Коммерческое предприятие

Коммерческое предприятие.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Сущность коммерческой деятельности

Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда в обществе. Конечной целью любой коммерческой деятельности является максимальное удовлетворение жизненных потребностей человека. Коммерция является способом превращения продукта в товар, под которым понимается как материальная ценность, так и нематериальная услуга.

Что такое коммерция? Умение перепродать дороже? В какой-то мере да, но не только это. Понятие "Коммерческая деятельность" значительно шире. "Коммерческая деятельность – это деятельность в сфере распределения и обмена товарно-материальных ценностей, которые создают условия для качественного осуществления процессов производства и потребления".

Осуществление коммерческой деятельности невозможно без существования рынка. Рынок выступает основным местом для реализации коммерческих интересов предприятия.

Полноценное представление о рынке заключается в его абстрактном и конкретном толковании. Первая точка зрения на данный вопрос предполагает, что рынок – это совокупность общественно-экономических отношений, складывающихся по поводу обмена. В связи с этим, довольно часто рынок отождествляется с одной из самых распространенных в мире форм общественно-экономического устройства – капитализмом. Являясь категорией обмена и товарно-денежных отношений, рынок предполагает наличие взаимных связей между спросом и предложением. Сущность явлений, происходящих на рынке, раскрывается этими взаимосвязями и представляет собой механизм или основной принцип функционирования рынка.

Роль рынка как регулятора отношений в обществе и экономике хорошо известна. Следует, тем не менее, выделить несколько конкретных функций, которые определяют значение рынка для всей системы коммерческих отношений:

1. рынок формирует условия для оценки общественной значимости труда, затрачиваемого на создание товаров. Акт обмена, совершенный на рынке по известной схеме "товар–деньги", означает, что труд создателя данного товара является общественно-полезным. Предпосылкой для этого служит реальная возможность для покупателя свободного выбора необходимого ему товара и, соответственно, источника (продавца) данного товара;

2. рынок регулирует размер общественно-необходимых затрат на производство товара. В процессе обмена формируется четкое представление об уровне общественно-необходимых затрат труда на производство того или иного продукта. При этом рынок косвенным способом воздействует на экономические показатели предприятий, в частности, на себестоимость и прибыль: убыточные фирмы "уходят" с рынка;

3. рынок формирует основные пропорции экономики, состав и структуру общественного продукта. Причиной служит естественное стремление предпринимателей производить и продавать товары, которые пользуются спросом в первую очередь. Иначе говоря, капитал концентрируется в тех отраслях, где параметры спроса наиболее близко встречаются с предложением.

Понятие рынка тесно связано с понятием рыночной среды, т.е. с особой сферой деятельности, в процессе которой постоянно сталкиваются коммерческие интересы продавцов и покупателей. При этом деятельность участников коммерческих отношений характеризуется четкой направленностью и имеет специфику в связи с ролью данного субъекта на рынке. Продавцы стремятся привлечь покупателей к своему товару и поэтому конкурируют между собой, в результате чего развивается покупательная активность на рынке.

Потребность в реализации этих интересов предполагает необходимость ясного представления о рынке в его конкретных проявлениях. В отличие от приведенного выше абстрактного определения, рынок можно представить и совершенно конкретно. В этом случае, речь идет о рынке определенного, состоящего из однородных изделий товара или рынке сбыта. С этой точки зрения, рынок представляет собой, во-первых, совокупность покупателей определенного товара, а, во-вторых, – совокупность продавцов этого же товара.

Основными характеристиками рынка сбыта являются:

- для совокупности покупателей: емкость рынка и эластичность спроса на данный товар;

- для совокупности продавцов: общий объем продаж и удельный вес (доля) отдельных продавцов в общем объеме.

Емкость рынка (максимальный объем закупок определенного товара на данном рынке сбыта за определенный период времени) зависит, в конечном счете, от двух основных факторов. С одной стороны – это объективно существующий предел потребления данного товара, с другой – предел покупательной или платежной способности потребителей товара с учетом эластичности спроса.

