Формирование ассортимента предприятия розничной торговли и пути его совершенствования

Формирование ассортимента предприятия розничной торговли и пути его совершенствования.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие ассортимента и его характеристики

Ассортимент товаров – совокупность их видов и разновидностей, объединённых по одному или нескольким признакам.

Различают промышленный и торговый ассортимент товаров. Промышленным ассортиментом называют ассортимент товаров, вырабатываемый одной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием. Как правило, предприятия, производящие такие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары.

Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента).

Важным признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учётом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.

С учётом сложности ассортимента различают товары сложного и простого ассортимента.

К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов и сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.).

Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т.д.) относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).

Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары. Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения.

Внутри каждого вида товары могут отличатся друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т.д.), т. е. подразделятся на разновидности.

Выделяют так же укрупнённый и развёрнутый ассортименты.

Укрупнённый ассортимент – это товары, объединенные по общим признакам в определенные совокупности (класс, группа, вид товара). Развернутый ассортимент представляет собой детализацию укрупненного ассортимента по конкретным разновидностям товаров.

Эти два понятия, в свою очередь, тесно связанны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом ширина ассортимента товаров определяется количеством товарных групп, подгрупп и наименований товаров оценивается коэффициентом широты:

Кш = Гф / Гн,

где Гф количество групп товаров на момент определения, ед.

Гн – общее количество групп товаров, ед.

Глубина ассортимента – количеством разновидностей товаров по каждому наименованию, оценивается коэффициентом глубины:

Кг = Рф / Рн ,

где Рф – фактическое количество товаров на момент проверки, ед.

Рн – количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантом и т. п., ед.

Так же основными характеристиками ассортимента являются структура, полнота, устойчивость и новизна.

Структура ассортимента – это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству.

Полнота – это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу. Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп:

Кп = Кф / Кв ,

где Кф – фактическое количество видов товаров на момент обследования, ед.

Кв – количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.

Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже:

Ку = 1 – (Р'ф1 + Р'ф2 +... + Р'фn / Рн × N),

где Р'ф1, Р'ф2, …, Р'фn – фактическое количество видов (разновидностей) товаров из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже на момент проверки, ед.

Рн – количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем, ед.

N – количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента определяют за конкретный период.

Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени:

Ко = Ро / Рф,

где Ро – количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед.

Рф – среднее количество разновидностей, ед.

Коэффициент новизны характеризует степень обновления ассортимента. [5, с. 159]

Ассортиментная политика предприятия розничной торговли

Ассортиментная политика торгового предприятия представляет собой систему взглядов и комплекс мер по управлению ассортиментом товаров на всех уровнях в интересах отдельных субъектов рынка и государства в целом.

В масштабах страны ассортиментная политика сводится к определению социальной и научной основы ассортимента и активизации каждой группы товаров. При этом допускается расширение, сокращение ассортиментных позиций и обновление ассортимента на качественной новой основе.

Ассортиментная политика не является чем-то постоянным. Она изменяется по мере роста производства товаров, развития оптовой и розничной торговли и повышения социально – экономического уровня потребностей.

Задачи ассортиментной политики заключаются в следующем:

Удовлетворять запросы потребителей;

Эффективно использовать знания и опыт фирмы;

Получать оптимальные финансовые результаты фирмы;

Расширять сферы применения производственных программ с целью привлечения внимания наибольшего количества покупателей;

Расширять области производства и услуг фирмы;

На ассортиментную политику в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, специфических и др. факторов.

Экономический фактор: денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами, уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; степень обеспеченности населения предметами длительного пользования.

Социальный фактор: к нему относятся социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования и культурного развития людей, праздники, мода и др.

Демографический фактор: изменение численности населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания; размеру состава семьи.

Специфические факторы оказывают разное значение на ассортиментную политику в каждом конкретном магазине, зависящих от типа и размера магазина, его специализации, технической оснащённости, условий товароснабжения (наличия стабильности источников, отдалённости, вида, поставщика), численности и состава обслуживаемого населения, транспортных условий, наличие др. розничных магазинов в зоне деятельности данного магазина.

Проведение ассортиментной политики требует принятия решений не только о включении новых товаров, но и снятия товаров с продажи. Фирмы изготовители и поставщики товаров постоянно обновляются номенклатуру своей продукции, стремясь получить всё новые и новые прибыли. Ассортимент же является частью розничной стратегией и оружием в конкурентной борьбе это предполагает его непрерывное и динамическое изменение. В некоторых случаях необходимость исключения определённого товара из ассортимента совершенно очевидна.

