Развитие силовых способностей слабослышащих юношей 9 класса на уроках физической культуры

Развитие силовых способностей слабослышащих юношей 9 класса на уроках физической культуры.

Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих учащихся

В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, основное внимание должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей программы, основанной на всестороннем комплексном изучении особенностей его развития [20].

Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.

Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве – до овладения речью. Если глухих детей не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми – глухонемыми, как называли их не только в быту, но и в научных работах до 1960-х гг. У большинства глухих детей имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 – 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие (свыше 2000 Гц). Если глухие ощущают звуки громкостью 70–85 дБ, то принято считать, что у них тугоухость третьей степени. Если же глухие ощущают только очень громкие звуки – силой более 85 или 100 дБ, то состояние их слуха определяется как тугоухость четвертой степени. Обучение речи глухих детей специальными средствами только в редких случаях обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормальному. Таким образом, глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии ребенка – более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности [13].

Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психического развития, насколько систематически реализуются социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.

Слабослышащие (тугоухие) – дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 – 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50 – 70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон слышимых звуков по высоте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц).

Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей [20].

Позднооглохшие – это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2 –3-летнем и более позднем возрасте. Потеря слуха у таких детей бывает разная – тотальная (близкая к глухоте), или близкая к той, что наблюдается у слабослышащих. У детей может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают, что им говорят. Это иногда ведет к полному отказу ребенка от какого-либо общения, даже к психическому заболеванию. Проблема состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать устную речь. Если у него имеются достаточные остатки слуха, то это достигается с помощью слухового аппарата. При малых остатках слуха обязательным становится восприятие речи с помощью слухового аппарата и чтения с губ говорящего. При тотальной глухоте необходимо использовать дактилологию, письменную речь и, возможно, жестовую речь глухих. При совокупности благоприятных условий воспитания и обучения позднооглохшего ребенка развитие его речи, познавательных и волевых процессов приближается к нормальному. Но в очень редких случаях преодолевается своеобразие в формировании эмоциональной сферы, личностных качеств и межличностных отношений [20].

У детей с нарушениями слуха всех групп возможны еще дополнительные первичные нарушения различных органов и систем. Известно несколько форм наследственного нарушения слуха, которое сочетается с поражением зрения, кожной поверхности, почек и других органов (синдром Ушера, Альстрема, Варденбурга, Альпорта, Пендреда и др.). При врожденной глухоте или тугоухости, возникшей из-за заболевания матери в первые два месяца беременности краснухой, как правило, наблюдается также поражение зрения (катаракта) и врожденная кардиопатия (триада Грига). При этом заболевании у родившегося ребенка может наблюдаться также микроцефалия и общая мозговая недостаточность.

При гемолитической болезни новорожденных, причиной которой может быть несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или по принадлежности их крови к разным группам, возможно нарушение слуха, которое может сочетаться: с общим поражением мозга и олигофренией, с диффузным поражением мозга, с задержкой психофизического развития, с выраженным гиперкинетическим синдромом в результате поражения подкорковых отделов мозга, с поражением ЦНС в виде спастических парезов и параличей, с легким поражением нервной системы в сочетании со слабостью лицевого нерва, косоглазием, другими глазодвигательными нарушениями и общей задержкой моторного развития. При этом нарушение слуха может быть обусловлено нарушениями функций мозговых систем, в которых должен осуществляться анализ и синтез звуковых воздействий.

Приобретенное нарушение слуха, возникшее вследствие травмы черепа, может быть связано с нарушением не только рецепторного отдела слухового анализатора, но и его проводящих путей и корковой части. Перенесенный ребенком менингит или менингоэнцефалит может вызвать нарушение слуха и привести к мозговой недостаточности большей или меньшей степени.

При некоторых формах наследственной глухоты или тугоухости, при ряде заболеваний, приводящих к поражению слуха внутриутробно, а также при различных воспалительных процессах в области среднего и внутреннего уха поражается вестибулярный аппарат [6, 20].

Вместе с тем сложные, комплексные нарушения, включающие повреждение слуха и других систем, могут возникать под воздействием разных причин и в разное время.

Таким образом, у глухих и слабослышащих детей помимо нарушений слуха могут встречаться следующие виды нарушений:

- нарушения деятельности вестибулярного аппарата;

- разные варианты нарушения зрения;

- минимальная мозговая дисфункция, приводящая к первичной задержке психического развития. При этом какие-либо отрицательные факторы могут прямо воздействовать на мозг, или, в другом случае, мозговая недостаточность возникает вследствие тяжелых соматических болезней: сердечно-сосудистой системы, дыхательной, выделительной, изменяющих работу мозга;

- обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению;

- нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебральному параличу или другим изменениям в регуляции двигательной сферы;

-локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корковых и подкорковых образований);

- заболевания центральной нервной системы и всего организма, ведущие к психическим заболеваниям (шизофрении, маниакально-депрессивному психозу и др.);

- тяжелые заболевания внутренних органов – сердца, легких,

почек, пищеварительной системы и др., ведущие к общему ослаблению организма;

- возможность глубокой социально-педагогической запущенности[13].

