. Председателем общешкольного жюри является директор школы.

5. Оценка представленных на конкурс работ производится по комплексному критерию – с учетом собственно проектной работы учащихся и презентации проекта.

К числу критериев оценки проектной работы относятся:

- актуальность темы и ее практическая значимость,

- объем проработанного материала и глубина проработки,

- оригинальность раскрытия темы и предлагаемых решений,

- уровень самостоятельности учащихся при работе над проектом, качество оформления работы.

К числу критериев оценки презентации проекта относятся:

- четкость и доступность выступления,

- глубина и широта знаний по проблеме, продемонстрированная в ходе презентации,

- качество ответов на вопросы,

- артистизм и умение заинтересовать аудиторию,

- использование наглядных и технических средств.

6. По итогам конкурса присуждаются три первых, три вторых и три третьих места (для каждой из предметных секций). Кроме того, проекту, выполненному нестандартно, с особо высоким качеством, и имеющему большую социально-практическую значимость, может быть присуждена особая премия (Гран-при). Проекты, по общему уровню не соответствующие требованиям первого, второго или третьего мест, но имеющие отдельные выдающиеся стороны, могут быть отмечены премией зрительских симпатий, поощрительными премиями или премиями в отдельных номинациях.

7. Подведение итогов конкурса проводится сразу по окончании презентаций.

Приложение

Словарик "проектных терминов"

- Актуальность исследования – характеристика исследовательского этапа проекта; определяется несколькими факторами: необходимостью в дополнении существующих теоретических построений, потребностями в новых данных и методах, потребностью практики. Обоснование актуальности заключается в объяснении, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

- Вопросы проекта – форма постановки задач, предполагающая ответы участников проектной группы для уяснения и раскрытия ими темы проекта.

- Выход проекта (продукт проектной деятельности) – разработанное участниками проекта в ходе его выполнения реальное средство решения стоящей проблемы; результат проектной деятельности.

- Гипотеза – предположительное (без доказательств) суждение об объекте исследования и закономерной связи явлений, основанное на фактах и анализе исходной информации, обязательный элемент в структуре исследовательского проекта. Гипотезы могут быть сформулированы в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями. Например: "Здоровье детей в малодетных семьях лучше, чем в многодетных".

- Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую проблему, согласованные методы и способы ее решения.

- Дизайн (дизайн-спецификация) – важнейшая разновидность проектной деятельности, имеющая целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды (в частности, изготовление изделия, соединяющего в себе красоту и функциональность).

- Долгосрочный проект – проект продолжительностью от одной учебной четверти и более (до нескольких лет).

- Задачи проекта – комплекс мер, необходимых для достижения цели проекта. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели, в результате чего может быть сформулировано несколько задач.

- Защита проекта – процесс представления результатов проектной работы (с обоснованием ее эффективности, социальной значимости и т. д.) и презентации проекта, включающий этапы вопросов-ответов и дискуссии. Используется, как правило, для исследовательских проектов.

- Игровой (ролевой) проект – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми.

- Индивидуальный (персональный)проект -проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

- Информационный проект – проект, в структуре которого акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта

- Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов

- Консультант – педагог или специалист, выполняющий работу эксперта и организующий доступ к необходимым источникам информации. Консультант привлекается к участию в проекте, если по отдельным вопросам компетенции руководителя недостаточно для осуществления проекта (например, по межпредметному, телекоммуникационному или международному проекту).

- Координация – способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой. В последнем случае координатор не обнаруживает себя как руководитель проекта, а выступает в качестве одного из участников, наравне с остальными.

- Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

- Монопроект – проект в рамках одного учебного предмета (в отличие от межпредметного проекта).

- Оппонент – учащийся или преподаватель, который во время защиты проекта выступает с возражениями по его содержанию, чтобы выявить возможные противоречия или другие недочеты представляемой работы.

- Портфолио (проектная папка) – подборка рабочих материалов и оформленных результатов работы над проектом.

- Практико-ориентированный проект – проект, нацеленный на решение социальной проблемы прикладного характера

- Презентация проекта – процесс публичного представления заказчику или общественности результатов проектной деятельности.

- Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация в виде противоположных позиций в объяснении явлений, объектов, процессов, разрешение которой является прагматической целью проекта.

- Проект- 1) Реалистичный замысел, план о желаемом будущем (проект в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед), а также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован при изучении любого предмета, а также межпредметного курса.

- Проектирование – 1) Процесс разработки проекта (в значении 1) с фиксацией результата в какой-либо форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии;

- Защита проекта; 2) Возможный элемент содержания образования. Как правило, "Проектирование" является разделом образовательной области "Технология".

- Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

- Проектные ситуации (для педагога) – различные социальные проблемы, которые можно решать с использованием метода проектов.

- Результаты проекта – 1) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сферы ученика, формировании у него определенных общеучебных умений и навыков (ОУУН) и др.

- Рецензент – учащийся или педагог (специалист), представляющий на защите проекта рецензию на подготовленный проект.

- Руководитель проекта – педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы или индивидуального исполнителя проекта.

- Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.

- Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее разрешению, поиск необходимой информации, изготовление проектного продукта и его презентацию, оценку и анализ проведенного проекта и другие (необязательные) этапы.

- Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт -результат самореализации участников проектной группы.

- Телекоммуникационный (учебный) проект -групповой проект, выполненный при помощи средств компьютерной телекоммуникации.

- Учебный проект – проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

- Целевой акт (целевая установка) – одно из названий педагогического метода проектов, принятое в американской и переводной литературе в 1910 – 1920-е гг.

- Цель проекта – модель желаемого конечного результата проектной деятельности.

- Этапы проекта – основные периоды работы над проектом.

Литература

1. Метод проектов в современной школе [Текст]:\ А.В. Бычков.- М., 2000.

2. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. [Текст]:\ У.Х.. Килпатрик -Л.,1925.

3. Опыт работы американской школы по методу проектов. [Текст]:\ В.Л. Кронгауз., – М., 1926.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст]:\ Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

5. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст]:\ /"Иностранные языки в школе", 2000. – №№ 2, 3.

6. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка. [Текст]:\ Иностранные языки в школе, 1998. – №2