Для проведения ассортиментной политики требуется принять решение не только решение о включении товаров в ассортиментный перечень, но и снятие товаров с продажи.

Ассортиментная политика магазина предполагает знание жизненных циклов производства и реализации товаров, без которого нельзя правильно управлять торговым ассортиментом. Стадии жизненного цикла товара:

1. Внедрение: производство самых ходовых и базовых моделей, которые пользуются спросом покупателей;

2. Зрелость: выход всевозможного ассортимента;

3. Спад: самый лучший и ходовой товар остаётся.

При определении ассортиментной политики выделяют два принципа:

Принцип синергизма. Товары и услуги внутренне связаны и дополняют друг друга. Масштаб деятельности фирмы определяет широкую экономию.

Принцип стратегической гибкости. Преодолевает недостаток, построение стратегических зон хозяйствования и товарной номенклатуры, которые зависят от различных технологий, требуют разнородных экономических, культурных и политических условий, уравновешивают рисковые и устойчивые товарные группы, что сказывается на деятельности фирмы. Такой принцип требует финансовых затрат и под силу крупным фирмам.

Особенностью ассортиментной политики является и ценообразование, которое воспринимается не экономическим, а порой психологическим восприятием цены покупателя. [5, с. 92]

Порядок формирования ассортимента товаров и факторы на него влияющие.

Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определённом порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

Формирование торгового ассортимента направленно как на наиболее полное удовлетворение запросов покупателей, так и на активное воздействие на спрос с целью повышения уровня и культуры потребления, а так же с целью получения предприятием наибольшей прибыли.

При формировании ассортимента товаров необходимо учитывать соблюдение установленного для магазина ассортиментного профиля, обеспечение широты и устойчивости ассортимента, взаимозаменяемость и комплексность в выборе и покупки товаров, сезонность спроса и др.

В каждом магазине невозможно, да и экономически нецелесообразно обеспечить наличие всего торгового ассортимента товаров, поэтому для каждого типа магазина должен быть сформирован оптимальный ассортимент, который позволял бы, с одной стороны, создать покупателям наилучшие условия для приобретения товаров, а с другой – обеспечивал бы рентабельность работы магазина.

Формирование ассортимента в магазине начинается с выбора его ассортиментного профиля и определение группового ассортимента товаров, которые должны там продаваться. Для формирования конкретного ассортимента в магазине важно определить внутригрупповой ассортимент, т. е. установить количественные соотношения между отдельными подгруппами товаров. Эту работу проводят сами магазины с учётом ожидаемых изменений в спросе населения.

При формировании ассортимента товаров необходимо учитывать, что большинство продовольственных и ряд непродовольственных товаров являются товарами повседневного спроса и характерными для них являются частота и постоянство спроса. Поэтому должна быть достигнута определенная стабильность в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивающая их бесперебойную продажу. Постоянное наличие широкого и устойчивого ассортимента товаров в магазине в пределах норматива товарных запасов и отвечающего требованиям покупателей способствует улучшению показателей деятельности магазина.

Важным фактором формирования ассортимента в магазине является взаимозаменяемость, так же один из факторов – комплексность в покупке и потреблении отдельных продовольственных товаров, требующая постоянного наличия в продаже продуктов, составляющих основу рациона питания. Формирование ассортимента товаров без учёта этих факторов может привести к сокращению товарооборота, снижению уровня торгового обслуживания.

При формировании внутригруппового ассортимента необходимо обеспечить не только устойчивость, но и его определенную гибкость.

Формируя ассортимент товаров, необходимо учесть и такой фактор, как сезонность спроса. Сезонность спроса на продовольственные товары связанна с сезонностью производства сельскохозяйственных продуктов.

Основой формирования ассортимента служит ассортиментный перечень основных групп товаров и их разновидностей, которые должны быть в продаже постоянно. Ассортиментные перечни разрабатывают для каждого магазина, их периодически пересматривают. Фактический ассортимент товаров в магазине шире установленного ассортиментного перечня.