Особенности физического развития и двигательных нарушений у детей старшего школьного возраста с нарушением слуха

Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (IX–XI классы). Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе. Юноши (в среднем) выше девушек на 10–12 см и тяжелее на 8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем девушек. У юношей 17-18 лет мышечная масса составляет 44% от массы тела, как у взрослых [2, 9, 20] Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи, с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц [9].

У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.

Сердце юношей на 10– 15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6–8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше [2, 9].

В 15–17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.

По данным многочисленных исследований собственно силовые способности наиболее эффективно поддаются целенаправленному воспитанию у мальчиков в 13-14 и 16-17 лет, у девочек – в10-12 и 16-17 лет [11,19]. Следовательно, в этом возрасте необходимо уделять внимание развитию этого физического качества.

Следует отметить, что потеря слуха оказывает значительное влияние на функциональное состояние всех систем. Накопленный материал неврологической симптоматики слабослышащих детей позволяет выделить некоторые поражения периферических и центральных структур, проявляющиеся в замедленном движении глаз (0,9%), языка (2,7%), акта жевания (0,3%), иннервируемых двигательными черепно-мозговыми нервами. Характерная замедленность двигательных актов у большинства слабослышащих может быть вызвана и нарушениями механизмов координации двигательных реакций [](24). Эти нарушения прямо или опосредованно влияют на физические качества. Глухие школьники по мышечной силе отстают от слышащих в 9, 11,12 лет до 33% по показателям абсолютной силы, но динамика ее возрастного развития почти совпадает с показателями слышащих сверстников. Отмечено, что мышечная сила у глухих ниже, чем у слышащих. До 13 лет сила мышц ежегодно увеличивается на 1-4 кг, а в 14-15 лет прирост составляет 5-9 кг. До 13-14 лет показатели силы имеют одинаковую величину и тенденцию роста у мальчиков и девочек [20].

Таким образом, для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

Характеристика силовых способностей, средств и методов их развития

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врождённые (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определённой двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие "сила".

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую либо двигательную деятельность [19].

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость и силовая выносливость).

Собственно силовые способности проявляются: 1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с около предельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу.

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.

Статическая сила характеризуется двумя её особенностями проявления:

- при напряжении мышц за счёт активных волевых усилий человека (активная статическая сила);

- при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряжённую мышцу (пассивная статическая сила).

Воспитание собственно силовых способностей может быть направленно на развитие максимальной силы (тяжёлая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг).

Скоростно-силовые способности характеризуется не предельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, от которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъёме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

К скоростно-силовым способностям относят:

1) быструю силу, которая характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемых в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.

2) взрывную силу, которая отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и т.д.).

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.

Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определённой позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лёжа, приседании со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость.

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющийся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Её можно определить, как "способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц" [19].

В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила – это сила, проявляемая человеком в пересчёте на 1кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно – она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия.

Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так от средовых факторов. Статическая силовая выносливость определяется в общей мере генетическими условиями, а динамическая силовая выносливость зависит от взаимных (примерно равных) влияний генотипа и среды.

Для понимания методов развития силы необходимо иметь представление о композиции мышц, формах и типах мышечного сокращения, особенностях гипертрофии мышц при работе в разных условиях.

С биологической точки зрения характерной особенностью мышц является их способность избирательно трансформировать химическую энергию в механическую. В организме человека имеется 600 крупных и мелких мышц, каждая из которых состоит из нескольких тысяч отдельных мышечных волокон. Мышечные волокна поперечно-полосатой мускулатуры неоднородны по своей структуре. Они различаются по многим свойствам, в том числе морфологически и по организации энергетического обеспечения. Почти в каждой мышце человека можно найти волокна двух типов: красные (медленные) и белые (быстрые).

Быстрые волокна преобладают в мышцах, которым требуется большая сила сокращения и максимальная сила, развиваемая в короткий промежуток времени, т.е. мощность. Большое количество таких волокон обнаруживают в мышцах у тяжелоатлетов, спринтеров [8].

