Организация и анализ автотранспортного предприятия.
Организация и анализ автотранспортного предприятия
- Мировой опыт прогнозирования и применение его в России
- Показатели организации труда и производства
- Оборотные средства предприятия
- Оплата труда на предприятии
- Разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции
- Повышение эффективности предпринимательской деятельности организации
- Соблюдение коммерческой тайны
Сопоставление намеченного объема перевозок и грузооборота по каждому роду перевозимого груза с провозными способностями автомобильного парка позволяет установить возможность освоения АТП заданного объема перевозок. В случае недостаточной провозной способности необходимо изыскать пути ее повышения, проанализировать все эксплуатационные показатели. Если это не позволяет повысить производительность до требуемого уровня, решается вопрос или о дополнительном приобретении автомобилей или о сокращении запланированного объема перевозок и передаче его другим АТП. При расчетах следует предусмотреть резерв провозных способностей автомобильного парка по каждой группе автомобилей для выполнения срочных и разовых перевозок, которые выявляются в процессе работы. Объем таких перевозок следует планировать исходя из опыта работы в предшествующие периоды.
Для обеспечения нормальной работы предприятий необходимо поддержание основных фондов в состоянии рабочей готовности. Особое внимание при этом уделяется оборудованию (силовому и производственному), которое составляет значительную часть основных фондов предприятия. Основой рациональной эксплуатации оборудования является тщательный уход за ним, своевременный и качественный ремонт.
Основными задачами ремонтного хозяйства являются: выполнение профилактического текущего обслуживания оборудования для обеспечения длительной нормальной его работы между ремонтами; выполнение плановых ремонтов, снижение трудоемкости и себестоимости ремонтных работ; постоянная модернизация имеющегося оборудования. Выполнение этих задач осуществляется на основе планово-предупредительной системы ремонта. Сущность этой системы заключается в том, что уход за оборудованием, его обслуживание и ремонт осуществляются в плановом порядке и носят предупредительный характер.
В систему планово-предупредительного ремонта входят: межремонтное обслуживание, состоящее из ежедневного ухода и текущего обслуживания; периодические профилактические операции – осмотры, проверки, промывки и смазки; плановые ремонты – малые, средние и капитальные.
В авторемонтных предприятиях ремонт оборудования рассредотачивается во времени и проводится без нарушения хода основного производства. Значительная часть работ по ремонту оборудования выполняется во время производственных пауз (в частности, в нерабочие дни и между сменами). Во многих случаях при ремонте оборудования устаревших конструкций необходимо не только восстановить эксплуатационные показатели агрегата, но и модернизировать его. Модернизация заключается во внесении изменений в конструкцию устаревшего агрегата, повышающих его эксплуатационные показатели до современного технического уровня. Средний и капитальный ремонты оборудования выполняются за счет фонда амортизационных отчислений, а малый ремонт – за счет цеховых расходов.
Организация и планирование ремонта оборудования на авторемонтных предприятиях основываются на системе нормативов, к которым относятся ремонтный цикл, межремонтный и межосмотровый периоды, структура ремонтного цикла, категории сложности ремонта, нормативы трудоемкости ремонтных работ и простоев оборудования в ремонте.
Ремонтный цикл Тр – это время работы оборудования от начала его эксплуатации до первого капитального ремонта или между двумя капитальными ремонтами. Ремонтный цикл состоит из межремонтных и межосмотровых периодов.
Межремонтный период tр – это время работы оборудования между двумя очередными плановыми ремонтами. Длительность межремонтного периода:
tp = Tp/(n0 + nm + 1),
где n0 – число осмотров; nm – число малых ремонтов.
Межосмотровый период t0 – промежуток времени работы оборудования между двумя очередными осмотрами или между плановым ремонтом и осмотром. Длительность межосмотрового периода:
t0 = Tp/(n0 + nm + nc + 1),
где nc – число средних ремонтов.
Под структурой ремонтного цикла понимают состав, количество и порядок чередования плановых ремонтов и осмотров в ремонтном цикле.
Категория сложности – качественная характеристика конструктивных и технологических особенностей как отдельного агрегата, так и оборудования предприятия. Для каждого вида оборудования в зависимости от параметров, характеризующих сложность ремонта, определяют категорию сложности. Степень сложности ремонта оценивается, в единицах ремонтосложности. В качестве агрегата-эталона для всех видов оборудования, кроме электротехнического, принят токарно-винторезный станок 1К62 с высотой центров 200 мм и расстоянием между центрами 1000 мм. Капитальный ремонт такого станка оценивается 11 ремонтными единицами, и он отнесен к 11-й категории сложности. Для электрооборудования в качестве агрегата-эталона, соответствующего 1-й категории ремонтосложности, принят асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором мощностью 0,6 кВт. Категория сложности ремонта любого оборудования определяется при сравнительном сопоставлении с агрегато-эталоном, причем категория сложности агрегата и соответствующее этому агрегату число ремонтных единиц совпадают.