Таким образом, при формировании ассортимента товаров в магазине необходимо соблюдение следующих принципов:

Обеспечение в каждом магазине достаточной полноты товаров частого спроса, простого ассортимента, не незаменяемых и трудно заменяемых в потреблении и спросе;

Обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе, в зависимости от ассортиментного профиля магазина;

Установление определенного количества разновидностей по каждому виду товара, в зависимости от товарного профиля и зоны деятельности магазина;

Учёт и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне, обуславливаемых профессиональным и половозрастным составом населения, его покупательской способностью, а так же инорайонным спором.

Исходя из таких принципов формирования ассортимента товаров, существуют факторы, влияющие на это формирование:

- Спрос;

- Производство (включая поступления по импорту);

- Ассортиментный профиль магазина;

- Зона деятельности магазина;

- Состояние его материально – технической базы.

Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. [4, с. 92]

Совершенствование формирования ассортимента товаров в розничной торговле.

Совершенствование ассортиментной политики может осуществляться по следующим направлениям: сокращение, расширение, стабилизация, обновление.

Данные виды направлений связаны между собой и зачастую дополняют друг друга.

Существует целый ряд причин, которые могут обусловливать необходимость сокращения ассортимента: падение спроса на товар; недостаток оборотных средств у магазина; низкая оборачиваемость товаров; изменение формата магазина (с более крупного на менее крупный) и др.

В условиях экономического роста сокращение ассортимента осуществляется, как правило, за счет дешевых продовольственных и непродовольственных товаров. В условиях кризиса, напротив, сокращение ассортимента осуществляется за счет дорогих, имиджевых товаров.

Расширение ассортимента предполагает количественные и качественные изменения в товарной категории, направленные на увеличение показателей ширины, глубины и новизны ассортимента.

Выделяют следующие причины, обусловливающие целесообразность расширения ассортимента товарной категории:

- рост спроса на товар;

- рост объемов производства товара;

- появление на рынке новых производителей данного товара;

- высокая оборачиваемость товара;

- благоприятные экономические условия;

- развитие магазина, его переход к более крупному формату и др.

Расширение ассортимента может происходить за счет обновления ассортимента при одновременном сокращении количества товаров, не пользующихся спросом.

Сокращение ассортимента – это количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты.

Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при реализации отдельных товаров. Например, в последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счет дешевых продовольственных и непродовольственных товаров, невыгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю.

Стабилизация ассортимента – это состояние ассортимента, отличающееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

В условиях рыночной экономики стабилизация ассортимента является достаточно редким явлением, так как потребности общества постоянно развиваются и это требует постоянного обновления ассортимента. Однако существуют группы товаров, которым свойственна стабилизация ассортимента. Это в первую очередь ассортимент наиболее необходимых продуктов питания, так называемых товаров повседневного спроса. Ассортимент непродовольственных товаров, напротив, отличается нестабильностью, так как эти товары (аудио-, видео- и бытовая техника, бытовая химия, парфюмерия и т.д.) отличаются постоянным совершенствованием, появлением новых товаров или новых моделей уже существующих. Все это приводит к тому, что непродовольственные товары достаточно быстро выходят из моды, морально устаревают, что обусловливает постоянное обновление их ассортимента.

Под обновлением ассортимента понимаются количественные и качественные изменения в номенклатуре товаров, характеризующиеся высокой степенью новизны. Постоянно обновляя свой ассортимент, магазин преследует следующие цели:

- рост конкурентоспособности магазина (товарные новинки могут привлечь в магазин новых покупателей, демонстрирующих инновационный тип поведения);

- удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей покупателей;

- отражение в ассортименте модных тенденций;

- соответствие передовым достижениям науки и техники и др.

Стремление магазинов постоянно обновлять свой ассортимент основывается на убеждении, что потребители новые товары воспринимают как товары более высокого качества и технически более совершенные, чем ранее выпускавшиеся. Однако в этом заключена определенная опасность: если товар-новинка не оправдает потребительских ожиданий, это может привести к неудовлетворенности потребителя и росту недоверия как к фирме – производителю нового товара, так и к магазину, предлагающему к продаже не совсем удачную новинку.

В связи с этим обновление ассортимента – это очень ответственное и рискованное направление совершенствования формирования ассортимента. Однако в условиях рыночной экономики, когда конкурентная борьба становится все более ожесточенной, а требования потребителей более взыскательными, без обновления ассортимента невозможно достичь успеха. Таким образом, новизна предлагаемых к продаже товаров – это один из факторов конкурентоспособности современного магазина.