Медленные волокна преобладают в мышцах, предназначенных для выполнения двигательной работы со стабильным, но небольшим усилием. Количество медленных волокон коррелирует с максимальным потреблением кислорода. Большое содержание таких волокон обнаруживают в мышцах у стайеров, лыжников.

Содержание быстрых волокон наиболее высоко (около 60%) в двигательно активном возрасте – от 20 до 40 лет. После 40 лет общее количество быстрых волокон постепенно уменьшается, а после 60 лет преобладающими становятся медленные волокна (55%), что соответствует динамике возрастной трансформации двигательной активности. У пожилых людей выносливость сохраняется на значительном уровне, что позволяет им принимать достаточно активное участие даже в беговых или лыжных марафонских пробегах [8].

Мышечное волокно обладает следующими физиологическими свойствами: возбудимостью, проводимостью и сократимостью. Сокращение осуществляется на основе биохимических процессов, вследствие которых мышца стремится укоротиться с приближением обоих концов к середине. Оно может быть сильным или слабым в зависимости от количества принявших в нем участие мышечных волокон, т.е. от числа возбужденных двигательных единиц. В зависимости от сопротивления, появившегося в обоих концах, мышца может преодолеть его и укоротиться либо напрячься, не укорачиваясь. Таким образом, под термином "сокращение" понимают развитое в мышце напряжение; при этом видимое укорочение мышцы не является обязательным.

В зависимости от того, преодолевает ли мышца сопротивление, сближая концы прикрепления, или нет, выделяют разные формы и типы мышечного сокращения.

Если внешняя нагрузка на мышцу меньше, чем ее напряжение, она укорачивается с появлением ротационного движения в суставе – это концентрический тип сокращения. Этот тип сокращения мышц является наиболее распространенным при естественных движениях. Если внешняя нагрузка больше, мышца растягивается (удлиняется) – это эксцентрический тип сокращения (напряжение возрастает при одновременном удлинении мышцы). Этот тип сокращения мышцы появляется при так называемой уступающей работе (работа на торможение), например в ягодичной мышце после спрыгивания со скамьи.

Эти два типа сокращения, при которых мышца изменяет длину, а в соответствующем суставе появляется движение, относят к динамической форме сокращения. К этой форме относится и так называемый изокинетический тип сокращения, обычно реализуемый на практике с помощью специальных тренажеров. Они действуют по принципу центробежного тормоза и обеспечивают противодействие в зависимости от скорости движения. Если последняя повышается, то увеличивается и контролируемое аппаратом противодействие, если снижается – сопротивление также уменьшается. Таким образом, скорость движения остается почти неизменной во всем диапазоне амплитуды для сустава. Во время выполнения такого движения при любой величине угла в суставе происходит оптимальная активация всех мышечных волокон, что обеспечивает изокинетическому типу сокращения эффективность в тренировке силы.

В естественных условиях режим, близкий к изокинетическому, имеет место при выполнении пловцом гребка рукой в воде. С увеличением скорости движения руки пропорционально возрастает сопротивление воды. В результате скорость перемещения руки в воде близка к постоянной.

Сокращение мышцы, при котором она развивает напряжение, но не изменяет своей длины, называется изометрическим. Это статическая форма сокращения. Название "изометрическое сокращение" указывает на неизменность длины мышцы.

С физической точки зрения при изометрическом типе сокращения мышцы работа равна нулю, но с физиологической позиции такое сокращение требует расхода энергии и очень утомительно. Работа здесь – отношение величины напряжения мышцы ко времени сокращения. Вся выделенная мышцей энергия превращается в тепло, а при динамической работе не менее 50% энергии превращается в тепло [4]

В результате систематических тренировок происходит увеличение функциональных возможностей мышц, проявляющееся их гипертрофией. Гипертрофией называется увеличение массы и объема функциональных единиц органа, сопровождающееся интенсификацией его функций (увеличением максимальной силы и выносливости).

В зависимости от характера тренировок в мышцах могут возникнуть разные виды гипертрофии: саркоплазматическая и миофибриллярная.

Тренировка на выносливость ведет к рабочей гипертрофии преимущественно саркоплазматического типа. При этом увеличивается саркоплазматическое пространство мышечного волокна, т.е. несократительной части мышцы. Наибольшие изменения наблюдаются в митохондриях. Возрастают их количество и размеры. Увеличивается количество капилляров, окружающих мышечное волокно. Помимо морфологической адаптации мышц к нагрузкам происходит и их биохимическая адаптация. Повышаются содержание и активность ферментов аэробного метаболизма, содержание миоглобина (максимально – в 1,5-2 раза), содержание энергетических субстратов: липидов и мышечного гликогена (последнего – до 50%), а также повышается способность мышц окислять углеводы и особенно жиры [8].