Принятые на предприятиях нормативы трудоемкости ремонтных работ на одну единицу ремонтной сложности приведены в соответствующем справочнике. Кроме нормативов трудоемкости, в единой системе планово-предупредительного ремонта установлены нормы простоя оборудования в ремонте в сутках на одну ремонтную единицу по каждому виду ремонта исходя из сменности работы ремонтных бригад и вида производства.
На авторемонтных предприятиях планирование и выполнение работ по обслуживанию и ремонту заводского технологического, энергетического и санитарно-технического оборудования, зданий и сооружений, а также изготовление нестандартного оборудования осуществляются отделом главного механика, в ведении которого находятся ремонтно-механический цех, электроремонтный участок с трансформаторной подстанцией, ремонтно-строительный участок, котельная и компрессорная.
Планирование ремонта оборудования авторемонтных предприятий осуществляется на основании нормативов планово-предупредительной системы ремонта. В годовом плане по ремонту оборудования определяются объемы, виды, сроки ремонтов оборудования; порядок обеспечения ремонтных работ трудовыми, материальными и денежными средствами; себестоимость ремонтных работ.
Годовой объем ремонтных работ может быть установлен укрупненным методом и на основе годового графика ремонтов. Объем ремонтных работ выражается в условных ремонтных единицах и в нормативной трудоемкости.
При укрупненном методе планирования все имеющееся оборудование группируют по категориям сложности (трудоемкости) ремонта, приводят к ремонтным единицам, а затем устанавливают общее число ремонтосложности. Эти расчеты часто ведут раздельно по группам оборудования с различными ремонтными циклами. Наряду с укрупненными расчетами осуществляется календарное планирование постановки оборудования в ремонт. Календарный план оформляется в виде годового графика ремонтных работ.
Пропускную способность ремонтно-механического цеха рассчитывают для установления соответствия его производительной мощности потребностям ремонта оборудования. Поверочный расчет можно выполнять в условных ремонтных единицах оборудования, что позволяет установить соответствие мощности ремонтного хозяйства объему планируемых работ.
Планирование объема работ капитального ремонта по строительным и санитарно-техническим работам осуществляется на основании смет. При составлении сметы капитального ремонта устанавливаются сроки выполнения работ по календарному графику. После составления календарного графика определяют программу ремонтных работ, в которой указывают: место ремонта, объекты ремонта, краткое описание работ, трудоемкость в нормо-часах для строительных и прочих рабочих, сроки начала и конца ремонтных работ.
Общий объем строительных и прочих работ определяется исходя из трудоемкости работ по текущему, капитальному ремонту и резерва на непредвиденные строительные и санитарно-технические работы.
Организация и планирование работ по ремонту основных фондов на АТП аналогичны организации и планированию работ в авторемонтных предприятиях. Работы по обслуживанию и ремонту оборудования выполняются отделом главного механика по системе планово-предупредительного ремонта. Для выполнения этих работ создаются комплексные бригады ремонтных рабочих. На крупных АТП организуются цехи отдела главного механика: ремонтно-механический, электроремонтный, ремонтно-строительный. На средних и мелких АТП ввиду меньшего объема работ по обслуживанию и ремонту оборудования специальные цехи могут не организовываться. В этом случае весь объем работ отдела главного механика распределяется между производственными цехами предприятия.
Для анализа технико-эксплуатационных показателей работы парка подвижного состава необходимо определить средневзвешенные значения следующих ТЭП:
- время в наряде;
- техническая скорость;
- время погрузки-разгрузки;
- коэффициент использования грузоподъемности;
- длина груженой ездки;
- коэффициент выпуска;
- грузоподъемность.
При анализе показателей динамики перевозок используют темп прироста (Тпр), абсолютный прирост (Апр) и абсолютное значение одного процента прироста (А1%). Абсолютный прирост представляет собой разность между фактическим значением показателя и плановым.
Апр = ПФ – ППЛ
где ПФ – фактическое значение показателя; ППЛ – плановое значение показателя.
Темп роста – это отношение фактического значения показателя к плановому, выражается в процентах.
Тпр = ПФ / ППЛ * 100% – 100
Абсолютное значение одного процента прироста – это отношение абсолютного прироста показателя к темпу его роста.
А1% = Апр / Тпр