Анализ показателей сформированного ассортимента

Порядок формирования ассортимента состоит из 5 этапов:

I. Исследования рынка. На этом этапе изучают товар, анализируют условия конкуренции, анализируют рыночную сегментацию и формы и методы сбыта и доведения товара до покупателя.

II. Исследование собственных возможностей предприятия. Проводят анализ материально – технической базы (площадь торгового предприятия, наличие складских помещений, форма торгового зала).

III. Выбор ассортиментной стратегии. Ассортиментная стратегия – совокупность направлений ассортиментной политики на длительного периода деятельности.

IV. Непосредственно формирование ассортимента предприятия. Устанавливается основная группа реализуемых товаров, определяется количество видов реализуемых по их отличительным признакам, разработка конкретного перечня реализуемых товаров.

V. Определение рентабельности нового ассортимента. Производится на основе данных о товарообороте, об издержках обращения, о полученной прибыли от реализации продукции, далее рассчитывается точка безубыточности.

Ассортиментная стратегия предприятия заключается в следующем:

- торговать товарами с высокой оборачиваемостью;

- вводить в ассортимент товары – новинки, на которые ожидается прогнозируемый спрос;

- несмотря на сокращение товара, имеющего малый спрос, необходимо оставлять те товары, которые определяют максимальную широту ассортимента;

- реализуя товар тех поставщиков, которые являются наиболее выгодными для предприятия, отдавать предпочтение им, относительно других.

Факторы, влияющие на формирование ассортимента:

1. Общие факторы. На данном предприятии основной фактор формирования ассортимента товаров – это покупательский спрос.

2. Специфические факторы. К таким факторам относятся тип данного предприятия (Магазин "Товары повседневного спроса"),, его материально – техническая база, объём его деятельности.

Ассортимент магазина можно разделить на основной и сопутствующий. Основной ассортимент представлен восемнадцатью ассортиментными группами. В качестве сопутствующего ассортимента выступают промышленные, в том числе хозяйственные товары: мыло, стиральные порошки, предметы личной гигиены и другие средства бытовой химии, спички, то есть то, в чем может существовать потребность покупателя помимо продовольственных товаров.

Наличие сопутствующих товаров дает возможность увеличения доходов магазина, повышает его авторитет, является попыткой разнообразить ассортимент товаров и увеличить выбор покупателя, обеспечить покупателю возможность осуществления покупки в одном месте.

Принцип формирования товарного ассортимента в магазине – функциональный, то есть он призван удовлетворять потребности людей, прежде всего в продуктах питания. Товарный ассортимент является насыщенным, так как в продаже имеются аналогичные товары разнообразных производителей.

Например, номенклатура магазина включает в себя продукцию восемнадцати ассортиментных групп:

Хлеб, хлебобулочные изделия в пром. потребительской упаковке.

Бакалейная группа товаров в пром. потребительской упаковке, в т. ч. в развесе.

Кондитерские изделия сахаристые, мучные, в т. ч. кремовые, в пром. потребительской упаковке.

Молочная и кисломолочная продукция в пром. потребительской упаковке, в т. ч. сыры в разрез.

Масложировая продукция товаров в пром. потребительской упаковке.

Мороженное в пром. потребительской упаковке.

Колбасные изделия, мясные деликатесы в пром. потребительской упаковке.

Пресервы рыбные, рыбные деликатесы в пром. потребительской упаковке.

Мясо птицы, охлажденные мясопродукты, субпродукты в пром. потребительской упаковке.

Рыба свежезамороженная из холодильного оборудования.

Яйцо куриное.

Овощи, фрукты, сухофрукты, орехи по договору поставки.

Детское питание в пром. потребительской упаковке.

Диабетическое питание в пром. потребительской упаковке.

Безалкогольные напитки, соки,минеральная вода, в пром. потребительской упаковке.

Алкогольная продукция, пиво в пром. потребительской упаковке.

Табачные изделия, исключая по – штучно.

Корма для животных.

Таким образом, количественно широта номенклатуры супермаркета равна 18.

Насыщенность представленной номенклатуры, то есть общее число составляющих ее отдельных продуктов, у объекта изучения 420. Средняя насыщенность товарного ассортимента (средняя товарная линейка) магазина определяется делением общего количества продукции (420) на количество ассортиментных групп (18). Таким образом, средняя товарная линейка магазина охватывает 23 позицию.