Эти данные свидетельствуют об общеоздоравливающем эффекте тренировок на выносливость, выполняемых в аэробном режиме.

Однако, если требуется увеличить объем мышц с соответствующим ростом силы, единственным средством является силовая тренировка. При тренировке силы образуется миофибриллярная рабочая гипертрофия мышцы, связанная с увеличением количества и объема миофибрилл, т.е. собственно сократительного аппарата мышечных волокон. При этом возрастает плотность укладки миофибрилл в мышечном волокне. Такая гипертрофия ведет к значительному росту мышечной силы. Увеличивается абсолютная сила мышцы (при саркоплазматической гипертрофии она или не изменяется, или может даже несколько уменьшиться). Наиболее предрасположены к миофибриллярной гипертрофии быстрые мышечные волокна. Большое их содержание в мышце – важная предпосылка значительного роста мышечной силы при направленной силовой тренировке. Другим важным фактором развития силы является применение упражнений с большим мышечным напряжением (более 60-70% максимальной произвольной силы тренируемой мышцы), при котором только и активируются белые (быстрые) мышечные волокна. Важную роль в развитии миофибриллярной рабочей гипертрофии играют андрогены – мужские половые гормоны, которые стимулируют синтез сократительных белков в скелетных мышцах. Важным фактором, обеспечивающим развитие мышечной силы, является нервная регуляция мышечного напряжения. Для нее имеют значение следующие факторы: число активных двигательных единиц, их синхронизация и др. Чем больше число активных мотонейронов у данной мышцы, тем больше напряжение она развивает, увеличивая при этом силу [8].

Определяют следующие задачи для развития силовых способностей:

Первая задача – общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путём использования избирательных силовых упражнений. Здесь важное значение имеют их объём и содержание. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному.

Вторая задача – разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.

Третья задача – создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учётом двигательной одарённости, вида спорта или выбранной профессии.

Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развитие силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки. В связи с этим подбираются определённые средства и методы воспитания силы.

Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которое направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.

К основным средствам относятся:

1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнёра и т.д. 2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:

- упражнения, в которых мышечное напряжение создаётся за счёт веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе):

- упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);

- упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счёт использования дополнительной опоры;

- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счёт инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).

3. Упражнения с использованием тренажёрных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция и др.).

4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них.

5. Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения):

- в которых мышечное напряжение создаётся за счёт волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия и т. п.);

- в которых мышечное напряжение создаётся за счёт волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении.

К дополнительным средствам относятся:

1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).

2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).

3. Упражнения с противодействием партнёра.

По степени избирательности воздействия на мышечные группы силовые упражнения подразделяются на локальные (с усиленным функционированием примерно 1\3 мышц двигательного аппарата), региональные (с преимущественным воздействием примерно 2\3 мышечных групп) и тотальные, или общего воздействия (с одновременным или последовательным активным функционированием всей скелетной мускулатуры).

Силовые упражнения могут занимать всю основную часть занятия, если воспитания силы – его главная задача. В других случаях силовые упражнения выполняются в конце основной части занятия, но не после упражнений на выносливость. Силовые упражнения хорошо сочетаются с упражнениями на растягивание и расслабление [19].

Частота занятий силового направления должна быть до 3-х раз в неделю. Применение силовых упражнений ежедневно допускается только для отдельных небольших групп мышц.

При использовании силовых упражнений величину отягощения дозируют или весом поднятого груза, выраженного в процентах от максимальной величины, или количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином повторный максимум (ПМ).

В первом случае вес может быть минимальным (60% от максимума), малым (от 60 до 70% от максимума), средним (от 70 до 80% от максимума), большим (от 80 до 90% от максимума), максимальным (с выше 90% от максимума) (Р.Роман), Во втором случае вес может быть: предельным – 1 ПМ, околопредельным – 2-3 ПМ, большим – 4-7 ПМ, умеренно большим – 8-12 ПМ, малым – 19-25 ПМ, очень малым – свыше 25 ПМ (В.М. Зациорский, 1970).

Силовые способности можно развивать следующими методами:

1. Методом максимальных усилий, который предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, даёт большой прирост силы, чем метод непредельных усилий. В работе с начинающими детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений.

2. Методом непредельных усилий, который предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5-6 до 100.

В физиологическом плане суть этого метода развития силовых способностей состоит в том, что степень мышечных напряжений по мере утомления приближается к максимальному (к концу такой деятельности увеличиваются интенсивность, частота и сумма нервно-эффекторных импульсов, в работу вовлекается все большее число двигательных единиц, нарастает синхронизация их напряжений). Серийные повторения такой работы с непредельными отягощениями содействуют сильной активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма, способствуют повышению общего уровня функциональных возможностей организма.