Объемные характеристики рынка сбыта, определяемого как совокупность продавцов, находятся под воздействием внешних и внутренних факторов. Так, емкость рынка прямо ограничивает совокупные объемы продаж (внешний фактор, регулирующий предложение товара), а распределение этих объемов на конкретные доли по отдельным продавцам происходит при сильном влиянии конкуренции (внутренний фактор). Поэтому, возможности внедрения нового продавца на конкретный рынок сбыта всегда весьма затруднены, так как современных условиях международной экономической интеграции практически не осталось "неразработанных" участков рынка, где имеется неудовлетворенный платежеспособный спрос.

Рассмотрим виды коммерческой деятельности осуществляемой предприятиями. Выделяют три основных направления коммерческой деятельности:

- производство продукции;

- коммерция (торговля);

- коммерческое посредничество.

Коммерция (торговля) означает деятельность организаций и предприятий – юридических лиц, а также отдельных граждан – физических лиц – по осуществлению операций купли-продажи товаров с целью удовлетворения спроса и получения прибыли. В более.широком смысле под коммерческой деятельностью следует понимать любую предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли.

В "Толковом словаре" В.И. Даля раскрыто понятие коммерции: "Коммерция – торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы". Эти понятия предполагают осуществление актов купли-продажи с намерением купить дешевле, а продать дороже.

"Коммерция" – слово латинского происхождения (от латинского commercium – торговля). Термин "торговля" имеет двоякое значение: торговля как самостоятельная отрасль народного хозяйства; торговля как торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров.

Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли – торговыми процессами по купле-продаже товаров с целью получения прибыли.

Коммерческая деятельность в торговле – понятие более широкое, чем простая купля-продажа. Чтобы акт купли-продажи состоялся, торговые предприятия (коммерсанты) должны совершить многие оперативно-организационные и хозяйственные операции. Например:

- изучить покупательский спрос и рынок сбыта то

варов;

- выявить источники поступления и поставщиков

товаров;

- установить рациональные хозяйственные связи с

поставщиками;

- вести оптовую и розничную торговлю и обслуживание покупателей.

Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, по оказанию дополнительных услуг. Все эти операции взаимосвязаны и выполняются в определенной последовательности. Простая перепродажа товаров с целью получения прибыли или, иначе, "делание" денег из ничего, является по существу спекулятивной сделкой, не представляющей собой полезной коммерческой деятельности (благородного бизнеса).

2. Виды коммерческих предприятий

В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения. Объекты коммерческой деятельности на потребительском рынке – товары и услуги.

Коммерческая деятельность включает в себя рациональную организацию коммерческих процессов, совершаемых в оптовых, розничных предприятиях сферы товарного обращения. Целями коммерческого предприятия являются наиболее эффективное выполнение коммерческих и технологических процессов, быстрейшее доведение товаров до конечных потребителей.

Деятельность предприятия как субъекта коммерческой деятельности заключается в выполнении комплекса операций, которыми являются торговые, посреднические, сбытовые, маркетинговые операции, направленные на успешную реализацию целей коммерческого предприятия. В более широком смысле это вся коммерческая сторона процесса движения товаров от производителей до потребителей.

Переход от административно-командной системы к рыночной экономике потребовал коренной перестройки основ и структуры коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий. В современных условиях коммерческая работа должна строиться на основе принципов полного равноправия торговых партнеров, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.

Правовая база коммерческой деятельности также изменилась. Монопольная система государственной торговли сменилась системой свободного предпринимательства, основанной на самостоятельности и независимости хозяйственных субъектов. Существенно расширился круг коммерческих структур, появились их новые организационно-правовые формы.

Согласно гл. 4 нового Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие структуры (предприятия) – юридические лица – подразделяются на четыре группы:

- хозяйственные товарищества и общества;

- производственные кооперативы;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия;

- некоммерческие организации.