Глубину номенклатуры можно определить исходя из количества вариантов исполнения каждого продукта в рамках ассортиментной группы. Была рассчитана глубина номенклатуры магазина. Например, сметана продается различной жирности (15%; 20%; 25%), в двух упаковках (пакетах и пластиковых коробках) и в двух расфасовках (по 0,25 л. и по 0,5 л.), значит, глубина номенклатуры сметаны равна 3*2*2=12. Сами параметры определения глубины номенклатуры и ассортимента продукта зависят от конкретного продукта. Среди таких параметров использовались вид расфасовки, жирность, масса, форма продукта, вид обработки, сортность. Таким образом, были рассчитаны все ассортиментные группы. Глубина номенклатуры супермаркета составила 789.

Ассортиментные группы продукции магазина являются гармоничными, так как включают товары широкого потребления (продукты питания). Под гармоничностью номенклатуры и ассортимента подразумевают степень сходства между продуктами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, функций.

В целях более глубокого и подробного изучения товарного ассортимента магазина каждая из 18 ассортиментных групп была разделена на несколько ассортиментных подгрупп, объединенных однородными признаками.

Ассортиментная группа "Молочная и кисломолочная продукция" разделена на 8 ассортиментных подгрупп: молоко, сливки, кисломолочные продукты, сметана, творог и творожные продукты, сыры, мороженое, сгущенные изделия. Таким образом, широта ассортиментной группы "Молочная и кисломолочная продукция" равна 8. Насыщенность этих подгрупп определялась по торговым маркам и наименованиям продуктов. Глубина рассчитывалась способом, рассмотренным выше.

Широта, насыщенность и глубина ассортиментной группы "Молочная и кисломолочная продукция":

1. молоко коровье 15;

2. сливки 2;

3. кисломолочные продукты 8;

4. сметана 4;

5. творог и творожные продукты 6;

6. мороженное 11;

7. сыры 9;

8. молочные консервы сгущенные 3;

Как показал анализ, насыщенность ассортиментной группы "Молочная и кисломолочная продукция" равна 58. Наиболее насыщенным является ассортимент молока – 15 торговых марок, наименее насыщен ассортимент сливок – 3 марки. Самым глубоким также является ассортимент молока, то есть покупатель реально может выбрать молоко по своему вкусу и требованиям. Из числа наименее глубоких ассортиментов следует выделить сливки, сметану и молочные консервы сгущенные. Это говорит о том, что необходимо обратить внимание на данные продукты и разнообразить их.

Достаточно глубокий, способный удовлетворить потребности покупателя, ассортимент творога и мороженого. Таким образом, глубина ассортиментной группы "Молочная и кисломолочная продукция" составила 92.

Вторая ассортиментная группа "Мясо и мясопродукты" представлена в магазине 3 ассортиментными подгруппами: мясные консервы, мясные пресервы, замороженное мясо. Таким образом, широта данной ассортиментной группы равна 3. Насыщенность группы составляет 17 торговых марок и видов, глубина 6 вариантов исполнения мясных товаров.

Можно сказать, что самым насыщенным в этой ассортиментной группе является ассортимент мясных пресервов, который представлен 8 торговыми марками в разном исполнении, так как он является и самым глубоким, а также ассортимент мясных консервов (7 марок). Следовательно, ассортимент данной подгруппы не является насыщенным.

Следующая ассортиментная группа "яйца" представлена характерным для данной группы нешироким ассортиментом – яйца куриные. Насыщенность маленькая. Глубина данной ассортиментной группы равна 3, то есть в продаже имеются яйца 1, 2 категорий и диетические. Нет в продаже яичных продуктов. Но в целом ассортимент яиц способен удовлетворить потребности покупателей, так как производитель местный, значит продукт всегда свежий. Кроме того, реализуются востребованные категории яиц.

Ассортиментная группа "Колбасные изделия" разделена на три ассортиментных подгруппы: колбасы вареные, колбасы копченые, колбасы полу копченые.

В целом насыщенность ассортиментной группы "Колбасные изделия" равна 20, а глубина – 14. Наиболее насыщенным является ассортимент вареных колбас – 11 торговых марок, а менее насыщенным – колбасы полу копченые (только лишь 4 марки). Не достаточно насыщенным ассортиментом признан ассортимент копченых колбас (5), то есть покупатель не удовлетворен таким ассортиментом данной товарной группы.