3. Методом динамических усилий. Суть этого метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, то есть способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.

4. "Ударным" методом, который предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которое направлены на увеличение мощностей усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45-75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задаётся массой собственного тела и высотой падения.

5. Методом статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80-90% от максимума продолжительностью 4-6 с и в 100% 1-2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60-80% от максимума продолжительностью 10-12 с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3-4 упражнения по 5-6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин.

При воспитании максимальной силы изометрические напряжения следует развивать постепенно. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление. Тренировка проводится в течение 10-15 мин. Изометрические упражнения следует включать в занятие как дополнительное средство для развития силы.

Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упражнений.

6. Статодинамическим методом, который характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц – изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2-6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80-90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2-3 повторения в подходе, 2-3 серии, отдых 2 – 4 мин между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях.

7. Методом круговой тренировки, который обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и отбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 мин, в это время выполняются упражнения на расслабление.

8. Игровым методом, предусматривающим воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. К таким играм относятся игры, требующие удержание внешних объектов (например, партнёра в игре "Всадники"), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, "Перетягивание каната"), игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп (например, различные эстафеты с переноской грузов разного веса) [19].

Педагог по физической культуре и спорту всегда должен творчески подходить к занятиям, на которых развиваются силовые способности. Очень важно соблюдать ряд методических принципов при развитии мышечной силы, основными из которых являются:

- постепенность увеличения веса использованных отягощений или специальных силовых упражнений,

- непрерывность учебно-тренировочных занятий,

- доступность тренировочных занятий,

- индивидуализация тренировочного процесса,

- обеспечение достаточного времени для отдыха [11].

Для обеспечения развития собственно силовых способностей наиболее эффективным является метод максимальных усилий, однако, учитывая особенности психологического и двигательного развития слабослышащих юношей, не занимающихся ранее силовой подготовкой, нами бы отобран метод непредельных усилий.

В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.

Таким образом, силовые способности можно целенаправленно развивать, творчески подходя к выбору методов воспитания занимающихся, учитывая особенности первичного дефекта, наличия вторичных нарушений психологических особенностей, двигательных нарушений. Возраст 16-17 лет является сенситивным для развития силовых способностей, т.к. мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи, с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. Силовые способности развиваются различными методами. Нами был отобран метод непредельных усилий для развития собственно силовых способностей слабослышащих детей.



Литература

1. Байкина, Н.Г. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков/ Н.Г.Байкина,, А.В Мутьев., Я.В. Крет. – М. 2005.

2. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка)- М., 2002.- 416с.

3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М.: Издательский центр "Академия", 2008.

4. Гусев И. Полный курс бодибилдинга от начинающих до профессионалов. – Минск, 2002.

5. Доклад "О состоянии здоровья детей в Российской Федерации" (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002г.) – М., 2003г.

6. Евсеев, С.П. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ С.П.Евсеев, Л.М. Шипицына. – М.: Советский спорт, 2009.

7. Емельянов, В.Д. Особенности физического развития и обеспечения локомоторных функций двигательной деятельности лиц с сенсорными нарушениями с учетом возрастных и гендерных различий / В.Д. Емельянов [и др.] // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 1 (57). – С. 2-6.

8. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. – М., 2007. – 567.

9. Каменская В.С. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /В.С. Каменская, И.Е. Мельников. – СПб.: Питер, 2013. – 272 с.

10. Караулова, Л.К. Физиология физического воспитания и спорта /Л.К.Караулова, Н.А.Красноперова, М.М.Расулов. – М.: Издательский центр "Академия", 2012. – 304 с.

11. Кузнецов, В.С. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий– М., 2003.– 200с.

12. Курдыбайло, С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре [Текст]: учеб. пособие для высш. и сред. учеб. заведений / С. Ф. Курдыбайло, С. П. Евсеев, Г. В. Герасимова. – М.: Советский спорт, 2004. – 179 с.

13. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учебное пособие /Н.Л. Литош. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.

14. Основы специальной психологи: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова [и др.]; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 480 с.

15. Ростомашвили, Л.Н. Методические рекомендации и требования к организации процесса адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития / Л.Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 1(53). – С. 46–48.

16. Талага, Е. Энциклопедия физических упражнений / пер. с польск. – М.,- 1998. – 412с.

17. Теория и организация адаптивной физической культуры /под ред. С.П.Евсеева. – М.: Советский спорт, 2016. – 612 с.

18. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

19. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: – Издательский центр "Академия", 2012. – 428 с.

20. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2009. – 608 с.