Наибольшее число предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, относится к первой группе.

Хозяйственное товарищество – это объединение нескольких лиц на основе соглашения между ними для осуществления предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества или товарищества на вере. Участниками полного товарищества и полными товарищами на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Вкладчиками в товариществе на вере могут быть граждане и юридические лица.

Хозяйственные общества – это организации, создаваемые одним или несколькими лицами на основе предоставляемого ими в собственность общества имущества (имущественных прав) для осуществления предпринимательской деятельности. Хозяйственные общества создаются в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО), закрытого акционерного общества (ЗАО) и открытого акционерного общества (ОАО). Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и юридические лица.

3. Операции, проводимые предприятием в рамках осуществления коммерческой деятельности

Операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, можно разделить на блоки. В каждый из них входят операции, выполняемые на соответствующем этапе коммерческой деятельности.

I этап. Информационное обеспечение коммерческой деятельности.

Это основа успешной коммерческой работы предприятий на рынке. Сюда относится информация о спросе и конъюнктуре рынка, об объемах и структуре производства товаров, сведения о самом товаре (его потребительских свойствах, качестве). Важное значение имеет информация о численности и составе обслуживаемого населения, его покупательной способности. Коммерческие структуры должны располагать информацией о потенциальных возможностях конкурентов. Вся эта информация собирается в процессе маркетинговых исследований коммерческих служб, анализируется и служит основой для следующего этапа.

II этап. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров.

На этом этапе решают следующие вопросы:

1. определение потребности в товарах. В ходе решения этого вопроса определяется емкость рынка и его сегментов, обосновывается ассортимент необходимых товаров.

2. выбор наиболее предпочтительных партнеров. Здесь необходимо определить основных партнеров-поставщиков, с которыми должны быть установлены хозяйственные связи. Объективный выбор опирается на кропотливую работу по изучению возможных поставщиков товаров. Изучается их размещение, ассортимент и объем предполагаемых поставок, цена, условия поставок и др.

3. организация хозяйственных связей в торговле. Налаживаются хозяйственные связи со всеми поставщиками товаров.

4. установление договорных отношений с поставщиками товаров. Должны быть согласованы моменты, связанные с подготовкой проекта договора, с его подписанием. Результат,– подписанный договор на поставку товаров.

5. контроль за исполнением договоров поставки то

варов;

6. установление прямых договорных связей с производителями товаров.

III этап. Формирование ассортимента и управление товарными запасами на предприятиях торговли.

При формировании ассортимента товаров происходит подбор групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения. Основная цель – наиболее полное удовлетворение покупательского спроса. Ассортимент товаров формируется на основании ассортиментного перечня товаров. Управление товарными запасами обеспечивает бесперебойную торговлю, сокращает издержки производства и обращения, позволяет наиболее полно удовлетворять потребности населения.

IV этап. Коммерческая работа по оптовой закупке товаров.

Это один из самых важных этапов работы коммерческих структур, осуществляющих оптовые операции. На этом этапе важно правильно выбрать партнера по коммерческой деятельности, успешно провести с ним операции по оформлению закупки товаров, а также организовать контроль за выполнением условий договора.

V этап. Коммерческая работа по розничной продаже товаров.

На этом этапе возникают существенные особенности по сравнению с коммерческой работой в опте. В розничной торговле применяют свои, специфические способы и методы розничной продажи товаров. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению. От их руководителей – коммерсантов требуется большая предприимчивость и инициатива в коммерческой работе по организации сбыта (продажи) товаров населению, умению хорошо обслужить покупателей, противостоять конкурентам и обеспечить нормальную прибыль.

VI этан. Рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров.