Ассортиментная группа "Овощи, фрукты" имеет насыщенность, состоящую из 7 видов: свежие огурцы, свежие помидоры, картофель, лук репчатый, яблоки и бананы. То есть данная ассортиментная группа является не насыщенной. Глубина составляет 7 разновидности данного продукта.

Следующая ассортиментная группа "Кондитерские товары" имеет широту 6 ассортиментных подгрупп.

Широта, насыщенность и глубина кондитерских товаров

Фруктово-ягодные изделия 7 – 6;

Карамель 5 – 6;

Шоколад и какао-порошок 8 – 10;

Мучные изделия 2 – 47;

Конфеты 15 – 26;

Халва 2 – 3.

В целом насыщенность кондитерских изделий составляет 39 торговые марки, а глубина – 98. Среди перечисленного, самый насыщенный и разнообразный ассортимент мучных кондитерских изделий и конфет. Покупателю предлагается разнообразный и широкий выбор данных товаров. Наименее насыщенный ассортимент халвы.

Широта, глубина, насыщенность ассортиментной группы "Хлеб и хлебобулочные изделия":

Хлеб 3 – 5;

Булочные изделия 6 – 24;

Бараночные изделия 2 – 5;

Сухарные изделия 1 – 2.

В супермаркете предлагается достаточно глубокий ассортимент булочных изделий, которые поставляются местным производителем, политика которого направлена на обеспечение производства разнообразного ассортимента хлебобулочных изделий. Высокая насыщенность (6 марок) и глубина (24 варианта исполнения продукта) отмечается у ассортимента булочных изделий.

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы. В первую очередь необходимо обратить на группы с малой глубиной: колбасные изделия, мясо и мясопродукты, овощи. Руководству магазина следует обратить внимание на данные товарные группы и разнообразить их ассортимент. Наиболее широким ассортиментом в супермаркете представлены ассортиментные группы "Молочная и кисломолочная продукция", "Хлеб и хлебобулочные изделия", "Кондитерские изделия", "Яйцо куриное".

Исследование соответствия ассортимента запросам целевого рынка

Целевой рынок представляет собой сегмент рынка, над которым предприятие сосредотачивает свои силы. Выбранным сегментом рынка являются покупатели.

Для исследования соответствия ассортимента запросам покупателей необходимо провести опрос по тем покупателей, которые непосредственно приобретают продукцию именно в данном магазине.

Опрос проводился продавцами – кассирами, в периоды наибольшего потока покупателей. Опрашивались покупатели непосредственно на кассе, при оплате купленного товара. В опросе принимали участие не все потребители, опрашивались те, кто приобретал товар, в среднем, который входил в состав более 5 ассортиментных групп.

Опрос проводился методом анкетирования, покупатель сам заполнял бланк анкеты на рассчетно-кассовом узле.

Проведенный опрос выявил то, что сформированный ассортимент магазина "Точка НН" не совсем удовлетворяет запросы покупателей. Опрос проводился по некоторым наименованиям товарных групп, присутствующих в ассортименте данного магазина:

Таблица 7 – Анализ соответствия ассортимента запросам покупателей

Наименование товарной группы

Соответствие ассортимента запросам покупателей

Хлеб, хлебобулочные изделия

Ассортимент данной группы почти полностью удовлетворяет покупателя, единственный минус заключается в количестве привезенного товара, который быстро расходится и не всегда остается к концу дня.

Кондитерские изделия

Ассортимент этой группы удовлетворяет покупателей. Представлен не настолько широкий ассортимент, но покупатели довольны.

Молочная и кисломолочная продукция

Ассортимент  частично удовлетворяет покупателей. Основные недовольства заключаются в не соблюдении сроков реализации.

Колбасные изделия

Ассортимент так же частично удовлетворяет потребителей. Представлен очень узкий товарный ассортимент и завышены цены.

Овощи, фрукты

Ассортимент данной товарной группы очень узок, не соблюдаются режимы хранения товаров, цены завышены.

Диабетическое питание

Покупатели считают ассортимент данной товарной группы не удовлетворительным, т. к. зачастую товар, лежащий на полках, вышел из сроков реализации, и ассортимент не пополняется.

Детское питание

Покупатели довольны этой товарной группой, т. к. ассортимент очень широкий, всегда обновляется.

Табачные изделия

Ассортимент  довольно таки узок, но цены на имеющийся товар удовлетворяет покупателей.

Из этого следует вывод, что ассортимент магазина "Точка НН" не удовлетворяет покупателей своим узким и не полным ассортиментом.

Направления совершенствования ассортиментной политики

Так как продовольственный магазин имеет статус магазина "шаговой доступности", он должен соответствовать своему статусу и иметь в наличии как можно более насыщенный и глубокий ассортимент. Прежде всего, в продаже должны быть всегда продукты первой необходимости: хлебобулочные изделия (не менее чем два вида хлеба и широкий ассортимент булочных изделий), молочные и кисломолочные продукты, мясные продукты (полуфабрикаты, консервы, мясо разных видов и разного веса), крупяные и мучные товары, чай. Есть некоторые группы продуктов питания, которые покупатели обычно предпочитают покупать на продовольственных рынках или микрорынках. Это, как правило, овощи, фрукты, яйца. Эти группы товаров также должны быть в наличии магазина, но в небольшом количестве.

Кроме того, в продаже магазина должны быть товары, относящиеся к категории деликатесов, например, черная икра, различные экзотические соусы, консервированные кальмары. Как правило, такие продукты питания имеют высокую цену и довольно долго залеживаются на прилавках, но наличие таких продуктов обязательно, так как они поднимают престиж супермаркета в глазах покупателей и позволяют ориентироваться не только на средние слои населения, но и на обеспеченные. Следует учесть, что данные товары должны быть в ограниченном количестве, так как они достаточно специфичны и долго ждут своего покупателя, а также, чтобы избежать дополнительных издержек на хранение и реализацию. Необходимо несколько расширить разнообразие сопутствующего ассортимента, например, леденцы, жевательная резинка, сухарики, чипсы к пиву, которые, как правило, располагаются на пути к основному продукту.

Относительно группы диабетического питания можно порекомендовать следующее: выделять данную группу товаров ценниками другого цвета, объединить их на отдельном стеллаже или полке, установить специальные указатели для удобства покупателей.

При проведении анализа было выявлено, что такие ассортиментные группы, как молочные, мясные, детское питание, хлеб и хлебобулочные изделия потребляются часто. К данным товарным группам необходимо применить стратегию диверсификации, то есть еще более разнообразить ассортимент этих товарных групп за счет расширения их широты, глубины (разной емкости, массы, разных видов упаковки) и насыщенности (новые марки, разновидности продуктов), чтобы в случае падения спроса или отсутствия определенного продукта, покупатель смог приобрести практически аналогичный товар.

В магазине ассортимент мяса достаточно узок и не глубок. Необходимо сделать его как можно более насыщенным: помимо свинины и говядины, расширить ассортимент, предлагая баранину, мясо домашней птицы (уток, гусей, индеек). Необходимо разнообразить ассортимент субпродуктов (печень, сердце, желудки и так далее), так как в магазине выбор данных продуктов практически отсутствует.

В ассортиментной группе молочных товаров можно расширить ассортимент молока за счет увеличения показателей широты, например, предлагая помимо коровьего молока еще и козье, соевое, а также за счет увеличения показателей глубины, продавая молоко коровье не только емкостью 1 л., но и 0,5 л. и обезжиренное.

Сливки в супермаркете продаются только в жидком виде, поэтому необходимо расширить ассортимент сливок, предложив покупателю сухие сливки разной массы.

Исходя из результатов проведенного исследования, было выявлено, что современный покупатель все большее предпочтение отдает товарам отечественного производства. Особенно это касается товаров первой необходимости (хлеб, молочные продукты) и скоропортящихся продуктов питания. Возможно, это связано с тем, что в настоящее время ассортимент импортных продуктов этих групп невелик, а также в последнее время сложилось мнение, что отечественные продукты питания более полезны, не содержат различных химикатов и добавок, так как не требуют того, чтобы в них добавлялись вещества, способствующие долгому хранению (в отличие от импортных товаров), экологически чистые и натуральные. Поэтому надо расширять ассортимент продуктов отечественного производства, в частности, по таким товарным группам, как молочные продукты (например, йогурты), мясные товары (консервы, окорочка), рыбные товары и морепродукты, крупяные товары, соки, газированные напитки. Нужно разнообразить ассортимент детского питания отечественного производства, в частности, молочных смесей. Их ассортимент довольно насыщен, но очень много импортных марок (Нестле, Хипп, Бебелак), а отечественные практически отсутствуют.