Реклама является важнейшей частью целенаправленной работы по сбыту товаров и формированию спроса покупателей. Реклама доводит до потребителей сведения о товарах, необходимые для покупки и использования товаров. В связи с ее убедительностью и внушаемостью, реклама позволяет ускорить процесс принятия решений покупателей о покупке. При помощи рекламы покупатели быстрее находят необходимые им товары, приобретают их с наибольшими удобствами и наименьшими затратами времени. При этом ускоряется реализация товаров, повышается эффективность труда торгового персонала, снижаются расходы.

4. Коммерческая служба предприятия, как инструмент реализации коммерческой деятельности

Для успешного осуществления коммерческой деятельности в сложных и многообразных условиях рыночных отношений в коммерческих структурах создаются коммерческие службы или отделы, возглавляемые первыми заместителями директоров предприятии или, как принято называть, коммерческими директорами. В состав коммерческих служб включаются:

- торговые или товарные отделы;

- отделы, по изучению спроса или конъюнктуры торговли;

- отделы маркетинга и продаж;

- коммерческие павильоны;

- выставочные павильоны;

- залы товарных образцов оптовых предприятий и другие подразделения.

Коммерческие службы организуют выполнение всего комплекса оперативно-организационных и хозяйственных операций с товарами и услугами на рынке. В настоящее время они обеспечивают и конкурентоспособность предприятий торговли, активно изыскивая поставщиков и покупателей, вовлекая в товарооборот продукцию отечественных производителей, расширяя сферу деловых отношений с поставщиками и изготовителями товаров. Все это ставит перед коммерческими службами ряд задач:

1. повышать эффективность и действенность договоров поставки, укреплять договорную дисциплину;

2. повышать уровень работы по изучению и прогнозированию емкости рынков, развитию и совершенствованию рекламно-информационной деятельности;

3. формировать свои отношения с партнерами на

взаимовыгодной основе;

4. координировать закупочную работу среди поставщиков и потребителей;

5. реформировать и совершенствовать работу оптового звена;

6. проводить компьютеризацию коммерческих операций, учета оптовых и розничных продаж и т. п.;

7. своевременно и адекватно реагировать на происходящие на рынке изменения;

8. совершенствовать технологию коммерческой работы.

Предметом особого внимания являются вопросы повышения качества продукции, товаров, услуг. Предприятия, которые не соблюдают коммерческие и технологические требования, санитарные правила и нормы, постепенно вытесняются с потребительского рынка.

Коммерческая деятельность торговых предприятий связана с куплей-продажей товаров. Структура коммерческих служб и ее особенности зависят от основного вида деятельности предприятия, т. е. от того, осуществляет ли предприятие оптовую или розничную торговлю товарами, либо является производителем продукции; либо оказывает услуги (аудиторские, маркетинговые, сервисные), либо выполняет работы (строительные, исследовательские).

Выводы

В рамках осуществления коммерческой деятельности выполняются функции по руководству торговым процессом, регулированию хозяйственных связей по закупке и продаже товаров с поставщиками и покупателями, формируется оптимальный ассортимент товаров, осуществляется контроль качества изделий, организуется рекламу товаров и обслуживание покупателей. От результативной работы в области коммерции зависит эффективность работы предприятия в целом.

Для успешной реализации всего комплекса коммерческой деятельности необходимо хорошо знать законы и другие нормативные акты, которые регламентируют коммерческую деятельность. Необходимо уметь принимать решения, приносящие прибыль, проявлять инициативу, хранить коммерческую тайну, обладать способностью идти на риск.

Литература

1. Гражданский Кодекс РФ.

2. Гуськова М.Ф. Экономика: 100 вопросов – 100 ответов. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

3. Организация предпринимательской деятельности: Учебник / Под ред. А.С. Пелиха. Ростовн/Д: издательский центр "МарТ", 2004.

4. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. Учебник для ВУЗов. М.: Юнити, 2004

5. Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности. Учебник. М.: Издательский дом "Дашков и К", 2005.

6. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: Издательский дом "Дашков и К", 2006.

7. Предпринимательство: Учебник / Под. ред. Н.В. Родионовой, О.О. Читанавы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2004.