В ассортиментной группе плодоовощных товаров отмечается недовольство покупателей высокой ценой экзотических фруктов, плохим качеством овощей и узкостью ассортимента. Необходимо найти выгодных поставщиков фруктов, позволяющих снизить цены. Овощи закупать в небольшом количестве, чтобы они всегда были свежими, не долго лежали на прилавке и имели привлекательный товарный вид. Если они будут приобретаться чаще, это будет говорить о том, что покупатель оценил данное мероприятие, и тогда можно будет постепенно увеличивать размер заказа партии поставок овощей.

В номенклатуре магазина есть продовольственные товары, имеющие, как правило, сезонный спрос. К таким товарам можно отнести безалкогольные напитки (минеральная вода, газированные напитки, соки), мороженое, фрукты, овощи. То есть весной и летом (фрукты зимой) они потребляются чаще и спрос на них выше, чем осенью и зимой. Поэтому в периоды повышенного спроса ассортимент данных товарных групп делать как можно более насыщенным и глубоким, увеличивая предложение торговых марок, видов товаров и их разновидностей, а в периоды спада спроса предлагать продукты, пользующиеся относительно повышенным спросом по сравнению с аналогичными товарами, и ассортимент несколько уменьшать, чтобы избежать дополнительных и ненужных издержек на хранение и реализацию продуктов этих ассортиментных групп.

В настоящее время потребители начинают задумываться о своем здоровье и здоровье своих близких, поэтому они прилагают все больше усилий по поиску натуральных, экологически чистых и полезных продуктов питания. Необходимо включить в ассортимент магазина продовольственные товары экологические чистые, без химических добавок и красителей (колбасы, напитки, соки, кондитерские изделия), обогащенные витаминами и микроэлементами и делать на них акцент при рекламе магазина и его ассортимента, привлекая и информируя тем самым потребителей.

Для выявления неудовлетворенного спроса дать задание кассирам фиксировать данные о том, какие продукты питания покупатели спрашивают часто, что они хотели бы купить (какой массы, емкости, жирности, в какой упаковке), а в магазине этого нет или быстро заканчивается. В конце каждого месяца предоставлять управляющему список таких товаров. Управляющий, в свою очередь, анализирует и учитывает полученную информацию при формировании ассортимента магазина на следующий месяц, включая определенные товарные группы в заявки на поставку или устанавливая новые связи с поставщиками.

В целом ассортиментная политика магазина соответствует ее типу и специализации. Так как этот магазин имеет статус "шаговой доступности", он имеет у себя в наличии насыщенный и глубокий ассортимент, а его номенклатура достаточно широкая. По опыту других магазинов также в товарную группу "Сопутствующие товары" можно включить промышленные товары, потребность в которых может возникать часто и неожиданно: наборы одноразовой посуды, стиральные порошки, чистящие средства, мыло, шампуни, гигиенические средства, туалетная бумага, канцелярские принадлежности (ручки, тетради, блокноты); в качестве обеспечения эмоциональной, ситуационной покупки могут предлагаться мягкие игрушки, открытки. Но не надо забывать что, данная группа товаров является второстепенной, поэтому промышленные товары должны занимать небольшие торговые площади и быть в небольшом количестве.

Литература

1. Федеральный закон РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью" от8 февраля 1998 г. N 14 – ФЗ.

2. ГОСТ Р 51773-2009. "Услуги торговли. Классификация предприятий торговли".

3. Абрютина М.С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности. – М.: Дело и сервис, 2010. – 464 с.

4. Багиев Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 231 с.

5. Баклин, Л. Стратегия розничной торговли и классификация потребительских товаров / пер. с англ. СПб.: Питер, 2010.

6. Брагина, Л. А., Данько, Г. П. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация / Учебник. 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М., 2010 – 560с.

7. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. М.: Финпресс, 2008.

8. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – 11-e изд., перераб. и доп., 2011. – 692 с.

9. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. – 288 с.

10. Ильенкова Н. Д. Спрос: анализ и управление: Учеб. Пособие / Под ред. И. К. Беляевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010.

11. Леви М., Вейтц Б. основы розничной торговли / пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2009.

12. Николаева М. А. Теоретические основы товароведения: учеб. для вузов – М.: Норма, 2007. – 448с.

13. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 448 с.

14. Соломатин А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 292с

15. Чкалова О. В. Торговое дело. 2-е изд., перераб. и доп. – Эксмо, 2010. – 320 с.